К
КАИН Авель - брат ВЗ 1 - ненависть I 1,2
КАЛЕНДАРЬ время 0, ВЗ I, НЗ II 3 - День Господень НЗ III 3 - седмица - суббота
Палестина - область настолько каменистая, что у Еврея К. всегда под рукой, и образ К. легко приходит ему на ум. Вообще же в первобытной психологии и общеч-ской символике К. - твердый, долговечный, тяжелый - знак силы. Оба эти обстоятельства, вместе взятые, помогают понять, почему в Библии применяются к Мессии различные образы, связанные с символикой К.
1. Священные камни и жертвенник Христов. - Культ священных К., очень распространенный в первобытных религиях, был запрещен у Израиля. Однако было не мало отступлений от этого предписания под влиянием соседних народов - идолопоклонников; поэтому и становятся необходимыми предупреждения (Пев 26.1; Втор 16.22; Ис 57.6). Но вне этой связи с идолопоклонством употребление свящ. К. сохраняется со значением уже не магическим, а символическим: их действенность зависит только от воли Божией. Так, Иаков воздвигает К. священного памятника в Вефиле (Быт 28.16 слл); так же воздвигаются К. (Исх 24.4), символизирующие двенадцать колен, освященных близостью с жертвенником (28.10,21); так, из нетесанных К. строятся жертвенники, посредством к-рых Бог прикасается к земле и освящает ее (20.25; ср Мф 23.19).
Все же эти свящ. К., более или менее действенные знаки присутствия Божия, - образы Христа, в К-ром Бог являет Свое присутствие на земле. Прикровенно в НЗ (ср Евр 13.10; 1 Кор 10.18), более ясно у Отцов Церкви и в богослужении Христос отожествляется с жертвенником.
2. Камень-памятник и непреходящее значение Завета. - Хотя различие между свящ. К. и К.- памятником не всегда очень ясно, представление о непоколебимости и прочности связывается, по-видимому, не только с камнями, к-рые воздвигаются для засвидетельствования какого-либо договора (Быт 31.45-52) или для увековечения памяти умерших людей (Ис Нав 8.29; 2 Цар 18.17), но и еще более с теми, к-рые напоминают о Союзе-Завете, установленном между Богом и Его народом (Ис Нав 4.7,20-24; 24.26), том Завете, Закон к-рого написан на каменных скрижалях (Исх 24.12). Но то, что символизировало непреходящее значение Завета, оказалось как бы поврежденным от соприкосновения с Израильтянами с окаменелым сердцем (Иез 11.19) и стало даже символом этой сердечной ожесточенности и холодного внешнего формализма. Противоположный этому положению вещей, согласно предсказанному Иеремией и Иезекиилем (Иер 31.33; Иез 11.19; 36.26), новый закон будет «вложен во внутренность их», будет написан Духом на новых « плотяных» сердцах (2 Кор 3.3).
3. Скала в пустыне и Христос Спаситель. - Скала в пустыне, из к-рой Моисей извел воду, согласно ап. Павлу, означает Христа, К-рый Сам источает животворящую воду спасения (1 Кор 10.4). В этом Павел не только основывался на толкованиях раввинов, отожествлявших эту скалу с Ягве, сопровождающим Свой народ, но и продолжал все предание ВЗ. Свящ. писатели ВЗ постоянно напоминали об этом Чуде Моисея (Пс 77.15; 104.41; Прем 11.4; и др), потому что они вполне справедливо видели в нем дело милосердной силы Ягве, способной из сухого, раскаленного солнцем и безжизненного К. извлечь оплодотворяющую и живительную воду; может быть эта скала была для них также образом Ягве, изливающего Свои благословения (ср в этом смысле Иез 47.1-12; Зах 14.8; Откр 22.1). Мысль сопоставить воду из скалы с водой спасения, истекшей из ребра умершего Христа, уже выраженная ап. Иоанном (Ин 19.34; ср 7.37), предлагается многими Отцами Церкви.
4. Христос, - краеугольный камень, и христиане, - живые камни. - Спасение, принесенное Христом, должно действовать через испытания и кажущуюся неудачу: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла», возвещал уже Пс 117.22. Отвергнутый Своими, как Он это предрек в притче о виноградарях-убийцах, Христос становится краеугольным К., т.е. основанием здания или, что вероятнее, главою угла, т.е. замком свода (Мф 21. 42 п; Деян 4.11; 1 Петр 2.4,7). Он обеспечивает т. обр. связность св. храма; в Нем созидается и возрастает жилище Божие (Еф 2.20 сл).
Согласно другой метафоре, Христос - непоколебимый К. (Ис 28.16; Рим 9.33; 1 Кор 3.11 ;1 Петр2.6), на к-рый можно опереться с верою, так что верующие, словно живые К., включаются в строение дома духовного (1 Петр 2.5; Еф 2.21).
5. Христос - камень преткновения и камень сокрушающий. - Откр-м Божией любви и святости Христос заставляет ч-ка выбирать между светом и тьмой. Для гордых неверующих Он становится камнем преткновения (Ис 8.14; Рим 9.33; 1 Петр 2.8), скалою соблазна. И в конце концов враги Христа сокрушены; образ отвергнутого К., ставшего краеугольным, получает дальнейшее развитие у Лк: «Всякий, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит в прах» (20.17 сл). Может быть, здесь содержится намек на К., к-рым Даниил символизирует Мессию и Его царство, торжествующее над властями мира сего: «Камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их... а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан 2.34 сл).
6. Камни драгоценные и новый Иерусалим. - В качестве яркого знамения того преображения в славе, к-рое ожидает новый Иерусалим, утверждается, что святой град будет воздвигнут из драгоценных камней (Ис 54.11 сл; Тов 13.16 сл; Откр 21.10-21).
PL
глава 1,4 - жертвенник 1 - ожесточение - Петр - скала 1 - соблазн I 1,3 - созидать II, III 1 - Храм
КАРА испытание - наказания - печаль - страдание - труд II
КАТЕХИЗАЦИЯ предание - проповедовать I 4 - ученик - учить ВЗ I, H3 II
КЕСАРЬ Антихрист НЗ 3 - Вавилон 6 - царь НЗ I - числа II 2
КИРИОС Бог - Господь - Иисус Христос II 1 а - имя ВЗ 4, НЗ 3 - Ягве 3
КЛАДБИЩЕ ад ВЗ I - погребение - смерть ВЗ I 2,3 - сон I 1
КЛЕВЕТА ложь I - Сатана 0 - слово человеческое 1
КЛЯСТЬСЯ клятва - слово ч-ское
В большинстве религий ч-к обращается к божеству, дабы подтвердить торжественно верность своего слова, будь то обет, исполнение к-рого закрепляется К., или утверждение, за истинность к-рого он клятвенно поручается.
В3
1. - Во все времена ВЗ люди давали друг другу К. для закрепления союзов (Быт 21.22-32; 31.44-54), для обеспечения нерушимости своих обещаний (Быт 24.2-4; 47.29) или бесповоротности своих решений (1 Цар 14.44; 25.22). К. служила также порукой истинности утверждений в повседневной жизни (Суд 8.19; 1 Цар 20.3), в судебных следствиях (Исх 22.7,10), предсказаниях пророков (3 Цар 17.1; ср Дан 12.7). Это обращение к поруке Бога часто выражалось в испрашивании кары в случае нарушения К.: «Пусть то и то сделает мне Ягве...» (Руф 1.17; 1 Цар 3.17; 2 Цар 3.35; 3 Цар 2.23; 19.2; особенно в древности: Быт 24.38; Суд 10.11; 1 Цар 14.24,48).
2. - Можно понять, что Израиль часто приписывал К. и Самому Ягве: при заключении Своего Завета-Союза (Втор 4.31; 7.8), как ручательство за Свои обещания (Быт 22.16; 26.3), при возвещении Своего Суда (Числ 14.21; Ам 4.2; 6.8), для утверждения авторитета Своего слова (Иез 20.3; 33.11). Его обычное выражение в таких случаях: «Живу Я!» Основание слова Божия - только Он Сам.
3. Несмотря на силу, к-рую придавало К. присутствие и авторитет Праведного Судии, все же нередко имели место и клятвопреступления. Они осуждались в Синайских заповедях (Исх 20.7), и их неустанно обличали пророки (Ос 4.2; Мер 5.2; 7.9; Иез 17.13-19; Мал 3.5).
После плена остро ощущалось другое злоупотребление: частые К. именем Божиим в интересах низменного корыстолюбия, чем увеличивался риск клятвопреступления (Екк 5.1; Сир 23.9-11; Кумран). Предупреждения Мудрых не означали осуждения К. вообще, но свидетельствовали о лучшем понимании ее ценности и призывали прибегать к К. лишь в особо важных случаях.
НЗ
1. Учение Иисуса о К. учитывает сложность проблемы. Иисус никогда не прибегает к К. для утверждения авторитетности Своего учения. Он ограничивается тем, что предпосылает Своим более торжественным утверждениям Свое обычное выражение: «Истинно, истинно говорю вам». Кроме того, в Нагорной Проповеди Он предписывает Своим ученикам воздерживаться от К. (Мф 5.33-37): ч-к не может клясться тем, что принадлежит Богу, ибо не имеет над этим власти. Единственной порукой слову Его учеников должно быть их братское чистосердечие.
С другой стороны, Иисус строго обличает изворотливую казуистику книжников, предлагающих уловки для ослабления действительности К. (Мф 23. 16-22). Перед синедрионом Он соглашается ответить Первосвященнику, к-рый заклинает Его, перенося на Него ответственность за свою К. (Мф 26.63): при этих решающих обстоятельствах, когда Иисус провозгласил Свою миссию перед законной властью, Он как бы признал ценность К.
