A
1. Лишь постепенно, в течение веков выявились черты типизированного образа предка священнического сословия (Лев 1.5), «дома Ааронова» (Пс 117.3). По древним преданиям А., «Левитянин» (Исх 4.14), брат Мариами (15.20), выступает как представитель Моисея, говорящий за него (4.14-17) перед Израильтянами (4.27-31) или даже перед фараоном (5.1-5). Он поддерживает своего брата в битве с Амаликитянами (17.10-13) и сопровождает его на Синай (19.24), где и удостаивается « видеть Бога» (24.10-11). Память, им оставленная, не совсем безупречна: на нем лежит немалая ответственность за поклонение золотому тельцу (Исх 32; ср Деян 7.40) и был даже случай, когда он восстал против Моисея (Числ 12.1-15).
Позже, по священническому преданию, являющемуся, по всей вероятности, отзвуком столкновений, происходивших между различными кастами священства во времена второго храма, А. представлен весьма сведущим в вопросах религиозных и дающим свое имя «сынам Аароновым» (Исх 28.1; ср Лк 1.5). Он помазан как Первосвященник (Исх 29.1-30), носит одеяния Первосвященника и кладет начало его обрядовым действиям (39.1-31). Бог утверждает его преимущественное право особым судом (Числ 16) и чудом расцветшего жезла (Числ 17.16-26), к-рый отныне хранится в ковчеге Завета (Евр 9.4). С этих пор, когда Бог дает повеления (Исх 9.8-10; 12.1...) и когда народ выражает недовольство (Исх 16.2; Числ 16.3), А. всегда с Моисеем. Оба они не поверили ( неверие) Богу в Мериве (Числ 20.1-21) и поэтому разделили одну судьбу: они умерли до вступления в Землю Обетованную (20.22-29). Аарон остается навеки Первосвященником по преимуществу (Сир 45.6-22), славным заступником, к-рый отвел Божий гнев (Прем 18.20-25). Ессеи времен Иисуса ожидали не столько Мессию-Царя, Сына Давидова, сколько Мессию от Аарона, Мессию-Первосвященника.
2. В НЗ только в Посл, к Евр. говорится об А. В нем подчеркнуты два аспекта этого яркого образа: Христос не присвоил Себе служение милостивого Первосвященника (Евр 5.2), но был «призван Богом, как и Аарон» (5.4; ср Исх 28.1; Числ 18.1). С другой стороны, священство А., передававшееся по наследству, не возвещает священства Христа; в этом его отличие от священства Мелхиседека, родословную к-рогo невозможно установить (Евр 7.3,15-21). В заключение можно сказать, что священство А. не может притязать на совершенство, присущее священству Христа (7.11,23-27).
XLD
Мессия ВЗ II 2 - помазание III 3 - призвание I - священство ВЗ I 3,4
АВВА благодать V - Бог НЗ IV - Дух Божий НЗ V 5 - молитва IV 2, V 2 г - отцы и Отец V 1. VI - поклонение II 3 - посланничество НЗ III 2 - сердце II 2 б - сын Божии НЗ I 1
1. Праведный Авель. - История Каина и А. кладет начало теме о страдающем Праведнике. Отнесенная повествователем уже к первому поколению, она имеет значение примера и конкретно представляет одну из особенностей ч-кого существования, общую для всех исторических эпох: латентный конфликт людей, несмотря на то, что они кровные братья (Деян 17.26), приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову, Авелево жертвоприношение угодно Богу (Быт 4.4 сл) в силу внутреннего расположения приносящего его, а не материального качества жертвы. А. представляет Праведника, к к-рому Бог благоволит, в противоположность злому, к-рый отвергается. Но злой подстерегает Праведника, чтобы его умертвить (Пс 9.27-32). Таков всеобщий закон, и кровь праведных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (Быт 4.10).
2. Образ Иисуса. - Этот закон жестокого мира достиг своего апогея в распятии Иисуса. Он, Святой и Праведный (Деян 3.14), был умерщвлен своими современниками. Тягчайшее из преступлений! Оттого на этот род человекоубийц «придет вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, к-рого убили между храмом и жертвенником» (Мф 23.35 сл). Это страшное изображение Божиего суда касается не только частного случая иудейских начальников, ответственных за смерть Иисуса; оно распространяется на весь мир, ибо невинно умерщвленные встречаются всюду: их пролитая кровь вопиет об отмщении кровью (Откр 16.6; 18.24). Однако, в то время как звучит этот голос, взывающий об отмщении, поднимается голос другой крови, более драгоценной, чем Авелева: голос очистительной крови Иисуса (Евр 12.24). Она испрашивает у Бога прощение: «Отче, прости им, ибо не знают они, что делают» (Лк 23.34). Т. обр., положение, созданное убийством праведного Авеля, переходит в свою противоположность в Иисусе, страдающем Праведнике в самом абсолютном смысле этого слова. Но А., в противоположность Каину, представляющему для нас трагическое отсутствие любви в ч-ском сердце (1 Ин 3.12), остается примером внутренней прямоты, веры, приводящей к правде; и вот почему он «и по смерти говорит еще» (Евр 11.4).
PG
брат ВЗ I - кровь ВЗ I - насилие II - ненависть I 1.2
Авраам, родоначальник избранного народа, занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении замысла Божия, но оно установило уже и его основную направленность.
I. ПРИЗВАНИЕ АВРААМА
Кн. Бытия - не просто хроника жизни, но религ. повествование, в к-ром заметны следы трех течений предания: ягвистского, подчеркивающего благословения и обетования Божий, элогистского - непоколебимую веру праотца, и священнического - завет и обрезание. В этом освещении
А. встает перед нами как ч-к, к-рого Бог привлек к Себе и затем подверг испытанию, чтобы сделать его безмерно благословенным отцом бесчисленного народа.
1. Авраам, избранник Божий. - Вся жизнь А-ма протекает под знаком свободного почина со стороны Бога. Первым действует Бог. В семье, «служившей иным богам». Он избирает А-ма (Ис Нов 24.2), «выводит его» из Ура (Быт 11.31) и ведет его Своими путями в неизвестную страну (Евр 11.8). Это волеизъявление есть почин любви: с самого начала Бог проявляет к А. безмерную щедрость; Его обетования предначертывают удивительное будущее. Постоянно повторяются слова: «Я дам тебе»; Бог даст А-му землю (Быт 12.7; 13.15 слл, 15.18; 17.8), щедро его одарит и весьма умножит семя его (12.2; 16.10; 22.17). Казалось бы, что обстоятельства противоречат этим перспективам: А. - кочевник, Сара - в преклонном возрасте и не может рождать детей. Благостыня Божественных обетовании проявляется в этом еще ярче: будущее А-а зависит всецело от всемогущества и благости Божией. В А-е уже представлен весь народ Божий, Избранный без всякой предварительной заслуги. От него требуется прежде всего бдительная и стойкая вера, безоговорочное принятие замысла Божия.
2. Испытание Авраама. - Вера эта должна очиститься и окрепнуть через испытание. Бог испытал его, потребовав от него принести в жертву Исаака, на к-ром именно и покоилось обетование (Быт 22.1 сл). А. «не пожалел сына своего, единственного своего» (22.12,16 - как известно, в Ханаанских культах было принято приносить в жертву детей), но Бог Сам сохранил Исаака, «усмотрев Себе агнца для всесожжения» (22.8,13 сл). Так проявилась глубина « страха Божия» у А-а (22.12). Кроме того, Бог открыл этим, что Его замысел ведет не к смерти, а к жизни. «Он не радуется погибели живущих» (Прем 1.13; ср Втор 12.31; Иер 7.31). Придет день, когда смерть будет побеждена; «жертва Исаака» раскроется тогда как пророческое предзнаменование (Евр 11.19; 2.14-17: ср Рим 8.32).
3. Авраам, облагодетельствованный отец. - Послушание А-а приводит к подтверждению обетования (Быт 22.16 слл), начало исполнения к-рого он видит: «Ягве благословил А-а во всем» (Быт 24.1). «Никто не был ему равен в славе» (Сир 44.19). Дело идет не о личном счастье: призвание А-а быть отцом. Слава его - в потомстве. Перемена имени (Аврам становится Авраамом), согласно священническому преданию, свидетельствует об этой направленности, т.к. это новое имя толкуется: «отец множества» (Быт 17.5). Когда Бог открыл ему намерение истребить города Содом и Гоморру, праотец счел своим долгом ходатайствовать за обреченные города (18.16-33); его отцовство еще шире распространило его влияние; действие этого влияния всемирно: «и в семени твоем благословятся все народы» (22.18). Размышляя об этом предсказании, иудейское предание находит в нем глубокий смысл: Господь с клятвою обещал, что в семени его благословятся все народы (Сир 44.22; ср Быт 22.18).
Т. обр., как судьбы греховного ч-ства предначертаны в Адаме, грешнике, так судьбы спасенного ч-ства предзнаменованы в А-е, верующем.
II. ПОТОМСТВО АВРААМА
1. Верность Божия. - Обетования относятся не только к А., ной к его потомству (Быт 13.15; 17.7 сл), отмеченному предпочтением Божиим: Бог установил союз не с Измаилом, и не с Исавом, а с Исааком и с Иаковом (17.15-22; 21.8-14; 27; ср Рим 9). Бог возобновляет им Свои обетования (Быт 26.3 слл-28.13 сл), и они передают их как наследие (28.4; 48,15 сл; 50.24). Когда потомки А-а были угнетаемы в Египте, Бог приклонил ухо к их воплям, ибо Он «вспомнил о Своем завете с А-м, Исааком и Иаковом» (Исх 2.23 слл; ср Втор 1.8). «Вспомнил Он святое слово Свое к А-у, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости» (Пс 104.42 сл). Позже Он утешает изгнанников, называя их «семенем А-а, друга Моего» (Ис 41.8).
