Е
ЕВА Адам I 2 0, II 2 - желание II - женщина / жена ВЗ I - Мария V - мать - плодовитость I 1 - Церковь IV 1
В нашем обычном словоупотреблении слово Е. обозначает или писание, повествующее о жизни Христа, или отрывки из него, читающиеся на богослужении. На греч. разговорном языке слово εύαγγέλιον означало «благая весть», в частности извещение о победе. В Римской империи праздновались как благие вести (εύαγγελία) сообщения о заключении мира, главнейшие события в жизни императора, почитавшегося как «бог и спаситель». Однако весьма возможно, что глагол благовествовать (εύαγγελίζω) есть перевод евр. басар - возвещать спасение - ив этом смысле стал употребляться христианами.
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
В евр. языке имелось особое слово для обозначения сообщения добрых вестей, относящихся к частной или к общенародной жизни: о смерти врага (2 Цар 18.19 сл,26), о победе (Пс 67.12), о спасении колена Иудина (Наум 2.1). В Ис 40-66 слово «благовестник» получает чисто религиозное значение. Он возвещает, вместе с окончанием плена, пришествие царства Божия (Ис 52.7): приносимая им весть заключается в утешении, прощении грехов и возвращении Бога на Сион (40.1 сл,9). Эта весть - «евангелие» - представляет собою божественную силу в действии (52.1 сл). Возглашаемая на горе (40.9), она касается всех народов (52.10; ср Пс 95.2) и простирается даже за пределы нынешнего века. Кроме возвращения из плена она предвозвещает окончательную победу и царство Божие.
II. ИИСУС
1. Благовестник. - В своем ответе посланцам Иоанна Крестителя (Мф 11.4 сл п), а также в Назаретской синагоге (Лк 4.16-21), Иисус применяет к Себе Самому текст Ис 61.1 сл: «Помазал Его Бог Духом Святым и силою (Деян 10.38; Мф 3.16 сл), и Он пришел «благовествовать нищим».
2. Благая весть. - «Исполнились сроки и близко Царство Божие» (Мк 1.15) - такова суть благовестия. Но теперь средоточием благовествования становится сама личность благовестника. Е. есть Иисус Христос (ср Мк 1.1). Ангелы возвестили Его рождение как Е. (Лк 2.10 сл). С Ним «достигло до нас» Царство Божие (Мф 12.28). Тот, кто оставляет все ради Христа и «ради Евангелия», уже «ныне» получает «в сто раз больше» (Мк 10.30). Оттого народ так теснится вокруг Благовестника и старается удержать Его у себя. Но Е. должно распространяться: «и другим городам должен Я благовествовать Царство Божие, потому что для этого Я послан» (Лк 4.43).
3. Ответом на Евангелие должны быть покаяние и вера (Мк1.15). Бог предлагает благодать прощения (Мк 2.10 и пар; 2.17 п) и обновления (Мк 2.21 сл). Он ожидает от ч-ка, что тот, исповедуя и отвергая свой грех, дерзнет всю свою жизнь построить на Е.: «Кто хочет душу (жизнь) свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее» (Мк 8.35). Первыми принимают благую весть Е., родственную их сердцу, «нищие духом» (Мф 5.3 п; Мк 10.17-23 п), «малые сии» (Мф 11.28; Л к 9.48; 10.21), даже грешники (Лк 15.1 сл; 18.9-14; Мф 21.31) и язычники (Мф 8.10 сл; 15.21-28 п). Ощущение своей нищеты предрасполагает слышать Его и принимать Божие милосердие, к-рое в нем выражается (Мф 9.36; 14.14 п; Лк 7.47-50; 19.1-10).
III. АПОСТОЛЫ
1. Вестники. - Воскресший Христос заповедует Своим Апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16.15), «во всех народах» (Мк 13.10). Кн. Деян. описывает этапы этого возвещения (хήρυγμα). Несмотря на препятствия, благая весть распространяется «до предела земли» (Деян 1.8). Церковь возвещает ее «с дерзновением» (2.29; 4.13,31; 28.31) благодатью Духа. Это служение так важно, что название благовестника (евангелиста) достаточно, чтобы определить его назначение в общине; так напр., диакон Филипп именуется «благовести и ком» (Деян 21.8; ср Еф 4.11; 2 Тим 4.5).
2. Весть. - Благая весть - всегда возвещение Царства Божия (Деян 8.12; 14.21 сл; 19.8; 20.25; 28.23); она говорит о том, что «обетование, к-рое дано было отцам, Бог исполнил» (13.32 сл); она - благодать прощения, дар Духа (2.38; 3.26; 10.43; 13.38; 17.30). Но отныне она тождественна и с «благовествованием об Иисусе» (8.35; 17.18), об «Имени Иисуса Христа» (8.12), о Господе Иисусе» (11.20), о « мире через Иисуса Христа» (10.36). Воскресение Христа становится средоточием Е.
3. Принятие Евангелия. - Благовествование сопровождается знамениями», обещанными Иисусом (Мк 16.17; Деян 4.30; 5.12,16; 8.6 слл; 19.11 слл). Оно распространяется в атмосфере бедности, простоты, взаимной любви в общинной жизни и радости (Деян 2.46; 5.41; 8.8,39). Е. повсюду встречает родственные ему сердца, «желающие услышать слово Божие» (13.7,12), жаждущие узнать, что надо делать, чтобы спастись (16.29 сл). Их общая черта: они « слушают» (2.22,37; 3.22 сл; и др), «принимают» (8.14; 11.1; 17.11) и «повинуются» (6.7). Напротив, презрительное (13.41) и завистливое (13.45 сл) самодовольство или легкомыслие (17.32) затворяют Е-лию ч-ские сердца.
IV. АПОСТОЛ ПАВЕЛ
1. Вестник. - Ап. Павел - благовестник Е. в полном смысле слова. Он «избран к благовестию» (Рим 1.1). Бог открыл ему Сына Своего, чтобы он «благовествовал Его язычникам» (Гал 1.15 сл), и ему «вверил благовестив» (1 Фес 2.4). «Служитель» Евангелия (Кол 1.23), Павел сознает свою обязанность его возвещать (1 Кор 9.16), « служа духом своим» Богу (Рим 1.9) и выполняя определенное «священнодействие» (Рим 15.16).
