Ц


ЦАРИЦА мать I 3


ЦАРСТВЕННОСТЬ царь - царство


ЦАРСТВО

«Приблизилось Царство Небесное»: вот, что стоит на первом месте в проповеди Иоанна Крестителя и Иисуса (Мф 3.1; 4.17). Чтобы понять, в чем заключается тайна этого Ц., к-рое Иисус пришел установить на земле, какова его природа и каковы его требования, нужно обратиться к НЗ. Однако сама тема этого Ц. уже была намечена в ВЗ, возвещавшем и подготовлявшем его приход.

ВЗ

Божественность Ц. - идея, общая всем религиям древнего Востока. Мифологии пользуются ею, чтобы сообщить свящ. характер земному царю, наместнику на земле бога-царя. Обращаясь в свою очередь к этой теме, ВЗ вкладывает в нее совсем особое содержание, связанное с присущими ему монотеизмом, концепцией политической власти и эсхатологией.

I. ИЗРАИЛЬ, ЦАРСТВО БОЖИЕ

Образ Ягве-Царя отсутствует в начале ВЗ. Бог Авраама, Исаака и Иакова не имеет царских атрибутов, даже когда Он является Моисею, чтобы открыть Свое Имя (Исх 3.14). Но после обоснования Израиля в Ханаане начинают очень скоро прибегать к этому символическому представлению о Боге для выражения взаимоотношений между Ягве и Его народом. Ягве царствует над Израилем (Суд 8.23; 1 Цар 8.7). Культ Его есть служение, осуществляемое как Его подданными на земле, так и Его ангелами на небесах. Эту основную идею мы видим и в лирике гимнов (Пс 23.7-10), и у пророков (Ис 6.1-5); свящ. писатели разрабатывают различные ее аспекты. Ягве царствует вовеки (Исх 15.18), на небе (Пс 10.4; 102.19), на земле (Пс 46.3), во вселенной, сотворенной Им (Пс 92.1 сл; 94.3 слл). Он царствует над всеми народами (Иер 10.7,10). Однако, среди них есть народ, к-рый Он избрал как Свой особый удел: это Израиль, к-рого Он через Завет-Союз сделал «Ц. священников и народом святым» (Исх 19.6). Царствование Ягве проявляется особым обр. в Израиле, Его Царстве. Великий Царь пребывает там среди Своих в Иерусалиме (Пс 47.3; Иер 8.19). С Сиона Он благословляет их (Пс 133.3), руководит ими, охраняет их, собирает их, как Пастырь свое стадо (Пс 79; см Иез 34).

Так тема божественности Ц. превосходно применяется к доктрине Завета-Союза, к-рая сообщает ей совершенно новое содержание. Царь Ягве Саваоф (= воинств Ис 6.5) царствует над миром, управляя его жизнью и событиями, руководя ими и совершая над ними Свой суд. И Он хочет, чтобы в народе Его признание царственного Его правления выражалось в действенном соблюдении Его закона. Это главное требование придает Ц. характер нравственный, а не политический, в резком контрасте со всеми представлениями древнего мира о божественном Ц.

II. ЦАРСТВО БОЖИЕ И ЦАРСТВО ИЗРАИЛЬСКОЕ

Израиль, будучи Ц. Божиим, имеет, однако, политическое устроение, к-рое меняется со временем. Но когда народ ставит над собой царя, установление этого ч-ского Ц, должно быть подчинено Ц. Ягве и стать органом теократии, основанной на Союзе-Завете. Этим объясняются, с одной стороны, противомонархические течения (1 Цар 8.1-7,19 слл), а, с другой стороны, вмешательство посланцев Божиих, к-рые провозглашают избранников Ягве: Саула (10.24), Давида (16.12) и наконец дом Давида (2 Цар 7.12-16). С этого времени Ц. Божие опирается в мире сем на Ц. ч-ское, к-рое, как и все его соседи, участвует в международной политике. Конечно, Ц. царей Израиля - необычное Ц. Царям поручено Ц. Ягве, К-рому они должны служить (2 Пар 13.8; см 1 Пар 28.5), и Ягве рассматривает потомков Давида как сыновей (2 Цар 7.14; Пс 2.7). Все же опыт монархии страдает двойственностью: дело Ц. Божия не совпадает с земным честолюбием царей, в особенности когда они не признают божественного Закона. И пророки неустанно напоминают им о подчиненности политического строя религиозному. Они упрекают царей за их грехи и возвещают кары, к-рые последуют (уже в 2 Цар 12; 24.10-17). Слезами и кровью писалась история Ц. Израиля до того дня, когда этот опыт окончательно завершился разрушением Иерусалима к великому отчаянию верных Иудеев (Пс 88.39-46). Главная причина этого падения дома Давидова - разрыв царей земных с тем Царем, от К-рого они имели власть (см Иер 10.21).

III. В ОЖИДАНИИ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЦАРСТВОВАНИЯ ЯГВЕ

Во время крушения Ц. Израиля религиозные вожди народа обращают свой взор назад, через эпоху Ц. к первоначальной теократии, к-рую они хотят восстановить (см Исх 19.6). Пророки возвещают, что Израиль в последние времена вновь обретет ее свойства. Правда, в своих обетованиях они уже отводят место грядущему Царю, Мессии, Сыну Давидову.

Но тема Ц. Ягве получает у них гораздо большее значение, особенно после Плена. Ягве, подобно Пастырю, Сам будет заботиться о Своем стаде, чтобы спасти его и, собрав, возвратить в его землю (Мих 2.13; Иез 34.11 ...; Ис 40.9 слл). Самой лучшей вестью, возвещенной в Иерусалиме, было: «Воцарился Бог твой» (Ис 52.7; см Соф 3.14 сл). Прозревается постепенное расширение этого Ц. на всю землю: люди соберутся отовсюду в Иерусалим, чтобы поклониться Царю Ягве (Зах 14.9; Ис 24.23).

Перенося эти лучезарные обетования в культовой план и оркестрируя темы более древних псалмов, послепленная поэзия заранее воспевает эсхатологическое Ц. Божие: универсальное Ц., возвещенное и признанное у всех народов, явленное Судом Божиим (Пс 46; 95-98; см 144.11 слл). Наконец, в дни гонения Антиоха Епифана апокалипсис Даниила торжественно возобновляет обетования пророков.

Трансцендентное Ц. Божие воздвигнется на развалинах ч-ских империй (Дан 2.44...). Его знаменует символ Сына Ч-ского, грядущего на облаках небесных, а образы 3верей символизируют политические державы мира сего (Дан 7). Пришествие Сына Ч-ского сопровождается Судом, после чего Ц. будет дано навсегда Ему и народу святых Всевышнего (7.14,27). Владычество Ягве примет конкретную форму Ц., к-рое будет поручено народу (см Исх 19.6). Но Ц. это больше не будет «от мира сего». В кн. Прем, есть отклик на то же обетование: после Суда праведники «будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки» (3.8).

После веков подготовки евр. народ жил в ожидании Ц., о чем свидетельствует неканоническая литература. Это ожидание нередко принимает политическую форму: ожидается восстановление Ц. Давидова Мессией. Но наиболее религиозные души прозревают здесь реальность по существу внутреннюю: по учению раввинов, исполняя закон, «праведник берет на себя иго Ц. небесного». Такова надежда, уже проникнутая упованием, но еще отмеченная некоторой двойственностью. На нее ответит Евангелие Ц.

НЗ

I. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

1. Иисус отводит первое место в Своей проповеди Ц. Божию. В селах Галилеи Он возвещает Благую Весть о Ц. (Мф 4.23; 9.35). «Ц. Божие», - пишет Марк, «Ц. Небесное», - пишет Матфей, в соответствии с навыками языка раввинов; оба выражения равнозначны.

Чудеса, сопровождающие проповедь, - знамения присутствия Ц., помогающие прозревать его значение. С приходом Ц. кончается господство Сатаны, греха и смерти над людьми: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Ц. Божие» (Мф 12.28). Следовательно, надо принять решение: обратиться, принять требования Ц., чтобы стать учеником Иисуса.

2. Апостолы уже при жизни своего Учителя получают миссию провозглашать в свою очередь эту Благую Весть Ц. (Мф 10.7). После Пятидесятницы Ц. остается конечной перспективой евангельской проповеди, даже у Павла (Деян 19.8; 20.25; 28.23,31). Обращенные верные переносят тысячи испытаний именно для того, чтобы «войти в Ц. Божие» (Деян 14.22), ибо Бог призывает их «в Свое Ц. и славу» (1 Фес 2.12). Но отныне Ц. Божие немыслимо без имени Иисуса Христа, сообщающего Благой Вести полноту ее содержания (Деян 8.12): дабы войти в Ц., надо уверовать в Иисуса.

