2. Способы обновления почитания Девы Марии
29. К положениям, возникшим в ходе рассмотрения связи, соединяющей Пресвятую Деву Марию с Богом - Отцом, Сыном и Святым Духом, - и с Церковью, мы хотим присоединить, следуя и далее учению Собора91, некоторые библейские, богослужебные, экуменические, антропологические правила (normae directoriae), о которых необходимо помнить, когда исследуются или вводятся новые формы благочестия (exercitia pietatis). дабы наилучшим образом и наиболее выразительно обнаружились узы, соединяющие нас с Матерью Иисуса Христа и нашей Матерью в общении святых.
30. Ныне для всех очевидно, что христианское благочестие (pietas christiana) требует, дабы любая форма Богопочитания (cultus) включала в себя библейские указания и соображения. Развитие изучения Библии, все более частое и всеобщее использование Священного Писания, а особенно пример церковного Предания и внутреннее воздействие Духа Святого призывают и побуждают современных христиан ко все более частому обращению к Библии как превосходной книге молитвы, дабы почерпнуть из нее истинное вдохновение и несравненные примеры. Почитание (cultus ас pietas) Пресвятой Девы никоим образом не может отдалиться от этой всеобщей ориентации христианской жизни92. Наоборот, именно в Библии оно должно обрести новые силы и верное вспоможение. Ибо Священное Писание, особым образом раскрывая Божий замысел спасения человечества, повсюду напоено тайной Спасителя и весьма выразительно - от книги Бытия до книги Апокалипсиса - указывает на Ту, Которая была Матерью и Спутницей Этого Спасителя. Мы, однако, не хотели бы, чтобы это библейское вдохновение сводилось к одному только использованию текстов и образов - пусть даже искусно извлеченных из Священного Писания - поскольку оно несет в себе гораздо больше. А именно, желательно, чтобы из священных книг были почерпнуты слова и мысли, предназначенные для молитвословий, и тексты, предназначенные для песнопений. Прежде всего, однако, необходимо, дабы почитание Пресвятой Девы Марии было проникнуто и исполнено наиболее важными истинами христианского благовестия, чтобы христиане, почитая Престол Премудрости, сами благодаря этому были просвещены светом Слова Божия и побуждались к следованию заповедям Премудрости Воплощенной.
31. Мы уже вспоминали о почитании, которое Церковь воздает Матери Божией при отправлении Литургии. Теперь же, поскольку речь идет о иных формах почитания и о принципах, на которых они должны основываться, следует вспомнить предписание Конституции Sacrosanctum Concilium "О Богослужении", которое, рекомендуя духовные упражнения народа Божия (spiritualia populi christiani exercitia)IV, прибавляет: "Нужно, чтобы вышеуказанные упражнения, считаясь с Богослужебным кругом, были так упорядочены, дабы быть в созвучии с Литургией, из нее неким образом проистекать, к ней приводить народ, ибо по своей природе Литургия далеко превосходит все эти упражнения"93. Правило разумное, ясное, однако не легкое для применения, особенно если речь идет о почитании, воздаваемом Пресвятой Деве Марии, почитании столь многообразном в формах своего проявления. Ибо оно требует от предстоятелей поместных общин усилий, пастырской мудрости, решительности, а от христиан духа ревности и готовности принять указания и советы, которые, проистекая из истинной сущности христианского Богопочитания, иногда несут необходимость изменения давних обычаев, определенным образом эту сущность затемняющих.
В связи с этим можно говорить о двух позициях, могущих привести к тому, что правило II Ватиканского Собора окажется бесполезным в пастырской работе: во-первых, о позиции некоторых пастырей, которые a priori не ценят благочестивых обычаев (pia exercitia), которые, однако, были должным образом рекомендованы Учительной Властью Церкви (Magisterium), отбрасывают их и таким образом создают как бы некую пустоту, заполнить которую они не в состоянии. Они совершенно забывают о том, что Собор рекомендовал должным образом соотносить эти обычаи с Литургией, а не упразднять их.
