Минск "Харвест" - Москва "Аст"
2000

1 Дж. С. Милль. Система логики. Введение, § 1 (пер. В.Н. Ива­новского).

2 От греч. όρδόξ - прямой; ортоидный - идущий в одном направлении, имеющий характер прямой линии. - Прим. ред.

3 Ср. также высказывание Больцано: «Относится ли к ло­гике, например, вопрос о том, помогает ли данное ле­карство для укрепления памяти? А так должно было бы быть, если бы логика была ars rationis fbrmandae в полном смысле слова» («Wissenschaftslehre», 1837).

4 Впрочем, весь 4-ый том «Wissenschaftslehre» посвящен специально задаче, выраженной в определении. Но получа­ется странное впечатление, когда видишь, что несравненно более важные дисциплины, которые обсуждаются в первых трех томах, должны представлять просто вспомогательные средства для технического учения о научных учебниках. Ве­ликое значение этого далеко еще не достаточно оцененно­го и даже почти незамеченного произведения покоится, разумеется, на исследованиях первых трех томов.

5 Кант И. Критика чистого разума. Введение в трансцен­дентальную логику I, последний абзац.

6 Кант И. Логика. Введение II.

7 Кант И. Критика чистого разума.

8 Кант И. Логика.

9 Если Кант и считает, что общая логика с практическим отделом есть contraditio ill adjecto, и потому отказывается от деления логики на теоретическую и практическую, то ничто не мешает нам все же ценить как практическую дисциплину то, что Кант называет прикладной логикой. «Практическая логика», в обычном смысле, вовсе не предполагает обязатель­но «знания известного рода предметов, к которым она при­меняется», но зато предполагает знание разума, которому она способствует в его стремлении к познанию. Применение мо­жет идти в двух направлениях: мы можем использовать логи­ческие правила для отдельной области знания - это от­носится к отдельной науке и к ее методологии. Однако, мыслимо также из идеальных, независимых от особеннос­тей человеческого ума законов чистой логики (если таковые существуют) вывести практические правила, которые счита­лись бы с особой природой человека (in specie). Тогда мы имели бы общую и все же практическую логику.

10 Бенеке стремится подчеркнуть свое убеждение в прак­тическом по существу характере логики в самих заглавиях своих изложений логики - «Lehrbuch der Logik als Kunstlehre des Denkens», 1832, «System der Logik als Kunstlehre des Denkens», 1842 («Учебник логики, как технического учения о мышлении и «Система логики, как технического учения о мышлении»). Ср. по существу предисловие и введение к «Си­стеме» и полемику с Гербартом.

11 Для выдвигаемого нами вопроса важно не столько глав­ное произведение Милля «Система логики», сколько его по­лемическая работа против Гамильтона.

12 Есть русский перевод труда Зигварта, принадлежащий И.Давыдову. (Спб. 1908).

13 Сам Кант хотя и противопоставляет психологическим законам, устанавливающим «каков разум, и как он мыслит», логические законы в качестве «необходимых правил», указы­вающих, «как он должен мыслить» (ср. Vorlesungen iiber Logilc. WW. Hart. Ausgabe VIII, S. 14), но в конечном счете вряд ли хо­тел установить понимание логики как нормативной дисцип­лины. Это ясно видно из того, что он соподчиняет логику и эстетику, сообразно обоим «основным источникам духа», разумея под последней «науку о законах чувственности во­обще», под первой - (рациональную) «науку о законах разу­ма вообще». Как эстетика в этом кантовском смысле, так и его логика не имеют значения дисциплин, в основе которых ле­жат определенные цели. (Ср.: Критика чистого разума: Введе­ние в трансцендентальную логику. I)

14 Ср. выше § 15.

15 Дж. С.Милль. Обзор философии сэра Виллиама Гамиль­тона. Спб., 1869.

16 Лunnc. Основы логики. Изд. Поповой.

