|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

ЛОГИКА КАК НОРМАТИВНАЯ И, В ЧАСТНОСТИ, КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

§ 4. Теоретическое несовершенство отдельных наук

Из повседневного опыта мы знаем, что худож­ник, искусно обрабатывая свой материал или выс­казывая решительные и зачастую верные суждения о ценности произведений своего искусства, лишь в исключительных случаях исходит из теоретическо­го знания законов, руководящих направлением и порядком хода практической работы и вместе с тем определяющих мерила ценности, согласно кото­рым испытывается совершенство или несовершен­ство законченного произведения. Художник-творец по большей части не способен дать нам надлежащие сведения о принципах своего искусства. Он творит не на основании принципов, не по ним он и оцени­вает. В своем творчестве художник следует внутрен­нему побуждению своих гармонически развитых сил, в суждении - своему тонко развитому художе­ственному чутью и такту. Но так обстоит дело не только в изящных искусствах, мысль о которых напрашивается здесь прежде всего, но и в искусст­вах вообще, в самом обширном значении этого сло­ва. Это применимо, следовательно, также к научному творчеству и к теоретической оценке его результа­тов - научного обоснования фактов, законов, тео­рий. Математик, физик, астроном для выполнения даже наиболее значительных своих научных работ также не нуждается в постижении последних основ своей деятельности. И хотя полученные результа­ты обладают для него и других значением разум­ного убеждения, он все же не может утверждать, что всюду выяснил последние предпосылки своих умо­заключений и исследовал принципы, на которых основывается правильность его методов. Но с этим связано несовершенное состояние всех наук. Мы говорим здесь не о простой неполноте научного по­знания истин данной области, а о недостатке внут­ренней ясности и рациональности - качеств, кото­рых мы вправе требовать независимо от степени развития науки. В этом отношении и математика, обогнавшая все науки, не может притязать на исключительное положение. Нередко она считает­ся идеалом науки вообще; но насколько ее действи­тельное состояние не соответствует этому мнению, показывают старые и все еще нерешенные споры об основах геометрии и правомерных основаниях ме­тода мнимых величин. Те самые исследователи, ко­торые с неподражаемым мастерством применяют замечательные методы математики и изобретают новые методы, часто оказываются совершенно не в состоянии дать удовлетворительный ответ о логи­ческой правильности этих методов и о пределах их правомерного применения. Но хотя науки разви­лись, несмотря на эти недостатки, и дали нам такое господство над природой, о котором прежде нельзя было и мечтать, все же они не могут удовлетворить нас в теоретическом отношении. Это не кристаль­но ясные теории, в которых были бы вполне ясны функции всех понятий и утверждений, все посыл­ки - точно анализированы и где, следовательно, об­щий результат стоял бы вне всяких теоретических сомнений.

 

§ 5. Теоретическое восполнение отдельных наук метафизикой и наукоучением

Чтобы достичь этой теоретической цели, необхо­димо прежде всего, как это признано почти всеми, заняться рядом исследований, относящихся к обла­сти метафизики. Задача последней состоит в фикси­ровании и изучении неисследованных, зачастую даже незамеченных и все же весьма существенных предпосылок метафизического характера, лежащих в основе всех наук или, по крайней мере, тех, кото­рые имеют дело с реальной действительностью. К таким предпосылкам принадлежит, например, утвер­ждение, что существует внешний мир, расположен­ный в пространстве и во времени, причем простран­ство носит математический характер эвклидовского многообразия трех измерений, а время - характер ортоидного2 многообразия одного измерения; такова предпосылка о том, что всякое становление (Werden) подлежит закону причинности и т. д. В наше время эти предпосылки, безусловно относящиеся к области пер­вой философии Аристотеля, принято называть весьма неподходящим именем гносеологических.

Но этого метафизического основоположения не­достаточно, чтобы достичь желанного теоретичес­кого завершения отдельных наук; кроме того, оно относится только к наукам, имеющим дело с реаль­ной действительностью; а ведь не все науки имеют эту задачу, и уж, наверное, не таковы чисто матема­тические дисциплины, предметы которых - числа, многообразия и т. п.- мыслятся нами независимо от реального бытия или небытия как носители чисто идеальных определений. Иначе обстоит дело со вто­рым рядом исследований, теоретическое завершение которых тоже есть необходимый постулат нашего стремления к знанию. Они касаются в одинаковой мере всех наук, ибо, коротко говоря, относятся к тому, что делает науки науками. Но этим обознача­ется область новой и, как мы вскоре увидим, слож­ной дисциплины, особенность которой - быть нау­кой о всех науках и самым выразительным названием для которой мог бы поэтому служить термин «наукоучение» (Wissenschaftslehre).

