Ж
ЖАЛОБА вдовы 1 - молитва I 2, II 2 - покаяние/обращение ВЗ I 2 - страдание ВЗ I 1
ЖАЛОСТЬ благоутробие - болезнь / исцеление НЗ I 1 - милосердие - прощение - чудо II 2 б
Ж., как и сбор винограда, знаменует в глазах земледельца плод его труда и залог его обеспеченности на весь год. Такая оценка природой труда ч-ка может также символизировать Суд Божий.
I. РАДОСТЬ ЖНЕЦОВ
Уборка ячменя (в апреле) и пшеницы (в мае) дают повод к народным увеселениям: над холмами раздаются песни жнецов, и с ними забывается тяжесть полевых работ под палящим солнцем (Руф 2; Ис 9.3; Иер 31.12; Пс 126.6). Но в этой радости всегда помнят о Ягве: Ж. - знамение и плод Божия благословения. Богу, К-рый дает рост (1 Кор 3.6 сл), подобает благодарение (Пс 66.7; 84.13); оно выражается литургическим праздником Ж. - Пятидесятницей, на к-ром приносятся начатки Ж. (Исх 23.16; 34.22), особенно первый сноп (Лев 23.10).
Жнец должен также щедро разделять свою радость с другими. Закон предписывает «не заграждать рта волу, когда он молотит» (Втор 25.4; 1 Кор 9.9) и особенно «не дожинать до края поля своего, и оставшегося от жатвы своей не подбирать» (Лев 19.9; Втор 24.19), чтобы сохранить долю бедного и чужестранца. Эта щедрость способствовала встрече и браку Вооза и чужеземки Руфи, потомками к-рой считают Давида и Мессию (Руф 2.15 слл; Мф1.5).
Однако эта законная братская радость не должна приковывать взор крестьянина только к земле. Вероятно это именно и хотел внушить Закон о субботнем годе, предписывающий давать отдых земле каждый седьмой год (Лев 25.4 сл) и предлагающий земледельцу временно возвращаться к пастушеской жизни, полагаясь все полнее на единого Бога. Иисус определенно указывает, что надлежит всецело предаться на попечение небесного Отца, подобно воронам, «которые не сеют, не жнут» (Лк 12.24 п). Итак, земледелец не должен полагаться на свои житницы, полные хлеба; он должен копить не для себя, а для Бога, К-рый однажды придет, как жнец, за его душой (Лк 12. 16-21; см Иер 17.11).
II. ЖАТВА И СЕВ
1. Ж. - плод сева. Между ними есть соответствия в разных планах. Пожинают, что посеяли (Гал 6.7); без пахоты нет жатвы (Притч 20.4); «сеющий неправду, пожнет беду (Притч 22.8); «сейте себе в правду - и пожнете милость» (Осия 10.12 сл). Все это обозначает, что «Бог воздает каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер 17.10). Бесполезно протестовать, говоря, как лукавый раб: «Бог берет, чего не клал, и жнет, чего не сеял» (Лк 19.21), ибо, сотворив и искупив людей, Бог посеял Свое Слово во всех сердцах (Иак 1.21; Мк 4.20).
2. Будучи тесно связанной с севом, Ж. часто осуществляется в другой атмосфере. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс 125.5). Она отличается от сева и количественно; конечно, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор 9.6), но подобно тому, как Бог преизобилует всегда в делах Своих, урожай может превысить посев и дойти до сторицы, как это было у Исаака (Быт 26.12), или на доброй земле, принимающей Слово Божие (Мф 13.8,23 п).
3. Итак, Ж. того, что посеяно, является идеалом сеятеля (Ис 37.30); Бог так распределил времена сева и Ж. (Быт 8.22; Иер 5.24), что ч-к должен терпеливо ждать, пока зерно созреет (Мк 4.26-29), с полной надеждой, несмотря на изречение: «один сеет, другой жнет» (Ин 4.37).
III. ЖАТВА - СУД БОЖИЙ
Собирая в житницу дела людей, Бог Судит их, воздавая им по правде Своей. Этот суд, к-рый совершится в конце времен, предваряется пришествием Христа.
1. В день Ягве. - Ж. имеет двойной аспект: ее собирают - в этом радость; колосья срезают, вымолачивают на траве, мнут их молотильным колесом, наконец сжигают полову (Ис 28.27 сл) - это наказание.
Подобно жнецу, Бог срезает колосья, молотит, веет, когда Он наказывает Израиля (Ис 17.5; Иер 13.24) или Вавилон (Иер 51.2,33). А когда зло людское достигает предела, «надо пустить в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил 3.13) - пришел срок суда над народами. Но в то же время дается возвещение и о радостной Ж., следующей вскоре после пахоты - этот резкий контраст отражается в пророческих предсказаниях (Иоил 3.18; Ам 9.13; Ос 6.11; Пс 125.5,6).
2. В мессианские времена. - Это возвещение становится реальностью с пришествием Иисуса.
а) Сеятель и Жнец. - В то время как, согласно Предтече, Христос уподобляется веятелю, очищающему свое гумно, отделяющему пшеницу от половы (Мф 3.12 п), хр-не видят в Иисусе Сеятеля по преимуществу, сеющего Слово в сердцах людей (Мк 4.3-9 п) и Жнеца, посылающего серп в то поле, где жатва созрела (4.29). Нечего ждать: «нивы побелели и поспели к жатве...; сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин 4.35 сл).
б) Делатели жатвы. - Когда нива уже созрела, Господин Ж. зовет делателей (Мф 9.38 п). Ученики, посланные в мир, собирают плоды работы своих предшественников, главным обр. Иисуса, заплатившего ценою Своей крови за умножение пшеничного зерна. В этом смысле остается в силе поговорка, различающая сеятеля от жнецов (Ин 4.37). Но и сами жнецы будут «просеяны» чрез испытания и гонения (Лк 22.31).
в) В ожидании последней жатвы. - Хотя новая Пятидесятница полагает начало Ж. Церкви, она закончится лишь в День Господень, когда Сын Ч-ский пошлет Свой серп на созревшую жатву (Откр 14.14слл; Мк 4.29). До этого времени плевелы и доброе семя остаются смешанными, а Церковь должна разоблачать и осуждать зло, но не ей поручено ввергать злого в огонь. В конце времен Сын Ч-ский пошлет Своих ангелов исполнить Суд, к-рый Он произнесет над делами ч-скими (Мф 13. 24-30,36-43).
RG
плод - праздники ВЗ I - Пятидесятница I 1 - радость ВЗ I - сбор винограда - сеять
Высшее совершенство, согласно буддизму, заключается в том, чтобы «убить Ж» Какими далекими от этой мечты представляются люди в Библии, даже самые близкие к Богу! Библия вся насыщена волнениями и столкновениями всех форм желаний. Конечно, не все они одобряются и даже самые чистые Ж. должны пройти через радикальное очищение, но именно этим они и приобретают всю свою силу и придают ч-скому существованию всю его ценность.
I. ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ
В корне всех желаний ч-ка лежат его природная нищета и основная потребность обладать жизнью в полноте и расцвете своего существа. Это естественное состояние; оно в порядке вещей и освящено Богом. Изречение сына Сирахова «не лишай себя доброго дня, и часть доброго желания да не пройдет мимо тебя» (Сир 14.14) выражает не верх библ. мудрости, но вполне нормальную ч-скую реакцию. В более высоком плане Иисус одобряет стремление к полноте жизни и жертвует Своей жизнью, чтобы Его овцы «жизнь имели, и в избытке имели» (Ин 10.10).
Язык Писания подтверждает и естественное наличие и положительную ценность Ж. Многие сравнения связаны с представлением о самых горячих Ж.: «Как лань желает к потокам воды» (Пс 41.2), «как очи рабы (обращены) на руку госпожи ее» (122.2), «ожидает более, нежели стражи - утра» (129.6), «дай мне услышать радость и веселие» (50.10). Пророки и Второзаконие часто иллюстрируют свои угрозы и обещания примерами из постоянных стремлений ч-ка: насаждать, строить, вступать в брак (Втор 28.30; 20.5 слл; Ам 5.11; 9.14; Ис 65.21). Даже старец, на к-рого Бог «посылал многие и лютые беды», не должен отказываться от ожидания, что Он «и до старости и до седины не оставит» его (Пс 70.18,20 сл).
II. ИЗВРАЩЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Представляя собою нечто существенное и неискоренимое, Ж. может стать для ч-ка источником постоянного и опасного искушения. Ева согрешила оттого, что дала себя прельстить запрещенным деревом, «хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным» (Быт 3.6). Уступив своему Ж., женщина отныне жертва Ж., влекущего ее к мужу, и подпадает под закон мужчины (3.16). В ч-стве грех - это как бы дикое Ж., готовое прорваться, и его приходится укрощать силой (4.7). Это безудержное Ж. есть любостяжание или похоть: «похоть плоти, похоть очей и гордость богатством» (1 Ин 2.16 греч; ср Иак 1.14 сл); его господство над ч-ством - это мир сей, царство Сатаны.