II. ТАЙНА ЦАРСТВА БОЖИЯ

Ц. Божие есть некая таинственная реальность, сущность к-рой мог открыть только Иисус. Он дает, однако, откровение о Ц. лишь смиренным и малым сим, а не мудрым и разумным мира сего (Мф 11.25), Своим ученикам, а не «тем внешним», для к-рых все остается загадочным (Мк 4.11 п). Педагогика Евангелий состоит в большой степени в постепенном открывании тайн Ц., особенно в притчах. После Воскресения эта педагогика восполняется (Деян 1.3). Ее завершит действие Св. Духа (см Ин 14.26;16.13 слл).

1. Парадоксы Царства. - В иудаизме эсхатологические пророчества ВЗ понимались буквально и пришествие Ц. представлялось в торжестве славы и немедленно. Иисус видит все это совершенно по-другому: Ц. приходит, когда Слово Божие обращается к людям. Оно возрастает, подобно семени, брошенному в землю (Мф 13.3-9,18-23 п). Оно возрастет своей собственной силой, подобно зерну (Мк 4.26-29). Оно подымет мир, подобно закваске, положенной в тесто (Мф 13.33 п). Скромность начала противополагается т. обр. будущему, к-рое ему обещано. В самом деле, Христос обращает Слово только к Иудеям Палестины, и среди них - лишь к «малому стаду» учеников, к-рым Бог «благоволил дать Ц.» (Лк 12.32). Но это же Ц. должно стать большим деревом, где укрываются все птицы небесные (Мф 13.31 сл п). Ц. примет в свое лоно все народы, ибо оно не связано ни с одним из них, даже не с народом иудейским. Оно существует в мире сем в той мере, в какой Слово Божие принимается людьми (см Мф 13.23), и может считаться некоей невидимой реальностью. Пришествие Ц. не может наблюдаться, как какое-либо природное явление (Лк 17.20 сл). Тем не менее оно проявляется вовне, как пшеница на поле, смешанная с плевелами (Мф13.24...).«Малое стадо», к-рому дано Ц. (Лк12. 32), придает ему земной облик, облик нового Израиля, Церкви, основанной на камне - Петре, к-рый даже получает «ключи Ц. Небесного» (МФ16.18 сл). Следует лишь отметить, что это земное устроение не есть устроение Ц. ч-ского. Иисус уклонился, когда Его хотели сделать Царем (Ин 6.15), и разрешил называть Себя Мессией только в совсем особом смысле.

2. Последовательные фазы Царства. - Ц. призвано возрастать, и, следовательно, надо считаться с фактором времени. Правда, в нек-ром смысле, времена исполнились и Ц. уже пришло. Со времени Иоанна Крестителя началась эра Ц. (Мф 11.12 сл п). Это время Жениха, брачное время (Мк 2.19 п; см Ин 2.1-11) и время жатвы (Мф 9.37 слл п; см Ин 4.35). Однако, притчи о возрастании (семя, горчичное зерно, закваска, плевелы и пшеница, рыбная ловля - см Мф 13) указывают на нек-рый промежуток времени между этим историческим началом Ц. и его совершенным осуществлением. Более того, теперь «Царство силою берется» (МФ11.12), т.к. его распространению через проповедь Евангелия пытаются всячески препятствовать. После Воскресения Иисуса факт разобщенности во времени между Его вхождением в славу и возвращением как Судьи (Деян 1.9 слл) помогает окончательно понять природу этого переходного времени: это будет время Свидетельства (Деян 1.8; Ин 15.27), время Церкви. К концу этого времени Ц. наступит в своей полноте (см Лк 21.31): в нем совершится Пасха (Лк 22. 14 слл), это будет эсхатологическая трапеза (Лк 22. 17 сл), на к-рую придут званые отовсюду и разделят ее с патриархами (Лк 13.28 сл п; см 14.15; Мф 22.2-10; 25.10). Верные призваны наследовать Ц., пришедшее к завершению своему (Мф 25.34) после воскресения и преображения их тел (1 Кор 15.50; см 6.10; Гал 5.21; Еф 5.5). До тех же пор они взывают в молитве: «Да приидет Ц. Твое» (Мф 6.10 п).

3. Вхождение людей в Царство. - Царство есть дар Божий по преимуществу, основная ценность, к-рая приобретается ценой всего, что мы имеем (Мф 13. 44 слл). Но для принятия его надо выполнить некоторые условия. Однако не следует рассматривать Ц. как должное вознаграждение: Бог свободно зовет людей в Свой виноградник и дает Своим работникам, что Ему угодно дать (Мф 20.1-16). Если все дается благодатью, люди, тем не менее, должны отвечать на эту благодать. Грешники, закоренелые во зле, не имеют «наследия в Ц. Христа и Бога» (1 Кор 6.9 сл; Гал 5.21; Еф 5.5; см греч и Вульг, Откр 22.14 сл). С тех, кто хочет войти в Ц. и унаследовать его, спрашивается много: быть нищим духом (Мф 5.3 п), быть как дитя (Мф 18.1-4 п; 19.14), действительно искать Ц. Божия и правды Его (Мф 6.33), переносить гонения (Мф 5.10 п; Деян 14.22; 2 Фес 1.5), жертвовать всем, что имеешь (Мф 13.44 слл; см 19.23 п), быть праведнее фарисеев (Мф 5.20) - словом исполнять Волю Отца (Мф 7.21), особенно в деле братской любви (Мф 25. 34). Ибо, если много званых, то мало избранных: возлежащий на пире не в брачной одежде будет изгнан (Мф 22.11-14). Прежде всего нужно обращение (см Мф 18.3), новое рождение, без к-рого нельзя «увидеть Ц. Божие» (Ин 3.3 слл). Принадлежность к иудейскому народу перестает быть необходимым условием, как это было в ВЗ: «Многие придут с Востока и Запада и возлягут... в Ц. Небесном, а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф 8.11 слл п). Такова перспектива Суда, к-рый представлен в нек-рых притчах в конкретных образах: отделение плевел от пшеницы (Мф 13. 24-30), отбор хорошей рыбы после улова (Мф 13. 47-50), расплата с работниками (Мф 20.8-15; 25. 15-30). Во всем этом заключается требование постоянного бодрствования (Мф 25.1-13).

III. ЦАРСТВО БОЖИЕ И ЦАРСТВО ИИСУСА

В НЗ две темы Ц. Божия и мессианского Ц. соединяются самым тесным образом, потому что Царь-Мессия есть Сын Самого Бога. Это центральное место Иисуса в тайне Ц. наличествует во всех трех стадиях осуществления Ц.: земная жизнь Иисуса, время Церкви и окончательное завершение всего.

1. Во время Своей жизни Иисус очень сдержанно реагирует, когда Его называют Царем. Он принимает его как мессианское звание, соответствующее обетованиям пророков (Мф 21.1-11 п), но освобождает его от всякого политического оттенка (см Лк 23.2), открывает Ц. «не от мира сего», к-рое исповедуется свидетельством об Истине (Ин 18.36 сл). С другой стороны, Он не обинуясь отождествляет дело Ц. Божия со Своим делом: оставить все для Ц. Божия (Лк 18.29) - значит все оставить «ради Имени Его» (Мф 19.29; см Мк 10.29). Описывая эсхатологическую награду, к-рая ждет людей, Он отождествляет Ц. Сына Ч-кого с Ц. Отца (Мф 13.41 слл) и заверяет Своих Апостолов, что завещает им Ц., как завещал Ему Отец Его (Лк 22.29 сл).

2. Его воцарение происходит лишь в час Его Воскресения: тогда Он сел на престол Отца (Откр 3.21), будучи вознесен одесную Бога (Деян 2.33-35). Т. обр. в продолжение времени Церкви Ц. Божие осуществляется среди людей посредством Ц. Христова. Христос - Господь над всем (Флп 2.11), ибо Бог сделал Своего Сына «Царем царей и Господом господствующих» (Откр 19.16; 17.14; см 1.5).

3. В конце времен Христос, Победитель всех врагов, «предает Ц. Богу и Отцу» (1 Кор 15.24). Тогда это Ц. соделается «Ц. Господа нашего и Христа Его» (Откр 11.15; 12.10), и верные получат «Наследие в Ц. Христа и Бога» (Еф 5.5). Так воцарится Господь Бог Вседержитель (Откр 19.6). Ученики Иисуса будут призваны разделить славу этого Ц. (Откр 3.21), ибо уже здесь Иисус сделал их «царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр 1.6; 5.10; 1 Петр 2.9 см; Исх 19.6).