 

§ 6. Возможность и правомерность логики как наукоучения

Возможность и правомерность такой норматив­ной и практической дисциплины, имеющей дело с идеей науки, может быть обоснована следующим соображением.

Наука направлена на знание. Это не значит, одна­ко, что она сама есть сумма или сплетение актов зна­ния. Наука обладает объективным содержанием толь­ко в своей литературе, только в виде письменных произведений ведет она самостоятельное существо­вание, хотя и связанное многочисленными нитями с человеком и его интеллектуальной деятельностью; в этой форме она живет тысячелетиями и переживает личности, поколения и нации. Она представляет со­бой, таким образом, некоторую внешнюю организа­цию, которая, возникнув из актов знания многих ин­дивидов, может быть вновь превращена в такие же акты бесчисленных индивидов способом легко по­нятным, точное описание которого может быть опу­щено. Здесь нам достаточно знать, что наука дает или должна давать ближайшие условия для создания актов знания, реальные возможности знания, осуществле­ние которых «нормальный» или «обладающий соот­ветственными способностями» человек может рас­сматривать как достижимую цель своего хотения. В этом смысле, стало быть, наука направлена на знание.

Но в знании мы обладаем истиной. В актуальном знании, к которому в конечном счете должно быть сведено знание, мы обладаем истиной как объектом правильного суждения. Но одного этого недостаточ­но, ибо не каждое правильное суждение, не каждое согласное с истиной утверждение или отрицание фактического отношения есть знание о бытии или небытии этого отношения. Напротив, если речь идет о знании в самом тесном и строгом смысле, то для него нужна очевидность, ясная уверенность, что то, что мы признали, есть на самом деле, и что того, что мы отвергли, - нет. Эту уверенность, как извес­тно, - следует отличать от слепой веры, от смутно­го, хотя бы и самого решительного мнения; иначе мы рискуем разбиться о скалы крайнего скептицизма. Но обычное словоупотребление не придерживается этого строгого понятия знания. Мы говорим, напри­мер, об акте знания и в тех случаях, когда одновре­менно с высказанным суждением возникает ясное воспоминание о том, что мы уже некогда высказали тождественного содержания суждение, сопровож­давшееся сознанием очевидности; в особенности это имеет место, когда воспоминание касается также хода доказательства, из которого произросла эта очевид­ность, и у нас есть уверенность, что мы в состоянии воспроизвести одновременно и то, и другое («Я знаю Пифагорову теорему - я могу ее доказать»; вместо последнего утверждения можно, впрочем, услышать также: «но я забыл доказательство»).

Таким образом, мы вообще придаем понятию зна­ния более широкий, хотя и не совсем расплывчатый смысл; мы отличаем его от мнения, лишенного осно­ваний, и при этом опираемся на те или иные «отличи­тельные признаки» истинности утверждаемого факти­ческого отношения, т. е. правильности высказанного суждения. Самым совершенным признаком истинно­сти служит очевидность: она есть для нас как бы непос­редственное овладение самой истиной. В огромном большинстве случаев мы лишены такого абсолютного познания истины; заменой ему служит (стоит только вспомнить о функции памяти в вышеприведенных при­мерах) очевидность той большей или меньшей веро­ятности фактического отношения, с которой-при соответственно значительных степенях вероятнос­ти - обычно связывается твердое и решительное суж­дение. Очевидность вероятности фактического отно­шения А., правда, не гарантирует очевидности его истинности, но она обосновывает сравнительные и очевидные оценки, с помощью которых мы, смотря по положительным или отрицательным величинам веро­ятности (Wahrscheinlichkeitswerte), можем отличить разумные предположения, мнения, догадки от нера­зумных или более основательные от менее основатель­ных. Следовательно, в конечном счете всякое подлин­ное знание и в особенности всякое научное знание покоится на очевидности, и предел очевидности есть также предел понятия знания.