Излагая историю ч-скую, Библия изобилует примерами таких Ж., одолевающих грешника, а выражая слово Божие, она показывает их роковые последствия. Страдая в пустыне от голода, Израиль, вместо того чтобы питаться верою в слово Божие (Втор 8.1-5), то оплакивает мясо, к-рое он ел в Египте, то объедается перепелами, - и виновные гибнут, став жертвами своей похоти (Числ 11.4,34). Уступая своему Ж., Давид овладевает Вирсавией (2 Цар 11.2 слл) и так становится причиной целой цепи несчастий и грехов. Уступив, по совету Иезавели, своему Ж. и отняв у Навуфея его виноградник, Ахав обрек на уничтожение свою династию (3 Цар 21). Два старца, возгоревшись Ж-м к Сусание «до извращения ума» (Дан 13.8,20), поплатились жизнью за этот грех.
Закон еще более категоричен: он видит источник греха в самом сердце ч-ка и запрещает греховное Ж.: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего» (Исх 20.17). Иисус, хотя и не создал сам этой заповеди, полностью раскрыл ее значение (Мф 5.28).
III. ДУХОВНЫЕ ЖЕЛАНИЯ
Новизна Евангелия прежде всего в том, что оно выявляет с совершенной ясностью мысль, содержавшуюся лишь прикровенно в ВЗ: «Исходящее из сердца - оно оскверняет человека» (Мф 15.18); и в особенности в том, что Евангелие возвещает, как нечто совершенно достоверное, освобождение ч-ка от сковывавших его похотей. Эти похоти, эти «помышления плотские - смерть» (Рим 8.6), но хр-н, имеющий Духа Божия, способен следовать «помышлениям духовным», «распять плоть со страстями и похотями» (Гал 5.24; ср Рим 6.12; 13.14; Еф 4.22) и «поступать по Духу» (Гал 5.16).
Это «желание Духа», освобожденное Христом, уже присутствовало в законе, к-рый сам «духовен» (Рим 7.14). Весь ВЗ воодушевлен глубоким Ж. Бога. Под Ж. приобрести премудрость (Притч 5.19; Сир 1.20), под тоской по Иерусалиму (Пс 136.5), под Ж. взойти ко святому граду (127.5) и ко храму (121.1), под Ж. познать Слово Божие во всех его формах (118.20,131,174) течет в глубине Ж., поляризирующее все энергии, дающее возможность разоблачить все иллюзии и подделки (ср Ам 5.18; Ис 58.2), преодолеть все разочарования - единое Ж. Бога: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог - твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс 72.25 сл; ср 41.2; 62.2).
IV. ЖЕЛАНИЕ ОБЩЕНИЯ
Желать Бога более всего на свете мы можем только в единении с Ж. Иисуса Христа. Иисус охвачен одним горячим, томительным Ж., к-рое утоляется только через Его крещение и Его Страсти (Лк 12.49 сл), - желанием воздать славу Отцу Своему (Ин 17.4) и показать миру, до какой степени Он способен Его любить (14.31). Но это, устремленное к Отцу, Ж. Сына неотделимо от другого Ж., влекущего Его к Своим и побуждающего «желать великим Ж. вкусить Пасху» с ними (Лк 22.15) перед Страстями.
Это божественное Ж. общения с людьми, - «Я с ним и он со Мною» (Откр 3.20), - вызывает в НЗ сильнейший отзвук. В особенности послания ап. Павла полны Ж-я, чтобы его «братия возлюбленные и вожделенные (Флп 4.1) пребывали «в любви Иисуса Христа» (Флп 1.8); в них проявляется радость, к-рую доставил ему Тит, принесший сообщение об усердии к нему Коринфян (2 Кор 7.7), несомненном плоде действия Божия (7.11). И лишь это Ж. как бы противостоит у Павла его основному влечению - «желанию разрешиться и быть со Христом» (Флп 1.23), «водвориться у Господа» (2 Кор 5.8). Ибо зов «ч-ка желания», зов «Духа и Невесты», - «прииди!» (Откр 22.17), Ж. нового ч-ка, крещеного в смерть и воскресение Христа, расцветает в надежде общения в Богом, пронизывающей всю Библию.
PMG & JG
блаженство ВЗ II - видеть ВЗ I - голод и жажда - дар - искать - любостяжание - молитва - надежда
В кодексах Израиля, как и в кодексах других древневосточных народов, правовое положение Ж. приравнивается к положению несовершеннолетних: ее значение в обществе определяется ее материнскими функциями. В то же время Израиль веровал в Бога-Творца, утверждающего принципиальное равенство мужеского и женского пола. Настоящая же роль Ж. определилась только с пришествием Христа, ибо, если, согласно порядку творения, Ж. завершает себя, становясь женой и матерью, то в порядке нового творения она также может достичь свойственного ей совершенства через девство.
ВЗ
ЖЕНА И МАТЬ
1. В земном раю. - Пол является одним из основных свойств ч-ской природы: ч-к был сотворен «мужчиной и женщиной» (Быт 1.27). Эта краткая формулировка священнической редакции связана, вероятно, с ягвистским повествованием, где показана двойственная роль Ж. по отношению к мужчине.
В отличие от животных, Ж., взятая из самого существа Адама, обладает той же природой, что и он; именно это констатирует мужчина при виде создания, к-рое Бог приводит к нему. Более того, согласно намерению Божию дать ему «помощника, соответственного ему» (2.18), Адам видит в ней самого себя: давая ей имя, он дает имя и себе самому; перед нею он уже не просто Адам, он становится иш, а она - ишша. В плане творения Ж. завершает мужчину, делая его своим мужем. Это соотношение должно было оставаться совершенным равенством при различии полов, но грех извратил его и подчинил жену мужу (3.16).
Ж. не только дает начало обществен, жизни: она - мать всех живущих. Во многих религиях Ж. отождествляется с землей, Библии же более свойственно отожествлять ее с жизнью: имя Ева, определившее ее естество, происходит от слова «жизнь» (3.20). Если вследствие греха она не может передавать жизнь иначе, как в «страдании» (3.16), она все же торжествует над смертью, обеспечивая непрерывность рода ч-ского; дабы пребывать в этой надежде, ей дано обетование, что ее потомство некогда поразит в голову змея - вечного врага (3.15).
2. В священной истории. - В ожидании этого благословенного дня роль Ж. остается ограниченной. Конечно, дома ее права кажутся равными правам мужа, по крайней мере в отношении детей, к-рых она воспитывает; но закон удерживает ее на втором плане. Ж. не принимает официального участия в культе и не несет священнических обязанностей, но может принимать участие в общем веселии по случаю праздников (Исх 15.20 сл; Втор 12.12; Суд 21.21; 2 Цар 6); однако только «мужеский пол должен являться три раза в году пред лице Владыки» (Исх 23.17), т.е. совершать предписанные паломничества; замужняя Ж. не упоминается и среди тех, кто должен строго соблюдать покой в субботу (Исх 20.8 слл). Вне культовой области закон весьма заботится о защите Ж., особенно в присущей ей области - жизни как таковой: не она ли источник плодоносной жизни на земле (напр. Втор 25.5-10)? Мужчина обязан уважать биологический ритм ее существования (Лев 20.18); он настолько уважает ее, что требует от нее такого идеала верности в браке, к-рого сам не придерживается.
В истории С.-Завета нек-рые Ж. играли выдающуюся роль, одни во благо, другие во зло. Жены-иноплеменницы совратили сердце Соломона к поклонению своим богам (3 Цар 11.1-8; ср Екк 7.26; Сир 47.19); пример Иезавели показывает силу влияния Ж. на религию и нравственность мужа (3 Цар 18.12 сл; 19.1 сл; 21.25 сл); иногда дети знают язык матери и «не умеют говорить по-иудейски» (Неем 13.23 сл). Ж., не имеющая официальных богослужебных обязанностей, как будто распоряжается религиозной жизнью по своему произволу. Наряду с этими отрицательными примерами мы видим жен патриархов, проявляющих положительное стремление к чадородию. Вот затем героини: хотя доступ к исполнению культа им воспрещен, Дух Ягве нисходит на нек-рых из них, делая их наравне с мужчинами пророчицами и тем самым показывая, что разница полов - не препятствие для наития Духа: так это происходит с Мариамью (Исх 15, 20 сл), с Деворой и Иаилью (Суд 4.4-5.31), с Олдамой (4 Цар 22.14-20).