2. Весть. - Благую евангельскую весть Павел называет или просто Е. без иных пояснений, или Е. «Бога», или «Сына Его... Иисуса Христа Господа нашего» (Рим 1.3 слл, 9), «Христа» (Рим 15.19 сл; 2 Кор 2.12; и др), «славы Христа» (2 Кор 4.4), Его «неисследимого богатства» (Еф 3.8).
а) Сила спасения. - Как и благовестив всей Церкви, но с особою силой, благовествование Павла сосредоточено на смерти и воскресении Христа (1 Кор 15.1-5) и обращено к Его славному пришествию (1 Кор 15.22-28). Оно представляет собою новое домостроительство, поскольку оно распространяется апостольской проповедью и внутренне ей присущей божественной силою, оно
- « сила Божия ко спасению» (Рим 1.16). «Благовествование... во всем мире приносит плод и возрастает» (Кол 1.5 сл). Быстрое расцветание Церквей, изобилие харизм, небывалое духовное обновление - все это, в соединении со сверхъестественным «дерзновением» самого Апостола, свидетельствует о мощи Е., начинающей завоевывать мир (Гал 3.5; 4.26 сл; 2 Кор 2.12; 3.4; 1 Фес 1.5). Павел трудится своими руками и «все переносит, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Кор 9.12).
б) Исполнение Писаний. - Павел подчеркивает преемственность Е. от ВЗ: оно - «откровение -тайны, о к-рой от вечных времен было умолчано, но к-рая была явлена теперь и через писания пророческие была объявлена всем народам» (Рим 16.25 сл). Обетование, данное Аврааму (Быт 12.3), было «предвозвещением» («пред - Евангелием») и теперь оно осуществляется через обращение язычников (Гал 3.8; Еф 3.6).
3. Ответ человека на Евангелие. - Е. проявляет свою спасительную силу только, если ч-к отвечает на него верою: «Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему... В нем открывается правда Божия от веры в веру» (Рим 1.16 сл; 1 Кор 1.18,21). Е. ставит ч-ка перед необходимостью выбора. Развивая в немощи свою спасительную силу и продолжая тайну креста Христова (1 Кор 1.17-2.5), оно для одних - соблазн, «безумие» (1 Кор 1.18, 21,23; Рим 9.32 сл; Гал 5.11); оно остается «закрытым» для тех, у кого «Бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор 4.4), и они «не покоряются благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес 1.8). Другими, напротив, Е. принимается путем «покорения вере», т.е. «послушания Христу» (Рим 1.5; 2 Кор 10.5). В благодати Е. они открываются «Евангелию благодати» (Деян 20.24).
V. АПОСТОЛ ИОАНН
Ни в IV Е., ни в посланиях Ин слово «Евангелие» не употребляется. Его заменяют: « слово» и Свидетельство»; назначение этих терминов - выразить истину, жизнь и свет. Но в Откр. Ин имеет видение «Ангела, летящего по средине неба, к-рый имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле» (14.6 сл). Это - Е. окончательного пришествия Царства Божия.
Заключение>
Когда, в течение II века, слово «Евангелие» стало обозначать письменное изложение жизни и учения Иисуса, оно от этого не лишилось своего первоначального значения. Оно продолжало означать благую весть спасения и Царства Божия во Христе. «Это Евангелие - пишет св. Ириней - Апостолы сначала проповедовали. Потом, волею Божией, они нам его передали в Писаниях, чтобы оно стало основой и столпом нашей веры». Следовательно, когда священник или диакон возглашает за богослужением: «Святого Евангелия чтение...», он, как пророк или апостол, возвещает миру благую весть и его освобождение Иисусом Христом. И если только мы достаточно внимательны к значению слов, в литургических ответах «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе» нам откроется весь порыв и вся радость первой встречи мира с новизной Евангелия.
DM
Апостолы II 1 - Израиль НЗ 1 - Иисус III - Иисус Христос II 2 - откровение НЗ - предание НЗ I 2 - проповедовать - свидетельство НЗ III 1 - Слово Божие НЗ I, II - спасение НЗ - тайна II - увещевать - царство НЗ I
Первоначальное значение слова Е. - неясно. В кн. Быт. оно всегда обозначает людей, живущих
чужеземцами в стране, к-рая не является местом их происхождения: таковы Авраам (Быт 14.13), Иосиф (39.14; 41.12), Иаков и его сыновья (40.15; 43.32). Предок, от к-рого могло произойти слово «Еврей», назывался Евер и жил гораздо раньше Авраама (Быт 10.25; 11.14), поэтому название «Еврей» могло относиться к значительной части семитских народностей.
В кн. Исх. Е., потомки Иакова (Исх 1.15; 2.6...), отличны от Египтян по расе, происхождению и религии (Ягве - «Бог Евреев», 7.16; 9.1). Е., поселившиеся в Ханаане, как семиты также противопоставляются своим угнетателям Филистимлянам (1 Цар 4.6...; 13.3,19; 14.11; 29.3; ср Числ 24.24); но нет уверенности в том, что все они были Израильтянами (ср 1 Цар 14.21). Предписания кн. Втор относительно рабов-евреев (Втор 15.12 сл; Иер 34.9,14) называют их братьями Израильтян, но и это может быть понято в широком смысле (ср Быт 24.27). Т. обр., это название до самого пленения никогда не появлялось ни как имя народа, ни как наименование, имеющее религиозное значение.
Иначе дело обстоит в поздних текстах. В Ион 1.9 Иона, знакомясь с моряками-язычниками, говорит им: «Я - Еврей, чту Господа Бога небес»; в 2 Макк 7.31; 11.13; 15.37 под словом «Еврей» надо понимать Иудеев, поселившихся в Святой земле. В обоих этих случаях слово «Еврей» указывает на религиозную и в известной степени на национальную принадлежность.
Называя себя «Евреем от Евреев» (Флп 3.5; 2 Кор 11.22), Павел этим подчеркивает свое палестинское происхождение и указывает, что евр. язык его родной язык. Те же критерии позволяют отличать, среди иудео-христиан, Евреев от так наз. Еллинистов (Деян 6.1). Однако Ин 19.13,17 указывает нам, что слово «еврейский» может также употребляться, когда речь идет о языке арамейском. Во всех этих случаях данное слово не вызывает непосредственно религиозных представлений. Оттого оно и не перешло в хр-ское словоупотребление для обозначения духовного потомства Авраама (ср Рим 4.16).
