|< в начало << назад к содержанию

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

 

ИДЕЯ ЧИСТОЙ ЛОГИКИ

 

Чтобы охарактеризовать, по крайней мере, пред­варительно, в нескольких существенных чертах ту цель, к которой стремятся изложенные во второй части детальные исследования, мы попытаемся дать логическую ясность идеи чистой логики, которая до некоторой степени уже подготовлена вышеприве­денными критическими размышлениями.

§ 62. Единство науки. Связь вещей и связь истин

Наука есть прежде всего антропологическое един­ство, именно единство актов мышления, тенденций мышления наряду с известными, с относящимися сюда внешними организациями. Все, что определя­ет это единство как антропологическое и специаль­но как психологическое, нас здесь не интересует. Мы интересуемся, наоборот, тем, что делает науку нау­кой, а это, во всяком случае, есть не психологическая и вообще не реальная связь, которой подчинены акты мышления, а объективная или идеальная связь, кото­рая придает им однородное предметное отношение и в силу этой однородности создает и их идеальное значение.

Однако здесь необходима большая определен­ность и ясность.

Объективная связь, идеально пронизывающая все научное мышление, придавая ему и, тем самым, науке, как таковой, «единство», может быть понята двояко: как связь вещей, к которым в замысле (intentional) относятся переживания мышления (действительные или возможные), и как связь истин, в которой вещ­ное единство приобретает объективную обязатель­ность в качестве того, что оно есть. И то, и другое а priori даны совместно и нераздельно. Ничто не может быть, не будучи так или иначе определено, и то, что оно есть и так или иначе определено, именно и есть истина в себе, которая образует необходимый кор­релят бытия в себе. То, что относится к единичным истинам и соотношениям вещей, очевидно, относит­ся и к связям истин или соотношений вещей. Но эта очевидная неразлучность не есть тождественность. В соответствующих истинах или связях истин конституи­руется действительность вещей или вещных связей. Но связи истин иного рода, чем связи вещей, которые в них истинны (достоверны); это тотчас же сказывается в том, что истины, относящиеся к истинам, не совпада­ют с истинами, относящимися к вещам, которые ус­тановлены в истинах.

Чтобы предупредить недоразумение, я подчерки­ваю, что слова предметность, предмет, вещь постоянно употребляются нами в самом обширном смысле, стало быть, в соответствии с предпочитае­мым мной смыслом термина «познание». Предметом (познания) может одинаково быть реальное, как и идеальное, вещь или событие, как и долженствование. Это само собой переносится на такие выражения, как единство предметности, связь вещей и т. п.

Оба эти, только в абстракции мыслимые раздель­но, единства - единство предметности, с одной сто­роны, и единство истины, с другой стороны - даны нам в суждении или, точнее, в познании. Это выра­жение достаточно обширно, чтобы охватить как про­стые акты познания, так и логически объединенные связи познания, сколь бы сложны они ни были: каж­дая связь как целое есть сама единый акт познания. Совершая акт познания или, как я предпочитаю вы­ражаться, живя в нем, мы «заняты предметным», ко­торое в нем, именно познавательным образом, мыс­лится и полагается; и если это есть познание в строжайшем смысле, т. е. если мы судим с очевидно­стью, то предметное дано. Соотношение вещей здесь уже не только предположительно, но и действитель­но находится перед нашими глазами, и в нем нам дан сам предмет как то, что он есть, т. е. именно так и не иначе, как он разумеется в этом познании: как носи­тель этих качеств, как член этих отношений и т. п. Он не предположительно, а действительно обладает та­кими-то свойствами, и в качестве действительно об­ладающего этими свойствами дан в нашем познании; это означает только, что он не просто вообще мыс­лится (обсуждается), а познается, как таковой; что он таков - это есть осуществленная истина, есть пе­реживание в очевидном суждении. Когда мы размыш­ляем об этом акте, то вместо прежнего предмета сама истина становится предметом, и она дана предмет­ным образом. При этом мы воспринимаема истину - в идеирующей абстракции - как идеальный корре­лят мимолетного субъективного акта познания, как единую, в противоположность неограниченному многообразию возможных актов познания и позна­ющих индивидов.

Связи познаний в идеале соответствуют связям истин. Будучи надлежащим образом поняты, они представляют собой не только комплексы истин, но комплексные истины, которые, таким образом сами, и притом как целое подчинены понятию истины. Сюда же относятся и науки в объективном смысле слова, т. е. в смысле объединенной истины. В силу всеобщего соответствия между истиной и предмет­ностью единству истины в одной и той же науке со­ответствует также единая предметность: это есть единство научной области. По отношению к ней все единичные истины одной и той же науки назы­ваются вещно связанными - выражение, которое, впрочем, здесь, как мы увидим дальше, употребляет­ся в гораздо более широком смысле, чем это приня­то. (Ср. заключение § б4, с. 271.)

 

§ 63. Продолжение. Единство теорий

Теперь спрашивается, чем же определяется единство науки и тем самым единство области? Ибо не каждое соединение истин в группу, которое ведь может быть и чисто внешним, создает науку. К науке принадлежит, как мы сказали в первой главе73, известное единство связи обоснования. Но и этого еще не достаточно, так как это, правда, указывает на обоснование как на нечто, по существу принадлежа­щее к идее науки, но не говорит, какого рода един­ство обоснований составляет науку.

Чтобы достигнуть ясности, предпошлем несколь­ко общих утверждений.

Научное познание, как таковое, есть познание из основания. Знать основание чего-либо значит ус­матривать необходимость, что дело обстоит так, а не иначе. Необходимость как объективный предикат ис­тины (которая тогда называется необходимой исти­ной) означает именно закономерную обязательность соответствующего отношения вещей74. Стало быть, усмотреть соотношение вещей как закономерное или его истину как необходимую и обладать по­знанием основания соотношения вещей или его истины - представляют собой равнозначные выра­жения. Впрочем, в силу естественной эквивокации на­зывают необходимой и каждую общую истину, которая сама высказывает закон. Соответственно первоначаль­но определенному смыслу ее следовало бы скорее на­звать объясняющим основанием закона, из которого вырастает класс необходимых истин.

