У
УБЕЖИЩЕ гора - град ВЗ 2,3 - доверие - дом - Египет 1 - скала - спасение - тень II
УБИЙСТВО гнев А - грех IV 2 б - кровь ВЗ 1 - ложь III - насилие II - ненависть - отмщение 1 - Сатана I
УВЕРЕННОСТЬ вера 0 - гордость (дерзновение) - доверие 3 - освобождение III 3 а - страх (ужас) 1 - чудо III 3 а
Слово увещание (греч παάхληις) встречается лишь раз (Рим 12.8) в перечне харизм. Однако увещевание было одним из важнейших служений Апостолов, пророков и пресвитеров. Оно берет начало в религиозной жизни ВЗ и иудаизма и продолжается до наших дней.
ВЗ
Свидетели Бога никогда не удовлетворялись сухим изложением замысла Божия о спасении; речи священников (как во Втор 4-11), речи пророков (как у Ис 1.16...), речи мудрых (как в Притч 1-9) обращаются столько же к сердцу, сколько и к разуму слушателей, они их призывают, морально поддерживают, побуждают от имени Божия слушать, обращаться и искать Бога. От древних времен до эпохи Маккавеев - все тот же призыв, то же направление: нет проповеди без увещевания мужественно хранить верность Господу и Его Закону (Втор 5.32; 6.4 слл; 32.45 слл), в особенности во время гонений (2 Макк 8.16; 13.12,14) и во время свящ. войны (2 Макк 7.5).
НЗ
У преддверия НЗ Иоанн Креститель продолжает эту традицию: «Многое и другое благовествовал
он народу, поучая его» (Лк 3.18). Иисус, в свою очередь, не ограничивается провозглашением царства Божия, снизошедшего в Нем Самом, и раскрытием его тайн. Он призывает людей войти в него, настойчиво приглашая их покаяться, уверовать в Благую Весть, следовать за Ним и хранить Его Слово. Также и Апостолы «заклинают и увещевают» народ принять их учение и креститься (Деян 2.40). В хр-ских общинах пророк «назидает, увещевает, утешает» (1 Кор 14.3), как должны это делать также Тимофей и Тит (2 Тим 4.2; Тит 1.9). Это только продолжение одного из главных дел апостольского служения (Деян 11.23; 14.22; 15.32; 16.40; 1 Фес 3.2), о к-ром Павел дает ясное объяснение: «Как бы Сам Бог увещевает через нас...» (2 Кор 5.20; 1 Фес 2.13). Т. обр. Св. Писание НЗ заключает в себе многочисленные увещевания - такова главная цель послания к Евреям (Евр 13.22) и первого посл. Петра (1 Петр 5.12). И рядовые христиане должны увещевать друг друга (2 Кор 13.11; Евр 3.13; 10.25), дабы созидалась Церковь.
RD
воспитание - проповедовать - утешение - учить - харизмы
УГНЕТЕНИЕ враг II 2 - гонение - гордость 2,3 - смирение - могущество III 1 - насилие I 1,2
УМЕРЕННОСТЬ бодрствовать - вино I - добродетели и пороки - опьянение 2
УМЕРЩВЛЕНИЕ крест II - смерть III 3
Евр. термин киппер (греч ίλάσхεσθαι) в русск. переводе Библии передается иногда словами «очищение, очистить» или «умилостивление, умилостивить». В ВЗ они связаны или с приношениями жертв «за грех», при к-рых священник «очищает от греха» (Лев 4), или, в частности, с ежегодным праздником 10-го тишри, обычно называемым «днем (или «великим днем») очищения», ритуал к-рого в подробностях описан в кн. Лев. 16.
В НЗ сами эти выражения применяются редко (Рим 3.25; Евр 2.17; 1 Ин 2.2; 4.10), но заключающаяся в них идея встречается часто. Она проходит через все посл., к Евр., где искупительное дело Христа приравнивается к служению первосвященника в «день очищения». В той или иной степени она проявляется каждый раз, когда о Христе говорится, что Он «умер за грехи наши» (напр. 1 Кор 15.3) или «излил кровь Свою во оставление грехов» (напр. Мф 26.28).
1. Умилостивление и грех. - У древних «очистить» или «умилостивить» значило сделать предмет, место или лицо «приятными богам, если они прежде были почему-либо неприятны». Т. обр. «очищение» или «умилостивление» предполагает существование какого-либо греха, к-рый необходимо изгладить.
