P
РААВ, РАХАВА звери и Зверь 1,2
РАВВИ Иисус (имя) III - Иисус Христос II 1 а - учить НЗ I 1
Рабство существовало в Израиле. Не мало Р. были иностранного происхождения: военнопленные, обращенные в рабство, согласно общему обычаю древности (Втор 21.10), или невольники, купленные у торговавших ими купцов (Быт 17.12). Иногда и Евреев продавали в рабство, или сами они добровольно себя продавали (Исх 21.1-11; 22.2; 4 Цар 4.1).
Однако в Израиле рабство никогда не получало такого широкого распространения и таких форм, к-рые оно имело в классической древности. На Израиле остался отпечаток его обоих первоначальных опытов: бедственного положения в стране неволи и дивной истории его освобождения Богом (Втор 26.6 слл; Исх 22.20). Отсюда его особый взгляд на социальную проблему рабства, с одной стороны, и религиозные размышления по поводу этого явления с другой.
I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Не бесполезно отметить сначала, что в Библии одно и то же слово обозначает и слугу, и Р. Конечно, закон допускал рабство в собственном смысле слова как утвердившийся обычай (Исх 21.21); но в нем была заметна тенденция смягчить его суровость, свидетельствующая о подлинной ч-чности. Хотя и являясь владельцем Р., хозяин все же не имел права своевольно притеснять его (Исх 21.20, 26 слл). Если Р. был Евреем, Закон высказывался еще более ограничительно. Он воспрещал пожизненное рабство за исключением случая, когда сам Р. отказывался от освобождения. Свод Завета повелевает освобождать Р-ов каждые семь лет (Исх 21.2); впоследствии Втор, предписывает оказывать освобожденному братскую помощь (Втор 15.13 сл); законодательство Левита в свою очередь устанавливает общее освобождение Р-ов в юбилейный год, может быть в противовес несоблюдению предшествующих мер (Лев 25.10; ср. Иер 34.8). Наконец, в Законе заметна тенденция перевести Р. - Еврея на положение наемного работника (Лев 25.39-55), так как дети Израиля, выкупленные Богом из египетского рабства, больше не должны быть Р. людей.
Проблема рабства снова встала в христианских общинах греко-римского мира. Ап. Павел столкнулся с ней, в частности, в Коринфе. Его ответ очень определенен: отныне важно не то или другое социальное положение, важен Божий призыв (1 Кор 7.17...). Поэтому Р. будет выполнять свой хр-ский долг, служа своему хозяину «как Христу» (Еф 6.5-8). Со своей стороны, хозяин-хр-нин должен понимать, что Р. - его брат во Христе; он должен обращаться с ним по-братски и в особых случаях даже отпускать его на волю (Еф 6.9; Флм 14-21). Действительно, в новом ч-ке старая антиномия Р. и свободного ч-ка перестала существовать; важно только быть «новой тварью» (Гал 3.28; 6.15).
II. РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА
Освобожденный Богом из рабства Израиль снова впадал в него, когда становился неверным (Суд 3. 7 сл; Неем 9.35 сл). Так он научился тому, что грех и рабство одно другому сопутствуют, и почувствовал, что он действительно нуждается в освобождении от своих провинностей (Пс 129; 140.3 сл). НЗ еще яснее вскрывает это глубочайшее бедствие: с тех пор как через Адама грех вошел в мир, все люди ему внутренне порабощены и тем самым угнетаются страхом смерти, являющейся неизбежным возмездием за него (Рим 5.12...; 7.13-24 сл; Евр 2. 14 сл). Сам Закон только усиливал это рабство.
Христос, и только Он, был в состоянии порвать цепи рабства, ибо только над Ним князь мира сего не имеет власти (Ин 14.30). Он пришел освободить грешников (Ин 8.36). Чтобы расторгнуть их рабство, Он послушно принял на Себя Самого состояние Р. (Флп 2.7), восприял плоть подобную плоти греховной (Рим 8.3) и был послушен «даже до смерти крестной» (Флп 2.8). Он сделался служителем не только Бога, но и людей, к-рых Он искупил (Мф 20.28 п; ср Ин 13.1-17).
Т. обр., принявшие крещение, в еще более совершенном смысле, чем выкупленные из Египта Евреи, могут называться вольноотпущенными Господа, другими словами, Р-ми Бога и правды (1 Кор 7.22 сл; Рим 6.16-22; ср Лев 25.55). Отныне они освобождены от греха, от смерти, от Закона (Рим 6 - 8; Гал 5.1). Из Р. они стали сынами в Сыне (Ин 8.32-36; Гал 4.4-7,21-31). Но став свободными в отношении всех, они сами ставят себя в услужение и «порабощают» себя всем, по примеру своего Господа (1 Кор 9.19; Мф 20.26-27 п; Ин 13.14 слл).
СA
власть НЗ II 2 - освобождение - служить I - труд
Наименование Р.Б. в Библии почетно. Ягве называет «Раб Мой» того, кого Он призывает сотрудничать для осуществления Своего замысла.
Чтобы исполнить этот замысел, Он послал Сына Своего, Р.Б. в высшем значении этого слова. Наименование это даже выражает самый таинственный аспект Его искупительной миссии: в самом деле, Своей жертвой Христос искупает отказ от служения Богу, т.е. грех, и объединяет всех людей в едином служении Богу.
I. РАБЫ БОЖИИ И НАРОД СОЮЗА
Наименование Р.Б. дано людям, миссия к-рых всегда относится к избранному народу. Часто даваемое Моисею, посреднику Союза-Завета (Исх 14.31; Числ 12.7; Втор 34.5; 3 Цар 8.56), и Давиду, образцу мессианского царя (2 Цар 7.8; 3 Цар 8.24 сл; Пс 77.70; Иер 33.26), оно также дается патриархам: Аврааму (Быт 26.24), Исааку (Быт 24.14), Иакову (Исх 32.13; Иез 37.25), затем Иисусу Навину, приведшему народ в Землю обетованную (Ис Нав 24. 29). Оно применяется к пророкам, имеющим миссию поддерживать Союз-Завет (Илия: 3 Цар 18.36; «Мои рабы, пророки»: Ам 3.7; Иер 7.25; 4 Цар 17.23), равно как и к священникам, к-рые совершают богослужения, во имя народа-священника (Пс 133.1; см Исх 19.5 сл). Избрание всех этих рабов Божиих совершается с определенной целью: сделать народ таким верным служению, ожидаемому Богом от него (Пс 104.6 слл.26,45), как верны Ему ангелы, рабы воли Божией (Пс 102.20 сл).
II. ОТ НЕВЕРНЫХ РАБОВ К РАБУ ВЕРНОМУ
Однако с самого начала избранный народ не был верен своему призванию Р. и непокорен Р-ам Б-м (Втор 9.24; Иер 7.25); поэтому он понес кару изгнания, посланную через языческого царя Навуходоносора, к-рый на этом основании тоже называется Р.Б. (Иер 27.6). Но Бог, К-рый хочет не смерти грешника, но его жизни, избирает Остаток, ставший верным во время правления Его Р., нового Давида (Иез 34.23 сл; 37.24 сл). Именно к этому Остатку обращены прорицания кн. Утешения (Ис 40-55).
1. Неверный раб. - Пророк, развивающий в этой книге тему Израиля, Р.Б-жия, сплетает ее с темой Сиона, жены Бога. Эта супруга была покинута только потому, что ее сыны были неверными (Ис 50.1). Израиль, отступник еще от чрева матери своей (48.8), был по своей вине Р. нерадивым, глухим и слепым (42.18 сл,24; 43.8,22 сл; см 30.9 слл). Однако Бог не только не забыл этого избранного Р., но простил его (44.21 сл) и даровал незаслуженное спасение (41.8 слл) через языч. царя Кира, Своего пастыря, Своего Помазанника, Своего друга (44.28; 45.1; 48.14). Возможно даже, что этот царь-освободитель и есть тот Отрок, к к-рому обращена похвала в 42.1-7. Позднее эта песнь, не считаясь с ее контекстом, была применена к Р. Израилю, призвание, миссия и жертва к-рого являются темой трех других песнопений (49.1-6; 50.4-9; 52.13-53.12). Таково уже толкование LXX, к-рому следует и Матфей (Мф 12.18-21). Во всяком случае, благодаря Киру, Израиль, Р. неверный и освобожденный, свидетельствовал среди язычников о бессилии Вавилонских идолов пред лицом Бога единого, истинного и спасающего (Ис 43.10 слл; 45).
2. Верный Раб. - Однако из этого пассивного свидетеля Бог решил сделать верного Р., к-рый своим свидетельством принесет язычникам свет спасения. Во второй половине кн. Утешения (Ис 49-55), где изложен этот замысел, господствует таинственный образ некоего пророка, к-рого Бог называет Своим Р. (49.6; 52.13). Подобно тому, как патриарх Иаков неотделим от народа, к-рый носит его имя и в к-ром он продолжает жить, так и Р., обладающий просветленными чертами Иеремии (Ис 49.1; 50.7; 53.7; см Иер 1.5; 15.20; 11.19), неотделим от этого «Израиля», имя к-рого он носит, того Остатка, в к-ром Бог прославится (Ис 49.3). Все же Он отличен от этого Израиля в той мере, в какой Он имеет миссию его собрать (49.5 сл) и его наставить (50. 4-10). Его терпение (50.6) и Его смирение (53.7) делают его способным принести в жертву Свою жизнь и исполнить через Свои страдания замысел Господень (53.4 слл.10): оправдать грешников всех народов (53.8,11 сл). Этой жертвою утешен Сион, бесплодная жена снова соединена с Богом вечным Союзом и становится матерью множества Р.Б. (Ис 54.1-55.4).