Истины распадаются на индивидуальные и ро­довые. Первые (explicite или implicite) содержат ут­верждения о действительном существовании инди­видуальных единичностей, тогда как последние совершенно свободны от этого и только дают воз­можность (исходя из одних понятий) заключать о возможном существовании индивидуального.

Индивидуальные истины, как таковые, случайны. Когда в отношении их говорят об объяснении из ос­нований, то речь идет о том, чтобы показать их не­обходимость при известных предполагаемых усло­виях. А именно, если связь одного факта с другими закономерна, то бытие этого факта определено как необходимое на основании законов, регулирующих связи соответственного вида, и при предположении соответствующих обстоятельств.

Если речь идет об обосновании не фактической, а родовой истины (которая в отношении возможно­го применения к подчиняющимся ей фактам сама в свою очередь носит характер закона), то мы обра­щаемся к известным родовым законам и путем спе­циализации (а не индивидуализации) и дедуктивного вывода получаем из них обосновываемое положение. Обоснование родовых законов необходимо ведет к известным законам, которые по своему существу (стало быть «в себе», а не только субъективно или антропологически) не поддаются дальнейшему обо­снованию. Они называются основными законами.

Систематическое единство идеально замкнутой совокупности законов, покоящейся на одной ос­новной закономерности, как на своем первичном основании, и вытекающей из него путем система­тической дедукции, есть единство систематичес­ки завершенной теории. Основная закономер­ность состоит при этом либо из одного основного закона, либо из соединения однородных основных законов.

Теориями в этом строгом смысле мы обладаем в лице общей арифметики, геометрии, аналитической механики, математической астрономии и т. д. Обык­новенно понятие теории считается относительным, а именно - зависимым от того многообразия еди­ничностей, над которыми она господствует и кото­рым поставляет объясняющие основания. Общая арифметика дает объясняющую теорию для нумерических и конкретных числовых положений; анали­тическая механика - для механических фактов; ма­тематическая астрономия - для фактов тяготения и т.д. Но возможность взять на себя функцию объяс­нения есть само собой разумеющееся следствие из сущности теории в нашем абсолютном смысле. В более свободном смысле под теорией разумеют де­дуктивную систему, в которой последние основания еще не представляют собой основные законы в стро­гом смысле слова, но в качестве подлинных основа­ний приближают нас к ним. В последовательности ступеней законченной теории - теория в этом сво­бодном смысле образует одну ступень.

Мы обращаем внимание еще на следующее разли­чие: каждая объясняющая связь дедуктивна, но не каждая дедуктивная связь имеет значение объясне­ния. Все основания представляют собой предпосыл­ки, но не все предпосылки представляют собой ос­нования. Правда, каждая дедукция есть необходимая дедукция, т. е. подчинена законам; но то, что заклю­чения выводятся по законам (по законам умозаключения), еще не означает, что они вытекают из зако­нов и в точном смысле слова «основаны» на них. Впрочем, каждую предпосылку, в особенности об­щую, принято называть «основанием» выводимого из нее «следствия» - на эту эквивокацию следует обра­тить внимание.

 

§ 64. Существенные и внесущественные принципы, дающие науке единство. Абстрактные, конкретные и нормативные науки

Теперь мы в состоянии ответить на поставленный выше вопрос, чем определяется связь между собой истин одной науки, что составляет ее «вещное» един­ство.

Объясняющий принцип может быть двоякого рода: существенный и внесущественный.

Существенно едины истины одной науки, если связь их покоится на том, что прежде всего делает науку наукой; а это, как мы знаем, есть познание из основания, следовательно, объяснение или обосно­вание (в подлинном смысле). Существенное един­ство истин какой-либо науки есть единство объяснения. Но каждое объяснение опирается на теории и заканчивается познанием основных зако­нов, принципов объяснения. Единство объяснения означает, следовательно, теоретическое единство, т. е. согласно вышеприведенному, однородное един­ство обосновывающей закономерности, в конечном счете однородное единство объясняющих прин­ципов.

Науки, в которых точка зрения теории, принципи­ального единства, определяет их области, и которые, таким образом, объемлют в идеальной замкнутости все возможные факты и родовые единичности, при­чем принципы их объяснения лежат в одной законо­мерности, - эти науки не совсем верно называют абстрактными науками. Лучше всего их характе­ризовало бы название теоретических наук. Одна­ко это выражение употребляется для обозначения противоположности практическим и нормативным наукам, и мы также выше оставили за ним этот смысл. Следуя мысли фон Криса75, можно было бы почти столь же характерно назвать эти науки помологичес­кими, поскольку закон для них есть объединяющий принцип и существенная цель исследования. Упот­ребляемое иногда название объясняющих наук тоже подходит, если им подчеркивается единство объясне­ния, а не само объяснение. Ведь объяснение относит­ся к сущности каждой науки, как таковой.

Кроме того, имеются еще внесущественные точ­ки зрения для объединения истин в одну науку; ука­жем прежде всего на единство вещи в смысле, близ­ком к буквальному, именно - соединять все те истины, которые по своему содержанию относятся к одной и той же индивидуальной предметности или к одному и тому же эмпирическому роду. Таковы конкретные или, употребляя термин фон Кри­са, онтологические науки, как география, история, астрономия, естественная история, анатомия и т. д. Истины географии объясняются своим отношением к земле, истины метеорологии касаются, еще более ограниченным образом, земных атмосферических явлений, и т. д.

Эти науки иногда называют также описательны­ми, и это название можно принять в том отношении, что единство описания определяется эмпирическим единством предмета или класса, а в данных науках это описательное единство определяет единство на­уки. Но, разумеется, это название нельзя понимать так, будто описательные науки имеют в виду только описание, - это противоречит принципиальному понятию науки.

Так как возможно, что объяснение, руководимое эмпирическими единствами, ведет к далеким друг от друга или даже разнородным теориям и теоретичес­ким наукам, то мы по праву называем единство кон­кретной науки внесущественным.