RD & PG

бедные НЗ I - возрастание 3 - дерево 2 - Евангелие - замысел Божий ВЗ V, НЗ - земля H3 I 2 - Иисус Христос I 1,2 - Мессия ВЗ II 3, НЗ II 1 - надежда НЗ I - народ А I 2, В I - насилие IV 1,3 - наследство НЗ II - небо II.V - правда Б II НЗ - покаяние НЗ I.II - притча I 2, II 2, III - Сын Человеческий ВЗ II 1 - тайна НЗ I - трапеза IV - Церковь - чудо II 2


ЦАРЬ / ЦАРСТВОВАНИЕ

На древнем Востоке царская власть была всегда тесно связана с мифической концепцией царствующего божества, общей различным культурам того времени. Следовательно, царствование есть некая священная институция; в той или иной мере она принадлежит к сфере божественного. В Египте фараон считался воплощением бога Гора. Все его действия считались божественными по своей природе, и ему по праву принадлежали культовые функции. В Вавилоне царь считался избранником Мардука, его наместником для управления «четырьмя областями», т.е. всей землей. В его руках сосредоточивалась гражданская и военная власть, он же был и верховным жрецом города-государства. В обоих случаях царский сан делает своего носителя посредником между богами и людьми. Его долг обеспечить людям правосудие, победу и мир. Но этого мало: его посредничеством необходимо вызываются все божественные благодеяния, в том числе плодородие почвы, плодовитость людей и животных. Т. обр. царская власть как институция составляет одно целое с мифологическими системами и политеистическими культами. Позднее эллинистическая и римская империи восприняли эти представления, обожествляя своих монархов. На этом фоне выделяется во всем своем своеобразии библ. откр. Тема Царства Божия занимает в обоих Заветах главное место. Тема земного царства развивается, исходя из израильского опыта, и в конечном счете служит определению царственности Иисуса Христа. Но в обоих отношениях эта идеология радикальным образом очищается, приходя в соответствие с откровением единого Бога. Во втором случае идеология эта даже преображается коренным образом. С одной стороны, от самого своего возникновения царство как временное учреждение отделяется от божественной сферы. С другой стороны, в богословском и вероучительном плане царская власть Христова - иного порядка, чем царство политического мира.

ВЗ

Царская власть не принадлежит к самым коренным учреждениям народа Божия, колен Израилевых, связанных Союзом-Заветом. Однако, она существовала в Ханаане уже во времена патриархов (Быт 20), а у соседних народцев со времени Исхода и Судей (Быт 36.31-39; Числ 20.14; 21.21,33; 22.4; Ис Нов 10-11; Суд 4.2; 8.5). Когда же Израиль стал применять к своему Богу внешние атрибуты царской власти, это не имело никаких последствий для его политических институций. Ягве царствует над Израилем (см Сид 8.23; 1 Цар 8.7; Исх 19.6) в силу Союза-Завета, но никакой земной царь не воплощает Его присутствия среди Его народа.

I. ОПЫТ ЦАРСТВА

1. Установление царства. - В эпоху Судей Авимелех пытается установить в Сихеме царство Ханаанского типа (Суд 9.1-7). Эта попытка встречает сильное идеологическое сопротивление (9.8-20) и терпит плачевную неудачу (9.22-57). Лишь перед опасностью со стороны филистимлян старейшины Израиля начинают желать царя, к-рый «будет судить их ...и вести войны» (1 Цар 8.20). В этой институции была некая двойственность, вследствие к-рой Израилю грозила опасность стать «как прочие народы» (8.5,20). Этим объясняется возражение Самуила, о к-ром говорится в одном из повествований (8.6; 10.17 слл; 12.12). Но в то же время Самуил дает религиозную санкцию новому учреждению, помазав Саула (9.16 сл; 10.1) и возглавив его воцарение (10.20-24; 11.12-15). Но монархия включается в более широкие рамки, основные черты к-рых определяются договором Союза: Саул, как и Судьи, харизматический вождь, к-рым руководит Дух Ягве (10.6 слл) и к-рый сам ведет свящ. войну (11). Давид становится преемником Саула, так же в качестве испытанного харизматического вождя, сперва над домом Иудиным (2 Цар 2.1-4), а потом над Израилем (5.1 слл). При Давиде начала монархии укрепляются: царство организуется политически по образцу соседних государств; династия Давида, в особенности благодаря пророчеству Нафана, делается постоянным учреждением народа Божия, носительницей обетовании Божиих (7.5-16). С этих пор народ Божий возлагает надежды свои на царей из рода Давидова, по крайней мере на юге страны (см Числ 24.17; Быт 49.8-12), где учреждение это всегда сохраняло династический Характер. Напротив, на севере под влиянием религиозных кругов подчеркивался харизматический характер царской власти, и пророки иногда пробуждали царское призвание (3 Цар 11 26-40; 4 Цар 9).

2. Царские функции. - В Израиле, в отличие от соседних государств, царь не окружен ореолом божественности. Как и все люди, он подчинен требованиям Завета и Закона, о чем пророки ему напоминают в случае необходимости (см 1 Цар 13.8-15; 15.10-30; 2 Цар 12.1-12; 3 Цар 11.31-39; 21.17-24). Тем не менее царь является особой священной, и помазание его следует уважать (1 Цар 24.11; 26.9). Со времени Давида его отношения с Богом становятся более определенными. Бог делает его Своим приемным сыном (2 Цар 7.14; Пс 2.7; 88. 27 сл), уполномоченным властвовать от Его имени, и потенциально главой всех царей земных (Пс 88. 28; см 2.8-12; 17.44 слл). Если царь будет верен, Бог обещает ему Свое покровительство. Своими победами над внешними врагами царь должен обеспечивать благосостояние своего народа (см Пс 19;20), а внутри страны обеспечивать торжество правды (Пс 44.4-8; 71.1-7,12 слл; Притч 16.12; 25.4 сл; 29.4, 14). Мирские задачи соединяются т. обр. с основными целями Союза-Завета и 3акона. Кроме того, в качестве вождя народа Божия царь осуществляет иногда нек-рые культовые функции (2 Цар 6.17 сл; 3 Цар 8.14,62 сл), так что можно говорить о царском священстве (Пс 109.4). Идеал царя верного (Пс 100), справедливого и миролюбивого является увенчанием общего народного идеала; царское служение должно претворить этот идеал в жизнь.

3. Двойственность опыта царства. - Однако в исторических и пророческих книгах показана двойственность опыта царской власти. Соответственно тому, как цари отвечают предуказанному им идеалу, пророки поддерживают их, и в исторических книгах им воздается хвала: Давиду (Пс 77.70; 88.20-24), Асе (3 Цар 15.11-15), Иосафату (3 Цар 22.43), Езекии (4 Цар 18.3-7), Иосии (4 Цар 23.25). Но слава Соломона носит уже несколько двусмысленный характер (3 Цар 11.1-13). И плохие цари были многочисленны как в Израиле (3 Цар 16. 25 слл,30-33), так и в Иудее (4 Цар 16.2 слл; 21.1-9). У царей Израильских - постоянное искушение, в особенности на севере, следовать примеру соседних языческих царств, подражая не только их деспотизму (к-рый обличается в 3 Цар 8.10-18), но и впадая в идолопоклонство, чему способствует мифическая концепция божественности царской власти. Пророки неустанно обличают эти злоупотребления и усматривают В народных бедствиях кару, заслуженную царями (см Ис 7.10 слл; Иер 21-22; 36-38; 4 Цар 23.26 сл). Осия осуждает царскую институцию как таковую (Ос 8.4). Во Второзаконии есть попытка ее регламентировать и призвать царей воздерживаться от подражания царям языч. (Втор 17.14-20).

4. Языческие цари. - В кн. св. Писания в отношении к языч. царям наблюдаются различные оттенки. Как все земные власти, они получают свои полномочия от Бога. Елисей именем Бога даже вызывает в Дамаске восстание Азаила (4 Цар 8.7-15; см 3 Цар 19.15). Языч. цари могут иногда исполнять провиденциальную миссию по отношению к народу Божию: Бог дает Навуходоносору власть над всем Востоком, в том числе и над Израилем (Иер 27), а потом воздвигает Кира, дабы унизить Вавилон и освободить Иудеев (Ис 41.1-4; 45.1-6). Но все цари остаются подвластны Его велениям, и Он изрекает Свои приговоры, дабы покарать их за святотатственную гордыню (Ис 14.3-21; Иез 28.1-19) и за их кощунство (Ис 37.21-29). В свое время они должны будут склониться перед Его царской властью и перед властью Его Помазанника (Пс 2; 71.9 слл).

II. К БУДУЩЕМУ ЦАРСТВУ

1. Пророческие обетования. - Судя об опыте царства со строго религиозной точки зрения, нек-рые пророки сочли его в конечном счете губительным. Осия возвестил конец его (Ос 3.4 сл). Иеремия ясно прозревал закат династии Давидовой (см Иер 21 - 22), к к-рой Исаия еще чувствовал такую привязанность. Пророки в своей совокупности предвидели лишь в перспективе «последних времен» совершенное исполнение замысла Божия, проявленного в призвании Давида и прообразно представленного в нескольких редких победах. В VIII в. Исаия обращает свой взор к грядущему царю, рождение к-рого он приветствует (Ис 9.1-6): от него народ Божий получит радость, победу, мир и правду. При этом царе, «отрасли от корня Иессеева», на к-ром почиет Дух Ягве, воцарится правда (см 32.1-5) и страна снова станет земным раем (11.1-9). Михей исповедует такую же веру в пришествие его (Мих 5.1-5). Иеремия во дни падения династии возвещает грядущее царство «праведной Отрасли» Давида (Иер 23.5 сл). Иезекииль, исповедуя в основном ту же веру, знаменует некий перелом. Он дает новому Давиду, Пастырю Израиля, менее высокое звание князя (Иез 34.23 сл; 45.7 сл). Восходя ко временам, предшествовавшим эпохе царей, пророк находит идеал Израиля в теократии Моисеевых времен. Утверждая свою надежду на этой теократии (см Ис 52.7), автор книги Утешения тем не менее учитывает исполнение обетовании, данных Давиду (Ис 55.3; см Пс 88.35-38).