Поскольку этот грех не является простым материальным осквернением, очиститься от к-рого ч-к может собственными силами, а отождествляется с восстанием против Бога, очищение заглаживает грех тем, что снова соединяет ч-ка с Богом, «посвящая» его Богу, согласно смыслу обряда окропления кровию. Поскольку же грех вызывает гнев Бога, У. отвращает этот гнев и склоняет Бога «к милости». Эта последняя функция, согласно Библии, принадлежит обычно молению, жертва же О. имеет скорее целью «сделать ч-ка угодным Богу».
2. Умилостивление и ходатайство. - В немногочисленных текстах, где понятия «умилостивления» и «гнева» связываются функционально, речь идет по сути дела о молении: так обстоит дело, напр., при У. Моисеем (Исх 32.30; ср 32.11 слл) или Аароном (Числ 17.11 слл) по истолкованию Прем. 18. 21-25; такой смысл имеет согласно Таргуму и действие Финееса (Пс 105.30); еще яснее это выражено, когда говорится об «Отроке Ягве», значение к-рого как ходатая упоминается четыре раза (Таргум на Ис 53.4,7,11 сл).
В посл., к Евр. Христос, входящий «в самое небо» для подлинного исполнения Своего священства, определяемого как «ходатайство» (Евр 7,25; 9.24), может быть уподоблен первосвященнику, проникающему за завесу для выполнения важнейшего в жертвоприношениях обряда - кропления кровью крышки ковчега. Т. обр. сама смерть Христа представлена как великое «моление» (Евр 5.7).
Такое толкование подчеркивало, во всяком случае, что У. не может быть подлинным и ценным без соответствующего внутреннего расположения у того, кто его приносит. Оно прежде всего - духовный акт; внешний знак его выражает, но не заменяет. Оно исключает также всякое притязание ч-ка принудить Бога быть к нему милостивым. Кн. Премудрости говорит о ходатайстве Аароновом, дабы подчеркнуть, что моление заключалось в напоминании Богу о Его обетованиях (18.22). Следовательно, такая молитва является по существу проявлением веры в верность Божию. В этом смысле У. направлено не к тому, чтобы изменить расположения Божии - как это может показаться в глазах ч-ских - а к тому, чтобы расположить ч-ка к принятию дара Божия.
3. Умилостивление и прощение. - Поэтому в религиозном сознании Иудеев «день очищения» был в еще большей степени «днем прощений». И когда Иоанн, указывая на небесное ходатайство Христа перед Отцом (1 Ин 2.2) или же на дело, совершенное Им на земле Своей смертью и воскресением (4.10), дважды говорит, что Христос является - или сделан Отцом - «ίλάσμόν за грехи наши», это выражение имеет вероятно тот же самый смысл, как и в греч. переводе ВЗ (напр. Пс 129.4; ему соответствует в богослужении латинское слово propitiatio): Христом и во Христе Отец осуществляет замысел Своей вечной любви (1 Ин 4.8), являя Себя «милостивым», т.е. «прощая» людей прощением действенным, поистине уничтожающим грех, «очищающим» ч-ка, сообщающим ему жизнь Самого Бога (4.9).
SL
Агнец Божий I - возложение рук ВЗ - грех III 3 - жертва - Искупление - кровь - мученик 1 - наказания 3 - покаяние ВЗ I 2, НИ - пост 2 - прощение 112 - священство ВЗ II 1 - страдание ВЗ III - чаша 3 - чистый ВЗ I 2
УМОЛЯТЬ колено 2 - молитва II 3, V 2 а в
УНИВЕРСАЛИЗМ Авраам II 4 - ближний - брат - замысел Божий - народы - Пятидесятница II - хвала II 3
УНИЧИЖЕНИЕ смирение - стыд I 1
УПРАВЛЯТЬ власть - служение II - царь
УРОЖАЙ жатва - милостыня ВЗ 2 - плод - сбор винограда - сеять
У. - «алая лента» на лице Возлюбленной (Песн 4.3) источают сладостный мед слов (4.11), они сами возникающее слово (Иов 16.5). В отличие от языка - действенного органа речи - уста должны отверзтись, дабы выразить то, что в глубине сердца.
1. Уста и сердце. - У. служат сердцу, как злому, так и доброму (Притч 10.32; 15.7; 24.2). Они открывают его свойства: благодать совершенного царя (Пс 44.3) или лживую прелесть чужой жены (Притч 5.3; 7.21). У грешника они служат его двуличию и сопровождающим его лживости, лукавству и Клевете (Притч 4.24; 12.22; Пс 119.2; Сир 51.2), они могут даже скрывать затаенную злобу под личиной приветливости: «Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное» (Притч 26.23). Это двуличие проявляется даже при обращениях к Богу: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут меня языком своим; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф 15.8 = Ис 29.13).
