АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ
MARIALIS CULTUS
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО ПАВЛА VI КО ВСЕМ ЕПИСКОПАМ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИМ МИР И ОБЩЕНИЕ С АПОСТОЛЬСКИМ ПРЕСТОЛОМ, "О ПРАВИЛЬНОМ УСТРОЕНИИ И РАЗВИТИИ ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ"
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. ЛИТУРГИЯ КАК ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
1. Пресвятая Дева Мария в обновленной Литургии Римской Церкви
1.1. Непорочное Зачатие (8 XII)
1.2. Время Рождества Христова и торжество Богородицы (1 I)
1.3. Благовещение Господне (25 III)
1.4. Взятие на Небеса (Успение) Богородицы (15 VIII)
1.5. Второстепенные праздники и дни памяти
1.6. Местные литургические воспоминания
1.7. Воспоминания необязательные
2. Значение обновления Литургии для почитания Пресвятой Богородицы
2.1. "Римский канон" о Пресвятой Деве Марии
2.2. Обновленный "Римский Служебник" о Пресвятой Богородице
2.3. Лекционарий (Книга чтений)
2.4. Часослов о Пресвятой Богородице
2.5. Другие Богослужебные книги о Пресвятой Деве Марии
3. Пресвятая Дева Мария - образ Церкви
3.6. Проявления почитания Богородицы
3.7. Литургия - золотое правило христианского благочестия
ЧАСТЬ II. ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБНОВЛЕНИЯ ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
1. Принципы обновления почитания Пресвятой Богородицы
1.1. Принцип тринитарный и христологический
1.2. Принцип пневматологический
1.3. Принцип экклезиологический
2. Способы обновления почитания Девы Марии
2.3. Соотнесенность с постулатами экуменизма
2.4. Соотнесенность с данными современной антропологии
2.4.2. Особый образец для женщин
3. Отклонения, имеющие место в почитании Пресвятой Девы Марии
4. Конечная цель почитания Пресвятой Богородицы
ЧАСТЬ III. УКАЗАНИЯ ПО ПОВОДУ МОЛИТВЫ "АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ" И РОЗАРИЯ
2.6. Формы молитвы, происходящие из Розария
2.7. Розарий в христианских семьях
2.8. Дорожить Розарием, но не переоценивать его
1. Богословская ценность почитания Богородицы
2. Пастырское значение почитания Богородицы
ДОСТОЧТИМЫЕ БРАТЬЯ!
ПРИВЕТСТВИЕ И АПОСТОЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ.
Со времени возведения Нас на Престол св. Апостола Петра Мы постоянно прилагали усилия к возрастанию почитания Пресвятой Богородицы, следуя не только чувствам Церкви и Нашей внутренней склонности, но также и потому, что почитание это, как известно, занимает весьма почетное место в совокупности божественного культа, в котором как бы воедино сливаются глубина мудрости и вершина благочестия1, и который поэтому является первостенным заданием народа Божия.
Имея в виду именно это задание, Мы всегда поддерживали и развивали великое дело обновления Литургического Богослужения, предпринятое II Ватиканским Собором. Несомненно не без особого произволения Провидения Божия оказалось, что первым документом этого Вселенского Собора, вместе с Досточтимыми Отцами подписанным и утвержденным Нами во Святом Духе, была Конституция, начинающаяся словами "Священный Собор" (Sacrosanctum Concilium), целью которой было именно обновление и развитие Богослужения, а также более плодоносное участие верных в Божественных тайнах2. С этого момента многочисленные начинания Нашего понтификата принимали во внимание то, чтобы поклонение (cultus), подобающее Богу, совершалось более достойным образом. Об этом свидетельствует появление в последние годы обновленных по принципам и правилам этого Собора многочисленных книг Римского Обряда. За это мы сердечно благодарим Бога, Подателя всех благ, и выражаем благодарность Епископским Конференциям и отдельным епископам, различным образом помогшим Нам в приготовлении этих книг. Когда Мы с такой радостью и благодарностью в сердце обнимаем мыслью уже совершенное дело, а также первые благоприятные последствия обновления ЛитургииI, которым предстоит умножаться по мере того, как это обновление все лучше будет пониматься в своих глубоких основаниях и правильным образом вводиться в жизнь, считаем, что Наша обязанность - поддерживать чуткой заботой всякие начинания, стремящиеся к возрастанию Богопочитания (cultus), каким Церковь в духе и истине (ср. Ин 4,24) поклоняется Отцу и Сыну и Святому Духу, "почитает (veneratur) с особой любовью Присноблаженную Деву Марию, Матерь Божию"3, в благоговейных обрядах чтит память мучеников и других святых.