В бедственные времена, когда существованию Израиля угрожает опасность, пророки восстанавливают его веру, напоминая именно о призвании А-а: «Взгляните на скалу, из к-рой вы иссечены, и в глубину рва, из к-рого вы извлечены. Посмотрите на А-а, отца вашего» (Ис 51.1 сл; ср Ис 29.22; Неем 9.7 сл). Наилучшая молитва для снискания милости Божией - ссылаться на А-а: «Вспомни Авраама...» (Исх 32.13; Втор 9.27; 3 Цар 18.36); «ты явишь... милость А-у» (Мих 7.20).
2. Сыновство по плоти. - Но есть и неправильный способ ссылаться на праотца. В самом деле, недостаточно происходить от него по плоти, чтобы быть его подлинными наследниками; необходима еще духовная связь с ним. Ложно то упование, к-рое не сопровождается глубокой покорностью Богу. Уже Иезекииль говорил об этом своим современникам (Иез 33.24-29). Возвещая суд Божий, Иоанн Креститель с еще большей силой восстает против того же самообмана: «И не думайте говорить самим себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что может Бог из камней сих воздвигнуть детей А-у» (Мф 3.9). Как ни взывал богач-эгоист в притче: «Отче А.», он ничего не получил от своего предка - по его вине между ними разверзлась пропасть (Лк 16.24 слл). В IV-м Евангелии показано то же самое - разоблачая ч-коубийственные замыслы Иудеев, Иисус прямо бросает им обвинение, что их преимущество быть детьми А-а не помешало им стать на деле сынами диавола (Ин 8.37-44). Сыновство по плоти - ничто без верности.
3. Дело и вера. - Чтобы эта верность была подлинной, необходимо избегать другого отклонения. На протяжении веков предание восхваляло заслуги А-а, его «послушание (Неем 9.8; Сир 44.20), его геройство (1 Макк 2.52; Прем 10.5-6); нек-рые иудейские течения, следуя тому же направлению, впоследствии впали в преувеличения: всецело полагаясь на дела ч-ские, на точное исполнение Закона, их последователи доходили до того, что забывали о самом существенном: все упование возлагать на Бога.
Эта высокомерная претензия, осужденная уже в притче о Мытаре и Фарисее (Лк 18.9-14), окончательно разоблачается ап. Павлом. Опираясь на Быт 15.6: «А. поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», он доказывает, что основой спасения является вера, а не дела (Гал 3.6; Рим 4.3). Ч-ку нет оснований превозноситься, потому что все ему дано Богом «по благодати» (Рим 3.27; 4.1-4). Никакие дела не предшествуют милости Божией, все они являются Ее плодами. Но в этих плодах не должно быть недостатка (Гал 5.6; ср 1 Кор 15.10), как не было в них недостатка в жизни А-а. Это подчеркивает и ап. Иаков по поводу того же текста (Иак 2.20-24; ср Евр 11.8-19).
4. Единственное потомство. - Кто же представляет собой в конечном итоге потомство А-а? Иисус Христос, Сын Авраамов (Мф 1.1), К-рый, однако, больше А-а (Ин 8.53). Среди потомков А-а Он даже единственный, кто обладал полнотой наследия, возвещенного обетованием: Он - Потомство, Семя в абсолютном смысле слова (Гал 3.16); именно к пришествию Иисуса было устремлено призвание А-ма и радостью его было увидеть этот день в благословениях, ниспосланных ему в течение его земной жизни (Ин 8.56; ср Лк 1.54 сл 73).
Это сосредоточение обетования на одном единственном потомке не есть ограничение; оно условие подлинного универсализма, определенного также согласно замыслу Божию (Гал 4.21-31; Рим 9-11). Все верующие во Христа, обрезанные или необрезанные, Израильтяне или Язычники, могут быть участниками благословений А-а (Гал 3.14). Их вера делает их духовным потомством того, кто уверовал и стал с этого времени «отцом всех верующих» (Рим 4.11 сл). «Все вы - одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3.28 сл).
Таково увенчание библ. откр., доведенного до конца Духом Божиим. Это также последнее слово о «великой награде» (Быт 15,1), возвещенной праотцу: его отцовство простирается на всех избранных в небесах. Конечное отечество верующих - это «лоно Авраамово» (Лк 16.22). Церковь молится об упокоении в нем душ усопших.
RF & AV
благословение III 2, IV 0 - вера 0 - Еврей - избрание ВЗ I 2,3 а б, НЗ III - испытание / искушение ВЗ I 1 - любовь I ВЗ 1 - Мелхиседек 1 - надежда B3 I - народ А II 1, Б II 1, В II - наследство B3 I 2 - обетования II 1 - обрезание ВЗ 2, НЗ 1 - оправдание I - отцы и Отец I 2, II 1,2 - Петр 3 а - посредник I 1 - правда Б I ВЗ - призвание I - род
АГАПЫ Евхаристия II 3 - трапеза III
В нек-рых книгах НЗ (Ин, Деян, 1 Петр и особ, в Откр Ин) Христос отожествляется с А.; образ этот идет от ВЗ, где встречается в двух различных перспективах.
1. Раб Ягве (Отрок Господень). - Преследуемый своими врагами, пророк Иеремия сравнивает себя с «агнцем, ведомым на заклание» (Иер 11.19). Этот образ был впоследствии применен к Рабу Ягве (Господню), умирающему во искупление грехов народа Своего: «как овца, ведомая на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53.7). Этот текст, подчеркивая смирение и покорность Раба, возвещает как нельзя лучше судьбу Христа, как объясняет евнуху царицы Ефиопской Филипп (Деян 8.31,35). Евангелисты ссылаются на этот текст, когда подчеркивают, что Христос «молчал» перед Синедрионом (Мф 26.63) и ничего не отвечал Пилату (Ин 19.9). Возможно, что Иоанн Креститель также имеет в виду этот текст, когда он, согласно 4-му Еванг., называет Иисуса «Агнцем Божиим, вземлющим грех мира» (Ин 1.29; ср Ис 53.7,12; Евр 9.28).
2. Пасхальный Агнец. - Когда Бог решил избавить Свой народ, плененный Египтянами, Он дал повеление Евреям заклать на каждую семью по одному А. «без порока, мужеского пола, однолетнего» (Исх 12.5), съесть его вечером и помазать его кровью перекладины дверей. Благодаря этому « знамению» они были пощажены Ангелом-истребителем, посланным поразить всех первенцев Египетских. Евр. предание обогатило этот первоначальный образ и придало впоследствии крови А. искупительное значение. «Ради крови Завета обрезания и пасхальной крови Я избавил вас из Египта» (Пиркей Рав. Елиезера 29; ср Мехилта на Исх 12.) Кровью пасхального А. Евреи были искуплены из Египетского рабства и смогли стать «народом святым», «царством священников» (Исх 19.6), связанным с Богом Союзом-Заветом и управляемым Законом Моисеевым.
Хр-нское предание видит во Христе «истинного агнца» пасхального (канон лат. пасхальной литургии), и Его искупительное посланничество обширно изложено в особых крещальных поучениях, лежащих в основе 1 Петр, и к-рые нашли отклик в писаниях ап. Иоанна и в Посл, к Евр. Иисус есть А. (1 Петр 1.19; Ин 1.29; Откр 5.6) без порока (Исх 12.5), т.е. без греха (1 Петр 1.19; Ин 8.46; 1 Ин 3.5; Евр 9.14), искупивший людей ценою Своей Крови (1 Петр 1.18 сл; Откр 5.9 сл; Евр 9.12-15). Т. обр. Он избавляет их «от земли» (Откр 14.3), от лукавого мира, преданного нравственному растлению, происходящему от служения идолам (1 Петр 1.14, 18; 4.2 сл), так чтобы они могли отныне избегать греха (1 Петр 1.15 сл; Ин 1.29; 1 Ин 3.5-9) и составить новое «царство священников», подлинный «народ святой» (1 Петр 2.9; Откр 5.9 сл; ср Исх 19.6), приносящий Богу духовное служение безупречной жизни (1 Петр 2.5; Евр 9.14). Они покинули тьму язычества, дабы войти во свет царства Божия (1 Петр 2.9); это и есть их духовный исход. Победив Кровью А. (Откр 12.11) Сатану, прообразом к-рого был Фараон, они могут петь песнь Моисея и Агнца (Откр 15.3; 7.9,10,14-17; ср Исх 15), прославляющую их избавление.
Предание, к-рое видит во Христе истинного пасхального Агнца, восходит к самым истокам хр-нства. Ап. Павел увещевает верных Коринфа жить «с опресноками чистоты и истины», ибо «наша Пасха, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5.7-8). Он здесь не предлагает нового учения о Христе - пасхальном А., а имеет в виду литург. предания христ. Пасхи, существовавшие задолго до 55-57 гг, когда Павел писал свое посл. Если принять Ин-ову хронологию, само событие смерти Христа дало основание такой традиции. Иисус был предан смерти накануне праздника Опресноков (Ин 18.28; 19.14,31), стало быть, в день Пасхи, во второй половине дня (19.14), в тот самый час, в к-рый, согласно предписаниям Закона, закапали в Храме А. После Его смерти Ему не перебили голеней, как остальным осужденным (19.33), и евангелист видит в этом осуществление обрядового предписания о пасхальном агнце (19.36; ср Исх 12.46).