Во-вторых, касаясь позиции других, следует сказать, что не придерживаясь должных литургических и пастырских критериев, они соединяют благочестивые обычаи и богослужебные чинопоследования как бы в один общий обряд, создавая своеобразные гибриды. Иногда доходит до того, что в само последование Евхаристического Жертвоприношения включаются некоторые элементы, заимствованные из новенн и других подобных молитв. Так возникает опасность того, что Воспоминание Господа (memoriale Domini) не будет уже занимать центрального места в собрании христианской общины, а станет лишь предлогом для исполнения обрядов народного благочестия. Поступающим так мы хотим напомнить правило Собора, согласно которому подобные обычаи необходимо соотносить с Литургией и по меньшей мере не смешивать с ней. Благоразумная пастырская деятельность с одной стороны выделяет и раскрывает истинную природу литургических чинопоследований (actiones liturgicae), а с другой одобряет и развивает благочестивые обычаи (pia exercitia), приспосабливая их к потребностям отдельных общин и обретая в них надежное вспоможение для священной Литургии.
2.3. Соотнесенность с постулатами экуменизма
32. В почитании Пресвятой Девы - поскольку оно имеет экклезиологический характер - отражаются заботы Церкви, среди которых в наше время выделяется стремление к восстановлению единства христиан. Таким образом, почитание (pietas) Матери Господа становится более восприимчивым к устремлениям и начинаниям экуменического движения, т.е. само приобретает экуменический характер, причем по многим причинам, и прежде всего потому, что католики соединяются с братьями православными, у которых благочестивое почитание (devotio) Пресвятой Девы принимает формы чрезвычайного поэтического вдохновения и возвышенного богословского содержания, и почитая Преславную Богородицу, они с особенной любовью называют Ее "Надеждой христиан"94.
Католики соединяются с англиканами, наиболее выдающиеся богословы которых уже давно указали на Священное Писание как на прочное основание почитания Матери нашего Господа, и чьи современные богословы еще более подчеркивают, сколь значительное место занимает Мария в христианской жизни.
Католики соединяются также с братьями из реформированных [т.е. евангелических - Ред.] Церквей, которые выражают свою любовь к Священному Писанию, восхваляя Бога словами Пресвятой Девы (ср. Лк 1,46-55).
Кроме того, почитание Матери Иисуса Христа предоставляет католикам естественную и часто повторяющуюся возможность умолять Ее, чтобы Она ходатайствовала перед Сыном о соединении всех крещенных в единый народ Божий95. И еще по той причине, что желанием Католической Церкви является не только сохранение особого характера этого почитания96, но стремление тщательно избегать всякой чрезмерности, которая могла бы ввести в заблуждение наших братьев относительно истинного учения Католической Церкви97, и исключить все те формы почитания, которые не соотносятся с истинными правилами католического благочестия.
Наконец, поскольку в самом истинном почитании Пресвятой Девы содержится утверждение, что "когда Матерь бывает чтима, то и Сын бывает должным образом познан, возлюблен и прославлен"98, - почитание это становится дорогой ко Христу, источнику и средоточию церковного общения (communio). В Нем все открыто исповедующие Его Богом и Господом, Спасителем и Единым Посредником (ср. 1 Тим 2,5), призваны к единству друг с другом, с Ним и с Отцом в Духе Святом99.