По возвращении из Плена, Израиль как будто забыл перспективы всемирного спасения, исполнителем к-рого должен стать Р.Б. через Свои страдания. В этот момент появился пророк. Он возвестил плененным славу нового Иерусалима, но он больше не указывал на искупление посредством Р. (Ис 61. 1 слл). Теперь наименование «Раба» дается Богом Зоровавелю (Агг 2.23), «Отрасли», к-рую Он восстанавливает в роде Давидовом (Зах 3.8; см Иер 23.5). Что касается Р.Б-х, то радость, к-рую они ожидают (Ис 65.13 сл,17 сл), действительно будет концом их страданий; но она больше не представлена как плод приношения, преображающего смерть в жертву и открывающего в ней источник жизни (см 53.10 сл).
III. ИСТИННЫЙ РАБ, СПАСИТЕЛЬ ЛЮДЕЙ
1. Иисус принял на Себя миссию Р. Учитель кроткий и смиренный сердцем (Мф 11.29), возвещающий спасение нищим (см Лк 4.18 сл), Он - среди Своих учеников «как служащий» (Лк 22.27), хотя Он их Господь и Учитель (Ин 13.12-15), и Он доходит до предела того, что требует любовь, внушающая Ему это служение (Ин 13.1; 15.13), отдавая «душу Свою для искупления многих» грешников (Мк 10. 43 слл; Мф 20.26 слл). Вот почему Он, «причтенный к злодеям» (Лк 22.37), умирает на кресте (Мк 14.24; Мф 26.28), зная, что воскреснет, согласно «написанному... о Сыне Человеческом» (Мк 8.31 п; 9.31 п; Лк 18.31 слл п; 24.44; см Ис 53.10 слл). Следовательно, если Он есть ожидаемый Мессия, Сын Ч-ский пришел не для того, чтобы восстановить земное царство, но чтобы войти в славу Свою и через смерть Р. ввести в нее Свой народ.
2. Апостольская проповедь применила к Иисусу наименование Раба, чтобы возвестить тайну Его смерти (Деян 3.13 сл,18; 4.27 сл - в русск. тексте «Сын»; греч Паи;), источника благословения и света для народов (Деян 3.25 сл; 26.23). Иисус, Агнец закланный неправедно, как Р. (Деян 8.32 сл), спас Своих заблудших овец. Язвы тела Его исцелили души грешников (1 Петр 2.21-25). Согласно Матфею, Иисус есть Р.-Отрок, К-рый возвещает суд народам, и Имя К-рого - их упование (Мф 12. 18-21 = Ис 42.1-4). Павел в форме своего рода гимна представил тайну Христа и Его любви в кратких и сильных словах: он возглашает, что Христос, приняв образ Р. и умерев на кресте, дабы быть послушным Богу, Своему Отцу (Фил 2.5-11), вошел в славу Свою. Пророчество о Р. возвещало, следовательно, искупительную жертву вочеловечившегося Сына Божия. Поэтому Имя святого Раба-Отрока Божия Иисуса, распятого и воскресшего, есть единственный источник спасения (Деян 4. 10 слл,29 слл).
3. Рабы Божии - отныне Р. Христа (Рим 1.1; Гал 1.10; Флп 1.1; см Тит 1.1). Как Господь избрал Своей Матерью ту, К-рая называла себя рабою (Лк 1.38, 43,48), так и Р. Своих Он делает Своими друзьями (Ин 15.15) и сынами Своего Отца (20.17). Они должны, однако, как и их Учитель, пройти тот же путь страдания (15.20). Одержав победу над испытаниями, Р.Б. войдут в славу царства (Откр 7.3, 14 сл; 22.3 слл).
СА & MFL
Агнец Божий I - гордость (дерзн.) ВЗ 3 - Дух Божий ВЗ , НЗ I 2 - Евхаристия IV 1 - жертва ВЗ III 3 - избрание ВЗ III 2, НЗ I - Иисус Христос I 3, II 1 б - Мессия ВЗ II 3 - Моисей 1,3 - насилие I 2, III 3, IV 2 - остаток ВЗ 3 - победа ВЗ 3 а, НЗ 1 - посланничество ВЗ III 1 - послушание III - посредник I 2 - правда А I, ВЗ 2 - пророк - служить II, III - Союз-Завет ВЗ III 2, НЗ - страдание ВЗ III - Сын Человеческий НЗ I 1 б - умилостивление - человек II 2
РАБОТНИК, ДЕЛАТЕЛЬ дела - жатва III 2 б - труд
Откровение Бога Творца и Спасителя вызывает в ч-ке преизбыточествующую Р. Можно ли созерцать творение Божие и не воскликнуть :«Буду веселиться о Господе» (Пс 103.34) и не пожелать, чтобы «веселился Господь о делах Своих» (Пс 103.31)? Пред лицом Бога, действующего в истории, Р. охватывает каждого ч-ка, не лишенного разума (91. 5 слл), и эта Р. передается другим: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего» (94.1). «Да веселятся небеса, и да торжествует земля... пред лицем Господа; ибо идет...» (95.11 слл). А идет Он, дабы призвать Своих верных «войти в радость господина» их и открыть доступ к ней (Мф 25.21).
B3
I. РАДОСТИ ЖИЗНИ
Р. ч-ской жизни включена Богом в Его обетования (Втор 28.3-8; Иер 33.11), а за неверность Ему Он карает лишением Р. (Втор 28.30-33,47 сл; Иер 7.34; 25.10 сл). Смиренную Р., разделяемую ч-ком с женой, к-рую он любит (Еккл 9.9), Р. при виде плодов своих дел (3.22), Р. «есть и пить и услаждать душу свою от труда своего» (2.24; 3.12 сл) щадит беспощадная критика самого Екклезиаста. Он даже восхваляет эту Р. (8.15), позволяющую ч-ку забывать о жизненных невзгодах, ибо она дана ему Богом, так как это «его доля» (5.17 слл). Вино создано, чтобы «веселить ч-ков» (Суд 9.13; Пс 103. 15), к-рые умеют им умеренно пользоваться (Сир 31.33). Оттого время сбора винограда есть время Р. (Ис 16.10), так же как и время жатвы (Пс 125. 5 сл). Р. же, к-рую жена дает в избытке мужу своей нежностью и добродетелью (Притч 5.18; Сир 26. 2,16), является прообразом высших Р. (Ис 62.5). Чадородие - источник веселия для супругов (1 Цар 2.1,5; Пс 112.9; см Ин 16.21), в особенности если их сын мудр (Притч 10.1).
Наряду с шумными Р. в дни больших событий - венчания царя на царство (3 Цар 1.40), победы (1 Цар 18.6) или возвращения из Плена (Пс 125. 2 сл), существуют и другие Р., настолько сокрытые в сердце, что их не поверяют чужому (Притч 14.10). Мудрый знает цену этой Р. сердца, Р. благотворной как врачевание (Притч 17.22), к-рую можно укрепить добрым словом (12.25) или светлым взглядом (15.30). Бог осуждает только порочные Р., вызываемые деланием зла (2.14), в особенности же ту злую Р., к-рую доставляет его врагам несчастье праведного (Пс 12.5; 34.26).
II. РАДОСТИ СОЮЗА-ЗАВЕТА
Бог, от К-рого исходят здоровые Р. жизни, предлагает Своему народу самые высокие из них: а именно те, к-рые народ обретает в сохранении верности Союзу-Завету.
1. Радости совместного служения Богу. - В культе Израиль находит Р. хвалить Бога (Пс 32.1), К-рый соблаговолил стать его царем (Пс 149.2) и К-рый призывает радоваться в Его Присутствии (Втор 12.18). Израиль вкушает также Р. от братского общения (Пс 132). В этом он находит средство действенно противостоять соблазну ханаанских культов, чувственные ритуалы к-рых - мерзость перед Господом (Втор 12.30 сл; 23.18 сл). Праздники, к-рые проходят в атмосфере восторга и ликования (Пс 41.5; 67.4 сл; 99.2), напоминают народу, что «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс 117.24). Нек-рые из этих празднеств отмечены в истории, как, напр.. Пасха Езекии (2 Пар 30.21-26), возвращение из Плена (Езд 6.22) и в особенности праздник Кущей, когда Ездра, после оглашения Закона, пригласил народ на радостный пир и возвестил: «День сей свят... Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость перед Господом - подкрепление для вас» (Неем 8.10). И закон для сохранения этой полноценной Р. предписывает народу черпать ее в самом ее источнике, собираясь в Иерусалим по случаю трех годовых праздников, чтобы получить благословение Божие (Лев 23.40; Втор 16.11,14 сл). И Бог желает, чтобы все народы приходили черпать из этого источника (Ис 11.3; 55.1; 56.6 сл).