3. Небесный Агнец. - Сохраняя в основном образ Христа - пасхального А. (Откр 5.9 сл), Откр Ин устанавливает поразительный контраст между слабостью закланного А. и силой, к-рую Ему дает прославление Его на небе. Христос в то же время и А. - в своей искупительной смерти - и Лев, победой Своей освободивший народ Божий, плененный силами зла (5.5 сл; 12.11). Восседая теперь на престоле Бога (22.1,3), принимая с Ним поклонение тварей небесных (5.8,13; 7.10), Он облечен Божьей властью. Он исполняет определения Божий в отношении нечестивых (6.1...), и гнев Его повергает их в ужас (6.16); Он ведет эсхатологическую брань против объединенных сил зла, и победа Его провозглашает Его «Царем царей и Господом господствующих» (17.14; 19.16). Его прежняя кротость снова проявится, когда свершится брак Его с Церковью, знаменуемой небесным Иерусалимом (19.7,9; 21.9). Агнец будет тогда Пастырем и будет водить верных на живые источники вод небесного блаженства (7.17; ср 14.4).
жертва / жертвоприношение НЗ I, II 1 - животные 0, II 3 - Иисус Христос II 1 б; заключение - искупление 1,4 - Исход НЗ - кровь ВЗ 3 б, НЗ 4 - Раб Ягве III 2 - пастырь и стадо НЗ 1 - Пасха I 6 б, II, III 2,3 - победа НЗ - супруг / супруга НЗ
АГОНИЯ бодрствовать II 1 - печаль НЗ 1 - смерть НЗ II 1 - страдание НЗ II - страх (ужас)
Иисус Христос сошел в ад, осужденный ввергается в ад: эти два выражения относятся к двум различным действиям и подразумевают две разные ситуации. Врата ада, куда сходил Христос, раскрылись, чтобы вышли томившиеся в нем узники, а врата того ада, куда ввергается осужденный, навсегда затворяются за ним. Однако слово то же, и не случайно, и не по произвольному сближению, но в силу непреложной логики и как выражение основной истины. И тот и другой ад - царство смерти и, если бы не было Христа, в мире был бы только один ад, была бы только одна смерть, смерть вечная, всемогущая. Если существует вторая смерть (Откр 21.8), отличная от первой, то потому, что Иисус Христос Своей смертью сокрушил державу смерти. Вследствие того, что Он сошел во ад, этот ад уже больше не подлинный ад, хотя и сохраняет его черты. Вот почему на страшном Суде первый ад сливается со вторым в озере огненном (Откр 20.14). И хотя образы ада остаются двойственными в ВЗ и не имеют еще абсолютного характера, Иисус Христос пользуется ими, чтобы охарактеризовать вечное осуждение; ибо они гораздо более, чем образы, они представляют в действительности то, чем мир был бы без Него.
Слово ад в русском языке может употребляться в нескольких значениях. Оно происходит от греч. ΄Άιδης, и соответствует евр. шеол, хотя и не имеет того же религиозного звучания. LXX часто переводили этим словом евр. шеол. Предполагали, что шеол находится где-то под землей. Поэтому Павел употребил этот образ, говоря, что Христос «нисходил в преисподние места земли» (Еф 4.9). Отсюда синоним ада - преисподняя. С другой стороны, слово ад означает место вечного наказания грешников. В НЗ это понятие передается выражением «геенна огненная».
I. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Ад, как место пребывания мертвых. - В древнем Израиле ад (евр. шеол) - «дом собрания всех живущих» (Иов 30.23). Как и многие другие народы, Израиль представлял себе посмертную жизнь как некую тень существования, бесцельную и безрадостную. Пределы, в к-рых собираются эти тени, и есть шеол; его представляют как могильную яму, «ров преисподний» (Пс 29.10; ср Иез 28.8), в самой глубине земли (Втор 32.22), по ту сторону подземных вод (Иов 26.5; 38.16 сл), где царит глубокий мрак (Пс 87.7,13), где «страна тьмы и сени смертной» и сам свет подобен темной ночи (Иов 10.21 сл). Туда «сходят» все живущие на земле (Ис 38.18; Иез 31.14); они никогда не выйдут оттуда (Пс 87.10; Иов 7.9). Они не могут больше славить Бога (Пс 6.6), уповать на Его правосудие (Пс 87.11 слл) или на Его верность (19.20; Ис 38.18). Это окончательная оставленность (Пс 87.6).
2. Силы адовы, неистовствующие на земле. - Сходить в ад, насытясь днями, после счастливой старости, чтобы обрести там своих отцов (Быт 25.8) - общая участь всех людей (Ис 14.9-15; Иов 3.11-21) и никому не приходится на это жаловаться. Но часто случается, что шеол не ждет этого часа. Как некое ненасытное чудовище (Притч 27.20; 30.16), он подстерегает свою добычу и уносит ее в цвете лет (Пс 54.16). «В преполовение дней своих» Езекия «должен идти во врата преисподней» (Ис 38.10). Это вторжение сил ада «на землю живых» (38.11) воспринимается как трагедия и соблазн (Пс 17.6; 87.4 сл).
II. АД ГРЕШНИКОВ
Этот соблазн таит, однако, в себе и некую движущую силу откр-ния. Трагическая сторона смерти выявляет нарушение мирового порядка, и одна из осевых линий израильской религиозной мысли заключается в открытии, что это нарушение порядка - плод греха. По мере развития этого сознания ад представляется все более зловещим. Он открывает свою пасть, чтобы поглотить Корея, Дафана и Авирона (Числ 16.32 сл), он сосредоточивает все свои силы, чтобы пожрать славу Сиона и богатство и шум, и все, что веселит народ израильский (Ис 5.14); в нем нечестивые гибнут от ужаса (Пс 72.19).
Два особенно выразительных образа этого ужасающего конца были для Израиля: истребление огнем Содома и Гоморры (Быт 19.23; Ам 4.11; Пс 10.6) и опустошение селения Тофет, в долине Геенны, к-рая была местом увеселения и стала местом ужаса, где «увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (Ис 66.24).
Смерть в огне, бесконечно продолжающаяся в разложении, соответствует уже евангельскому представлению об аде-геенне. Этот ад уже больше не шеол, но как бы ад, упавший с неба от Господа (Быт 19.24). В нем соединяется бездонная пропасть и огненный дождь (Пс 139.11), образ шеола и воспоминание о Содоме, ибо этот ад возжен «дуновением Ягве» (Ис 30.33) и «горением гнева Его» (30.27).
Этот ад, угрожающий грешникам, не мог быть участью праведников, особенно тех, кто претерпел гонения даже и до смерти от грешников, дабы остаться верным Богу. Вполне естественно, чтобы из традиционного шеола, «страны праха», места, где в состоянии некоего усыпления пребывают вместе и святые и нечестивые, эти последние проснулись бы для «вечного ужаса», а их жертвы для вечной жизни (Дан 12.2). И тогда как Господь дает вознаграждение праведным, «Он возьмет всеоружие - ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам» (Прем 5.15 слл). Ад более не локализируется в глубинах земли, он «мир», к-рый «ополчится с Ним против безумцев» (5.20). Эти образы переходят и в Евангелия: «В аде, будучи в муках» богач увидел Лазаря «в лоне Авраамовом», но между ними была «утверждена великая пропасть» (Лк 16.23-26). Огонь и бездна, гнев небесный и разверзающаяся земля, проклятие Бога и враждебность творения - и есть ад.
НЗ
I. ХРИСТОС ГОВОРИТ ОБ АДЕ
Говоря об аде, Иисус имеет в виду прежде всего потерю подлинной жизни, разлучение с Ним, а не традиционную картину ада, принятую в Его эпоху. Поэтому участь богатого, к-рый мучится в огне, тогда как Лазарь пребывает в лоне Авраамовом, не следует принимать буквально, именно потому, что это притча, но Иисус не случайно пользуется образами, взятыми из Писаний, где ад представляется в самых ужасных и неумолимых тонах: «Там будет плач и скрежет зубов в печи огненной» (Мф 13.42), там «геенна, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9.43-48; ср Мф 5.22), где Бог может «погубить душу и тело» (Мф 10.28).
Значительность этих утверждений заключается в том, что они выражены именно Тем, Кто имеет власть ввергнуть в ад. Иисус говорит об аде не только как о некоей угрожающей реальности; Он возвещает, что Сам «пошлет ангелов Своих, и соберут... делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную» (Мф 13.41 сл); Он Сам проклянет их: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный!» (Мф 25.41). Господь говорит им: «Не знаю вас» (25.12), «негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (25.30).
II. ИИСУС ХРИСТОС СОШЕЛ ВО АД
Нисхождение Христа во ад - истина веры и достоверное данное НЗ. Хотя очень трудно определить смысл некоторых текстов, напр., чем была Его «проповедь находящимся в темнице духам... некогда непокорным... во дни Ноя во время строения ковчега» (1 Петр 3.19 сл), вполне достоверно то, что это сошествие Иисуса во ад означает подлинность Его смерти как человека и в то же время подлинность Его победы над ней. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (т.е шеола: Деян 2.24), в к-рый Он сошел по воле Отца, но «не оставлена была душа Его в аде» (2.31). Христос в тайне вознесения «восшел превыше всех небес», но сойдя прежде «в преисподние места земли», и нужно было это нисхождение во мрак, дабы «наполнить все» и царствовать как владыка во вселенной (Еф 4.9 сл). Хр-нская вера исповедует, что Иисус Христос - Господь на небесах, после того, как Он восшел от мертвых (Рим 10.6-10).