Тем не менее в понятии знания (или - что явля­ется для нас равнозначащим - познания) остается некоторая двойственность. Знание в узком смысле - это очевидность того, что известное фактическое отношение есть или не есть, например, что S есть или не есть Р. Таким образом, очевидность того, что из­вестное фактическое отношение обладает той или иной степенью вероятности, представляет собой тоже знание в узком смысле слова в отношении дей­ствительной наличности данной степени вероятно­сти. Что же касается бытия самого этого фактичес­кого отношения (а не вероятности его), то мы имеем здесь, наоборот, знание в более обширном, видоиз­мененном смысле.

В таком-то смысле, соответственно степеням ве­роятности, говорят о большей и меньшей мере зна­ния; знание в более точном смысле, т. е. очевидность, что S есть Р, есть абсолютный, идеальный предел, к которому ассимптотически приближается по мере возрастания своих степеней вероятное знание о том, что S есть Р.

Но к понятию науки и ее задачи принадлежит не одно только знание. Когда мы переживаем отдельные внутренние восприятия или их группы и признаем их существующими, то имеем знания, но еще далеко не науку. То же надо сказать и вообще о бессвязных ком­плексах актов знания. Наука, правда, имеет целью дать нам многообразие знания, но не одно только много­образие.

Реальное сродство также еще не порождает спе­цифического единства в многообразии знания. Груп­па разобщенных химических знаний, разумеется, не давала бы права говорить о науке химии. Ясно, что требуется нечто большее, а именно систематиче­ская связь в теоретическом смысле, и под этим разумеется обоснование знания и надлежащий по­рядок и связность в ходе обоснования.

К сущности науки принадлежит, таким образом, единство связи обоснований, систематическое един­ство, в которое сведены не только отдельные знания, но и сами обоснования, а с ними и высшие комплек­сы обоснований, называемые теориями. Цель науки не есть знание вообще, а знание в том объеме и той форме, которые наиболее полно соответствуют на­шим высшим теоретическим задачам.

Если систематическая форма кажется нам наибо­лее чистым воплощением идеи знания и мы на прак­тике стремимся к ней, то в этом сказывается не толь­ко эстетическая черта нашей природы. Наука не хочет и не должна быть ареной архитектонической игры. Систематика, присущая науке, - конечно, на­стоящей, подлинной науке - есть не наше изобре­тение; она коренится в самих вещах, и мы ее просто находим и открываем.

Наука хочет быть орудием завоевания царства ис­тины для нашего знания, и притом возможно боль­шей части этого царства. Но в царстве истины гос­подствует не хаотический беспорядок, а единство закономерности; поэтому исследование и изложение истин тоже должно быть систематическим, оно дол­жно отражать в себе их систематические связи и вме­сте с тем пользоваться последними как ступенями дальнейшего движения, чтобы, исходя из данного нам или уже приобретенного знания, иметь возмож­ность постепенно подниматься к все более высоким сферам царства истины.

Наука не может обойтись без этих вспомогатель­ных ступеней. Очевидность, на которой в конечном счете покоится всякое знание, не является в виде ес­тественного придатка, возникающего вместе с пред­ставлением фактического отношения, без каких бы то ни было искусственных и методических приемов. В противном случае людям никогда не пришло бы в голову создавать науки.

Методическая обстоятельность теряет свой смысл там, где вместе с замыслом дан уже и его результат. К чему исследовать соотношения обоснований и стро­ить доказательства, если можешь приобщиться к ис­тине путем непосредственного овладения ею? На самом же деле очевидность, устанавливающая, что данное фактическое отношение есть истина или же нелепость, характеризующая его как ложь, - и сход­ным образом обстоит дело с вероятностью и неве­роятностью - проявляется непосредственно толь­ко в весьма ограниченной группе примитивных фактических отношений. Бесчисленные истинные положения познаются нами как истины лишь тогда, когда мы их методически «обосновали», т. е. если у нас в этих случаях и намечается при первом знакомстве с таким положением решение, имеющее форму суж­дения, то все же не очевидность. С другой стороны, при нормальных условиях мы можем получить одновременно и то, и другое, когда мы будем исхо­дить из известных познаний и направимся к искомо­му положению путем известного ряда мыслей. Для одного и того же положения возможны разные спо­собы обоснования; одни исходят из одних познаний, другие - из других; но характерно и существенно то обстоятельство, что имеется бесконечное множество истин, которые без подобных методических проце­дур никоим образом не могут превратиться в знание.