PG
Израиль - Иудей - народ А II 1
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
1. Благодарение и благословение. - Слово «евхаристия» само по себе значит: признательность, благодарность, отсюда - благодарение. Этот самый обычный в разговорном греч. языке смысл встречается также в греч. Библии, в особенности когда говорится о ч-ских взаимоотношениях (Прем 18.2; 2 Макк 2.28; 12.31; Деян 24.3; Рим 16.4). По отношению к Богу благодарение (2 Макк 1.11; 1 Фес 3.9; 1 Кор 1.14; Кол 1.12) принимает обычно форму молитвы (Прем 16.28; 1 Фес 5.17 сл; 2 Кор 1.11; Кол 3.17 и т.д., напр., в начале Посланий ап. Павла: 1 Фес 1.2 и др.). Оно в таких случаях, естественно, совпадает с благословением, восхваляющим «чудные дела» Божии, ибо для ч-ка эти чудные дела выражаются в благодеяниях, вдохновляющих благодарственную хвалу; при этих условиях благодарение сопровождается «анамнезисом», к-рым в памяти воскрешается прошлое (Иф 8.25 сл; Откр 11.17 сл), и εύχαριστείν приравнивается к εύλογείν (1 Кор 14.16 слл). Эта «евлогия-евхаристия» имеет место, в частности, во время евр. трапез, благословения к-рых восхваляют и благодарят Бога за пищу, данную Им людям. В этом смысле Павел говорит о еде с «евхаристией» (Рим 14.6; 1 Кор 10.30; 1 Тим 4.3 сл).
2. Употребление этого слово Иисусом и христианами. - При первом умножении хлебов Иисус произнес «благословение» - согласно Синоптикам (Мф 14. 19 п), и «благодарение» - согласно Ин 6.11,23; при втором умножении хлебов у Мф 15.36 говорится о «благодарении», в то время как у Мк 8.6 сл говорится о «благодарении» за хлеб и «благословении» рыб. Эта практическая равнозначность склоняет нас не различать «благословение» хлеба на Тайной Вечере (Мф 26.26 и п; ср Л к 24.30) и «благодарение» над чашей (Мф 26.27 п). К тому же Павел говорит в обратном порядке - о «благодарении» над хлебом (1 Кор 11.24) и «благословении» чаши (1 Кор 10.16).
Фактически, слово «евхаристия» получило преобладание в хр-ском употреблении для обозначения действия, установленного Иисусом накануне Своей смерти. Но следует запомнить, что этот термин выражает хвалу чудным делам Божиим не в меньшей и даже в большей степени, чем благодарность за те блага, к-рые люди извлекают из них. Этим решающим актом, в к-ром Он сообщил пище вечную ценность Своей искупительной смерти, Иисус завершил и установил на веки посвящение Самого Себя и всего сущего Богу, характерное для религии (в этимологическом смысле этого слова: «связь» с Богом), что и есть самое существенное в Его искупительном подвиге: в Нем Самом, принесенном в жертву на Кресте, и в Е. все ч-ство и окружающее его мироздание возвращается к Отцу. Это богатство Е., ставящее ее в центр хр-ского культа, выражается в целом ряде содержательных текстов, к-рые следует внимательно рассмотреть.
II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ
1. Повествования. - В четырех текстах НЗ говорится об установлении Евхаристии: Мф 26.26-29; Мк 14.22-25; Л к 22.15-20; 1 Кор 11.23 слл. То, что Павел «передает», после того как «получил», по-видимому является литургическим преданием; то же следует сказать и о синоптических текстах, выделяющихся из общего контекста особой четкостью и сжатостью: это ценнейшее свидетельство того, как первохристианские Церкви совершали Вечерю Господню. Их сходства и расхождения объясняются их происхождением. Сильно арамеизирующая редакция Мк, может быть, отражает палестинское предание, в то время как более греч. редакция ап. Павла может отражать предание Церквей Антиохии и Малой Азии. Мф представляет, вероятно, то же предание, что и Мк, с некоторыми вариантами или добавлениями, к-рые тоже могут быть литургического происхождения. Что же касается Лк, то его редакция вызывает сложные проблемы, к-рые решаются по разному: его стихи 15-18 могут представлять древнее предание, весьма отличное от других, или, что более вероятно, расширенную редакцию стихов Мк 14,25, составленную самим Лукой; что же касается ст. 19-20, к-рые следует признать подлинными, вопреки нек-рым рукописным свидетельствам, опускающим 196-20, то в них усматривают либо комбинацию из Мк и 1 Кор, составленную самим Лукой, либо другую форму предания эллинистических Церквей, к-рая представляет в таком случае третье литургическое свидетельство, наряду с Мк / Мф и 1 Кор. Впрочем, разночтения во всех этих текстах маловажны, за исключением порядка повторения, опущенного в Мк / Мф, но к-рый можно считать первоначальным, основываясь на 1 Кор/Лк и на его наиболее вероятном внутреннем смысле.
2. Исторические рамки. - Другая проблема, от к-рой зависит толкование этих текстов, это их исторические рамки. Для Синоптиков это несомненно пасхальная трапеза (Мк 14.12-16 п), но по Ин 18.28; 19.14-31 Пасха была совершена лишь на следующий день, в пятницу вечером. Все, что возможно, было сделано, чтобы объяснить это разногласие: нек-рые считали неточным повествование Иоанна, к-рое как будто отстает на один день, чтобы связать символизм смерти Иисуса с часом заклания пасхального агнца (Ин 19.14-36); другие утверждали, что различные евр. круги в этом году праздновали Пасху в четверг или в пятницу; или даже полагали празднование некой ессейской Пасхи во вторник вечером, к-рую якобы совершил и Иисус. Вероятнее всего, что Иисус, зная, что Он умрет в самый день Пасхи, предварил на Своей последней трапезе пасхальный обряд на один день в той форме, в какой это нужно было, чтобы, исходя из него, создать новый обряд, ставший пасхальным ритуалом НЗ: такое разрешение проблемы сохраняет хронологию Ин и в достаточной мере учитывает повествование Синоптиков.