III. ДВЕРИ АДОВЫ НИЗВЕРЖЕНЫ
Своею смертью Христос восторжествовал над последним врагом - смертью (1 Кор 15.26), Он низверг двери адовы. Смерть и ад никуда не могли укрыться от лица Божия (Ам 9.2; Иов 26.6); теперь они принуждены вернуть мертвых, бывших у них (Откр 20.13; ср Мф 27.52 сл). До смерти Иисуса ад был «местом собрания всякой плоти», роковым завершением жизни ч-ства, удалившегося от Бога, и никто не мог выйти из него до Христа, Который был «первенцем из мертвых» (1 Кор 15.20-23, Откр 1.5). Искупление является для ч-ства, осужденного в Адаме на смерть и удаление от Бога, открытием дверей адовых, даром вечной жизни. Церковь есть плод и орудие этой победы (МФ16.18). Но Христос до Своего пришествия уже был обещан и ожидаем. В той мере, в какой ч-к ВЗ принимает это обещание, он видит, как его шеол освещается светом, становящимся достоверностью. В той же мере, в какой он отказывается от этого света, шеол становится адом-геенной, он погружается в бездну, где могущество Сатаны становится все ужаснее. Наконец, когда является Иисус Христос, «непокоряющиеся благовествованию Его... подвергнутся наказанию вечной погибели», будут удалены «от лица Господа» (2 Фес 1.8 сл) и будут низвергнуты «в озеро огненное» со смертью и адом (Откр 20.14 сл).
JMF & JG
воздаяние - гнев Б ВЗ I 2 - грех - дверь / ворота ВЗ I, НЗ - наказания - огонь ВЗ III, НЗ I 1 - проклятие - Сатана - смерть - суд - узничество II
I. АДАМ И СЫНЫ АДАМОВЫ
1. Значение слов. - Вопреки тому, что можно заключить по переводам Библ., слово Адам было чрезвычайно распространено и имело целую гамму значений. Когда Еврей произносил это слово, он далеко не всегда имел в виду первого ч-ка. За искл. повествования о сотворении ч-ка, где слово А. может быть понято по-разному, оно с несомненностью означает первого ч-ка лишь в 4-х местах Библ. (Быт 4.1,25; 5.1,3 слл; 1 Пар 1.1; Тов 8.6). Обычно, и с достаточным основанием, слово А. переводится: ч-к, некто (Иов 14.1; Екк 2.12), люди (Ис6.12), каждый (Зах13.5), никто... не (3 Цар8.46; Пс 104.14), они (Пс 94.11; Ос 11.4). Собирательное значение явно преобладает.
То же надо сказать и о выражении сыны Адамовы, к-рое никогда не означает непосредственных потомков А-а, а употребляется наряду со словом ч-к (Иов 25.6; Пс 8.5) и обозначает или одного ч-ка (Иер 49.18,33 напр. Иез 2.1,3...), или имеет собирательное значение «люди» (Притч 8.31; Пс 44.3; 3 Цар 8.39,42). Когда это слово противопоставляется слову Бог, оно подчеркивает, как и слово «плоть», слабость и недолговечность, присущие ч-ству: «С небес призирает Ягве, видит всех сынов ч-ских» (Пс 32.13; ср Быт 11.5; Пс 35.8; Иер 32.19). «Сыны Адамовы» - это люди в условиях земной жизни. На это указывает и народная этимология слова, по к-рой А. происходит от адамах - земля; «Адам» значит букв. «земляной», созданный из праха земли, «перстный».
Это семантическое обозрение имеет богословское значение: в первом А. нельзя видеть только отдельную личность среди других. Именно это как бы подразумевается в удивительном переходе от единств, к множеств. числу в словах Бога Творца «сотворим Адама по образу нашему... и да владычествуют они...» (Быт 1.26). Что мог иметь в виду повествователь первых глав кн. Бытия?
2. Генезис повествования о сотворении и грехопадении Адама. - Первые три главы кн. Бытия составляют своего рода введение ко всему Пятикнижию. Но они - не однородны, а писались в разное время двумя редакторами: ягвистом (Быт 2-3) и представителем священнического предания (Быт 1). С другой стороны, как ни странно, эти главы не оставили никакого следа в письменности до II-го в. до Р.Х. Только тогда в кн. Иисуса сына Сир. женщина обвиняется в том, что ч-к стал смертным (Сир 25.27), а кн. Прем Соломона обвиняет в том же диавола (Прем 2.24). Вместе с тем в этих повествованиях накоплен вековой, постепенно вырабатывавшийся опыт еще до II в., некоторые элементы к-рого можно проследить в пророч. предании и в кн. Мудр.
а) Верование во всеобщность греха в них все больше утверждается; можно сказать, что псалмопевец описывает Адамово состояние: «Во грехе родила меня мать моя» (Пс 50.7). В других местах грех ч-ка описан как грех некоего существа, находившегося, подобно ангелу, в саду Божием, и павшего из-за своей гордости (Иез 28.13-19; ср Быт 2.10-15; 3.22 сл).
б) Вера в Бога Творца и Искупителя не менее жива. Бог, подобно горшечнику, изготовляющему сосуд из глины, создает ч-ка (Иер 1.5; Ис 45.9; ср Быт 2.7). Он же и возвращает его в прах (Пс 89.3; Быт 3.19). «Что есть ч-к, что Ты помнишь его, и сын ч-ческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его перед ангелами; славою и честью увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8.5 слл; ср Быт 1.26 слл; 2.19 сл). После грехопадения Бог не только являет Себя как величественный Владыка (Иез 28.13 сл; Быт 2.10-14), низвергающий гордого и возвращающий его к уничиженному первоначальному состоянию (Иез 28.16-19; Быт 3.23 сл), Он также - Бог долготерпеливый, медленно воспитывающий Свое чадо (Ос 11.3 сл; Иез16;ср Быт 2.8-3.21). Пророки также возвещали конец времен как восстановление рая (Ос 2.20; Ис 11.6-9): смерть будет упразднена (Ис 25.8; Дан 12.2; ср Быт 3.15) и даже некий таинственный Сын Человеческий, небесный по Своему естеству, явится на облаках как победитель (Дан 7.13 сл).
3. Адам - нош праотец. - Соответственно с преданиями, о к-рых сказано выше, вот, в общих чертах, поучения, вытекающие из повествований о творении. В первой попытке осмыслить ч-ское существование, так наз. ягвист. убежденный в том, что праотец потенциально содержит в себе все свое потомство, возвещает всем, как ч-к, к-рого Бог создал добрым, согрешил и должен быть некогда искуплен. А так наз. священническое повествование (Быт 1) открывает, что ч-к создан по образу Божию; затем, с помощью родословий (Быт 5 и 10), оно показывает, что вместе с Израильским народом все люди составляют целостное единство - род ч-ский.
II. НОВЫЙ АДАМ
1. Новый Адам как богословская проблема. - НЗ повторяет, что люди произошли все от одного (Деян 17.26) и что прародители являются прообразом супружеской четы (Мф 19.4 сл п; 1 Тим 2.13 сл) к-рая восстановится в новом ч-стве. Новизна НЗ заключается в свидетельстве о Христе как о Новом Адаме. Апокрифич. писания указывают на то, что А. - собирательный образ всех грешников. Сам Иисус явил Себя как Сын Человеческий, показывая этим, что Он принадлежит к роду ч-скому и что Ему надлежит исполнить славное пророчество Даниила. В синоптических ев. проводится то более, то менее отчетливая параллель между Иисусом и А. Марк описывает пребывание Иисуса со зверя ми (Мк 1.13); Матфей имеет в виду Быт 5.1, когда пишет «Родословие Иисуса Христа» (Мф 1.1). Лука утверждает, что восторжествовавший над искушением в пустыне - «сын... Адамов, (сын) Божий» (Лк 3.38)] истинный Адам, устоявший против искусителя. И у ап Павла (Флп 2.6-11) можно предположить сознательное противопоставление А., пытавшегося присвоить Божественное естество, Иисусу, уничижившему Себя и принявшему образ раба. К этим косвенным указаниям можно добавить и прямые.
2. Последний и истинный Адам. - В 1 Кор 15.45-49 ап. Павел ярко противопоставляет два прототипа, определивших образ ч-ский: первый ч-к, А., сотворен с душою живою, - он земной, душевный; «последний А. есть дух животворящий», ибо Он небесный, духовный. Образу начала соответствует образ конца времен, но целая пропасть отделяет второе творение от первого, духовное от плотского, небесное от земного.
В Рим 5.12-21 Павел прямо говорит, что А. был « образ Грядущего». Исходя из убеждения, что поступок первого Адама имел последствие для всего ч-ства - смерть (ср 1 Кор 15.21 сл), он провозглашает и искупительный подвиг Христа, второго А. Но в то же время он ясно устанавливает различие: от А. - непослушание, осуждение и смерть; от Иисуса Христа - послушание, оправдание и жизнь. Более того, через А. грех вошел в мир; через Христа преизобилует благодать - Он ее источник.