2. В ожидании обетовании. - Опыт царства закончился в 587 г. В общем, это был лишь эпизод в истории Израиля. Но он наложил свой глубокий отпечаток на души. Во время Плена страдают от унижения династии (Плач 4.20; Пс 88.39-52), молятся о восстановлении ее (Пс 79.18). Миссия Зоровавеля (Езд 3) вызывает кратковременную надежду на то, что эта «отрасль Давида» восстановит национальную монархию (Зах 3.8 слл; 6.9-14), но надежды не оправдались. Иудейство послепленного периода, теократически преобразованное, находится под властью языч. царей, к-рые с большой терпимостью ограждают его автономию (см Езд 7. 1-26), и за них официально возносятся молитвы (6.10; 1 Макк7.33).

По мере того, как продолжается время национальных испытаний, взоры все больше обращаются к «последним временам», возвещенным пророками. Ожидание царства Божия оказывается в самом центре эсхатологической надежды. Но при этом ожидание грядущего Царя занимает по-прежнему важное место. К этому царю относятся древние царские псалмы (Пс 2; 44; 71; 109), и в свете их представляют себе его царствование. Образ царя справедливого, победоносного и миролюбивого (Зах 9.9 сл) представляется уже близким. Что касается языч, царей, то иногда их изображают подвластными ему и приобщенными к поклонению истинному Богу (см Ис 60.14-16). Иногда же возвещают суд над ними и их осуждение (Ис 24.21 сл), если они восстают против Царства Ягве (Дан 7.17-27).

3. У преддверия НЗ. - Восстановление монархии династией Асмонеев не соответствовало традиционным упованиям. В то время апокалиптические стремления выражались в ожидании чудесного вмешательства Божия (см Дан 2.44 сл; 12.2). Восстание Иуды связано с идеологией свящ. войн (см 1 Макк 3), тогда как последующее сосредоточение власти в руках Симона (1 Макк 14) кажется новшеством. Кроме того, Асмонейская монархия быстро усваивает нравы и методы государственного управления, свойственные языч. царям. Поэтому фарисеи порывают с этой монархией из верности роду Давидову, в к-ром надлежит родиться Мессии (см Псалмы Соломона). Параллельно и ессеи противятся священству, к-рое они считают незаконным. Они ждут пришествия «двух Мессий: Ааронова и Израилева» (Первосвященника и подчиненного ему царя из дома Давидова). К тому же после Асмонеев власть переходит к династии Иродов под римским контролем. За исключением саддукеев, к-рые приспособляются к этому порядку вещей, весь евр. народ находится в пламенном ожидании эсхатологического Царя. Однако при сохранении религиозной цели - конечного Царства Божия - ожидание это приобретает в общем довольно определенный политический характер: ждут Царя-Мессию, К-рый избавит Израиль от угнетения иноземцами.

НЗ

Благая Весть НЗ вся сосредоточена на теме чисто религиозного порядка, на теме царства Божия. Тема мессианского Царства, укорененная в опыте Израиля и основанная на пророческих обетованиях, объясняет в известной степени роль Иисуса как Ч-ка в созидании Царства. Но тема эта совершенно освобождается от всякой политической окраски, дабы найти свое место в полном откровении спасения.

I. ЦАРСТВО ИИСУСА ВО ВРЕМЯ ЕГО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

1. Царь ли Иисус? - Во время Своего общественного служения Иисус никогда не уступает мессианскому восторгу толпы, слишком проникнутому ч-ской стихией и мирскими надеждами. Он не противится ни власти тетрарха Ирода, хотя тот и подозревает в Нем соперника (Лк 13.31 слл; см 9.7 сл), ни власти римского императора, к-рому подобает платить подать (Мк 12.13-17 и п). Его миссия другого порядка! Он не прекословит мессианскому исповеданию Нафанаила («Ты Царь Израилев», Ин 1.49), но устремляет Свои взоры к парусин Сына Ч-ского. Когда, после умножения хлебов, толпа хочет взять Его, чтобы сделать царем, Он удаляется от нее (Ин 6.15). Только один раз Он не противится народной манифестации во время Своего торжественного Входа в Иерусалим; появляясь в смиренном виде, согласно пророчеству Захарии (Мф 21.5; см Зах 9.9), Он позволяет приветствовать Себя как Царя Израиля (Лк 19.38; Ин 12.13), зная, что этот успех ведет к ускорению часа Его Страстей. Наконец, в совершенно эсхатологической перспективе Он говорит ученикам о Своем Царстве в преддверии Страстей (Лк 22.29 сл).

2. Страсти и Царство Иисуса. - Допрос Иисуса во время религиозного суда над Ним относится к Нему и как к Мессии и как к Сыну Божию. Напротив, перед Пилатом, представителем гражданской власти, речь идет о Его праве на царство. Евангелисты подчеркивают, что Его власть парадоксально проявляется в Его Страстях. Пилат вопрошает: «Ты Царь Иудейский?» (Мк 15.2; Ин 18.33,37), Иисус не отрекается от этого звания (Ин 18.37), но уточняет, что Его «Царство... не от мира сего» (18.36), так что Он не может быть соперником Кесарю (см Лк 23.2). Тогда иудейские власти, ослепленные своим неверием, доходят до того, что признают за Кесарем исключительную политическую власть, чтобы иметь основание отвергнуть царскую власть Иисуса (Ин 19.12-15). Но царственность Его утверждается даже в действиях тех, кто осмеивает ее: после бичевания воины приветствуют Его: «Радуйся, Царь Иудейский» (Мк 15.18 сл). Надпись на кресте гласила: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19.19 слл и п). Проходящие злобно насмехаются над этой жалкой царственностью (Мф 27. 42 п; Лк 23.37), но благоразумный разбойник, прозрев Его подлинное естество, молит Иисуса: «Помяни меня. Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23.42). И действительно, Иисус познает подлинную царскую Славу, но только через Свое Воскресение и Парусию в последний день. При шедший, как ч-к притчи, отправившийся получить Царство, но отвергнутый Своими согражданами, Он все же будет облечен в царский сан и вернется, чтобы потребовать отчета и наказать Своих врагов (Лк 19.12-15,27). На кресте эта царственность просияла для взора тех, кто умел смотреть глазами веры: Vexilla Regis prodeunt, fulget crucis mysterium (Проходят знамена царя, сияет тайна креста - лат. литург. песнопение).

II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ ХРИСТА ВОСКРЕСШЕГО

1. Нынешнее Царство Господне. - Воскресший Христос пришел в Царство Свое, но прежде всего Ему нужно дать уразуметь Своим Свидетелям природу этого мессианского Царства, столь отличного от ожидаемого Иудеями. Не может быть и речи о восстановлении Им Царства в пользу Израиля (Деян 1.6). Его Царство установится возвещением Благой Вести (Деян 1.8). Однако Он - Царь, как провозглашает хр-ская проповедь, применяя к Нему пророчества Св. Писания: Царь правды псалма 44.7 (Евр 1.8), Царь-Священник псалма 109.4 (Евр 7.1). Таинственным обр. Он был Царем с самого начала Своей земной жизни, что подчеркивают Евангелисты, рассказывая о Его детстве (Лк 1.33; Мф 2.2). Но царство Его «не от мира сего» (Ин 18.36) и не представлено никакой земной монархией, к-рой Иисус препоручил Свою власть. Его царская власть ни в чем не соперничает с властью земных царей. Хр-не становятся подданными Царства Христова «благодаря Бога... избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в К-ром мы имеем искупление» (Кол 1.13). Это не препятствует им затем подчиниться царям мира сего и чтить их (1 Петр 2.13,17), даже если это цари языч. Они - носители власти и достаточно, чтобы они не противились духовному авторитету Иисуса. Драма возникает, когда они восстают против этого авторитета, в чем исполняется пророчество псалма 2.2. Так уже случилось при Страстях Господних (Деян 4.25 слл). Так случалось на протяжении всей истории, когда эти цари, блудодействуя с великой блудницей, Вавилоном (Откр 17.2), и позволяя ей царствовать над собой (17.18), участвуют тем самым со зверем в сатанинском царстве (17.12). Тогда, опьяненные своей властью, они становятся преследователями Церкви и чад ее, как сам Вавилон, к-рый упивается кровью свидетелей Иисусовых (17.6).