2. Павел, осуждая клятвопреступников (1 Тим 1.10), никогда не употребляет формул, отвергнутых Иисусом, а также и других, обычных у Иудеев. Тем не менее Он неоднократно берет Бога в свидетели в случаях, когда его утверждения лежат ему особенно близко к сердцу. Он призывает Бога в Свидетели своего бескорыстия (1 Фес 2.5,10; 2 Кор 1.23), своей искренности (Гал 1.20), своей любви к верным (2 Кор 11.11; Флп 1.8; Рим 1.9). По-видимому, наставление Иисуса о К. помогло ему совсем преодолеть чисто иудейские обычаи.
3. Другие писатели НЗ так же умерены в своих суждениях, как и Иисус. В Иак 5.12 своеобразно толкуется поучение Иисуса, данное в Мф 5.33-37, а в Евр 6.16 признается ценность К. Что же касается К., приписываемых Богу, то о них несколько раз упоминается в НЗ (Деян 2.30; Евр 3.11 слл; 6,13 слл; 7.20 слл), в особенности о К., подтверждающих обещание о пришествии Мессии.
Итак, НЗ передает учение Иисуса о необходимости искренних отношений между людьми, о благоговении перед Божиим величием и об исключительности тех случаев, при к-рых допускается К.
AG
аминь 1 - анафема НЗ - истина - ложь - обетования I - свидетельство - слово ч-ское 1 - Союз
I. ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГА
Слова писание и К. близки между собой, хотя и не вполне совпадают: К. представляет собой связную последовательность писаний, объединенных единством темы. Вот почему К. имеют обычно определенное заглавие, даже если оно в библ. тексте не всегда значится в начале данного писания. Заглавие и тему К. имеет оттого, что она является неким синтезом, представляя собой не просто ряд материальных строк и гранок, а органическое сложное целое, объединяющее нек-рые последовательные события в непрерывном повествовании или сочетающее в одном сборнике несколько родственных между собой письменных произведений - поэм, песен, изречений, притч, пророчеств.
К. рано появляется в Израиле: уже древние повествования используют два еще более ранних сборника эпических и лирических песен: «Книгу броней Ягве» (Числ 21.14) и «Книгу Праведного» (Ис Нов 10.13; 2 Цар 1.18). Существование этих сборников доказывает, что Израиль очень рано осознал своеобразие своей судьбы и непрерывную последовательность, с к-рой Бог руководил его историей. Уже само количество К., представляющих столь крепкое единство при таком различии типов, созданное за несколько веков этим совсем небольшим народом, свидетельствует о силе его веры, побуждавшей его выражать и решать встававшие перед ним вопросы: тут и общие исторические обзоры, и правовые кодексы, и поэтические и богослужебные сборники, и размышления над проблемами ч-ского существования.
II. КНИГА - ПАМЯТКА И СВЯЩЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
Свящ. происхождение нек-рых из этих книг мы можем проследить: это - законодательные и пророческие сборники; 3акон и пророки составляют одну из стержневых частей Библии.
Если в прямом значении этого слова трудно назвать К. «две скрижали Откровения» (Исх 31.18), содержавшие «закон и заповеди» (24.12), к-рые Моисей, получив от Бога, нес в руке (32.15) - так как эти каменные скрижали были, по-видимому, вроде применявшихся писцами глиняных дощечек, хотя и из более благородного материала, - то и здесь речь идет уже о некоем целом, к-рое должно было храниться и Свидетельствовать о воле их автора, т.е. самого Бога. Перед нами своего рода первый набросок и ядро сборников, образовавшихся впоследствии, постепенно развившихся и получивших названия: «Книга Завета» (Исх 24.7; 4 Цар 23.2,21), «Книга Закона» (Втор 28.58,61; 29.20; Ис Нов 1.8; 8.34) и «Книга Моисеева» (2 Пар 25.4; 35.12; Езд 6.18; Мк 2.26). Книга существует для того, чтобы ничего не терялось из повелений Божиих и чтобы служить постоянным свидетельством против исказителей (Втор 31.26 сл; ср Ис Нов 24.27).
Подобной же потребности отвечает образование пророческих сборников. Для Исаии недостаточно собрать учеников и внедрить в их сердца свое свидетельство (Ис 8.16), чтобы оно оставалось «откровением и свидетельством» и в народе (8.20); он получает повеление «вписать это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки» (30.8). Когда Иеремия дважды диктует Варуху краткое основное содержание всего, что он говорил за двадцать лет, он делает это в надежде, что такая ужасающая сводка «гнева и негодования, к-рое объявил Господь на народ сей» приведет его к раскаянию (Иер 36.2,7). Так К. Израиля характерны не только своим литературным обликом, но и своим неповторимым своеобразием: они не столько свидетельство, собранное народом о своем прошлом и о своем национальном облике, сколько свидетельство, данное Богом о Своей правде и о грехе ч-ка. Это именно то назначение Писания, на к-рое указывает ап. Павел: «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал 3.22).
III. КНИГИ ЗЕМНЫЕ И КНИГИ НЕБЕСНЫЕ
Поскольку книги, в к-рых собраны изречения пророков, - Слово Божие, то понятно, что такой тайновидец, как Иезекииль, начиная пророчествовать и задумываясь о своем призвании (миссии), видит себя съедающим небесный книжный свиток и повторяющим на земле текст, составленный на небесах (Иез 2.8-3.3). Это видение выражает очень ярко, не впадая в мелочной буквализм стольких последующих комментаторов, природу богодухновенной книги, являющейся всецело и делом Божиим и трудом писателя-ч-ка.
Есть, однако, некие еще более таинственные книги, содержание к-рых Бог хранит почти исключительно для Себя: такова «Книга для житья», куда Он вписывает язычников в число граждан Сиона (Пс 86.5 сл; Ис 4.3) и из к-рой Он вычеркивает лжепророков (Иез 13.9). А так как быть записанным в Иерусалиме означает именно быть записанным для продолжения «житья» (Ис 4.3), то эта книга оказывается тождественной с «Книгой живых» (Пс 68.29), куда Бог вписывает предопределенных Им для жизни на земле (Исх 32.32 сл) и на небе (Дан 12.1; Лк 10.20). И если существует К., в к-рой наши дни и все наши поступки вписаны еще до их свершения (Пс 138.16), то она отлична от тех книг, к-рые будут принесены и раскрыты в час Суда (Дан 7.10; Откр 20.12). Все эти образы выражают не столько какие-либо подсчеты, сколько служат к провозглашению абсолютной точности взора Божия и безошибочного выполнения Его замысла. Если в Его книге ведется какой-либо счет, то это счет нашим слезам (Пс 55.9).
IV. КНИГА ЗАПЕЧАТАННАЯ И ПРОЧТЕННАЯ
К. за семью печатями, к-рую держит в Своих руках Сидящий на престоле и к-рую один только закланный Агнец может раскрыть и прочесть (Откр 5.1-10), несомненно является К. пророческой, согласно преданию ВЗ (ср Ис 8.16; 29.11 сл; Иез 2.9), и, вероятно, итогом Писаний Израиля. Все эти К. приобретают, действительно, в Иисусе Христе новый и непредвиденный смысл. До Него они представлялись главным обр. как 3акон, как итог без конца нарушаемых Божиих заповедей, как подавляющее свидетельство нашей неверности. Но когда приходит Тот, «о Ком написано в книжном свитке», когда Иисус Христос говорит: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10.7 = Пс 39.9), - тогда открывается, что воля Божия исполнилась во всем, до последней йоты (Мф 5.18), и собрание Его слов представляется великим обетованием, наконец исполненным, - единым замыслом, доведенным до конца. В Иисусе Христе все различные К. (греч. βιβλία во мнж. числе) становятся одной книгой, единственной Библией (лат. biblia (единств, числе).
JG
Закон Б - предание ВЗ II 2 - предопределять 3,4 - Слово Божие
КНИЖНИК Закон В I - предание ВЗ II, НЗ I 1 - священство ВЗ II 2 - учить ВЗ II, НЗ I, II 2
Присутствие Божие в Израиле проявляется по-разному. К. 3. представляет собою в двояком значении один из его видимых знаков: в ящике длиной в 125 см, шириной и высотой по 75 см хранятся десять Слов, начертанных перстом Божиим на камне (Втор 10.1-5); и этот ящик, покрытый золотой крышкой («очистилище»), с изображенными над ней херувимами, есть престол или подножие Ягве (Пс 131.7; 1 Пар 28.2). Так Ягве, «восседающий на херувимах» (1 Цар 4.4; Пс 79.2), хранит свои Слова в подножии Своем (т.е. в К. 3.).
К. 3. под сенью Скинии представляет собою как бы подвижное святилище, сопровождающее Израиля от начала - со времени его ухода от горы Синая - до построения храма, где он затем устанавливается. После этого на первый план выдвигается Храм, а К. 3. отчасти теряет свое значение, о нем больше не говорится в текстах; по всей вероятности, он исчезает одновременно с Храмом при Вавилонском пленении. По-видимому во втором Храме К. 3. был заменен в культе умилостивительным жертвенником, «очистилищем», каковым прежде считалась его крышка.
Посредством К. Бог Завета проявляет Свое присутствие среди Своего народа, дабы руководить им и охранять его, дабы сообщать людям Свое слово и внимать их молитвам.