Наконец, плодоносный брачный союз А. и Евы предвозвещает живоносное единение Христа и Церкви; в свою очередь, это единение становится тайной, на к-рой обосновывается христ. брак (Еф 5.25-33; ср 1 Кор 6.16).
3. Христианин и оба Адама. - Будучи сыном Адамовым по рождению и возрожденным во Христе верою, хр-нин находится в постоянном, хотя и не одинаковом по своей природе и значению, соотношении с первым и с последним А. Верно понимая смысл повествования о том, что было изначала, он не ссылается на грех первого ч-ка, чтобы себя оправдать, но понимает, что А. - это он сам со своей немощностью и греховностью, с лежащим на нем долгом совлечь с себя ветхого ч-ка, по слову ап Павла (Еф 4.22 сл; Кол 3.9 сл), дабы «облечься во Иисуса Христа, Нового Человека»); т. обр., вся его судьба вписана в судьбу обоих Адамов. Или, вернее, он находит во Христе совершеннейшего Человека: Тот, Кто был на время умален перед ангелами, чтобы заслужить спасение всем людям, воспринял Славу, обещанную истинному А. - так поясняется Пс 8.5 слл в Посл к Евр 2.5-9.
MJL & XLD
Авраам I 3 - брат ВЗ 1, НЗ 0,2 - грех I - женщина ВЗ 1 - земля ВЗ I 2 - Иисус Христос II 1 г - новый III 3 а - образ II, IV, V - ответственность 1 - отцы и Отец I 2, III 1 - рай 2 а - род - совесть / сознание 2 в - сотворение ВЗ II 1,2, НЗ II 2 : - Сын Человеческий ВЗ I, НЗ II - человек
АДОНАИ Господь ВЗ - имя ВЗ 4 - Ягве 3
АЛЛЕГОРИЯ образ НЗ III - притча I 3
АЛЬФА И ОМЕГА время НЗ III 1 - новый IV - писание V
Слово Аминь евр. происхождения; оно означает прежде всего: несомненно, воистину, бесспорно или просто - да. Аминь - наречие, производное от евр. корня, содержащего представление о твердости, верности (ср Вера). Сказать «Аминь» значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве.
I. Обязательство и возглас. - Подтверждая те или другие слова, А. может иметь более слабый смысл, соответствующий нашему «Да будет!» (Иер 28.6). Но чаще всего - это слово обязывающее: им выражают свое согласие с кем-либо (3 Цар 1.36), принимают на себя какое-либо назначение (Иер II.5), берут ответственность за клятву и за Божий суд, к-рый за ней следует (Числ 5.22). Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Союза-Завета (Втор 27.15-26; Неем 5.13).
В богослужении это слово может иметь и другое значение; если люди принимают обязательство перед Богом, то это значит, что Его слову доверяют и предаются Его всемогуществу и благости; такое полное согласие является вместе с тем благословением Того, Кому покоряются (Неем 8.6); оно - молитва, произнося к-рую молящийся уверен в том, что будет услышан (Тов 8.8; Иф 15.10). А. становится т. обр. богослужебным возгласом, произносящимся после славословий (1 Пар 16.36): этот смысл он часто имеет в НЗ (Рим 1.25; Гал 1.5; 2 Петр 3.18; Евр 13.21). Возгласом «Аминь», к-рым собрание присоединяется к молящемуся от его имени, предполагается понимание смысла слов произнесенной молитвы (1 Кор 14.16). И как выражение присоединения и как возглас, А. завершает песнопения избранных в небесной литургии (Откр 5.14; 19.4), где он сливается с Аллилуйя.
2. Аминь Божий и Аминь христианина. - Бог, свободно Себя обязавший, остается верным Своим обетованиям; Он Бог Истины, что и выражает Его наименование в евр. тексте: Бог - Аминь (Ис 65.16).
Иисус Христос - Аминь Божий (Откр 3.14). Во Христе Бог осуществляет полноту Своих обетований и указывает, что в Нем нет Да и Нет, а есть только Да (2 Кор 1.19 сл). В этом тексте ап. Павел передает евр. Аминь греч. словом ναί, означающим Да. Начиная свои поучения словом А., т.е. истинно (Мф 5.18; 18.3...), в Евангелии от Ин в удвоенной форме (Ин 1.51; 5.19), Иисус выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом; надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произнося ее от Своего имени, Он по всей вероятности транспонирует на Себя пророческое возглашение: «Так говорит Ягве». Этим Он подчеркивает, что Он Посланник Бога истины, и потому истинны Его слова. Вводимые т. обр. слова имеют свою невыраженную предысторию, заключением к-рой является Аминь (Истинно). Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? Но Иисус Христос не только Тот, Кто говорит истину, говоря слова Божий, Он - Само Слово Бога Истинного, Аминь в абсолютном смысле, Свидетель верный и истинный (Откр 3.14). Хр-нин, если он хочет быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный А. это тот, к-рый произносится Христом во славу Божию (2 Кор 1.20). Церковь произносит этот А. в единении с избранными на небесах (Откр 7.12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса; оттого и Библия заканчивается пожеланием: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами», скрепленным последним Аминь (Откр 22.21).
СТ
вера 0 - верность - истина ВЗ - неверие 0 - обетования - хвала III
Семитский корень, от к-рого происходит херем - анафема, значит: отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления. В Библии это слово обозначает в основном - посвящение Богу. В русском переводе Библии слово херем переводится в ВЗ - заклятие, а в НЗ - анафема.
В3
В самых древних текстах обычай 3., свойственный Израилю и его соседям, напр. Моаву, не есть просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Чтобы достичь победы, Израиль, к-рый ведет брани Ягве, налагает 3. на добычу, т.е. он отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Ягве (Числ 21.2 сл; Ис Нов 6). Это посвящение влечет за собой полное уничтожение добычи: как живых существ, так и материальных предметов; неисполнение его наказывается (1 Цар 15), также как и его кощунственное нарушение, к-рое может оказаться причиной поражения (Ис Нов 7).
В действительности применение такого 3. было, вероятно, довольно редко. Большая часть ханаанских городов были просто заняты Израилем (Ис Нов 24.13; Суд 1.27-35), напр. Газер (Ис Нав 16.10; 3 Цар 9.16), Иерусалим (Суд 1.21; 2 Цар 5.6 сл). Некоторые из них заключили даже союз с Евреями, напр, Гаваон (Ис Нав 9) и Сихем (Быт 34).
Историки, составившие Втор, знали, что во время завоевания 3. не применялось (Суд 3.1-6; 3 Цар 9.21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, к-рые представляла собой для Израиля ханаанская религия и вновь утвердить святость избранного народа (Втор 7.1-6). Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютный суверенитет Ягве над святой землей и ее обитателями, транспонировалась в прошлое.
Эволюция понятия херен привела к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Ягве (Втор 13.13-18; Иер 25.9); с другой, в священнической письменности, посвящение Богу ч-ского существа или предмета без всякой возможности выкупа (Лев 27.28 сл; Числ 18.14).
Н3
В НЗ ни о какой священной войне, ни о 3. врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятие (а в Лк 21.5 обозначает вклады по обету в иерусалимский Храм).
На устах Иудеев в клятвенных формулах (Мк 14.71 пар; Деян 23.12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы.
У Павла - это формула проклятия, к-рая выражает суд Божий на неверных (Гал 1.8 сл; 1 Кор 16. 22). Хр-нин не может произнести А. на Иисуса (12.3). Когда апостол заявляет, что он готов быть отлученным ради спасения своих братьев по плоти, он уточняет, что для него это значит быть отделенным от Христа (Рим 9.3). Так эта парадоксальная формула определяет сущность проклятия как отделение от Христа.
PS
Апостолы II 1 - война ВЗ II - проклятие - святой ВЗ III 2 - чистый ВЗ I 1
Название «ангел» указывает не на природу существа, а на род служения: евр мал'ак, греч. άγγελος означает «вестник». Ангелы - «служебные духи, посылаемые на служение для тех, к-рые имеют наследовать спасение» (Евр 1.14). А. не поддаются нашему обычному восприятию, они образуют особый таинственный мир. В Библии их существование никогда не ставилось под вопрос, но относящееся к ним учение постепенно развилось, а описание их и представление о них создалось при постоянном обращении к религиозной символике.
В3
1. Ангелы Ягве и Ангел Ягве. - Заимствуя широко распространенный в восточных мифологиях образ, но приспосабливая его к откр. единого Бога, ВЗ часто представляет Бога в виде самодержца (3 Цар 22.19; Ис 6.1 слл). Его царедворцы в то же время и Его слуги (Иов 4.18); их называют и
Святыми (Иов 5.1; 15.15; Пс 88.6; Дан 4.10) или сынами Божиими (Пс 28.1; 88.7; Втор 32.8). Среди них херувимы (имя к-рых месопотамского происхождения) поддерживают Его престол (Пс 79.2; 98.1), везут Его колесницу (Иез 10.1 сл), носят Его на себе (Пс 17.11) или охраняют доступ к Его владениям, не допуская непризванных (Быт 3.24); серафимы («горящие») воспевают Его славу (Ис 6.3) и один из них очищает уста Исаии горящим углем, когда решается его пророческое призвание (Ис6.7). Херувимов мы находим изображенными и в храме: они своими крыльями осеняют ковчег (3 Цар 6.23-29; Исх 25.18 сл). Т. обр. целое небесное воинство (3 Цар 22.19; Пс 148.2; Неем 9.6) превозносит славу Божию: оно предстоит Ему для управления миром и выполнения Его повелений (Пс 102.20); оно устанавливает связь между небом и землей (Быт 28.12).