2. Царство Христа и Парусия. - В символической картине последних времен, начертанной в Апокалипсисе, последний кризис откроется войной всех этих царей против Агнца. Они соберутся «в оный великий День» (16.14), передав свою власть 3верю (Откр 17.13), но Агнец победит их (см 19.18 сл), «ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (17.14; 19.1 слл; см 1.5). Его Парусия будет разительным проявлением Его Царства и в то же время Царства Божия (11.15; 2 Тим 4.1): согласно пророчеству Исайи (11.4), Царь, Сын Давидов, истребит тогда Антихриста «явлением пришествия Своего» (2 Фес 2.9). Затем Он передаст Царство «Богу и Отцу», ибо, согласно Псалму (109.1), Христу должно царствовать, доколе Бог не положит всех врагов Его к подножью ног Его (1 Кор 15.24 сл). По окончании эсхатологической войны, к-рую Он будет вести как Слово Божие, Он будет управлять Своими врагами жезлом железным (Пс 2.9; Откр 19. 15 сл). Тогда, соучаствуя в Его Царстве (см 1 Кор 15. 24 слл), все мученики, обезглавленные, ибо они отказались поклониться 3верю, воскреснут, чтобы царствовать с Агнцем и с Богом (Откр 20.4 слл; см 5.10). Они будут соучаствовать т. обр., согласно обетованию Даниила (7.22,27), в вечном царствовании Сына Ч-ского. Не Сам ли Иисус обещал Двенадцати на Тайной Вечере: «И Я завещаваю вам... Царство... и сядете на престолах - судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22.29 сл; см Откр 7.4-8,15).

PG

власть ВЗ II 1 - Вознесение II 0 - Господь ВЗ, НЗ 2 - Давид - елей 2 - Иисус Христос II 1 в - избрание ВЗ I 3 в - мать I 3 - Мелхиседек 2 - Мессия - молитва I 2 - одежда I 2 - отцы и Отец I 1, III 4 - пастырь и стадо 0 - помазание III 2 - посредник I 1 - призвание I - пророк ВЗ I 3 - священство ВЗ I 3, III 2 - слава I, III 2 - Сын Божий ВЗ II


ЦЕЛОМУДРИЕ бесплодие III - брак НЗ II - вдовы 3 - девство - женщина НЗ 2 - пол


ЦЕНА ВЫКУПА Искупление - освобождение


ЦЕРКОВЬ

Многие из наших современников видят только ч-ский аспект Ц.: некое общество мирового масштаба, руководимое людьми, объединенными общими верованиями и культом. Писание же, обращаясь к нашей вере, называет ее тайной, сокрытой некогда в Боге, но ныне открытой и уже отчасти осуществленной (Еф 1.9 сл; Рим 14.25 сл). Это тайна народа еще греховного, но обладающего залогом спасения, ибо она есть все возрастающее Тело Христово, очаг любви; это тайна некоей богочеловеческой институции, в к-рой ч-к может обрести свет, прощение и благодать «в похвалу славы Божией» (Еф 1.14). Этому дотоле небывалому учреждению первые хр-не, говорившие по-греч., дали библ. имя έххλησία, к-рое, подчеркивая преемство хр-ского народа от Израиля, могло легко включить в себя новое содержание.

I. РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

В греч. мире слово έххλησία обозначало собрание δήμος, а, народа как политической силы. Это значение (Деян 19.32,39 сл) в известной мере сохранилось и в религиозном понимании слова Ц., так, напр., когда Павел говорит, как должно происходить хр-ское собрание έν έххλησία (напр., 1 Кор 11.18).

У LXX, наоборот, слово обозначает собрание, созванное для религиозного действия, часто для культа (напр. Втор 23; 3 Цар 8; Пс 21.26); оно соответствует евр. «кагал», употребляемому в особенности составителями Второзакония для обозначения собрания у Хорива (напр. Втор 4.10), на равнинах Моава (31.30) или в Земле Обетованной (напр. Ис Нов 8.35; Суд 20.2) и автором кн. Пар. (напр. 1 Пар 28.8; Неем 8.2) для обозначения культовых собраний Израиля в эпоху царей и после пленения. Слово έххλησία всегда означает «кагал», но«кагал» иногда передается и другими словами, в частности словом συναγωγή (напр. Числ 16.3; 20.4; Втор 5.22), к-рое чаще всего соответствует священническому термину «эдах». Ц. и синагога суть два термина почти синонимичные (ср Иак 2.2). Они становятся противоположными только тогда, когда хр-не принимают для себя первый, оставляя другой упорствующим Иудеям. Выбор слова «έххλησία» у LXX был, вероятно, обусловлен созвучием кагал, а также и соображениями этимологического характера: этот термин, происходящий от «έххαλέω» (я призываю из, я созываю), указывал, что Израиль, народ Божий, был собранием людей, созванных по Божию почину; греч. хλητή άγια представляет собой буквальный перевод евр. «микра кодеш», т.е. «свящ. собрание» (Исх 12,16; Лев 23.3; Числ 29.1).

Вполне естественно, что Иисус, основывая новый народ Божий как продолжение прежнего, обозначил его библ. именем религиозного собрания (по-арамейски Он вероятно говорил либо 'эдта, либо кеништа, к-рое чаще всего передается словом συναγωγή или, вероятнее всего, - кэгала), у Мф, έххλησία (16.18). Первое хр-ское поколение, сознавая себя новым народом Божиим (1 Петр 2.10), прообразованным собранием в пустыне (Деян 7.38), усвоило себе название, к-рое, происходя из Писания, было очень подходящим для обозначения его как «Израиля Божия» (Гал 6.16; ср Откр 7.4; Иак 1.1; Флп 3.3). Этот термин имеет еще и то преимущество, что заключает в себе и идею призыва, к-рым Бог призывает по благодати в Иисусе Христе Иудеев первыми, а затем язычников, чтобы составить «священное собрание» последних времен (ср 1 Кор 1.2; Рим 1.7: «призванные святые»).

II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ ЦЕРКВИ

Бог задолго приготовил собирание воедино рассеянных детей Божиих (Ин 11.52). Ц. есть община людей, пользующихся благом спасения в Иисусе Христе (Деян 2.47): «мы, спасаемые», пишет Павел (1 Кор 1.18). Но божественный замысел спасения, к-рый достигает своего завершения в этой общине, был предначертан «прежде основания мира» (Еф 1.4) и намечен среди людей еще со времен Авраама и даже с появлением Адама.

1. Первоначальное и новое творение. - С самого начала ч-к призван жить в обществе (Быт 1.27; 2.18) и размножаться (1.28), сохраняя все время близость с Богом (3.8). Однако грех воспрепятствовал божественному предначертанию; вместо того, чтобы стать главою народа, собранного к жизни с Богом, Адам стал отцом ч-ства, разделившегося ненавистью (4.8; 6.11), рассеянного гордостью (11.8 сл), удалившегося от своего Творца (3.8; 4.14). Нужно, чтобы новый Адам (1 Кор 15.45; Кол 3.10 сл) начал новое творение (2 Кор 5.17 сл; Гал 6.15), в к-ром жизнь в единении с Богом была бы восстановлена (Рим 5.12), ч-ство приведено в единство (Ин 11.52), а его члены примирены (Еф 2.15-18). Такова будет Ц., предуготованная Израилем. Помещая историю Авраама и его потомства во всеобщую историю мира, где грех царит со всеми своими последствиями, Библия указывает в то же время, что Ц., истинный народ Авраама (Рим 4.11 сл), должна включиться в мир и быть там ответом на грех, а также на разделение и на смерть, проистекающую из него. Уже предание о потопе давало Израилю пример праведника, поставленного Богом во главу нового творения; это всеобщее спасение, данное посредством воды потомству Ноя, было прообразом другого спасения, более великого, к-рое дает Христос посредством крещения (1 Петр 3.20 сл).

2. Древний и новый Израиль. - С Избранием Авраама, уже скрепленного Союзом-Заветом (Быт 15. 18), начинается решающий процесс образования народа Божия. Из этого благословенного рода, родоначальником к-рого он является, произойдет Христос, в К-ром исполнятся все обетования (Гал 3.16); Он Сам будет основателем окончательного народа Божия, духовного потомства Авраама верующего (Мф 3.9; Ин 8.40; Гал 4.21-31; Рим 2.28; 4.16; 9.6). Итак, войдя через веру в Ц. Иисуса Христа, все народы благословятся в Аврааме (Гал 3.8 сл = Быт 12.3 LXX; ср Пс 46.10).