3. Религиозная трапеза и трапеза Господня. - В основе текстов установления Евхаристии лежит по всей вероятности пасхальная НЗ-ная перспектива, более чем перспектива какой-либо евр. праздничной или предполагаемой ессейской вечери. Непосредственное следование хлеба и вина во время Тайной Вечери и на Кумранских трапезах представляет собою аналогию довольно поверхностную и несущественную, ибо в евангельских текстах она может объясняться сокращенным описанием обряда, вошедшим в литургию; в нем указываются только два главных элемента из последней Христовой вечери - хлеб в начале и третья чаша в конце, а все происходившее в промежутке опущено; следы этого опущения заметны даже в словах «после вечери», предшествующих Чаше в 1 Кор 11.25. Кроме того, ессейским трапезам Кумрана недостает пасхального богословия, возникающего из слов Иисуса; голословно было бы считать их более поздним элементом, вызванным влиянием Павла или эллинистических Церквей.
Строго выдержанный обряд ессейской вечери, аналогичный многим вечерям евр. братств того времени, может дать представление лишь о том, каковы были обычные вечери Иисуса и Его учеников и впоследствии вечери учеников после Воскресения, когда они вновь собирались, как некогда вокруг Учителя, в уверенности, что Он всегда посреди них как Господь Воскресший и вечно Живущий.
Не следует всегда видеть Е. в ежедневных вечерях, к-рые первые иерусалимские хр-не совершали в веселии, преломляя хлеб по домам (Деян 2.42,46). Это «преломление хлеба» было вероятно простой трапезой, правда, религиозной, как всякая семитская трапеза, сосредоточенной здесь на воспоминании и ожидании Воскресшего Учителя, к к-рой прибавлялась Е. в прямом смысле слова, когда возобновлялись слова и действия Господа, чтобы причаститься Его таинственному Присутствию через хлеб и вино, что превращало т. обр. простую вечерю в «Вечерю Господню» (1 Кор 11.20-34). Освободившись от евр. ритуала, эта Евхаристия стала несомненно совершаться более часто, чем один раз в год, быть может, еженедельно (Деян 20.7,11); но мы этого точно не знаем, как и не можем решить в отношении нек-рых текстов, идет ли в них речь об обычном «преломлении хлеба» или о Е. в прямом смысле этого слова (Деян 27.35; и уже Лк 24.30-35).
III. ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ - ИСТИННАЯ ПИЩА
1. Трапеза как религиозный знак. - Е., установленная во время вечери, есть обряд вкушения пищи. С древнейших времен, особенно в семитском мире, ч-к признавал священное значение за пищей, даруемой по щедрости божества и дающей жизнь. Хлеб, вода, вино, плоды и т.д. - все это блага, за к-рые благословляют Бога. Сама трапеза имеет религиозное значение, ибо общая трапеза устанавливает как между самими сотрапезниками, так и между ними и Богом, священные узы.
2. От прообразов к реальности. - Т. обр. в библ. откр. пища и трапеза выражают, что Бог подает жизнь Своему народу. Манна и перепела в кн. Исх., так же как вода, к-рая потекла из скалы Хорива (Пс 77.20-29), - это символические факты (1 Кор 10.3 сл), прообразы истинного дара, исходящего из уст Божиих (Втор 8.3; Мф 4.4), Слова, истинного хлеба, сошедшего с небес (Исх 16.4).
Прообразы эти исполняются в Иисусе. Он есть «хлеб жизни», сначала Своим словом, открывающим вечную жизнь для верующих (Ин 6.26-51 а), затем Своей Плотию и Кровию, данными в пищу и питие (Ин 6.516-58). Иисус произнес эти, возвещающие Е., слова после чудесного насыщения народа в пустыне (Ин 6.1-15). Дар, к-рый Он обещает, противопоставляя его манне (Ин 6.31 сл, 49 сл), т. обр. связан с чудными делами Исхода и одновременно включен в перспективу мессианского пира, хорошо знакомого иудаизму образа небесного блаженства (Ис 25.6 и раввинистическая письменность), а так же и НЗ (Мф 8.11; 22.2-14; Лк 14.15; Откр 3.20; 19.9).
3. Вечеря Господня как воспоминание и обетование. - Тайная Вечеря является как бы последней подготовкой к мессианскому пиру, на к-ром Иисус вновь встретит своих после ожидающего Его испытания. На этой последней вечере Он уготовляет «совершение Пасхи» (Лк 22.15 сл) и «новое вино» (Мк 14.25 п), к-рые Он вкусит с ними в Царстве Божием, делая хлеб и вино знамением новой реальности - Своей Плоти и Крови.
Ритуал пасхальной вечери дает Ему для этого соответствующую возможность, ту, к-рую Он искал. Слова, произносимые при этом отцом семейства над различными явствами, в особенности над хлебом и третьей чашей, вызывали с такой силой воспоминание о прошлом и надежду на будущее, что, принимая их, участники трапезы действительно переживали испытания Исхода и предвосхищали мессианское обетование. Иисус также воспользовался творческой силой, к-рую семитское сознание признавало в слове, и еще более увеличил ее Своей верховной властью. Сообщая хлебу и вину новый смысл, Он их не объясняет, а преобразует. Он не истолковывает, но решает и постанавливает: «Сие есть Тело Мое», т.е. отныне это будет так. Связка «есть», к-рой, по всей вероятности, не было в арамейском оригинале, сама по себе недостаточна, чтобы оправдать этот реализм, потому что она также может иметь и образное значение, напр.: «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф 13.39).
Но ситуация требует здесь полного значения: Иисус не рассказывает притчу, где конкретные предметы помогли бы понять абстрактную реальность. Он возглавляет вечерю, на к-рой ритуальные благословения придают явствам значение совершенно иного порядка. И в устах Иисуса значение этих благословений исключительно по своей безмерности и действенности, ибо здесь включена высшая реальность: искупительная смерть, переходящая через воскресение в эсхатологическую жизнь.
IV. ЕВХАРИСТИЯ - ТАИНСТВО ЖЕРТВЫ
1. Возвещение искупительной смерти. - На Тайной Вечери возвещается искупительная смерть, ибо Тело будет «предано за вас» (Лк; 1 Кор дает только «за вас» с недостаточно достоверными разночтениями); Кровь будет «пролита за вас» (Лк) или «за многих» (Мк; Мф). Тот факт, что хлеб и вино разделены на столе, говорит о насильственном разделении тела и крови; Иисус ясно возвещает Свою близкую смерть и представляет ее как жертву, подобную той, чья кровь запечатлела на Синае первый Союз-Завет (Исх 24.5-8), и даже пасхального агнца в той мере, в какой тогдашний иудаизм признавал его жертвой (ср 1 Кор 5.7).