И что дело обстоит именно так, что нам необхо­димы обоснования для того, чтобы в нашем позна­нии или знании мы могли выйти за пределы непос­редственно очевидного и потому тривиального, это именно и делает необходимыми и возможными не только науки, но вместе с ними также и наукоучение, логику. Если все науки действуют методически в сво­ем стремлении к истине, если все они употребляют более или менее искусственные вспомогательные приемы, чтобы добиться познания скрытых истин или вероятностей и чтобы использовать само очевидное или уже установленное, как рычаг для достижения более отдаленного и только косвенно достижимого, то сравнительное изучение этих методических средств, в которых отразились познания и опыт бес­численных поколений исследователей, и может по­мочь нам установить общие нормы для подобных приемов, а также и правила для их изобретения и по­строения сообразно различным классам случаев.

 

§ 7. Продолжение. Три важнейшие особенности обоснований

Чтобы несколько глубже проникнуть в дело, об­судим важнейшие особенности замечательных про­цессов мысли, называемые обоснованиями.

Мы отмечаем, во-первых, что в отношении свое­го содержания они обладают прочной структурой. Если только мы хотим действительно показать оче­видность обосновываемых положений, т. е. если обо­снование должно быть подлинным обоснованием, то мы не можем, желая достигнуть какого-либо по­знания, например, познания Пифагоровой теоремы, произвольно брать за исходные точки любые из не­посредственно данных нам познаний или в дальней­шем ходе включать и выключать какие угодно члены ряда мыслей.

Нетрудно заметить и второе. Само по себе, т. е. до сравнительного обозрения многочисленных приме­ров обоснований, на которые мы повсюду наталки­ваемся, было бы мыслимо, что каждое обоснование по своей форме и содержанию совершенно своеобразно. Природа могла бы по своему капризу - мысль для нас возможная - так причудливо сорганизовать наш ум, что столь привычное теперь представление многооб­разных форм обоснования лишено было бы всякого смысла, и что при сравнении между собой каких-либо обоснований единственным общим элементом их можно было бы признать лишь то, что суждение G, само по себе не обладающее очевидностью, получает характер очевидности, когда выступает в связи с из­вестными, раз навсегда помимо какого бы то ни было рационального закона приуроченными к нему позна­ниями р12... На самом деле это не так. Не слепой про­извол нагромоздил кучу, истин Р1, Р2… S и создал чело­веческий ум так, чтобы он неизбежно (или при «нормальных» условиях) связывал познание Р1, Р2 с познанием S. Никогда так не бывает. Не произвол и не случайность господствуют в обосновывающих связях, а разум и порядок, т. е. нормирующий закон. Вряд ли нужен здесь пример для пояснения. Когда в матема­тической задаче, касающейся некоторого треугольни­ка АВС, мы применяем положение: «равносторонние треугольники равноугольны», то мы даем обоснова­ние, которое в пространном виде гласит: «Все равно­сторонние треугольники равноугольны, треугольник АВС - равносторонен, следовательно, он и равноуго­лен». Сопоставим это с арифметическим обосновани­ем: «Каждое десятичное число, оканчивающееся четной цифрой, есть четное число; З64 - десятичное чис­ло, оканчивающееся четной цифрой, следовательно, оно - четное число». Мы сразу замечаем, что эти два обоснования имеют нечто общее, одинаковое внут­реннее строение, которое мы разумно выражаем в форме «умозаключения»: всякое А есть В, Х есть Л, следовательно, Х есть В. Но не только эти два обосно­вания имеют эту одинаковую форму, а еще и бесчис­ленное множество других. Более того, форма умозак­лючения представляет собой классовое понятие, объемлющее бесконечное многообразие связей предложений того же рельефно выраженного в нем строения. Но в то же время имеется априорный закон, гласящий, что всякое предлагаемое обоснование, про­текающее по этой схеме, действительно верно, посколь­ку оно вообще исходит из верных предпосылок

И это имеет всеобщее значение. Всюду, где мы пу­тем обоснования восходим от данных познаний к новым, ходу обоснования присуща известная фор­ма, общая для него и бесчисленных других обосно­ваний. Эта форма находится в известном отношении к общему закону, который дает возможность сразу оправдать все отдельные обоснования. Ни одно обо­снование - и это в высшей степени замечательный факт - не стоит изолированно. Ни одно не связыва­ет познаний с познаниями без того, чтобы либо во внешнем способе связывания, либо в нем и вместе с тем во внутреннем строении отдельных положений не выражался определенный тип. Облеченный в фор­му общих понятий тип этот приводит к общему за­кону, который относится к бесконечному числу воз­можных обоснований.

