Unite - Единство
Москва 1998
ПРИМЕЧАНИЯ
Бернар Дюпюи
БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРВЕНСТВА РИМСКОГО ЕПИСКОПА НА ВОСТОКЕ И НА ЗАПАДЕ
1 В таком аспекте уже рассматривали эту проблему Й.А.Мёлер ("Ансельм", J.A. Moehlers Gesammelte Schriften und Aufsatze, vol 1, trad, francaise dans: L'Ecclesiologie au XIXe siecle, Paris, Ed. du Cerf, 1960) и Дж. Х. Ньюмен (Essay on the Development, IV, § 3).
2 "Восточные церкви, всегда и без всяких рассуждений признававшие особый авторитет Рима в церковных делах, на Халкидонском Соборе (451) с пафосом приветствовали в лице св. Льва преемника Петра. Впрочем, это нисколько не помешало им осудить на VI Вселенском соборе (681) папу Гонория за монофелитство. Вплоть до VI века они не понимали, что их похвалы и приветствия могут быть истолкованы в римской канцелярии как формальное признание права Рима на primatus potestatis" (J. Meyendorff, La primaute de Pierre dans l'Eglise orthodoxe p. 94).
3 Окружное послание восточных патриархов 1848 г. (§ 12) допускает возможность будущего примирения с сохранением преимуществ Рима после того, как на Востоке и на Западе признают основой для этого примирения совместное свидетельство перед народами.
4 Ириней осведомлен лучше, чем Тертуллиан, который не приводит списка преемства и полагает, что первым епископом Рима был Климент. Ириней отождествляет епископа Лина с Лином, упомянутым в 2 Тим 4:21 (не отождествляя при этом Климента Римского с Климентом из Флп 4:3).
5 Игнатий Антиохийский (Рим 4,3) и Климент Римский (5, 4; б, 1) упоминают апостолов Петра и Павла вместе. В V в. папа Лев говорит, что Римскую церковь основали оба апостола, но при этом приписывает первенство одному Петру (Ер. LXV, 2). Об этом различии будет упомянуто в декрете Конгрегации св. канцелярии, изданном в 1647 г. по делу янсенистов (DS 1999). Вместе с тем, вплоть до наших дней в особо торжественных случаях папа продолжает ссылаться на авторитет обоих апостолов, auctoritate apostolorum Petri et Раиli.
6 Ириней Лионский. Adv. Haer. III, 3, 2 : "Ибо, по необходимости, с этой церковью по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, так как апостольское Предание всегда и всюду сохранялось верующими".
7 Как говорится в Окружном послании восточных патриархов (1848), "...представляемый в Священном Писании главным престол Святого Петра, - т.е. Антиохия... - и сия, говорим, Апостольская церковь Антиохийская никогда не имела преимущества..." Первенство престола св. Петра в Антиохии признавалось свт. Василием Великим, который в 48-м послании к Афанасию Великому называет Антиохийскую церковь "главнейшей из всех церквей во вселенной" - прежде всего потому, что именно там "впервые принято было досточтимое имя христиан". Но свт. Василий не упоминает каких-либо персональных прав или персональных привилегий, принадлежащих епископу града Антиохии.
8 Впервые этот отрывок (logion) из 16-й главы Евангелия от Матфея использует в споре о примате Тертуллиан, ставший к тому времени монтанистом и противником Рима. По мнению Тертуллиана, первенство Петра заключалось в том, что он первым возвестил Евангелие благодати, первым понес благую весть язычникам. В этом он проявил себя не как душевный человек, а как духовный. Но истолковывать обещание Христа Петру, что тот будет "вязать и решить", как обоснование некоей "власти", значило для Тертуллиана искажать слова Спасителя. Весь парадокс заключается в том, что со времен Тертуллиана именно этот евангельский текст будет использоваться для обоснования полномочий епископа Римского.