Но, говоря о крови, «пролитой за многих» для скрепления «нового (союза-) завета», Иисус имеет несомненно в виду также Раба Ягве, К-рый был «предан на смерть» и понес грехи «многих» (Ис 53.12) и К-рого Бог назначил «в завет для народа и во свет для язычников» (Ис 42.6; ср 49.8). Уже и раньше Он принял на Себя служение Раба (Лк 4.17-21) и, как и тот, взял на Себя миссию отдать жизнь «для искупления многих» (Мк 10.45 п; ср Ис 53). Теперь Он дает понять, что Его близкая смерть заменит жертвоприношения ВЗ и освободит людей уже не от временного пленения, а из плена греха, как этого требовал Бог от Своего Раба. Он установит «новый завет», к-рый предвозвестил Иеремия (Иер31.31-34).
2. Причащение Жертве. - Однако новым является то, что Он заключает все богатство этой Жертвы во вкушение пищи. В Израиле, как и у всех древних народов, существовал обычай приобщаться плодам жертвоприношения, вкушая от жертвы; это значило - соединиться с приношением и с принимающим его Богом (1 Кор 10.18-21). Вкушая жертвенное Тело Христово и пия Его Кровь, верные причащаются Его жертвоприношению, присваивая себе Его Жертву Любви и принимая ее благодать. Чтобы они могли это делать всюду и всегда, Иисус избрал самую обычную пищу, сотворил из нее Свою жертвенную Плоть и Кровь и повелел Своим ученикам повторять после Него слова, к-рые Его властью будут совершать это изменение. Т. обр. Он им дал участие в Своем священстве.
С тех пор каждый раз, когда хр-не повторяют это действие или в нем соучаствуют, они «возвещают смерть Господню, доколе Он придет» (1 Кор 11.26), ибо священнотаинственное Присутствие, к-рое они осуществляют этим священнодействием, есть присутствие Христа в состоянии жертвы. Они это делают «в воспоминание о Нем» (1 Кор 11.25; Лк 22.19), т.е. верою вспоминают Его искупительный подвиг, как бы оживляют память о Нем пред Богом (ср Лев 24.7; Числ 10.9 сл; Сир 50.18; Деян 10.4,31), как постоянно возобновляемое приношение, к-рое привлекает Его благодать. Это - «анамнезис» - восхищенное и благодарное воспоминание о чудных делах Божиих, самое великое из к-рых - жертвоприношение Его Сына для спасения людей. Это - чудо любви, в к-ром люди участвуют, объединяясь через причастие с Телом Христовым, и в Нем - со всеми Его членами (1 Кор 10.14-22). Будучи Таинством Жертвы Христовой, Е. является Таинством любви и объединения в Теле Христовом.
V. ЕВХАРИСТИЯ КАК ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ТАИНСТВО
1. Непрерывность Жертвы Христовой в новом мире. - Реальность нового мира, в к-рый вводят эти действия и слова, сообщает полный реализм и их символике. Смерть Христа ведет в истинную жизнь, к-рой нет конца (Рим 6.9 сл); это эсхатологическая эра «будущих благ», по сравнению с к-рой эра нынешняя только «тень» (Евр 10.1; ср 8.5; Кол 2.17). Его жертва принесена «раз и навсегда» (Евр 7.27; 9.12,26 слл; 10.10; 1 Петр 3.18); Его Кровь окончательно заменила недейственную кровь жертв ВЗ (Евр 9.12 слл; 18.26; 10.1-10); НЗ, посредником к-рого Он является (12.24; ср 13.20), упразднил ВЗ (8.13) и обеспечил вечное наследие (9.15); отныне наш Первосвященник восседает одесную Бога Отца (8.1; 10.12), «приобретя нам вечное искупление (9.12; ср 5.9), «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (7.25; ср 9.24) Своим непреходящим священством (7.24). Находясь в прошлом, в плане осуществления в нашем преходящем мире, Его Жертва вечно присутствует в новом мире, куда Он вошел, принеся Себя в жертву и не переставая приносить ее Своему Отцу.
2. Через Евхаристию христианин реально приобщается этому новому миру. - Итак, Е. соединяет верующего с этим Первосвященником, вечно живым в состоянии Жертвы. Происходящее в ней изменение хлеба в Тело и вина в Кровь священнодейственно повторяет переход из мира ветхого в мир новый, совершенный Христом переходом через смерть к жизни. Пасхальный ритуал, как и Исход, о к-ром он напоминал, уже был ритуалом перехода: из египетского рабства к свободе Обетованной Земли, а затем, все более и более, из рабства страдания, греха, смерти к свободе счастья, правды, жизни. Но мессианские блага оставались при этом предметом надежды и в благословляемых явствах их можно было вкушать только символически. В Пасхе Христовой это изменилось, ибо с Его Воскресением действительно наступила мессианская эра и в ней обретены обещанные блага. Слова и действия, к-рые раньше могли только символизировать будущие блага, могут отныне реализовать блага настоящие. Следовательно, евхаристические Тело и Кровь - не только символическое воспоминание о прошедшем событии; они - полная реальность эсхатологического мира, в к-ром живет Христос. Как и весь священнотаинственный порядок, центром к-рого она является, Е. дает верующему, еще погруженному в ветхий мир, физический контакт со Христом, со всей реальностью Его нового, воскресшего, «духовного» Существа (Ин 6.63). Пища, освоенная ею, меняет свое существо и становится истинным «хлебом ангельским» (Пс 77.25; ср Прем 16.20), пищей новой эры. Через ее присутствие на престоле Христос, Умерший и Воскресший, реально присутствует в вечной готовности к Жертве. Поэтому литургия является жертвой, идентичной исторической жертве на Кресте, через полноту Жертвы Любви Христа, к-рая образует ее, отличаясь только внешними обстоятельствами времени и места, где она возобновляется. Через нее Церковь соединяет повсюду и до скончания века хвалу и приношения людей с совершенной Жертвой хвалы и приношения, т.е. «евхаристией», единственно имеющей ценность пред Богом и придающей ценность приношениям людей (ср Евр 13.10,15).