В противоположность этому двуличию идеал начертан Тем, Чьи У. всегда праведны и нелживы (Пс 16.1; Притч 10.18-21; 23.15 сл). Но чтобы уберечь У. от всякого лукавого слова (Пс 33.14 = 1 Петр 3.10), надо чтобы Сам Господь научил их (Притч 22.17 сл), надо чтобы они с послушанием и верностью (Пс Т6.4; Иов 23.12) воспринимали слово из уст Божиих: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс 140.3; см Сир 22.27 сл).
2. Господи, отверзи уста мои! - Псалмопевец знает, что для обретения благодати прямодушной речи, обращенной к ближним, нужно воззвать к Богу. Но перед лицом Божиим ч-к не может не признаться в своей глубокой испорченности: «Горе мне! Погиб я! ибо я ч-к с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6.5).
Ч-к знает, что он должен славить Бога и взывать к Нему (см Пс 62.4,6), возносить Ему истинную хвалу (Ос 14.3), но он знает также и свою закоренелость в грехе. Он не ждет просто, чтобы Господь удостоил его открыть уста для ответа (Иов 11.5), его уст должен коснуться огонь, чтобы его грех был очищен (Ис 6.6). Когда придет День Господень, Бог поистине «даст народам У. чистые» (Соф 3.9), как и новое сердце (Иез 36.26). Ныне это упование осуществлено в Иисусе Христе: «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Имя Его» (Евр 13.15). Следовательно, каждый может возносить такую молитву: «Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс 50.17) с полной уверенностью, что она будет услышана.
CL & XLD
исповедовать НЗ 2 - ложь - сердце I 1,2 - слово человеческое - язык
УСТОЙЧИВОСТЬ верность - гора I 1 - истина - пребывать
УСЫНОВЛЕНИЕ бесплодие - дитя III - отцы и Отец III 3,4; V 2; VI - плодовитость II 3 - Сын Божий I, НЗ II
УТАИВАТЬ видеть - Откровение - тайна
УТВЕРДИТЬ аминь - помазание III 6 - сила
Ч-к, переживая печали, болезни, потерю близких, гонение, нуждается в утешении. В такое время многие отшатываются от него, как от прокаженного. Только родные и друзья, сострадая ему, приходят облегчить эти страдания и разделить с ним его горе (Быт 37.35; 2 Цар 10.2 сл; Ин 11.19,31). Своими словами, своими ритуальными жестами они стараются принести утешение (Иов 2.11 слл; Иер 16.5 слл). Но слишком часто бывает, что эти слова утешения больше удручают, чем поддерживают (Иов 16.2; 21.34; Ис 22.4), они не могут вернуть оплакиваемых ушедших (Быт 37.35; Мф 2.18). Ч-к остается один со своим горем (Иов 6.15,21; 19.13-19; Ис 53.3); кажется, что и Сам Господь оставил его (Иов; Пс 21.2 сл; Мф 27.46).
1. Ожидание Бога-Утешителя. - Иерусалим испытал на опыте своей истории такую полную оставленность. Претерпевая разрушение и изгнание своего населения, он не имеет никакого утешения со стороны своих недавних союзников (Плач 1.19). Ему даже кажется, что Бог его безнадежно забыл (Ис 49.14; 54.6 слл) навсегда. Но на самом деле Бог его оставил лишь на малое время (Ис 54.7), чтобы дать ему понять, что Он его единственный, подлинный Утешитель. Вот Он возвращается к Иерусалиму: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис 40.1; 49.13 ...). Так отвечает Ягве на жалобы покинутого Иерусалима. После кары изгнанием Он вступится за него, чтобы исполнились обещания Его пророков (Иер 31.13-17; см Сир 48. 24). Это спасительное вмешательство - действие любви, к-рая выражается в различных формах. Бог утешает Свой народ с любовью Пастыря (Ис 40.11; Пс 22.4), с любовью Отца, с пламенностью жениха или супруга (Ис 54), с материнской нежностью (Ис 49.14 сл; 66.11 слл).
Так и Израиль выражает свое упование на эсхатологическое спасение ожиданием конечного утешения (Зах 1.13). Таинственный посланец, Раб-Отрок Божий явится осуществить это дело (Ис 61.2) и евр. предание, подтвержденное самим Евангелием, назвало Мессию «Менахен» - «Утешением Израиля» (Лк 2.25 сл). В ожидании этих дней Мессии верующие знают, что Бог не оставил их в одиночестве: чтобы утешить их на земном пути, Он дает им Свое обещание (Пс 118.50), Свою любовь (118, 76), Закон и пророков (2 Макк 15.9) и св. Писание (1 Макк 12.9; Рим 15.4). Так, имея поддержку в своих испытаниях, они живут в надежде.
