|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ЧАСТЬ III
УКАЗАНИЯ ПО ПОВОДУ МОЛИТВЫ "АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ" И РОЗАРИЯ

40. Итак, мы указали на некоторые принципы (principia), могущие влить новые силы в почитание Матери Господа. Отныне заданием Епископских Конференций, предстоятелей поместных общин, как и настоятелей монашеских конгрегации, является разумное обновление благочестивых обычаев и обрядов (piae consuetudines et exercitia), способных выразить почитание, подобающее (ad veneradam B.M. V. apta) Пресвятой Деве Марии, и оказать поддержку тем, кто, будучи побуждаем искренней ревностью и заботой о благе верных, стремится к введению новых форм благочестия (novae formae pietatis). Однако же по многим причинам Нам кажется важным особым образом обсудить две благочестивых практики (pia exercitia), особенно распространенных на Западе, и к которым уже не раз обращался Апостольский Престол. Речь идет о молитве "Ангел Господень" и о Розарии, или Венце Пресвятой Девы Марии.

1. "Ангел Господень"

41. Слово наше о молитве "Ангел Господень" имеет целью только лишь еще раз высказать простую, но настоятельную рекомендацию: где только и когда только возможно, сохранить обычай чтения этой молитвы. Она, как Нам кажется, не нуждается в обновлении. Уже столько веков пребывает она в своей силе и красоте, ибо последование ее является очень простым и заимствовано из Священного Писания. В исторических своих истоках она восходит к мольбам о сохранении мира. Кроме того, ее как бы литургический ритм определенным образом освящает различные моменты дня. Наконец, она призывает к воспоминанию пасхальной тайны, поскольку мы, познав Воплощение Сына Божия, молимся, дабы нам "через Страдания Его и Крест достичь славы Воскресения"109.

Несомненно, некоторые обычаи, традиционно сопутствовавшие произнесению молитвы "Ангел Господень", уже вышли из употребления либо же с трудом сохраняются в современной жизни. Но это относится к вещам второстепенным, тогда как вся ценность созерцания тайны Воплощения Слова, ангельского приветствия, обращенного к Пресвятой Деве, и мольбы о Ее милосердном заступничестве (intercessio miserenś) остается неизменной. Далее, хотя и настали иные времена, основные моменты дня остались для большинства людей теми же самыми: утро, полдень и вечер, которыми обозначены этапы их деятельности и которые одновременно призывают к минуте отдыха, посвященной молитве.

2. Розарий

42. Теперь, Досточтимые Братья, мы хотим задержаться над обновлением благочестивого молитвословия, названного "синтезом всего Евангелия" (totius Evangelii breviarium)110: а именно Венца или Розария Пресвятой Девы Марии. Наши Предшественники посвятили очень много внимания и пастырской заботы этой молитве: многократно призывали они христиан часто читать Розарий, способствовали более широкому его распространению, указывали на особую его природу. Кроме того, считали его полезным для развития созерцательной молитвы, которая одновременно была бы молитвой славословия и умилостивления (precatio laudantis et supplicantis). Наконец, высоко отзывались они о его существенной важности и силе в деле развития христианской жизни и возрастания апостольской ревности. Также и Мы, в первый раз принимая верных на общей аудиенции (13 июля 1963), засвидетельствовали, как дорога Нам молитва св. Розария111. И в дальнейшем при каждом удобном случае Мы многократно подчеркивали ее значение, особенно когда перед лицом известной угрозы, важного и одновременно весьма печального и грозного события, Мы издали энциклику Christi Matri (15 сентября 1966), чтобы Пресвятой Деве Марии Священного Розария принесены были смиренные молитвы о даровании Богом величайшего блага - мира112. После этой энциклики появилось Апостольское наставление Recurrens mensis October (7 октября 1969) по случаю четырехсотлетия издания Апостольского послания Consueverunt Romani Pontifices, в котором наш святой Предшественник Пий V изъяснил молитву Священного Розария и определил ее чинопоследование, каковое сохраняется и до сего дня113.