РВе
благодарение НЗ - благословение IV 2 - вино II 2 б - День Господень НЗ III 3 - жертва - кровь НЗ - культ НЗ II, III 1,2 - манна 3 - Пасха II, III - пища III - плоть I 3 д - праздники НЗ II - прообраз НЗ I - священство НЗ III 1 - Союз/Завет H3J - Тело Христа II, III 2 - трапеза III - хлеб
Верою во единого Бога-Отца, Сына и Св. Духа - ч-к открывается той любви, к-рая соединяет Отца с Сыном и сообщается Духом (Ин 15.9; 17.26; Рим 5.5). Эта любовь, соединяя ч-ка с единым
Богом, делает его свидетелем Божиим в мире и сотрудником в осуществлении Его замысла - объединить в Единородном Сыне всех людей и всю вселенную (Рим 8.29; Еф 1.5,10).
I. ИСТОЧНИК ЕДИНСТВА И НАРУШЕНИЕ ЕДИНСТВА ЧЕРЕЗ ГРЕХ
Вселенная в своем дивном многообразии - создание Бога-Творца, замысел К-рого открывается в заповеди, данной Им мужчине и женщине: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1.28). Из этого можно видеть, как множественность и Е. сочетаются в деле Божием. Ч-к должен размножаться, чтобы творение достигло своего Е. под его владычеством; а чтобы ч-ку быть плодовитым, необходимо осуществление Е. в любви мужчины и женщины (Быт 2.23 сл). Для осуществления же этого замысла ч-к должен пребывать в единении с Богом, признавая с исполненной доверия верностью свою зависимость.
Отказ от этой верности представляет собою основной грех: ч-к совершает его, желая быть равным Богу, что равносильно отрицанию единого Бога; он порывает с Тем, Кто, будучи весь любовь (1 Ин 4.16), является источником Е. От этого разрыва проистекают разделения, нарушающие Е. брака через развод и многоженство (Быт 4.19; Втор 24.1), Е. между братьями смертоубийственной завистью (Быт 4.6 слл, 24), Е. общества через разлад, ярким символом к-рого является различие языков (11.9).
II. В ПОИСКАХ ЕДИНСТВА ЧЕРЕЗ СОЮЗ
Для преодоления этого разрыва Бог избирает людей, к-рым Он предлагает Союз с Ним, скрепленный верою (Ос 2.22); и действительно вера - условие единения с Ним и сотрудничества в Его деле, в деле Е., к-рое Он беспрестанно возобновляет, призывая все новых избранников: Ноя, Авраама (ср Ис 51.2), Моисея, Давида, Отрока-Раба Своего. закон, данный Им Своему народу, Царь, избранный Им для этого народа в доме Давидовом, храм, в к-ром Он обитает с ним в Иерусалиме, Отрок-Раб, К-рого Он дает ему как пример верности - предназначены обеспечить Е. Израиля и помочь ему выполнить миссию народа-священника (Исх 19.6) и народа-свидетеля (Ис 43.10 слл).
Бог выделил Израиля среди всех народов, чтобы через него явить им Себя и собрать их в Е. истинного богопочитания (см культ). Даже рассеяние, к-рым Он покарал неверность Израиля, послужило в конечном итоге к познанию язычниками единого Бога Творца и Спасителя (Ис 45). Однако для выполнения избранным народом своего призвания, для восстановления его единства, нарушенного расколом вследствие неверности Соломона единому Богу (3 Цар 11.31 слл) и для собирания языч. народов в одном с ним богопочитании (Ис 56.6 слл) необходимо было пришествие Того, Кто будет одновременно и Отроком-Рабом, призванным объединить Израиль и спасти Своей смертью множество грешников (Ис 42.1; 49.6; 53.10 слл), и новым Давидом, к-рый будет пасти стадо Господне, объединенное под Его властью (Иез 34.23 сл; 37. 21-24), и Сыном Ч-ским, Главою народа святых, вечное царство К-рого распространится на вселенную (Дан 7.13 сп, 27). Благодаря Ему Сион - единственная обрученная Ягве жена, к-рую Он любит любовью вечной, станет общей матерью всех народов (Пс 86.5; Ис 54.1-10; 55.3 слл), а Ягве будет их единым Царем (Зах 14.9).
III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА В ЦЕРКВИ
Этот Избранник Божий - Его Сын Единородный, Христос Иисус (Лк 9.35). Он объединяет тех, кто любит Его и верует в Него, даруя им Свой Дух и Свою Матерь (Рим 5.5; Ин 19.27) и питая их от одного хлеба - от тела Своего, принесенного в жертву на кресте (1 Кор 10.16 слл). Он т. обр. из всех народов образует одно тело (Еф 2.14-18); верующих Он делает членами этого тела, наделяя каждого различными харизмами ради общего блага тела Своего, к-рое есть Церковь (1 Кор 12. 4-27; Еф 1.22 сл), включая их, как живые камни, в единый храм Божий (Еф 2.19-22; 1 Петр 2.4 сл). Он - единый Пастырь, знающий Своих овец во всем их многообразии (Ин 10.3) и, полагая жизнь Свою за них, Он желает собрать в стаде Своем рассеянных детей Божиих (Ин 10.14 слл; 11.51 сл).
Через Него Е. восстанавливается во всех планах: Е. внутреннее у ч-ка, обуреваемого страстями (Рим 7.14 сл; 8.2,9); Е. супружеской четы, для к-рой Е. Христа и Церкви служит примером (Еф 5.25-32); Е. всех людей, к-рых Дух делает детьми одного Отца (Рим 8.14 слл; Еф 4.4 слл); у них одно сердце и одна душа (Деян 4.32), и они славят Отца своего едиными устами (Рим 15.5 сл; ср Деян 2.4,11).
Итак, нужно способствовать развитию этого Е., хотя и раздираемого расколами и ересями (1 Кор 1.10; 11.18 сл), но имеющего свою основу в единой вере в единого Господа (Еф 4.5,13; ср Мф 16.16 слл). Знамение единой Церкви, порученной любви ап. Петра (Ин 21.15 слл), есть именно ее Е., плод, приносимый теми, кто пребывает в любви Христовой и верно соблюдает Его единую заповедь: «Как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга» (13.34 сл); их верность и обилие приносимых ими плодов измеряются их единением со Христом, подобным Е. виноградных ветвей с лозою (15.5-10).