Между Израилем, потомством патриархов по плоти, и Ц. есть одновременно и разрыв и непрерывность. Поэтому НЗ применяет к-новому народу Божию имена народа ВЗ, но посредством перестановок и контрастов. И тот и другой есть έххλησία, но слово это означает ныне тайну, неведомую ВЗ-у, - Тело Христово (Еф 1.22 сл); поклонение ( культ), к-рое там воздается Богу, - чисто духовное (Рим 12.1). Ц. есть Израиль, но Израиль Божий (Гал 6.16), духовный, уже не плотский (1 Кор 10.18); она - народ приобретенный, но приобретенный кровью Христа (Деян 20.28; 1 Петр 2.9; Еф 1.14) и взятый также и из язычников (Деян 15.14). Она - жена, уже не прелюбодейная (Ос; Иер2-3; Иез 16), а непорочная (Еф 5.27); виноградник, уже не дикий (Иер 2.21), а плодоносный (Ин 15.1-8); Остаток святой (Ис 4.2 сл). Она не есть стадо, раз собранное (Иер 23.3), а потом снова рассеянное (Зах 13.7 слл), но окончательное стадо Пастыря закланного и воскресшего ради него (Ин 10); она - Иерусалим свыше, уже не раба, а свободная (Гал 4.24 сл). Она - народ Нового Союза-Завета, предвозвещенного пророками (Иер 31.31 слл; Иез 37.2 слл), и запечатленного кровью Христа (Мф 26. 28 п; Евр9.12слл; 10.16), К-рый есть Посредник для всех народов (Ис 42.6). Его хартия Союза уже не закон Моисеев, не могущий сообщить жизнь (Гал 3.21), но закон Духа (Рим 8.2), начертанный в сердцах (Иер 21.33 сл; Иез 36.27; ср 1 Ин 2.27). Она - царство святых, возвещенное прор. Даниилом, прообразованное в собраниях Давида, о к-рых упоминает кн. Пар.: это уже не организация временной жизни одной нации (Ин 18.36), но видимый повсюду начаток и духовное начертание невидимого и вневременного царства, где смерть будет упразднена (1 Кор 15.25 сл; Откр 20.14). храмом же нового домостроительства, храмом нерукотворенным (Мк 14.58) и неразрушимым (Мф 16.18) является воскресшее Тело Христа (Ин 2.21 сл). Ц., к-рая есть Тело Христа, есть также новый храм (2 Кор 6.16; Еф 2.21; 1 Петр 2.5), место присутствия и поклонения Богу, лучшее чем раньше и доступное всем (Мк 11.17).

III. ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ

Итак, в ВЗ Ц. предуготовляется и предображается; Иисус дает откровение о ней и основывает ее.

1. Рост Церкви. - Учение Иисуса выражается прежде всего в провозглашении Им царства небесного; употребляя пророческий язык, в к-ром тематические планы не всегда различимы, Он открывает, что небесной фазе Царства (Мф 13.43; 25.31-46) предшествует земная фаза медленного возрастания (13. 31 сл). До жатвы плевелы греха, посеянные Лукавым, будут расти вместе с добрым семенем (13.24-30, 36-43).

Эта земная фаза в свою очередь будет содержать два этапа. Первый - это земная жизнь Иисуса, К-рый Своей проповедью, проявлением Своей власти над Сатаной и образованием мессианской общины являет Царство как уже пришедшее (Мф 12.28; Лк 17.21). Второй - это время Ц. (Мф 16.18) в собственном смысле; ее открывают три главные события: - жертва Иисуса, основывающего «общину нового Завета» (Мф 26.28), ревнительницу чистого богопоклонения (ср Мал 3.1-5), к-рую Иеремия надеялся видеть во времена Иосии (4 Цар 23), а затем перенес в эсхатологическое будущее (Иер 31.31 сл) (общины Кумрана и Дамаска полагали, что они ее уже представляют), - Его Воскресение, после к-рого Он соберет в Галилее рассеянное стадо (Мк 14.27 сл); и разрушение Иерусалима (Мф 23.37 слл; ср Лк 21.24) - одновременно знамение замещения иудейского народа Церковью и предвозвещение последнего Суда.

2. Призвание и подготовка учеников. - Во время Своей земной жизни Иисус призывает и подготовляет учеников, к-рым Он открывает тайны Царства (Мф 13.10-17 п): это уже «малое стадо» (Лк 12.32) доброго Пастыря (Ин 10), возвещенное пророками, Царство святых (Дан 7.18-22).

Иисус предвидел дальнейшее существование и рост этой группы после Своей смерти и наметил общие черты ее будущего статута: Его предсказания о гонениях на Его учеников (Мф 10.17-25 п; Ин 15.18) и, вероятно, притчи о смешении праведных и грешников (Мф 22.11 слл; 13.24-30,36-43, 47-50) даются Им в перспективе, выходящей за пределы Его земной жизни. И особенно указания, данные Им Двенадцати, предполагают, что для их осуществления необходим известный период времени.

а) Двенадцать. - Иисус избрал Себе среди Своих учеников двенадцать ближайших, чтобы они были основными ячейками и вождями нового Израиля (Мк 3.13-19 п; Мф 19.28 п). Он научает их совершать крещение (Ин 4.2), проповедовать, изгонять бесов, исцелять больных (Мк 6.7-13 п). Он учит их предпочитать служение почету (Мк 9.35), оказывать предпочтение «погибшим овцам» (Мф 10.6), не бояться неизбежных преследований (10.17...), собираться во имя Его для общей молитвы (18. 19 сл), взаимно прощать обиды (18.21-35) и не отлучать явных грешников, не испробовав предварительно вразумления (18.15-18). Ц. до конца времен должна будет обращаться к этому опыту Двенадцати, дабы черпать из него правила для жизни.

б) Всемирная миссия Двенадцати. - Миссионерская подготовка апостолов не выходит за пределы Израиля (Мф 10.5 сл). Только по Воскресении Иисуса Христа получат они повеление учить и крестить все народы (28.19). Однако уже перед Своей смертью Иисус возвещает вхождение язычников в Царство. «Сыны Царства» (8.12), т.е. Иудеи, к-рые обладали правом первенства для входа в него, увидят, что это право от них отнято (21.43), потому что они отказались быть «собранными» (23.37) Христом; на место иудейской массы, временно исключенной (ср 23.39; Рим 11.11-32), вступят язычники (Мф 8.11 сл; Лук 14.21-24; Ин 10.16) на равных правах (Мф 20.1-16) с ядром из Иудеев - грешников, раскаявшихся и уверовавших во Иисуса (Мф 21.31 слл).

Т. обр. Ц., первое осуществление Царства не от мира сего (Ин 18.36), исполнит и превзойдет самые смелые пророчества ВЗ (напр. Ионы; Ис 19.16-25; 49.1-6). Иисус не связывает ее с земным торжеством Израиля: к этому торжеству Он безразличен. Это суровый урок для толпы (Ин 6.15-66), а также и для Двенадцати (Деян 1.6), которые поймут его лишь после Пятидесятницы. И тогда они не будут стараться сочетать свою мировую миссию с торжеством своего народа, а будут проповедовать покорность императорской власти (Рим 13.1 ...; 1 Петр 2. 13 сл). Норму отношений между Церковью и Государством они найдут в словах Христа: «Отдавайте кесарево Кесарю, а Божие - Богу» (Мф 22.21 п). Императору - подать и все, что нужно для удовлетворения справедливых требований Государства для земного блага народов (Рим 13.6 сл); Богу, суверенное право К-рого, возвещенное Церковью, творит, превосходит и судит право Кесаря (Рим 13.1) - все остальное, т.е. все наше существо.

в) Впасть Двенадцати. - Возглавителям необходима власть, Иисус ее обещает Двенадцати: Петру - скале, обеспечивающей устойчивость Ц. - ответственность домовладыки, открывающего и закрывающего врата небесного града, и полноту дисциплинарной и учительной власти (Мф 16.18 сл; ср Лук 22.32; Ин 21); Апостолам - кроме возобновления Вечери (Лук 22.19) - ту же обязанность «вязать и разрешать», в особенности в области вопросов совести (Мф 18.18; Ин 20.22 сл). Эти тексты раскрывают уже природу Ц., к-рой Иисус Христос есть основатель и Господь: она будет организованным и видимым обществом, полагающим начало уже здесь на земле Царству Божию; построенная на скале, продолжая присутствие Христа чрез отправление обязанностей апостольской власти и чрез Евхаристию, она победит ад и вырвет у него его добычу. Т. обр. она является источником жизни и прощения. По мысли Иисуса, такая миссия будет продолжаться так же долго, как и мир; то же будет, следовательно, и с видимым устроением, и с властью, предназначенной для этой миссии. Конечно, при этом целая область апостольской функции окажется непередаваемой: положение апостолов как Свидетелей Иисуса во время Его жизни и после Его воскресения - единственное в истории. Когда же Иисус после Своего воскресения поручает Одиннадцати учить, крестить и управлять и обещает оставаться с ними всегда, «до скончания века» (Мф 28.20), Он этим дает предвидеть перманентность власти, данной на все века в будущем, даже по смерти Апостолов. Так это и поймет первохр-ская Ц., где апостольскую власть будут осуществлять возглавители, избранные Апостолами и посвященные ими для этой цели через возложение рук (2 Тим 1.6). И теперь еще власть епископов не имеет иного источника, как только эти слова Иисуса.