33. Мы хорошо знаем, что существуют значительные разногласия между католическим учением "об участии (munus) Марии в деле спасения"100 и образом мышления многочисленных братьев из других Церквей и Церковных Общин, следовательно, это касается и подобающего Ей почитания. Однако поскольку та же сила Всевышнего, которая осенила Деву из Назарета, действует в современном экуменическом движении и делает его плодоносным, мы хотим высказать Нашу надежду, что почитание (veneratio) смиренной Рабы Господней, Которой великое сотворил Вседержитель (ср. Лк 1,49), станет - хотя и постепенно - не препятствием, но верной дорогой и как бы местом встречи, где осуществится единение всех верующих во Христа. И мы радуемся, видя, что более глубокое понимание роли Девы Марии в тайне Христа и Церкви, также и со стороны отделенных братьев, весьма облегчает путь к такого рода встрече. Как некогда в Кане Пресвятая Дева умолила Иисуса Христа совершить первое из своих чудес (ср. Ин 2,1-12), так и в наше время Она Своим милосердным заступничеством сможет приблизить час, в который ученики Иисуса Христа обретут совершенное общение (communio) в вере. Эта наша надежда подтверждается замечанием Нашего Предшественника Льва XIII, по словам которого дело единства христиан "как таковое принадлежит деянию Ее (Марии) духовного материнства. Ибо тех, которые Христовы, Мария не родила и не могла родить иначе, как только в одной вере и в одной любви: «разве разделился Христос?» (1 Кор 1,13); и все мы должны жить единой жизнью Христа, чтобы в одном и том же теле мы «приносили плод Богу» (Рим 7,4)"101.
2.4. Соотнесенность с данными современной антропологии
34. В почитании Пресвятой Девы следует обратить особое внимание на проверенные и научно подтвержденные достижения человеческой мысли. Это будет способствовать устранению одной из главных причин, затрудняющих почитание Матери Господа, а именно противоречий между некоторыми из аспектов этого почитания и современными антропологическими воззрениями, а также радикально изменившейся общественно-психологической ситуацией, в которой живут и действуют наши современники. Ибо замечено, сколь трудно совместить образ Пресвятой Девы, характерный для определенного рода духовной литературы, с условиями жизни современной женщины: будь то в семье, где общественный прогресс и современные правила общежития справедливо предоставляют ей равные права с мужем и равную с ним ответственность в семейной жизни; будь то в политике, где женщина уже во многих странах обрела право участия в общественных делах наравне с мужчиной; будь то в социальной сфере, где женщина может проявить свои способности на различных постах, и с каждым днем все в большей мере выходит за пределы узкого семейного круга; будь то в сфере культуры и науки, где перед ней открываются новые возможности научных исследований и интеллектуальных успехов.
Вследствие этого у некоторых возникают предубеждения, касающиеся почитания Пресвятой Девы, а также трудности, связанные с выбором Марии из Назарета как образца жизни, так как жизнь Ее - как утверждают - заключена в слишком тесных границах в сравнении с обширнейшей сферой деятельности современного человека. Под этим углом зрения, призывая богословов, предстоятелей христианских общин, а также самих христиан должным образом заняться этими проблемами, нам кажется необходимым внести и собственный вклад в их разрешение, представив следующие замечания.
35. Прежде всего, Церковь всегда указывала верующим на Пресвятую Деву как на образец для подражания вовсе не по причине того образа жизни, который Она вела, и тем более не по причине общественно-культурных условий, для него характерных и теперь почти повсюду уже устаревших, но потому, что в определенный момент Своей жизни всецело и с сознанием ответственности прилепилась Она к воле Бога (ср. Лк 1,38), приняла Его слово и претворила его в дела. Потому, что поступки Ее были исполнены любви и воли к служению. Потому, что Она стала первой и наиболее совершенной Ученицей Христа (prima et perfectissiта Christi discipula). Вот в чем постоянная и всеобщая ценность этого образца для подражания.
2.4.2. Особый образец для женщин
36. Далее следует заметить, что вышеуказанные трудности тесно связаны с особенностями народного и литературного образа Марии, а не с истинно евангельским Ее образом или данными христианского вероучения, приобретенными и установленными благодаря тщательному и глубокому толкованию Богооткровенного слова. И поистине не должно казаться странным, что поколения христиан, живущие в иных общественно-исторических условиях, взирая на образ и призвание Марии - этой Новой Жены и совершенной Христианки, в личности Которой собраны и сосредоточены наиболее характерные особенности женской судьбы, ибо Она является Девой и Невестой, и Матерью (Virgo et Sponsa, et Mater) - считали Матерь Иисуса возвышеннейшим типом женщины и наиболее выдающимся образцом жизни по Евангелию, и эти свои чувства выразили сообразно с категориями и представлениями своей эпохи.