Во всяком случае ясно, что абстрактные, или номологические науки, представляют собой собственно ос­новные науки, из теоретического состава которых кон­кретные науки должны черпать все, что делает их науками, а именно все теоретическое. Конкретные на­уки естественно ограничиваются тем, что устанавлива­ют зависимость описываемой ими предметности от низ­ших законов номологических наук, и в крайнем случае намечают еще главное направление дальнейшего объяснения. Ибо сведение к основным принципам и построение объясняющих теорий есть вообще своео­бразная область номологических наук, и при достаточ­ном развитии их можно найти в последних, в самой об­щей форме, уже готовыми. Разумеется, этим еще ничего не сказано об относительной ценности обоих видов наук. Теоретический интерес не есть единственный и не один определяет ценность познания. Эстетические, этические, в более широком смысле практические инте­ресы могут соединиться с индивидуальным предметом и придавать его единичному описанию и объяснению высочайшую ценность. Но поскольку руководящим яв­ляется чисто теоретический интерес, индивидуальные, единичные и эмпирические связи сами по себе не имеют значения или же играют роль лишь методологического этапа для построения общей теории. Теоретик-естество­испытатель, т. е. естествоиспытатель, руководящийся связью чисто теоретического, математизирующего об­суждения, смотрит на землю и небесные светила совсем иными глазами, нежели географ или астроном; они сами по себе безразличны для него и имеют значение лишь как примеры тяготеющих масс вообще.

Наконец, мы должны упомянуть еще об ином, так­же внесущественном принципе научного единства; это принцип, который вырастает из однородного оценивающего интереса, следовательно, объективно определен однородной основной ценностью (или однородной основной нормой), как мы уже подроб­но говорили об этом в § 14 главы II. Именно это созда­ет в нормативных дисциплинах реальную сопринадлежность истин, т. е. единство области. Правда, когда говорят о реальной сопринадлежности, под ней естественнее всего разуметь ту, которая коренит­ся в самих вещах; тут, следовательно, имеется в виду лишь единство на основании теоретической законо­мерности или единство конкретной вещи. При этом понимании нормативное и реальное единство стано­вятся противоположностями.

Согласно изложенному выше, нормативные науки зависят от теоретических, и прежде всего от теорети­ческих наук в самом узком смысле - в смысле номо­логических наук; эта зависимость такова, что мы снова можем сказать: они берут из теоретических наук все, что есть в них научного, а именно: все теоретическое.

 

§ 65. Вопрос об идеальных условиях возможности науки или теории вообще

А. В отношении актуального познания.

Теперь мы поставим важный вопрос об «услови­ях возможности науки вообще». Так как суще­ственная цель научного познания может быть достиг­нута лишь через посредство теории в строгом смысле номологических наук, то мы заменяем этот вопрос вопросом об условиях возможности теории во­обще. Теория, как таковая, состоит из истин, и форма их соединения дедуктивна. Следовательно, ответ на наш вопрос включает в себя ответ на более общий воп­рос, а именно на вопрос об условиях возможности истины вообще, а также дедуктивного единства вообще. Форма постановки вопроса, разумеется, обусловлена историческими отголосками. Мы имеем здесь дело, очевидно, с безусловно необходимым обобщением вопроса об «условиях возможности опы­та». Ведь единство опыта есть для Канта единство пред­метной закономерности; следовательно, оно входит в понятие теоретического единства.

Однако смысл вопроса требует более точной фор­мулировки. Непосредственно вопрос будет, вероят­но, понят в субъективном смысле; в этом смысле его лучше было бы выразить в виде вопроса об усло­виях возможности теоретического познания вообще или, в более общей форме, - об умозаключении и познании вообще, и притом в его возможности для всякого человеческого существа вообще. Эти условия являются отчасти реальными, отчасти идеальны­ми. Первых, психологических, условий мы здесь не будем касаться. Само собой разумеется, возможнос­ти познания в психологическом отношении состав­ляют все те причинные условия, от которых зависит наше мышление. Идеальные условия возможности познания могут быть, как мы уже говорили76, двоякого рода. Они представляют собой либо ноэтические, т. е. вытекают из идеи познания, как таковой, и при­том a priori, без всякого отношения к эмпирической особенности человеческого познавания в его психо­логической обусловленности; либо же чисто логи­ческие, т. е. коренятся только в «содержании» позна­ния. Что касается первого, то a priori очевидно, что мыслящие субъекты вообще должны, например, об­ладать способностью совершать все виды актов, в которых осуществляется теоретическое познание. В частности, мы как мыслящие существа должны быть в состоянии с очевидностью усматривать суждения как истины, и истины как следствия других истин; и опять-таки усматривать законы, как таковые, законы, как разъясняющие основания, основные законы как первичные принципы и т. д. Но очевидно также, что сами истины и, в частности, законы, основания, принципы представляют собой то, что они представ­ляют собой, независимо от того, усматриваем ли мы их или нет. Так как они имеют значение не посколь­ку мы их усматриваем, а, наоборот, так как мы усмат­риваем их, поскольку они имеют значение, то их надо считать объективными или идеальными условиями возможности их познания. Следовательно, априор­ные законы, принадлежащие к истине, как к тако­вой, к дедукции, как таковой, и к теории, как тако­вой, должны быть характеризованы как законы, выражающие идеальные условия возможности по­знания вообще или дедуктивного и теоретического познания вообще, и притом условия, которые коре­нятся в самом «содержании» познания.

Здесь речь идет, очевидно, об априорных услови­ях познания, которые могут быть рассмотрены и ис­следованы вне всякого отношения к мыслящему субъекту и к идее субъективности вообще. Ведь эти законы по содержанию своего значения совершен­но свободны от такого отношения, они не говорят, хотя бы даже в идеальной форме, о познавании, о процессе суждения, умозаключения, представления, обоснования и т. п., а говорят об истине, понятии, положении, умозаключении, основании и следствии и т. д., как мы это подробно разъяснили выше77. Но само собой разумеется, что эти законы могут быть с очевидностью видоизменены так, что имеют прямое отношение к познанию и субъекту познания и тогда говорят даже о реальных возможностях познавания. Тут, как и в других случаях, априорные утверждения о реальных возможностях возникают путем перене­сения идеальных (выраженных в чисто родовых по­ложениях) отношений на отдельные эмпирические случаи78.