I. БОГ ПРИСУТСТВУЕТ СВОИМ ДЕЙСТВИЕМ
Через К. 3. конкретно действует присутствие Божие во время Исхода и завоевания Земли обетованной. Самое древнее упоминание (Числ 10.33) показывает, как Ягве Сам ведет Свой народ по пустыне; передвижение К. 3. сопровождается воинским пением (10.35; 1 Цар 4.5): он - эмблема священной войны, указывающий на участие, к-рое Ягве, «муж брани» (Исх 15.3; Пс 23.8), Сам принимает в осуществлении Своего обетования - при переходе через Иордан, при взятии Иерихона, при борьбе с Филистимлянами. В Силомском святилище, в связи с К. 3., появляется выражение Ягве-Саваоф (1 Цар 1.3; 4.4; 2 Цар 6.2). Со времени этого воинственного эпизода К. 3. сохраняет свящ. характер, внушающий страх и в то же время благодетельный. Его отожествляют с Богом, прилагая к нему Имя Его (Числ 10.35; 1 Цар 4.7). Он - «слава Израиля» (1 Цар 4.22; ср Плач 2.1), К. могущества сильного Иакова (Пс 131.5,8; 77.61), присутствие Бога Святого среди Его народа, требующее святости от каждого, кто хочет к нему приблизиться (1 Цар 6.19 сл; 2 Цар 6.1-11); итак, он выражает суверенную свободу Бога, не дозволяющего народу «овладеть» Им, но продолжающего оказывать ему Свои милости (1 Цар 4-6).
История К. 3. завершается его последним великим прославлением, когда Давид торжественно, среди народного ликования, вносит его в Иерусалим (2 Цар 6.12-19; ср Пс 23.7-10), где он находит себе место покоя (Пс 131; 2 Пар 6.41 сл) и где наконец Соломон помещает его в Храм (1 Цар 8). До этого передвижной К. 3. находился как бы в распоряжении колен Израилевых; после пророчества Нафана (2 Цар 7) Союз-Завет Израиля с Богом проходит через дом Давидов, осуществивший народное единство: особые свойства К. 3. переходят по наследству к Иерусалиму и Храму.
II. БОГ ПРИСУТСТВУЕТ СВОИМ СЛОВОМ
К. 3. является также местом пребывания Слова Божия. Прежде всего потому, что он содержит две скрижали 3акона, он постоянно поддерживает в Израиле « Свидетельство» Бога о Себе Самом, данное Им откр. Его воли (Исх 31.18), и ответ, данный на это слово Израилем (Втор 31.26-27). К. 3., К. свидетельства - вот наименования, применяемые к К. в связи с высеченными на скрижалях условиями Союза между Богом и Его народом.
Благодаря К. как бы продолжается встреча на Синае. Во время странствования по пустыне К. 3. остается тем местом, где Ягве продолжает открывать Себя: когда Моисей хочет вопросить о чем-либо Ягве, получить от Него слово к народу (Исх 25.22) или, наоборот, помолиться Ему за народ (Числ 14), он входит в скинию, и Ягве над К. 3. говорит к нему, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33.7-11; 34.34; Числ 12.4-8). Позже Амос представил свои пророческие глаголы исходящими из К., как из нового Синая (Ам 1.2), а Исаии была дана его пророческая миссия в то время, как он молился пред К. (Ис 6).
Т. же обр. и после Моисея верные для встречи с Богом становились пред К., чтобы слушать Его Слово, как Самуил (1 Цар 3), чтобы вопрошать Его через посредство священников, хранителей и толкователей 3акона (Втор 31.10 слл; 33.10), или чтобы молиться Ему, как Анна (1 Цар 1.9) или Давид (2 Цар 7.18). Это «почитание» К. 3. в дальнейшем также переходит на Храм (молитвы: Соломона 1 Цар 8.30; Езекии 2 Цар 19.14).
III. КОВЧЕГ В УПОВАНИИ ИЗРАИЛЯ И В НЗ
Иеремия, после 587 г., призывает не жалеть об исчезновении К. 3., ибо новый Иерусалим, став средоточием народов, сам будет престолом Ягве (Иер 3.16-17), и после установления нового союза-завета Закон будет написан в сердцах (Иер 31. 31-34). Иезекииль использует образ К. как передвижного седалища Ягве, чтобы изобразить уход из оскверненного Храма « славы», к-рая направляется к изгнанникам: отныне Бог будет присутствовать в Остатке, в святой общине (Иез 9-11). Иудаизм, по-видимому, надеялся на новое появление К. в конце времен (2 Макк 2.4-8), как это и представлено в Откр. Ин. (11.19). НЗ показывает, действительно, что К. получил свое исполнение во Христе, Слове Божием, обитающем среди людей (Ин 1.14; Кол 2.9), действующем для их спасения (1 Фес 2.13), становящемся их водителем (Ин 8.12) и подлинной жертвой умилостивления (Рим 3.25; ср 1 Ин 2.2; 4.10).
JB
Закон ВЗ I 3 - культ ВЗ I, НЗ III 2 - манна 1 - могущество I 1 - паломничество ВЗ 1 - присутствие Божие ВЗ II, III 1 - свидетельство ВЗ II 2 - слава III 2 - Храм ВЗ
КОЛЕНА ИЗРАИЛЕВЫ Израиль ВЗ 1 б - народ - отцы и Отец I 2 - царь ВЗ О
1. Преклонить колена перед кем-либо значит выразить символически свое неравенство с ним, признать себя стоящим ниже, показать свою подчиненность. Так, при прохождении Амана все должны были преклонять К. и падать ниц (Есф 3.2). К.П. перед Илией как ч-ком Божиим (4 Цар 1.13) принимает религиозную окраску. Первые хр-не несомненно усматривали подлинный акт поклонения (Мф 8.2) в том, что прокаженный стал «на колени» (Мк 1.40) или «пал на лицо» свое (Лк 5.12), и, наоборот, кощунственную пародию в глумлениях воинов (Мф 27.29 п). Такое действие прямо означает поклонение в глазах тех, «к-рые не преклонили колени перед Ваалом» (3 Цар 19.18 - Рим 11.4), или когда Ягве требует его исключительно для Себя (Ис 45.23; ср Мк 4.9). Наконец, хр-не знают, что перед именем Иисуса должно преклониться всякое К. (Флп 2.10) в свидетельство того, что Он - Господь.
2. Коленопреклонение при молитве есть как бы упрощенная форма падения ниц, и она выражает несколько иное расположение души, чем у ч-ка, стоящего или сидящего. Молитва, творящаяся тогда, не имеет ничего общего с речью, с увещанием или благословением: это мольба, иногда немая, глубокая, смиренная просьба. Четыре случая такой молитвы, общественной или частной, указаны в ВЗ. Перед концом посвящения Храма Соломон поворачивается к присутствующим, стоящим в нем, благословляет их и обращает к ним краткую речь (3 Цар 8.14-21); затем он снова поворачивается к жертвеннику и во время своей долгой молитвы (8.22-53) остается «на коленях», с руками, «распростертыми к небу» (8.54); наконец он встает и стоя благословляет народ, увещая его (8.55-61). Илия, после победы над жрецами Ваала, предчувствовал окончание засухи, к-рой было наказано отступничество Израиля. «Он взошел на верх Кормила и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленами своими» (3 Цар 18.42); и пошел дождь. Спустя несколько веков, узнав о браках Иудеев с иноплеменницами, Ездра «сидит в печали до вечерней жертвы»; затем он «встал с места сетования своего... пал на колени свои и простер руки свои к Господу Богу своему и сказал...» (Езд 9.4 сл) - произнес молитву, к к-рой народ в слезах присоединился (10.1). Наконец Даниил, один у себя в горнице, «три раза в день преклонял колени и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде» (Дан 6.10).
Самого Иисуса мы видим коленопреклоненным только при молитве в Гефсиманском борении (Лк 22.41), «повергающимся на землю» (Мк 14.35), «павшим на лицо Свое» (Мф 26.39). Но Лука часто упоминает о коленопреклонениях при торжественных обстоятельствах: коленопреклонение Стефана, прощающего своим палачам (Деян 7.60), Петра перед воскрешением Тавифы (9.40), Павла после его долгой прощальной речи к Ефесским пресвитерам (20.36), а также всех хр-н, собравшихся на берегу при расставании с Павлом (21.5). Преклонение К. вполне обычно при молитве, чтобы выразить мольбу в поклонении (Еф 3.14).
XLD
благословение II 0 - Иисус (имя) IV - поклонение
КОЧЕВНИК вино I 2 - град ВЗ 1 - пастырь и стадо 0 - пребывать - путь - чужестранец II
КРАСОТА благовония I - благодать I - добро шло I 1 - женщина ВЗ 3 - слава I
КРЕПОСТЬ град - сила I 1 - скала 1
Иисус Христос умер на К-те. К. - орудие искупления, стал вместе со смертью, страданием, кровью одним из основных символов, говорящих о нашем спасении. Он уже не знак позора, а исполнение воли Отца и знак славы, сначала для Самого Иисуса, а потом и для хр-н.
I. КРЕСТ ИИСУСА ХРИСТА
1. Соблазн Креста. - «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1.23). Так Павел выражает непосредственную реакцию людей своего времени на возможность искупления через смерть на кресте. Придет ли спасение грекоримскому миру через распятие - казнь, применявшуюся только к рабам (ср Фил 2.8) и не только мучительную, но и позорную (ср Евр 12.2; 13.13)? Как может принести Иудеям искупление труп, т.е. нечто нечистое, от чего надо избавиться как можно скорей (Ис Нов 10.26 сл; 2 Цар 21.9 слл; Ин 19.31), осужденный, висящий на древе и отмеченный знаком проклятия Божия (Втор 21.22 сл; Гол 3.13)? Как просто было присутствующим на Голгофе издеваться над Ним, предлагая Ему сойти с К. (Мф 27.39-44). Вполне понятно, что ужас охватил Его учеников. Даже Петр сразу после признания Иисуса Мессией не мог принять возвещения о Его страданиях и смерти (Мф 16.16-21 слл п; 17.22 сл п); как принял бы он весть, что это должно произойти через распятие? Не удивительно, что накануне Своих Страстей Иисус говорил, что все соблазнятся о Нем (Мф 26.31 п).