Отметим, наконец, еще третью достопримеча­тельность. A priori, т. е. до сравнения обоснований различных наук, представлялось бы допустимым, что формы обоснования связаны каждая со своей облас­тью знания. Правда, обоснования не меняются вооб­ще вместе с соответствующими классами объектов, но все же могло бы быть так, что обоснования резко подразделяются сообразно с некоторыми весьма общими классовыми понятиями, например, теми, которые разграничивают области знания. Значит, нет формы обоснования, общей для двух наук, на­пример, математики и химии? Ясно, между тем, что это не так; это видно уже из вышеприведенного при­мера. Нет науки, в которой не встречалось бы нео­днократно перенесения общего закона на частные случаи, т. е. формы умозаключения, взятой нами выше в виде примера. То же относится и ко многим дру­гим видам умозаключения. Более того, мы сможем сказать, что все другие формы умозаключения могут быть так обобщены и поняты в своем «чистом» виде, что освобождаются от всякой существенной связи с конкретно ограниченной областью познания.

 

§ 8. Отношение этих особенностей к возможности науки и наукоучения

Эти особенности обоснований, своеобразия кото­рых мы не замечаем потому только, что мы слишком мало склонны искать проблем в повседневном, явно связаны с возможностью науки, а затем и науко­учения.

В этом отношении недостаточно того, что обо­снования просто существуют. Если бы они были бес­форменными и незакономерными, если бы не суще­ствовала основная истина, которая гласит, что всем обоснованиям присуща известная «форма», свой­ственная не только данному hic et nunc умозаклю­чению, но типичная для целого класса умозаключе­ний, и что верность умозаключений всего этого класса гарантируется их формой, - если бы все это обстояло иначе, тогда не было бы науки. Тогда не имело бы никакого смысла говорить о методе, о сис­тематически закономерном переходе от познания к познанию; и всякий прогресс знания был бы случай­ностью. Если бы случайно в нашем уме встретились суждения Р1, Р2, способные удостоверить очевид­ность суждения S, то нас осенило бы сознание этой очевидности. Было бы невозможно использовать су­ществующие обоснования для будущего, для новых обоснований нового содержания. Ибо ни одно обо­снование не могло бы быть образцом для другого, ни одно не воплощало бы в себе типа, и, таким образом, никакая группа суждений, мыслимая как система предпосылок, не имела бы в себе ничего типичного, что (без логического опознания, без ссылки на разъясненную «форму умозаключения») могло бы навязываться сознанию в ином случае в связи с со­вершенно иным «содержанием» и по законам ассо­циации идей облегчало бы приобретение нового по­знания. Искать доказательств какого-либо данного предложения не имело бы смысла. И как бы мы стали это делать? Должны ли мы перебрать все возможные группы положений и посмотреть, годятся ли они в предпосылки данному? Самый умный человек не имел бы в этом отношении никаких преимуществ перед самым глупым, да и вообще сомнительно, в чем состояло бы его преимущество. Богатая фантазия, обширная память, способность к напряженному вни­манию и т. п. - вещи все прекрасные, но интеллек­туальное значение они имеют только для мысляще­го существа, у которого обоснование и изобретение подчинены закономерным формам.

Ведь бесспорно, что в любом психическом комп­лексе не только элементы, но и связывающие фор­мы действуют путем ассоциации и воспроизведения. В силу этого и может оказаться полезной форма на­ших теоретических мыслей и связей их. Подобно тому как, например, форма известных посылок с осо­бенной легкостью вызывает соответственный вывод в силу того, что сделанные раньше умозаключения той же формы оказались удачными, так и форма доказываемого положения может напомнить нам из­вестные формы обоснования, которые когда-то дали умозаключения подобной же формы. Если это и не есть ясное и подлинное воспоминание, то все же не­что ему аналогичное, некоторого рода скрытое вос­поминание, «бессознательное возбуждение» (в том смысле, о каком говорит Б. Эрдман); во всяком слу­чае, это есть нечто, сильнейшим образом способству­ющее более легкому и удачному построению доказа­тельства (и не только в тех областях, где господствуют argumenta in forma, как в математике). Почему опыт­ный мыслитель легче находит доказательства, чем неопытный? Потому, что типы доказательств вслед­ствие многократного повторения запечатлелись глубже и, следовательно, гораздо легче пробуждают­ся к деятельности и определяют направление мыс­лей. Всякое научное мышление в известной степени дает навык к научному мышлению вообще; наряду с этим, однако, надлежит признать, что математичес­кое мышление особенно предрасполагает специаль­но к математическому, физическое - к физическому и т. д. Первое основано на существовании типических форм, общих для всех наук, второе- на существова­нии других форм, которые имеют свое особое отно­шение к особенностям отдельных наук (и могут ока­заться определенными комбинациями первых форм). С этим связаны своеобразия научного такта, предвос­хищающей интуиции и догадки. Мы говорим о такте и взоре филолога, математика и т. д. Кто же обладает им? Прошедший школу долголетнего опыта филолог, математик и т. д. Известные формы связей содержа­ния вытекают из общей природы предметов каждой данной области, и они в свою очередь определяют типичные особенности форм обоснования, преоб­ладающих именно в этой области. Это и есть базис для предвосхищающих научных догадок. Всякое ис­следование, изобретение, открытие покоится, таким образом, на закономерностях формы.