Е. хр-н необходимо для того, чтобы через них открылась миру любовь Отца, явленная через дарование Сына Его Единородного (3.16), и чтобы все люди стали едино во Христе (Еф 4.13); тогда осуществится наивысшее желание Иисуса Христа: «Отче... да будут едино, как Мы едино» (Ин 17. 21 слл).
MFL
брат НЗ 2 - Дух Божий НЗ V 5 - ересь - замысел Божий НЗ III 2 - любовь - милостыня НЗ 3 б - мир - народ Б II 1,5,6, III, В II - отцы и Отец V 2 - пастырь и стадо ВЗ 2, НЗ 1 - примирение II2 - Пятидесятница II 2 в г - раскол - рассеяние - супруг - Тело Христа III - трапеза III - хлеб - Церковь
ЕЙ, ДА аминь - блаженство НЗ I 1 - исполнить НЗ 1 - истина НЗ 1 - обетования III 1
1. Роль Египта в священной истории. - Среди иноплеменных народов, с к-рыми Израиль находился в сношениях, может быть ни один не выявляет в такой степени двойственную сущность мирских держав, как Е. Эта земля изобилия - провиденциальное убежище голодающих патриархов (Быт 12.10; 42 слл), гонимых (3 Цар 11.40; Иер 26.21), побежденных Израильтян (Иер 42 сл), Иисуса при бегстве св. семейства (Мф 2.13); но тем самым она легко делается искушением для людей, лишенных идеала (Исх 14.12; Числ 11.5...). Е. - царство гордое своей силой - угнетал некогда Евреев (Исх 1-13); тем не менее, он сохранил свой престиж в глазах Израиля на протяжении веков, когда тот стремился к мирскому величию. Давид (2 Цар 20. 23-26), а еще более Соломон (3 Цар 4.1-6) вдохновляются египетским образцом, распределяя должности при царском дворе и организуя административное правление царства. В критические периоды поддержки Е. ищут как в Самарии (Ос 7.11), так и в Иерусалиме (4 Цар 17.4; 18.24; Ис 30.1-5; Иер 2.18...; Иез 29.6 сл...). Как очаг культуры он способствовал воспитанию Моисея (Деян 7.22), а богодухновенные мудрецы использовали иногда его письменность (в особенности Притч 22.17- 23.11); но зато он - земля идолопоклонства и - волшебства (Прем 15.14-19), пагубное прельщение к-рыми удаляет Израильтян от их Бога (Иер 44.8...).
2. Египет перед богом. - Не приходится, следовательно, удивляться Суду Божию над Египтом: во время Исхода, чтобы заставить его дать свободу Израилю (Исх 5-15; ср Прем 16-19); в эпоху царей, чтобы покарать эту горделивую державу, обещавшую Израилю ложную поддержку (Ис 30.1-7; 31.1-3; Иер 46; Иез 29-32), или, чтобы привести к смирению этот языческий народ, обманутый своими мудрецами (Ис 19.1-15). В силу всего этого, он всегда служит символом ч-ских обществ, обреченных на гнев Божий (Откр 11.8).
Однако, Е. принимал чужеземцев и поэтому не навсегда исключен из общества Господня (Втор 23.7 сл). Даже карая Е., Бог проявляет к нему известное снисхождение: в Египтянах Он видит Свои создания, к-рых Он желает прежде всего отвратить от зла (Прем 11.15-12.2). Ибо Его замысел в конце концов обратит Е. и объединит его со Своим народом, чтобы и он научился в свою очередь Ему служить (Ис 19.15-25; Пс 86.3-7). Судимый за свои грехи, Е. тем не менее получит участие в спасении, как и все другие народы.
RM & PG
город ВЗ 1 - Исход - мудрость О, ВЗ I 1 - народы/языч. ВЗ 1 а - освобождение/свобода II 1 - раб I - разочарование II - пустыня ВЗ I 2 - труд II
1. Елей, дар Божий. - Наряду с пшеницей и вином, Е. - один из главных продуктов питания, к-рыми Бог насыщает Свой верный народ (Втор 11.14), на земле богатой масличными деревьями (6.11; 8.8), на к-рой Он устроил его по Своему благоизволению. Е. - благословение Божие (7.13 слл; Иер 31.12), лишение к-рого служит наказанием за неверие (Мих 6.15; Авв 3.17), а изобилие к-рого есть знамение спасения (Иоил 2.19) и символ эсхатологического блаженства (Ос 2.24). Притом Е. - не только пища, необходимая даже и в голодные времена (3 Цар 17.14 слл; 4 Цар 4.1-7): он также - миро (благоуханное масло) для умащения благовония) тела (Ам 6.6; Есф 2.12), для укрепления членов (Иез 16.9) и для «смягчения» ран (Ис1.6; Лк 10.34); наконец, Е. в светильниках служит для освещения (Исх 27.20 слл; Мф 25.3-8).
Е. не следует пользоваться ни для воздаяния культа Ваалам, ибо плодородие земли исходит не от них, ни для снискания союза с языческими царствами, ибо спасение народа Божия зависит исключительно от его верности Союзу-Завету (Ос 2.7,10; 12.2). Чтобы быть верными С.-Завету, недостаточно предоставлять священникам самый лучший Е. (Числ 18.12) или, согласно обрядам, примешивать его к приносимым жертвам (Лев 2.1...; Числ 15.4; 28-29), или совершать возлияния Е. «неисчетными потоками»: исполнением этих правил может угодить Богу только тот, кто ходит перед Ним путями правды и любви (Мих 6.7 слл).
2. Символика елея. - Как елей есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Пс 51.10; 127.3; ср Сир 50.10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир 24.14,19-23). Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах 4.11-14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих - царя и первосвященника, к-рые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения.
Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо (Притч 5.3; Пс 108.18; Притч 27.16); главным же обр. в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро - прекрасный символ любви (Песн 1.2), дружбы (Притч 27.9) и счастья братского единения (Пс 132.2). Е. - также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо (Пс 103.15). Поэтому возлить Е. кому-либо на голову - значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс 22.5; 91.11; Лк 7.46; Мф 26.7).
Е. царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс 44.8); это - внешний знак Избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар 10.1-6; 16.13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в хр-ских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Е. сообщает хр-ну многообразную благодать Духа Св., К-рый соделал Иисуса Помазанником в абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. (В Евр 1.9 ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяется Пс 44.8).