IV. РОЖДЕНИЕ И ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

1. Пасха и Пятидесятница. - Ц. появляется в час Пасхи Христовой, когда Он «переходит» от мира сего к Своему Отцу (Ин 13.1). Со Христом, восстающим из гроба и ставшим «духом животворящим» (1 Кор 15.45), возникает новое ч-ство (Еф 2.15; Гал 6.15), новая тварь. Отцы часто говорили, что Церковь есть новая Ева, родившаяся из ребра Христова во время Его смертного сна, как древняя Ева из ребра уснувшего Адама. Иоанн, свидетельствуя о последствиях прободения копнем (Ин 19. 34 сл), подтверждает такой взгляд, поскольку для него кровь и вода символизируют сначала жертву Христа и Дух, одушевляющий Ц., затем таинства крещения и евхаристии, сообщающие ей жизнь.

Но церковное тело живо лишь постольку, поскольку оно есть тело Христа воскресшего («восставшего», ср Еф 5.14), изливающего Духа (Деян 2.33). Это излияние Духа начинается со дня Пасхи (Ин 20.22), когда Иисус «вдунул» Духа воссоздающего (Ин 20.22; ср Быт 1.2) в учеников, наконец Им собранных (ср Мк 14.27) как начальников нового народа Божия (ср Иез 37.9). В самый же день Пятидесятницы имело место великое харизматическое излияние (Деян 2.4) для Свидетельства Двенадцати (Деян 1.8) и открытого явления Ц.: поэтому этот день является для нее датой официального рождения. Пятидесятница для нее есть в нек-ром отношении то, чем было для Иисуса, зачатого от Духа Св. (Лик 1.35), помазание, данное Ему тем же Духом на заре Его мессианской миссии (Деян 10.38; Мф 3.16 п), и то, чем является для каждого хр-нина дар Духа чрез возложение рук, запечатлевающий Его действие в крещении (Деян 8.17; ср 2.38).

2. Распространение Церкви. - После Пятидесятницы Ц. быстро растет. В нее вступают, принимая слово Апостолов (Деян 2.41), к-рое порождает веру (2.44; 4.32) в воскресшего Иисуса, Господа и Христа (2.36), Начальника и Спасителя (5.31), затем, получая крещение водою (2.41), за к-рым следует возложение рук, подающее Духа и Его харизмы (8.16 сл; 19.6). В ней пребывают живыми членами, согласно Луке (2.42), чрез четыре вида верности: верности учению Апостолов, углубляющему первую веру, порожденную благовестием о спасении, братскому общению (xοινονία), преломлению хлеба, и общей молитве. Именно во время преломления хлеба, т.е. во время евхаристической трапезы (ср 1 Кор 11.20-24), особенно укрепляется единодушие (Деян 2.46), познается опытом присутствие воскресшего Христа, некогда разделявшего трапезу Двенадцати (10.41), «возвещается» Его жертва и поддерживается ожидание Его возвращения (1 Кор 11.26).

В Иерусалиме духовное общение дошло до свободной общности материальных благ (Деян 4.32-35; Евр 13.16), напоминающей ту, к-рая была правилом в Кумране; но сам Лука указывает на фоне этого нек-рые тени (Деян 5.2; 6.1). Верующие сгруппированы под авторитетом апостолов. Петр находится во главе (Деян 1.13 сл), осуществляя в согласии с ними первенство, к-рое он принял от Христа. Собрание старейшин под руководством Апостолов разделяет их власть (15.2), а потом, после их рассеяния, власть Иакова (21.18), возглавившего поместную Ц. Семь человек, исполненных Духа, в том числе Стефан и Филипп, поставлены на служение хр-нам «Еллинистам» (6.1-6).

Дерзновение этих последних, в особенности Стефана, вызывает их рассеяние (8.1,4). Но это рассеяние способствует распространению Ц. от Иудеи (8.1; 9.31-43) до Антиохии (11.19-25), а отсюда «до предела земли» (Деян 1.8; ср Рим 10.18; Кол 1.23), по крайней мере до Рима (Деян 28.16-31). Отказ, к-рый Павел встретил со стороны Иудеев, облегчает привитие языч. дичка к обсеченному от ветвей стволу избранного народа (Рим 11.11-18). Но ни ап. Павел, ни ап. Петр, к-рый, крестив Корнилия, сделал решающий шаг, не могущий быть опровергнутым некоторыми чрезмерными уступками иудействующим (Гал 2.11-14), не хотят принуждать язычников, вступающих в Ц., к соблюдению иудейских обычаев, к-рые соблюдают еще христиане-«евреи» (Деян 10.14; 15.29).

3. Т. обр. утверждается пред лицом Иудейства самобытность Церкви, ее кафоличность осуществляется, порученная ей Христом миссия выполняется. Ее единство является как бы стоящим выше разделений на народы и страны, все общины сознают себя как ячейки единой έххλησία: распространение этого библ. термина, к-рый обозначал сначала иерусалимских христиан, на собрания христиан из язычников, сбор, сделанный в пользу этих хр-н среди обращенных Павлом (2 Кор 8.7-24), ссылка на обычаи Церквей для урегулирования того или иного дисциплинарного вопроса (1 Кор 11.16; 14.33), их взаимный интерес друг к другу (Деян 15.12; 21.20; 1 Фес 1.7 слл; 2.14; 2 Фес 1.4), приветствия, к-рыми они обмениваются (1 Кор 16. 19 сл; Рим 16.16; Флп 3.21 сл) - вот характерные признаки истинного сознания Ц.

V. ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦЕРКВИ

1. Для Ц. важны все аспекты спасения во Иисусе Христе в плане коллективном. Правда, из богодухновенных авторов один только Павел углублялся в тайну ее как таковую. В видении на пути в Дамаск он сразу же получил откровение таинственного тождества Христа и Ц. (Деян 9.4). Это начальное озарение восполняется размышлением, основанным на опыте. По мере того, как Павел созидает Ц., он открывает все ее измерения. Сначала он мыслит о жизненном единении, к-рое обращенные приобретают со Христом и друг с другом через крещение и к-рое Дух делает почти ощутимым, даруя им харизмы. Так, Коринфянам, отвращающим эти дары от их «созидающей» и объединяющей задачи, он напоминает это основное положение: «Мы все в одном Духе были крещены в одно Тело» (1 Кор 12.13). Следовательно, принявшие крещение и составляющие Ц. суть члены этого единого Тела Христова, живая сплоченность к-рого поддерживается евхаристическим хлебом (1 Кор 10.17). Это единство, единство веры и крещения, запрещает называться Кифовым, Аполлосовым или Павловым, как если бы Христос мог быть разделен (1 Кор 1.12 сл; 3.4). И для того, чтобы его выявить и укрепить, Павел организует сбор в пользу «святых Иерусалима» (1 Кор 16.1-4; 2 Кор 8-9; Рим 15.26 сл).

Немного позже тюремное заключение, освободившее Павла от исполнения неотложных практических задач и полемика его с Колоссянами, увлекавшимися космологическим философствованием, содействуют расширению его взглядов. Божественный план, к-рый он видит глазами Апостола язычников (Гал 2.8 сл; Рим 15.20), является ему во всем своем величии (Еф 1). Тогда Еххλησία обычно не представляется ему более как та или иная поместная община, как это было раньше, хотя исключения возможны (1 Кор 12.28; 15.9; Гал 1.13); это - во всей полноте и универсальности Тело Христово, место примирения Иудеев и язычников, составляющее единого совершенного Человека (Кол 1.18-24; Еф 1.23; 5.23 слл; ср 4.13). На эту основную тему Павел накладывает образ Христа, Главы Ц.: Христос отличен от Своей Ц., но она с Ним соединена как со своим Главой (Еф 1.22 сл; Кол 1.18) - в этом она разделяет состояние ангельских сил (Кол 2.10) - ив особенности как со своим началом жизни, единения и роста (Кол 2.19; Еф 4.15 сл). Часто образ храма, созидаемого на Христе, как краеугольном камне, и на Апостолах и пророках, как основании (Еф 2.20 сл), сплетается с темой Тела, так что у него глаголы одной темы применяются к другой: здание возрастает (Еф 2.21), а Тело созидается (4.12,16). В Еф. 5.22-32, идеи Тела и Главы сочетаются с библ. образом Невесты: Иисус, Глава (= Голова) Ц., есть также Спаситель, возлюбивший Церковь, как невесту (ср 2 Кор 11.2), и принесший Себя в жертву, дабы сообщить ей через крещение освящение и очищение, представить ее Себе во славе и соединить ее с Собою, как невесту. Наконец, еще одно понятие добавляется к предыдущим, дабы определить Ц., согласно Павлу; Ц. есть избранная часть полноты (πλήρωμα), к-рая во Христе, так как Он - Бог (Кол 2.9), Спаситель людей, соединенных с Его Телом (Еф), и Глава всей вселенной, управляемой космическими Силами (Кол 1. 19 сл);т. обр.она сама может быть названа πλήρωμα (Еф 1.23); такова она и есть, ибо Христос ее «наполняет» и со своей стороны она Его «восполняет», дополняя Его Тело своим постепенным ростом (Еф 4.13), начало же и конец всего есть Полнота Самого Бога (3.19).