3. В понимании Мудрых. - Немногочисленны и к тому же не очень благосклонны суждения о Ж-нах, к-рые вложены в уста самих же женщин (Притч 31.1-9). Библ. образ женщины носит отпечаток мужского авторства; если он и не всегда лестен, то он отнюдь не свидетельствует о каком-либо женоненавистничестве авторов. Строгость мужчины по отношению к Ж. лишь подчеркивает ту потребность, к-рую он испытывает в ней. Вот как он описывает свою мечту: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо» (Притч 18.23; ср 5.15-18), нашел «помощницу, подобную себе», твердую опору, ограду для своего владения, очаг, избавляющий от тяги к бродяжничеству (Сир 36.24-27), а также, в дополнение к мужественности, к-рой он так гордится, нашел и олицетворенное благонравие (Притч 11.16), к к-рому иногда добавляются и другие качества, как напр., трудолюбие (Притч 12.4; 31.10-31). Достаточно вспомнить описание супруги в Песне Песней (4.1-5; 7.2-10). Но мужчина, наученный опытом, опасается неустойчивости, присущей его подруге жизни. Красоты недостаточно (Притч 11.22); она даже опасна, когда соединяется с хитростью, как у Дал иды (Суд 14.15 слл; 16.4-21), и когда прельщает ч-ка простого (Сир 9.1-9; ср Быт 3.6). Дочери доставляют немало забот своим родителям (Сир 42.9 слл); и мужчина, допускающий для самого себя связи с ж-нами помимо «жены юности своей» (ср Притч 5.15-20), опасается непостоянства Ж., ее склонности к прелюбодеянию (Сир 25.13- 26.18); он сетует на проявляемые ею тщеславие (Ис 3,16-24), и «безрассудность» (Притч 9.13-18; 19.14; 11.22), сварливость, придирчивость и раздражительность (Притч 19.13; 21.9,19; 27.15 сл).
Этим изображением нравов не следует, однако, ограничивать представление Мудрых о женщине, ибо женщина - образ Премудрости Божией (Притч 8.22-31); в ней проявляется сила Бога, К-рый через слабые орудия утверждает славу Свою. Анна, мать Самуила, прославляла Господа смиренных (1 Цар 2); Иудифь, действовавшая как пророчица, показывает, что каждый может полагаться на Божие покровительство; ее красота, благоразумие, умение, смелость и целомудрие во вдовстве делают из нее законченный образ Ж. по замыслу Божию в ВЗ.
НЗ
ДЕВА, ЖЕНА И МАТЬ
Этот образ, как бы он ни был прекрасен, еще не показывает Ж. в ее наивысшем достоинстве. Еще и теперь в своей ежедневной молитве еврей выражает это с большой непосредственностью: «Благословен, Боже наш, за то, что не сделал меня ни язычником, ни женщиной, ни невеждой!» - тогда как Ж. говорит с покорностью: «Хвала Тебе, Господи, что создал меня по воле Своей». Только Христос окончательно утверждает и освящает подлинное достоинство Ж.
1. Заря искупления. - Это освящение произошло в день Благовещения. Господу было угодно родиться от Ж. (Гал 4.4). В Марии, Деве и Матери, осуществляется стремление женщины к умножению жизни; в то же время в ней выявляется и освящается прежде подавлявшееся влечение к девству, к-рое приравнивалось к постыдному неплодию. В Марии воплощается идеал Ж., ибо Она родила «Начальника жизни» (Деян 3.15). Но тогда как Ж. здесь на земле подвержена опасности восторгаться одной только телесной жизнью, от нее происшедшей, Иисус открыл существование еще и духовного материнства, плода, приносимого девственностью веры (Лк 11.28 сл). В Марии Ж. может стать символом верующей души. Вот почему Иисус соглашается, чтобы святые женщины следовали за Ним (Лк 8.1 слл), приводит в пример верных дев (Мф 25.1-13) и поручает женщинам ту или иную миссию (Ин 20.17). В Деян (1.14; 9.36,41; 12.12; 16.14 сл) указывается на место, занимаемое многими Ж-ми в первохр-ской Церкви, и на служение, к-рое они несут в ней. Отныне Ж-ны призваны быть сотрудницами в деле Церкви.
2. Во Христе Иисусе. - Это сотрудничество связано с открытием нового достоинства в Ж. - девства. Ап. Павел развивает настоящее богословское учение о Ж., показывая, в каком смысле деление на два пола и преодолено и освящено: «Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3.28); в некотором смысле различие полов упразднено, так же, как разделения расового или социального порядка. Небесное бытие, - та ангельская жизнь, о к-рой говорил Христос (Мф 22. 30), - может быть предвосхищено; но постигнуть это можно только оком веры. Хотя Павел придерживается мудрого мнения: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7.9), он тем не менее превозносит харизму девства; он решается даже как бы противоречить кн. Бытия, где говорилось: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2.18; 1 Кор 7.26); все, и юноши и девушки, могут, если они к тому призваны, оставаться девственными. Т. обр., к первому различию между мужчиной и Ж. прибавляется новое различие между людьми, вступившими в брак, и девственниками. Вера и небесная жизнь находят в соблюдении девства конкретный образ существования, в к-ром душа, ничем не отвлекаясь, прилепляется к своему Господу (7.35). Чтобы исполнить свое призвание, Ж. не обязательно должна становиться женой и матерью, она может оставаться девою сердцем и телом.
Этот идеал девства, к-рый Ж. отныне может поставить себе и осуществить, не упраздняет нормального брачного состояния (1 Тим 2.15), а имеет восполняющую ценность, подобно тому, как небо уравновешивает землю и определяет ее настоящее место. Наконец, в самом глубоком плане, естественное взаимоотношение мужчины и Ж. основывается на взаимоотношении Христа и Церкви. Ж. соотносительна уже не только Адаму, но и Христу: так она представляет Церковь (Еф 5.22 слл).
3. Женщина и Церковь. - Хотя разделение на два пола и упразднено в плане веры, оно сохраняется в жизни и поэтому неизбежно в конкретном бытии Церкви. Из порядка, существующего в творении, Павел выводит для Ж. два правила поведения: на богослужебном собрании она должна носить покрывало, выражая этим символом, что ее хр-ское достоинство не выводит ее из зависимости от мужа (1 Кор 11.2-16) и из второстепенного положения, к-рое она продолжает занимать в официальном преподании учения (Церкви); она не должна «говорить» в Церкви, т.е. не может учить (1 Кор 14.34; ср 1 Тим 2.12); такова «заповедь Господня», принятая Павлом (1 Кор 14.37). Но Павел не отрицает, что Ж. может пророчествовать (11.5), ибо, как и в ВЗ, Дух не знает различия полов. Присутствуя на богослужении с покрытой головой и в молчании, ради соблюдения «порядка», Ж., с другой стороны, поощряется к тому, чтобы Свидетельствовать дома «чистым и богобоязненным житием» (1 Петр 3.1 сл; 1 Тим 2.9 сл); а когда она, овдовев, достигает преклонного возраста, к-рый хранит ее от возврата к прошлому, она играет видную роль в хр-ской общине (1 Тим 5.9).
В Откр. Ин. упоминается характерная роль Иезавели (2.20) и говорится о преступлениях великой блудницы (17.1,15 сл; 18.3,9; 19.2), но главным обр. в нем возвеличивается «Жена», увенчанная звездами, рождающая младенца мужеского пола, преследуемая в пустыне драконом, а затем торжествующая над ним в своем потомстве (Откр 12). Эта Жена - во-первых, Церковь, новая Ева, рождающая Тело Христа, и затем, по традиционному толкованию, это - сама Дева Мария; в ней можно видеть и прообраз Жены - той, к-рою каждая Ж. желает стать в глубине своего сердца.
XLD
бесплодие - брак - вдова - девство - Мария - мать - одежда - плодовитость - плоть - прелюбодеяние - радость ВЗ I - супруг / супруга - человек
ЖЕРТВА Агнец Божий - Евхаристия IV - жертвоприношение - жертвенник - Искупление НЗ 2 - кровь ВЗ 3
Во всех религиях Ж. составляет средоточие культа, заключающегося в жертвоприношениях (евр. зобах - приносить в жертву, корень слова мизбеах - жертвенник). Ж. - знак божественного Присутствия. Моисей предполагает наличие такого верования, когда он половину крови жертв возливает на Ж., а другой - окропляет народ, к-рый т. обр. вступает в общение с Богом (Исх 24.6 слл); то же мы встречаем и у Павла: «Те, которые едят жертвы, не общники ли они жертвенника?» (1 Кор 10.18). Христос, К-рый Сам есть одновременно и священник, и жертва, и Ж., приносит совершенное жертвоприношение, в к-ром знак уступает место реальности.
1. Памятники становятся местом богопочитания. - Первоначально ч-к строил Ж. в ответ на только что происшедшее посещение его Богом; это и передается выражением, часто встречающимся в повествовании о деяниях праотцев: «И создал он там жертвенник Ягве и призвал Имя Его» (Быт 12.7 сл; 13.18; 26.25). Прежде чем стать местом, где приносятся жертвы, Ж. был памятником милости, оказанной Богом; об этом Свидетельствуют дававшиеся Ж. символические названия (Быт 33.20; 35. 1-7; Суд 6.24). Однако Ж. служили также местами возлияний, приношений жертв и благовоний. Если сначала довольствовались более или менее подходящими большими камнями (Суд 6.20; 13.19 сл ср скала), то вскоре стали строить еще грубые, но уже более приспособленные для данной цели, Ж. из прессованной глины или из неотесанных камней (Исх 20.24 слл).