43. Поэтому постоянная, столь дорогая нашему сердцу заинтересованность Розарием Пресвятой Девы Марии побуждает нас со вниманием присматриваться ко всему, что было представлено к обсуждению на тему пастырской действенности Розария в наше время, на многочисленных конгрессах последних лет. В такого рода встречах, созванных благодаря стараниям ряда религиозных ассоциаций, а также людей, весьма озабоченных развитием Розария, принимали участие епископы, священники, монахи, миряне - мужчины и женщины, - отличающиеся глубокими знаниями в области пастырской работы и чувством Церкви (sensus ecclesialis), достойным доверия и признания.

Среди них особо упомянем сынов св. Доминика [т.е. Орден Доминиканцев. - Ред.], которые с давних времен являются стражами и хранителями столь спасительного молитвословия. Сюда можно присоединить и изыскания историков, стремящихся исследовать первичную форму Розария не только ради археологического интереса, но чтобы познать само его происхождение и изначальную силу, а также его принципиальную структуру. Все это сделало совершенно очевидными как основные признаки Розария, так и его существенные элементы в их взаимосвязи.

2.1. Молитва евангельская

44. Отсюда - как покажем на примере - стала более очевидна евангельская сущность Розария. Именно из Евангелия извлекаются возвещаемые в нем тайны и основные молитвы. Кроме того, созерцая Ангельское приветствие и благоговейное смирение Марии, верующие имеют в Евангелии образец благочестивого чтения священного Розария. Наконец, соответствующим образом повторяемое Ангельское приветствие служит размышлению над одной из главных евангельских тайн, а именно Воплощения Слова, причем созерцаемой в исключительно важный момент, когда Ангел благовествует Марии. Итак, Розарий является евангельской молитвой, как в наше время в большей мере, чем во времена минувшие, называют его пастыри и ученые.

2.2. Молитва христологическая

45. Кроме того, становится теперь понятным, что упорядоченное и постепенное прохождение Розария знаменует то, каким образом Слово Божие по милосердному произволению Своему войдя в дела человеческие, совершило дело искупления. Основные события нашего спасения, совершившиеся во Христе, созерцаются тут в определенном порядке: начиная от девственного зачатия Слова Божия и тайн, связанных с детством Иисуса, и кончая важнейшими пасхальными событиями, а именно событиями блаженных Страстей и славного Воскресения, и плодов его, в день Пятидесятницы дарованных рождающейся Церкви, а также и Самой Деве Марии в день, когда Она от земной юдоли с телом и душой была принята в небесную отчизну.

Понятным становится также и то, что деление тайн Розария на три части полностью отвечает последовательности событий, отражает изначальный способ проповедывания веры и помимо этого открывает тайну Христа таким же образом, каким она была изложена св. Павлом в великолепном гимне из Послания к Филиппийцам, где представлены Его уничижение, смерть и возвышение (Флп 2,6-11).

46. Далее, Розарий, поскольку он основывается на Евангелии и своим средоточием имеет тайну Воплощения и искупления рода человеческого, следует считать молитвой, в полной мере отмеченной христологическим значением. И это потому, что характерный его элемент, а именно повторение в виде литании Ангельского приветствия "Радуйся, Мария", в равной мере возносит также неустанное славословие Христу, к Которому как к последней и высшей реальности относится ангельское возвещение и приветствие матери Иоанна Крестителя: "Благословен плод чрева Твоего" (Лк 1,42). Более того, повторение слов "Радуйся, Мария" как бы составляет канву, на которой происходит созерцание тайн. Ибо Христос, на Которого указывает каждое из ангельских приветствий - это Тот же Христос, Который в поочередных тайнах Розария явлен как Сын Божий и как Сын Человеческий, рожденный в Вифлеемской пещере, приносимый Своею Матерью в храм, явлен как Отрок, ревнующий о деле Отца Своего, как Искупитель человечества, пребывающий в борении в Саду Гефсиманском, избитый и увенчанный тернием, несущий крест и умирающий на Голгофе, воскресший из мертвых и возносящийся во славу Отца, дабы ниспослать дары Духа Святого.