2. Христос - Утешитель обездоленных. - И вот, в образе Христа, Сам Господь-Утешитель нисходит к людям, Христос появляется как ожидаемый Раб-Отрок: «Дух Божий на Мне...» (Лк 4.18-21). Он приносит обездоленным и нищим весть утешения, благую весть о блаженстве в Царстве Небесном (Мф 5.5). Он приходит к удрученным грехами и болезнями, признаком греховности, чтобы вернуть им мужество (Мф 9.2,22). Он дарует отдых труждающимся и обремененным (Мф 11.28 слл).
Это утешение не кончается после ухода Христа к Своему Отцу Небесному. Верующих в Него Христос не оставляет осиротевшими. Дух Пятидесятницы, к-рый Он им даровал, непрестанно наполняет их сердце мужеством, позволяющим преодолевать препятствия и противостоять гонениям (Деян 9.31). Пастыри, к-рым Он доверил Свою Церковь, приносят ей тоже слово утешения (15.31), а чудеса Господни, совершенные ради своих, являются знамениями Бога утешающего и исполняют радостью сердца верующих (20.12).
Ап. Павел кладет основание богословию утешения. При таком страшном испытании, как смерть, он находит утешение, исходящее из самой скорби, соединенной со страданиями Христа (2 Кор 1.8 слл). Это утешение в свою очередь осеняет всех верующих (1.3-7), ибо оно берет начало в едином источнике, в радости о Воскресшем. Поистине Христос - источник всякого утешения (Флп 2.1), в особенности для тех, кто отделен смертью от дорогих ему близких (1 Фес 4.18). В Церкви роль Утешителя остается существенной, дабы свидетельствовать, что Господь навсегда утешает нищих и обездоленных (1 Кор 14.3; Рим 155.; 2 Кор 7.6; см Сир 48.24).
СА
УТЕШЕНИЕ блаженство - надежда ВЗ II 2 - Параклет 0 - печаль ВЗ 4; НЗ 2,3 - радость - смех 2 - страдание - увещевать
УЧЕНИЕ Евангелие - истина НЗ 2 - мудрость - предание - проповедовать - Слово Божие - учить
У. это тот, кто по собственной воле выбирает себе учителя и разделяет его взгляды. Это слово, почти отсутствующее в ВЗ, часто употребляется в позднем иудаизме (евр «талмид»), завершая одну из библ. традиций. Оно также находится в НЗ (греч «μαθητής»), но с тем особым значением, к-рое ему дает Иисус.
ВЗ
1. Ученики пророков и мудрецов Израиля. - Время от времени указывается, напр., что некий Елисей присоединился к Илии (3 Цар 19.19 слл) или же, что несколько преданных У. окружают Исаию, запечатлевая в сердцах его свидетельство и откровение (Ис 8.16). Чаще говорится об У. Мудрых, к-рые называют их своими «сыновьями» (Притч 1.8,10; 2.1; 3.1) и к-рым они преподают традиционные поучения. Но ни пророки, ни Мудр, никогда бы не осмелились заменить своим учением Слово Божие. Именно на нем одном, а не на предании от учителя к У., основан Завет-Союз.
2. Ученики Божии. - Слово Божие - источник всей премудрости; поэтому идеал заключается не •в приверженности к какому-либо земному учителю, но в том, чтобы стать У. Самого Бога. Так, сама олицетворенная Премудрость Божия призывает людей слушать ее и учиться у нее (Притч 1.20; 8.4 слл,32 сл). Наконец, эсхатологические предсказания возвещают, что в конце времен Сам Бог станет Учителем сердец, им больше не будут нужны земные учители (Иер 31.31-34), но все станут «учениками Ягве» (Ис 54.13). И Сам Отрок Ягве, призванный, однако, возвещать суды Божий (Ис 42. 1,4), каждое утро преклоняет ухо к поучениям и обретает язык мудрых (Ис 50.4). Верный этому пророчеству, псалмопевец неустанно взывает: «Господи, научи меня!» (Пс 118.12,26 сл,33 сл; 24.4-9...).
3. Учители и ученики в иудействе. - По возвращении из плена, когда главным предметом учения стал Закон, учители, к-рым было поручено это основное назначение, назывались «законниками». Но к авторитету Слова Божия, к-рое они толковали, постепенно прибавлялся их личный авторитет (Мф 23.2, 16-22), в особенности когда они передавали предание, к-рое сами получили от своих учителей. Послебиблейский иудаизм утверждается на основе этого талмуда («учения»). В эпоху НЗ Павел напоминает, что он сам был учеником Гамалиила (Деян 22.3).