9 В данном случае напрашивается своего рода lectio difficilior (epistrepson), поскольку эти слова являются переводом семитизма (veattah kaasher tashuv). Рассмотрим все три смысловые значения, которые возможны при прочтении этой фразы: обетование непоколебимости, эсхатологический смысл, учредительный смысл.
a) Обетование непоколебимости: Петр лично пал, но когда он возвращается вместе со своими братьями, он непоколебим в вере. Его вера не рухнула.
b) Эсхатологический смысл: в этом случае данный текст следует рассматривать как logion, не имеющий отношения к отречению Петра. Тогда особую важность приобретают слова: "Я молился за тебя", поскольку их можно истолковать как обетование небесной помощи - как бы через ангела (ср. Зах 3:2), который сохранит Петра от сатаны (см. Testamentum Domini, 6:5).
c) "Установительный смысл". Следует сопоставить этот отрывок с отправлением на проповедь двенадцати (Деян 1-2 и заключительная часть Евангелия от Матфея). Параллельным выражением окажется тогда: "Паси овец Моих" (Ин 21:15-19), которое на еврейском вполне может означать те же слова Иисуса, которые были записаны в 22-й главе Евангелия от Луки. Петру поручается особая, личная миссия, которую он должен будет выполнять с наступлением времени - времени Церкви. Из Деяний Апостолов со всей очевидностью следует, что он действительно выполнял такую миссию в созидательный период
Эрве Легран
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ САРДИКИЙСКОГО СОБОРА И ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЙ:
РИМ - АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИЛИ КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ?
1 Об этом вполне конкретно свидетельствует включение в Деяния Собора отрывка из послания папы св. Григория Великого Евлогию Александрийскому (Epist. 8, 4 // PL 77, 931).
2 Paris, Ed. du Cerf 1974. На немецком языке этот труд существует только в форме разрозненных статей.
3 L.W. Barnard, The Council of Serdica, 343 AD, Sofia, Synodal Publishing House, 1983.
4 H.J. Sieben, "Sanctissimi Petri apostoli memoriam honoremus. Die Sardicensischen Appellatioskanones im Wandel der Geschichte" // Theologie und Philosophie 58, 1983, p. 501-534.
5 Два этих исследования проводились независимо друг от друга, поскольку они были изданы в одном и том же году. Относительно Гефеле-Леклерка см. Histoire des conciles, I, 2, Paris, 1907,2е ed., p. 733-823.
6 K.M. Girardet, "Appellatio. Ein Kapitel kirchlicher Rechtsgeschichte in den Kanones des vierten Jahrhunderts"// Historia 23, 1974, p. 98-127, в частности: р. 109-111 и 116-122.
7 Ibid., p. 121: "С одной стороны, изначальное равенство всех iudices vice Christi ставится под сомнение в связи с представлением права апеллировать к епископу Римскому. На основании авторитета (auctoritas), который оказывается больше, чем у других епископов, этому епископу дается наибольшая честь (time) и особая власть (potestas), не принадлежащие остальным. В то же время исчезает идея обязательного отождествления iudicium episcoporum и iudicium Dei, но при этом создание инстанции обжалования сохраняет равенство между областными соборами".
8 Эта битва вокруг подлинных канонов Никейского собора велась африканцами с такой настойчивостью потому, что они понимали, что под сомнение ставилась юридическая правомочность автономии их церкви. Вместе с тем реакция африканских епископов не была лишена определенной доли юмора: они послали Зосиме, греку по национальности (natione graecus), - оригинальный греческий текст никейских канонов, в подлинности которых он смог бы убедиться, списавшись с Александрией, Антиохией и Константинополем!
9 Африканцы довольно сухо заканчивают канонический эпилог своего послания словами: "Ut nullus ad Romanam ecclesiam audeat appellare". См.: C.Munier, "Un canon inedit du XXe concile de Carthage", Revue des sciences religieuses 40,1966, p. 113-126.
10 См.: H.J. Sieben, "Sanctissimi...", art. cit., p. 507-508.
11 Ibid., p. 507.
12 См.: V. Benesevic, loannis Scholastici Synagoga L Titulorum, Munich, 1937, p. 64, canon 3.
13 См.: W.v. Glanvell, Die Kanonessamlung des Kardinals Deusdedit, Paderborn, 1907, p. 607.
14 Ibid., p. 605. Мы цитируем этот диалог по переводу Ф. Дворника // F. Dvornik, Byzance et la primaute romaine // US 49, p. 98-99. Ссылка, которую дает Дж. Эвери - G. Every, The Byzantine Patriarchate, Londres, 1947, n. 2, p. 120 - следует исправить: can. 428-431, p, 603-610.
15 См.: Вальсамон, Зонара и Аристен, PG 137,1435 (канон 3), 1438 (канон 4).