17 Я употребляю выражения «психологист», «психологизм» и т. д. без всякого «оттенка» осуждения, так же, как Штумпф в своей работе «Psychologie und Erkenntnisstheorie».

18 «Что логика есть психологическая дисциплина - это столь же достоверно, как и то, что познавание происходит только в психике, и что мышление, завершающееся им, есть психологический процесс» (Липпс, Основы логики).

19 Однако сам Зигварт в своем способе трактования логи­ки придерживается всецело психологистического направ­ления.

20 Эта точка зрения проступает со все возрастающей яс­ностью в произведениях Милля, Зигварта, Вундта, Гефлера-Мейнонга. Ср. цитаты и критику в гл. VIII, § 49 и след.

21 Ср. противоположную точку зрения у Штумпфа. Что у него речь идет не о логике, а о теории познания, - это, оче­видно, не составляет существенного различия.

22 Я употребляю термин «приблизительный» (vage) как противоположность точному. Он отнюдь не должен выра­жать неуважения к психологии, умалять значение которой я нисколько не имею в виду. Естествознание во многих, в осо­бенности в конкретных дисциплинах имеет приблизитель­ные «законы». Так, например, метеорологические законы лишь приблизительны, однако они имеют большую ценность.

23 Ср., например, цитированные выше положения из статьи Липпса о задачах теории познания.

24 Ср. выше §21.

25 Я подразумеваю под этим смысл суждений «А и В», т. е. то и другое истинно, или же «А или В», т. е. одно из двух истин­но, из чего не следует, что истинно только одно.

26 Ср. систематические соображения гл. VII о скептичес­ки-релятивистической противоречивости всякого воззре­ния, которое ставит логические законы в зависимость от фактов.

27 Приложение к этому и ближайшему параграфу дает об­щее рассмотрение принципиальных недостатков эмпиризма, поскольку такое рассмотрение необходимо в интересах обо­сновываемого нами идеалистического направления в логике.

28 Дж. С. Милль. Логика, кн. II, глава VII, § 4.

29 Спенсер, надо думать, по небрежности, вместо закона противоречия ссылается на закон исключенного третьего.

30 Согласно тому понятию скептицизма, какое мы развива­ем в гл. VII, эмпиризм, следовательно, тоже характеризуется как скептическая теория. Виндельбанд весьма метко прилагает к нему слова Канта о «безнадежной попытке». Эмпиризм, гово­рит он, есть безнадежная попытка «обосновать посред­ством эмпирической теории то, что само является предпосылкой всякой теории» .

31 Формулировки Гейманса. Родственную со второй фор­мулировку дает Зигварт: «Невозможно одновременно со­знательно утверждать и отрицать одно и то же положение».

32 См. Выше конец цитаты из полемической книги Милля против Гамильтона. В другом месте он говорит также: «Два суждения, из которых одно отрицает то, что утверждает другое, не могут быть мыслимы вместе», а затем он толкует «thought», как «believed».

33 Гефлер и Мейнонг совершают ту же ошибку, приписы­вая логическому принципу идею несосуществования.

34 Известно, что теория познания Канта в некоторых от­ношениях стремится выйти за пределы психологизма ду­шевных способностей как источников познания и, действи­тельно, выходит за их пределы. Но здесь для нас важно, что она в других отношениях сильно вдается в психологизм, что, правда, не исключает живой полемики против иных форм психологического обоснования познания. Впрочем, не только Ланге, но и значительная часть неокантианцев отно­сятся к психологическому направленно в гносеологии, как бы они ни протестовали против этого. Ведь трансценден­тальная психология тоже есть психология.

35 Лaнгe в «Logische Studien» также говорит, что фактичес­кое уничтожение противоречивого в наших суждениях есть первичная основа логических правил.

36 Прошу принять во внимание, что термин «познание» в пред­лагаемом произведении не употребляется с весьма распрост­раненным ограничением его только областью реального.

37 Ср. глава V, приложение к §§ 25 и 26.