НЗ
1. Ученики Христа. - Кроме нескольких упоминаний об У. Моисея (Ин 9.28), Иоанна Крестителя (напр. Мк 2.18; Ин 1.35; Деян 19.1 слл) или Фарисеев (напр. Мф 22.16), имя «ученика» НЗ сохраняет только за теми, кто признал Иисуса своим Учителем. Так, в Евангелии сначала указаны Двенадцать (Мф 10.1; 12.1) и, кроме этого ближайшего окружения, к-рое следовало за Иисусом (Мф 8.21), еще 72 ученика, получивших от Христа миссию предшествовать Ему во всякий город и место, куда Он Сам хотел идти (Лк 10.1). Вероятно Его У. были многочисленны (Лк 6.17; 19.37; Ин 6.60), но многие из них отпали (Ин 6.66). Никто не мог претендовать стать учителем: если он и должен «приобретать учеников» (Мф 28.19; Деян 14.21 сл), то не для себя лично, но только для Христа. Так, постепенно, начиная от 6-ой главы Деян., наименование просто - «ученик» относится к каждому верующему, независимо от того, знал ли он или не знал Иисуса во время Его земной жизни (Деян 6.1 сл; 9.10-26). Т. обр., с этой точки зрения, верующие хр-не приравниваются к самим Двенадцати (Ин 2.11; 8.31; 20.29).
2. Характерные черты. - Иисус предъявлял к Своим У. особые требования, хотя на первый взгляд они могут показаться такими же, как у евр. учителей того времени.
а) Призвание. - Чтобы стать У. Иисуса, главное - не умственные или даже нравственные качества, а призыв, исходящий от Иисуса (Мк 1.17-20; Ин 1. 38-50) и, следовательно, от Отца, К-рый дал Иисусу Его У. (Ин 6.39; 10.29; 17.6,12).
б) Личная приверженность ко Христу. - Чтобы стать У. Христа, не требуется быть ч-ком выдающимся; отношения, соединяющие У. с Учителем, не исключительно и даже не преимущественно интеллектуального порядка. Иисус говорит ему: «Следуй за Мной!» В Евангелии глагол следовать всегда выражает привязанность к личности Иисуса (напр. Мф 8.19). Следовать за Иисусом - значит совершенно порвать с прошлым, и тем окончательнее, чем этот У. ближе к Иисусу. Следовать за Иисусом - это жить, подражая Ему, слушать Его слово и согласовать свою жизнь с жизнью Спасителя (Мк 8.34 сл; 10.21,42-45; Ин 12.26). В отличие от У. евр. законников, к-рые, изучив Закон, могли покинуть учителя и поучать в свою очередь, У. Иисуса связаны не с учением, а с Его личностью; они не могут оставить Того, Кто для них больше, чем отец и мать (Мф 10.37; Лк 14.25 сл).
в) Удел и достоинство ученика. - Итак, У. Иисуса призван разделить саму участь Учителя: нести свой крест (Мк 8.34), испить Его чашу (Мк 10.38 сл) и наконец обрести от Него Царство (Мф 19.28; Лк 22.28 сл; Ин 14.3). Т. обр. отныне тот, кто напоит только чашею холодной воды во имя ученика... не потеряет награды своей (Мф 10.42 п) и, с другой стороны, как страшна участь того, кто соблазнит «одного из малых сих» (Мк 9.42 п)!
3. Ученики Иисуса - ученики Божии. - Если У. Иисуса так отличаются от У. евр. книжников, то это потому, что через Своего Сына Сам Бог обращается к людям. Учители передавали только предание ч-ское, к-рое иногда «отменяло Заповедь Божию» (Мк 7.1 слл). Иисус - воплощенная Премудрость Божия - обещает Своим ученикам покой их душам (Мф 11.29). Когда Христос говорит, то исполняется пророчество ВЗ: люди слышат Самого Бога и могут т. обр. стать «учениками Божиими» (Ин 6.45).
AF
Апостолы - верность НЗ 2 - воспитание - гонение - дитя II - друг 2 - Иоанн Креститель - пастырь и стадо НЗ 1 - предание ВЗ II 2 - призвание III - пример - следовать - Слово Божие ВЗ III, НЗ I 2, II 2, III 2 - слушать 1 - учить - Церковь III 2
В обоих Заветах вера основывается на божественном откр., носителями к-рого являются пророки в общем смысле этого слова. Но это откр. должно быть познано (знать) людьми со всеми подробностями и практическими выводами. Поэтому в жизни народа Божия имеет такое значение дело просвещения, к-рое передает в форме обучения познание божественного. Это просвещение состоит прежде всего в проповеди, возвещающей о божественном спасении, совершающемся в ходе истории (хήρυγμα); затем оно дает более глубокое его понимание и показывает, как жизнь в созданном Богом Союзе-Завете осуществляется в условиях жизни Его народа.