В сущности идеальные условия познания, которые мы отличаем в качестве поэтических от объективно-логических, суть не что иное как подобные видоизме­нения этих, принадлежащих к чистому содержанию познания, закономерных уразумений; благодаря таким видоизменениям эти знания становятся плодотвор­ными для критики познания, а затем путем дальней­ших видоизменений для практически-логического нормирования познания. (Ибо сюда примыкают и нормативные видоизменения чисто логических за­конов, о чем так много говорилось выше.)

 

§ 66. Б. Тот же вопрос в отношении содержания познания

Из этого анализа ясно, что вопрос об идеальных условиях возможности познания вообще и теоре­тического познания в частности в конечном счете приводит нас к известным законам, которые ко­ренятся в самом содержании познания или в кате­гориальных понятиях, его составляющих, и настолько отвлеченны, что не содержат в себе ниче­го относительно познания как акта познающего субъекта. Эти законы или составляющие их катего­риальные понятия и образуют то, что вообще в объективно-идеальном смысле может быть пони­маемо под условиями возможности теории. Ибо не только в отношении теоретического познания, как мы это делаем до сих пор, но и в отношении его содержания, следовательно, непосредствен­но в отношении самой теории может быть постав­лен вопрос об условиях возможности. Тогда под те­орией - и это надо еще раз подчеркнуть - мы разумеем известное идеальное содержание воз­можного познания, совершенно так же, как под истиной, законом и т. п. Многообразию индивиду­ально единичных актов познания одного и того же содержания соответствует единая истина, именно в качестве этого идеально тождественно­го содержания. Равным образом, многообразию индивидуальных комплексов познания, в каждом из которых - теперь или прежде, в том или в дру­гом субъекте, - познается одна и та же теория, соответствует именно эта теория как идеально тож­дественное содержание. Она тогда состоит не из актов, а из чисто идеальных элементов, из истин, и притом в чисто идеальных формах, в формах ос­нования и следствия.

Если мы теперь отнесем вопрос об условиях воз­можности непосредственно к теории в этом объек­тивном смысле и именно к теории вообще, то эта воз­можность может иметь только тот смысл, который вообще присущ чисто отвлеченно мыслимым объек­там. От объектов мы переходим тут к понятиям, и «возможность» означает не что иное как «значение» или, вернее, действительность (Wesenhaftigkeit) соответствующего понятия. Это есть то, что неред­ко обозначается как «реальность» понятия в про­тивоположность воображаемости или недействительности (Wesenlosigkeit) его79. В этом смысле го­ворят о реальных определениях, которые обеспечи­вают возможность, значение, реальность определен­ного понятия, а также о противоположности между реальными и мнимыми числами, геометрическими фигурами и т. д. Упоминание о возможности в при­менении к понятиям имеет, очевидно, переносное значение. В подлинном смысле возможно только существование предметов, соответствующих этим понятиям. Эта возможность a priori обеспечивается познанием отвлеченной сущности, которое откры­вается нам, например, на основе наглядного пред­ставления такого предмета. Путем перенесения сама действительность понятия тоже обозначается тут как возможность.

В связи с этим получает легко понятный смысл вопрос о возможности теории вообще и об усло­виях, от которых она зависит. Возможность или дей­ствительность теории вообще, разумеется, гаранти­руется самоочевидным познанием какой-либо определенной теории. Но тогда возникает дальней­ший вопрос: что в идеально-закономерной всеобщ­ности обусловливает эту возможность теории вооб­ще, т. е. что составляет идеальную «сущность» теории, как таковой? Каковы первичные «воз­можности», из которых создается возможность «те­ории», другими словами, каковы первичные дей­ствительные понятия, из которых конституируется само действительное понятие теории?

И далее, каковы те чистые законы, которые, выте­кая из этих понятий, дают единство всякой теории, как таковой; стало быть законы, которые относятся к форме всякой теории, как таковой, и a priori определяют ее возможные (существенные) разнообразия или виды?

Если эти идеальные понятия или законы ограни­чивают возможность теории вообще, другими сло­вами, если они выражают то, что по существу при­надлежит к идее теории, то отсюда непосредственно следует, что каждая замышленная теория только тог­да есть теория, когда и поскольку она гармонирует с этими понятиями или законами. Логическое оправ­дание понятия, т. е. оправдание его идеальной воз­можности совершается посредством перехода к его наглядной или выводимой сущности. Следовательно, логическое оправдание данной теории, как таковой, (т. е. в ее чистой форме) требует перехода к сущнос­ти ее формы и тем самым перехода к понятиям и законам, которые образуют идеальные со­ставные части теории вообще («условия ее воз­можности») и которые a priori и дедуктивно регули­руют всякую специализацию идей теории на ее возможные виды. Тут дело обстоит так же, как и в бо­лее широкой области дедукции, например, в простых силлогизмах. Хотя они и сами по себе могут быть проникнуты очевидностью, все же получают свое самое последнее и самое глубокое оправдание толь­ко путем сведения их к формальному закону умозак­лючения, Таким образом, получается уразумение априорного основания силлогистической связи. То же относится ко всякой сколь угодно сложной дедук­ции и в особенности к теории. В самоочевидном те­оретическом мышлении мы уразумеваем основание объясненных соотношений вещей. Более глубо­кое уразумение сущности самой теоретической свя­зи, образующей теоретическое содержание этого мышления, а также уразумение априорных законо­мерных оснований его действия наступает лишь пос­ле сведения его к форме и закону, и к теоретическим связям той совершенно иной области познания, к которой принадлежат эти формы и законы.