16 См.: H.J.Sieben, "Sanctissimi...", art. cit., p. 518.
17 См. его же Tractatus de modo generalis concilii celebrandi, 1311-1313.
18 Opera omnia XIV/2, Ed. Kallen, p. 170.
19 См.: R.Naz, "Hincmar", DDC, 1147-1148.
20 Мы повторяем здесь положения, уже высказанные нами в книге L'lnitiation a la pratique de la theologie, Paris, Ed. du Cerf, 1985, t. III, p.285
Бернар Дюпюи
ПЕНТАРХИЯ - ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЫСЛ
1 В последние годы пентархии были посвященны три серьезных исследования, которые мы перечисляем в хронологическом порядке: труд протоиерея Илии Мелиа "La pentarchie" был опубликован в Temoignage et pensee orthodoxes 46 (май-август, 1985), p. 42-51 и 47 (сентябрь-декабрь 1985), p. 29-35, а также в журнале Istina, 1987, р. 341-360; работа католического историка В.Пери "La pentarchia, instituzione ecclesiale (IV-VII sec.) e teoria canonico-teologica" была опубликована в: Roma e I'ltalia nell'alto Medioevo (3-9 апреля 1986), coll. "Settimane di Studio del Centra Italiano di Studi sull "Alto Medioevo"", XXXIVbis., t.1, Spolete, 1988, p. 209-311; работа Влассиоса Фидаса "La Pentarchie" (в двух томах), Афины: изд. "Апостолики и Диакониа", 1988. Специальная книжка, посвященная пентархии, в которую вошли вышеупомянутая статья о. Илии Мелиа и редакционная статья Бернара Дюпюи "Пентархия и примат", была издана журналом Istina (1987, № 4).2. Новелла 131 545 г. (Codex lustinianus, ed. P. Kruher, Berlin, 1954, p. 655). Императорские эдикты в ту эпоху были адрессованы пяти патриархам (например, эдикт 543 г. против оригенизма, PG 86, col. 945 D, 981 А).
3 См.: J. Meyendorff, Imperial Unity and Christian Divisions, The Church 450-680 AD, New York, St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, 1989, p. 293-332.
4 См.: L. Duchesne, Eglises separees, Paris, 1924, p. 167.
5 Идею о первенстве Иерусалимского престола можно встретить у Фотия, в его памфлете Adversus eos qui dicunt Romam Primam sedem esse (Rallis et Potlis, Syntagma canonum, t. Ill, Афины, 1854-1859, p. 88) у Николая Месаритиса, использовавшего ее в полемике с латинянами, и у Нила Кавасилы - De primatu papae romani, 1.II, с. XXIII, PG, t. CXLIX, col. 725 (см. : Malvy et Viller, La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, Paris, 1927, p. 130-132, а также примечания со ссылками).
6 В своей статье, озаглавленной "De quinivertice ecclesiastico corpore apud S. Theodorum Studitam", Acta academiae Velehradensis, t. VII, 1913, p. 117 и слл., а также в "La primaute de saint Pierre et du pape d'apres saint Theodore Studite", Echos d'Orient, 1914, p. 23 и слл., v\Acta IIconventus Velehradensis, Prague, 1910, p. 123-124, о. Салавилль показал, что, говоря о власти папы, Феодор Студит имел в виду реальную юрисдикцию, а не почетный титул.
Илья Мелиа
ПЕНТАРХИЯ И ПРИМАТ
1 Ер. LXVI, 8, 2.
2 De unitate Ecclesiae.
3 Рим 9:1.
4 Disputatio cum Pyrrho, PG 91, 532.
5 Ep. II, 63, PG 99, 1281 B.
6 PG 99, 1417 C.
7 Ep. 29.
8 Sermo IV, 4.
9 Ibid., IV, 27.
10 В 519 г.
11 L' Eglise au VI siecle, Paris, 1925 (посмертно), р. 262-263.
12 PG 120.
13 PG 119, 1162 и слл. и PG 138, 1014 и слл.
14 PG 138, 1022.
15 При написании этого раздела я использовал исследование покойного архиепископа Василия (Кривошеина) "Символические тексты в Православной церкви". Вестник русского Патриаршего экзархата в Западной Европе (ежеквартальное издание), №№ 48, 49 и 50, 1964-1965.
