Т
Греч, слово μυστήριον встречается в греч. Библии только в нескольких позднейших кн. (Тов, Иф, Прем, Сир, Дан, 2 Макк); оно передает арамейское слово раз, значущее «тайное» и соответствующее древнеевр. сод (еще употреблявшееся в кумранских рукописях). В НЗ это слово стало богословским термином. В следствии того, что его часто употребляли в эллинистических кругах (в философии, культе мистерий, гнозисе, магии), важно точно установить его смысл во избежание неправильных толкований.
ВЗ
1. Откровение Тайн Божиих. - Мысль о Т. божиих знакома Израилю со времени пророков. Эти Т. касаются замысла о спасении, осуществляемого Богом в истории ч-ства, что и является предметом откр.: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны (сод) рабам Своим пророкам» (Ам 3.7; см Числ 24.4,16). Второисаия проникнут этим традиционным учением: исторические судьбы Израиля соответствуют замыслу Господню, заранее открытому через пророческое Слово, что и обеспечит приход спасения в конце времен (Ис 41. 21-28). Так подготовляется специфически религиозное понятие - «тайна», употребляемое параллельно прор. Даниилом и в кн. Премудрости.
2. Даниил и Книга Премудрости
а) Книга прор. Даниила есть «апокалипсис», т.е. откр. божественных Т. (роз: Дан 2.18 сл,27 сл,47;
4.6). Эти Т. не касаются творения, как в других апокрифических произведениях, но относятся к тому, что осуществляется во времени в виде последовательной истории, направленной к определенному концу; иначе говоря, это Т. замысла о спасении. Т. эти вписаны в небе, и они непреложно осуществятся, и потому Бог их иногда открывает в сновидениях, видениях или через ангелов (см 2; 4; 5; 7; 8; 10-12). Никакая ч-ская мудрость не могла бы обладать таким знанием будущего, но «есть на небесах Бог, открывающий тайны» и заранее извещающий о том, «что будет в последние дни» (2.28, 47); и если эти загадочные откр. остаются непостижимыми для людей, то нек-рым избранным Он дает мудрость (см 5.11), исключительную проницательность ( дух), благодаря к-рой «никакая тайна их не затрудняет» (4.6). То, что Он т. обр. открывает, это Его Суд, предваряющий спасение. Все это уже давно заключено в пророческих Писаниях: архангел Гавриил является прор. Даниилу, исследующему кн. Иеремии, и открывает ему таинственное значение пророчества о семидесяти седмицах (Дан 9), основанное на символике чисел. Итак, Писания пророков толкуются здесь т. же обр., как сны или видения, к-рые передают в других местах св. Писания в загадочных символах Т. замысла Божия.
б) В кн. Премудрости слово Т. имеет и более широкий смысл, когда применяется к языческим культам (Прем 14.15,23). Но, как и в кн. прор. Дан., Т. называются преимущественно трансцендентные реальности, являющиеся предметом откр.: Т. Божий при вознаграждении праведных (2.22), Т., относящиеся к происхождению божественной Премудрости (6.22). Это Т. сотериологического порядка («мир грядущего» - завершение замысла о спасении), как и богословского (глубинное существо Бога). Они соответствуют тем, о к-рых трактуют авторы апокалипсисов.
3. Вне-библейский иудаизм
а) Апокрифические апокалипсисы. - В апокрифических писаниях предполагается, что Еноху, как
и Даниилу, «открыты тайны святых» (1 Енох 106.19): он прочел небесные таблицы, куда вписаны все события будущего, и благодаря этому узнал Т. конечной участи праведников (103.2 слл) и грешников (104.10). Следовательно, Т. здесь называется эсхатологическое осуществление замысла Божия, понятие, к-рого придерживаются еще апокалипсисы Ездры и Варуха.
б) В Кумранских текстах придается также большое значение познанию этой «тайны будущего», к-рая осуществится «в день Посещения» и определит участь праведных и грешных. В этих текстах воспроизводится описание его по пророческим книгам, к-рые им объяснил Учитель Правосудия, так как «Бог открыл ему тайну слов Его служителей пророков» (Дан 9). Речь идет о вдохновенном толковании, равносильном новому откр.: «Последние времена будут длительнее, чем те, о к-рых предсказывали пророки, потому что чудны Т. Божий». Но откр. дается только тем, кто идет «путем совершенства». Это - эзотерическое откр., к-рое не должно быть сообщено людям нечестивым, людям извне.
НЗ
I. УЧЕНИЕ ИИСУСА
У синоптиков слово μυστήριον встречается всего один раз, а в Евангелии от Ин - никогда. «Вам дано знать тайны Царства Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк 4.11 п). Так отвечает Иисус ученикам, к-рые просят Его разъяснить смысл притчи о Сеятеле. Среди слушающих Его Он различает тех, кто могут постигнуть Т., и тех, «внешних», к-рым огрубелость их сердец мешает понять ее, по слову Исайи 6.9 сл (Мк 4.12 п). Для этих последних пришествие Царства Божия остается загадкой, и поучение притчами не дает ключа к пониманию ее. Но ученикам «тайна открыта» и притчи разъяснены. Следовательно, Т. эта - пришествие царства Божия в соответствии с замыслом Божиим, засвидетельствованным древними пророчествами. Здесь Иисус возвращается к центральной теме иудейских апокалипсисов. Его дело - основать Царство Божие на земле и раскрыть во всей полноте божественные Т., касающиеся Его, Т. «сокровенные от создания мира» (Мф 13.35). В Нем завершается откр., потому что обетования исполняются: Т. Царства явилась на земле в Его лице.
Вследствие этого ч-ство раскалывается на две части: ученики ее принимают,«внешние» замыкают от нее свое сердце. Провозглашение Т. не является, значит, эзотерическим (см Мк 1.15 п; 4.15 п). Однако таинственная завеса притч поднимается только для тех, кто умеет слышать (см Мф 13.9,43). И для них постижение Т. - не дело ч-ского разума, но дар Божий.
II. УЧЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА
Для того чтобы понять употребление слова μυστήριον у Павла, нужно проникнуться духом иудейской апокалиптики. Слово это вызывает представление о глубокой неизреченной реальности, оно открывает прорыв в бесконечность, обозначает как и в Евангелии: осуществление спасения через смерть и Воскресение Христа, его внедрение в историю провозглашением Слова. Но эта реальность представлена как божественная Т., недоступная ч-скому разуму без откр. свыше (см 1 Кор 14.2). Т. обр. это слово сохраняет свой эсхатологический резонанс, но оно применяется и к последовательным этапам, через к-рые осуществляется возвещенное спасение. Эти этапы: пришествие Иисуса на землю, время Церкви, скончание веков. Такова Т., познание и созерцание к-рой неотъемлемы от идеала каждого хр-нина (Кол 2.2; ЕФ1.15 сл; 3.13 сл).