Известно кроме того, что изначально имел место обычай, существующий еще и доныне во многих местах, присоединять к произносимому в каждой из молитв "Радуйся, Мария" имени Иисуса определенный рефрен, связанный с созерцаемой тайной, в равной мере для углубления созерцания и для сообразования мысли и слова.

2.3. Молитва созерцания

47. Подобным образом ощущается настоятельная необходимость обратить внимание на еще один - кроме ценности славословия и мольбы - момент, свойственный Розарию, а именно момент созерцания. Если этот момент отсутствует, Розарий уподобляется телу, лишенному души, и возникает опасность, что его чтение превратится в бессмысленное повторение одних и тех выражений и окажется в явном противоречии с наставлением Иисуса Христа, сказавшего: "Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мф 6,7). Ибо Розарий по самой своей природе требует прочтения в ритме спокойного молитвословия с как бы погруженным в задумчивость промедлением, дабы облегчить молящемуся созерцание тайн Христовой жизни, так, как бы это совершалось в сердце Той, Которая ближе всех прочих была к Господу, и дабы открылись неисчерпаемые богатства этих тайн.

2.4. Розарий и Литургия

48. Наконец, благодаря исследованиям современных ученых, удалось полнее познать узы, связывающие литургический культ (cultus liturgicus) и Розарий Пресвятой Девы Марии. Ибо, с одной стороны, еще яснее обнаружилось, что чтение Розария следует считать как бы ветвью, выросшей на благословенном стволе святой Литургии, и что он был назван Псалтирью Пресвятой Девы именно потому, что благодаря ему простые верующие могли присоединиться к хвалебной песни и заступничеству Вселенской Церкви. С другой же стороны можно заметить, что произошло это на закате Средневековья, а именно тогда, когда в ситуации ослабления истинного духа Литургии, христиане отошли от литургического Богопочитания, отдавая предпочтение своего рода внешней, чувственной набожности по отношению к человечеству Христа и Пресвятой Девы Марии. И если еще совсем недавно случалось так, что одни выражали желание, дабы Розарий Пресвятой Девы Марии был включен в число литургических обрядов, в то время как другие - озабоченные устранением ошибок прошлого в пастырской работе - несправедливо пренебрегали этой формой молитвы, то ныне это затруднение легко можно разрешить в свете учения, изложенного II Ватиканским Собором в Конституции, начинающейся словами Sacrosanctum Concilium, в которой утверждается, что Литургия и благочестивое чтения Розария не могут быть ни противопоставляемы друг другу, ни уравниваемы в своем достоинстве114.

Любая форма молитвы является тем более плодоносной, чем в большей степени сохраняет свою подлинную сущность и свойственные ей черты. Приняв утверждение о первостепенной значимости литургических священнодействий (actiones liturgicae), не трудно будет увидеть в Розарии такую форму благочестия, которая может быть легко приведена в соответствие со святой Литургией (sacra liturgia). Ибо Розарий, как и Литургия, имеет общественный характер, основан на Священном Писании и всецело обращен к тайне Иисуса Христа. И хотя эти два вида молитвы принадлежат к сущностно различным планам реальности, тем не менее и "анамнеза" V в Святой Литургии, и воспоминание посредством созерцания, характерное для Розария Пресвятой Девы Марии, имеют своим предметом одни и те же спасительные события, Совершитель которых - Христос. Божественная Литургия соделывает то, что величайшие тайны нашего искупления присутствуют под покровом знаков и таинственным образом действуют. В то же время Розарий посредством благочестивых размышлений напоминает молящемуся те же самые тайны и побуждает его волю черпать из них правила жизни.