Если, согласно сказанному, упорядоченная форма создает возможность существования наук, то, с другой стороны, значительная независимость формы от области знания делает возможным наукоучение. Если бы этой независимости не было, существовали бы только соподчиненные и соответствующие отдельным наукам отдельные логики, но не общая логика. В действительности же нам необходимо и то и другое: исследования по теории науки, в одинаковой степени касающиеся всех наук, и как дополнение к ним особые иссле­дования, относящиеся к теории и методу отдель­ных наук и направленные на изучение особеннос­ти последних.

Таким образом, уяснение этих своеобразных черт путем сравнительного рассмотрения обоснований можно признать небесполезным; оно проливает не­который свет на саму нашу дисциплину, на логику в смысле наукоучения.

 

§ 9. Методические приемы наук представляют собой отчасти обоснования,

отчасти вспомогательные средства для обоснования

Необходимы, однако, еще некоторые дополнения, прежде всего относительно того, что мы ограничи­ваемся обоснованиями, между тем как ими еще не исчерпывается понятие методического приема. Но обоснования имеют первенствующее значение, ко­торое может оправдать это предварительное огра­ничение нашей задачи.

А именно можно сказать, что все научные мето­ды, которые сами не имеют характера настоящих обоснований (будь то простых или сколь угодно сложных), либо являются сберегающими мышление сокращениями и суррогатами обоснований, ко­торые, получив сами раз навсегда смысл и ценность путем обоснования, при практическом применении действуют как обоснования, но лишены яркого идей­ного содержания обоснований; либо же эти научные методы представляют более или менее сложные вспомогательные приемы, которые подготовля­ют, облегчают, удостоверяют или делают возможны­ми будущие обоснования и, следовательно, опять-таки не могут претендовать на самостоятельное значение, равноценное значению этих основных процессов науки.

Так, например, - чтобы остановиться на второй упомянутой нами группе методов, - важным пред­варительным требованием для упрочения обоснова­ний вообще является соответственное выражение мыслей посредством ясно различимых и недвусмыс­ленных знаков. Язык предоставляет мыслителю ши­роко применимую систему знаков для выражения его мыслей; но хотя никто не может обойтись без нее, она есть в высшей степени несовершенное вспомога­тельное средство для точного исследования. Всем известно вредное влияние эквивокаций (двусмыс­ленностей) на правильность умозаключений. Осто­рожный исследователь может пользоваться языком, лишь искусно обезопасив его; он должен определять употребляемые им термины, поскольку они лишены однозначного и точного смысла. Таким образом, в номинальном определении мы видим методический вспомогательный прием для упрочения обосно­ваний этих первичных и собственно теоретических операций.

То же можно сказать и о номенклатуре. Краткие и характерные обозначения важнейших и часто встречающихся понятий безусловно необходимы - чтобы упомянуть лишь об одной стороне - повсюду, где определения этих понятий через первоначальный запас выражений, уже получивших определение, за­няли бы слишком много места. Ибо пространные выражения, снабженные множеством пояснитель­ных предложений, затрудняют операции обоснова­ний или даже делают их невыполнимыми.

С подобной же точки зрения можно рассматри­вать и метод классификации и т. д.