Этим указанием на более глубокое уразумение и оправдание вскрывается несравненная ценность те­оретических исследований, необходимых для разре­шения намеченной проблемы: речь идет о система­тических теориях, вытекающих из самого существа теории, или об априорной теорети­ческой помологической науке, относящейся к идеальному существу науки, как таковой, т. е. к содержащимся в ней систематическим теориям, и с исключением ее эмпирической, антропологичес­кой стороны. Следовательно, речь идет, в широком смысле слова, о теории теорий, о науке наук. Однако значение для обогащения нашего познания надо, ко­нечно, отличать от самих проблем и собственного содержания их решений.

 

§ 67. Задачи чистой логики. Во-первых: фиксация чистых категорий значения, чистых предметных теорий и их закономерных осложнений

Если на основании этого предварительного уяс­нения идеи априорной дисциплины, более глубокое понимание которой является целью нашей работы, мы захотим перечислить ее задачи, то нам придется различать три группы таковых.

Во-первых, потребуется установить или научно выяснить важнейшие понятия и прежде всего все первичные понятия, которые «делают возможной» связь познания в объективном отношении, и в осо­бенности теоретическую связь. Другими словами, тут имеются в виду понятия, которые конституируют идею теоретического единства, а также и понятия, которые состоят в идеально-закономерной связи с ними. Вполне понятно, что здесь конститутивно об­разуются понятия второй степени, именно понятия о понятиях и прочих идеальных единствах. Данная теория есть известная дедуктивная связь данных по­ложений, эти же последние представляют собой оп­ределенно сложившиеся связи данных понятий. Идея соответственной «формы» теории возникает путем подстановки неопределенного на место всего этого данного, и, таким образом, место простых понятий заступают понятия о понятиях и других идеях. Сюда относятся уже: понятие, положение, истина и т. д.

Конститутивны, разумеется, понятия элементар­ных форм соединения, в особенности те, которые совершенно общим образом конститутивны для де­дуктивного единства положений, как, например, конъюнктивное, дизъюнктивное, гипотетическое соединение положений в новые положения. Консти­тутивны, далее, и формы соединения низших элемен­тов значений в простые положения, а это в свою оче­редь ведет к различным формам субъекта, предиката и т. д. Точные законы регулируют постепенные услож­нения, создающие из первоначальных форм беско­нечное многообразие все новых форм. И эти законы усложнений, дающие возможность комбинирующе­го обзора понятий, выводимых на основе первона­чальных понятий и форм, как и сам этот комбиниру­ющий обзор, также принадлежат, разумеется, к обсуждаемому здесь кругу исследования.

В близкой, идеально закономерной связи с упомя­нутыми доселе понятиями, с категориями значе­ния, находятся другие, коррелятивные им понятия, такие, как предмет, соотношение вещей, единство, множество, совокупность, отношение, соединение и т. д. Это чистьте, или формальные, предметные категории. Следовательно, и они должны быть при­няты во внимание. В обоих отношениях речь идет всегда о понятиях, которые, как это явствует уже из их функции, независимы от особенности той или иной материи познания и которым должны быть подчинены все специально выступающие в мышлении понятия и предметы, положения и соот­ношения вещей и т. д.; поэтому эти понятия могут возникать только из размышления над различными «функциями мышления», т. е. могут иметь своей кон­кретной основой возможные акты мышления, как таковые.

Все эти понятия надлежит фиксировать и исследо­вать «происхождение» каждого из них в отдельнос­ти. Для нашей дисциплины психологический вопрос о возникновении соответствующих отвлеченных представлений или тенденций к представлениям не представляет ни малейшего интереса. Не об этом вопрос тут идет речь, а алогическом происхожде­нии или - если мы предпочтем совершенно устра­нить неподходящее и возникшее лишь из неясности мышления слово «происхождение» - об уразумении сущности соответствующих понятий и, в методоло­гическом отношении, о фиксации однозначных, рез­ко различенных значений слов. Этой цели мы можем достичь лишь путем уяснения сущности или в отно­шении сложных понятий путем познания действи­тельности заключающихся в них элементарных по­нятий и понятий форм их соединения.

Все это - лишь подготовительные и с виду ничтож­ные задачи. Они в значительной мере неизбежно при­нимают форму терминологических рассуждении и несведущим легко представляются мелочным и бес­плодным словопрением. Но до тех пор, пока не раз­личены и не выяснены понятия, всякая дальнейшая работа безнадежна. Ни в какой другой области позна­ния эквивокация не имеет столь рокового значения, нигде путанность понятий не сдерживала до такой степени успехов познания, нигде она не тормозила так сильно даже само начало его - уразумение его истинных целей, как в логике. Критические анализы этих пролегомен показали это повсюду.

Значение проблем этой первой группы нельзя до­статочно высоко оценить, и возможно, что именно в них заключаются величайшие трудности всей дис­циплины.

 

§ 68. Во-вторых: законы и теории, коренящиеся в этих категориях

Во второй группе проблем отыскиваются зако­ны, коренящиеся в этих категориальных понятиях и касающиеся не только их усложнения, но и объек­тивного значения созидаемых из них теоретичес­ких единств. Эти законы сами в свою очередь кон­ституируют теории. С одной стороны - теории умозаключений, например, силлогистику, которая, однако, лишь одна из таких теорий. С другой сторо­ны, из понятия множества вытекает чистое учение о множестве; из понятия о совокупности - чистое уче­ние о совокупностях и т. д., и каждое из них есть зам­кнутая в себе теория. Таким образом, все относящи­еся сюда законы ведут к ограниченному числу первичных, или основных, законов, которые непос­редственно коренятся в категориальных понятиях и (в силу своей однородности) должны обосновывать всеобъемлющую теорию, которая включает в себя в качестве относительно замкнутых составных частей вышеупомянутые единичные теории.