Сама Церковь, всматриваясь в долгую историю благочестивого почитания (pietas) Девы Марии, и радуясь преемственности этого почитания (cultus), не связывает себя, однако, с образом мышления и представлениями, свойственными различным эпохам, как и с антропологическими воззрениями, лежащими у их истоков. Церковь понимает, почему различные формы почитания, сами по себе обладающие большой ценностью, в меньшей степени отвечают потребностям людей, принадлежащих к другим эпохам и цивилизациям.
37. Наконец, хотим отметить, что люди нашей эпохи - подобно тому, как это было в эпохах минувших, - также должны сопоставлять свое понимание действительности со словом Божиим, а в особенности - что касается нашего предмета - свои антропологические воззрения и связанные с ними проблемы соотносить с тем образом Пресвятой Девы Марии, который представлен в Евангелии. Изучение Священного Писания, совершаемое под вдохновением благодати Духа Святого - конечно, не пренебрегая данными человеческих наук, как и всевозможных обстоятельств, характерных для современного мира - помогает обнаружить, каким образом Мария может быть почитаема в качестве образца, отражающего чаяния людей нашего времени. Мы хотим продемонстрировать эту мысль на примерах. Современная женщина, которая справедливо стремится к участию в делах общества, в величайшем духовном ликовании будет взирать на Марию. Ведь Она, будучи допущена как бы к диалогу с Богом, сообразно с осознанием Своего особого призвания102, деятельно и добровольно дает Свое согласие не на какое-то случайное свершение, но на "событие веков" - как прекрасно было сказано о Воплощении Слова103. Затем она даст себе отчет в том, что Мария, избравшая для Себя Девственность, поскольку таким образом, по установлению Промысла Божия, приготовляла Себя к участию в тайне Воплощения, отнюдь не пренебрегая ценностями и достоинством брака, и в действительности поступала свободно и дерзновенно, всецело посвящая себя любви Божией. С радостным удивлением она узнает, что Мария из Назарета - несомненно всецело послушная воле Божией - вовсе не была женщиной, пассивно подчиняющейся обстоятельствам повседневной жизни, какие была Она охвачена и какой-то отвлеченной религиозностью. А скорее была Той, Которая отважно провозгласила, что Бог является защитником людей смиренных и угнетенных, и что Он низлагает с престолов сильных мира сего (Лк 1,51-53). Кроме того, [современная женщина] узнает, что Мария, которая "возвышается среди кротких и нищих Господних"104, может быть почитаема как доблестная Жена, испытавшая нищету и страдания, поспешное бегство и изгнание (ср. Μф 2,13-23). Эти превратности судьбы, очевидно, не укроются от внимания тех, кто, следуя духу Евангелия, поддерживает усилия к освобождению каждого отдельного человека и общества в целом. Наконец, Мария явится им не как Мать, заботящаяся только о Своем единственном Божественном Сыне, но как Жена, при участии Которой родилась вера апостольской общины во Христа (ср. Ин 2,1-12) и Чье материнское призвание, ставшее всеобщим на Голгофе, распространилось на всех людей105.
Мы привели примеры, из которых явственно следует, что Пресвятая Дева ни в коей мере не обманывает многих и весьма существенных чаяний большинства людей. Наоборот, Она дает образец совершенного ученика Иисуса Христа, который, будучи строителем града земного и преходящего, одновременно стремится к небесному и вечному. Ученика, ставшего провозвестником правды, несущей освобождение угнетенным, и любви, приходящей на помощь нуждающимся, и прежде всего являющегося деятельным свидетелем (testis) любви, созидающей Христа в человеческих душах.