Почитание (devotio) Девы Марии, возрастания которого Мы желаем, включено (как выше указано) как бы в самую сердцевину единого Богопочитания (cultus), справедливо называемого христианским, ибо от Христа оно берет начало и действенность, во Христе обретает полное и совершенное выражение, а также через Христа во Святом Духе ведет к Отцу, - является отличительным признаком благочестия (pietas) Церкви. Ибо действительно, это почитание (devotio) в самом отправлении Божественного культа с некоей внутренней необходимостью возвещает Божий замысел искупления человеческого рода, и по причине особенного места, какое в этом замысле занимает Мария, воздается Ей особенная честь4. В равной степени развитию христианского Богопочитания с необходимостью сопутствует соответствующее и подобающее возрастание почитания (veneratio), воздаваемого Богородице. Наконец, история благочестия показывает, каким образом "различные виды почитания (pietas) Богородицы, которые были одобрены Церковью в границах здравого и правоверного учения"5, развиваются в гармоническом подчинении божественному поклонению (cultus) Христу, обращаясь вокруг него как вокруг средоточия, к которому по своей природе и необходимости устремляются. Так же происходит и в наше время. Ибо Церковь наших дней, размышляя о тайне Христа и своей собственной природы, как у истока первой, так равно и на вершине второй находит ту же Жену, Пресвятую Деву Марию, сущую Матерь Христову и Матерь Церкви. Итак, из лучшего познания предназначения Девы Марии родились воздаваемое Ей радостное почитание (veneratio) и благоговейное поклонение (reverentia cum adoratione coniuncta) пред замыслом Бога, желающего, дабы - как в каждом домашнем очаге - и в Его семье, которая есть Церковь, присутствовала Жена, которая скрыто, движимая волей служения, бодрствовала бы над нею, а также "милостиво хранила ее путь, доколе придет славный день Господень"6.
Перемены, совершившиеся в наше время в нравах общества, в духовности народов, в языке литературы и искусства, в средствах массовой информации, повлияли также и на способы проявления религиозного чувства. Действительно, известные обычаи в воздавании Богопочитания, до недавнего времени казавшиеся подходящими для выражения благоговейных чувств отдельных людей и христианских общин, сегодня считаются недостаточными или менее пригодными, как относящиеся к минувшим условиям общественной жизни и человеческой культуры. Многие также ищут новые средства выражения неизменной зависимости, существующей между тварью и Творцом, между детьми и их Отцом. Это может вызвать у некоторых временное ощущение беспокойства. Кто же с упованием на Бога задумывается над этими вопросами, замечает, что многие стремления, заметные в нынешнем благочестии (pietas) - например, обращение религиозной жизни более к делам внутренним, нежели ко внешним, - способствуют возрастанию общего христианского благочестия (pietas), особенно же почитания (devotio) Пресвятой Богородицы. Поэтому и современность, внимательно слушая голос Предания и старательно задумываясь над развитием богословия и иных наук, сможет внести свой вклад в песнь хвалы Той, Которую, по Ее пророческим словам, "ублажат все роды" (ср. Лк 1,48).
Поэтому Мы считаем соответствующим Нашему Апостольскому служению, чтобы вместе с Вами, Досточтимые Братья, как бы беседуя, Мы обдумали некоторые вопросы, касающиеся места, какое Пресвятая Дева Мария занимает в Богопочитании Церкви. Этих вопросов уже частично коснулся II Ватиканский Собор7, и Мы также их поднимали8. Однако небесполезно снова заняться ими, чтобы рассеять сомнения, и прежде всего способствовать развитию почитания (devotio) Пресвятой Девы Марии; почитания, проистекающего в Церкви из Слова Божия как своей причины и совершаемого в Духе Христовом.
Итак, Мы хотим остановиться на некоторых вопросах, касающихся связи между священным Богослужением и почитан нем Богородицы (часть I), представить размышления и указать нормы правильного развития этого почитания (часть II), и наконец, привести некоторые соображения, относящиеся к ревностному и более сознательному возобновлению молитвы священного Розария (часть III), к которой постоянно поощряли Наши Предшественники и которая столь распространена в народе христианском.