2. Радость личной верности. - Эта Р., предлагаемая всем, есть доля смиренных, составляющих истинный народ Божий (Пс 149.4 сл). Подобно Иеремии, они «съедают» Слово Божие и это Слово им в Р. (Иер 15.16). Сердце их «веселится о Боге» (Пс 32.21; 36.4; Иоил 2.23) и о Законе Его (Пс 18.8 сл), к-рый является их богатством (118.14,111,162) и к-рый их утешает в скорбях и горестях (118.143). Эти смиренные, взыскующие (искать Бога), могут ликовать (33.3; 68.33; 69.5; 104.3), будучи оправданными по милости Господней (31.10 сл) и по милосердию Божию (50.10,14). Их доверчивое единение с Господом, К-рый есть их единственное благо (15.2; 72.25,28), открывает перед ними перспективы вечной Р. (15.9 слл). Ее предвкушение - в их близости с Премудростию Божией (Прем 8.16).
3. Эсхатологические радости. - Израиль действительно живет надеждой. Культ напоминает о высоких деяниях Господа и прежде всего об исходе, дабы вызвать в нем желание Нового Исхода, когда Бог откроет Себя как единственный Спаситель всего мира (Ис 45.5-8,21 сл). Тогда настанет мессианская Р., преизобилие к-рой возвещал Исаия (9.2). «Возвеселится пустыня» (35.1) перед деяниями Бога, восторжествуют небеса, возвеселится земля (44.23; 49.13), в то время как освобожденные пленники «приидут на Сион с радостным восклицанием» (35.9 сл; 51.11), чтобы «облечься в ризы спасения» и в «одежды правды» (61.10) и чтобы обрести «веселие вечное» (61.7), что будет осуществлением их надежды (25.9). Тогда воспоют рабы Господа с веселием в сердце, в новом творении, ибо Бог сотворит Иерусалим «Радостью» и народ Свой «Веселием», чтобы радоваться в них и дать всем нескончаемое ликование (65.14,17 слл; 66.10). Такова та Р., к-рую Иерусалим ожидает от своего Бога, Пресвятого и Вечного, Чье милосердие принесет ему спасение (Вар 4.22 сл,36 сл; 5.9). Совершитель этого дела спасения есть Царь, грядущий к нему в смирении, Царь, К-рого он встретит ликованием (Зах 9.9).
НЗ
I. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ РАДОСТЬ
Этот кроткий царь есть Иисус Христос, возвещающий смиренным Р. спасения и дающий ее Своей жертвой.
1. Радость спасения, возвещенная смиренным. - Пришествие Спасителя создает атмосферу Р., к-рая у Лк чувствуется больше, чем у других евангелистов. При посещении Девой Марией Елисаветы Иоанн Креститель взыграл радостно во чреве матери (1.41, 44), еще до того, как он принес людям Р. своего рождения (Лк 1.14). И Пресвятая Дева, К-рую ангел призвал к Р. (1.28; греч. χαĩρε = радуйся), воспела с Р. и смирением Господа, ставшего ее Сыном для спасения смиренных (1.42,46-55). Рождение Иисуса - великая Р. для ангелов, возвестивших его, и для людей, спасти к-рых пришел Иисус (2.10,13 сл; см Мф 1.21). Эта Р. - ответ на упования праведных (Мф 13.17 п), к-рые, подобно Аврааму, уже радовались, когда помышляли о ней (Ин 8.56).
В Иисусе Христе Царство Божие уже присутствует (Мк 1.15 п; Лк 17.21). Он - Тот Жених, Чей голос «Р. радует» Иоанна Крестителя (Ин 3.29) и в Чьем присутствии Его ученики могут не поститься (Лк 5.34 п). Они радуются сознанию того, что их « имена написаны на небесах» (10.20), ибо они в числе нищих (6едных), к-рых есть Царство Небесное (6.20 п), то сокровище, за к-рое люди с Р. отдают все, что имеют (Мф 13.44). И Иисус поведал Своим ученикам, что гонения, укрепляя их уверенность, должны еще усилить их Р. (Мф 5.10 слл п).
Ученики правы, когда радуются Чудесам Иисуса, к-рые удостоверяют Его миссию (Лк 19.37 слл), но радоваться они должны не от сознания чудотворной силы, сообщенной им Христом (10.17-20), ибо их Р. не должна быть подобной суетной Р. тех людей, к-рые, как Ирод (23.8), испытывают любопытство ко всяким чудесам, но быть только средством, чтобы призывать чистые души возносить хвалу Богу (13.17) и привлекать грешников к Спасителю, располагая их к радостному приятию Его и к обращению (19.6,9). Ученики должны радоваться такому обращению, как истинные братья (15.32), как радуется этому на небесах Отец Небесный и ангелы (15.7,10,24), как радуется этому Пастырь Добрый, Чья любовь спасла заблудших овец (15.6; Мф 18.13). Но чтобы разделить с Ним эту Р., нужно любить, как Он любил.
2. Радость Духа - плод Крестной смерти. - Иисус, К-рый возрадовался духом тому, что Отец Небесный открылся через Него малым сим (Лк 10. 21 сл), отдает жизнь Свою за них, Своих друзей, чтобы сообщить им ту Р., источник к-рой есть Его любовь (Ин 15.9-15), тогда как у подножья креста Его враги выражали злую Р. (Лк 23.35 слл). крестной смертью Иисус идет к Отцу. Ученики должны были бы радоваться этому, любя Иисуса (Ин 14.28), если бы понимали цель этого ухода, к-рая есть дар Духа Св. (16.7). Благодаря этому дару, они будут жить жизнью Иисуса (14.16-20) и, если чего попросят во Имя Его, они все получат от Отца. Тогда их печаль претворится в Р. Р. эта будет совершенна, и никто не отнимет ее у них (14.13 сл; 16.20-24).
Но ученики так мало поняли, что Страсти Христовы приводят к Воскресению, и крестные страдания так ослабили их надежду (Лк 24.21), что при явлениях Воскресшего они боялись предаваться захватывающей их Р. (24.41). Тем не менее, когда Воскресший, показав им исполнение Писания и обещав им силу Духа Св. (24.44,49; Деян 1.8), вознесся на небо, ученики пребывали в великой Р. (Лк 24. 52 сл). Сошествие Св. Духа сделало эту Р. столь же заразительной (Деян 2.4,11), сколь и непоколебимой: «они пошли... радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие», за имя их Спасителя, Чьими Свидетелями они были (Деян 5.41; см 4.12; Л к 24.46 слл).
II. РАДОСТЬ НОВОЙ ЖИЗНИ
Слово Иисуса принесло свой плод: «Те, кто веруют в Него, имеют в себе радость совершенную» (Ин 17.13), их община живет «в веселии и простоте сердца» (Деян 2.46), и возвещение Благой Вести всюду является источником великой Р. (8.8). Крещение исполняет верующих Р., исходящей от Духа Св. (13.52; см 8.39; 13.48; 16.34), и это дает Апостолам силу воспевать Бога, перенося самые жестокие испытания (16.23 слл).
1. Источники духовной радости. - Р. есть, поистине, плод Духа Св. (Гал 5.22) и характерное свойство Царства Божия (Рим 14.17). Она не есть преходящий восторг, вызываемый Словом и исчезающий при испытаниях (см Мк 4.16 сл), но духовная Р. верующих, к-рые в испытаниях становятся нашим образцом (1 Фес 1.6 сл) и к-рые своей радостной щедростью (2 Кор 8.2; 9.7), своим совершенством (2 Кор 13.9), своим единодушием (Флп 2.2), своей покорностью (Евр13.17) и своей верностью истине (2 Ин 4;3. Ин 3 сл) пребывают ныне и будут в День Господень Р-тью Апостолов (1 Фес 2.19 сл).
Любовь, приобщающая верующих к истине (1 Кор 13.6), доставляет им постоянную Р., к-рая укрепляется их молитвой и непрестанным благодарением (1 Фес 5.16; Флп 3.1; 4.4 слл). Как благодарить Отца за введение в Царство Сына Его Возлюбленного и не испытывать Р. (Кол 1.11 слл)? Источником Р. является и усердная молитва, ибо ее воодушевляет надежда, и Бог надежды отвечает на нее, исполняя всякой Р. верующего (Рим 12.12; 15.13). Поэтому Петр и призывает в ликовании славить Бога. Вера Апостола, к-рая испытывается скорбью, но к-рая сохраняет уверенность в спасении, доставляет ему неизреченную Р. - предвкушение славы (1 Петр 1.3-9).
2. Свидетельство радости при испытании. - Но такая Р. есть свойство только испытанной веры. Чтобы пребывать в веселии, когда откроется слава Христа, Его ученику следует радоваться в той мере, в какой он причастен к страданиям Христа (1 Петр 4.13). Подобно своему Учителю, он в мире сем предпочитает крест Р-сти (Евр 12.2), он с Р. приминает расхищение своего имения (Евр 10.34), почитая высшей Р. переносить всякие искушения (Иак 1.2). Для Апостолов, как для Христа, бедность и гонения приводят к совершенной Р.