1. Развитие тайны во времени. - В первых посланиях (2 Фес; 1 Кор; Рим) имеются поочередно в виду эти различные аспекты Т. Можно поставить знак равенства между «возвещением тайны Божией» (1 Кор 2.1, по некоторым манускриптам) и благовествованием Евангелия (1.17) распятого Христа (см 1.23; 2.2). Таково содержание благовестия, принесенного Павлом Коринфянам; оно соблазн для Иудеев, безумие для Эллинов, но премудрость для верующих (1.23 сл). Эта Премудрость Божия, принявшая облик Т. сокровенной (2.7), была до сего времени скрыта, никто из властей века сего ее не познал (2.8 сл), но нам Бог открыл ее Духом Своим, проницающим и глубины Божий (2.10 сл). Недоступная душевному ч-ку, предоставленному лишь своим природным силам, она понятна духовному ч-ку, к-рого научает Дух Св. (2.15). Однако Апостол, «домостроитель тайн Божиих» (4.1), может ее «возвестить не от ч-ской мудрости изученными словами, но изученными от Духа Божия» (2.13), не неофитам (3.1 сл), но только «совершенным» (см 2.6), чтобы они могли понять все дары благодати (2.12), заключенные к этой Т. Евангелие дано всем, но хр-не призваны в постепенному углублению его понимания.
Эта Т., способствующая ныне спасению верующих, борется с «тайной беззакония» (2 Фес 2.7), т.е. с действием Сатаны, к-рое достигнет своего апогея в явлении Антихриста. Ее развитие в истории идет путями как бы парадоксальными, т. напр., нужно было ожесточение части Израиля, чтобы могло быть спасено множество язычников (Рим 11.25) - это Т. непостижимой Премудрости Божией (11.33), к-рая претворила в благо падение избранного народа. Христос восторжествует, когда завершится Т., когда мертвые воскреснут, а живые преобразятся для участия в Его небесной жизни (1 Кор 15. 51 слл). «Т. Божия» охватывает всю свящ. историю от пришествия Христа на землю и до Второго Пришествия. Евангелие - это «откровение тайны, о к-рой от вечных времен было умолчано, но к-рая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам» (Рим 14.24 сл).
2. Тайны Христа и Церкви. - В своих посланиях из темницы Павел в основном сосредоточивает внимание на «ныне открытой тайне Бога» (Кол 2.2) - «тайне Христа» (Кол 4.3; Еф 3,4), К-рый осуществляет спасение через Свою Церковь. Эта Т. была сокрыта в Боге от начала веков (Кол 1.26; Еф 3.9; см 3.5), но ныне Бог открывает ее нам (Кол 1.26; Еф 1.9; 3.9), как она была открыта Апостолам и пророкам, в частности самому Павлу (3.4 сл). Евангелие - благовестив этой Т. (3.6; 6.19). Она есть заключительное слово замысла Божия, к-рый Он прежде положил в Возлюбленном, дабы осуществить этот замысел, когда придет полнота времен: дабы все небесное и земное соединить под единой главою Христа (1.9 сл). Иудейская апокалиптика исследовала чудеса творения, хр-нское откр. возвещает его самую сокровенную Т.: Христом «Рожденным прежде всякой твари» все стоит (Кол 1.15 слл), Им все примиряется (1.20). Иудейская апокалиптика исследовала и пути Господни в истории ч-ства, хр-нское же откр. показывает их сходящимися ко Христу, К-рый посредством Церкви своей включает спасение в историю (Еф 3.10). Отныне и Иудеи и язычники становятся членами того же Тела, сонаследниками и сопричастниками обетования (3.6). Павел поставлен служителем именно этой Т. (3.7 сл). В ней все приобретает таинственное значение - так союз мужа и жены становится символом единения Христа и Церкви (5.32). В ней как язычники, так и Иудеи, находят прочную основу своего упования (Кол 1.27). Как велико это «таинство веры» (1 Тим 3.9), эта «Т. благочестия: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим 3.16)!
Так последовательное развитие ведет от Т., намеченной иудейскими апокалипсисами, к Т. царства Божия, открытой Иисусом, и приводит наконец к «тайне Христовой», воспетой Апостолом язычников. Эта Т. не имеет ничего общего с Т. греч. мистерий и восточных религиозных культов, хотя Павел и пользуется иногда некоторыми выражениями, употреблявшимися в них, чтобы нагляднее противопоставить этим особым видам «Т. беззакония» (2 Фес 2.7) истинную Т. спасения, как он противопоставляет ложной ч-ской мудрости истинную Премудрость Божию, проявленную в кресте Христовом (см 1 Кор 1.17-25).
III. ОТКРОВЕНИЕ ИН.
В Откр. Ин. слово μυστήριον дважды определяет тайное значение символов, к-рые толкует сам тайнозритель (Откр 1.20) или ангел, говорящий ему (Откр 17.7). Но также в двух местах это слово обретает смысл очень близкий к тому, к-рый ему придавал Павел. На челе Вавилона - великой блудницы, представляющей Рим, написано имя: тайна (17.5), потому что в ней совершается та «тайна беззакония», к-рую уже обличал Павел (см 2 Фес 2.7). И наконец, в последний день, когда седьмой ангел вострубит, чтобы возвестить Страшный Суд, «совершится Т. Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр 10.7; см1 Кор 15.20-28).
Церковь жаждет этого завершения. Она уже живет Т., но находясь в средоточии современного мира, еще остается полем битвы между силами Божиими и силами диавольскими. Настанет день, когда диавольские силы будут наконец истреблены (см Откр 20; 1 Кор 15.26 сл) и она войдет в «мир грядущий». Тогда останется единая Т. Божия в обновленном мире (Откр 21; 1 Кор 15.28). Таково завершение хр-ского откровения.
BRi & PG
Бог НЗ II 3,4- видеть - Дух Божий 0 - замысел Божий - знать ВЗ 4, НЗ 3 - истина ВЗ 3, НЗ 2 - крест I 2- молчание - мудрость - неверие II - облако - Откровение - присутствие Божие ВЗ II, НЗ II - притча - сон ВЗ
ТАЙНЫЙ Бог НЗ II 3,4 - замысел Божий ВЗ II, НЗ II - Откровение - печать - тайна
ТВЕРДОСТЬ вера 0 - верность - доверие - истина ВЗ 1,2
Вопреки очень распространенному представлению, наше Т. не является простой совокупностью плоти и костей, к-рой ч-к обладает во время своего земного существования, к-рой его лишает смерть и к-рую он снова обретет в день Воскресения. Т. обладает гораздо большим достоинством, что подчеркивает в своем учении о Т. Павел (ср 1 Кор 12. 14-27). Оно не только объединяет все члены его составляющие, оно выражает личность в ее главных состояниях: естественном и греховном, посвященном Христу, жизни во славе.
I. ТЕЛО И ПЛОТЬ
В ВЗ плоть и Т. обозначены словом «басар», в греч. же тексте НЗ для этих понятий есть два слова: σάρξ и σώμα; это различие получает свое полное значение только при истолковании в свете веры.