2. Тайна Креста. - Ни Сам Иисус, ни Его ученики после Него не пытались затушевать этого соблазна, ибо ему давала смысл некая сокровенная тайна. До Пасхи Иисус утверждал его необходимость для исполнения ( послушания) воли Отца (Мф 16.21 п). После Пятидесятницы, просвещенные славой Воскресшего, ученики Его в свою очередь утверждают эту необходимость, отводя соблазну К. его должное место в замысле Божием. Если Мессия был распят (Деян 2.23; 4.10), «повешен на древе» (5.30; 10.39) постыдным обр. (ср Втор 21.23), то это произошло из-за ненависти Его же братьев. Но в свете пророчеств это событие приобретает некое новое измерение: оно исполняет «написанное о Нем» (Деян 13.29). Поэтому еванг. повествования о смерти Иисуса содержат столько ссылок на Псалмы (Мф 27.33,60 п; Ин 19.24,28,36 сл): «надлежало Христу пострадать» согласно Писанию, как Воскресший объяснял идущим в Эммаус (Лк 24.25 сл).
3. Богословское учение о Кресте. - Павел принял от первоначального предания, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор 15.3). Это данное традиции служит отправной точкой его богословского размышления: признавая в К. подлинную мудрость, он «рассудил знать» только Христа распятого (2.2). Так проявляется мудрость замысла Божия, уже возвещенного в ВЗ (1.19 сл); через немощь ч-ка проявляется сила Божия (1.25). Развивая это глубинное прозрение, Павел открывает некий особый смысл даже в условиях, при к-рых происходило распятие. Иисус был «повешен на древе» как проклятый для того, чтобы искупить нас от клятвы Закона (Гал 3.13). Его труп, висевший на К. «в подобие плоти греховной», был необходим, чтобы Бог «осудил грех во плоти» (Рим 8.3); приговор закона был исполнен, но в то же время Бог «истребил его, пригвоздив ко кресту, отняв силы у начальств» (Кол 2.14 сл). Т. обр. «Кровию креста» Бог примирил с Собой всех (1.20); разрушив стоявшую посреди нас по причине греха преграду, Он установил мир и единство между Иудеями и язычниками, чтобы они составляли только одно тело (Еф 2.14-18). Итак, К. возвышается на границе между домостроительством ВЗ и НЗ.
4. Крест - вознесение к славе. - Согласно Ин, К. не просто страдание и унижение, обретающее в конце концов смысл через замысел Божий и его спасительные последствия. Он уже - предвосхищение славы Божией. Предшествующее предание, говоря о нем, всегда указывало затем на прославление Иисуса. По мысли же Ин уже в самой крестной смерти Иисус торжествует. Используя выражение «вознесен», к-рое до тех пор применялось к вознесению Иисуса на небо (Деян 2.33; 5.31), Ин говорит о распятии как о часе, когда Сын Ч-ский был «вознесен» (Ин 8.28; 12.32 сл), как новый медный змей - знамение спасения (3.14; ср Числ 21.4-9). В повествовании Ин о Страстях мы видим Иисуса, величественно грядущего навстречу Своему К. Он восходит на него, торжествуя, ибо на нем основывает Церковь, «даруя Духа» (19.30) и давая истечь из Своих ребер крови и воде (19.34). Отныне надлежит «взирать на Того, Которого пронзили» (19.37), ибо вера обращается к Распятому, чей К. есть живое знамение спасения. В том же смысле можно рассматривать в Откр. Ин «древо» спасения и «древо» креста как «древо жизни» (22.2,14. греч. 19).
II. КРЕСТ - ЗНАК ХРИСТИАНИНА
1. Крест Христов. - Сообщая, что оба свидетеля были замучены там, где Христос был распят, Откр. Ин (11.8) отожествляет участь учеников с участью Учителя. Именно этого и требовал Иисус: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16.24 п). Ученик должен не только умереть самому себе: К., к-рый он несет, означает, что он умирает для мира, что он порвал со всеми природными узами (10.33-39 п), принял образ гонимого, к-рого могут даже лишить жизни (23.34). Но в то же время он - знак его предвосхищенной славы (ср Ин 12.26).
2. Крестная жизнь. - К. Христов, к-рый, согласно Павлу, разделяет домостроительство 3акона от домостроительства веры, становится в сердце хр-на рубежом между двумя мирами: миром плоти и миром духа. Только в нем - оправдание хр-на, только в нем - его мудрость. Ч-к обращается лишь потому, что перед его глазами предначертан Иисус Христос распятый (Гал 3.1). Оправдывается он не делами Закона, а верою в Распятого; ибо он сам сораспялся Христу в крещении, так что умер для Закона, чтобы жить в Боге (Гал 2.19), и с миром (6.14) у него уже нет больше ничего общего. Поэтому он возлагает упование только на силу Христа, иначе бы он оказался «врагом Креста Христова» (Флп 3.18).
3. Крест - знак славы христианина. - В повседневной жизни хр-на «ветхий человек был распят» (Рим 6.6), так что он полностью освобожден от греха. Все его мировоззрение изменилось под влиянием мудрости К. (1 Кор 2). Силою этой мудрости он становится, по примеру Иисуса, смиренным и « послушным даже до смерти, смерти же крестной» (Флп 2.1-8). Он должен обычно устремлять взоры на образ Христа, К-рый «грехи наши вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2.21-24). Наконец, хотя следует всегда опасаться отпадения, ведущего к тому, чтобы «снова распинать в себе Сына Божия» (Евр 6.6), можно дерзновенно восклицать с Павлом: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, К-рым для меня мир распят, а я для мира» (Гал 6.14).
JA & XLD
безумие - гонение - дерево 3 - жертва НЗ I, II 1 - замысел Божий НЗ I 1, II, III 1 - Иисус Христос II 1 6 - испытание НЗ I - кровь НЗ 2 - любовь I НЗ 2 б - мудрость НЗ II 1 - наказания 3 - неверие II 2 - победа НЗ 1 - проповедовать II 3 - путь III - радость НЗ I 2, II 2 - следовать 26 - смерть НЗ II, III - соблазн I - страдание
По-греч. слово «крещение» является производным от глагола βαπτίζειν и означает «погружать», «мыть». Следовательно, К. есть погружение в воду или омовение. Символика воды как знака очищения и жизни слишком часто встречается в истории религий, чтобы ее наличие в языч. мистериях могло показаться удивительным. Но сходство с хр-ским таинством - чисто внешнее и не затрагивает глубинных реальностей. Искать аналогий следует прежде всего в ВЗ, в Иудейских верованиях и в Иоанновом К.
I. ВЗ И ИУДЕЙСТВО
1. Очистительное значение воды очень ясно выражено в ВЗ. - Оно проявляется во многих событиях свящ. истории, к-рые впоследствии стали рассматривать» как прообразы К.: напр., потоп (ср 1 Петр 3.20 сл) или переход через Чермное море (ср 1 Кор 10.1 сл). В различных случаях осквернения Закон предписывал обрядовые омовения, к-рые очищали и позволяли ч-ку вновь участвовать в богослужении (Числ 19.2-10; Втор 23.10 сл). Пророки возвещали излияние воды, очищающей от греха (Зах 13.1). Иезекииль связывает это эсхатологическое омовение с дарованием Духа Божия (Иез 36.24-28; ср Пс 50.9,12 сл).
2. Иудейство послепленной эпохи умножает число обрядовых омовений и крайне подробных предписаний о способе их совершать. Эти предписания проникаются духом формализма у фарисеев, современников Иисуса (Мк 7.1-5 п). Обычаи эти были символами очищения сердца и действительно способствовали этому очищению, если им сопутствовали покаянные чувства. Ко времени НЗ, и может быть уже немного раньше, раввины совершали погружение прозелитов, обращенных из язычников и присоединявшихся к Иудейскому народу (ср Мф 23.15). По-видимому, нек-рые даже считали это погружение таким же необходимым, как обрезание.
Обрядовое погружение в воду часто совершалось, согласно Иосифу Флавию, у Ессеев, а также в общинах Дамаска и Кумрана. Однако это не был обряд посвящения; к нему допускали только после долгого испытания, к-рое должно было выявить искренность обращения. Омовение повторялось ежедневно и выражало стремление к чистоте жизни и жажду очистительной благодати. При этом ч-к сам погружался в воду; когда же впоследствии к Иоанну Крестителю стали приходить каявшиеся, он совершал К. своими руками и раз навсегда.
II. КРЕЩЕНИЕ ИОАННА
Крещение Иоанна может быть сравнено с погружением прозелитов. Через это погружение вступали в народ Израилев; К. Иоанново осуществляло своего рода присоединение к подлинному потомству Авраамову (Мф 3.9 п), к Остатку Израиля, отныне изъятому от гнева Божия (Мф 3.7,10 п) и ожидающему грядущего Мессию. Это К. совершалось лишь один раз в пустыне для покаяния и прощения (Мк 1.4 п). Оно включало исповедание грехов и усилие окончательного обращения, что и должен выражать обряд (Мф 3.6 слл). Иоанн Креститель настаивал на нравственной чистоте; он не требовал ни от мытарей, ни от воинов отказа от их должности (Лк 3.10-14).
Иоанново К. устанавливало только временное домостроительство: это было водное К., подготовительное к мессианскому К. Духом Св. и огнем (Мф 3.11 п; Деян 1.5; 11.16; 19.3 сл) как наивысшему очищению (ср Пс 50), к-рым начинается новый мир, перспектива к-рого здесь как будто сливается с перспективой Суда. В действительности же дар Духа, посланного прославленным Мессией, не совпадает во времени с днем Суда (Лк 3.16 сл п).
III. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
1. Придя к Иоанну, чтобы принять К. от него, Иисус повинуется воле Отца Своего (Мф 3.14 сл) и смиренно ставит Себя в среду грешников. Он - Агнец Божий, берущий на Себя т. обр. грех мира (Ин 1.29,36). К. Иисуса в Иордане предвозвещает и подготовляет Его крещение «в смерть» (Лк 12.50; Мк 10.38), так что Его общественное служение протекает между двумя К. Это и хочет выразить ев. Иоанн, повествуя о том, что вода и кровь истекли из пронзенного ребра Иисуса, и утверждая, что Дух, вода и кровь имеют между собой тесную связь (Ин 19.34 сл; 1 Ин 5.6-8).
2. Крещение Иисуса Иоанном завершается нисхождением Духа Св. в виде голубя и возвещением Отцом небесным Его Богосыновства. Сошествие Духа Св. на Христа представляет собою как бы помазание на общественное служение, соответствующее пророчествам (Ис 11.2; 42.1; 61.1); в то же время оно возвещает Пятидесятницу, с к-рой начинается К. Духом для Церкви (Деян 1.5; 11.16), как и для всех тех, кто в нее войдет (Еф 5.25-32; Тит 3.5 слл). Признание Отцом, что Иисус Его Сын, предвещает усыновление верующих, причастных к Богосыновству Иисуса через дарование Духа (Гал 4.6). «Крещение в смерть» должно привести Иисуса к Воскресению; тогда, приняв полноту Духа, Его прославленное ч-ство станет «Духом животворящим» (1 Кор 15.45) и будет сообщать Духа тем, кто верует в Него.
IV. ХРИСТИАНСКОЕ КРЕЩЕНИЕ
1. Крещение водою и Духом. - Иоанн Креститель возвещал К. Духом и огнем (Мф 3.11 п). Дух есть обетованный мессианский дар. огонь же это Суд, начинающий совершаться с пришествием Христа (Ин 3.18-21; 5.22-25; 9.39). Действие того и другого начинается К. Христа, предшествующим К. Его верных. Павел видит предвестие хр-ского К. в переходе через Чермное море, избавившее Израиля от рабства (1 Кор 10.1 сл). Действительное же его осуществление начинается в день Пятидесятницы, к-рый есть как бы день К. Церкви Духом Св. и огнем. Петр тогда же возвещает народу, привлеченному чудесными явлениями этого дня, необходимость покаяться и креститься, дабы получить отпущение грехов и дар Св. Духа. Его слова находят немедленный отклик: охотно принявшие их крестились (Деян 2.38-41). Такой образ действий предполагает соответствующее повеление Христа, как оно возвещено у Иоанна (3.3 слл) и ясно выражено после Воскресения (Мф 28.19; Мк 16.16). К. совершается в нормальных условиях через полное погружение в воду (ср Деян 8.38) или же, если это невозможно, по крайней мере посредством окропления головы водой, на что есть указания в Учении 12 Апостолов (7.3). После К. происходит возложение рук, дабы крещеный исполнился дара Духа Св. (Деян 8.15 слл; 19.6).
Павел углубляет и дополняет учение о К., основанное на словах Спасителя (Мк 10.38) и на установившемся в Церкви обычае (Рим 6.3). К., преподанное во имя Христа (1 Кор 1.13), соединяет со смертью, погребением и воскресением Спасителя (Рим 6.3 слл; Кол 2.12). Погружение символизирует смерть и погребение Христа, а выход из воды - Воскресение в единении с Ним. К-м упраздняется тело греховное (Рим 6.6) и дается соучастие в жизни для Бога во Христе (6.11). Смерть в отношении ко греху и дар жизни неотделимы; омовение чистой водой есть в то же время и окропление кровью Христа, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр 12.24; 1 Петр 1.2), действенное участие в заслугах, приобретенных по праву для всех Христом на Голгофе, единение с Его воскресением (Еф 2.5 сл). К. является, следовательно, пасхальным таинством, общением с Пасхой Христовой; принявший К. умирает греху и живет для Бога во Христе (Рим 6.11); он живет самой жизнью Христа (Гал 2.20; Фил 1.21). Т. обр. осуществляется столь радикальное изменение: совлечение и смерть ветхого ч-ка и облечение в нового ч-ка (Рим 6.6; Кол 3.9; Еф 4.24), в новую тварь по образу Божию (Гал 6.15).
Подобное же учение, хотя и менее развитое, находится у Петра (1 Петр 3.17-21), к-рый видит в прохождении Ноя через воды потопа возвещение прохождения хр-на через воды К., прохождение, освобождающее силою воскресения Христова.
2. Крещеный и Пресвятая Троица. - К. во имя Иисуса Христа или Господа Иисуса (Деян 2.38; 8.16; 10.48; 19.5; 1 Кор 6.11) означает, что принявший К. принадлежит Христу, что он внутренне соединен с Ним. Этот главный результат представляется в разных своих аспектах: крещеный облекается во Христа, он - одно с Ним (Гал 3.27; Рим 13.14); все, принявшие К., объединены единством Христа (Гал 3.28) и Его прославленного Тела (1 Кор 12.13; Еф 4.4 сл); отныне они, соединяясь с Господом, «есть один дух» со Христом (1 Кор 6.17). К. во имя Иисуса предполагало, очевидно, употребление некой формулы, в к-рой упоминается только Христос. Тринитарная формула, к-рая стала затем преобладать (ср Учение 12 Ап. 7.1,3), происходит из текста Мф 28.19. Она отлично выражает, что принявший К. соединен не только с Сыном, но и с двумя другими лицами Пресв. Троицы: верующий принимает К. во имя Господа Иисуса и Духом Св. (1 Кор 6.11); он становится храмом Духа (6.19),приемным сыном Отца (Гал 4.5 сл), братом и сонаследником Христа, живущим в тесном единении с Ним и призванным разделить Его славу (Рим 8.2,9,19,30; Еф 2.6).
3. Обращение и вера крещения. - К. предполагает слушание еванг. проповеди и исповедание веры в Иисуса Христа (Деян 16.30 сл); главным же объектом веры, подводящим итог всему и охватывающим все, является Воскресение Христово (Рим 10.9). Однако объект веры может быть известен и под действием внутреннего озарения, когда Дух даруется до К. (Деян 10.44-48), и, по-видимому, вера отца семьи может быть достаточной для всех ее членов: так было с Корнилием и с тюремщиком в Филиппах (10.47; 16.33). Но вера во Христа не есть только согласие ума с еванг. благовестием; в нее входит полное обращение, всецелая отдача себя Христу, преображающая всю жизнь. Вера и приводит обычно к просьбе о К., в принятии к-рого она и достигает совершенства. Павел не отделяет никогда таинства от веры; и когда он говорит об оправдании верою, то только с тем, чтобы противопоставить его мнимому оправданию делами Закона, к-рыми превозносились иудействующие. Он всегда предполагает, что исповедание веры увенчивается принятием К. (ср Гал 3.26 сл). Верою ч-к отвечает на Божий призыв, к-рый был ему явлен апостольской проповедью (Рим 10.14 сл), и сам этот ответ есть дело благодати (Еф 2.8). В К. Дух овладевает верующим, включает его в тело Церкви и дает ему уверенность в том, что он вступил в царство Божие.
Совершенно ясно, что таинство не есть магическое действие. Полное обращение, требуемое им, должно быть отправной точкой новой жизни в непоколебимой верности.
4. Верность, требуемая от принявшего крещение. - Другие аспекты К. подчеркивают глубину духовного изменения, происходящего во время его совершения. Для оглашенного оно было новым рождением от воды и Духа (Ин 3.5), баней возрождения и обновления Св. Духом (Тит 3.5), печатью Духа в его душе (2 Кор 1.22; Еф 1.13; 4.30), благодаря к-рому он перешел от тьмы греха к свету Христову (Еф 5.8-14; Евр 6.4), новое обрезание, присоединившее его к новому народу Божию (Кол 2.11; ср Еф 2.11-22). Все сочетается в имеющем несравненное достоинство звании детей (сынов) Божиих (1 Ин 3.1). Речь идет не о некоем новом статическом состоянии, но о вступлении в состояние динамическое, в жизнь более высокую, к-рую хр-н никогда не должен унижать; отсюда - требование постоянного духовного усилия, чтобы делать все более действенными смерть греху и жизнь для Бога (Рим 6.12 слл). Ударение ставится то на единении со Страстями, то на Воскресении: обе эти стороны основываются на единой пасхальной реальности и остаются едиными нерасторжимо. Соединяясь с Пасхой Христовой своими усилиями и жертвенной верностью, принявший К. подготовляется ко вступлению в Царство славы Христа (Кол 1.12 сл), залог к-рого ему ниспослан в даре Духа (2 Кор 1.22; Еф 1.14).
FA
белый 2 - вера НЗ II 2,3 - вода IV 2 - вкушать 2 - Воскресение НЗ II 2 - голубь 3 - грех IV 2 д, 3 в - Дух Божий НЗ I 1 - жизнь IV 4 - избрание НЗ I - имя НЗ 3 а - Иоанн Креститель - исповедовать НЗ 1 - испытание НЗ II - культ НЗ II 2, III 2 - новый III 3 б - обрезание НЗ - огонь НЗ II - одежда II 4 - Пасха III 2 - печать 2 б - покаяние НЗ I, III, IV 1 - помазание III 5,6 - потоп 3 - прощение II 3 - Пятидесятница II 2 а д - радость НЗ 2 0 - свет и тьма НЗ II 2 - святой НЗ II, III - смерть НЗ II 1, III 1 - спасение НЗ II 2 - Тело Христа III 1 - Церковь III 2 б, IV, V 1 - чистый НЗ II 2
КРИК молитва - радость 0 - страдание ВЗ I 1
В позднем иудействе и в НЗ двухчленное выражение «плоть и кровь» обозначает ч-ка в его тленной природе (Сир 14.19; 17.30; Мф 16.17; Ин 1.13). то состояние, к-рое Сын Божий принял, придя на землю (Евр 2.14). Но за исключением этого случая в Библии говорится только о пролитой К. (в смысле лат. cruor), всегда в связи с потерей или отдачей жизни, в отличие от греч. мышления, связывавшего понятие крови (в смысле лат. sanguis) с понятием продолжения рода и с эмоциональностью ч-ка.