Наряду с этими загадочными вестниками древние библ. повествования упоминают об Ангеле Ягве (Быт 16.7; 22.11; Исх 3.2; Суд 2.1), К-рый не отличается от Самого Ягве, являющегося в земном мире видимым обр. (Быт 16.13; Исх 3.2): Бог обитает в свете неприступном (1 Тим 6.16), и ч-к не может созерцать Его лица (Исх 33.20); люди могут видеть только Его таинственный отблеск. Выражение «Ангел Ягве» в архаических текстах есть отражение более древнего богословия, к-рое в форме «Ангел Господень» оставило следы и в НЗ (Мф 1.20,24; 2.23,19; Л к 1.11; 2.9) и даже в святоотеческой письменности. Однако в кн. ВЗ более позднего периода миссия Ангела Ягве все более переходит к А. - обычным вестникам Божиим.
2. Развитие учения об ангелах. - Первоначально А-м приписывали исполнение диаметрально противоположных Божиих поручений (ср Иов 1.12). Бог посылает Своего доброго ангела, чтобы охранять Израиль (Исх 23.20); но для выполнения губительных миссий Он посылает злых ангелов (Пс 77.49), каков, напр. Губитель (Исх 12.23; ср 2 Цар 24.16 сл; 4 Цар 19.35). Даже Сатана в кн. Иова как бы входит еще в число Божиих слуг (Иов 1.6-12; 2.1-10). Однако после пленения служения распределяются между ангелами более точно: им дается нравственная оценка; с одной стороны, добрые ангелы, с другой - Сатана и бесы; одни все время противодействуют другим (Зах 3.1 сл).
Но это четкое разделение А. на добрых и злых не приводит к дуализму, свойственному ирано-вавилонской ангелологии, распространенной в атмосфере синкретизма того времени. Иудейское мышление продолжает развивать свое первоначальное учение, не поступаясь ни в чем строгим единобожием, хотя и пользуется порою общей народам того времени символикой. Это мы видим в кн. Товита, где упоминается о семи А., к-рые восходят пред славу Святого (Тов 12.15; ср Откр 8.2). Роль, приписываемая А., не изменилась. Они охраняют людей (Тов 3.17; Пс 90.11; Втор 3.49 сл) и приносят Богу их молитвы (Тов 12.12); они также ведают судьбами народов (Дан 10.13-21).
Пророкам, начиная с Иезекииля, они разъясняют смысл их видений (Иез 40.3 сл; Зах 1.8 сл); этот мотив встречается во всей последующей апокалиптической письменности (Дан 8.15-19; 9.21 сл). Им даются имена, соответственно их различным назначениям: Рафаил - «Бог исцеляет» (Тов 3.17; 12.15), Гавриил - «сильный Божий» (Дан 8.16; 9.21), Михаил - «Кто как Бог?» (10.13,21; 12.1). Ему, как их князю, препоручена иудейская община (10.13-21; 12.1). Эти элементы получили еще большее развитие как в апокриф, кн. Еноха, так и в раввинской письменности, стремящейся расположить их в более или менее стройные системы. Т. обр. ВЗ-ное учение о существовании ангельского мира и о его присутствии в мире ч-ском все время продолжает утверждаться. Но используемые им представления и классификации носят неизбежно символический характер, что требует очень осторожного подхода к ним.
НЗ
В НЗ употребляется тот же условный язык, заимствованный из свящ. кн. и из иудейского предания того времени. В нем перечисляются архангелы (1 Фес 4.16; Иуд 9), херувимы (Евр 9.5), Престолы, Господства, Начальства, Власти (Кол 1.16), к к-рым в другом месте добавляются еще Силы (Еф1.21). Эта иерархия, ступени к-рой называются по-разному, не имеет характера твердо установленного учения. Но, как и в ВЗ, сущность мысли здесь в другом - в служении. Эта иерархия располагается по-новому вокруг откр. Иисуса Христа.
1. Ангелы и Христос. - Ангельский мир занимает определенное место в учении Иисуса Христа. Евангелисты иногда говорят о Его близком общении с А. (Мф 4.11; Л к 22.43); Сам Он говорит об А. как о реальных и действующих существах. Охраняя людей, они в то же время видят лицо Отца (Мф 18. 10 п). Их жизнь свободна от всякого подчинения плоти (ср Мф 22.30 п). Хотя им не известен день последнего Суда, о к-ром знает только один Отец (Мф 24.36 п), они будут его исполнителями (Мф 13. 39,49; 24.31). Уже теперь они участвуют в радости Божией при обращении грешников (Лк 15.10). Все эти черты соответствуют традиционному учению.
Иисус, уточняет, кроме того, их положение в отношении Сына человеческого - того таинственного образа, к-рым определяется Он Сам, в особенности в Его грядущей славе: А. будут сопровождать Его в день Его второго пришествия (Мф 25.31); они будут восходить и нисходить от Него и к Нему (букв «по Нему» - Ин 1.51), как некогда по лестнице Иаковлевой (Быт 28.10...); Он пошлет их собрать избранных (Мф 24.31 п) и отстранить отверженных от Царства (Мф 13.41 сл). Уже во время Его Страстей они служили Ему, и Он мог бы прибегнуть к их помощи (Мф 26.53).
Христианская мысль первых веков всего лишь повторяет слова Христа, утверждая, что ангелы ниже Его. Умаленный перед ними Своим воплощением (Евр 2.7), Он продолжает оставаться достойным их поклонения как Сын Божий (Евр 1.6 сл; ср Пс 96.7). Со времени Его воскресения становится очевидным, что Бог подчинил Ему ангелов (Еф 1.20 сл), созданных в Нем, Им и для Него (Кол 1.16). Они признают теперь Его господство (Откр 5.11 сл; 7.11 сл), а в последний день будут окружать Его (2 Фес 1.7; Откр 14.14-16; ср 1 Фес 4.16). Итак, ангельский мир подчинен Христу, тайну К-рого он узрел (1 Тим 3.16; ср 1 Петр 1.12).
2. Ангелы и люди. - В этой перспективе А. продолжают выполнять по отношению к людям те же служения, к-рые им уже приписывал ВЗ. Когда небесная весть передается на землю, они продолжают быть таинственными ее носителями: Гавриил дважды передает благую весть - Захарии и Деве Марии (Лк 1.19,26); многочисленное воинство небесное является в Рождественскую ночь (Лк 2.9-14); А. возвещают и Воскресение Христово (Мф 28.5 слл п) и разъясняют апостолам смысл Вознесения (Деян 1.10 сл). Будучи помощниками Христа в деле спасения (Евр 1.14), они охраняют людей (Мф 18.10; Деян 12.15), приносят Богу молитвы святых (Откр 5.8; 8.3), несут души праведных в рай (Лк 16.22). Охраняя Церковь, они продолжают под водительством Архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против Сатаны (Откр 12.1-9).
Глубокая связь соединяет т. обр. мир земной с миром небесным, где ангелы совершают непрестанное небесное богослужение (Откр 4.8-11); к нему присоединяется богослужение Церкви на земле (ср Слава в вышних Богу; «С нами Силы небесные»...; «Херувимская песнь»; Свят, Свят, Свят). Нас окружает присутствие духовных сил, о к-ром тайнозритель Откр. говорит условным, освященным обычаем языком. Это присутствие должно внушать нам благоговение (ср Ис Нов 5.13 слл; Дан 10.9; Тов 12.16), к-рое однако не следует смешивать с поклонением (Откр 22.8 сл). Одним словом, не следует чрезмерно почитать ангелов, поскольку такой культ может умалить почитание Иисуса (Кол 2.18), но христианин должен глубоко чувствовать их невидимое присутствие и прибегать к их ходатайству.
PMG & PG
бесы ВЗ 1,3 - небо IV - посредник I 3, II 3 - Сатана I 1 - светила 2,4 - сыны Божии ВЗ 0 - явления Христа 1
Выражение «Антихрист» (буквально: «противо-Христос») встречается исключительно в 1 Ин 2.18, 22; 4.3; 2 Ин 7, но то же самое или некое аналогичное лицо имеется в виду в различных апокалиптических текстах НЗ (Мк 13.14 п; 2 Фес 2.3-12; Откр 13.4-18). А так как оно носит в известной степени дуалистический характер, уже встречавшийся в нек-рых текстах ВЗ, то там и надо проследить сначала первоначальное откр. о нем, еще несовершенное, но уже показательное.
B3
Уже в ВЗ мы видим, что действие Божие в мире наталкивается на враждебные силы, к-рые - в зависимости от контекста - представлены в довольно различных обликах.
1. Согласно религиозной символике древнего Востока творение мира изображается в откр. поэтически - в виде некой борьбы между Богом Творцом и силами хаоса, чудовищными 3верями, олицетворяющими неукрощенную мощь Моря (Ис 51.9 сл; Пс 73.13 сл; 88.10 слл). Тот же символ, очищенный от мифологических реминисценций, служит для указания на «последние времена» в виде борьбы Ягве со Змеем (Ис 27.1). Его же можно найти, по всей вероятности, в основе первоначальной драмы ч-ства; в Быт. противник замысла Божия принимает символический облик Змея (Быт 3). Так посредством этих символов вырисовывается на двух полюсах спасительного замысла лицо Сатаны; он - Противник Бога по преимуществу.