38 В этом его должны признать правым те, кто считает воз­можным делать различие между субъективными и объектив­ными истинами, отрицая за суждениями восприятия, каса­ющимися собственных переживаний сознания, характер объективности: как будто бытие для меня - содержание со­знания, как таковое, не есть вместе с тем бытие по себе; как будто субъективность в психологическом смысле противо­речит объективности в логическом смысле.

39 Ср. § 32, образующий введение к этой главе.

40 «Эти положения должны были бы быть достоверны а priori, в том смысле, чтобы мы сознавали в них только по­стоянную и неукоснительную функцию нашего мышления»... Я считаю возможным цитировать это место, хотя в общей связи рассуждения оно не отнесено непосредственно к ло­гическим основоположениям. На это дает нам право общий смысл рассуждении и открыто высказанное сравнительное указание на принцип противоречия.

41 Могу ли я когда-либо утверждать это с уверенностью? Непреложность касается не фактического, а идеального. Не «достоверность суждения неизменна» (как несколькими строками ранее говорит Зигварт), а именно обязатель­ность суждения, т. е. истина.

42 Необходимо помнить прекрасно проведенное Зигвартом разграничение повода соединения и основания решения.

43 Здесь я разумею всю совокупность чисто логических законов. С двумя или тремя «законами мышления» в тради­ционном смысле нельзя даже образовать понятия формаль­но-согласованного мышления, и все, что в этом направле­нии утверждается еще с древних времен, я (и не я один) считаю заблуждением. Каждую формальную нелепость можно свести к противоречию, но только при посредстве весьма многообразных иных формальных основоположе­ний, например, силлогистических, арифметических и т. д. Уже в силлогистике число их по меньшей мере доходит до дюжины. Все их прекрасно можно доказать - посредством мнимых доказательств, в которых предполагаются они же сами или равнозначные им положения.

44 См. рассуждения в § 22 в IV гл.

45 Освоившись с мыслью о возможности изменения логи­ческого мышления, уже нетрудно было прийти к мысли о раз­витии последнего. По Ферреро логика должна стать позитив­ной и излагать законы умозаключения, смотря по возрастам и ступеням культуры; ибо и логика изменяется с развитием моз­га... Только по умственной лени доселе предпочитали чистую логику и дедуктивный метод; метафизика и по сей день оста­ется колоссальным памятником этой лености мысли; к счас­тью, она оказывает свое запоздалое действие только на неко­торых отсталых.

46 Конечно, говоря вообще, признак признака не есть при­знак вещи. Если бы в принципе подразумевалось только то, что буквально выражено словами, то мы ведь должны были бы умозаключать так: эта промокательная бумага красная, красное есть цвет; следовательно, эта промокательная бу­мага есть цвет.

47 В этом убеждении, что нормативная мысль, долженство­вание не относится к содержанию логических положений, я, к великому моему удовольствию, схожусь с Наторпом, ко­торый коротко и ясно высказал это в § 4 «Социальной педа­гогики»: «Мы утверждаем, - говорит он, - что логические законы не высказывают ни того, как фактически мыслят при тех или иных обстоятельствах, ни того, как следует мыс­лить». В связи с примером умозаключения о равенстве: «если А = В и В = С, то А = С» Наторп говорит: «Это я усматриваю, имея перед собой только подлежащие сравнению термины и данные в них соотношения, не будучи нисколько принуж­ден мыслить при этом фактическое и существующее или долженствующее быть течение или осуществление соответ­ствующего мышления». И в некоторых других, не менее су­щественных пунктах мои «Пролегомены» соприкасаются с этим произведением проницательного мыслителя, которое, к сожалению, уже не могло помочь мне в развитии и изло­жении моих мыслей. Зато два более ранних произведения Наторпа: цитированная выше статья из «Philosophische Monatshefte», XXIII и «Введение в психологию» оказали на меня плодотворное влияние, хотя в других пунктах и силь­но побуждали меня к возражениям.