В3
Как все древние религии, религия Израилева признает за К. свящ. характер, так как К. - это жизнь (Лев17.11,14; Втор 12.23), а все, что касается жизни, связано с Богом, ее единственным Владыкой. Отсюда три вывода: запрещение убийства, запрет вкушать К. и употребление К. в культе.
1. Запрещение убийства. - Ч-к был сотворен по образу Божию, и поэтому один Бог властен над его жизнью; если кто-либо проливает К., то за это с него взыщет Бог (Быт 9.5 сл). В этом религиозное обоснование той из десяти заповедей, к-рая гласит: «Не убивай» (Исх 20.13). В случае убийства К. жертвы, как, напр., К. Авеля «вопиет об отмщении» убийце (Быт 4.10 сл; ср 2 Цар 21.1; Иез 24.7 сл; 35.6). Обычное право тех времен считает законным действие «мстителя за кровь» (Быт 9.6). Оно стремится только избежать бесконечно продолжающейся кровавой мести (ср Быт 4.15,23 сл) и подчинить ее нек-рым правилам (Втор 19.6-13; Числ 35. 9-34). К тому же, это отмщение берет на Себя Сам Бог: невинная К. падает на голову проливших ее (Суд 9.23 сл; 3 Цар 2.32). Вот почему гонимые верующие взывают к Нему, чтобы Он отметил за К. Своих служителей (Пс 78.10; 2 Макк 8.3; ср Иов 16.18-21 евр.), и Он Сам обещает это сделать, когда придет День Его (Ис 63.1-6).
2. Запрет вкушать кровь. - Запрет употреблять в пищу К. или не обескровленное по определенному обряду мясо (Втор 12.16; 15.23; ср 1 Цар 14.32-35), - гораздо более ранний, чем библ. откр. (ср Быт 9.4). Каков бы ни был его первоначальный смысл, он получает в ВЗ определенное обоснование: К., как и жизнь, принадлежит одному Богу; это Его часть, именно Ему принадлежащая при жертвоприношениях (Лев 3.17); ч-к может ею пользоваться только для «очищения своей души» (Лев 17.11 сл). Этот запрет К. сохраняется потом нек-рое время и в первоначальном христианстве, чтобы облегчить общение в трапезе между иудеями и обращенными язычниками (Деян 15.20-29).
3. Культовое употребление крови. - Свящ. характером К. определяется, наконец, ее различное употребление в культе.
а) Зовет, заключенный между Ягве и Его народом, скреплен на К. обрядом: половина К. жертв выливается на жертвенник, к-рый как бы представляет Бога, другая половина - на народ. Моисей объясняет этот обряд: «Вот кровь Завета, к-рый Ягве заключил с вами» (Исх 24.3-8). Этим устанавливается нерасторжимая связь между Богом и Его народом (ср Зах 9.11; Евр 9.16-21).
б) При жертвоприношениях К. также составляет основной элемент. Будь то при всесожжениях, или при «жертвах мирных», или при обрядах освящения, К. выливается священниками на жертвенник и вокруг него (Лев 1.5,11; 9.12; и др). В пасхальном обряде К. Агнца приобретает другое значение: ею мажут косяки и перекладины дверей (Исх 12.7,22), чтобы охранить дом от язвы губительной (12.13,23).
в) Обряды с пролитием К. имеют исключительное значение в очистительных богослужениях, так как «кровь душу очищает» (Лев 17.11). Ею окропляют (4.6 сл и др). В частности в день Очищения первосвященник входит в Святое Святых с К. жертв, принесенных за его грехи и грехи народа (16).
г) Наконец, К. жертвоприношений имеет освятительную силу. В обрядах посвящения священников (Исх 29.20 сл; Лев 8.23 сл,30) и освящения жертвенника (Иез 43.20) ею обозначается принадлежность Богу.
НЗ
НЗ прекращает кровавые жертвоприношения евр. культа и отменяет предписания Закона, относящиеся к кровной мести, потому что в нем осознано значение и ценность К. «непорочной», К. «драгоценной» (1 Петр 1.19), пролитой для искупления людей.
1. Синоптические Евангелия. - Идя Сам навстречу смерти, Иисус думает об ответственности Иерусалима: пророков прежних времен убивали, Он Сам будет предан, Его посланцев будут также убивать. Суд Божий над виновным городом не может не быть строгим: вся К. невинная, пролитая на земле, начиная от К. Авеля, падет на этот род (Мф 23. 29-36). Страсти Христовы включаются в эту трагическую перспективу: Иуда признается в том, что он предал К. невинную (27.4), Пилат умывает руки, а толпа принимает на себя ответственность за «кровь Его» (27.24 сл).
Но в этой трагедии есть и другая сторона. На Тайной Вечере Иисус указал на евхаристическую чашу как на «кровь Завета, за многих изливаемую во оставление грехов» (26.28 п). Т. обр., Его Тело, принесенное в жертву, и Его излитая Кровь превращают Его смерть в жертвоприношение, имеющее сугубое значение: это жертвоприношение Союза-Завета, через к-рое новый Завет приходит на смену Синайскому; и это жертвоприношение умилостивительное, согласно пророчеству об Отроке Ягве. Невинная К., неправедно проливаемая, становится К. искупления.
2.Ап. Павел. - Павел часто выражает смысл крестной смерти Христа, указывая на Его искупительную К. Иисус, обагренный Своею К., имеет отныне для всех людей то значение, к-рое прежде прообразно обозначалось очистилищем, крышкой на ковчеге Завета (см Евр 9.5), при обряде очищения (Рим 3.25): Он - место присутствия Божия и Он дает уверенность в отпущении грехов. Ибо К. Его имеет спасительную силу: ею мы оправданы (Рим 5.9), искуплены (Еф 1.7), приобретены Богу (Деян 20.28); ею осуществляется единство между иудеями и язычниками (Еф 2.13), людьми и небесными силами (Кол 1.20). И этой К. НЗ люди могут приобщаться, когда пьют от евхаристической чаши (1 Кор 10.16 сл; 11.25-28). Тогда между ними и Господом устанавливается глубокое единение эсхатологического характера: напоминается смерть Господа и возвещается Его пришествие (11.26).
3. Послание к Евреям. - Вхождение первосвященника в Святое Святых с умилостивительной К. рассматривается в Посл, к Евр. как пророческий прообраз Христа, входящего в небеса со Своей собственной К., чтобы приобрести для нас искупление (Евр 9.1-14). Этот образ соединяется с образом жертвоприношения Завета, принесенного Моисеем на Синае: К. Христа, К. НЗ, приносится для отпущения грехов ч-ских (Евр 9.18-28). Ею грешники получают доступ к Богу (10.19); эта К. «говорящая лучше, нежели Авелева» (12.24), обеспечивает освящение их (10.29; 13.12) и вводит их в стадо Доброго Пастыря (13.20).
4. Ап. Иоанн. - В Откр Ин слышится древнее учение о К. Агнца: этой К. мы омыты от грехов наших (1.5; ср 7.14); искупив нас для Бога, она соделала нас царями и священниками (5.9). Учение это тем более важно, что, как пишет тайнозритель, - Вавилон, город зла, упояется К. мучеников (18.24). Мученики победили Сатану К. Агнца (12.11), но их пролитая К. тем не менее вопиет о правом суде. Бог отмстит за нее тем, что даст пить К. людям, ее пролившим (16.3-7), прежде еще, чем их К. будет пролита в свою очередь и станет победной одеждой Слова, свершающего суд (19.13;ср Ис б З. З). Совсем иным является размышление ев. Иоанна о К. Иисуса. Он видел, как из ребра Христова, пронзенного копьем, вытекли вода и К. (Ин 19. 31-37), как двойное свидетельство о любви Божией, совпадающее со свидетельством Духа (1 Ин 5. 6 слл). И эти вода и К. продолжают изливать в Церкви свою животворящую силу. Вода - это знамение Духа, возрождающего и утоляющего жажду (Ин 3.5; 4.13 сл). К. же подается людям при совершении Евхаристии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную... [он] во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин 6.53-56).
CS & PG
Авель - Агнец Божий 2 - вино 2 6 - волшебство 2 а в - гонение - душа I 1 - Евхаристия - жертва - жизнь II 3 - Искупление НЗ 1,2 - мученик - насилие - обрезание ВЗ 2 - отмщение 1,4 - Пасха 1 6 6 - плоть I 1,3 б - свидетельство НЗ III 2 - Союз / Завет ВЗ I 3, НЗ I - умилостивление - чаша 3 - чистый НЗ II 2
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11.29). Говорящий это Иисус есть высшее откровение К. Божией (12.18 слл), а Своей заповедью «Блаженны кроткие» (5.5) Он - источник и нашей К.