Павел в своем апостольском служении испытывает эту крестную Р., она является одним из элементов его свидетельства: при огорчениях служители Божий всегда радуются (2 Кор 6.10). Апостол «преизобилует радостью при всей скорби» (2 Кор 7.4). Он радуется с полной самоотверженностью, лишь бы «проповедали Христа» (Флп 1.17 сл), и он находит Р. в страданиях за своих верных и за Церковь (Кол 1.24). Он даже призывает Филиппийцев сорадоваться тому, что он прольет свою кровь как высшее свидетельство веры (Флп 2.17 сл).
III. ПРИОБЩЕНИЕ К ВЕЧНОЙ РАДОСТИ
Но испытания придут к концу, и Бог отомстит за кровь Своих рабов, осудив Вавилон, упившийся этой кровью. Тогда будет Р. на небесах (Откр 18. 20; 19.1-4), где совершится брак Агнца; «званные на брачную вечерю Агнца» воздадут славу Богу с ликованием (19.7 слл). И это будет проявлением и расцветом той совершенной Р., к-рая уже отныне удел детей Божиих, ибо данный им Дух Св. приобщит их к Отцу и к Сыну Его Иисусу Христу (1 Ин 1.2 слл; 3.1 сл,24).
AR & MFL
бегать - белый - благовония 1 - благодарение 0, ВЗ 2 - блаженство - благословение - вино - виноградник - гонение II 3 - доверие 3 - елей 2 - жатва , III 1 - опьянение 3 - печаль НЗ 3 - покой - помазание I 1 - праздник - сбор винограда 1 - смех 2 - страдание НЗ III 2 - трапеза - утешение - хвала
РАЗВОД брак ВЗ II 3, НЗ I 1 - прелюбодеяние 1
РАЗВРАЩЕНИЕ грех - добро и зло I 4 - добродетели и пороки 2
РАЗДЕЛЕНИЕ ересь - единство - раскол - рассеяние - человек II 1 а
РАЗДЕЛЯТЬ любовь II - милостыня - приобщение ВЗ 5, НЗ - хлеб I 1
РАЗДОР, РАСПРЯ единство - ересь - раскол
В Библии нередко уделяется место изображению чувства Р. Глубоко чувствительными к жизненным Р. были древние Греки. Но, размышляя часто о печальной доле ч-ка, они заботились прежде всего о том, чтобы с достоинством перенести удары судьбы, не выражая во вне своего чувства. Подобная сдержанность не характерна для Библии. В ней звучат во весь голос вопли Иова, четко слышатся сарказмы Екклезиаста. Это - следствие различия темпераментов и культур, различия между чувством меры Грека и страстностью Еврея. Но, в основном, - это различие религиозной установки: в силу своей веры Израиль обладает острым сознанием ценности всего творения, но также и сознанием его бренности; ему свойственно болезненное восприятие всякой неудачи, с к-рой он никак не может примириться, но в то же время и совершенная уверенность в окончательной победе.
I. СТЫД, ЛОЖЬ И СУЕТНОСТЬ
В евр. словах, выражающих чувство Р., особенно выделяются два оттенка: суетность предмета, в к-ром разочаровываются, и смущение того, кто обманулся.
1. Ложность всего суетного. - Еврей обладает глубокой потребностью в устойчивости и чувствует ужас перед всем необоснованным и перед всякой иллюзорной видимостью. Во лжи он осуждает быть может не столько ее бесчестность, сколько выражаемое ею фундаментальное «ничто». Ложь, суетность, ничто - привычные слова для обозначения тех, кто приносят Р., тех, кто ничего не создает, «людей Велиала» (LXX переписали это выражение, не переводя его; см Втор 13.13). Для изображения суетности наиболее часто даются образы дуновения (гевел - «суета» Еккл), праха ('аюар), пустоты (рик).
2. Стыд постыженного. - В мире, где вся жизнь проходит на глазах людей, Р. неизбежно покрывает стыдом обманувшегося: положившийся на то, что не заслуживает доверия, оказывается постыженным перед людьми. В этом тяжкое испытание для гордости ч-ка, для его стремления быть признанным себе равными. Поэтому самые обычные синонимы для определения Р. - слова стыд и смущение, в особенности производные от корня буш. Слова Павла «надежда не постыжает» (греч ού хαταισχύνει) подчеркивают гордость, испытываемую апостолом при возвещении Евангелия и Креста (Рим 5.5).
II. ВСЕ - РАЗОЧАРОВАНИЕ
Два вида опоры, на к-рые Израиль полагался, чтобы обеспечить свою судьбу, приносят особенно глубокое Р.: великие державы и ложные боги, иначе говоря, Египет и идолы. За блестящей внешностью Египта (наз. «Рахав бездельная») - одна лишь тщета и пустота (Ис 30.7), его сильные всадники - только плоть и Египтянин - только ч-к (Ис 31.1 слл; см Иер 2.37). Египетская конница и воины все же реальные существа, а ложные боги просто ничто и их идолы - ложь и бессилие. Поэтому их служители и их изготовители обречены на посрамление (Иер 2.28; Ис 44.9 слл).
Но Екк. идет еще дальше и обобщает опыт Р.: «Под солнцем... все суета... суета сует» повторяет он (1.2.14 и т.д.), столь разочарованный жизнью, что вкладывает эти выражения в уста Соломона, Царя обладавшего в избытке всеми дарами. При этом Екк. не презирает всех вещей мира сего; напротив, он многого ожидал от них и отсюда его глубокая, но не безысходная горечь: она учит все принимать от Бога, как хорошее, так и плохое (7.13 сл).
III. БОГ НИКОГДА НЕ РАЗОЧАРОВЫВАЕТ
Ч-к - источник Р. для ч-ка (Иер 17.5; Пс 117.8), но также и для Бога. Виноградник, возделанный с любовью, принес только дикие ягоды (Ис 5.4). Иисус, К-рый «знал, что в человеке» (Ин 2.25), испытал Р.: непризнанный Своими сродниками (Мк 6. 3 сл), Он видел, как замыкаются сердца по мере того, как Он хотел их тронуть (Мф 23.37 сл; Ин 12. 37-40), Он видел, как бегут ученики, оставляя Его в тот момент, когда Он предавал Себя за них (Мк 14.50).
Порою кажется, что и Сам Бог оставляет ч-ка, или что «рука Господня коротка» (Числ 11.23). У Его самых верных служителей бывает искушение думать, что их усилия напрасны и что Бог их предоставил самим себе. Илия просит смерти, открыв, что он «не лучше отцов» своих (3 Цар 19.4). Иеремия доходит до сомнения в крепости Божией: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверной водой?» (Иер 15.18, противопоставить Иер 2.13; Ис 58.11). Сам Иисус испытал предельную Богооставленность (Мк 15.34).
Утверждать, что только один Бог не постыжает, значит проникнуть глубже внешнего поверхностного впечатления в сущность вещей. Это опыт веры, часто переживаемый в ночи, обретенный ценою горестно пережитых Р. Эта основная уверенность может укрепиться в ч-ке только через приобщение к спасению, принесенному Иисусом Христом, К-рый, предавая дух Свой в руки Отца (Лк 23. 46), сохраняет верность Богу, кажущемуся отсутствующим и безразличным. При поддержке такой веры ничто не может нас постыдить (см Рим 8. 31-39), ибо Бог верен. Залогом этой верности, обеспечения против всякого Р., является дар Его Сына, К-рым мы призваны и К-рым хранимы до Его пришествия (1 Кор 1.9; 1 Фес 5.23 сл).
РАЗРУШАТЬ анафема ВЗ - созидать I 2 - Храм ВЗ I 2,3; НЗ
РАЗУМ знать - мудрость - Откровение
Русским словом рай переводится греч. слово παράδεισος, происходящее от персидского pardès, что значит сад. У LXX слово παράδεισος иногда означает просто сад (Екк 2.5; Песн 4.12), а иногда имеет религиозное значение, о к-ром здесь и будет речь.
1. Сад Божий. - В религиях Среднего Востока представление о жизни богов заимствовало образы из жизни сильных мира сего: боги живут, наслаждаясь в дворцах, окруженных садами, где протекает « вода жизни», где среди других чудесных деревьев растет «древо жизни», чьи плоды питают бессмертных. На земле их храмы, окруженные священными садами, подражают этому первообразу. Эти образы, очищенные от их политеистического содержания, нашли применение в Библии: Бог - в условно антропоморфическом представлении - изображается «ходящим в раю во время прохлады дня» (Быт 3.8). Этот сад Господень и его деревья вошли даже в поговорку (Быт 13.10; Иез 31.8 сл,16 слл).