2. Однако в рамках истории Сатана действует в мире через посредство ч-ских сил. Враги народа Божия являются противниками Самого Бога, когда они противостоят замыслу Его Провидения. Так обстоит с Египтом во время Исхода; таковы и властители Ассура и Вавилона, угнетающие Израиль и поклоняющиеся ложным богам, духовное владычество к-рых они стараются распространить на земле; наконец, таковы и языческие цари, побуждаемые безудержно кощунственной гордыней равняться с Богом (Иез 28.2 слл; Ис 14.13). В истории раскрывается т. обр. постоянная вражда между Ягве и этими истор. силами, вплоть до последней решающей брани, когда «Гог, князь Магога» будет побежден навеки (Иез 38-39), после чего и придет эсхатологическое спасение.
3. Действия Антиоха Епифана, врага Израиля и в то же время гонителя тех, кто истинно поклоняется Богу, так отображается в кн. Даниила: он - тот нечестивый, к-рый притязает занять место Бога (Дан 11.36) и водворяет на святом месте мерзость запустения (9.27); он также - одиннадцатый рог, вырастающий у четвертого Зверя, обладающего сатанинским ликом (7.8); оттого суд над ним и его уничтожение являются вступлением к установлению Царства Божия (7.11-27; 11.40-12.2).
НЗ
Такова эсхатологическая перспектива, принятая и в НЗ, с той только разницей, что Царство Божие пришло в лице Иисуса Христа. Анти-бог ВЗ становится следовательно анти-Христом, к-рый уже действует через своих приспешников, прежде чем проявить себя открыто в эсхатологической брани, в к-рой он будет окончательно побежден.
1. Уже в синоптическом апокалипсисе в «великую скорбь», предреченную Христом как преддверие пришествия Сына Ч-ского во славе, входит и появление «лже-христов», соблазняющих и вовлекающих людей в отступничество (Мк 13.5 сл; 21 сл; Мф 24.11 п); и знаком этого испытания является «мерзость запустения», водворяющаяся на святом месте (Мк 13.14 п).
2. В 2 Фес 2.3-12 противник последних времен, сын погибели, начинает действовать как некий противо-бог (2.4), наподобие тех, что мы видели в ВЗ; но он же является и А., принимающим облик Господа; он придет во время, предустановленное Богом, и своей сверхъестественной силой совершит ложные чудеса на погибель людям (2.8-9). Так он исполнит на земле дело Сатаны (2.9). С другой же стороны, тайна беззакония, главным совершителем к-рой он будет, находится уже в действии (2.7); и вот почему столько людей заблуждаются и привязываются ко лжи вместо того, чтобы верить в истину (2.11 сл). Если этот беззаконник еще не явился в своем подлинном лице, то это потому, что «нечто» и «некто» его «удерживает» (2.7): загадочный намек, о к-ром ап. Павел не высказался более ясно. Во всяком случае, откр. беззаконника произойдет непосредственно перед вторым пришествием Иисуса Христа, К-рый явлением Своего пришествия уничтожит его (2.8; ср 1.7-10).
3. Откр. Ин. дает подобную же эсхатологическую картину посредством двух символических чудовищных 3верей. Первый из них - некая политическая сила: он хулит Бога, заставляет поклоняться себе самому и преследует истинных верующих (Откр 13.1-10). Второй Зверь - некая религиозная реальность: он принимает внешний вид Агнца (т.е. Христа), совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому Зверю (13.11-18). Так исполняется на земле дело Сатаны, древнего Дракона, передавшего свою власть первому Зверю (13.2). Все это - величественное символическое указание, относящееся к «последним временам», но тем не менее иносказательно имеющее в виду и положение настоящего времени, в к-ром подвизается Церковь Христова, гонимая языческой Римской Империей.
4. В посл. Ин. именем А. обозначается прежде всего современная реальность: всякий, кто отрицает, что Иисус есть Христос, тем самым отрицает Отца и Сына (1 Ин 2.22), кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти (1 Ин 4.3; 2 Ин 7), тот и есть Обольститель. Ап. Иоанн делает ясный намек на еретиков и отступников, у к-рых уже осуществляется отступничество, предреченное Христом и предвиденное ап. Павлом. Т. обр. эсхатология актуализирована; но драма веры нашего времени должна восприниматься в более широкой перспективе, полное указание на к-рую дает Откр. Ин.
Учение об А. остается весьма таинственным. Понять его можно только в связи с вековой бранью, к-рую Бог и Его Христос ведут против Сатаны и его земных приспешников. Эти последние пытаются двойным путем мирского гонения и религиозного обольщения привести спасительный замысел к неудаче. Не будем искать, какие собственные имена скрываются за каждым из символов, служащим указанием на их присутствие; но каждый, кто действует как они, в какой-то мере участвует в той же тайне А. И это действие будет продолжаться непрерывно в течение всей истории, ставя людей в самую гущу такой борьбы, в к-рой никакое ч-ское средство не может восторжествовать. Но где люди будут терпеть неудачу, там победит Агнец (Откр 17.14) и Его свидетели будут участвовать в Его победе (Откр 3.21).
BRi & PG
бедствие 2 - Вавилон 6 - война НЗ III - День Господень НЗ I 2 - заблуждение НЗ - звери и Зверь 3 б, 4 - ложь II 2 б - мир НЗ I 2, III 2 - нечестивый НЗ 2 - Сатана III
АНТРОПОМОРФИЗМЫ Бог ВЗ III 5 - идолы I - образ I - притчи I 1
В НЗ звание А. дается многим лицам: хорошо известны двенадцать учеников, избранных Иисусом для основания Его Церкви (Мф 10.2; Откр 21.14), а также Павел, ставший А. язычников по преимуществу (Рим 11.13). Но, по древнему словоупотреблению ап. Павла, Силуан, Тимофей (1 Фес 2.7) и Варнава (1 Кор 9.6) носят то же звание; наряду с Петром и с Двенадцатью он упоминает о «Иакове и всех апостолах» (1 Кор 15.5 слл; ср Гал 1.19), говорит о харизме апостольства (1 Кор 12.28; Еф 4.11), о «лжеапостолах» и «высших апостолах», к-рых он обличает (2 Кор 11.5,13; 12.11). Столь широкое применение этого наименования вызывает вопросы: какое отношение существует между этими различными «апостолами»?
Поскольку в НЗ нет определения, подходящего одинаково для всех А., нужно распределить носящих это звание по соответствующим местам, предварительно собрав указания, относящиеся к этому слову и его применению не в специально хр-нском значении.
Существительное άπόστολος (от глаг. Άποστέλλω - посылать) в древнегреч. литературном языке не имеет того смысла, к-рый мы ему даем (за исключ. Геродота и Иосифа Флавия, на к-рых сказалось, по-видимому, влияние народного языка). Содержание слова А. уточняется аналогиями с ВЗ и евр. обычаями. В ВЗ говорится о послах, к-рых надлежит уважать, как пославшего их царя (2 Цар 10); пророки осуществляют посланничества того же порядка (ср Ис 6.8; Иер 1.7; Ис 61.1 слл), хотя им никогда не дается звание А. Но в раввинистическом иудаизме после 70-го г. мы находим установление официальных посланцев (шелихин), причем возникновение этого обычая восходит, по-видимому, к гораздо более ранним временам, судя по самим текстам НЗ. Ап. Павел «испрашивает письма в Дамаск к синагогам», чтобы преследовать там верующих во Иисуса (Деян 9.2 п): он оказывается делегатом, снабженным официальными грамотами (ср Деян 28.21 сл). Церковь унаследовала этот обычай, посылая из Антиохии и из Иерусалима Варнаву и Силу с письмами (Деян 15.22) или же делая Варнаву и Павла своими делегатами (11.30; 13.3; 14.26; 15.2); Павел сам посылает двух братьев, называя их «посланниками» (άπόστολοι) Церквей (2 Кор 8.23). Согласно слову Христа, имеющему свои предпосылки в евр. письменности, А. представляет пославшего его: «Раб не больше господина своего, и посланец (άπόστολος) не больше пославшего его» (Ин 13.16).
Т. обр., судя по словоупотреблению того времени, А. в первую очередь не миссионер, или ч-к Духа, или хотя бы только Свидетель: он - посланец, делегат, посол.
I. ДВЕНАДЦАТЬ И АПОСТОЛЬСТВО
Прежде чем стать званием, апостольство было функцией Только после довольно долгого промежутка времени оно было дано в преимущественном порядке узкому кругу Двенадцати (Мф 10.2); позже, в Ев. от Луки, оно - на устах у самого Иисуса (Лк 6.13). Но, хотя это почетное звание принадлежит только Двенадцати, мы видим все же, что и другие осуществляют вместе с ними определенное служение, к-рое может быть охарактеризовано как «апостольское».