1. Кротость Божия. - В ВЗ воспевается великая и милосердная благость Божия (Пс 30.20; 85.5), проявляющаяся в управлении вселенной (Прем 8.1; 15.1), и мы призываемся вкусить от нее (Пс 33.9). Слаще меда слово Божие, Его закон (Пс 118.103; 18.11; Иез 3.3), познание Его Премудрости (Притч 24.13; Прем 24.20) и верность Его закону (Сир 23.27). Бог питает Свой народ хлебом, удовлетворяющим всем вкусам; так открывает Он Свою К. (Прем 16.20 сл), давая вкусить от нее народу, возлюбленным супругом к-рого Он является (Песн 2.3), и эту К. Господь Иисус открывает нам до конца (Тит 3.4) и дает нам полностью вкушать от нее (1 Петр 2.3).
2. Кротость и смирение. - Моисей является образцом истинной К. - добродетели, отличной от слабости; она есть смиренная покорность Богу, основанная на вере в Его любовь (Числ 12.3; Сир 45.4; 1.27; ср Гал 5.22 сл). Эта смиренная К. составляет отличительную черту того « Остатка», к-рый будет спасен Богом, и Царя, К-рый принесет мир всем народам (Соф 3.12; Зах 9.9 сл = Мф 21.5).
Этих кротких, послушных Его Слову (Иак 1. 20 слл), Бог направляет (Пс 24.9), возвышает (Пс 146.6), спасает (Пс 75.10), Он дает им престол сильных (Сир 10.14) и возможность насладиться миром на Своей земле (Пс 36.11 = Мф 5.5).
3. Кротость и любовь. - Тот, кто покорен Богу, кроток по отношению к людям, в особенности к бедным (Сир 4.8). К. есть плод Духа (Гал 5.23) и признак присутствия той Премудрости, К-рая свыше (Иак 3.13,17). В своих двух формах - благости (греч. πραύτης) и снисхождения (греч. έπιείхεια), К. составляет отличительную черту Христа (2 Кор 10.1), Его учеников (Гал 6.1; Кол 3.12; Еф4.2) и их пастырей (1 Тим 6.11; 2 Тим 2.25). Она - украшение хр-ской женщины (1 Петр 3.4) и создает счастье ее семейного очага (Сир 36.23). Истинный хр-н, даже подвергаясь гонению (1 Петр 3.16), проявляет ко всем тихую К. (Тит 3.2; Флп 4.5); тем самым он свидетельствует, что «иго Господне благо» (Мф 11.30), ибо это - иго любви.
CS & MFL
бедные ВЗ III, НЗ I - вкушать - добродетели и пороки 3 - долготерпение - насилие II - смирение
Во всех религиях посредством К. устанавливаются определенные взаимоотношения между ч-ком и Богом. Согласно Библии, почин этих взаимоотношений - от открывающего Себя Бога Живого; ч-к отвечает Богу поклонением, к-рое принимает форму общественного К. В К. не только выражается потребность ч-ка в Творце, от К-рого он полностью зависит, но также выполняется определенная обязанность. Действительно, если Бог избрал народ, к-рый должен Ему «служить» и через это служение стать Его свидетелем, то избранный народ должен выполнять свое назначение определенным К. - Богослужением. (По-евр. соответствующее слово является производным от корня 'абад, означающего «служить».)
ВЗ
I. КУЛЬТ ИСТИННОГО БОГА В ИСТОРИИ
Библ. К. эволюционировал, и мы видим, как в ходе его истории в нем появляются такие, общие всем К., элементы как: свящ. места, предметы и лица (святилища, ковчег, жертвенники, священники), свящ. времена (праздники, суббота), священнодействия (очищения, посвящения, обрезание, жертвоприношения, молитва во всех ее видах), различные предписания культового характера (пост, запреты...).
До грехопадения взаимоотношения между ч-ком и Богом были совсем просты; при условии не нарушать запрета, относящегося к древу познания добра и зла, и этим выражать свою зависимость от Бога, ч-к мог есть от дерева жизни (Быт 2.9; 3.22); так он имел возможность, через действие культового характера, общаться с Богом. То же дерево жизни снова появляется в небесном Иерусалиме, где для служения Богу больше не требуется посредников между Богом и Его служителями (Откр 22.2 сл).
После грехопадения в К. появляется жертвоприношение; праотцы призывают имя Ягве и воздвигают Ему жертвенники (Быт 4.26; 8.20; 12.8). Но не каждый К. угоден Богу: Он не только взирает на внутреннее расположение поклоняющегося Ему (Быт 4.3 слл), но и запрещает нек-рые внешние формы, как ч-ские жертвоприношения (Быт 22; 4 Цар 16.3; Лев 20.2 сл), свящ. блудников (3 Цар 22.46; Втор 23.18) и даже изготовление изображений, символизирующих Бога невидимого (Втор 4.15-18; см Исх 32.4 сл). Когда через Союз-Завет Израиль превращается в народ Божий, его К. подчиняется все более строгому законодательству.
В средоточии этого К. находится ковчег Завета - символ Присутствия Бога среди Своего народа. Ковчег этот сначала был передвижной, затем устанавливался в различных святилищах (напр., в Силоме: Ис Нов 18.1), пока Давид не поставил его в Иерусалиме, где Соломон затем построил храм (3 Цар 6), ставший при вдохновляемой Второзаконием реформе единственным местом связанного с жертвоприношением К.
После плена К., сосредоточенный во втором Храме, следует обрядовым предписаниям, к-рые возводят к Моисею так же, как возводят к Аарону родословные священников, чтобы отметить связь К. с Союзом-Заветом, давшим ему основание. Эту связь премудрый Сын Сирахов подчеркивает незадолго до борьбы, к-рую вели Маккавеи, чтобы народ мог оставаться верным Закону и К. единого истинного Бога (1 Макк 1.41-64). Синагогальное богослужение, состоящее из молитв с песнопениями и предназначенное со времени плена поддерживать совместную молитвенную жизнь у евреев Рассеяния, дополняет богослужение храмовое. Однако оно не лишает Храма исключительных его преимуществ, и если такая секта, как Кумранская, и отмежевывается от Иерусалимского священства, то лишь потому, что она стремится к очищенному К. в обновленном Храме.
II. КУЛЬТОВЫЕ ОБРЯДЫ И ВОСПИТАНИЕ НАРОДА БОЖИЯ
Народ Божий заимствовал нек-рые элементы из обрядов соседних народов, отражающих быт кочевников-скотоводов или оседлых земледельцев; но этим обрядам он придает новый смысл, связывая их с эпопеей 3авета (напр. Втор 16.1-8 относительно Пасхи; Лев 23.43 относительно Кущей) и с жертвоприношением, его скрепившим (Исх 5.1 слл; 24.8; Пс 49.5). Т. обр. К. становится постоянной воспитательной силой, от к-рой религиозная жизнь Израиля получает свои три исторических измерения и свое движение.
К. прежде всего напоминает о событиях прошлого, возобновляя их празднование; затем он придает им актуальный характер и этим вновь оживляет народную веру в Бога, присутствующего и всемогущего, как и прежде (Пс80; 105; проповедь Втор 1-2; возобновление Союза-Завета: Ис Нов 24); наконец, он укрепляет в народе надежду и ожидание того дня, когда Бог установит Свое Царство и когда народы соединятся с освобожденным Израилем в служении истинному Богу.
Эта перспектива будущего получает весь свой размах лишь постепенно, благодаря пророкам, предвозвещающим новый Завет (Иер 31.31 слл). В особенности же в кн. Утешения (Ис 45) и в пророчествах послепленной эпохи (Ис 66.18-23; Зах 14. 16-21) единый Бог открывает Свой замысел: Он намерен явить Себя всем народам, чтобы они воздавали Ему должный К. как Творцу и всемирному Спасителю. пророки, свидетельствующие об этом замысле, провозглашают в то же время требования Бога Союза-Завета, К-рый не приемлет бездушного К. Так они борются с национальной узостью и с обрядовым формализмом, чтобы К. Израиля, становясь все более духовным, был тем действенным свидетельством, к-рого Бог ожидает от Своего народа.
III. ДУША ПОДЛИННОГО КУЛЬТА: ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТУ
К. Израиля становится духовным в той мере, в какой Израиль, наставляемый пророками, осознает внутреннюю сущность требований Союза-Завета, осознает также, что верность сердца - необходимое условие подлинного К. и доказательство, что у Израиля нет другого Бога, кроме Ягве (Исх 20.2 сл п). Бог-Спаситель, Бог Исхода и Десяти Заповедей, свят и требует, чтобы свят был и народ, из к-рого Ему угодно соделать народ священнический (Лев 19.2). Напоминая об этом, пророки не отвергают обрядов, но настаивают на сохранении их истинного смысла. Дары наших жертвоприношений должны выражать наше благодарение Богу-Источнику всякого дара (Пс 49).
Уже Самуил утверждал, что Бог отвергает К., воздаваемый непокорными (1 Цар 15.22). Амос и Исаия настойчиво повторяют это утверждение (Ам 5.21-26; Ис 1.12-20; 29.13), а Иеремия, в самом Храме «обличая испорченность сердец», провозглашает слово о тщетности совершаемого там К. (Иер 7.4-15,21 слл). Иезекииль, пророк-священник, предрекая разрушение Храма, оскверненного идолопоклонством, вместе с тем описывает новый Храм нового Завета (Иез 37.26 слл), к-рый будет культовым средоточием верного народа (Иез 40- 48). Пророк, возвещающий возвращение из плена, указывает, при каком условии будет угоден Богу К. Его народа: этот народ должен быть подлинно братской общиной (Ис 58.6 сл, 9 сл, 13; 66.1 сл).