Для потомков библ. патриархов эти Ж. стали в большей степени местами культа, чем памятниками богоявлений, там когда-то происшедших; т. обр. они часто становились местом паломничества. Первенство места культа над памятником проявлялось уже в том, что выбор нередко останавливали на древних местах ханаанского культа: напр., Вефиль (Быт 35.7) или Сихем (33.19 сл), позже Галгал (Ис Нов 4.20) или Иерусалим (Суд 19.10). Когда избранный народ вступил в Ханаан, он нашел там языческие Ж., к-рые Закон повелевал разрушать беспощадно (Исх 34.13; Втор 7.5; Числ 33.52), и Гедеон (Суд 6.25-32) или Ииуй (4 Цар 10.27) так и уничтожали жертвенники Ваала. Но обычно довольствовались тем, что «перекрещивали» эти места поклонения вместе с их культовым оборудованием (3 Цар 3.4).
На этом этапе развития Ж. может быть причиной искажения религии в двух отношениях: забвение того, что он - только знак, помогающий войти в контакт с Богом живым, и приравнивание Ягве к идолам. Соломон возводит в правило терпимость по отношению к идолам, привезенным его женами-иноземками (3 Цар 11.7 сл). Так же поступает впоследствии Ахав (3 Цар 16.32); Ахаз и Манассия вносят даже в Храм Ж. языческого образца (4 Цар 16. 10-16; 21.5). Пророки гневно обрушиваются на этот численный рост Ж. (Ам 2.8; Ос 8.11; Иер 3.6).
2. Жертвенник единого Иерусалимского Храма. - Изменению этого положения послужило сосредоточение культа в Иерусалиме (4 Цар 23.8 сл; ер 3 Цар 8.63 сл). Отныне тамошний Ж. для всесожжении объединяет религиозную жизнь Израиля и многие псалмы свидетельствуют о месте, к-рое он занимает в сердцах верных (Пс 25.6; 42.4; 83.4; 117.27). У Иезекииля, говорящего о будущем Храма, Ж. описывается с особой тщательностью (43.13-17), а относящееся к нему священническое законодательство связывается с именем Моисея (Исх 27.1-8; Лев 1-7). Рога Ж., уже гораздо раньше упоминавшиеся как место убежища (3 Цар 1.50 сл; 2.28), приобретают большое значение: они часто окропляются кровью при обряде очищения (Лев 16.18; Исх 30.10). Эти обряды ясно указывают, что Ж. символизирует присутствие Ягве.
В то же время уточняются священнические обязанности: священники становятся исключительно служителями Ж., тогда как на левитов возлагаются заботы материального порядка (Числ 3.6-10). В кн. Пар. подчеркивается этот обычай (1 Пар 9.26-30), а история царств приводится в согласие с этими предписаниями (2 Цар 26.16-20; 29.18-36; 35.7-18). Наконец, в знак почитания Ж., Иудеи, с первым же караваном вернувшиеся из плена, спешат немедленно восстановить Ж. всесожжения (Езд 3.3 слл); такое же благочестие проявляет впоследствии Иуда Маккавей (1 Макк 4.44-59).
3. От знака к реальности. - Для Иисуса Ж. остается святым, но только в силу того, что он знаменует. Поэтому Иисус и напоминает об этом значении, затуманенном хитросплетениями фарисеев (Мф 23. 18 слл) и на деле пренебрегаемом: приблизиться к Ж. для принесения жертвы - значит приблизиться к Богу; этого нельзя делать с гневным сердцем (5.23 сл).
Иисус не только придает древнему богопочитанию истинный смысл, но и завершает его. В новом храме, к-рым является Его тело (Ин 2.21), уже нет иного Ж. кроме Его Самого (Евр 13.10), ибо жертву освящает Ж. (Мф 23.19); поэтому, когда Он приносит Себя в совершенную жертву, Он Сам «Себя посвящает» (Ин 17.19); Он одновременно и священник, и Ж. Соответственно этому, причащаться тела и крови Господа - значит приобщаться Ж., к-рым является Сам Господь, разделять с Ним Его трапезу (1 Кор 10.16-21).
Небесный Ж., о к-ром говорится в Откр. Ин. и под к-рым находятся мученики (6.9), - золотой Ж., пламя к-рого возносит к Богу обильный и благоуханный дым в соединении с молитвами святых (8.3), - представляет собою символ, обозначающий Христа и дополняющий символику Агнца. Это единственный Ж. того единственного жертвоприношения, благоухание к-рого угодно Богу; он же и небесный Ж., упоминаемый на литургии, на к-ром приношения Церкви возносятся Богу, в соединении с единственным и совершенным приношением Христа (Евр 10.14). Ж. наших храмов - всего только образы этого Ж., что и выражается литургическими словами: «Жертвенник есть Христос».
DS
благовония 2 - гора II 2 - жертвоприношение ВЗ I 1 - камень 1 - кровь ВЗ 3 - культ ВЗ I - паломничество ВЗ 1 - Храм
Даже самый беглый обзор Библии дает представление о значении и повсеместной распространенности Ж-ний. Ими, как вехами, размечается все течение истории: у первобытного ч-ства (Быт 8.20), в деяниях праотцев (15.9...), во времена Моисея (Исх 5.3), при Судьях и при Царях (Суд 20.26; 3 Цар 8.64), в послепленный период (Езд 3.1-6). Ими определяются ритмы существования и отдельной личности, и общины. Горизонт еще более расширяется благодаря таким фактам, как таинственный эпизод с Мелхиседеком (Быт 14.18), в к-ром предание усматривает жертвенную трапезу, или как служение Иофора (Исх 18.12): за пределами избранного народа (ср Ион 1.16) такие Ж-ния выражали личное или коллективное благочестие. Пророки провидят, что в будущем Господу будут совершать приношения и язычники (Ис 56.7; 66.20; Мал 1.11). Так, набрасывая грандиозные исторические полотна, писатели ВЗ не представляют себе религиозной жизни без Ж. В НЗ разъясняется сущность этого прозрения и ему дается особый и окончательный смысл.
ВЗ
I. РАЗВИТИЕ ОБРЯДОВ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
1. От первоначальной простоты... - В самые отдаленные времена, какие можно различить в библ. истории, обряд отличается первобытной простотой, соответствующей нравам кочевников или полукочевников: воздвигаются жертвенники, призывается имя Божие, приносятся в жертву животные или плоды земли (Быт 4.3; 12.7 сл). Определенных мест для этого нет: жертвы приносят там, где Бог являет Свое действие. Примитивный глиняный жертвенник и передвижной шатер (Исх 20.24; 23.15) свидетельствуют о случайности и временности древних мест поклонения Богу ( культ). Сначала не было и особых священнослужителей: заклание совершалось главой семьи или племени, а при монархии - царем. Но уже в ранние времена эту обязанность начинают исполнять выделенные для этого лица (Втор 33.8 слл; Суд 17). Во времена же царя Иосии храм стал единственным очагом всей деятельности, связанной с Ж-ми, а священники оставили исключительно за собой совершение Ж-ний, иногда при содействии левитов.
2. ... к сложности обрядов. - Эта сложность возникает из обогащений историческим наследием. Происходит развитие, ведущее к множественности, разнообразию и обособлению разных видов Ж-ний. Это развитие объясняется многими причинами: переходом от кочевого и пастушеского состояния к оседлой и земледельческой жизни, ханаанским влиянием, возрастающим значением священства. Израиль усваивает элементы, заимствованные от соседей и производит между ними отсев, изменяет и одухотворяет их. Несмотря на возникающие иногда злоупотребления, связанные с народными верованиями (Мих 6.7; Суд 11.30 сл; 3 Цар 16.34), он отвергает ч-ские Ж-ния (Втор 12.31; 18.10; случай, приведенный в 1 Цар 15.5.33, является не Ж-нием, а исполнением заклятия). Израиль обогащается культовым наследием других народов, исполняя этим свое назначение как посредника, направляющего к истинному Богу обычаи, искаженные языч. представлениями. Обрядовый устав его пополняется и усложняется.
II. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
1. От представленных в истории разнообразных видов... - С самого начала в Библии засвидетельствовано сосуществование разных типов Ж-ний. Всесожжение (,олах), неизвестное жителям Месопотамии и позже занесенное в Египет, упоминается уже в древних преданиях и в кн. Судей (Быт 8.20; Суд 6.21; 11.31; 13.19). Жертву - тельца, ягненка, козленка, птицу - сжигали полностью, знаменуя этим полный и невозвратный дар. Другая категория Ж-ний, очень распространенная у семитов, заключалась в основном в священной трапезе (зебах шеламим): верующий ел и пил «перед Ягве» (Втор 12.18; 14.26); Синайский Союз-Завет скреплен таким Ж-нием (Исх 24.4-8), Конечно, не всякий свящ. пир обязательно предполагал Ж-ние; но на деле в ВЗ оно входило в состав пиршеств мира (общения): одна часть жертвы (из крупного или мелкого скота) по праву принадлежала Богу, Владыке жизни (излитая кровь, сжигавшийся тук - «пища Божия», «яства Ягве»), тогда как мясо служило пищей пирующим. Довольно рано стали применять также умилостивительные обряды (1 Цар 3.14; 26.19; 2 Цар 24.15 ...; ср Ос 4.8; Мих 6.7). По очень древней формулировке (Быт 8.21), сохраненной и истолкованной в духовном смысле (Лев 1.9; 3.16), Бог «обонял приятное благоухание» Ж-ний.