1. Достоинство тела. - Как и на большинстве языков, Т. часто обозначает ту же реальность, что и плоть: так, жизнь Иисуса должна проявиться как в нашем Т., так и в нашей плоти (2 Кор 4.10 сл). В семитическом понимании Т. достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то и другое выражает ч-ка во всей его совокупности.
У Павла это достоинство тела ясно утверждается. В противоположность другим авторам НЗ (напр. Мф 27.52,58 сл; Лк 17.37; Деян 9.40), Павел остерегается употреблять этот термин, говоря о трупе. За Т. он оставляет то, что является одним из достоинств ч-ка - способность рождать (Рим 1.24; 4.19; 1 Кор 6.13-20; 7.4). Наконец, он приписывает тленность и одряхление ч-ка, т.е. его чисто ч-ские свойства, и в особенности греховную жизнь - не Т., а плоти.
Он не составляет перечня грехов Т. (в 1 Кор 6.18 «грех против тела» значит вероятно грех против ч-ка в его цельности). Т., в отличие от плоти, заслуживает только уважение со стороны того, кого оно выражает.
2. Тело во власти плоти. - Но вот, плоть, обитаемая Грехом (Рим 7.20), поработила Т. С этого момента существует Т. греховное (6.6), подобно тому, как существует и «плоть греховная» (8.3); грех может господствовать над Т. (6.16), так, что и само Т. тоже ведет к смерти (7.24); оно приведено в состояние уничижения (Флп 3.21) и бесчестия (1 Кор 15.43), исполнено похотей (Рим 6.12), совершает дела плоти (8.13). По учению Павла, Т. подчинено трем силам, к-рые поработили плоть: 3а-кон, смерть, Трех (см Рим 7.5). С такой точки зрения Т. выражает не только ч-скую личность, вышедшую из рук Создателя, но и личность, порабощенную плотью и грехом.
II. ТЕЛО И ГОСПОДЬ
1. Тело для Господа. - Коринфяне, к-рым писал Павел, были склонны думать, что блуд - действие безразличное, не имеющее большого значения. Отвечая им, Павел не ссылается ни на духовность души, ни на некое различие между вегетативной жизнью и жизнью духовной, для к-рой такое поведение может представлять опасность. «Пища для чрева, - пишет он, - и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6.13). В отличие от чрева, т.е. от тленной плоти (см Флп 3.19), к-рая не может наследовать царство Божие (1 Кор 15.50), Т. должно воскреснуть, как Господь (1 Кор 6.14), оно - член Христов (6.15), храм Духа Святого (6.19); значит надо прославлять Господа в Т. своем (6.20). И тогда как плоть возвращается в землю - Т. посвящено Господу. И в этом его несравненное достоинство.
2. Тело Христово. - Точнее, это достоинство проистекает из того, что Т. было искуплено Христом. Христос принял «тело плоти» (Кол 1.22), что подчинило Его Закону (Гал 4.4). В силу этого, приняв «подобие плоти греховной» (Рим 8.3), Он принял проклятие за нас (Гал 3.13), Он «сделался вместо нас грехом» (2 Кор 5.21); и наконец, Он подчинился власти смерти, но смерть Его была непреложной смертью греху (Рим 6.10). Так что смертью Он победил и плоть и грех; силы, распявшие Христа, были лишены своей власти (1 Кор 2.6,8; Кол 2.15). Итак, Он осудил грех (Рим 8.3), преобразив проклятие закона в благословение (Гал 3.13 сл; Еф 2.15). Он нас не только освободил от рабства, но соединил с Собою: вследствие всемирного значения Его жизни и Его искупительных Страстей, отныне существует только «единое» тело, Тело Христово.
3. Тело христианина. - Поэтому каждый верующий, соединенный со Христом, отныне может побеждать те силы, к-рым он был некогда подвластен - Закон, грех, смерть - через Тело Христово. Он умер для 3акона (Рим 7.4), его «греховное тело упразднено» (6.6), с него совлечено «тело плоти», конец к-рого смерть (Кол 2.11). Пройдя т. обр. весь путь Христа при принятии крещения, хр-нин должен в жизни следовать ему день за днем; он должен «представить тело свое в жертву живую» (Рим 12.1).
Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: уничиженное грехом при жизни на земле, Т. будет преображено в «славное тело» (Флп 3.21), в «тело духовное» (1 Кор 15.44), нетленное, в образ небесного Адама (15.49).
Нам хотелось бы, чтобы переход от смертного тела к небесному Телу Христа совершился сразу, в одно мгновение, как в день Второго Пришествия. Но нужно быть готовым к иной судьбе: к мучительному переходу через смерть. Итак, мы должны предпочитать «выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5.8) в ожидании воскресения, через к-рое мы образуем наконец и навеки единое Тело Христово.
XLD
Воскресение - душа - одежда - плоть - поклонение - пол II 2, III 2 - смерть ВЗ I 2; НЗ I 2, III 4 - Тело Христово - человек - явления Христа
Согласно НЗ, Т.Х. имеет величайшее значение в тайне искупления. Это выражение может обозначать то собственное Тело Иисуса, то Его Тело в таинстве Евхаристии, то Тело, членами к-рого мы являемся и к-рое есть Церковь.
I. СОБСТВЕННОЕ ТЕЛО ИИСУСА
1. Иисус в Его жизни во плоти. - Иисус разделял с нами нашу жизнь во плоти: этот основной факт явствует из каждой страницы НЗ. По плоти, говорит Павел, Он происходит от патриархов и от семени Давидова (Рим 1.3; 9.5). Он рожден от жены (Гал 4.4). Подлинность Его ч-ского естества всюду признается в Евангелиях без прямых указаний на Его тело: Он испытывает голод (Мф 4.2 п), усталость (Ин 4.6), жажду (4.7), потребность сна (Мк 4.38), страдание... Утверждая те же реальности, ап., Иоанн предпочитает говорить о плоти Иисуса (см Ин 1.14), называя обольстителем и антихристом того, кто не исповедует «Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин 4.2; 2 Ин 7).
2. Телесная смерть Иисуса. - Внимание к Телу Иисуса удваивается в повествовании о Страстях Господних. С момента трапезы в Вифании Тело Его было умащено миром и тем приготовлено к погребению (Мф 26.12 п). И вот Он умирает на кресте, (Мф 27.50 п) и Тело Его положено во гроб (Мф 27. 58 слл; Ин 19.38 слл). Но этот обычный конец, не отличный от конца каждого ч-ка, имеет особое значение в тайне спасения. Иисус вознес наши грехи на крест Телом Своим (1 Петр 2.24); Бог примирил нас в теле плоти Его смертью Его (Кол 1.22). Т.Х., истинный пасхальный агнец (1 Кор 5.7), было, следовательно, орудием нашего искупления; из Его пронзенного ребра истекли кровь и вода (Ин 19.33 слл). Также и посл., к Евр., чтобы представить жертву Христову, уделяет особое внимание Телу Его. «Входя в мир», Иисус имел намерение принести Себя в жертву, ибо Бог «уготовал Ему тело» (Евр 10.5), и «принесением тела Иисуса Христа» мы освящены раз и навсегда (Евр 10.10).