2. От рая потерянного к раю вновь обретенному
а) Потерянный рай. - При изложении хода свящ. истории, чтобы представить условия, в к-рых Бог сотворил ч-ка, и назначение, для к-рого Он поселил его на земле, применяются образы того же порядка. Бог насадил для ч-ка Р. в Едеме (Быт 2.8 слл; см Иез 28.13). Жизнь в этом саду связана с трудом (2.15) и сохраняет в то же время черты идеального счастья, к-рое во многом напоминает классические описания золотого века: близость к Богу, свободное пользование плодами сада, господство над животными (2.19 сл), гармоничное единение первозданной четы (2.18,23 сл), невинность, не ведающая чувства стыда (2.25), отсутствие смерти, к-рая войдет в мир земной лишь как следствие греха (см 3.19). Однако в этом первозданном Р. важную роль играет испытание ч-ка: Бог посадил там древо познания, там же змей искушал Еву. Несмотря на это едемское счастье, подчеркивается -по контрасту горестный опыт нашего нынешнего состояния, являющегося плодом ч-ского греха и связанного т. обр. с темой потерянного Р. (3.23).
б) Обещание рая. - Мечта, к-рую ч-к носит в своей душе, следовательно, не обманчива. Она соответствует его исконному призванию. Но она осталась бы навеки неосуществленной (см Быт 3.23), если бы по предначертанию Провидения весь ход свящ. истории не имел своей целью и смыслом вернуть ч-ка к его первоначальному состоянию. Поэтому, переходя из ВЗ в НЗ, тема вновь обретенного Р. с ее разнообразными вариациями проходит через эсхатологические пророчества, переплетаясь с пророчествами о новой святой земле и новом сотворении. Грехи народа Божия превратили его жизнь на земле в пребывание в месте разоренном и пустом (Иер 4.23), но в последние времена Бог претворит это место в едемский сад (Иез 36.35; Ис 51.3). В этом новом Р. поток воды живой будет течь из храма, где будет пребывать Господь. По берегам будут расти чудесные деревья, доставляющие новому народу пищу и врачевание (Иез 47.12). Т. обр. дорога к древу жизни вновь откроется людям (Откр 2.7; 22.2, в противоположность Быт 3.24). Райская жизнь, восстановленная в конце свящ. истории, будет обладать чертами, сходными с первозданным Едемом и даже превзойдет ее в нек-рых отношениях: чудесное плодородие природы (Ос 2.23 сл; Ам 9.13; Иер 31.23-26; Иоил 4.18), всеобщий мир не только среди людей (Ис 2.4), но и в природе и между животными (Ос 2.20; Ис 11.6-9; 65.25), чистейшая Радость (Иер 31.13; Ис 35.10; 65.18...), упразднение всякого страдания и даже самой смерти (Ис 35.5 сл; 65.19...; 25.7 слл; Откр 20.14; 21.4), уничтожение древнего Змия (Откр 20.2 сл,10), вхождение в вечную жизнь (Дан 12.2; Прем 5.15; Откр 2.11; 3.5). Действительность, к-рую выражают эти образы, являя противоположность тому ч-скому существованию, к к-рому привел грех, вновь обретает черты первозданного состояния ч-ка, но уже без какой-либо мысли об испытании и возможности грехопадения.
в) Предвосхищение вновь обретенного рая. - Вновь обретенный Р. есть реальность эсхатологическая. Народ Божий в своем историческом опыте познал только ее мимолетные тени, как, напр., обладание землей, где «течет молоко и мед» (Исх 3.17; Втор 6.3 и т.д.). Однако, благодаря духовному опыту, народ имел предвосхищение иного порядка. Ибо Бог даровал ему Свой 3акон, источник всякой премудрости (Втор 4.5 сл), а «премудрость есть древо жизни», обеспечивающее счастье (Притч 3. 18; см Сир 24.12-21); подобно райской реке, Закон «насыщает мудростью» ч-ка, соблюдающего его (Сир 24.25 слл; см Быт 2.10...). Мудрец Израиля, поучающий других премудрости, подобен реке, ведущей в Р. (Сир 24.32). Милость и страх Господень «как рай полны благословений» (40.17,27). Следовательно, Премудростью Бог снова дает ч-ку предвкушение райской радости.
НЗ дает познать последнюю тайну этого замысла Божия. Христос есть источник премудрости, Он Сам - эта Премудрость (1 Кор 1.30). Он в то же время и Новый Адам (Рим 5.14; 1 Кор 15.45), через К-рого ч-ство получает доступ к эсхатологическому состоянию. победив во время искушения древнего змия, к-рый есть диавол и Сатана (см Откр 20.2), Он живет затем «со зверями» в некоем подобии вновь обретенного Р. (Мк 1.13; см Быт 1.26; 2.19 сл). Его Чудеса показывают, что болезни и смерть отныне побеждены. Ч-к, верующий в Него, находит « хлеб жизни» (Ин 6.35), « воду живую» (4.14), « жизнь вечную (5.24 слл), т.е. - дары отныне открытого эсхатологического Р.
3. Рай - обитель праведных. - В библ. текстах описания эсхатологического Р. не изобилуют подробностями и постепенно еще очищаются, но апокрифы их значительно расширяют, свидетельствуя о некоторой эволюции в иудейских верованиях (напр. в кн Еноха). До возвращения в последние времена в св. 3емлю, Р. служит переходной обителью, куда Бог принимает праведных, в ожидании Дня Суда, Воскресения и жизни будущего мира. Такова обитель, обещанная Христом разбойнику благоразумному (Лк 23.43), но обитель уже претворенная присутствием Того, Кто есть жизнь: «Ты будешь со Мной ...». Что же касается состояния блаженства, обетованного в конце свящ. истории, то Иисус в него входит первым после Своей победы над смертью, чтобы дать туда доступ искупленным грешникам.
4. Рай и небеса. - Поскольку Р. есть место, где пребывает Бог, он находится вне мира сего. Но на библ. образном языке часто говорится о небе как обители Бога. Поэтому Р. иногда отождествляется с «вышним небом», где обитает Бог: туда был восхищен в духе ап. Павел, чтобы «слышать неизреченные слова» (2 Кор 12.4). Это также обычный смысл слова Р. на языке хр-н: In paradisum deducant te angeli -«да приведут тебя ангелы в рай» (заупокойная литургия лат. обряда). Р. отныне отверст для тех, кто умирают в Господе.
PG
Адам I 2 - дерево I - земля ВЗ I 3, II 2,4 - небо VI - родина ВЗ 2 - пустыня ВЗ II 3, НЗ I 1
РАСА народ - языч. народы - отцы и Отец I, II - плодовитость - род
РАСКАЯНИЕ исповедовать НЗ 2 - крещение I 3, III 2 - покаяние - прощение
Согласно 1 Кор., только едва заметная черта отличает Р. (разрыв) от ереси. Прообразованные теми расколами, к-рые бывали в Израиле и противоречили природе «собрания Господня» (1 Пар 28.8), эти распри разделяют Церковь на соперничающие лагеря и противоречат природе Тела Христова.
ВЗ
1. Грех превращает естественные разделения в расколы. - Разделение (распределение) людей на народы, языки, различные государства представляет собою совершенно естественный (Быт 1.28; 9.1; 10), подготовительный к истории спасения процесс (Втор 32.8 сл), но грех превратил его в источник целого ряда конфликтов. Вот почему большинство слов, выражающих понятие разделения, часто принимают отрицательный смысл, выражая некий разрыв единства (Пс 54.10; см Быт 49.7; Плач 4.16) или рассеяние, карающее ч-скую гордыню (Быт 11.1-9). Авраамом, в потомстве к-рого благословятся все народы (Быт 12.7; 13.15; 22.17 сл; см Гал 3.16), кладется начало собранию верующих (Гал 3.7 слл) и восстановлению единства рода ч-ского. Но сколько еще будет конфликтов до конечного объединения вокруг Агнца (Откр 7.9)!
2. Раскол угрожает вере избранного народа и подрывает его свидетельство. - Единство избранного народа, непрочное в плане социологическом (2 Цар 5.5; 15.6,13; 19.41-20.2), было основано на единстве веры: это был прежде всего Союз-Завет с Ягве всех колен Израилевых, связывавший их между собой (Исх 24.4-8; Ис Нав 24) законом и культом. Паломничества и периодические собрания вокруг центрального святилища (Сихем, Силом ... потом Иерусалимский храм) поддерживали национальное и религиозное единство двенадцати колен. Уклонение же какого-либо колена от участия в свящ. войне (Числ 32.23; Суд 5.23) или установление новых мест культа, к-рые могли бы соперничать с центральным святилищем, считалось грехом (Ис Нав 22.29); распад же на два царства в качестве события политического нигде не осуждается, а представлен как совершившийся по воле Божией (3 Цар 11.31-39; 12.24; 4 Цар 17.21) в наказание за грехи Соломона (3 Цар 11.33). Наоборот, он осуждается в качестве религиозного Р.: грех Иеровоама в том, что он отклонил Израильтян от центрального Иерусалимского святилища, воздвигнув соперничающие с ним святилища (12.27 сл), и сделал в качестве пьедестала, над к-рым должно было покоиться присутствие Божие, изображение двух тельцов, чем дал повод к идолопоклонническому соблазну (12.28,32; 14.9; 16.26; 4 Цар 10.29; 17.16; Ос 8.5 сл); кроме того, в Вефиле он поставил священников не из сынов Певииных (3 Цар 12.31; 13.33; см 2 Пар 13.4-12). Книги, написанные в Плену, возвещая воссоединение Израиля и Иуды, показывают, что Р. не только препятствует жизни св. народа по его вере, но ослабляет силу свидетельства его перед языч. народами (Ис 43.10 слл; 44.8). Чтобы народы собрались в Сион (Иер 3.17), надо, чтобы пришел «Дом Иудин к Дому Израилеву» (3.18; см Ис 11.12 слл; Иез 37.11 сл,28). Единство св. народа есть как бы отражение единства его Бога и свидетельство о Нем.