2. ... к синтезу, осуществленному книгой Левит. - Кн. Лев техническим языком и в систематическом порядке говорит о приносимых Богу «дарах» (Лев 1-7; 22.17-30), кровавых или бескровных (минха): всесожжениях, приношениях хлебных, жертвах мирных (евхаристических, т.е. благодарственных, по обету или по собственному усердию), жертвах за грех (хатта , т) или жертвах повинности (ашам). Но эти рубрики не угашали духа: тщательно установленные действия приобретали свящ. смысл. Жертва всесожжения была связана с чувством 6лагодарения или молением об умилостивлении (Лев 1.4; Иов 1.5). За порой слишком мелочной терминологией обнаруживается обостренное чувство святости Божией, непрестанное сознание греха, неудовлетворенная потребность в очищении. В этом ритуале понятие Ж-ния концентрируется на идее умилостивления. Кровь играет во всем этом немалую роль, но ее действенность зависит, в конечном итоге, от воли Божией (Лев 17.11; ср Ис 43.25) и предполагает покаянные чувства. Возмещение за обрядовые осквернения, за невольные провинности наводило мысль верующих на очищение сердца, так же, как законы о чистом и нечистом направляли души к воздержанию от зла. Трапеза шеломим, т.е. жертва мирная, выражает и осуществляет в радости и духовном ликовании общение ее участников между собою и с Богом, так как все они причастны к той же жертве.
III. ОТ ОБРЯДОВ К ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЮ ДУХОВНОМУ
1. Обряды как знаки «духовного жертвоприношения». - Библ. Бог не ищет выгоды от Ж-ний: Ягве не может быть должником ч-ка, к-рый есть Его подопечный. Обряды дают видимое выражение внутренним чувствам: поклонению (всесожжение), стремлению к близости с Богом (шеломим), признанию своего греха, жажде прощения (умилостивительные обряды). Ж. совершается при обряде заключения союза с Божеством (ср Быт 8.20 слл), в частности на Синае (Исх 24.5-8); оно освящает народную, семейную и личную жизнь в особенности при паломничествах и праздниках (1 Цар 1.3; 20.6; 4 Цар 16.15). Беседы (Исх 12.26; 13.8; 24.4 слл), исповедание веры (Втор 26.5-11), исповедь грехов (1 Цар 7.6; ср Лев 5.5), псалмы (ср Пс 21.23-30; 26.6; 53.8) нередко выявляют духовное значение материального действия. Согласно 22 гл. Бытия, являющейся вероятно хартией храмовых Ж-ний, Бог отвергает ч-ские Ж-ния, а заклание животных приемлет; но эти дары угодны Ему только тогда, когда ч-к приносит их с сердцем, способным с верой жертвовать самым дорогим, по примеру праотца Авраама.
2. Примат внутренней религиозности. - Постоянно возникавшее искушение держаться за обряд, пренебрегая его значением, вызывало многочисленные предупреждения со стороны пророков. Их намерения иногда понимались неправильно. Они осуждали не самый принцип Ж., а его неправильное применение, в частности, следование ханаанским обычаям (Ос 2.5; 4.13). Множество обрядов само по себе не служило к воздаянию чести Богу. Прежде стольких обрядов не было (Ам 5.25; Ис 43.23 сл; Иер 7.22 слл). Без соответствующего расположения сердца Ж. сводится к напрасному и лицемерному действию; когда чувства развращены, оно неугодно Богу (Ам 4.4; Ис 1.11-16). С силой, свойственной духу их языка, пророки подчеркивали примат души (Ам 5.24; Ос 6.6; Мих 6.8). Этим они не вводили нечто новое, а продолжали предание древнее (Исх 19.5; 24.7 сл) и постоянное (1 Цар 15.22; 1 Пар 29.17; Притч 15.8; 21.3,27; Пс 39.7 слл; 49.16-23; 68.31 сл; Сир 34.18 слл). Внутреннее Ж. не суррогат внешнего, а самая его сущность (Пс 50. 18 сл); иногда оно полностью может заменить обряд (Сир 35.1-10; Дан 3.38 слл). Это духовное направление, отразившееся и в Кумранских рукописях, обличало благочестие поверхностное, корыстное или не претворенное в жизнь и в конечном итоге ставящее под вопрос и сами обряды. В этом смысле пророки предвосхищали НЗ-ное откр. о сущности Ж.
3. Вершина внутренней религиозности в ВЗ. - Наряду с законодательным синтезом, осуществленным в кн. Левит, в Библии дается и другой синтез, синтез живой, ибо он воплощен в некоей личности. Отрок Божий, по Ис 53, принесет Свою смерть как жертву умилостивления. В этом пророчестве выражается концепция уже гораздо более совершенная, чем (Лев 16. Козел отпущения, уносивший в великий День Очищения грехи народа, несмотря на обряд возложения рук, не отожествлялся с приносимой жертвой. Учение о заместительном наказании (свободно принятом) не затронуто в этом обряде. Напротив, Отрок добровольно замещает Собою грешников. Его непорочное принесение Себя в жертву обращается на пользу «многим» согласно замыслу Божию. Здесь величайшее внутреннее переживание сочетается с величайшим отданием себя и с величайшей действенной силой.
НЗ
Иисус продолжает поучения пророков о примате души над обрядом (Мф 5.23 сл; Мк 12.33). Этим напоминанием Он готовит умы к пониманию смысла Его собственного Ж. Соотношение между обоими Заветами можно охарактеризовать и как непрерывную связь, и как движение по восходящей линии: непрерывность проявляется в применении к смерти Христа терминологии ВЗ, относящейся к Ж-ниям; абсолютная же новизна Ж. Христа показывает, что ВЗ-ное осталось позади. Этим вводится в мир существенно новая реальность.
I. ХРИСТОС ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ
Возвещая о Своих предстоящих Страстях, Иисус применяет буквально те же выражения, что служили для определения умилостивительной жертвы Отрока Божия: Он пришел « послужить», Он «отдает Свою жизнь», умирает «как выкуп» за «многих» (Мк 10.45 п; Лк 22.37; Ис 53.10 слл). Кроме того, обстановка прощальной Пасхальной трапезы (Мф 26.2; Ин 11.55 слл; 12.1...; 13.1) преднамеренно и определенно устанавливает связь между смертью Христа и принесением в жертву пасхального Агнца. Наконец Иисус прямо ссылается на Исх 24.8, применяя к Себе выражение Моисея о «крови Завета» (Мк 14.24 п). Тройная ссылка - на Агнца, кровь к-рого освобождает иудейский народ, на синайские жертвы, скрепляющие Ветхий Союз-Завет, и на искупительную смерть Отрока - ясно показывает, что смерть Христа есть Ж. в полном смысле слова: она приносит множеству людей отпущение грехов, освящает окончательный Союз-Завет и возникновение нового народа и дает уверенность в искуплении. Именно в этом великая плодотворность Голгофской жертвы: смерть стала источником жизни. Проникновенная формулировка Ин 17.19 резюмирует эту доктрину: «За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Евхаристия, в форме трапезы, соделывал присутствующим «в памяти» (ср Лев 24.7) единственное в своем роде Ж. на кресте, связывает новый хр-ский обряд с древними жертвами мирными. Так приношение Иисуса и в кровавой реальности Голгофы и в таинственном выражении ее повторяет в главных чертах и завершает ВЗ-ное домостроительство, связанное с Ж-ниями: оно одновременно равносильно и всесожжению (минха ), и умилостивительной жертве, и Ж. мирному. Последовательность обоих Заветов неоспорима. Но своей единственностью, в силу достоинства Сына Божия и совершенства приносимой жертвы, и своей вселенской действенностью Ж. Иисуса превосходит многообразные и многочисленные Ж. ВЗ. Словесные выражения - старые, содержание - новое. Реальность выходит за пределы категорий мышления, служащих для ее выражения.
II. ЦЕРКОВЬ РАЗМЫШЛЯЕТ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ ХРИСТА
1. Голгофское жертвоприношение и евхаристическая трапеза. - Апостольские писания в разных формах развивают следующие основные мысли: Христос становится « Пасхой нашей» (1 Кор 5.7; Ин 19.36); «Агнец закланный» (1 Петр 1.19; Откр 5.6) устанавливает новый Завет в Своей крови (1 Кор 11.25), искупляет стадо (Деян 20.28), осуществляет искупление грехов (Рим 3.24 сл) и примирение между Богом и людьми (2 Кор 5.19 слл; Кол 2.14). Как и в кн. Левит, подчеркивается значение крови (Рим 5.9; Кол 1.20; Еф 1.7; 2.13; 1 Петр 1.2,18 сл; 1 Ин1.7; 5.6 слл; Откр 1.5; 5.9). Но кровь эта изливается Сыном по воле Отца Его. Т. обр. Апостолы указывают на соответствие между принесением в жертву Исаака и Ж. Христа. Этим параллелизмом четко выявляется совершенство Голгофской жертвы: Христос, Сын возлюбленный, άγαπητός (ср Мк12.6; 1.11; 9.7), предает Себя на смерть, Отец же, из любви к людям, не щадит собственного Сына Своего (Рим 8.32; Ин 3.16). Так крест открывает внутреннюю природу «жертвы в благоухание приятное» (Еф 5.2): в своей духовной сущности Ж. является делом любви. Отныне смерть - удел греховного ч-ства - представляется в совершенно новой перспективе (Рим 5).