Примерами первой группы методов могут слу­жить столь плодотворные алгорифмические ме­тоды, своеобразная функция которых состоит в том, чтобы посредством искусственного порядка меха­нических операций с чувственными знаками сбере­гать нам возможно больше чисто дедуктивной ум­ственной работы. Как ни поразительны результаты этих методов, все же смысл и оправдание их вытека­ют лишь из сущности обосновывающего мышления. Сюда относятся также и механические в буквальном смысле методы (вспомним аппараты для механичес­кой интеграции, счетные машины и т. п.), затем ме­тодические приемы для установления объективно верных опытных суждений, как, например, разнооб­разные методы, необходимые для определения по­ложения звезды, электрического сопротивления, инертной массы, показателя преломления, постоян­ной силы тяжести и т. д. Каждый такой метод пред­ставляет совокупность приемов, выбор и порядок которых определяется связью обоснования, которая показывает раз навсегда, что такого рода приемы, хотя бы и слепо выполняемые, необходимо дают объективно верное суждение.

Но довольно примеров. Ясно, что каждый действи­тельный успех познания совершается в обоснова­нии; к последнему примыкают, следовательно, все те методические действия и искусственные приемы, о которых наряду с обоснованиями говорит логика. В силу этого отношения они и приобретают типичес­кий характер, который составляет существенный признак идеи метода. Их типичность, кстати сказать, дала и нам возможность отнести их к содержанию предыдущего параграфа.

 

§ 10. Идеи теории и науки, как проблемы наукоучения

Но необходимо еще одно дополнение. Наукоучение занимается, разумеется, не только исследовани­ем форм и закономерностей отдельных обоснований (и относящихся к ним вспомогательных приемов). Отдельные обоснования мы находим ведь и вне на­уки, и поэтому ясно, что отдельные обоснования - как и беспорядочные груды обоснований - еще не состав­ляют науки. Для этого необходимо, как мы выразились выше, известное единство обосновывающей связи, известное единство в последовательности ступеней обоснований. Эта форма единства имеет сама боль­шое телеологическое значение для достижения выс­шей цели познания, к которой стремятся все науки,- именно содействовать постижению истины, но не отдельных истин, а царства истины или его естествен­ных подразделений.

Задачей наукоучения будет, следовательно, изу­чить науки, как того или иного рода система­тические единства, другими словами, исследо­вать, что придает им характерную форму наук, что определяет их взаимное разграничение, их внутрен­нее расчленение на области и на относительно зам­кнутые теории, каковы их существенные виды и фор­мы и т. п.

Эти систематические сплетения обоснований можно тоже подчинить понятию метода и тем ука­зать наукоучению наряду с задачей исследования методов знания, действующих в науках, также и за­дачу рассмотрения тех методов, которые сами носят название наук Ему предстоит различать не только год­ные и негодные обоснования, но также годные и не­годные теории и науки. Задачу, которая, таким обра­зом, выпадает на его долю, несомненно нельзя считать независимой от первой, предварительное разрешение которой она в значительной мере предполагает. Ибо исследование наук как систематических единств немыслимо без предварительного исследования обо­снований. Во всяком случае обе содержатся в поня­тии науки о науке как таковой.

 

§ 11. Логика, или наукоучение, как нормативная дисциплина и как техническое учение

Из всего вышесказанного вытекает, что логика в интересующем нас здесь смысле наукоучения есть нормативная дисциплина. Науки представляют собой творения ума, направленные к известной цели, и подлежат оценке сообразно с этой целью. То же применимо к теориям, обоснованиям и ко всему во­обще, что мы называем методом. Является ли наука действительно наукой, и метод методом, это зависит от того, соответствуют ли они той цели, к которой стремятся. Логика исследует, что относится к истин­ной, правильной науке как таковой, другими слова­ми, что конституирует идею науки, чтобы, приложив полученную мерку, можно было решить, отвечают ли эмпирические данные науки своей идее, или в какой мере они к ней приближаются и в чем от нее уклоня­ются. В этом логика проявляет свой характер норма­тивной науки и отстраняет из себя сравнительный способ рассмотрения, свойственный исторической науке, которая стремится постигнуть науки как конкретные продукты культур данных эпох в их типических особенностях и общих чертах и объяс­нить их из условий времени. Сущность нормативной науки именно в том и состоит, что она обосновыва­ет общие положения, в которых в связи с норми­рующей основной мерой, например, идеей или выс­шей целью, указываются определенные признаки, обладание которыми гарантирует соответствие с мерой или же создает необходимое условие этого соответствия. Нормативная наука дает и родственные положения, в которых учитывается случай несоот­ветствия или высказывается несуществование таких соотношений вещей. Это не значит, что она должна давать общие признаки, которые устанавливали бы, каким должен быть объект, чтобы соответствовать основной норме. Никакая нормативная дисциплина не дает универсальных критериев, подобно тому, как терапия не отмечает универсальных симптомов. В частности, наукоучение дает нам только специаль­ные критерии, и это - единственное, что оно может дать. Когда оно устанавливает, что, исходя из высшей цели наук и фактического строения человеческого ума и всего прочего, что нужно здесь принять во вни­мание, следует руководствоваться такими-то ме­тодами, например, М1 М2.., то высказывает положение следующей формы: каждая группа умственных опе­раций α β..., протекающих в форме комплекса М (или M2…) представляет случай правильного метода; или, что то же: каждый методический прием формы М1 (или М2...) правилен. Если бы действительно удалось установить все возможные и правильные сами по себе положения этого и подобного рода, тогда, ко­нечно, нормативная дисциплина имела бы правило оценки для каждого данного метода вообще, но и тогда - только в форме специальных критериев.