Здесь имеется в виду область законов, сообразно которым должно протекать каждое теоретическое исследование. Не то чтобы каждая отдельная теория предполагала в качестве основания своей возможно­сти и обязательности какой-либо отдельный закон. Наоборот, вышеуказанные теории в своем идеальном совершенстве образуют всеобъемлющий фонд, из которого каждая определенная (т. е. действительная, обязательная) теория черпает идеальные основания своей действительности; это те законы, сообразно которым она протекает и исходя из которых она может быть оправдана до последнего основания, по своей «форме» как истинная теория. Поскольку тео­рия есть всеобъемлющее единство, построенное из отдельных истин и связей, само собой понятно, что законы, относящиеся к понятию истины и к возможности отдельных связей той или иной формы, также заключены в отграниченной здесь области. Хотя понятие теории есть более узкое понятие - или, вернее, именно в силу этого - задача исследо­вания условий его возможности более обширна, чем соответствующие задачи исследования истины вооб­ще и первичных форм связей положений.

 

§ 69. В-третьих: теория возможных форм теорий, или чистое учение о многообразии

Если все эти исследования выполнены, то этого достаточно для осуществления идеи науки об услови­ях возможности теории. Но мы тотчас же видим, что эта наука указует на дальнейшую, дополнительную к ней науку, которая рассматривает a priori суще­ственные виды (формы) теории и соответ­ствующие законы отношений. Так возникает на основании последнего обобщения идея более обшир­ной науки о теории вообще, которая в основной сво­ей части исследует существенные понятия и законы, конститутивно принадлежащие к идее теории, и за­тем переходит к дифференцированию этой идеи и вместо исследования возможности теории, как тако­вой, исследует уже a priori возможные теории.

Именно на основе достаточного решения озна­ченных задач становится возможным определенным образом развить из чисто категориальных понятий многообразные понятия возможных теорий, чистые «формы» теорий, действительность которых за­кономерно доказана. Но эти различные формы не лишены взаимной связи. Найдется известный поря­док приемов, посредством которого мы будем в со­стоянии построить возможные формы, обозреть их закономерные связи, а следовательно, также перево­дить одни формы в другие путем варьирования оп­ределяющих их основных факторов и т. д. Нам откро­ются, если не вообще, то, по крайней мере, для форм теорий точно определенного рода, общие положе­ния, которые в отграниченной области господству­ют над развитием, связью и превращением форм.

Положения, которые надлежит здесь установить, должны, очевидно, обладать иным содержанием и характером, чем основные положения и теоремы теорий второй группы, например, силлогистические законы или арифметические и т. д. Однако само со­бой разумеется, что их дедукция (ибо подлинных ос­новных законов здесь не может быть) должна исхо­дить исключительно из теорий последнего рода.

Это есть последняя и высшая цель теоретической науки о теории вообще. Она и в познавательно-прак­тическом отношении не лишена значения. Напротив, включение теории, по ее форме, в определенный класс может получить величайшее методологическое значе­ние. Ибо с расширением дедуктивной и теоретической сферы растет свободная жизненность теоретическо­го исследования, растет богатство и плодотворность методов. Таким образом, разрешение проблем, постав­ленных в пределах теоретической дисциплины или в пределах одной из ее теорий, иногда может получить весьма сильную методическую помощь от уяснения категориального типа или (что то же самое) формы теории, а иногда от перехода к более обширной фор­ме или классу форм и их законам.

 

§ 70. Пояснения к идее чистого учения о многообразии

Эти намеки покажутся, быть может, несколько за­темненными. Что дело идет тут не о смутных фанта­зиях, а о концепциях с прочным содержанием, пока­зывает «формальная математика» в самом общем смысле, или учение о многообразии, этот плод выс­шего расцвета современной математики. И действительно, это учение есть не что иное как частичное осуществление только что намеченного идеала. Этим, разумеется, еще не сказано, что сами математики, ру­ководимые первоначально интересами области чисел и величин и ограниченные этими интересами, пра­вильно поняли идеальную сущность новой дисцип­лины и вообще возвысились до последней абстракции всеобъемлющего учения о теориях. Предметный кор­релят понятия возможной, определенной только по своей форме теории есть понятие возможной обла­сти познания вообще, подчиненной теории такой формы. Но такую область математик (в сво­ем кругу) называет многообразием. Это есть, стало быть, область, которая единственно и исключитель­но определяется тем, что она подчинена теории та­кой-то формы, т. е. что для ее объектов возможны известные связи, подчиненные известным основ­ным законам данной определенной формы (здесь это есть единственно определяющее). По своему содержа­нию эти объекты остаются совершенно неопределен­ными - математик, чтобы указать на это, охотно го­ворит об «объектах мышления». Они не определены ни прямо, как индивидуальные или специфические цинич­ности, ни косвенно своими внутренними видами или родами, а исключительно только формой признан­ных за ними связей. Эти последние по содержанию так же мало определены, как и их объекты; определена только их форма, и она определяется именно формой элементарных законов, действие которых усматрива­ется в ней. И эти законы определяют как область, так и выстраиваемую теорию или, вернее, форму тео­рии. В учении о многообразии, например, + есть не знак сложения чисел, а знак такого соединения вооб­ще, к которому применимы законы формы а+b=b+а и т. д. Многообразие определено тем, что его объекты мышления допускают эти «операции», как и другие, о которых можно доказать, что они a priori совмести­мы с первыми.

Самая общая идея учения о многообразии со­стоит в том, чтобы быть наукой, которая определен­ным образом развивает существенные типы воз­можных теорий и исследует их закономерные взаимоотношения. Тогда все действительные теории являются специализациями и сингуляризациями со­ответствующих им форм теории, как и все теорети­чески обработанные области познания - отдельны­ми многообразиями. Если в учении о многообразии действительно проведена соответствующая формаль­ная теория, то этим исчерпана вся дедуктивная теоре­тическая работа построения всех действительных те­орий той же формы.

Эта точка зрения имеет величайшее методологи­ческое значение, без нее нельзя и говорить о пони­мании математических методов. Не менее важно свя­занное с переходом к чистой форме включение последней в более широкие формы и классы форм. Что именно в этом приеме заключается главный ис­точник удивительного методологического искусст­ва математики, показывает не только взгляд на уче­ния о многообразии, которые выросли из обобщений геометрической теории и формы теории, но даже первый и самый простой случай этого рода, расши­рение реальной области чисел (или соответствующей формы теории, «формальной теории реальных чи­сел») и превращение ее в формальную, удвоенную область простых комплексных чисел. И действитель­но, в этом воззрении лежит ключ к единственно воз­можному разрешению все еще невыясненной про­блемы, на каком основании, например, в области чисел с невозможными (недействительными) поня­тиями можно обращаться, как с реальными. Однако здесь не место подробно развивать это.