Поскольку мы установили это существенное различие, нетрудно становится понять, что чтение Розария - это благочестивая практика, берущая свое начало в святой Литургии и - будучи совершаема в исконном своем духе - по самой сущности своей к Литургии приводящая, хотя как бы не переступая ее порога. И это потому, что содержащееся в Розарии созерцание тайн Христовых, приучая ум и сердце христиан к размышлению о них, наилучшим образом способно приготовить душу к чествованию тех же тайн в литургических священнодействиях (actiones liturgicae) и к сохранению воспоминания о них в течение всего дня. Однако является ошибкой, которая, к сожалению, еще кое-где встречается, читать Розарий Пресвятой Девы Марии во время совершения Божественной Литургии.

2.5. Структура Розария

49. Венец Пресвятой Девы Марии - согласно традиции, воспринятой св. Пием V, нашим Предшественником, и официально им утвержденной, - содержит в себе несколько элементов, соответствующим образом упорядоченных и связанных между собой. Таковы суть:

a) совершаемое в духовном общении с Марией созерцание многих тайн спасения, разумным образом разделенных на три круга, напоминающих как о радости по поводу пришествия Мессии, так и о спасительных страданиях Христа и о Его Воскресении из мертвых, и о славе, излившейся на Церковь. Это созерцание по самой природе своей побуждает дух к практическим размышлениям, дабы из них почерпнуть полезные правила, необходимые для действия;

b) Молитва Господня, или "Отче наш", на которой - в виду ее неоценимого достоинства - как на своем фундаменте основывается всякая христианская молитва, и от которой обретают свое достоинство многообразные формы молитвы;

c) исследование Ангельских приветствий "Радуйся Мария", основанное на словах Ангела, приветствующего Пресвятую Деву (ср. Лк 1,28) и на исполненных благоговения словах Елисаветы (ср. Лк 1,42), а также на присоединенном к ним смиренном прошении Церкви: "Святая Мария". Непрерывное повторение Ангельских приветствий - характерное свойство Розария, а их общее количество, которое для типичной и полной формы четок составляет сто пятьдесят, призвано отобразить определенное сходство с Псалтирью и восходит к самому началу сей благочестивой практики. Именно это число, согласно с общепризнанным обычаем разделенное на десятки, относящиеся к отдельным тайнам, распределяется между тремя кругами, или циклами. Именно так возник хорошо известный венец, состоящий из пятидесяти Ангельских приветствий, вошедший в употребление в качестве обычной меры этой практики, и как такой был воспринят народным благочестием, получив вместе с тем и признание Вселенских Архиереев, связавших с ним многочисленные индульгенции.

d) славословие (доксология) "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", которая - согласно всеобщему христианскому обычаю - завершает молитвы прославлением Единого и Троичного Бога, от Которого все, через Которого все, в Котором все (ср. Рим 11,36).

50. Таковы составные части Розария Пресвятой Девы Марии. Каждая из них отличается свойственными ей характерными чертами, которые следует отображать при чтении, дабы в Розарии могло выразиться все богатство и многообразие его содержания. Поэтому венец Марии следует читать торжественно - произнося Молитву Господню, лирически и хвалебно - во время плавного протекания Ангельских приветствий, созерцательно - когда сосредоточенно размышляют о тайне, в духе славословия - когда произносится доксология.

Необходимо, чтобы это было так во всех ситуациях, в которых обычно читается Розарий: будь то частным образом, когда христианин, духом соединяясь с Господом, молится в уединении, будь то совместно с другими, как это происходит в семейной общине или когда христиане собираются в группах, дабы создать условия для особого присутствия Бога среди них (ср. Мф 18,20), будь то публично, а именно на собраниях церковной общины.