ВЗ
В ВЗ эта функция исполняется по-разному, в зависимости от назначения тех, кто его совершает. Но через их всех научает Свой народ Сам Бог.
I. РАЗНЫЕ ВИДЫ УЧЕНИЯ
1. Отец семейства, ответственный за воспитание своих детей, должен на этом основании передавать им религиозное наследие национального прошлого. Дело идет не о каком-либо углубленном преподавании, но о простом наставлении, заключающем в себе самые главные понятия о вере. Эти нравственные наставления имеют основу в Заповедях 3акона Божия: «Вот Заповеди, постановления и Законы, к-рым повелел Господь, Бог ваш, научить вас... И внушай их детям твоим ...» (Втор 6.7; 11.19). Это также наставления литургические и исторические, к-рые даются в связи с праздниками Израиля, чтобы объяснять их смысл и напоминать о великих событиях, лежащих в основе этих праздников: пасхальная жертва (Исх 12.26), обряд опресноков (13.8) и т.д. Вопросы, задаваемые детьми об обычаях и обрядах, предоставляют отцу случай учить их вере Израиля (Втор 6.20-25). Он же учит их и древним песням, связанным с преданием (Втор 31.19,22; 2 Цар 1.18 сл). Т. обр. религиозное наставление начинается уже в семейном кругу.
2. Священники несут еще большую ответственность в этой области. Имея своей обязанностью исполнение культа и толкование Закона, они естественно должны были выполнять учительные функции. На горе Синае Моисей получил Закон, чтобы учить ему народ; т. обр. он стал первым учителем во Израиле (Исх 24.3,12). Левиты должны были поучать этим Заповедям и толковать их, чтобы они проводились в жизнь (Втор 17.10 сл; 33.10; см 4 Цар 15.3). Эту обязанность добросовестно исполнял и Самуил (1 Цар 12.23). Однако многие священники относились к ней небрежно и этим навлекали на себя укоры пророков (Ос 4.6; 5.1; Иер 5.31; Мал 2.7). Конкретную обстановку этих поучений не трудно себе представить: они давались во время праздников, справляемых в святилищах, как напр., возобновление Союза в Сихеме (Втор 27.9 сл; Ис Нов 24. 1-24); обнародование Закона Ездрой (Неем 8) можно считать вариантом этого праздника. Преподаваемые наставления относились к Закону, к-рый надлежало перечитывать и объяснять (Втор 31. 9-13), и к истории замысла Божия (см Ис Нов 24). В поучение естественно входит и увещание, дабы народ жил в вере и соблюдал Закон в жизни. Отголосок этой священнической проповеди находится в главах 4-11 Второзакония, где бросается в глаза богатство словаря, относящегося к поучению: «Слушай Израиль... (Втор 4.1; 5.1); Итак, знай... (4.39); Ибо спроси... (4.32); Берегись, чтобы ты не забыл...» (4.9; 8.11 сл). Поистине необходимо было проповедовать слово Божие, чтобы Израиль всегда помнил о нем (Втор 11.8-21).
3. У пророков - иная миссия. - Провозглашаемое ими слово Божие они не заимствуют из предания, а получают непосредственно от Бога. Провозглашая его они угрожают, увещают, обещают, утешают... Все это не является вероучением в узком смысле. Тем не менее пророки всегда опираются на вероучительные истины, к-рые предполагаются уже знакомыми (ср Ос 4.1 сл и Десять Зап.) и из к-рых они черпают свои основные темы. У самих пророков есть ученики (Ис 8.16; Иер 36.4), распространяющие их прорицания. И их возвещения присоединяются к традиционному обучению, обогащая его. Т. обр. и сами пророческие поучения принимают традиционную форму. Цепь преемственности идет от пророка к пророку, что специально подчеркивает Иеремия (Иер 28.8). Явным доказательством этому служит факт, что пророк для выражения приносимой им вести нередко пользуется выражениями, взятыми у предшественников (как делает Иезекииль по отношению к Иеремии), или когда книжники Второзакония включают в свое богословское учение пророческую интерпретацию истории.