3. Прославление Тела Иисусова. - Однако тайна завершилась не телесной смертью Иисуса, а Его
Воскресением. Евангелисты, описывая явления Христа, подчеркивают, что тело Воскресшего было реальным (Лк 24.39,42; Ин 20.27), но в то же время оно уже не подчинялось законам земного существования, как до крестной смерти (Ин 20. 19,26). Оно стало уже не «тело душевное» (1 Кор 15.44), но «славное тело» (Флп 3.21), «тело духовное» (1 Кор 15.44). Через это открывается разительным образом свящ. значение тела Христова в новом домостроительстве, начало к-рому положило воплощение: разрушенное и восстановленное в три дня, оно заменило древний храм как знак Присутствия Божия среди людей (Ин 2.18-22).
II. ТАИНСТВО ТЕЛА ХРИСТОВА
1. Сие есть Тело Мое. - После воскресения Т.Х. имеет не только небесное незримое существование «одесную Бога» (Евр 10.12), ибо перед смертью Иисус учредил особый обряд, чтобы увековечить под видом Св. Даров присутствие на земле Своего Тела, принесенного в жертву. Повествования об установлении таинства Евхаристии показывают, что этот обряд был учрежден в предвидении надвигающихся крестных страданий, являя смысл телесной смерти Иисуса: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор 11.24 п); «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк 14.24 п). С этих пор под видом хлеба и вина пребывают на земле принесенное в жертву тело Иисуса и Его пролитая кровь.
2. Евхаристический опыт Церкви. - Тот же обряд, повторяемый в Церкви, остается воспоминанием о смерти Иисуса (1 Кор 11.24 слл). Однако теперь он находится в свете воскресения, силой к-рого Т.Х. стало «духом животворящим» (15.45); кроме того, этот обряд имеет эсхатологическую направленность, т.к. он возвещает возвращение Спасителя и призывает к Его ожиданию (11.26). Следовательно, в этом обряде Церковь переживает особого рода опыт: «приобщение Телу Христову» дает ей возможность постоянно переживать все главные моменты тайны спасения.
III. ЦЕРКОВЬ, ТЕЛО ХРИСТОВО
1. Члены единого тело. - В евхаристическом опыте мы сознаем, что мы члены Т.Х.
«Хлеб, к-рый преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10. 16 сл). Итак, наше единение со Христом должно быть понято очень реально; мы действительно Его члены, и хр-нин, предающийся блуду, «отнимает члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы» (1 Кор 6.15). Когда Павел говорит, что все мы составляем одно тело (1 Кор 12.12), что мы один для другого члены (Рим 12.5), речь идет не о простой метафоре, как в греч. басне о членах и желудке, к-рую в данном случае Павел имел в виду (1 Кор 12.14-26). Именно собственное Т.Х. объединяет многочисленные члены того тела, к-рое составляют верующие хр-не через крещение (1 Кор 12.13-27) и через евхаристическое причастие (1 Кор 10.17). В нем каждый хр-нин имеет свое особое назначение, служащее общему благу (1 Кор 12. 27-30; Рим 12.4). Словом, вокруг собственного Тела Иисуса осуществляется единение людей, призванных разделить жизнь этого Тела.
2. Тело Христово - Церковь. - В своих посланиях из темницы Павел возвращается к тому же учению, но в несколько иной перспективе, к-рая больше подчеркивает реальность Церкви (Кол 1.18). Так же как муж любит свою жену, «как свое тело» (Еф 5.28), ибо он глава жены (Еф 5.23), так и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5.25) как Спаситель тела (Еф 5.23). Итак, Церковь - Его Тело, «полнота наполняющего все во всем» (Еф 1.23; Кол 1.24), и Он -Глава Тела Церкви (Кол 1.18; Еф 1.22), обеспечивающая единство этого тела (Кол 2.19). В этом теле мы, все члены его (Еф 5.30), составляем одно целое (Кол 3.15), ибо, каково бы ни было наше происхождение, все мы примиряемся, чтобы стать единым народом, единым новым ч-ком (Еф 2.14-16). Таково в его цельности распространение Т.Х. Хр-ский опыт, основанный на исторической подлинности Христа во плоти и на приобщении к св. Тайнам, дает возможность выразить тайну Церкви во всей ее глубине.
3. Тело Христово и наше тело. - Соединенные со Христом, став Ею членами и храмами Духа Св. (1 Кор 6.19), наши тела тоже призваны войти в этот новый мир: они воскреснут со Христом, «К-рый уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп 3.20 сл). Так завершится роль Т.Х. в нашем искуплении.
Слава Тебе, Тело рожденное от Девы Марии,
Поистине страдавшее,
Закланное на кресте за род людской;
Да вкусим мы Тебя до испытания смерти.
Латинское песнопение.
FA
виноградник 3 - глава 3 - Евхаристия - единство III - Иисус Христос II 1 г - полнота 3 - приобщение НЗ - раскол НЗ - создать III - тело II 2,3 - хлеб - Храм НЗ I 2, II 2 - Церковь - человек I 2 в - явления Христа 4 б
Так же как и слово ночь или облако, Т. имеет двойное символическое значение, смотря по тому, означает ли это слово отсутствие или присутствие света. Ч-к хочет полного света, но ищет и Т.; Бог - это свет и палящий огонь, но Он также и прохладная Т., и «Он благоволит обитать во мгле» (3 Цар 8.12). Это двойственное значение слова Т. своеобразно используется в Библии.
I. ВОЗВЕЩЕНИЕ СМЕРТИ
1. Убегающая тень. - Ч-ку, сознающему, что он, как тварь, обречен на исчезновение, нарастающая или убывающая Т. напоминает его участь. «Горе нам! День уже склоняется, простираются вечерние тени» (Иер 6.4), так и жизнь ч-ская, ступени к-рой неумолимо прибавляются на солнечных часах времени (4 Цар 20.9 слл). Ч-к «убегает как тень и не останавливается» (Иов 14.2; см 8.9); дни его, как Т., склоняются к ночи (Пс 101.12; 143.4), идут безнадежно к смерти (1 Пар 29.15; Прем 5.9). В течение своей суетной жизни (Екк 6.12) «человек ходит подобно призраку» (Пс 38.7); но в этом необратимом развитии, чувствуя свою собственную изменчивость, он хранит веру в «Отца светов, у К-рого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1. 17).