Эта община откроется тем язычникам, к-рые будут бояться Бога и соблюдать Его Закон (Ис 56. 1-8). Более того, всемирный К. не должен быть сосредоточен в одном единственном месте (Мал 1.11). Такие перспективы значительно шире кругозора Сына Сирахова, но и он показывает себя наследником пророческого предания, тесно соединяя верность Закону с культовой обрядностью (Сир 34.18 слл; 35.1-16). И в Израиле, замкнувшемся в себе самом и в своем формализме от благовествования НЗ, Христос все же находит смиренные ( бедные) сердца, в к-рых псалмы поддержали и ощущение подлинной правды как условия истинного К. (Лк 1.74 сл) и ожидание Мессии, К-рому предстояло положить начало этому совершенному К. (Мал 3.1-4).
НЗ
I. КОНЕЦ ВЗ-НОГО КУЛЬТА
1. Исполняя Сам К. ВЗ., Иисус тем самым кладет ему конец. Прежде всего, следуя его обрядам и наполняя их духом Своей сыновней молитвы, Он его обновляет. Принесенный во Храм на восьмой день после Своего рождения (Лк 2.22 слл), Он в течение всей Своей жизни восходил туда на праздники (Лк 2.41; Ин 2.13; 10.22); Он часто проповедовал в местах культовых собраний (Мк 14.49; Ин 18.20). Как и пророки, Он требовал верности духу богослужения (Мф 23.16-23): без чистоты сердца обрядовые очищения тщетны (Мф 23.25 сл; 5.8,23 сл).
Однако жертвой Своей Он превосходит ВЗ-ный К, и проявляет Свое благоговение к древнему Храму, очищая его (Ин 2.14 слл). Но в то же время Он предрекает, что вместо этого Храма, обреченного на разрушение по вине Иудеев, воссоздастся новый - Его воскресшее тело (2.19 слл). Тогда настанет конец Иерусалимскому К. (Ин 4.21).
2. Первохристианская Церковь порывает с прообразным К. Иерусалимского Храма только в той степени, в какой она превосходит его. Апостолы молятся в Храме и там же учат (Деян 2.46; 5.21). Но, как провозглашает первомученик Стефан, истинный Храм это тот, в к-ром обитает Бог и царит Иисус (Деян 6.13 сл; 7.48 сл,55 сл). Оттого и an. Павел, считаясь с обращенными иудеями, соглашается участвовать в культовых обычаях, к-рым те остаются верны (Деян 21.23,26; ср 1 Кор 10.32 сл), но он неизменно проповедует о том, что обрезание не имеет более значения и что хр-н уже не подчинен прежним предписаниям К. Хр-ский К. - иной (Гал 5.1,6).
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НОВОГО КУЛЬТА
1. Иисус возвещает новый вид служения Богу «в духе и истине»; истинный К. есть К. духовный; в нем могут быть обряды, но самое главное - присутствие Духа Св., К-рый дает исполнять его тем, кого Он возродил (Ин 4.23 сл; ср 7.37 слл; 4.10,14). Жертва Христа, запечатлевающая новый Завет (Мк 10.45; 14.22 слл), сообщает богодухновенным формулам ВЗ-ного К. их новый смысл (Евр 10.1-18; ср Пс 39.7 слл); она также основывает новое богослужение, ибо ею воистину искуплены грехи мира и вечная жизнь подается тем, кто приобщается тела и крови Христовых (Ин 1.29; 6.51). На тайной Вечере Христос Сам установил эту жертвоприносительную трапезу и заповедал ее возобновлять (Лк 22.19 сл).
2. Церковь исполнила Его завет. На своих богослужебных собраниях первые ученики завершают
молитвы и трапезу «преломлением хлеба» (Деян 2.42; 20.7,11), т.е. обрядом Евхаристии, традиционный смысл и требования к-рого Павел напоминает тем, кто о них забывает (1 Кор 10.16; 11.24).
Чтобы участвовать в Евхаристии, надо быть предварительно присоединенным к Церкви обрядом крещения, предписанным Иисусом (Мф 28.19), как условие новой жизни (Мк 16.16; Ин 3.5) и совершаемым Апостолами уже со дня Пятидесятницы (Деян 2.38-41). Наконец, возложением рук Апостолы низводят на крещеных Духа Св. (8.15 слл).
К этим трем основоположным обрядам хр-ского К. присоединяются нек-рые, воспринятые через предание, обычаи неодинаковой ценности: празднование воскресенья, «первого дня недели» (20.7; 1 Кор 16.2), « дня Господня» (Откр 1.10), правила благочиния, как, напр., ношение покрывала -женщинами или их молчание на богослужебных собраниях, установленные ради порядка и мира (1 Кор 11.5-16; 14.34,40).
III. СТРУКТУРА И ТРОЙНОЙ АСПЕКТ ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТА
Церковное богослужение, как прежде израильское, представляет три аспекта: оно служит воспоминанием о деле Божием, совершенном в прошлом; оно актуализирует его, и этим оно помогает хр-ну жить в надежде на тот День, когда явится во Христе полнота славы Божией. Но, несмотря на заимствование нек-рых обрядов из ВЗ-ного К., хр-ское богослужение - не просто прообраз грядущего, а его образ; его новизна - в его основе, к-рую составляет совершенная и окончательная жертва Христа, Сына Божиего (Евр 1.2 сл). Через Него Отец прославляется в совершенстве; Им все люди, на Него уповающие, очищаются от грехов своих и могут объединиться в сыновнем почитании, к-рое Христос воздает Отцу Своему на небе и сущность к-рого есть жизнь вечная (7.26; 8.1 сл; 9.14,26).
1. Великое дело прошлого, память к-рого оживляется хр-ским К., это - жертва Христа нашего ради спасения, жертва, плоды к-рой - воскресение и дарование Духа Св. Этой жертвой прекращается ВЗ-ный К., предназначенный выражать и поддерживать в смирении и уповании ожидание спасения, ныне совершившегося (7.18-28). Христос, через наше участие в Евхаристии, дает нам средство принимать плоды жертвы, принесенной Им на жертвеннике креста (13.10).
2. Ныне действительно осуществляется общение, предуготавливающее нас к вечному общению на небе; знак его и средство - евхаристический обряд, средоточие нового К. и проводник новой жизни. Этим обрядом Христос прославленный таинственно присутствует среди нас, чтобы мы приобщились к Телу и Крови, принесенными Им в жертву, и т. обр. были бы все одно тело, прославляя Отца через Христа и со Христом, движимые Духом Св. (1 Кор 10.16 сл; 11.24 слл; Флп 3.3).
Тем самым мы имеем доступ к небесному святилищу (Евр 10.19 слл), где пребывает Христос, вечный Первосвященник (7.24 сл; 9.11 сл, 24); там совершается единственно достойный Бога живого К. - поклонение Отцу в духе и истине (Ин 4. 23 сл; Евр 9.14). Он совершается Агнцем, закланным перед престолом Бога, в небе, т.е. в истинном Храме Божием, где находится подлинный ковчег Завета (Откр 5.6; 11.19). Избранные, славящие Бога пением «Свят, свят, свят», отзвук к-рого слышал Исаия (Откр 4.2-11; Ис 6.1 слл), славят также и Агнца, Сына Его (14.1), сделавшего их Царством священников, чтобы присоединить их к Своему совершенному богослужению (5.9-13).
С обрядами, соединяющими нас со Христом и с Его небесным богослужением, связаны требования нравственного порядка. крещением мы умерли греху, чтобы жить святой жизнью воскресшего Христа (Рим 6.1-11; Кол 3.1-10; 1 Петр 1.14 сл). Вследствие этого, грешить - значит становиться недостойными приобщаться Тела и Крови Господних; если мы все же это делаем, то сами себя осуждаем (1 Кор 11.27 слл). Напротив, Следовать за Христом, постоянно и с верностью приобщаться к любви, вдохновившей Его жертву, - значит быть живой жертвой, угодной Богу (Еф 5.1 сл; Рим 12.1 сл; 1 Петр 2.5; Евр 12.28); тогда и наш литургический К. песнопениями хвалы выражает духовный К. нашего непрестанного 6лагодарения Отцу через Сына Его, Господа Иисуса (Кол 3.12-17).
3. В последний день прекратятся обряды, возвещающие Агнца, совершаемые нами, доколе Он не придет в ответ на призыв Его Невесты (Маранафа - «Гряди, Господи!») для совершения брачной трапезы с нею (1 Кор 11.26; 16.22; Откр 19.7; 22.17). Тогда не будет больше Храма как символа присутствия Божия; в небесном Иерусалиме слава Господня не будет уже проявляться знамениями (21.22). Ибо в святом и вечном граде служители Божий, воздающие Ему поклонение, будут уже не грешниками, а сынами, к-рые, в обновленной и озаренной славою Бога и Агнца вселенной, будут видеть Отца своего лицом к лицу и будут из Его источника пить живую воду Духа (21.1-7,23; 22.1-5).
MFL
благовония 2 - благодарение - благословение III 3 - благочестие ВЗ 2, НЗ - видеть ВЗ I 2 - вино I 2 - волшебство 2 в - гора II 2 - День Господень 0, ВЗ I, НЗ III 3 - елей 1 - Евхаристия - жертва - жертвенник - животные II 3 - Закон А1 - идолы I - искать 1 - кровь ВЗ 3 - молитва - народ А II 6, Б II 6 - огонь ВЗ II 1, НЗ II 2 - память 1 6,4 б - Пасха I 5, III 1 - плен II 2 - покаяние ВЗ I 2, III 1 - поклонение - погребение 1 - пост 2 - праздники - присутствие Божие ВЗ III 1, НЗ II - пророк ВЗ III 3 - прообраз ВЗ II4 - радость ВЗ II 1 - светила 1,3 - святой ВЗ II, НЗ IV - священство - служить II 1 - смерть ВЗ I 3 - совесть 3 - Союз / Завет ВЗ I 3,II 1 - суббота - хвала III, IV - хлеб II - храм - чистый ВЗ I