Говоря выше о теориях многообразии, возникших из обобщений геометрической теории, я разумел, конечно, учение о многообразиях п измерений - Эвклидовых и не-Эвклидовых, далее, учение Грассмана о протяжении и родственные, легко отделимые от всего геометрического, теории В. А. Гамильтона и др. Сюда же относится учение Lie о трансформацион­ных группах, исследования G. Cantor'a о числах и многообразиях и многие другие.

Рассматривая способ, которым посредством ва­рьирования меры кривизны совершается взаимный переход между различными видами пространствен­но-подобных многообразии, философ, изучивший начала теории Римана-Гельмгольца, может соста­вить себе некоторое представление о том, как чис­тые формы теории определенно различного типа соединяются между собой закономерными связями. Было бы легко показать, что познание истинного за­мысла подобных теорий как чисто категориальных форм теорий изгоняет всякий метафизический ту­ман и всякую мистику из соответственных матема­тических исследований. Если мы назовем простран­ством некоторую известную нам форму порядка мира явлений, то, разумеется, противоречиво гово­рить о «пространствах», для которых не имеет зна­чения аксиома о параллелях; противоречиво также говорить о различных геометриях, поскольку гео­метрия есть именно наука о пространстве мира яв­лений. Но если мы под пространством понимаем категориальную форму мирового пространства, и под геометрией - категориальную теоретическую форму геометрии в обычном смысле, тогда про­странство входит в подлежащий закономерному от­граничению вид категориально-определенных мно­гообразии, в отношении которого естественно можно говорить о пространстве в более широком смысле. И геометрическая теория тоже входит в со­ответствующий вид теоретически связанных и чис­то категориально определенных форм теории, ко­торые тогда в соответственно расширенном смысле можно называть «геометриями» этих «простран­ственных» многообразии. Во всяком случае учение о «пространствах п измерений» осуществляет теорети­чески замкнутую часть учения о теориях в опреде­ленном выше смысле. Теория Эвклидова многообра­зия о трех измерениях есть последняя идеальная единичность в этом закономерно связанном ряду ап­риорных и чисто категориальных форм теорий (формальных дедуктивных систем). Само это много­образие есть в отношении «нашего» пространства, т. е. пространства в обычном смысле, соответствую­щая ему чисто категориальная форма, стало быть, идеальный вид, по отношению к которому наше про­странство составляет, так сказать, индивидуальную единичность, а не видовое различие. Другой гранди­озный пример есть учение о комплексных системах чисел, в пределах которой теория «простых» комп­лексных чисел есть опять-таки сингулярная единич­ность, последнее видовое различие. В отношении со­ответствующих теорий арифметика совокупности, арифметика порядковых чисел, арифметика quantité dirigée и т. п. представляют собой все в известном смысле индивидуальные единичности. Каждой из них соответствует формальная видовая идея, в дан­ном случае учение об абсолютных целых числах, о реальных числах, о простых комплексных числах и т. д., причем «число» следует понимать в обобщенно-формальном смысле.

 

§ 71. Разделение труда. Работа математиков и работа философов

Таковы, следовательно, проблемы, которые мы при­числяем к области чистой, или формальной, логики в выше определенном смысле, причем мы придаем ее области наибольший объем, какой вообще совместим с очерченной идеей науки о теории. Значительная часть принадлежащих к ней теорий уже давно консти­туировалась в виде чистой (в особенности «формальной») математики и обрабатывается математиками на­ряду с другими, уже не «чистыми» в этом смысле дис­циплинами, как геометрия (в качестве науки о «нашем» пространстве), аналитическая механика и т. д. И дей­ствительно, природа вещей тут безусловно требует разделения труда. Построение теорий, строгое и методическое разрешение всех формальных проблем навсегда останется специальной областью математи­ка. При этом своеобразные методы и направления ис­следования предполагаются данными, и они у всех чи­стых теорий по существу одинаковы. С недавних пор даже усовершенствованием силлогистической тео­рии, которая издавна причислялась к собственной сфере философии, овладели математики, и в их ру­ках эта будто бы давно исчерпанная теория испыта­ла небывалое развитие. Ими же были открыты и с чи­сто математической тонкостью развиты теории новых видов умозаключений, которых не знала или не понимала традиционная логика. Никто не может запретить математикам предъявлять притязания на все, к чему приложимы математическая форма и метод. Только тот, кто не знает современной, в особенности формальной, математики и судит о ней только по Эвклиду и Адаму Ризе, может сохранить общий предрассу­док, будто сущность математического содержится в числе и количестве. Не математик, а философ выходит за естественную сферу своего права, когда борется про­тив «математизирующих» теорий логики и не хочет вер­нуть своих временных питомцев их настоящим роди­телям. Пренебрежение, с которым философы-логики говорят о математических теориях умозаключений, нисколько не мешает математической форме их, как и всех строгоразвитых теорий (это слово надо, конечно, тоже брать в настоящем его смысле), быть единственно научной, единственной формой, дающей системати­ческую законченность и совершенство и позволяющей обозреть все мыслимые вопросы и возможные формы их разрешения.