2. Мрак и тень смерти. - Переводчики LXX, опираясь на сомнительную этимологию, но с глубоким реализмом обычно передавали евр. выражение «густая тень» выражением «тень смертная»; в той же форме мы встречаем это выражение и у Евангелистов (Ис 9.2; Мф 4.16; Л к 1.79). И действительно, Т. не только изменчивое и убегающее явление, но и пустота, ничто, та мрачная тьма, к-рой жаждет Иов в своем горе (Иов 3.1-6). В шеоле нет надежды - это страна смерти, земля тьмы и тени смертной, где свет есть тьма (10.21). Уже в этой жизни вследствие испытаний ч-к лишается света живых: «на веждах моих тень смерти» (16.16).
3. Владыка тени. - Перед лицом угрожающей тени смертной наше прибежище только Бог. Он обращает в тень смертную ложный свет, ожидаемый грешниками (Иер 13.16; см Пс 43.20), но может также «вывести на свет тень смертную» (Иов 12.22) и «вывести из тьмы... и расторгнуть узы людей» (Пс 106.10,14). Вот почему псалмопевец, исполненный упования (доверие), восклицает: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс 22.4). Эта надежда стала реальностью с того времени, когда во Христе исполнилось пророчество Исайи: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4.16; Ис 9.1).
II. ОБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИСУТСТВИЕ
Как облако было угрожающим мраком для одних, а для других светом и защитой, так и грозная Т.
может оказаться защитой; и за этой защитой ч-к открывает некое присутствие.
1. Земная тень. - Т. очень ценится в повседневной жизни, в особенности на Востоке, ибо она охраняет от жгучего солнца. Все творения ищут Т. - лотос, страшный бегемот (Иов 40.22), деревья, птицы, звери и люди (Иез 31.6). Тенистое дерево - символ охраняющей силы, как Даниил объясняет Навуходоносору: «Дерево, к-рое ты видел, это ты, царь» (Дан 4.17 слл); Т. царя укрывает и защищает (Суд 9.15); праведный князь - «как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис 32.2). Однако, в силу своей двойственной сущности, тень может обмануть эту надежду, напр., Т. от растения над головой Ионы (Ион 4.5 слл), Т. от царя Израиля (Плач 4.20); и тем более Т. Египта (Ис 30.2) или же «тень от кедров ливанских», к-рые могут быть вырваны в одно мгновение и сброшены долу вместе с теми, кто доверился их обманчивой Т. (Иез 31; Дан 4).
2. Тень Божия. - Один Бог дает надежную Т. вместо неверной зыбкой теневой защиты. Следует оставить приятную Т. священных деревьев (Ос 4.13) и найти у Господа тенистый приют (Пс 120.5; Ис 25.4 слл). Упование верующего жить «под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоиться» (Пс 90.1), быть как истинный служитель в Т. руки Господней или Его крыл (Пс 16.8; 56.2; 62.8; Ис 49.2; 51.16).
За этими метафорами мы находим несколько воспоминаний об Исходе. В переводе LXX это принято во внимание: глагол «шакан» (покрывать, покоиться, оставаться) переведен: σхιάζειν, έπισхιάζειν (покрывать своею тенью, осенять). В то время облако осеняло скинию (Исх 40.35), определяя т. обр. продолжительность остановок в пути (Числ 9.18,22); это облако осеняло даже Израильтян (10.34), охраняя их чудесным образом, как говорится в кн. Премудрости (19.7). Такая защита снова явится в последние времена. Слава Ягве будет покоиться на очищенном Сионе, подобно «шатру для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогоды и дождя» (Ис 4.5 сл). И когда Израиль будет шествовать, осиянный этой божественной славой, «леса будут осенять его» (Вар 5.7 слл; см 1.12).
Во время освящения храма облако наполнило святое святых и Соломон воскликнул: «Ягве сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (3 Цар 8.12). К мысли о защите здесь прибавляется мысль о непосредственном Присутствии Божием; таков же смысл выражения: Иерусалим, подобно возлюбленной из Песни Песней, может сидеть в тени возлюбленного (Песн 2.3). В лице Девы Марии эти чаяния осуществились, когда «сила Всевышнего осенила Ее» (Лк 1.35) и Она зачала Того, на К-ром во время Преображения покоилось облако (9.34 п).
3. Тень Израиля. - Избранный народ в свою очередь становится источником божественного покровительства. Некогда, будучи выше всех других царств, виноградная лоза Израиля покрывала своей тенью горы (Пс 79.11). Израиль сражен судом Божиим, но снова станет под конец «величественным кедром и будут обитать под ним всякие птицы» (Иез 17.23; см Дан 4.9); это явный образ Царства Божия, открытого для всех народов (Мф 13.32 п). Также, когда Петр исцеляет больных своею Т. (Деян 5.15), он открывает спасительное присутствие Бога в Его Церкви.
XLD
ад ВЗ I 1 - дерево 2 - ночь - облако - прообраз - свет и тьма - смерть
ТИРАН Вавилон 5,6 - гордыня - могущество III 1
ТИР И СИДОН град ВЗ 2 - покаяние НЗ II
Несколько раз в день ч-к садится за стол для принятия пищи в семейном кругу или на пиру; за столом питаются скудным хлебом или предаются излишествам. Этот общий стол создает между сотрапезниками некую общность жизни. Т. может иметь свящ. характер и в языческих религиях и в Библии: можно сесть за стол в капище и быть в общении с бесами или же быть участником Т. Господней - причащаться Тела и Крови Христовых. В этом символическом действии ч-к показывает, к какой общности он стремится - к общности с Богом или же с силами тьмы.
I. ТРАПЕЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
В Библии даже самая обыкновенная Т. имеет большое значение, являясь выражением чувств ч-ка: знаком учтивости в гостеприимстве (Быт 18. 1-5; Л к 24.29), проявлением благодарности (Мф 9. 11), знаком радости по случаю посещения родственника (Тов 7.9), возвращения блудного сына (Лк 15. 22-32), благодарением Богу Спасителю (Деян 16. 34). Радость Т. должна быть полной и преизобильной (Ин 2.1-10; см Екк 9.7 сл), но роскошество не одобряется (см Иф1.16), даже при дворе Соломона (3 Цар 10.5); оно может быть причиной безумного ослепления (Мф 14.6-11; Лк 16.19), к-рое в свою очередь может навлечь наказание (Иф 13.2). Счастлив сохраняющий достаточно ясности ума, чтобы внять предупреждениям Божиим по этому поводу (Дан 5.1-20; Лк 12.19 сл)!
Мудрые, наученные опытом, выработали правила поведения во время Т.: это простые советы воздержания (Притч 23.20 сл; Сир 31.12-22) или умеренности (Притч 23.1 слл; Сир 13.7), забота о нравственном достоинстве в ч-ских отношениях (Сир 6.10; 40.29). Они предсказывали несчастье главным обр. тому, кто не соблюдает законов гостеприимства и осуждали того, кто нарушает узы, созданные общностью Т. (Пс 40.10): Сатана вошел в сердце Иуды, после того как он принял кусок хлеба от Того, Кого решил предать (Ин 13.18,26 сл).