НЗ
Как « знамение пререкаемое» (греч Лк 2.34) Иисус приносит разделение (12.51) даже в семьи (стихи 52 сл), между теми, кто за Него и теми, кто против Него (см Ин 7.43; 9.16; 10.19). Но этим Он нарушает лишь мир обманчивый или слишком косный, ибо Он пришел, чтобы «рассеянных собрать воедино» (Ин 11.52; см 10.16), «убить ненависть», разрушить преграды, установить между людьми подлинный мир, сделать их детьми одного Отца, членами одного Тела, одушевленными одним Духом (Еф 2. 14-18). Самая мысль о возможном разделении в этом Теле кажется чудовищной (1 Кор 12.25): это дело «плоти» (Гал 5.20; см 1 Кор 3.3 сл), толкающей на грех.
1. Расколы, возникшие из-за харизм. - Павел встречается со злом разделений между верными, особенно в Коринфе (1 Кор 1.10; 11.18 сл; 12.25). Он пишет: «Разве разделился Христос?» Не Его ли единым именем они крещены, не Он ли единый спас их Своею смертью? (1.13). Виновники распрей в действительности не являются ни «мудрыми» (2.6), ни «духовными» (3.1). Павел осуждает раздоры, порожденные торопливым и беспорядочным устремлением к показным харизмам. Коринфяне забывают божественный источник, единый в различных дарах. Забывают о цели назидания, преследуемой Св. Духом, К-рый распределяет Свои дары как Ему угодно (12.11). На вечерях некоторые чревоугодники и себялюбцы усугубляют соблазны разделения (11.22,27-32). И все, наконец, не ценят должным образом величайшего из духовных даров (12.31), единственно необходимого (13.1 слл): братской любви, к-рая ведет прямо к единению, назидает (8.1) и исключает разделения.
2. Расколы искажают свидетельство Церкви. - Если при Р. и сохраняется единство веры (к-рому Р. все же угрожают каждый раз, когда они являются следствием еретической пропаганды или даже поводом к ней), тем не менее внутренние «разрывы» противоречат природе Церкви и ослабляют любовь. Иоанн делает важный вывод из этого второго последствия: Р. препятствуют свидетельству Церкви о Христе, потому что хр-не как Его ученики узнаются по их взаимной любви (Ин 13.35). Быть может хитон «не сшитый» и не разодранный (19. 23 сл) означает, что Христос - Первосвященник Своего Жертвоприношения и что Церковь Его - неразделима. Он принес Себя в жертву (17.19), чтобы Его верные были «все едино» и этим открывали миру общение в любви, установленное Тем, Кого послал Отец (17.21,23).
РТ
единство II, III - ересь 1 - Израиль ВЗ 2 а - рассеяние - харизмы II 1 - Церковь IV 3 -
РАСПОЗНАНИЕ, РАЗЛИЧИЕ бесы НЗ 2 - вкушать 1 - воля Божия НЗ II 1 - дух НЗ 1 - испытание НЗ III - пророк ВЗ III 1 - простой 1 - совесть
Р. людей по земле предстает с первых же глав Бытия как факт, имеющий двойное значение. Как следствие благословения Божия, согласно к-рому ч-к должен плодиться и наполнять землю (Быт 9.1; ср 1.28), такое Р. совершается в единстве; как кара за грех оно становится знамением разделения, первого раскола между людьми (11.7). Такая же двойная перспектива наблюдается затем и в истории спасения.
1. Рассеяние народа-нации. - Бог избрал Свой народ, к-рому Он дал землю. Но Израиль не был верен Богу и был рассеян (4 Цар 17.7-23); он вернулся в изгнание ( плен), как некогда в Египет (Втор 28.64-68). Несчастья, сопровождавшие изгнание, переданы LXX-тью посредством слова «диаспора» (28.25; 30.4; Ис 49.6...), и этот термин, фактически обозначающий «рассеяние», впоследствии обозначал совокупность всех Евреев, рассеянных в языческом мире после Вавилонского Плена. Это Р. имело целью очищение (Иез 22.15). Как только оно осуществится, Израиль вновь будет собран (Иез 36.24). До этого времени это Р. остается горестным фактом, удручающим благочестивые души (Пс 43). Да приидет время, когда Господь соберет всех членов Своего народа (Сир 36.12)!
Однако из этого зла Бог извлекает большее благо: Израиль в Р. проповедует истинную веру язычникам (Тов 13.3-6). От начала изгнания начинается прозелитизм (Ис 56.3); в эпоху эллинизма автор Премудрости желает, чтобы его слышали язычники, ибо таково, по его мнению, призвание Израиля (Прем 18.4). При этой новой перспективе Израиль стремится освободиться от статуса нации, дабы образовать церковь. Уже не раса, а вера обеспечивает Израилю живое единство, знамением чего являются паломничества в Иерусалим (Деян 2.5-11).
2. Рассеяние народа-Церкви. - Со Христом народ Божий выходит из рамок евр. национальности и становится по существу своему Церковью. В день Пятидесятницы Дух Св. даром языков и любви обеспечивает единение народов. Отныне поклонение Богу, объединяющее людей, совершается не здесь или там, но «в Духе и истине» (Ин 4.24). Верующие больше не боятся гонений, к-рые, рассеивая людей, отдаляют их от Иерусалима (Деян 8.1; 11.19). Они могут распространять сеет своей веры по повелению Воскресшего, чтобы собрать все народы во единой вере через единое крещение (Мф 28.19 сл).
Итак, иудейская диаспора по воле Божией заменяется другой диаспорой для обращения мира. К ней обращает Иаков свое послание (1.1). Петр обращается к «пришельцам, рассеянным» среди обращенных язычников, к-рые вместе с верными Иудеями создают новый народ Божий (1 Петр 1.1), чтобы привести к единству рассеянное ч-ство (Деян 2.1-11). Ибо у христиан единство веры постоянно торжествует над Р. Дети Божий «собраны воедино жертвой Христа» (Ин 11.52): где бы они ни находились, отныне Христос, «вознесенный от земли», привлекает их всех к Себе (Ин 12.32), даруя им Дух любви, соединяющий их в Его собственное Тело (1 Кор 12).
RM
единство - наказания - одиночество - плен - Пятидесятница II 2 в - раскол В31 - чужестранец I
Греч, слово ζήλος происходит от корня, к-рый означает: быть горячим, закипать. Оно хорошо передает евр. слово кин'ах, корень к-рого обозначает красноту, вспыхивающую на лице ч-ка, охваченного какой-либо страстью. Эта страсть, часто сходная с гневом (Втор 29.20), напоминает об огне (Соф 1.18; Ис 26.11). Она может возникнуть от различных чувств, начиная от бескорыстной любви и кончая гнусной завистью. Любовь, ненависть, Р. (Екк 9.6), негодование, смущение (Сир 40.5), яростный гнев (Сир 30.26), Р. о счастье народа (2 Цар 21.2) или о Боге (Числ 25.11) - все эти чувства могут обуревать сердце ч-ка и завершиться гневом (Притч 27.4) или привести к смерти (Быт 4.5,8; Числ 25.7 сл). Это обуревание страстями само по себе не заслуживает осуждения; все зависит от побуждения, смотря по тому, бескорыстно оно или нет. Бывают побуждения эгоистические. Следует признать, вместе с мудрецами Израиля, что зависть - как «гниль для костей» (Притч 14.30), разрушает ч-ское сердце. Она восстает между братьями (Быт,4.5-11; 37.11), между женами (30.1), между супругами (Притч 6.34; Числ 5), между народами (Быт 26.14; Ис 11.13), и даже между праведным и нечестивым (Пс 36.1; 72.3; Притч 3.31; 23.17). Зависть разделяет хр-ские общины ссорами (Рим 13.13), спорами (1 Кор 3.3; 2 Кор 12.20), горечью и сварливостью (Иак 3.14,16). Но при виде этой картины не следует заключать вместе с Екклесиастом, что всякое усилие и рвение ч-ка происходит от зависти (евр Ек 4.4). Хотя за благонамеренной Р. может скрываться настоящая духовная ограниченность (Числ 11.29), наряду с этим бывает и очень чистое пламя любви (Песн 8.6). Именно таким пламенем светится Р. Бога.
I. БОГ РЕВНИТЕЛЬ
1. Ревность единого Бога. - В большей части мифологических систем боги, созданные ч-ком, разделяют его чувства. Они ревнивы к счастью людей, озабочены защитой своих привилегий. Люди стараются их умиротворить, воздавая каждому из них ту долю поклонения, к-рую он требует. Даже Израиль отдал дань этому уступчивому синкретизму (4 Цар 23.4-14), хотя знал, что должен был всецело принадлежать Ягве (Втор 18.13).