4. Мудрецы являются учителями по преимуществу (Екк12.9). По отношению к своим ученикам они выполняют такое же дело воспитания, как и каждый отец по отношению к своим сыновьям (Сир 30.3; см Притч 3.21; 4.1-17,20...); горе ученикам, ослушавшийся их (5.12 сл)! Хотя само по себе учение мудрых кажется основанным на опыте поколений в большей степени, чем на Слове Божием, оно, тем не менее, осваивая содержание Закона и пророческих книг, способствует их общедоступности. Так, питаясь традиционным учением, учитель стремится передать своим «сыновьям» истинную премудрость (Иов 33.33), познание Ягве и «трах перед Ним (Притч 2.5; Пс 33.12), словом все религиозное знание, к-рое есть условие счастливой жизни.
Научая беззаконных путям Господним, он приводит нечестивых к обращению (Пс 50.15). Так учительная деятельность, развивавшаяся в кругах книжников, присоединяется к таковой же деятельности и священников И пророков. В «Доме учения» (Сир 51.31) учители дают всем хорошее образование (Сир 51.33 сл) и этим помогают найти Бога.
II. ЯГВЕ - ВЕРХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ
1. За всеми этими учителями ч-скими надлежит различить Того, на Кого опирается весь их авторитет - единого истинного Учителя - Ягве. Он есть вдохновитель Моисея и пророков; Его Слово есть источник предания, к-рое передается и родителями, и священниками, и мудрецами. Именно через них Он учит людей знанию и мудрости, указывая им пути Свои и Закон Свой (Пс 24.9; 93.10 слл). Его олицетворенная Премудрость обращается к людям, чтобы их наставлять (Притч 8.1-11,32-36), как это делал пророк или учитель. Через нее люди получают все доброе (Прем 7.11 слл). Т. обр. каждый набожный Еврей сознавал, что он от юности был наставляем Господом (Пс 70.17). И он непрестанно молился Ему, прося указывать Свои пути, научить Своим Заповедям, открыть Свою волю (Пс 24.4; 142.10; 118.7,12 и пассим). Эта открытость сердца божественному учению далеко превосходит теоретическое знание Закона и Св. Писания, она свидетельствует о полном приятии, позволяющем постигать всю глубину Божия благовестил и проводить его в жизнь.
2. Известно, однако, что поведение Израиля по отношению к Богу не всегда отличалось таким послушанием сердца. Члены Народа Божия часто отвращались от Него, не принимая Его уроков, хотя Он учил их неустанно (Иер 32.33). Этим объясняются наказания Божий, к-рым Бог подвергал Своих неверных учеников для их вразумления. Дабы предотвратить ожесточение сердец, Бог через пророков обещает, что в конце времен Он откроется людям как Учитель в абсолютном смысле (Ис 30. 20 сл). Он будет влиять на их сокровенную глубину, так что люди познают Закон, не учась ему друг от друга (Иер 31.33 сл). Тогда, непосредственно наставленные Господом, они обретут великий мир (Ис 54.13). И все усилия посланцев Божиих в деле научения обретут силой высшей благодати полную действенность. Так будут услышаны моления псалмопевцев.
НЗ
Учителем в абсолютном смысле слова является только Христос, но Он доверил Свое Слово Апостолам, чтобы они продолжали Его учительную миссию.
I. ХРИСТОС - УЧИТЕЛЬ
На всем протяжении общественной жизни Иисуса учительство является одним из основных аспектов Его деятельности: Он учил в синагогах (Мф 4.23 п; Ин 6.59), в храме (Мф 21.23 п), по случаю праздников (Ин 7.14), а порой и ежедневно (Мф 26.55). По форме Его учение не отличалось от формы, принятой израильскими учителями, в среде к-рых Он бывал в юности (Лк 2.46), к-рые иногда приходили к Нему (Ин 3.1 сл,10) или публично задавали Ему вопросы (Мф 22.16 сл,36 п). Поэтому Его, как и их, называют «Равви», т.е. Учитель, и Он принимает это имя (Ин 13.13), хотя и упрекает книжников Своего времени в пристрастии к этому почетному званию, тогда как у людей только один Учитель - Бог (Мф 23.7 сл).
2. Однако, если Христос представляется народу как Учитель среди других учителей, Он во многих отношениях отличается от них. Иногда Он говорит и поступает как пророк. Порою же Он показывает Себя как признанный толкователь Закона, к-рый Он приводит к совершенству (Мф 5.17). В этой области Он учит с исключительным авторитетом (власть) (Мф 13.54 п), в отличие от книжников, всегда готовых прятаться за авторитет древних (Мф 7.29 и п). Кроме того, Его учение отличается поражающей слушателей новизной (Мк 1.27; 11.18), и когда Он возвещает Царство, и когда дает правила жизни, порывая со школярством, типичным для предания, к-рое Он отбрасывает (см Мф 15. 1-9 п), Он хочет преподать истинное Слово Божие и привести людей к его приятию.
