Предисловие
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) является одним из выдающихся мыслителей XX века, основателем феноменологии. Э. Гуссерль - ученый, заложивший теоретические основы современного западного мышления и определивший проблематику практически всех направлений западной философии (экзистенциализма, культурной антропологии, герменевтики, структурализма, деконструктивизма).
Эдмунд Гуссерль родился в 1859 году в Австрии. В двадцать два года он закончил математический факультет Лейпцигского университета. Его пригласили работать ассистентом у известного математика К. Вейерштрасса в Берлинском университете. Именно в это время Гуссерль стал интересоваться философией и философскими вопросами в математических науках.
В течение почти трех лет - с 1884 по 1886 год - Гуссерль получал философское образование в Венском университете под руководством очень знаменитого тогда профессора философии Франца Брентано (1838-1917). В 1887 году Гуссерль защитил свою докторскую диссертацию в Галльском университете. Многие годы он преподавал в нескольких учебных заведениях в Геттингенском, Фрейбургском и Галльском университетах. В 1891 году появилось его первое большое произведение - «Философия арифметики» - в котором он пытался подвести эмпирическую основу под все математические науки.
Начало нового этапа в творчестве Эдмунда Гуссерля было ознаменовано появлением «Логических исследований», опубликованных в 1900-1901 годах. «Логические исследования... вызваны были неустранимыми проблемами, на которые я постоянно наталкивался в моей долголетней работе над философским уяснением чистой математики и которые, в конце концов, Прервали ее... Чем глубже я анализировал, тем сильнее сознавал, что логика нашего времени не доросла до современной науки, которую она все же признана разъяснять», - писал Гуссерль в своем сочинении. Эта работа принесла автору широкую известность: через несколько лет благодаря ей возникло так называемое «феноменологическое движение», просуществовавшее до начала 30-х годов.
Третий - «трансцендентальный» - этап в формировании философии Э. Гуссерля связывают с вышедшей в 1913 году его работой «Идеи чистой феноменологии», в которой он обозначает сферу исследования собственно феноменологии как философской науки. Автор поставил перед собой задачу найти единственно верную основу философии, наук и любого знания вообще. В изданных в 1932 году «Картезианских размышлениях» Гуссерль пытается дать окончательное и по возможности полное определение трансцендентальной философии. «Можно, пожалуй, сказать, что наши размышления, в сущности, достигли своей цели, а именно, привели к конкретной возможности раскрыть картезианскую идею философии как универсальной науки с абсолютным основанием. Показать эту конкретную возможность... значит указать необходимое и несомненное начало и столь же необходимый метод, к которому всегда можно обратиться и которым одновременно очерчивается систематика всех осмысленных проблем вообще», - писал Эдмунд Гуссерль в заключении к своим «Картезианским размышлениям».
Последняя книга Гуссерля - «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» - была практически полностью подготовлена к печати им самим еще в 1938 году, но вышла только после его смерти, в 1954. В этой работе он пытается исследовать причины и истоки упадка западно-европейской культуры и всего западного общества в целом, он обращается к неисследованным к тому времени проблемам социальности и обыденности сознания.
Эдмунд Гуссерль умер в 1938 году, оставив после себя богатое творческое наследие. Его идеи были восприняты многими школами философии, психологии и социологии.