Р. Ягве не имеет ничего общего с мелочными чувствами, свойственными людям. Бог не ревнует к какому-либо «иному богу», к-рый был бы равен Ему. Но Он хочет, чтобы ч-к, к-рого Он создал по Своему образу, поклонялся только Ему одному. Библ. авторы выражают это требование в антропоморфических образах, как Р. к «иным богам». Уже в древнейших текстах находятся такие пояснения первой из десяти заповедей: «...Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его «ревнитель»; Он Бог ревнитель» (Исх 20.5; 34.14; Втор 6.14 сл). Эта непримиримость, не имеющая аналогии в языч. религиях, отражается в древних и позднейших текстах. Она равносильна «огню поядающему» (Втор 4.24). Р. Бога возбуждается идолами (Пс 77.58; Втор 32.16, 21; 3 Цар 14.22), к-рых часто называют «идолами ревности» (Иез 8.3,5; 4 Цар 21.7). В конечном итоге Бог ревнив, ибо Он свят и не может допускать посягательства на Свою честь (Ис Нав 24.19 сл).
2. Ревность Ягве - Саваофа. - Чувство Р. лежит в основе деяний Бога во всей истории Союза-Завета: Бог с бурной Р. защищает угнетенных и карает злых. Любопытно отметить, что пророки Осия и Иеремия, к-рые представляли Союз в образе брака, не пользуются словом Р. Пламенную любовь Бога они выражают словом гнев. Начиная от самых древних текстов (Исх 20.3-6; 34.14) и до самого Плена (Втор 6.15; 29.19; Иез 5.13; 16.38,42; 23.25), Р. Божия касается исключительно отношений между Богом и Израилем, и она проявляет себя как следствие оскорбленной святости Божией (Ис Нов 24.19; Втор 4.23 сл), служению к-рой она отдает всю свою ярость (Иез 16.38,42; 23,25). Но во время Плена унижение Израиля, народа Ягве и носителя Имени Господня пред лицом языч. народов, влечет за собой унижение и Самого Имени Божия (39.25; см 36.23). В отмщение за это Р. Ягве обращается против язычников - орудия этой профанации (35.11; 36.5-6). Тем самым она совершает спасение Израиля и помогает делу искупления, совершаемому Ягве на благо Своего народа в качестве воина отмстителя (гоел см Ис 42.13; 59.17; 26.11). Когда Израиль выражает Ягве нетерпение, взывает к жалости Его и к Его отцовскому «благоутробию» во имя Его могущественной Р. (63.15), Бог обещает ему, что эта Р. положит начало мессианским временам (9.6). Тогда становится явным, что эта Р., пламенеющая в сердце Бога Святого, пребывающего среди Своего народа (Втор 6.15), выражает только непримиримость Его любви. Отныне эта Р. отождествляется с милосердием Божиим (Иоил 2.18; см Зах 1.14; 8.2) и с любовью, в к-рых Ягве и Израиль встречаются в совершенной полноте и покое (Песн 8.6).
II. РЕВНОСТЬ О БОГЕ
1. Ревнители Ягве. - Ягве по-разному вызывает у Израиля Р., по образу Своей Р. Так, напр., Он возбуждает Р. Своего народа, оказывая предпочтение другим народам (Втор 32.21). Обычно Он сообщает Свою пламенность тому или другому избраннику. Финеес «возревновал по Мне», говорит Господь, и это отвращает ярость Его (Числ 25.11). Пророк Илия, несмотря на ошибочное мнение относительно исключительности его случая, испытывает пламенную Р. о Господе (3 Цар 19.14; Сир 48.2). И псалмопевец восклицает: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс 68.10; 118.139). Маттафия - Маккавей сознательно становится преемником предшественников, ревнующих о Боге (1 Макк 2.54,58): при виде оскорбления Бога идолопоклонниками «затрепетала внутренность его» (2. 24,27).
В своем возмущении против языч. обрядов, приводящих к идолопоклонническим компромиссам (2 Макк 4.14), благочестивые (1 Макк 2.42 отсюда слово фарисеи) люди проявляют «ревность о добром» (Сир 51.24), усердно ищут (искать) его. Другие же, к-рых впоследствии назвали «ревнителями» (зилотами?), считают необходимым призывать к восстанию против языческих поработителей (Деян 5.35 слл) и к применению насилия против тех, кого они считали еретиками, как, напр., Павла (23.12 слл).
2. Христианская ревность. - Приверженцы Иисуса встретились с Р. Иудеев, хотевших их гибели (Деян 5.17; 13.45; 17.5). Такая же Р., подлинно религиозная, но не просветленная (Рим 10.2), воодушевляла Савла, когда он преследовал Церковь Божию (Флп 3.6; Гал 1.14; Деян 22.3). Хр-не не должны поддаваться соблазну подражать такой Р., но ее дух сохраняется у некоторых «ревнителей Закона» (Деян 21.20).
Тем не менее у Иисуса не было ничего от яростного ревнителя (зилота). Он отказывается оправдать восстание против Кесаря (Мф 22.15-21). Конечно, среди Его учеников находится Симон Зилот, т.е. ревнитель (Мк 3.18), но Он осуждает предложение «сынов Громовых» (3.17; Лк 9.54), принимая, однако, их готовность идти на мученичество (Мф 20.22). В момент, когда Его схватили, Иисус отказался защищаться с оружием в руках (Мф 26. 51 слл), ибо у Него нет ничего общего с «разбойником», т.е. в данном случае с «главою шайки» (26.55).
Отвергнув всякий зилотский дух, Иисус сохранил его пламенность по отношению к Царству Небесному, к-рое «силой берется» (Мф 11.12): тот, кто хочет следовать за Ним, должен пожертвовать всем, даже жизнью (16.24 сл). В изгнании торгующих из храма ученики увидели поступок Праведника, Р. к-рого простирается до готовности идти на смерть (Ин 2.17).
Христианскую Р. проявляет и Павел по отношению к Церквам, доверенным ему, как другу Жениха (2 Кор 11.2), чтобы сохранить их чистоту от всяческих ложных учений, подобно тому, как в ВЗ ревнующие о Боге обрушивались на идолопоклонство. Р. Павла по отношению к евр. народу
- отголосок Р. Ягве, К-рый вызывал Р. Своего народа, оказывая милости языч. народам (Рим 11.11,14; 10.19).
Р. может проявляться по-разному: как стремление служить Христу (Флп 3.12 сл), как помощь братьям (2 Кор 9.2). Она должна всегда проявляться в искании больших даров (1 Кор 12.31; 14.1,12,39), ибо спасение, обретенное через Христа, создает «народ ревностный к добрым делам» (Тит 2.14; см 1 Петр 3.13).
BRe & XLD
бегать - Бог ВЗ III 3 - гнев А 2, Б II 2 - Закон Б III 5, В II - Иисус (имя) IV - Илия ВЗ 2 - любовь I ВЗ 2 - насилие III 2 - огонь B3I 3, II 2 - фарисеи 1
РЕЛИГИЯ благочестие - жертва ВЗ III - культ - милостыня ВЗ 3, НЗ 1 - страх Божий IV - Храм ВЗ II 3
РЕЧЬ народ В II - соль 3 - язык 2
В Библии слово Р. обозначает или поколение, т.е. лиц, живущих в одну и ту же эпоху, современников, или же ряд чередующихся поколений, связанных во времени общностью происхождения (семейного или расового). И в том и в другом случае это слово служит для выражения некой особой солидарности между людьми. В Библии этим словом, как и употреблением родословных, подчеркивается солидарность людей как в благословении, так и в грехе от Адама до Христа и до скончания времен.
1. Расовая общность. - Каждый ч-к рождается в своем Р., что отмечается в родословных списках (евр toledoth от корня yalad - рождать; Быт 5.1; 11.10; 1 Пар 1-9). Ч-к наследует благословения и обетования Божий, дарованные его предкам. Когда речь идет об Иисусе Христе, Сыне Авраама и Сыне Адама, обетования и благословения находят в Нем свое осуществление (Мф 1.1-17 п). Чередование этих поколений составляет историю, к-рая, следовательно, есть история людей, а не пустая рамка, заполняемая разными происшествиями. «Род роду будет восхвалять дела Твои» восклицает псалмопевец (Пс 144.4), а Мать Иисуса, славя Бога, говорит: «Отныне будут ублажать меня все роды» (Л к 1.48).
2. Свободная солидарность. - Ч-к наследует как благословение, так и грех предшествующих поколений (Мф 23.35 сл). Во Втор, говорится о «роде строптивом и развращенном» (32.5), к-рый Иисус узнает в своих современниках (Мф 12.39; 17.17) и особенно в фарисеях, к-рых Он называет «порождением ехидниным» (Мф 12.34; 23.33). Их отец - диавол (Ин 8.44-47), их ожесточение вызывает негодование и гнев Божий (Евр 3.7-19; Пс 94.8-11). Но с тех пор как Христос послал Духа Св. для отпущения грехов, принадлежность к этому развращенному Р. уже не является роковой: можно «спастись от него» (Деян 2.40) и принадлежать к Р. Авраама - отца верующих (Рим 4.11 сл), быть в «роде избранном» (1 Петр 2.9; см Ис 43.20) тех, кто верует в Сына Божия и кто «рожден от Бога» (Ин 1.12 сл; 1 Ин 5.1). Следовательно, существует два Р., или два «мира», отчасти связанных между собой. И долг христиан стать «неукоризненными и чистыми чадами Божиими, непорочными среди строптивого и развращенного рода» и сиять в нем, как светила в мире, «содержа слово жизни» (Флп 2.15; см Лк 16.8).