48 «Чистая», или «формальная, математика» в том смысле, в каком я употребляю этот термин, обнимает всю чистую арифметику и учение о многообразиях, но не геометрию. Ей в чистой математике соответствует теория Эвклидова многообразия о трех измерениях, причем это многообра­зие является родовой идеей пространства, но не есть само пространство.

49 Хорошие примеры для последнего рода отношений можно также найти в элементарном искусстве счисления. Существо, которое могло бы так ясно созерцать и справлять­ся с групповыми порядками трех измерений (в особеннос­ти при распределении знаков), как мы, люди, - с групповы­ми порядками двух измерений, имело бы совершенно иные методы счисления. (См. об этом мою «Philosophie der Arithmetik», в частности, о влиянии физических условий на развитие методов.)

50 См. выше § 19 и высказывание Дробиша.

51 См. выше, § 19.

52 См. выше, § 19.

53 Впрочем, невозможность теоретических связей между разнородными областями и сущность рассматриваемой разнородности логически еще недостаточно исследована.

54 См. аргументацию § 18.

55 Ср. для дополнения прекрасную статью Наторпа в Philosophische Monatshefte», XXIII. Далее, интересный труд Фреге «Die Grundlagen der Arithmetik» (1884). (Нет надобно­сти говорить, что я теперь уже не одобряю той принципи­альной критики антипсихологистической позиции Фреге, которую я развил в своей «Philosophie der Arithmetik» I. Кста­ти укажем в связи со всеми спорными вопросами, которые затрагиваются в этих «Пролегоменах», на предисловие к позднейшему произведению Фреге. «Die Grundgesetze der Arithmetik», I Bd. (Jena, 1893).

56 Не надо смешивать принцип противоречия с норматив­ным положением о суждениях, вытекающим из него в каче­стве очевидного следствия: из двух противоречащих сужде­ний правильно одно. Понятие правильности предполагает понятие истины. Суждение правильно, когда оно считает истинным то, что истинно, т. е. когда его содержание есть истинное положение. Логические предикаты, истинный и ложный, относятся согласно своему собственному смыслу исключительно к положениям в смысле идеальных значений высказываний. Понятие противоречащего суждения опять-таки предполагает понятие противоречащего положения: в переносном смысле суждения называются противореча­щими, когда их содержания (их идеальные значения) нахо­дятся в том описательно определенном отношении, которое мы называем - в собственном смысле - противоречием.

57 Он сыграл свою роль в аргументациях III главы, в особенности в § 19.

58 Вундт здесь постоянно ставит рядом очевидность и об­щеобязательность. Что касается последней, то он различа­ет субъективную общеобязательность как простое след­ствие очевидности, и объективную, которая сводится к постулату постигаемости опыта. Но так как оправдание и соответственное осуществление постулата основываются опять-таки на очевидности, то вовлечение общеобязатель­ности в принципиальное изложение исходных пунктов представляется ненужным.

59 Если бы теория очевидности действительно требовала такого истолкования, какое предлагает на с. 179 Гефлер, то она была бы уже осуждена нашей предыдущей критикой эмпиристических искажений логических принципов. Поло­жение Гефлера: «утверждающее и отрицающее суждение об одном и том же предмете несовместимы», рассмотренное точнее, оказывается ложным в себе или по меньшей мере со­мнительным, не говоря уже о том, что оно не может считать­ся смыслом логического принципа. Подобное упущение со­вершает он и при определении коррелятивных понятий основания и следствия: если бы это определение было вер­ным, оно превратило бы все законы умозаключения в лож­ные положения. Оно гласит: «суждение F тогда есть «след­ствие» «основания» G, когда с признанием G истинным несовместимо (представляемое) признание-Г ложным». Об­ратим внимание на то, что Гефлер объясняет несовмести­мость через очевидность несосуществования. Он явно сме­шивает идеальное несосуществование соответствующих положений (точнее говоря, несовместимость их значения) с реальным несосуществованием соответствующих актов признания истинным, представления и т. д.