1. Двенадцать Апостолов. - С самого начала Своего общественного служения Христос пожелал как бы умножить Свое присутствие и распространить Свое благовестив через других людей, как бы являющихся Им Самим. Он призвал первых четырех учеников, дабы сделать их ловцами человеков (Мф 4.18-22 п). Он избрал Двенадцать, чтобы, когда число учеников увеличилось, они были «с Ним» и, как Он, возвещали Евангелие и изгоняли бесов (Мк 3.14 п); Он посылает их говорить от Его имени (Мк 6.6-13 п), наделив их Своей властью: «Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня» (Мф 10.40 п); они распределяют хлебы, умноженные в пустыне (Мф 14.19 п), получают особую власть над общиной, к-рой они должны руководить (Мф 16.18; 18.18). Словом, они становятся основой нового Израиля (12-ти колен Израиля), судьями к-рого они будут в последний день (Мф 19.28 п), что и символизируется числом 12 апостольского собора. Им же Воскресший Христос, пребывающий с ними до конца веков, поручает приобретать Ему новых учеников и крестить все народы (Мф 28. 18 слл). Следовательно, избрание двенадцатого апостола вместо Иуды представляется необходимым, чтобы образ нового Израиля был выражен в нарождающейся Церкви (Деян 1.15-26). Им надлежит быть Свидетелями Христа, т.е удостоверять, что Воскресший Христос - тот же Иисус, К-рый жил среди них (1.8,21): их свидетельство исключительно, и оно сообщает характер исключительности их апостольству (понимаемому здесь в самом сильном значении слова). Двенадцать составляют навеки основу Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр 21.14).
2. Апостольство ранней Церкви. - Хотя Двенадцать и являются апостолами по преимуществу, в том смысле, что Церковь есть Церковь «апостольская», все же апостольство Церкви, понимаемое более широко, не ограничивается деятельностью Двенадцати. Как Сам Христос, «Посланник» (άπόστολος) Божий (Евр 3.1), пожелал учредить собор с особыми преимуществами, умножающий Его присутствие и Его слово, так и Двенадцать приобщили других не к непередаваемому преимуществу быть на веки веков собором свидетелей Воскресшего, а к своей апостольской миссии. Уже в ВЗ Моисей передал Иисусу Навину полноту им самим полученной власти (Числ 27.18); и Иисус Христос пожелал, чтобы пастырское служение, вверенное Двенадцати, продолжалось в течение веков: сохраняя особую связь с ними, Его присутствие - как Воскресшего - должно было распространиться бесконечно за пределы их узкого круга.
К тому же Сам Иисус уже во время Своего общественного служения проложил путь такому расширению апостольского призвания. Наряду с преобладающим преданием, повествующим о миссии Двенадцати, ап. Лука сохранил нам и другое, согласно к-рому Христос «поставил и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк 10.1). Посланничество их имело те же цели и тот же учредительный характер, что и у Двенадцати: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает, а Меня отвергающий отвергает Пославшего Меня» (Лк 10.16; ср Мф 10.40 п). Значит, апостольское посланничество, по мысли Христа, не ограничивается посланничеством Двенадцати.
Сами Двенадцать поступают так же. При избрании Матфия они знают, что многие ученики могут отвечать требуемым условиям (Деян 1.21 сл): Бог указывает собственно не А., а двенадцатого свидетеля. В другом случае мы видим, что ап. Варнаве оказывается тот же почет, как и ап. Павлу (14.4,14); и хотя семь помощников, избранных Двенадцатью, и не именуются А. (6.1-16), они получают право основывать новые церкви: напр. Филипп в Самарии, хотя власть Двенадцати и ограничивает его полномочия (8.14-25). Апостольство, уполномоченное представлять Воскресшего в Церкви, остается навеки основанным на «апостольском» соборе Двенадцати, но оно осуществляется всеми людьми, к-рым те передают какую-либо власть.
II. ПАВЕЛ, АПОСТОЛ ЯЗЫЧНИКОВ
Жизнь и деятельность ап. Павла подтверждают особым обр. то, на что Христос указал во время Своей земной жизни, посылая Семьдесят двух сверх Двенадцати. Воскресший и вознесшийся на небо Христос кроме Двенадцати посылает и Павла; и это апостольское посланничество позволяет уточнить природу апостольства.
1. Посланник Христов. - Когда Павел настоятельно повторяет, что он был «призван» как апостол (Рим 1.1; Гал 1.15) в апокалиптическом видении Воскресшего (Гал 1.16; 1 Кор 9.1; 15.8; ср Деян 9.5,27), он ясно показывает, что его миссия возникла из особого призвания. Как А. он послан, но не людьми (будь они сами А-ми!), а лично Христом. В особенности он напоминает об этом, когда требует признания своих апостольских прав: «Мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещает через нас» (2 Кор 5.20); «от нас слышанное... вы приняли не как слово ч-ское, но как слово Божие (каково оно и есть по истине)» (1 Фес 2.13). Блаженны те, к-рые его «приняли как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (Гал 4.14). Ибо А. «соработники у Бога» (1 Кор 3.9; 1 Фес 3.2). Более того, через них совершается служение эсхатологической славы (2 Кор 3.7-11). А чтобы посланник не мог обратить на свою корысть эту Божию силу и эту славу, А. - ч-к, презираемый миром; он гоним, он предается смерти, дабы жизнь была дарована людям (2 Кор 4.7-6.10; 1 Кор 1.9-13).
Конкретно апостольская власть осуществляется в вопросах учения, в пастырском служении и в церковном правопорядке. Павел часто ссылается на свою учительную власть, к-рую он считает достаточной, чтобы предать анафеме всякого, кто стал бы возвещать Евангелие отличное от его (Гал 1.8 сл). Он знает, что имеет право передавать другим свои собственные полномочия, напр., когда он поставляет Тимофея возложением на него рук (1 Тим 4.14; 2 Тим 1.6), что и тот сможет теперь делать в свою очередь (1 Тим 5.22). Наконец, эта власть осуществляется путем настоящей юрисдикции, распространяющейся на те Церкви, к-рые основаны Павлом или вверены ему: он судит и налагает санкции (1 Кор 5.3 слл; 1 Тим 1.20), упорядочивает все при своих проездах (1 Кор 11.34; 2 Кор 10.13-16; 2 Фес 3.4), требует от общин послушания (Рим 15.18; 1 Кор 14.37; 2 Кор 13.3), чтобы поддерживать общение (1 Кор 5.4). Это не тираническая власть (2 Кор 1.24), это - служение (1 Кор 9.19), служение Пастыря (Деян 20.28; 1 Петр 5.2-5), умеющего в случае надобности и отказаться от своих прав (1 Кор 9.12); он не только не обременяет верных, он любит их как отец, как мать (1 Фес 2.7-12) и подает им пример веры (1 Фес 1.6; 2 Фес 3.9; 1 Кор 4.16).
2. Исключительность положения an. Павла. - В вышеописанном апостольском идеале Павел как бы имеет в виду то, чего он ожидает от своих сотрудников, от Тимофея (ср 1 Фес 3.2) и от Силуана, к-рых он, по-видимому, называет А-ми (2.5 слл), или от Сосфена и Аполлоса (1 Кор 4.9). Однако Павел отводил себе особое место в апостольстве Церкви: он - А. язычников и обладает особым разумением тайны Христа; эта исключительная роль в хр-ском домостроительстве, неразрывно связанная с его личностью, является непередаваемым харизматическим даром.
а) Апостол язычников. - Павел не первый понес Евангелие язычникам: уже Филипп благовествовал Самарянам (Деян 8) и Дух Св. уже сошел на язычников в Кесарии (Деян 10). Но Богу было угодно, чтобы при зарождении Его Церкви, наряду с благовествованием Иудеям, один определенный А. получил особо задачу благовествовать язычникам. Признание именно этого Павел и получил от ап. Петра. Не потому, что он рассматривал себя посланцем Петра: он оставался посланцем Христа непосредственно; но он считал важным согласовать это с главою Двенадцати, чтобы «не напрасно подвизаться» и не вызвать разделения в Церкви (Гал 1-2).
б) Тайна Христа, согласно Павлу, это - Христос в язычниках (Кол 1.27); уже Петр уразумел в видении, что отныне нет никакой запретной пищи, отделяющей Иудеев от язычников (Деян 10.10- 11.18). Но ап. Павел имеет, по благодати Божией, особое знание этой тайны (Еф 3.4), и на него возложена обязанность передавать его людям; он терпит гонение, переносит страдания, он - узник ради исполнения этой тайны (Кол 1.24-29; Еф 3.1-21).
Такова особая непередаваемая благодать Павла; но этот вид посланничества от имени Христа и даже, до нек-рой степени, его духовное разумение своего ап-ства могут быть даны всем А. Господом Духа (1 Кор 2.6-16).
Апостольство верных в НЗ не стало предметом ясно выраженного учения, но оно находит твердую точку опоры в нек-рых фактах. Будучи по преимуществу служением Двенадцати и ап. Павла, апостольство с самого начала осуществлялось и всею Церковью: так, напр., Антиохийская и Римская Церкви уже существовали, когда к ним пришли возглавители Церкви. В широком смысле апостольство есть дело каждого ученика Христова, к-рый должен быть «светом мира» и «солью земли» (Мф 5.13 сл). Каждый из них должен участвовать на своем месте в ап-стве Церкви, подражая Павлу, Двенадцати и первым А. в их ап-ском рвении.
XLD
власть НЗ II - Евангелие - знамения НЗ II 2 - избрание НЗ II 1 - могущество V 3 - Откровение НЗ I 2, II 2, III 2 - Петр - плодовитость III 3 - посланничество НЗ II, III - посредник II 2 - предание НЗ I 2,3, II 2 - призвание III - проповедовать - прощение - свидетельство НЗ III 1 - священство НЗ III - служение - созидать III 2 - ученики НЗ - учить НЗ II - харизмы II 2,4 - Церковь III 2
АСКЕЗА бодрствовать I 2, II 2 - вино I 2 - мир НЗ III 1 - покаяние / обращение ВЗ I 2 - пост - смерть НЗ III 3