АВ
отцы и Отец I 2, II, V 2 - плодовитость
Понятие Р., «земля Отцов», есть один из основных видов народного опыта. У народа ВЗ Р. занимала важное место в его вере и надежде. Но это было только подготовительным этапом откровения, ибо Бог в конечном итоге дает познать о существовании другой Р., предназначенной каждому ч-ку.
ВЗ
1. Опыт пребывания на родине. - История народа Божия начинается с его отрыва от своей страны: Авраам должен оставить свою Р., чтобы отправиться в другую, совершенно ему неведомую землю (Быт 12.1 сл). Но новое укоренение его племени осуществляется не сразу. Во время своего пребывания в Ханаане патриархи лишь «пришельцы и странники» (Быт 23.4; Евр 11.13). Наследие земли им обещано, но еще не дано (Быт 12.7). И Египет, где они жили нек-рое время, также был для них чужой землей (см 15.13). Только после исхода и Синайского Союза-Завета осуществилось обетование Божие: Ханаан стал их собственной землей, землей, исполненной религиозного значения. Действительно, она не только получена от Бога как дар, в ней не только находятся гробницы их Отцов (47.30; 50.5; Неем 2.3 слл), но тот факт, что в ней Бог имеет место Своего пребывания - святилище ковчега Завета, а затем Иерусалимский Храм - придает ей свящ. ценность. Благодаря всему этому, земля эта связана с верой.
2. Опыт отрыва от родины. - Но Израиль переживает также и противоположный опыт. Двойное национальное бедствие опустошает эту возлюбленную Р. Народ же в это время был переселен далеко от нее и переживал опыт отрыва от своей земли. Изгнание только усилило привязанность Иудеев к Р. (Пс 136.1-6), и они оплакивали ее бедствия (см Плач). Тогда они поняли, что глубокая причина этой катастрофы - грех народа, за к-рый Бог строго покарал (Плач 1.8,18 сл; Ис 64.4...; Неем 9.29 слл). Поэтому за все то время, пока длилось испытание, Р., униженная и далекая, занимала первое место в их молитвах (Неем 9.36 сл), их заботах (2.3), их надеждах на будущее (Тов 13.9-17; Вар 4. 30-5.9). Будучи привязанными к традициям своего прошлого, Иудеи упорно старались их восстановить и преуспели в этом до нек-рой степени. Но в то же время они открыли в пророческих прорицаниях преображенный образ Р. грядущей: новая свящ. земля и новый Иерусалим, средоточие вновь объединенной земли, принимает облик вновь обретенного рая. Оттого Р. для Иудеев и конкретная реальность, сходная с другими, и идеальное представление, к-рое, благодаря своей чистоте и величию, резко отличается от всех националистических идеологий. Это представление не включало принцип многонациональности, к-рый включала в себя в ту эпоху концепция римской империи; но тем не менее в нем было стремление к универсальности как следствие призвания Израиля: в лице Авраама должны были «благословиться все племена земные» (Быт 12.3) и Сион должен был стать матерью всех Р. (Пс 86).
НЗ
1. Иисус и Его родина. - Приобщившись полностью к ч-скому естеству, Иисус пережил также опыт Р. Его Р. не была обыкновенной страной, но той землей, к-рую Бог дал в наследие Своему народу. Он любил эту Р. всем сердцем, тем более, что Его миссия была для нее причиной новой трагедии. В самом деле, как эта страна не признавала прежде своих пророков, так она не признала в конечном итоге Того, Кто ей открыл ее подлинное призвание. В Назарете, селении Его отцов, Иисуса отвергли: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем...» (Мф 13.54-57 п; Ин 4.44). Иисус сознает, что идет в Иерусалим, национальную столицу только для того, чтобы умереть там (Лк 13. 33). Поэтому Он оплакивает этот виновный город, не узнавший времени, когда Бог посетил его (Лк19. 41; см 13.34 сл п). Итак, земное отечество Иудеев неуклонно приближается к своему разрушению, ибо не совершило того, что Бог ожидал от него. Новая катастрофа покажет, что Бог лишает его миссии, до того времени ему порученной в замысле о спасении (Мк 13.14-19; Лк 19.43 сл; 21.20-23).
2. Новая родина. - Новый народ, к-рый есть Церковь, не упраздняет укорененности людей в земном отечестве, как это пытаются доказать нек-рые современные идеологии. Любовь к Р. всегда будет для людей долгом, продолжением любви к семье. Так хр-не иудейского происхождения сохраняют, как и Иисус, привязанность к Р. Израиля. В другом плане Павел заявляет свое право на римское гражданство, принадлежавшее ему от рождения (Деян 22.27 сл). Но Р. Израиля отныне утеряла свое свящ. значение, перенесенное теперь в план более возвышенной реальности. Церковь есть «вышний Иерусалим - матерь всем нам» (Гал 4.26), подобно тому как Израильтяне были сынами земного Иерусалима: «Наше жительство (греч «гражданство» см град) - на небесах» (Флп 3.20). Т. обр. все люди могут принимать участие в опыте новой Р. Язычники некогда были «отчуждены от общества Израильского» (чужестранец) (Еф 2.12), но ныне они разделяют с Иудеями честь быть «согражданами святых» (2.19). Итак, небо есть истинная Р. Израиль, избранный среди земных Р., был только ее образом, полным значения, но временным. Мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13.14). Именно это отечество Бог некогда уготовал патриархам, к-рые за землей Ханаанской провидели это лучшее отечество и стремились к нему со всей силой веры (Евр 11.14 слл). Каждый ч-к должен поступать, как они, и за клочком земли, где он укоренился со своими близкими, провидеть новую Р., где он с ними будет жить вечно.
PG
град НЗ 2 - земля - Иерусалим ВЗ - народ А II 4 - отцы и Отец I, II 1 - плен - чужестранец
РОДИТЕЛИ воспитание 0, I 1 - дитя - мать - отцы и Отец
РОЖДАТЬ бесплодие - мать - новое рождение - отцы и Отец - плодовитость
РОПОТ неверие - пустыня ВЗ I 2
Рука (кисть руки и рука от плеча до кисти - греч. βραχίων, лат. - bracchium, слав. - мышца) представляет собою обычно орган и знак действия, выражения, связи. В символизм мышцы часто также входит оттенок могущества; в символизм руки - оттенок умения, обладания.
1. Рука и мышца Божия. - Р. Божия сотворила небо и землю (Ис 66.2). Как Р. горшечника, она придает облик (Иов 10.8; Иер 18.6; ср Быт 2.7). Так Бог проявляет силу М. Своей, и даже просто - «мышцу Свою» (Ис 53.1) в творении (Иер 32.17) и в истории (Втор 4.34; Л к 1.51). Часто Он действует «простертой рукою и мышцею сильною». Его «святая мышца» (Ис 52.10), «благодеющая рука» (Езд 7.9), « тень руки» Его (Ис 49.2), поднятая для клятвы Р. Его (Втор 32.40) вызывают представление о Его всемогущем покровительстве (ср Ин 10.29). В Р. Божией находят покой (Прем 3.1; ср Пс 30.6 = Лк 23.46), а когда Р. Божия «на» пророке, то это для того, чтобы овладеть им и как бы сообщить ему Дух видения (Иез 1.3...). Р. Божия не «коротка, чтобы избавлять» (Ис 50.2). Но она может и отяжелеть (Пс 31.4), может наносить удары (Ис 5.25; ср Евр 10.31), когда отвергается неизменная любовь, ею проявленная (ср Ис 65.2 = Рим 10.21). Как Р. Божия, Р. Христа всемогуща (Мк 6.2; ср Ин 10.28), она владеет всем (Ин 3.35), и она приходит на помощь (Мф 8.3; 9.25).
2. Рука и мышца человека. - По сравнению с М. Божией, «мышца плотская» бессильна (2 Пар 32.8; ср Ис 40.12; Притч 30.4). Однако, Р. и М. у ч-ка - орудие и символ мощного действия (Пс 17.35). Своими жестами Р. выражает движения души: радость (4 Цар 11.12), горе (Иер 2.37), благословение (Быт 48.14), клятву (Быт 14.22) и в особенности молитву и поклонение (Пс 27.2; 1 Тим 2.8; Иов 31.27); наконец, Р. взывающего к Богу должны быть чисты (Пс 23.4; Иак 4.8; ср Ис 1.15). Если Р. Божия «с» кем-либо (ср Лк 1.66), то это для охраны его, или для того, чтобы сообщать действиям ч-ка божественную силу (Деян 11.21; 5.12). Так, через возложение Р. Апостолы могут сообщать Самого Духа Божия (Деян 19.6; ср 1 Тим 4.14).
Еще и ныне Р. епископа или священника, как и Р. Христа и Апостолов, преподает жизнь, в особенности при совершении таинства.
АР
возложение рук - десница - Дух Божий ВЗ II 2 - могущество - сила I 1