В Храме был предусмотрен стол для хлебов предложения; стол существует и в хр-ской общине - «стол Господень». Ап. Павел прямо сравнивает Евхаристию со священными трапезами Израиля (1 Кор 10.18). Но какое различие! Хр-не не только приобщаются к «святому» или даже «святому святых», - они приобщаются тела и крови Христовой (1 Кор 10.16), залога вечной жизни (Ин 6.53-58). Это участие означает и создает единство верных в одном теле (1 Кор 10.17). Так и осуществляется идеальное Ж., провиденное пр. Малахией (1.11), действительное для всех и на все времена.
2. Образы и действительность. - Многочисленные обращения к ВЗ-ной обрядовой терминологии в Евангелиях и в апостольских писаниях показывают глубинный смысл ветхого богослужения: оно готовило и прообразовывал о искупительное Ж. Посл, к Евреям ясно выражает это учение путем систематического сравнения обоих домостроительств. Иисус, К-рый есть и Первосвященник и Жертва, заключает, как Моисей на Синае, союз между Богом и Его народом. Отныне этот союз совершенен и окончателен (Евр 8.6-13; 9.15-10.18). Более того, Христос, подобно Первосвященнику в день очищения, совершает очистительное действо. Но теперь Он упраздняет грех пролитием Своей крови, более действенной, чем жертвенная кровь в Храме.
Верующим даруется уже не только « чистота тела (плоти)», но и «очищение совести» (9.12 слл). Личность Первосвященника и превосходство святилища, т.е. неба, где совершается Ж., обеспечивают абсолютную ценность и полную всеобъемлющую действенность жертвы Христа. Это Ж. - первообраз всех других, являвшихся только тенью реальности, - не подлежит повторению (10.1,10). Богослужение, согласно Откр Ин (5.6...) происходящее на небе вокруг закланного Агнца, подобно представлению, изложенному в Посл, к Евреям.
3. Жертвоприношение Главы и «духовная жертва» членов. - Пророки настаивали на внедрении обрядовых действий в повседневную жизнь: кн. Сир. приравнивала даже доброе поведение к Ж. (35. 1 слл). В НЗ мы находим то же духовное применение к хр-ской и апостольской жизни (Рим 12.1; 15.16; Флп 2.17; 4.18; Евр 13.15). Верующие, побуждаемые одушевляющим их Духом и находящиеся в жизненном общении со своим Господом, образуют « священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2.5).
СН
Авраам I 2 - Агнец Божий - благовония / ароматы 2 - вино I 2 - голубь 1 - дар ВЗ 3, НЗ 2 - Евхаристия IV 2, V - жертвенник - животные II 3 - Искупление НЗ 2 - кровь ВЗ 3 б, НЗ 1 - культ - милостыня ВЗ 3 - мир I 3 - мученик - начатки, первины, первенец I 2 а, II - огонь ВЗ II 1 - Пасха - пища I - святой - священство ВЗ II 1; НЗ I 1,2 - смерть - соль 2 - Союз / Завет - трапеза, II - умилостивление, очищение - хлеб II 3, III - Храм H3 III 1
Животный мир составляет часть природы, наиболее близкую к ч-ку. Эта родственность, к-рую мы можем порой не замечать, с особой силой ощущалась Евреями, жившими, более чем мы, в постоянном соприкосновении с Ж. Вот почему в Библии довольно часто используется свойство Ж. быть образным примером ч-ских характеров и положений: врага называют псом (ср Пс 21.17); вторгнувшееся в страну войско - тучей саранчи (ср Ис 33.4); под видом льва представляется иногда Бог, иногда враг (за амбивалентностью нек-рых символов следует различать двузначность в отношении добра и зла мира живых существ, к к-рому мы принадлежим); часто народ сравнивается со стадом (напр., в притче Нафана: 2 Цар 12.1-4; Иер 23.1-8; Иез 34; Ин 10.1-16); агнец служит даже образом Христа (Ин 1.29; Откр 5.6...), а Голубь - Духа Святого (Мф 3.16 п).
Вникая глубже в библ. текст, можно проследить, как люди, встретившись с силами животного мира, сталкиваются с ними и постепенно осознают свое превосходство.
Более того, говоря об этом животном мире, к к-рому они в известном смысле принадлежат и на к-рый проецируют, более или менее сознательно, свою собственную ситуацию, свящ. писатели раскрывают в конечном итоге трагедию людей и всего творения, жаждущих Искупления.
I. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЕНИИ
1. Могут ли животные быть выше человека? - Поклонение Ж., - каковы бы ни были его смысл и различные формы, - показывает, с каким благоговейным уважением нек-рые первобытные религии, как, напр., египетская, относились к ним. Иногда сам Израиль поддавался искушению обожествлять Ж. или поклоняться их изображениям (Исх 32; 3 Цар 12.28-32). Однако Закон Моисеев, предупреждения пророков и советы Премудрости помогают Евреям сойти с этого унизительного пути (напр. Прем 15.18 сл; ср Рим 1.23). Что же касается идолопоклонников, то их «священные» Ж. не только не охраняют их, но в конце концов служат орудием их наказания (Прем 15-16; Иез 39.4,17-20; Откр 19.17 сл, 21).
2. Связь между животным и человеком. - Сходство ч-ка с Ж-м, в особенности их общее происхождение из праха и ожидающая их общая участь - смерть, высказаны иногда с беспощадной откровенностью (Екк3.19слл; Пс 48.13). Чаще обе категории тварей, объединенные под общим наименованием «живущих», оказываются связанными братскими узами. То ч-к помогает Ж-му: Ной спасает от вод по паре от каждого вида Ж.; то Ж-ное помогает ч-ку: вещая ослица спасает Валаама (Числ 22.22-35); вороны питают пророка Илию (3 Цар 17.6); огромная рыба спасает непокорного Иону и возвращает его на правильный путь (Ион 2). Размышления о совершенстве природы животного мира приводят Иова к познанию всемогущества Творца (Иов 38.39 -39.30; 40.15-41.26). Наконец, они напоминают людям о том, что Бог не перестает изливать Свои благодеяния на все живые существа (напр. Пс 103. 27; 146.9; Мф 6.26).
Они так близки к ч-ку, что включаются в союз между Богом и Ноем (Быт 9.9 слл) и принимаются во внимание в Моисеевом законодательстве. Субботний покой простирается на вола, так же как и на раба (Исх 23.12; Втор 5.14). И в отношении к ним предписывается ч-чность (Исх 23.5; Втор 22. 6 сл; 25.4; ср 1 Кор 9.9; 1 Тим 5.18). Что касается виновных в чем-либо Ж., то они должны подвергнуться наказанию (Быт 9.5; Лев 20.15 сл); в нек-рых случаях их побивали камнями (Исх 21.28-32). Наконец, они привлекаются к участию как в покаянии людей (Ион 3.7), так и в их наказании (Исх 11.5).
3. Превосходство человека над животным. - Однако уже в повествовании о сотворении мира нек-рые замечания указывают на то, что ч-к вполне сознает свое превосходство над животным. Адам нарекает животным имена, утверждая этим свое владычество над ними (Быт 2.20). Ни одно из них не может стать для ч-ка «помощником соответственным ему» (Быт 2.18-23), поэтому скотоложество строго карается (Исх 22.19; Втор 27.21; Лев 18.23). Ж-ное может быть убито ч-ком, чтобы послужить ему пищей (Быт 9.2 сл). Превосходство ч-ка утверждается словами, звучащими как победная песнь торжествующего самосознания (Быт 1.26-30; Пс 8.6-9). Наоборот, Навуходоносору в наказание за его безумство «дается сердце звериное» (Дан 4.13). Озверение ч-ка связано с восстанием против духа, в конечном итоге против Бога.
Тем не менее у нек-рых свящ. писателей можно найти образы животных, как бы превосходящих ч-ка и являющихся реликтами древних верований. Каково бы ни было происхождение этих представлений, такие Ж. характеризуют нечто сверхприродное, относящееся иногда к области некоей сверхч-ской силы (Дан 7; Откр 9.3-11), граничащей с бесовской (Откр 12; 13; 16.13 сл; 20.1 слл), но иногда и к области божественной (Иез 1.4-24; Откр 4.6 слл).
II. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ИСКУПЛЕНИЯ
1. Мятеж и усмирение животных. - Существование свирепых Ж. осуществляет и представляет бунтующую против ч-ка природу и дисгармонию, проникшую в мир. Это состояние является последствием ч-ского греха. До непослушания Адама все Ж., по-видимому, были покорны тому, кто нарек им имена. Но из-за греха все творение, следовательно - и животный мир, поработилось тлению (ср Рим 8.19-22). Однако, путем предвосхищения или по мессианской милости, в нек-рых исключительных случаях, побежденные Ж. возвращаются к состоянию покорности, напоминающей о рае (Дан 6.17-25; 14.31-42; Пс 90.13; Мк 1.13; 16.18; Деян 28.3-6). В конце времен, когда мир будет совершенно очищен от своих грехов, свирепые Ж. исчезнут (Лев 26.6; Иез 34.25) или станут мирными (Ос 2.20; Ис 11.5 слл; 65.25). В нашедшей свое первоначальное единство вселенной природа перестанет быть мятежной. То же, что в ч-ке осталось от Ж-ного (ср Иак 3.2-8), окончательно покорится и преобразится (1 Кор 15.44 слл).
2. Снятие противоречия между чистым и нечистым. - Каким бы древним и таинственным ни было разделение Ж. на чистых и нечистых, (ср Лев 11; Втор 14), в иудействе оно соответствовало разделению ч-ства на две части - на чистых Израильтян и нечистых язычников - и ему благоприятствовало. Предписания о пище, касающиеся нечистых Ж., если не прямо вызывали, то усиливали разделение между этими двумя мирами, ибо невозможность вкушать пищу за одним столом препятствовала близкому общению. С этой точки зрения более понятным становится видение Петра в Иоппии (Деян 10), где упразднение разделения на чистое и нечистое между Ж. означает, что того же самого разделения нет больше среди людей. За этой, выражаемой в образе Ж., символикой стоял вопрос о единстве людей и о вселенскости Церкви.
3. Животные и богопочитание. - Не только все Ж., включенные во вселенную (Пс 148.7,10) или в Израиль (Ис 43.20), воспевают хвалу Творцу и Спасителю; они не только были подчинены Моисееву Закону и принимали участие в покаянии людей, но они также считались достойными служить для жертвоприношений и тем самым быть прообразом божественной Жертвы НЗ (Быт 22.13; Исх 13.12 сл). Знак, являемый закалаемыми Ж., требовал однако от Израильтян полного духовного участия в жертве и чаяния совершенства грядущих благ (Пс 39.7 слл; 50.18 сл; Евр 10.1-18). Но искупление вечное (Евр 9.12) могла принести только жертва Отрока Ягве - Иисуса, подобно агнцу, ведомому на заклание (Ис 53.7).
Так, через образы Ж. представляется, а иногда и переживается вся драма спасения: разделение и мятеж; идолопоклонство; разделение на чистое и нечистое; покорность Закону Моисееву; покаяние; приношения и жертвы; участие в спасении в Ноевом ковчеге; эсхатологическое умиротворение. Искаженное бесовским змеем, преследуемое сатанинским драконом, творение спасено и будет окончательно преображено благодаря жертве Того, Кто есть - Агнец Божий.
PL
звери и Зверь - сотворение ВЗ II 1 - человек I 1 б - чистый ВЗ I 1
Бог есть Бог живой и призывает нас к вечной Ж. От начала и до конца Библии глубокое ощущение Ж. во всех ее формах и очень ясное ощущение Бога открывают нам в Ж., к-рой ч-к жаждет с неустанной надеждой, некий священный дар, в к-ром Бог являет Свою тайну и Свою щедрость.
I. БОГ ЖИВОЙ
Призывать «Бога живого» (Ис Нов 3.10; Пс 41. 3...), выступать в качестве «раба Бога живого» (Дан 6.20; 3 Цар 18.10,15), клясться «Богом живым» (Суд 8.19; 1 Цар 19.6 ...) - значит не только провозглашать, что Бог Израилев есть Бог крепкий и действующий, но и давать Ему одно из имен, к-рые Ему наиболее угодны (Числ 14.21; Иер 22.24; ср Иез 5.11...) и свидетельствовать о Его изумительной силе Ж., Его всепоглощающем горении, к-рое не утомляется и не изнемогает (Ис 40.28), о «Царе вечном, гнева К-рого народы не могут выдержать» (Иер 10.10), о Том, Кто «присносущий», Кто «избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле» (Дан 6.26 сл). Тот факт, что Библия так дорожит наименованием «Бог живой», показывает, как ценна Ж. в глазах библ. ч-ка.
II. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
1. Жизнь - драгоценна. - Жизнь появляется на последних этапах творения, дабы его увенчать. В пятый день созданы «рыбы большие и всякая душа животных пресмыкающихся, к-рых произвела вода» (Быт 1.21), а также птицы. В свою очередь земля производит другие живые существа (1.24). Наконец Бог создает по образу Своему наиболее совершенное из живых существ - ч-ка. И чтобы обеспечить продление и рост этой зарождающейся Ж., Бог дарует ей Свое благословение (1.22,28). В силу этого, хотя Ж. и является временем тяжкого служения (Иов 7.1), ч-к готов жертвовать всем для ее спасения (2.4). Судьба души в аду представляется столь жалкой, что желание смерти может появиться только как результат какого-нибудь сильного потрясения, вследствие неслыханного и ужасного несчастья (Иов 7.15; Ион 4.3). Идеал - это долго пользоваться нынешним существованием (ср Екк 10.7; 11.8 сл) на «земле живых» (Пс 26.13) и умереть, как Авраам, «в старости доброй, престарелым и насыщенным жизнью» (Быт 25.8; 35.29; Иов 42.17). Потомства желают горячо (ср Быт 15.1-6; 4 Цар 4.12-17), потому что дети являются поддержкой родителей (ср Пс 126; 127) и как бы продолжают их Ж. Оттого-то и радуются, когда видят в большом числе, в местах народного стечения, глубоких старцев и маленьких детей (ср Зах 8.4 сл).
2. Жизнь - хрупка. - Все живые существа, и сам ч-к, обладают Ж. лишь преходящим образом. Они, по природе, подвержены смерти. Действительно, эта Ж. зависит от дыхания, т.е. от непрочного дуновения, к-рое существует независимо от воли и может быть упразднено малейшей причиной (ср дух). Будучи даром Божиим (Ис 42.5), это дуновение остается все время зависимым от Него (Пс 103.28 слл), ибо Он «умерщвляет и оживляет» (Втор 32.39). В самом деле, жизнь коротка (Иов 14.1; Пс 36.36), она - всего лишь дым (Прем 2.2), тень (Пс 143.4), ничто (Пс 38.6). Кажется даже, что она непрерывно уменьшается со времени своего возникновения (ср Быт 47.8 сл). Сто-сто двадцать лет, или даже только семьдесят-восемьдесят, стали ее крайним пределом (ср Быт 6.3; Сир 18.9; Пс 89.10).
3. Жизнь - священна. - Всякая Ж. - от Бога, но совсем особым образом это относится к Ж. ч-ка: чтобы сделать его душою живою, Бог вдунул ему в ноздри дуновение Ж. (Быт 2.7; Прем 15.11), к-рое Он же берет назад в момент смерти (Иов 34.14 сл; Екк 12.7, после колебания, проявленного в 3.19 слл). Вот почему Бог берет Ж. ч-ка под Свое покровительство и запрещает убийство (Быт 9.5 сл; Исх 20.13), даже и убийство Каина (Быт 4.11-15). Даже Ж. животного содержит в себе нечто священное; ч-к может питаться его плотью, но при том условии, чтобы вся кровь из нее вытекла, так как «душа тела в крови» (Лев 17.11): кровь - местопребывание души живой, к-рая дышит (Быт 9.4); и через нее ч-к входит в соприкосновение с Богом при жертвоприношениях.
III. ОБЕТОВАНИЯ ЖИЗНИ
1. Закон жизни. - Бог, К-рый «не хочет смерти умирающего» (Иез 18.32), создал ч-ка не для того, чтобы дать ему умереть, но для того, чтобы он жил (Прем 1.13 сл; 2.23); оттого Он предназначил ему земной рай и дерево жизни, к-рое должно было дать ему возможность «жить вечно» (Быт 3.22). Даже после того, как доступ к древу жизни пришлось запретить согрешившему ч-ку, возомнившему найти его своими собственными путями, Бог не отказался от того, чтобы обеспечить ч-ку Ж. В ожидании того момента, когда Он дарует Ж. ч-ку смертью Сына Своего, Он предлагает Своему народу «пути жизни» (Притч 2.19...; Пс 15.11; Втор 30.15; Иер21.8).
Эти пути - « законы и постановления Ягве», исполняя к-рые ч-к будет жив (Лев 18.5; Втор 4.1; ср Исх 15.26); тогда «число дней ч-ка будет полным» (Исх 23.26); он обретет «долготу дней своих и жизни, свет очей и мир» (Вар 3.13). Ибо это - пути праведности, а «праведность ведет к жизни» (Притч 11.19; ср 2.19 сл...) и «праведный своею верою жив будет» (Авв 2.4), тогда как нечестивые будут вычеркнуты из Книги Ж. (ср Пс 68.29). В чаяниях Израиля эта Ж. долгое время остается всего л ишь земной, но так как Израильская земля - это та, к-рую Ягве даровал Своему народу, «пробыть на ней много времени» - по Божию предназначению при условии верности (Втор 4.40 ..; ср Исх 20.12) - составляет исключительное счастье в мире, высшее чем у «всех народов земли» (Втор 28.1).