60 Отрицательное отношение к одной из главных тенден­ций философии Авенариуса, которое мне приходится раз вить в этой главе, не мешает мне высоко ценить безвремен­но скончавшегося исследователя, как и глубокую серьез­ность его научных трудов.

61 После того как термин Маха «экономия мышления» по­лучил всеобщее право гражданства, мне, надеюсь, по край­ней мере, на протяжении следующих страниц, позволено будет удобное словообразование «экономика мышления» для обозначения научной совокупности исследований в области экономии мышления.

62 Мах Э. Механика, (пер. с нем. Г. Котляра.) Это место заслу­живает быть приведенным целиком. Далее говорится: «Такого рода занятия математикой в качестве предмета преподавания вряд ли дают для образования больше, чем занятия каббалой или мистическим квадратом. В результате неизбежна мисти­ческая тенденция, которая при случае приносит свои плоды».

63 Разумеется, это не означает: при помощи научной психологии.

64 Если вместо внешних форм операций взять, так сказать, внутренние, если понимать знаки в смысле «каких-либо объектов мышления», которые находятся в «известных» от­ношениях, допускают «известные» сочетания, но лишь так, что к ним применимы, и именно в соответствующем формаль­ном смысле, законы операций и отношений: а+b=b+а и т. п. - то вырастает новый ряд понятий. Это ряд, ведущий к «формальному» обобщению первоначальных дисциплин, о котором мы сейчас будем говорить в тексте.

65 См. кое-что об этом в главе XI, § 69 и 70.

66 Нет более удобного примера для выяснения сущности подлежащих решению и выше кратко намеченных задач, как естественный ряд чисел. Именно потому, что он казался мне столь поучительным, я чрезвычайно подробно обсудил его в XII главе моей «Философии арифметики» (1891) и притом так, что это обсуждение может служить типической иллюс­трацией способа, как, на мой взгляд, должны вестись такого рода исследования.

67 Если О. Кюльпе (Введение в философию, 1897, с. 44 нем. изд.; рус. пер. 2-го изд. с. 47) говорит о логике, что она «без сомнения есть не только одна из наиболее развитых фи­лософских дисциплин, но и одна из наиболее прочных и законченных», то это, может быть, и верно; но, оценивая на­учную прочность и законченность логики по получивше­муся у меня представлению о ней, я принужден был бы счи­тать это также указанием на низкий уровень научной философии нашего времени. К этому я присоединил бы вопрос: нельзя ли постепенно положить конец этому пе­чальному положению дела, направив всю энергию научно­го мышления на разрешение поддающихся ясной форму­лировке и несомненно разрешимых проблем, сколь бы ограниченными, прозаичными и даже совершенно неин­тересными они ни казались? Но это касается, само собой разумеется, прежде всего чистой логики и учения о позна­нии. Точной и верной, сделанной раз навсегда работы здесь с избытком. Надо только воспользоваться ей. Ведь и «точ­ные науки» (к ним, наверное, когда-нибудь будут причис­лены и названные дисциплины) обязаны всем своим вели­чием той скромности, с которой они охотно берутся за самое ничтожное или, пользуясь знакомым выражением, «сосредоточивают всю свою силу на самом малом пункте». Ничтожные, с точки зрения целого, начинания, лишь бы они были бесспорны, оказываются в них всегда основой могущественного прогресса. Это настроение, правда, про­является теперь всюду в философии; но, как мне пришлось увидеть, в ложном направлении, а именно так, что наиболь­шая научная энергия направлена на психологию - на психологию как объясняющую естественную науку, в которой философия заинтересована не больше и не иначе, чем в на­уках о физических явлениях. Именно этого, однако, и не хо­тят допустить; и в отношении психологического обоснова­ния философских дисциплин говорят даже о достигнутых великих успехах. Немалая часть этих утверждений относит­ся к логике. Воззрение, которое недавно формулировал Эльзенганс (EIsenhans), получило, если я не ошибаюсь, большое распространение. «Если современная логика с возрастаю­щим успехом трактует логические проблемы, то она этим обязана прежде всего психологическому углублению в свой предмет» (Zeitschrift fur Philosophie, Bd. 109 (1896). По всей вероятности, и я до того, как принялся за эти исследования, и до уяснения тех непреодолимых трудностей, в которые я был вовлечен психологической точкой зрения в филосо­фии математики, сказал бы совершенно то же самое. Но те­перь, когда по вполне ясным основаниям я могу видеть оши­бочность этого взгляда, я хотя и радуюсь многообещающему развитию научной психологии и питаю к ней живейший интерес, но не жду от нее собственно философских разъяснений. Но чтобы не быть ложно понятым, я должен здесь же добавить, что я делаю исключение для описательной фено­менологии внутреннего опыта, которая лежит в основе пси­хологии и одновременно совершенно иным образом в ос­нове критики познания. Это ясно обнаружится во второй части предлагаемого произведения.