II. ТРАПЕЗЫ СВЯЩЕННЫЕ
Культы библ. Востока включали свящ. пиры мистериального характера: причастность к жертве как бы гарантировала присвоение божественных сил. Израиль постоянно подвергался искушению принять участие в этих формах культа - Моавитской (Числ 25.2) или Хананейской (Иез 18.6,11,15; 22.9). В ягвизме, в его ортодоксальной форме (Лев 3), также были свящ. Т., как и в его идолопоклоннической подделке - в культе золотого тельца (Исх 32.6). Вообще всякая Т., а в особенности Т., за к-рой вкушали мясо, носила свящ. характер (1 Цар 14.31-35); жертвенная Т. сопутствовала и всякому торжественному религиозному акту (1 Цар 9.12,13; ср 1.4-18). Точное значение этого свящ. принятия пищи неясно, и оно по-видимому отчасти ускользало и от самих Израильтян (ср сомнение, выраженное в Лев 10.17 сл); у пророков этот вопрос не затрагивается. Анимистическое представление о присвоении таким путем свящ. сил нигде не упоминается, хотя встречается наивная противоположная идея о приношении Богу жертвенных яств, служащих Ему «хлебом» (Числ 28.2). В псалме (49.12) это представление уже преодолено.
Различные предания сходятся однако в одном: свящ. Т. представляется как обряд, служащий не для заключения, а для утверждения союза, будь то союз между племенами (Быт 31.53 сл; ср 26.26-31), между Богом и Его Помазанником (1 Цар 9.22), Его священниками (Лев 24.6-9), Его народом (Исх 24.11; Втор 27.7). Пасхальная Т. есть воспоминание о «чудных делах» Божиих, совершенных в начале Союза-Завета (Исх 12-13), а вкушение первых плодов служит напоминанием о Провидении Божием, непрестанно заботящемся о своих (Втор 26). Второзаконие систематизирует эту мысль, подчиняя понятие Т. понятию радостного праздника в присутствии Ягве (12.4-7,11 сл,18; 14.22 сл; 15.20; 16. 10-17): единственная свящ. Т. это та, к-рая объединяет весь народ в месте, избранном Ягве, чтобы являть Свое присутствие, и посредством к-рой народ вспоминает с благодарностью благословения Божий и Его же дарами прославляет Его. Празднование, выражающееся в словах, пении и танцах приобретает больше значения, чем сама еда. Этой эволюции, к-рую можно проследить и в христианских литургиях, способствовала полемика пророков против слишком материального понимания жертвоприношения и параллельного восхваления ими жертвы хвалы, плода уст: «...Торжествуй, Израиль! Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя, возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф 3.14-17; ср Ис 30.29; Неем 12.27-43). Эта тема будет существенна для понимания жертвы нового закона (Евр 13.9-16).
III. ТРАПЕЗЫ ХРИСТОВЫ
Праздничные Т. людей приобретают весь свой смысл, когда на них присутствует Богочеловек. Он Друг, К-рого приглашают к семейному столу Лазаря (Лк 10.38-42) и на брачный пир в Кану (Ин 2. 1-11). Он принимает приглашение фарисея Симона и за Т. у него прощает грехи кающейся грешнице (Лк 7.36-50). Он без стеснения разделяет Т. мытарей Матфея (Мф 9.10) и Закхея (Лк 19.2-10).
Своим присутствием Иисус сообщает Т. их подлинное значение. Он собирает Своих за общим столом и Сам произносит благословение (Мф 14.19; 15.36). Он одобряет законы гостеприимства (Лк 7. 44 слл); Он увещает смиренно выбирать последнее место (14.7-11) и заботиться о людях подобных бедному Лазарю (16.21). Такие Т. уже являются осуществлением мессианских предсказаний ВЗ, ибо приносят дары Божий: радость (МФ9.15), прощение (Лк 7.47), спасение (Лк 19.9), наконец преизобилие, когда Сам Иисус уготовляет Т. в пустыне для множества голодных (Мф 14.15-21). Будучи возвратом к блаженству рая и возобновлением чудес Исхода (Ин 6.31 слл; ср Исх 16.18), эти дела Христовы возвещают и иной пир - Евхаристию и через нее эсхатологическое пиршество.
На время ожидания Его возвращения в конце времен Иисус полагает начало Т. нового 3авета, запечатленного в Его крови. Вместо манны Он дает в пищу плоть Свою, истинный хлеб живой, отданный Им за жизнь мира (Ин 6.31 слл,48-51). Эта Т. есть продолжение Т., к-рые Он разделял обычно со Своими учениками, в к-рые, наверное, входили хлеб и вино, и к-рые братски собирали Его учеников вокруг Него. Но перед этой последней Т. Он совершает омовение ног, символически выражающее жертвенный смысл установления Евхаристии, и напоминает, что нужны смирение и любовь, чтобы достойно участвовать в Тайной Вечери (Ин 13.2-20).
В день Пасхи Воскресший является Своим во время Т. (Лк 24.30; Ин 21.13); первая община Иерусалима как бы продолжает Т. с Воскресшим (Деян 1.4), возобновляя «преломление хлеба» в радости и братском общении (Деян 2.42,46).
Согласно Павлу, первым условием для участия в Евхаристии именно и является любовь (1 Кор 11. 17-33). Он указывает на двойной план свящ. Т.: сама по себе эта Т. есть таинство, ибо вкушающий этого хлеба един с Господом и через Него - со всеми (1 Кор 10.17; но это еще не последняя Т.: она возвещает, что Господь снова вернется - на эсхатологический пир.
IV. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПИР
В ВЗ Мудрые выражали в образе пира радость на Т. Премудрости (Притч 9.1 сл). В конце времен «сделает Ягве Саваоф на горе сей для всех народов трапезу» необычайную (Ис 25.6; см 65.13), в к-рой будут участвовать все алчущие, «даже те, у которых нет серебра» (55.1 сл). Иисус обещает своим ученикам это блаженство (Мф 5.3,6). Оно наступит во время Его второго пришествия: все, кто с верой откликнулся на приглашение Царя, займут место за Т. (Лк 22.30), чтобы пить новое вино (Мф 26.29) вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном (Мф 8.11), если только они одеты в брачную одежду (22.11-14); «Блаженны рабы те, которых Господин, придя, найдет бодрствующими... он препояшется, и посадит их, и подходя, станет служить им» (Лк 12.37). На этой Т. все будут вместе, и в то же время каждый как бы наедине с Господом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр 3.20).