2. Бог - источник жизни. - Хотя эта Ж. и протекает целиком на земле, она все же питается прежде всего не земными благами, а приверженностью к Богу. Он - «источник воды живой» (Иер 2.13; 17.13), «источник жизни» (Пс 35.10; ср Притч 14.27) и «милость Его лучше, нежели жизнь» (Пс 62.4). Тем самым лучшие среди людей предпочитают всякому иному благу счастье всю Ж. пребывать в Его храме, где один день, проведенный перед Его лицом и посвященный Его хвале, «лучше тысячи» (Пс 83.11; ср 22.6; 26.4). Согласно пророкам, Ж. заключается в том, чтобы «взыскать Ягве» (Ам 5.4 сл; Ос 6.1 сл).
3. Жизнь после смерти. - Грешный Израиль изведал на опыте смерть, больше чем счастливую Ж. на земле, но и в лоне смерти ему открывается, что Бог продолжает призывать его к Ж. Из мрака пленения Иезекииль возвещает, что Бог «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33.11); пророк знает, что Израиль - как бы народ, подобный трупам, но он предвозвещает и то, что на эти сухие кости Бог наведет дуновение духа Своего и они оживут (37.11-14). Во время плена Второисаия созерцает Раба (Отрока) Ягве: «Он отторгнут от земли живых - за преступления народа» (Ис 53.8), «душа Его принесет жертву умилостивления» и, по смерти, «Он узрит потомство долговечное» (53.10). Т. обр., в роковом двуединстве грех-смерть существует трещина: можно умирать в наказание за свои грехи и все еще ожидать чего-то от Ж., можно умирать не за свои грехи, а за нечто иное, и, т. обр., умирая, найти Ж.
Гонения Антиоха Епифана послужили подтверждением этим пророческим видениям, показав, что можно умирать ради верности Богу. Такая смерть, принятая ради Бога, не могла отделить от Него, она могла только вести к жизни через воскресение: «Бог вернет им дух и жизнь... Они пьют от жизни неиссякающей» (2 Макк 7.23,36 - LXX и ц. слав). Они, спящие в прахе земли, «пробудятся и будут сиять, как светила на тверди», тогда как гонители пробудятся на «вечное поругание» (Дан 12.2 сл). В кн. Прем, эта надежда расширяется и преображает всю жизнь праведных: нечестивые, как живые мертвецы, едва родившись, перестают быть» (5.13), а праведники уже теперь «в руке Божией» (3.1) и от нее они получат «жизнь вечную... царство славы и венец красоты (5.15 сл).
IV. ИИСУС ГОВОРИТ: Я - ЖИЗНЬ
С пришествием Спасителя обетования становятся действительностью.
1. Иисус возвещает жизнь. - Согласно Иисусу, Ж. драгоценна, «больше пищи» (Мф 6.25); спасти чью-либо Ж. важнее, чем даже соблюдать субботу (Мк 3.4 п), ибо Бог «не есть Бог мертвых, но живых» (Мк 12.27 п). Он Сам исцеляет и возвращает к Ж., точно Ему нестерпимо присутствие смерти: если бы Он был там, Лазарь не умер бы (Ин 11.15,21). Эта власть давать Ж. является знаком того, что Он имеет власть над грехом (Мф 9.6) и приносит Ж. неумирающую, «жизнь вечную» (19.16 п; 19.29 п). Это - истинная Ж.; можно даже сказать просто, что это «жизнь» как таковая (7.14; 18.8 сл п). И понятно, что для вхождения в нее и обладания ею нужно пойти путем узким, пожертвовать всеми своими богатствами, даже членами тела и нынешней жизнью (ср Мф 16.25 сл).
2. В Иисусе - жизнь. - Как предвечное Слово Христос обладал Ж. от вечности (Ин 1.4). Воплотившись, Он есть «Слово жизни» (1 Ин 1.1); Он полновластно распоряжается Ж. (Ин 5.26) и дает ее в избытке (10.10) всем тем, кого Ему дал Отец Его (17.2). Он - «путь, истина и жизнь» (14.6), «воскресение и жизнь» (11.25). « свет жизни» (8.12), Он дает воду живую, к-рая в получающем ее становится «источником, текущим в жизнь вечную» (4.14). Он -« хлеб жизни» и ядущим Его плоть (см тело) Он дает жить Собою, как Он живет Отцом (6.27-58). А это предполагает веру: «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (11.25 сл), «иначе он не увидит жизни» (3.36) - такую веру, к-рая принимает Его слова и исполняет их, как Он Сам послушен Отцу Своему, потому что «заповедь Его есть жизнь вечная» (12.47-50).
3. Иисус Христос - Начальник жизни. - Христос Сам первый исполняет то, что Он требует; что возвещает, то и дает. Свободно, из любви к Отцу и Своим, как Добрый Пастырь за овец, Он отдает Свою Ж. (« душу Свою полагает», Ин 10.11,15, 17 сл; 1 Ин 3.16), чтобы снова приняв ее (Ин 10 17 сл) и став «духом животворящим» (1 Кор 15.45), даровать жизнь всем, кто верует в Него. Иисус Христос, умерший и воскресший, есть «Начальник жизни» (Деян 3.15), а призвание Церкви - «стать и говорить народу все слова жизни этой» (5.20): таков первый хр-ский опыт.
4. Жить во Христе. - Этот переход от смерти к Ж. повторяется в том, кто верует во Христа (Ин 5.24) и, « крестившись в смерть Его» (Рим 6.3), «как оживший от мертвых» (6.13) отныне «живет для Бога во Христе Иисусе» (6.10 сл). Он теперь знает живым знанием Отца и Сына, Им посланного, - что и есть вечная Ж. (Ин 17.3; ср 10.14). Его «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3.3) - в Боге живом, храмом К-рого он является (2 Кор 6.16). Т. обр. он причастен жизни Бога, от к-рой прежде был отчужден (ср Еф 4.18), равно как и от Его естества (2 Петр 1.4). Поскольку он принял от Христа Духа Божия, и его дух жив (Рим 8.10). Он более не подвластен принуждениям плоти; он может невредимым пройти через смерть и жить вечно (ср 8.11, 38), уже не для себя, «но для умершего для него и Воскресшего» (2 Кор 5.15); для него «жизнь - Христос» (Флп 1.21).
5. Смерть поглощена жизнью. - Уже на земле, чем больше хр-нин участвует в смерти Христа и несет Его страдания, тем больше он являет Его жизнь, даже в своем теле (2 Кор 4.10). Действительно, нужно, чтобы смертное было поглощено жизнью (2 Кор 5.4); тленное должно облечься в бессмертие, и это - такое изменение, к-рое, почти для всех, предполагает телесную смерть (ср 1 Кор 15.35-55). Телесная же смерть не только не означает неудачи жизни, а напротив закрепляет эту последнюю в Боге и тем доводит ее до полного расцвета, поглощая смерть в победе над ней (15.54 сл).
Откр. Ин. видит уже души мучеников на небе (6.9), и Павел желает умереть, чтобы «быть со Христом» (Флп 1.23; ср 2 Кор 5.8). Следовательно, Ж. со Христом, ожидаемая от Воскресения (ср 1 Фес 5.10), возможна уже сразу после смерти. Тогда можно быть подобным Богу и видеть Его таким, каков Он есть (1 Ин 3.2), лицом к лицу (1 Кор 13.12), и в этом и есть сущность вечной Ж.
Все же эта Ж. достигнет своего полного совершенства лишь в тот день, когда в ней станет участвовать воскресшее и прославленное тело, когда явится «Христос, жизнь наша» (Кол 3.4), в небесном Иерусалиме, «скинии Бога с человеками» (Откр 21.3), где будет течь река Ж. и расти -древо Ж. (22.1 сл; 22.14,19). «И смерти не будет уже» (21.4), она будет «повержена в озеро огненное» (20.14). Все будет полностью покорено Богу, К-рый будет «все во всех» (1 Кор 15.28). Это будет новый рай, где святые вкусят навеки саму Ж. Бога, во Христе Иисусе.
AAV & JG
бегать 2 - белый 0 - благодать, милость II 1, V - благословение - блаженство - Бог ВЗ III 1 - вода - возрастание - Воскресение - дар НЗ 3 - дерево - Дух Божий НЗ V 3 - душа I 1,2 - желание I - женщина, жена ВЗ 1,2 - крещение IV 2,4 - кровь - мать I 1, II 1 - могущество, сила - мудрость, премудрость ВЗ II 1 - насилие О - новое рождение - плод - плодовитость - победа НЗ 1 - радость ВЗ 1 - рай - свет и тьма ВЗ II 1, НЗ I 2 - светильник 2 - смерть - сотворение - спасение - старость 1 - человек I 1 а