Где основная норма есть цель или может стать це­лью, там из нормативной дисциплины путем легко понятного расширения ее задачи образуется техни­ческое учение. Так и здесь. Когда наукоучение ставит себе более широкую задачу исследовать находящие­ся в нашей власти условия, от которых зависит реа­лизация правильных методов, и установить, с помо­щью каких методических ухищрений мы можем добиваться истины, как мы можем верно разграни­чивать и строить науки, как, в частности, мы должны изобретать или применять многочисленные полез­ные для науки методы и как во всех этих случаях мо­жем уберечь себя от ошибок, тогда оно становится техническим учением о науке. Это последнее явно включает в себя все нормативное наукоучение, и так как ценность его бесспорна, то мы имеем полное ос­нование соответственно расширить понятие логики и определить ее как такое техническое учение.

 

§ 12. Соответствующее определение логики

Определение логики как технического учения из­давна пользуется популярностью, но дополнитель­ные признаки этого определения обыкновенно ос­тавляют желать многого. Неясны и во всяком случае слишком узки такие определения, как техническое учение о суждении, об умозаключении, о познании, о мышлении (1'art de penser). Если, например, в пос­леднем употребительном определении мы ограни­чим термин «мышление», имеющий неопределенное значение, понятием правильного суждения, то опре­деление гласит: техническое учение о правильном суждении. Но из этого определения нельзя вывести цели научного познания; ясно, следовательно, что оно слишком узко. Если сказать, что цель мышления всецело осуществляется только в науке, то это несо­мненно верно; но этим самым признается, что соб­ственно не мышление или познание есть цель данно­го технического учения, а то, для чего само мышление является лишь средством.

Подобные же сомнения вызывают и остальные определения. К ним применимо и то, недавно вновь выдвинутое Бергманом, возражение, что от техни­ческого учения о какой-либо деятельности - напри­мер, живописи, пении, верховой езде - мы прежде всего должны ожидать, что оно указывает, как посту­пать для правильного выполнения соответствующей деятельности, например, как живописцу держать кисть и водить ею, как певцу действовать грудью, гор­лом и ртом, как всаднику натягивать и отпускать по­вода и нажимать ногами. В таком случае в область логики вошли бы совершенно чуждые ей учения3.

Несомненно ближе к истине Шлейермахерово оп­ределение логики как технического учения о научном познании. Ибо, само собой разумеется, в ограничен­ной таким образом дисциплине нам пришлось бы счи­таться лишь с особенностями научного познания и исследовать то, что может ему способствовать, тогда как более отдаленные предварительные условия, ко­торые вообще благоприятствуют осуществлению по­знания, предоставляются педагогике, гигиене и т. д. Но в определении Шлейермахера не совсем ясно выра­жено, что этому техническому учению надлежит так­же устанавливать правила, сообразно которым стро­ятся и отграничиваются науки, тогда как, наоборот, эта цель объемлет и цель научного познания. Превос­ходные мысли по вопросу об отграничении нашей дисциплины имеются в «Wissenschaftslehre» Больцано, но больше в предварительных критических сообра­жениях, чем в определении, которому он сам отдает предпочтение. Определение его гласит довольно странно: наукоучение (или логика) «есть та наука, ко­торая указывает нам, как целесообразно излагать нау­ки в учебниках»4.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|