68 Кант И. «Критика чистого разума». Введение в трансцен­дентальную логику I.

69 Гербарт. Психология, пер. с нем. А. Нечаева, Спб. 1895, с. 222.

70 В следующей части мы будем иметь случай заняться крити­ческим разбором гносеологических учений Лотце, в особен­ности главы о реальном и формальном значении логического.

71 Так, например, по Лейбницу, Mathesis universalis в самом узком смысле совпадает с Logica Mathematicorum; после­днюю же, названную им также Logica Mathematica, он опре­деляет как Ars judicandi atque inveniendi circa quantitates. Это переносится, разумеется, также и на Mathesis universalis в бо­лее обширном и в самом обширном смысле.

72 Именно Ибервег в отношении обоих трудов одинаково считает достойным упоминания только одно: их заглавие. Впрочем, когда-нибудь будет осознано как странная анома­лия такое изложение истории логики, как у Ибервега, кото­рый ориентирует ее по «великим философам».

73 Ср. § 6. Под словом «наука» мы разумеем там, прав­да, более ограниченное понятие - именно понятие теорети­чески объясняющей, абстрактной науки. Однако это не состав­ляет существенного различия, особенно ввиду выдающегося положения абстрактных наук, о чем мы будем говорить ниже.

74 Речь идет, следовательно, не о субъективном, психоло­гическом характере соответствующего суждения, например, о чувстве принужденности и т. п. В каком отношении иде­альные предметы и, тем самым, идеальные предикаты таких предметов находятся к субъективным актам, - это мы уже отчасти наметили в §39 и след. Подробнее во II части.

75 Правда, Крис употребляет термины «номологический» и «онтологический» для различения суждений, а не - как это мы делаем здесь - для различения наук

76 Ср. выше § 32, с. 129- 130. Там я просто противопоставил поэтические условия теоретического познания и объек­тивно-логические условия самой теории, так как для уста­новления точного понятия о скептицизме не имело значения более тонкое различение. Но здесь, где мы должны сполна уяс­нить все соответствующие отношения, представляется полез­ным смотреть также и на логические условия прежде всего, как на условия познания и лишь затем придать им прямое от­ношение к самой объективной теории. Разумеется, это не нарушает сущности нашего взгляда, а, наоборот, лишь точнее его раскрывает. То же применимо и к тому, что здесь приняты во внимание эмпирически-субъективные условия познания наряду с поэтическими и чисто логическими. Мы при этом, очевидно, извлекаем пользу из критических рассуждений о теории очевидности в логике. Ведь очевид­ность есть не что иное как характер познания, как такового.

77 См. выше § 47 и след.

78 См. арифметический пример в § 31.

79 Термины «Wesenhaftigkeit» и «Wesenlosigkeit» нужно было бы передать буквально как «сущностность и «безсущностность». Ввиду тяжеловесности на русском языке этих сло­вообразований приходится сохранить обычные обозначе­ния: «действительность» и «недействительность». - Прим. редактора рус. изд.