Но если разработка всех подлинных теорий принад­лежит к области математика, что же тогда останется философу? Здесь надо обратить внимание на то, что математик на самом деле не есть чистый теоретик, а лишь изобретательный техник, как бы конструктор, который, имеет в виду только формальные связи, строит теорию как произведение технического искусства. Как практи­ческий механик конструирует машины, не нуждаясь в законченно ясном знании сущности природы и ее за­кономерности, так и математик конструирует теории чисел, величин, умозаключений, многообразии, не нуждаясь для этого в окончательном уразумении сущ­ности теорий вообще и сущности обусловливающих их понятий и законов. Подобно обстоит дело и во всех «специальных науках». Ведь, πρότερον τή φύσει (первое по природе) именно и не есть πρότερον πρός ημας (первое для нас). К счастью, не действительное уразумение, а научный инстинкт и метод делают возможной науку в обычном, практически столь плодотворном смысле. Именно поэтому наряду с изобретательской и мето­дической работой отдельных наук, направленной больше на практическое выполнение и овладение, чем на действительное уразумение, необходима постоян­ная «познавательно-критическая», составляющая дело одного только философа, рефлексия, которая руково­дится одним только чисто теоретическим интересом и служит к осуществлению прав последнего. Философ­ское исследование предполагает совершенно иные методы и тенденции и ставит себе совершенно иные цели. Оно не хочет вмешиваться в дело специалиста-исследователя, а стремится уразуметь смысл и сущ­ность его действий в отношении метода и вещи. Фило­софу недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым можем предсказывать будущее течение вещей и восста­навливать прошедшее; он хочет привести в ясность, что такое есть по существу «вещи», «события», «законы при­роды» и т. п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает возможной теорию и т. п. Лишь философское исследо­вание дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чистое и подлинное теоре­тическое познание. Ars inventiva специального иссле­дователя и познавательная критика философа представ­ляют собой взаимно дополняющие друг друга научные деятельности, и только через них обеих достигается полное и цельное теоретическое уразумение.

Впрочем, дальнейшие детальные исследования для подготовления нашей дисциплины с ее философской стороны покажут, чего не хочет и не может давать математик, и что тем не менее должно быть сделано.

 

§ 72. Расширение идеи чистой логики. Чистое учение о вероятности как чистая теория опытного познания

Понятие чистой логики, как мы его развивали до сих пор, объемлет теоретически замкнутый круг проблем, которые по существу относятся к идее теории. Посколь­ку ни одна наука не возможна без объяснения из осно­ваний, стало быть, без теории, чистая логика самым общим образом объемлет идеальные условия возмож­ности науки вообще. Но надо принять во внимание, что при таком понимании логика еще отнюдь не вклю­чает в себя, как особый случай, идеальных условий опытной науки вообще. Вопрос об этих условиях, правда, имеет более ограниченный объем; опытная на­ука есть тоже наука и, само собой разумеется, под­чинена со стороны содержащихся в ней теорий зако­нам отграниченной выше сферы. Но идеальные законы определяют единство опытных наук не только в форме законов дедуктивного единства, как и вообще опытные науки нельзя никогда свести к одним только их теори­ям. «Теоретическая оптика», т. е. математически я теория оптики, не исчерпывает науки оптики; математическая механика точно так же не исчерпывает всей механики и т. д. Но весь сложный аппарат процессов познания, в которых вырастают и многократно изменяются с про­грессом науки теории опытных наук, тоже подчиняет­ся не только эмпирическим, но и идеальным законам.

В опытных науках всякая теория только предполо­жительна. Она дает объяснение не из очевидно дос­товерных, а лишь из очевидно вероятных основ­ных законов. Таким образом, сами теории обладают только уясненной вероятностью, они представляют собой только предварительные, а не окончательные теории. Сходное применимо в известном смысле и к фактам, подлежащим теоретическому объяснению. Мы, правда, исходим из них, они для нас имеют зна­чение данных, и мы хотим только «объяснить» их. Но когда мы переходим к объясняющим гипотезам и пу­тем дедукции и проверки - иногда после многократ­ного видоизменения - принимаем их как вероятные законы, то сами факты не остаются неизменными, а эволюционируют с прогрессом познания. Посред­ством прироста познания в гипотезах, найденных пригодными, мы все глубже вникаем в «истинную сущ­ность» реального бытия, все более совершенствуем наше понимание явлений, которое всегда в большей или меньшей степени исполнено противоречий. Дело в том, что факты первоначально «даны» нам только в смысле восприятия (и сходным образом в смысле вос­поминания). В восприятии вещи и события как будто сами находятся перед нами, так сказать, без преград созерцаются и схватываются нами. И что мы здесь со­зерцаем, мы высказываем в суждениях восприятия: это представляют собой ближайшим образом «данные факты» науки. Но то «действительное» фактическое со­держание, которое мы признаем за явлениями вос­приятия, эволюционирует с прогрессом познания. И для того чтобы в каждом случае определить, что в них истинного, другими словами, чтобы определить эмпирический предмет познания, нам необходимо в зна­чительном (и постоянно расширяющемся) объеме научное познание законов.

Но во всем этом мы действуем, как подчеркнул Лей­бниц, и притом впервые с полной отчетливостью, не слепо, не без идеального права. Мы утверждаем, что в каждом случае существует лишь один правомерный способ оценки объясняющих законов и определения действительных фактов, и притом для каждой достиг­нутой ступени науки. Когда вследствие притока новых эмпирических инстанций вероятная закономерность или теория оказывается несостоятельной, мы не зак­лючаем из этого, что научное обоснование этой тео­рии было ложным. В области прежнего опыта была «единственно правильной» прежняя теория, в области расширенного опыта таковой является вновь обосно­вываемая теория; она есть единственная, которая оп­равдывается при корректной оценке вероятности. На­оборот, мы иногда судим, что эмпирическая теория ложно обоснована, хотя, быть может, если развить ее иным объективно правомерным образом, она при дан­ном состоянии науки оказывается единственно подхо­дящей. Из этого следует, что и в области эмпиричес­кого мышления, в сфере вероятностей должны существовать идеальные элементы и законы, в которых вообще a priori коренится возможность эмпирической науки, познания вероятности реально­го. Эта сфера чистой закономерности, которая имеет отношение не к идее теории и, главным образом, к идее истины, а к идее эмпирического единства объяснения, или к идее вероятности, образует вторую великую основу логического технического учения и вместе с ним принадлежит к области чистой логики в соот­ветственно более широком смысле.

В дальнейших специальных исследованиях мы ограничиваемся более узкой областью, которая, со­гласно существенному расположению материала, стоит на первом месте.

|< в начало << назад к содержанию