2. Не употребляя самого слова Ц., Иоанн подводит к глубокому богословскому пониманию ее. Его указание на новый Исход (Ин 3.14; 6.32 сл; 7.37 слл; 8.12) вызывает в представлении новый народ Божий, на к-рый прямо указывают библ. образы Невесты (3.29), стада (10.1-16) и виноградника (15. 1-17) и ядро к-рого составляет малая группа учеников, избранных от мира (15.19; ср 1.39,42 сл). Переход от этой группы в Ц. совершается через смерть и воскресение Иисуса; Он умирает «дабы собрать рассеянных» (11.52) в единое стадо без различия Иудеев, Самарян и Эллинов (10.16; 12. 20,32; 4.21 слл,30-42) и восходит к Своему Отцу, чтобы дать Духа Своим (16.7; 7.39), в особенности Своим посланным, которым поручено отпускать грехи (20.21 сл). Ц. собирает жатву, к-рую Христос приготовил (4.38) и тем самым продолжает миссию Христа (20.21). Иоанн, осязавший Слово, ставшее плотию (1 Ин 1.1), и давший Духа обращенным через Филиппа (Деян 8.14-17, по контрасту с Лк 9.54), свидетельствует об этом. Тем не менее, сообразно складу своей души, Иоанн останавливается преимущественно на внутренней жизни Церкви. Те, кто ее составляют, собранные под посохом Петра (Ин 21), черпают глубину своей жизни из единения со Христом-Лозою (15), осуществляемого через крещение (3.5) и Евхаристию (6); они под руководством Духа совместно склоняются мысленно над словами Христа (14.26), и приносят в любви друг к другу (13.33-35) плод, к-рого Бог ожидает от них (15.12, 16 сл). Через все это Ц. поддерживает свое единство, имеющее источником и образом своим единство Лиц Божества, присутствующих во всех и в каждом (17); и частые гонения (15.18-16.4) она переносит в торжествующем уповании, так как победа над миром и князем его уже одержана (16.33).

Эта последняя тема является центральной в Откр. Ин. Там Ц. изображается в образе св. Града, или, чаще, в виде храма и его притворов, где горсть истинно верующих находится под защитой, когда на улице Зверь убивает двух свидетелей-пророков (Откр 11.1-13), затем в образе Жены, в борьбе с Драконом ( Сатана) (12), к-рый при помощи Зверя преследует святых, но дни к-рого сочтены. Тысячелетие, о к-ром говорится в гл. 20, не является временем земного торжества Церкви, а означает быть может некое духовное обновление в ее лоне (ср 20.6 и 5.10 и ср Иез37.10 = Откр 11.11), или же блаженство мучеников до всеобщего суда. Во всяком случае, Ц. стремится прежде всего к новому Иерусалиму, к небу (3.12; 21.1-8; 21.9-22.5). «Дух и Невеста говорят: гряди!» (22.17).

В жизни небесной, когда наконец осуществятся возвещения пророков, не будет больше ни греха (Ис 35.8; Откр 21-27), ни страдания, ни смерти (Откр 21.4; см Ис 25.8; 65.19). Тогда Вавилонское

рассеяние, антитезой к-рого явилась уже Пятидесятница, завершится своей полной полярностью (Ис 66.18; Откр 7.9 сл). Тогда исчезнут такие ложные подобия Церкви как горделивые царства, «сборища сатанинские» (Откр 2.9; 3.9). Пребудет только «скиния Бога с человеками» (21.3), новая вселенная (21.5).

VI. ОПЫТ БОГОСЛОВСКОГО СИНТЕЗА

Церковь, творение Божие, создание Христа, оживляемая и обитаемая Духом (1 Кор 3.16; Еф 2.22), поручена людям; сначала Апостолам, «которых Иисус избрал под действием Духа Святого» (Деян 1.2), а позже тем, к-рые через возложение рук получили харизму управления (1 Тим 4.14; 2 Тим 1.6).

Под водительством Духа (Ин 16.13) Ц. есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3.15), способная неослабно «хранить сокровищницу здравых слов, принятых» от Апостолов (2 Тим 1.13 сл), т.е. их возвещать и объяснять безошибочно. Основанная как Тело Христово через Евангелие (Еф 3.6), рожденная единым крещением (Еф 4.5), питаемая единым хлебом (1 Кор 10.17), она собирает в единый народ (Гал 3.28) чад единого Бога и Отца (Еф 4.6); она устраняет ч-ские разделения, примиряя в один народ Иудеев и язычников (Еф 2.14 слл), мудрых и невежд, господ и рабов, мужчин и женщин (1 Кор 12.13; Кол 3.11; Гал 3.28). Это единство кафолично, как говорят уже со II-го века; она существует, чтобы привести к единству все человеческие различия (ср Деян 10.13: «заколи и ешь»), приспособляться к условиям различных культур (1 Кор 9. 20 слл) и объять весь мир (Мф 28.19).

Ц. свята (Еф 5.26 сл); святость ее не только в Главе ее, в суставах и связях, но также и в членах, освященных через крещение. Конечно, в Церкви имеются и грешники (1 Кор 5,12); но они раздираемы между грехом своим и требованиями призвания, к-рое ввело их в собрание «святых» (Деян 9.13). По примеру Учителя Ц-вь их не отталкивает, но предлагает им прощение и очищение (Ин 20.23; Иак 3.15 сл; 1 Ин 1.9), зная, что плевелы могут всегда стать пшеницей, пока смерть не предварила для каждого время жатвы (Мф 13.30). Ц. не есть самоцель: она введет в окончательное царство, к-рое придет ей на смену с пришествием Христа и в к-рое не войдет ничто нечистое (Откр 21.27; 22.15). гонения усиливают ее стремление преобразиться в небесный Иерусалим.

Совершеннейшим образцом веры, надежды и любви Ц-и является Мария, видевшая ее возникновение на Голгофе (Ин 19.25) и в Сионской горнице (Деян 1.14). Павел, со своей стороны, преисполнен пламенной (1 Кор 4.15; Гал 4.19) и конкретной любви к Ц.: он поглощен заботой о всех Ц-х (2 Кор 11.28) и, приобщая людей ценою великих страданий (1 Кор 4.9-13; 2 Кор 1.5-9) к бесконечным плодам крестной смерти, он «восполняет в своей плоти то, что недостает скорбям Христовым за Его тело, к-рое есть Церковь» (Кол 1.24). Его жизнь как «служителя Церкви» (1.25) является примером, в особенности для продолжателей апостольского дела.

Все члены хр-ского народа (λαός), а не только его возглавители, призваны служить Церкви применением своих харизм, жить в единении с Лозой, как ветви, обремененные плодами любви, почитать свое священство (1 Петр 2.5) жертвою веры (Флп 2.17) и чистою жизнью по Духу (Рим 12.1; 1 Кор 6.19; Флп 3.3), принимать деятельное участие в богослужебном собрании ( культ), наконец, если они получили харизму девственности, полностью прилепиться ко Господу, или, если они вступили в брак, строить свою жизнь в браке по образцу союза между Христом и Ц. (Еф 5.21-33). Св. град, к-рый Иисус возлюбил (5.25) как жену плодовитую, к-рой каждый говорит: «Мать!» (Пс 86.5 = Гал 4.26), достоин и нашей сыновней любви. Свою любовь к св. Граду-Церкви мы проявляем тем, что созидаем его.

РТ

Апостолы - брат НЗ - виноградник 3,4 - власть НЗ II - возрастание 2 г, 3 - война НЗ II - время III - глава 3,4 - девство Н31.3 - дела НЗ II 3 - дом III - Дух Божий НЗ IV, V 4 - единство III - ересь - женщина НЗ 3 - замысел Божий НЗ - избрание НЗ II - Израиль НЗ 2 - Иерусалим НЗ II 3 - Иисус Христос I 3, II 1 г, 2 б в - испытание НЗ II - культ НЗ II 2 - мир III 4 - народ В - народы НЗ II - остаток НЗ - Откровение НЗ I 2 а - пастырь и стадо НЗ 2 - Петр За - плодовитость III 3 - полнота - посланничество НЗ II - потоп 3 - предание НЗ II 2 - призвание III - приобщение - пророк НЗ II 3 - Пятидесятница II 3 - раскол НЗ 2 - рассеяние 2 - служение - созидать III - супруг НЗ - тайна НЗ II 2 - Тело Христа III - харизмы II - храм НЗ II 2, III 2 - явления Христа 5,7