16 Иером. Павел (Черемухин). Константинопольский собор 1157 г. и Николай Мефонский, там же.
17 См.: А. Карташев. Очерки по истории Русской церкви, т. II, Париж, 1959, с. 151.
18 Церковные ведомости, №№ 23 и 24, 1903. См. Журнал Московской Патриархии, № 7, 1956.
19 См.: Журнал Московской Патриархии, № 3,1944, с. 11. См. заглавие и примечания к письму патриарха.
20 Акты совещания глав и представителей автокефальных православных церквей, 2 тт., Москва, 1949; французский перевод: Actes de la conference des Eglises autocephales ortodoxes, 2 vol., Moscou, 1950 et 1952.
21 Приводим список этих Всеправославных совещаний с указанием их повестки дня:
I. Родос, 1961 (28 сент.-1 окт.): список из 130 вопросов, предложенных на изучение церквам.
II. Родос 1963 (26-29 сент): процедура подготовки к ожидаемому Всеправославному собору; исследование экуменического движения с целью установления согласованных и равноправных отношений православных с инославными христианскими конфессиями.
III. Родос 1964 (1-15 ноября): условия диалога с англиканами, старокатоликами, восточными нехалкидонитами, римо-католиками.
IV. Белград 1966 (1-15 сентября): пункты работы подкомиссий по диалогу с англиканами и старокатоликами.
V. Шамбези-Женева 1968 (8-15 июня): создание межправославного Комитета по подготовке к собору, а также постоянного секретариата по подготовке к собору в Центре Вселенского Патриархата в Шамбези.
VI. Шамбези 1971 (16-28 июля): собрание подготовительного комитета; изучение шести тем, выбранных в 1968 году: Откровение, расширение участия мирян в литургической жизни, приспособление поста к современным условиям, препятствия к браку, календарный вопрос, вопросы пастырской икономии.
VII. Шамбези 1976 (21-28 июля): собрание, провозглашенное "Первым предсоборным совещанием"; из ста тридцати вопросов, предложенных в 1961 году, были рассмотрены десять. Среди них четыре касаются церковных структур (православная диаспора, автокефалия и условия ее провозглашения, порядок в литургических диптихах); еще два вопроса связаны с дисциплиной (препятствия к вступлению в брак и правила поста); остальные вопросы посвящены условиям диалога со старокатоликами, англиканами и восточными нехалкидонитами, активизации деятельности Комиссии по подготовке диалога с римо-католиками, а также созданию комиссии по диалогу с протестантами.
VIII. Шамбези 1982 (5-12 сентября): собрание, провозглашенное "Вторым предсоборным совещанием"; на нем были обсуждены следующие темы: препятствия к браку, пересмотр требований поста в соответствии с требованиями современной эпохи, календарный вопрос согласно определениям первого Вселенского собора о дате празднования Пасхи, а также вопрос о праздновании Пасхи в один воскресный день со всеми христианами. Совещание также определило темы для обсуждения на ожидаемом Третьем предсоборном совещании: календарный вопрос - в продолжение предыдущих обсуждений; отношения православных церквей с остальным христианским миром в целом; Православие и экуменическое движение; вклад православных поместных церквей в осуществление христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами, а также отмена расовой дискриминации.
22 Церковные ведомости, №№ 1 (1-14 января) и 2 (15-28 января), 1923.
Кирилл Аргенти
СВОБОДА ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ
1 Первостепенная важность литургического приношения, или "анафоры" была несколько затушевана в Римской литургии "monstration" - "демонстрацией", - когда уже принесенные и вознесенные Дары выставлялись для поклонения, вместо того, чтобы быть приносимыми Богу для преложения Его Святым Духом.
2 Само название этого сборника из 85-ти правил, которые не приписываются ни одному из вселенских или поместных соборов, указывает на то, что они появились раньше, чем все остальные каноны. О них упоминается уже в 15-м правиле первого Вселенского собора, а 2-е правило шестого Вселенского собора подтверждает их вселенский авторитет.
3 Διοικήσεως (по-французски - "diocese") обозначает большой административный округ, созданный Императором Диоклетианом; к концу IV века на всей территории Римской Империи таких округов было пятнадцать.
ВЫВОДЫ СМЕШАННОГО КОМИТЕТА
1 Евсевий Кесарийский. Церковная история, V, XXIII, 2-3.