CL & MFL
благовония - Мессия - помазание
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА Вознесение II 3,4 - гора III 1
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ болезнь / исцеление НЗ II 1 - елей 2 - помазание II 1
ЕЛЛИН (ЭЛЛИН) ересь 3 - Иудей - мудрость 0 - народы (языч.) НЗ - Церковь IV 2
ЕММАНУИЛ (ЭММАНУИЛ) Иисус (имя) II - одиночество II 1 - пребывать II 2 - присутствие Божие ВЗ I
ЕПИСКОП пастырь и стадо НЗ 2 - служение II 3,4 - Церковь III 2 в
1. Раскол и ересь. - Слова раскол и Е. обозначают значительное и длительное разделение хр-ского народа, но на двух различных уровнях: раскол - это разрыв в иерархическом общении, а Е. - разрыв в самой вере. В ВЗ интеллектуальное содержание веры было так ограничено и мало разработано, что Е. не возникали. Искушение Израиля заключалось не в том, чтобы выбирать что-либо («αϊρειν») своевольно в системе определенных доктрин, а в том, чтобы «пойти вслед богов иных» (Втор 13.2): это есть отступничество или идолопоклонство, а не Е. Соблазнители и соблазненные, заблудившиеся вдали от Ягве, единого Бога и Спасителя Израиля, не нарушали единства святого народа, но подвергали себя отсечению от него (Втор 13.6).
Лишь в нек-рых позднейших писаниях НЗ (2 Петр 2.1; Тит 3.10) появляется полное значение слова «ересь». Для Павла «αίρέσεις» (1 Кор 11.19) немногим отличаются от «σχίσματα» (ст 18). Возможна все же нек-рая градация: разрывы («σχίσματα») в общине приводят к настоящим соперничающим партиям или сектам («αίρέσεις»), с их особыми учениями, наподобие существовавших в иудаизме: саддукеев (Деян 5.17), фарисеев (15.5; 26.5), назореев (24.5-14; 28.22) - или в эллинском мире, с его школами риторов, тоже называвшимися αίρέσεις.
Т. обр., отношение Церкви к доктринальным заблуждениям было двояким. Ее единству сперва угрожал кризис, вызванный иудействующими. Позднее нек-рые отошли от веры во Христа (1 Ин 4.3): «Они вышли от нас, но не были наши» (2.19), подобно ученикам, к-рые в Капернауме отказались уверовать в Иисуса (Ин 6.35,64) и отошли от Него (ст 66).
2. Кризис из-за иудействующих. - Из-за допущения язычников в Церковь очень скоро возник вопрос о важности соблюдения правил иудейского обряда, сохраненных иудео-хр-нами. Возложить соблюдение этих правил на язычников, обратившихся ко Христу, значило бы признать необходимость иудейского обряда для спасения. Именно таково было притязание иудействующих (Деян 15.1). По мнению же Павла, Христос т. обр. становился ненужным, а Крест - бездейственным: искать свою праведность в Законе - значило отойти от Христа, отпасть от благодати (Гал 5.1-6). Церкви угрожало разделение. Павел хотел поэтому получить во что бы то ни стало от иудео-хр-ской Церкви, в особенности от «Иакова», Кифы и Иоанна» (2.9), согласие на свободу хр-н из язычников (2.4; 5.1). Он получил это согласие на собрании 49 г. (Деян 15; Гал 2.1-10), иначе бы он «напрасно подвизался» (Гал 2.2), т.е. апостольское откровение (см Еф 3.3-5) впало бы в противоречие с самим собой: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли - да будет анафема» (Гал 1.9).
3. Возникновение ересей. - Но проповедь Павла должна была столкнуться и с эллинской мудростью. Увлечение Коринфян этой мудростью имело для них нек-рые последствия вероучительного характера: они сочли себя в праве выбирать между Павлом, Аполлосом и Кифой, - как эллины выбирали между школами (αίρέσεις) бродячих философов - и оставались глухи к «слову о кресте», проповеданному всеми Апостолами (1 Кор 1.17 сл), или же отрицали воскресение мертвых, лишая проповедь и веру их существенного содержания (15.2,11-16): Воскресения Христова.
Позднее иудейские умозрения смешались с эллинистическими, чтобы поставить под угрозу веру Колоссян в первенство Христа (Кол 2.8-15; см Еф 4. 14-15) и вернуть их в область «теней» (Кол 2.17).
К концу апостольского века усилилась опасность прегностических измышлений, заимствованных от неправоверной иудейской мысли и мысли языческой (1 Тим 1.3-7,19 сл; 4.1-11; 6.3-5; 2 Тим 2.14-26; 3.6-9; 4.3 сл; Тит 1.9-16; Иуд 19; 2 Петр 2; 3.3-7; Откр 2.2,6,14 сл, 20-25). Нек-рые «лжепророки» (1 Ин 4.1) отрицали даже, что Иисус был Сыном Божиим, «пришедшим во плоти» (2.22 сл; 4.2 сл; 2 Ин 7).
Будь то в Коринфе (1 Кор 4.18 сл), в Колоссах (Кол 2.18) или в иных городах (1 Тим 6.4; 2 Тим 3.4), эти уклонения от истины, порождая споры и разделения (1 Тим 6.3 слл; Тит 3.9; Иуд 19), имели своим источником упорную гордыню тех, к-рые, не принимая с покорностью учения, единодушно проповедуемого в Церкви (Рим 6.17; 1 Кор 15.11; 1 Тим 6.3; 2 Петр 2.21), извращали его, стремясь его превзойти своими измышлениями (2 Ин 9). Поэтому опаснейшие из них подвергались отлучению (Тит 3.10; 1 Тим 1.20; Иуд 23; 2 Ин 10).
Эта суровость НЗ к лжеучителям подчеркивает всю ценность веры «не потерпевших кораблекрушения в вере» (1 Тим 1.19; 2 Тим 3.8) и тесно связывает нас с Церковью, всегда побеждающей заблуждения, грозящие повредить «залогу здравого учения», принятого от Апостолов (2 Тим 1.13 сл).
РТ
вера НЗ III 1 - единство III - заблуждение НЗ - Истина НЗ 2 в - Иудей I - народы языч. НЗ II - раскол - учить НЗ II 3 - Церковь IV 3