3. Тайна этой совершенно новой установки в том, что, в отличие от учений официально уполномоченных учителей, учение Христа не от Него, а от Пославшего Его (Ин 7.16 сл). Он говорит только то, чему Его научил Отец (8.28). Принять Его учение - значит быть послушным Самому Богу. Однако для достижения этого нужно иметь особое расположение сердца, склоняющее к совершению воли Божией (7.17). Больше того, нужно обладать той особой внутренней благодатью, к-рая по обещанию пророков делает ч-ка послушным учению Божию (6.44 сл). Здесь мы прикасаемся к тайне борения ч-ской свободы с благодатью: слову Христа Учителя противостоит намеренная слепота тех, кто утверждает, что хорошо видит (см 9.39 слл).
III. АПОСТОЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ
1. Во время Своей общественной жизни Иисус поручает Своим ученикам временные миссии, к-рые состояли не столько в детальном обучении, сколько в возвещении Благой Вести (Евангелие Мф 10.7 п). Только после Его воскресения Апостолы получили от Него определенное повеление, сделавшее их одновременно «проповедниками, апостолами и учителями» (см 2 Тим 1.11): «Итак, идите, научите все народы... уча их соблюдать, что Я повелел вам» (Мф 28.19 сл). Для выполнения этой задачи с безграничными перспективами Он обещал им, что им будет послан Дух Св., К-рый их научит всему (Ин 14.26). Ученики Духа Св., чтобы стать совершенными учениками Христовыми, должны передать людям учение, к-рое исходит не от них, но от Бога. Именно поэтому они могут говорить с таким авторитетом: Сам Господь пребывает с ними до скончания века (Мф 28.20; Ин 14.18 сл).
2. После Пятидесятницы Апостолы стали выполнять эту миссию учительства не от своего имени, но от имени Иисуса (Деян 4.18; 5.28), передавая Его деяния и слова и всегда ограждаясь Его авторитетом. Как и Иисус, они учат в храме (5.21), в синагоге (13.14), в частных домах (5.42). Главное содержание этого учения прежде всего - ожидание спасения. Иисус, Мессия и Сын Божий, осуществляет ожидание Израиля. Его смерть и воскресение исполняют Св. Писание; надо обратиться и уверовать в Него, чтобы исполниться Духом Св. и избежать осуждения Божия (см проповедь Петра в Деян). Простое поучение, обращающее людей к вере (см 2.22-40), дополняется после крещения более глубоким учением, к к-рому первые хр-не проявляют такое усердие (2.42). Некоторые слушатели со стороны удивляются новизне этого учения (см 17.19 сл), евр. власти тревожатся вследствие его успеха и пытаются запретить преподавать его людям, не получившим нормального образования книжников (4.13; см 5.28). Но напрасно: после того как это учение распространилось в Иудее, оно было обращено к широким массам всего греческого мира. Оно отождествляется со Словом (18.11), со Свидетельством, с Евангелием. Оно находит доступ к сердцам, потому что с ним сила Духа Св. (2.17 слл), чье помазание остается на хр-нах и научает их всему (1 Ин 2.27).
3. И тот же Дух Св. Своими харизмами (см 1 Кор 12.8,29) вызывает в Церкви, наряду с Апостолами, других наставников, помогающих им в деле евангелизации: «дидаскалов», катехизаторов, обязанность к-рых закреплять и развивать содержание Евангелия в молодых общинах (Деян 13.1; Еф4.11). В то же время учение систематизировалось, создавалось правило веры (Рим 6.17). В эпоху пастырских посланий оно приняло уже традиционную форму (1 Тим 4.13,16; 5.17; 6.1 слл). Когда вере начинают угрожать ложные или соблазнительные учения (Рим 16.17; Еф 4.14; 1 Тим 1.3; 6.3; Откр 2.14 сл,24), распространяемые лжеучителями (2 Тим 4.3; 2 Петр 2.1), одной из главных забот пастырей становится сохранение и распространение подлинного учения.
АВ & PG
воспитание - Закон - знать - молоко 3 - мудрость - новый III 1 - Откровение - Параклет 2 - предание - притча - проповедовать - Слово Божие - тайна НЗ II 1 - увещевать - ученик - харизмы II 2
УХОД, ОТБЫТИЕ Вознесение II 4 - Исход - посланничество ВЗ I, НЗ II - призвание I -прощание - путь