2.6. Формы молитвы, происходящие из Розария

51. В последнее время появились некоторые формы благочестия, вдохновляемые именно Розарием. Среди них мы хотим указать и рекомендовать те, которые в обычную форму Литургии Слова Божия вводят некоторые элементы, почерпнутые из Розария Пресвятой Девы Марии, каковыми являются размышление о тайнах и Ангельское приветствие, повторяемое по образцу литании. Таким образом элементы эти становятся более очевидными, ибо теперь они включены в чтение Священного Писания, объяснены в проповеди, окружены минутами тишины, выделены песнопениями. Мы радуемся, замечая, что эти формы благочестия способствовали более полному выражению духовных богатств самого Розария и возрастанию уважения к этой форме молитвы в молодежных группах и ассоциациях.

2.7. Розарий в христианских семьях

52. Теперь же, в соответствии с намерениями Наших Предшественников, мы хотим горячо рекомендовать чтение Розария в семьях. II Ватиканский Собор со всей выразительностью подчеркнул, что семья, первая и жизненная ячейка общества, "взаимной преданностью членов и совместной молитвой к Богу... явит себя как домашний храм Церкви"115. Далее, христианская семья является как бы домашней Церковью116, если ее члены - сообразно с призванием и обстоятельствами каждого из них - содействуют справедливости, творят дела милосердия, посвящают себя служению братьям, принимают участие в апостольской деятельности своей поместной общины и деятельно участвуют в ее литургических священнодействиях (celebrationes liturgicae); если, наконец, возносят совместные молитвы Богу117. Если же этого недостает, следует сказать, что у семейной общины отсутствует черта, отличающая христианские семьи. И как следствие вновь обретаемого богословского понятия семьи, как домашней Церкви, необходимо прилагать усилия к тому, чтобы в семье возродился обычай совместной молитвы.

53. В Общем Введении в Литургию Часов (Institutio Generalis de liturgia Horarum) - в соответствии с указаниями Вселенского Собора [II Ватиканского] - семью справедливо причисляют к общинам, которым непосредственно подобает совместно читать Часослов: "Является полезным, дабы семья, как бы домашняя часовня Церкви, не только приносила Богу совместные молитвы, но и по возможности совместно читала также определенные части Часослова, чтобы таким образом полнее включиться в Церковь"118. Поэтому следует приложить все усилия, чтобы это столь ясное правило поведения во все большей степени и с радостью применялось в христианских семьях.

54. Однако не подлежит сомнению, что - после Часослова, благодаря которому домашняя молитва может достичь свой вершины, - Венец Пресвятой Девы Марии следует причислить к прекраснейшим и наиболее полезным "общинным молитвам", к совместному возношению которых призвана христианская семья. Мы поистине хотим обратить мысль в этом направлении и горячо желаем, чтобы члены семьи, собираясь для совместной молитвы, часто и охотно прибегали к св. Розарию. Мы хорошо знаем, что современные, сильно изменившиеся условия человеческой жизни не способствуют домашним встречам членов семьи. А если это происходит, то по многим причинам нелегко превратить такую встречу в повод для молитвы. Мы признаем, что это действительно трудная задача. И однако по-христиански было бы не сдаваться под давлением среды и нравов, а выстоять, не падать духом, но духовно развиваться. Поэтому христианские семьи, которые хотят в полной мере отвечать своему призванию и жаждут проявить в своей жизни благочестие, таким семьям свойственное, должны прилагать все усилия к устранению препятствий, мешающих домашним встречам и совместным молитвам.

2.8. Дорожить Розарием, но не переоценивать его

55. Заканчивая эти размышления, свидетельствующие о той заинтересованности и уважении, которые Апостольский Престол проявляет по отношению к Розарию Пресвятой Девы Марии, хотим также напомнить, чтобы при распространении этой спасительной формы благочестия была должным образом соблюдена мера и дабы не превозносить ее так, чтобы возникли подозрения в пренебрежении другими. Розарий - это поистине возвышенная форма молитвы, однако христианин должен ощущать себя внутренне свободным по отношению к ней. Подобает, чтобы он был побуждаем к спокойному и надлежащему чтению этой молитвы, привлекаемый прежде всего ее внутренней красотой.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|