PMG
вино - голод и жажда ВЗ 1 в - Евхаристия - жертва ВЗ II 1, НЗ II 1 - Пасха - пища - приобщение - прощание НЗ 1 - хлеб - царство НЗ II 2 - чаша 1
ТРАУР вдовы - пепел 2 - печаль - погребение - пост - смерть - утешать
ТРЕЗВОСТЬ бодрствовать I 2, II 2 - вино I - опьянение
ТРОИЦА Бог НЗ IV - крещение IV 2 - любовь I НЗ 4
В Библии ч-к представлен трудящимся. Но это Т. ремесленника или мелкого земледельца. Он так не похож на организованный и высокопроизводительный Т. нашей эпохи, что нам иногда кажется, что в Писании проблема Т. мало или плохо освещена. И поскольку в Библии почти нет точного определения сущности Т., мы порой склонны выбирать тот или иной текст, соответственно нашему настроению, и толковать его согласно нашим собственным теориям. Хотя Библия и не отвечает на все наши вопросы относительно Т., но, взятая в целом, она вводит нас в подлинность Т., показывает нам его истинный смысл и его тяготы и открывает нам пути его освобождения от проклятия.
I. ЦЕННОСТЬ ТРУДА
1. Заповедь Создателя. - Вопреки довольно обычному предрассудку, Т. не есть следствие греха; перед грехопадением: «взял Господь Бог ч-ка и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2.15). Когда в десяти заповедях говорится о почитании субботы, то перед этим говорится и о шести днях Т. (Исх 20.8 слл). Образное представление сотворения мира в шесть дней подчеркивает, что Т. ч-ка соответствует воле Божией и представляет его как отображение дела Создателя: это повествование означает, что, создав ч-ка «по Своему образу» (Быт 1.26), Бог хотел включить его в Свой замысел, и что, утвердив вселенную, Бог дал ч-ку владычество над нею, дабы он мог наполнять землю и обладать ею (1.28). Все трудящиеся, даже если они не отличаются образованием или умом, «не произносят оправдания и осуждения, и не занимаются притчами», каждый своим ремеслом «поддерживает быт житейский и молитва их об успехе художества их» (Сир 38.39). Поэтому не удивительно, что дело Творца описано как Т. гончара, как бы лепящего ч-ка (Быт 2.7), «сотворяющего небо Своими перстами» и ставящего звезды на свои места (Пс 8.4); и с другой стороны, в великом песнопении, восхваляющем Бога Творца, говорится и о ч-ке, выходящем по утру «на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс 103.23; см Сир 7.15). Этот Т. ч-ка - расцвет творения Божия, исполнение Его воли.
2. Естественная ценность труда. - Эта подлинная воля Божия не выражена нигде в заповедях союза, ни в скрижалях завета (Десятисловии), ни в евангельских заповедях. Это естественно: Т. есть закон ч-ского существования (см Втор 5.13), он вменяется в обязанность каждому ч-ку раньше даже, чем он узнает, что он призван Богом к спасению. Этим объясняется, что в Библии многие суждения о Т. просто передают суждения прямого и здравого смысла (сознание) и что они приводятся в писаниях Мудр., заботящихся о том, чтобы религия Израиля почерпнула лучшее из нравственного опыта ч-ства.
В Библии высказываются суровые суждения по отношению к праздности по самой простой причине: лентяю нечего есть (Притч 13.4), и он рискует умереть от голода (21.25); ничто лучше голода не может заставить трудиться (16.26), и Павел, не колеблясь, пользуется этим поводом, чтобы показать тем, кто не хочет трудиться, как жестоко они ошибаются: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3.10). Более того, в праздности есть признак нравственного упадка. Восторгаются женщиной трудолюбивой, к-рая «не ест хлеба праздности» (Притч 31.27), и насмехаются над ленивым: «Дверь ворочается на крюках, а ленивец на постели своей» (26.14). Это уже не ч-к, но «запачканный камень», «горсть отбросов» (Сир 22.1 сл), к-рые выбрасывают с отвращением.
С другой стороны, в Библии весьма ценится хорошая работа, умение и старание пахаря, кузнеца или горшечника (Сир 38.25,27,29,32). Библия полна выражений восхищения перед произведениями искусства: перед дворцом Соломона (3 Цар 7.1-12) и перед его престолом - «подобного сему не бывало ни в одном царстве» (10.20), а больше всего перед храмом Ягве и его великолепием (6; 7.13-50). В ней безжалостно осуждается ослепление художника, изготовляющего идолов, но в то же время ценится его умение; высказывается негодование, что так много усилий потрачено зря, на «ничто» (Ис 40. 19 сл; 41.6 сл).
3. Общественная ценность труда. - Это уважение к Т. рождается не только из восхищения перед достижениями искусства, оно основано на очень определенном взгляде на Т. в общественной жизни и в экономических отношениях. Без хлебопашцев и ремесленников «никакой город не может быть построен» (Сир 38.37). В основе мореплавания сочетаются: жажда наживы... прилежание ремесленника... пути Провидения (Прем 14.2 сл). Такой трезвый взгляд на Т. помогает понять - в зависимости от того значения, к-рое приобретает каждый из вышеуказанных факторов - как злоупотребления, связанные с Т., так и достижения, возможные благодаря ему; примером служит мореплаватель, к-рый осмеливается «вверять свою жизнь малейшему дереву» и т. обр. завершать творение Бога, «чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости» (Прем 14.5).
II. ТЯГОТЫ ТРУДА
Т. есть основное данное ч-ского существования, и именно поэтому на него в первую очередь падают последствия греха: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3.19). Проклятие Божие не относится к Т., как не относится оно и к деторождению. Как деторождение является мучительной победой жизни над смертью, так и тяготы ежедневного труда ч-ка - цена, к-рой он должен оплатить власть, данную ему Богом над творением. Эта власть остается в силе, но проклятая за грех ч-ка земля сопротивляется и ее надо осваивать (3.17 сл). Самое худшее в этом мучительном усилии страдание) то, что смерть делает эти усилия тщетными, даже если они увенчиваются иногда блестящими достижениями; так было с Соломоном. «Ибо что будет иметь ч-к от всего труда своего... Потому что все дни его скорби и труды его беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!» (Екк 2.22 сл).
Мучительный и часто бесплодный Т. до сих пор остается одной из тех областей, где грех больше всего распространяет свою власть. Произвол, насилие, несправедливость, алчность постоянно делают Т. не только тяжким игом, но и средоточием ненависти и разделения. Рабочие, Т. к-рых не оплачивается (Иер 22.13; Иак 5.4), крестьяне, разоренные налогами Ам 5.11), население, отправляемое на принудительные работы властью победившего врага (2 Цар 12.31), а иногда и собственного правителя (1 Цар 6.10-18; 3 Цар 5.27; 12.1-14), рабы, осужденные на тяжелый Т. и побои (Сир 33. 25-29) - в этой мрачной картине не всегда есть личная вина; это обычные условия Т. в роде Адамовом. Израиль познал их на опыте в самом бесчеловечном их проявлении, в Египте. Это был принудительный и изнуряющий труд под беспощадным контролем, среди враждебного населения, в пользу правительства-эксплуататора; Т. систематически организованный так, чтобы уничтожить народ, отняв у него всякую способность к сопротивлению (Исх 1.8-14; 2.11-15; 5.6-18); это был уже мир концентрационных лагерей, мир принудительного Т.
III. ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА ОТ ПРОКЛЯТИЯ
Но вот Ягве освободил Свой народ от этого бесчеловечного мира, к-рый есть плод греха. Союз Бога с Израилем содержит перечень условий, к-рые должны предохранить Т., если не от всех его тягот, то по крайней мере от тех чудовищных условий, к-рые часто создает злоба ч-ская. Суббота дана, чтобы внести передышку в непрерывный ряд тяжелых работ, сменяющих одна другую (Исх 20.9 слл), чтобы обеспечить ч-ку и всему, что трудится на земле, какое-то время покоя (23.12; Втор 5.14) по примеру Бога, К-рый проявил Себя Богом трудящимся, Богом покоящимся, Богом, освобождающим от рабства (Втор 5.15). Несколько статей Закона имеют целью защитить раба или наемника, к-рый должен получать плату в тот же день (Лев 19.13) и к-рого нельзя эксплуатировать (Втор 24.14 сл). Пророки напоминают об этих требованиях (Иер 22.13). Если Израиль будет верен союзу, это не освободит его от Т., но Т. его будет поистине плодотворным: «благословит тебя Господь Бог твой во всяком деле рук твоих» (Втор 14.29; 16.15; 28.12; Пс 127.2). Тогда Т. будет приносить свой естественный плод: тот, кто «насадит виноградники, будет пить вино из них», тот, кто построит дом, будет в нем жить (Ам 9.14; Ис 62.8 сл; см Втор 28.30).
IV. ХРИСТОС И ТРУД
Пришествие Иисуса Христа вскрывает в свете Евангелия парадоксы Т. В НЗ Т. одновременно и прославляется и как бы игнорируется или рассматривается как нечто не имеющее значения. Он прославлен примером Иисуса-работника (Мк 6.3) и сына работника (Мф 13.55) и примером Павла, занимавшегося ручным трудом (Деян 18.3) и гордившегося этим (20.34; 1 Кор 4.12). Тем не менее в Евангелиях сравнительно мало говорится о Т.: этим словом обозначаются лишь те дела, к-рым следует полностью отдавать себя, а именно дела Божии (Ин 5.17; 6.28); в другом случае приводится пример птиц небесных, «к-рые не сеют, ни жнут» (Мф 6.26) и полевые лилии, к-рые «не трудятся, ни прядут» (6.28). Это двоякое отношение к Т. не является противоречивым, а указывает на два полюса в основном хр-ском отношении к нему.
1. Преходящий труд. - «Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6.27). Иисус Христос пришел даровать нам царство Божие. У Него нет другой миссии и о другом Он не говорит. Ибо Царство Божие важнее всего (Мф 6.33). Все остальное - еда, питье, одежда - имеет свое значение, но тот, кто заботится обо всем этом в ущерб обретения Царства Божия, теряет все, даже если бы он приобрел весь мир (Лк 9.25). Перед главнейшей задачей обретения Бога отступают все остальные: в нашем мире, «образ к-рого проходит» (1 Кор 7.31), имеет значение и важность только то, что «благочинно и непрестанно служит Господу» (7.35).
2. Положительная ценность труда. - Ценность эта очень велика. Иисус, как и Ягве в ВЗ, не только берет сравнения из мира Т.: пастух, виноградарь, врач, сеятель (Ин 10.1 сл; 15.1; Мк 2.17; 4.3); в этом нет никакого следа интеллигентской снисходительности к физическому Т., его неизбежности и его пределам, к-рую можно заметить у Сына Сирахова (Сир 38.32 слл); Он не только представляет апостольскую миссию как Т., сравнивая ее с жатвой (Мф 9.37; Ин 4.38) или рыбной ловлей (Мф 4.19), Он не только внимателен к ремеслу избранных Им (4.18), но по Его поведению видно, что весь мир для Него есть мир работающий: пахарь - в поле (Лк 9.62), хозяйка - за уборкой (Лк 15.8); талант неестественно оставлять зарытым и не приносящим плода (Мф 25.14-30). Умножая хлебы хлебы, выпеченные в наших печах, - Он считает нужным указать, что это исключение и что Он оставляет ч-ку заботу изготовить и выпечь хлеб. В этом же смысле добросовестного принятия условий жизни ч-ка Павел говорит, что следует «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно», т.е. не желающего трудиться (2 Фес 3.6 слл) под предлогом близости Второго Пришествия.
3. Христианская ценность труда, - Христос, новый Адам, дает ч-ству возможность выполнять миссию покорения вселенной (Евр 2.5 слл; Еф 1.9 слл); спасая ч-ка. Он и труду сообщает полную ценность. Основывая его на конкретном требовании сверхприродной любви, Христос делает его еще более необходимым. Раскрывая призвание сынов Божиих, он показывает все достоинство ч-ка и Т., служащего ему. Он устанавливает иерархию ценностей для оценки Т. и отношения к нему. Основывая царство, к-рое не от мира сего, но в то же время находится в нем как некая закваска, Он возвращает трудящемуся его духовное достоинство, возвышает Т. до уровня любви к ближнему и основывает трудовые отношения на новом принципе братства во Христе (Фил). На основании данного Им закона любви (Ин 13.34) Он обязывает бороться против всякого эгоизма и делает все возможное для облегчения тягот трудящихся. Но в то же время, вводя хр-н в тайну Своей смерти и Своих страданий. Он открывает нам новый смысл этих неизбежных тягот.
4. Труд и новая вселенная. - Наконец, когда при Втором Пришествии, слава Воскресшего Христа облечет всех избранных, покорение вселенной ч-ством полностью осуществится через Него и в Нем, без противодействия греха, смерти или страданий. И прежде даже, чем настанет последний день, Т. в той мере, в какой он совершается во Христе, участвует в возвращении творения к Богу. Раб, переносящий свою участь во Христе, есть уже «раб, призванный в Господе, есть свободный Господа»... (1 Кор 7.22), и он подготовляет творение к освобождению «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8.21). Пребудет ли это завершенное дело Господне? Св. Писание не признает никакого земного мессианизма: «проходит образ мира сего» (1 Кор 7.31), и разрыв между теперешним и будущим состоянием мира не оставляет возможности непосредственно перейти в мир грядущий. Тем не менее некоторая перманентность творчества ч-ка, в форме неподдающейся уточнению (Рим 8.19 слл; Еф 1.10; Кол 1.16,20), как будто соответствует известным утверждениям Павла, касающимся покорения и рекапитуляции вселенной Христом. И хотя никакие тексты не могут удовлетворить наше неизбежно наивное и ограниченное любопытство, все же Св. Писание в целом поддерживает в нас надежду, что искупленная и освобожденная вселенная навек останется миром детей Божиих, соединенных во Христе.
PdS & JG
воздаяние - дела ВЗ II 2 - заботы 1 - земля ВЗ I 2, II 3 а; НЗ II 3 - пища I.II - покой - сеять I 2 а - человек I 1 б, III 4