Примечания

1 Иоанн Павел II, Послание Ogniqualvolta, 30 августа 1990, AAS 82 (1990) 1515.
2 "Должен быть восстановлен Катехуменат взрослых, разделяющийся на различные ступени" (ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Sacrosanctum Concilium, 64); см. там же, Декрет Ad Gentes, 13-14.
3 Для выполнения соборных Декретов Священная Конгрегация по Божественному Обряду издала Оrdo Initiationis Christianae Adultorum (OICA), Чин Христианского Посвящения Взрослых (ЧХПВ). Глава IV ЧХПВ предлагает соответствующее применение катехизации и некоторых обрядов, принадлежащих к катехуменату, для обращения и созревания веры взрослых, уже получивших крещение.
     В дальнейшем, в Учении Церкви несколько раз подчёркивалась потребность и безотлагательность "посткрещального катехумената". Ср. особенно:
     – Павел VI, Апост. Эксгортация Evangelii Nuntiandi, 44: "К настоящему времени ясно, что современные условия делают всё более срочной нужду в том, чтобы катехитическое образование имело форму катехумената".
     – Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Сatechesi Tradendае, 44: "Наша пастырская и миссионерская забота... направлена к тем, кто, будучи рождённым в христианской стране и даже в среде христианского общества, никогда не были образованы в своей вере, и как взрослые являются катехуменами в истинном значении этого слова".
     – Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Christifideles Laici, 61: "Помощь [в формации христиан] может дать ... посткрещальная катехизация в виде катехумената, посредством нового использования некоторых элементов Чина Христианского Посвящения Взрослых, предназначенных к тому, чтобы помочь людям принять и испытать в жизни огромное и необычайное богатство и ответственность, происходящие от Крещения".
     – Катехизис Католической Церкви, 1231: "По самой природе своей, Крещение детей требует периода оглашения после крещения. Речь идёт не только о потребности обучения после крещения, но и о необходимом расцвете крещальной благодати, в меру возрастания личности ".
     – КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизации, 59: "Моделью для любой катехизации является крещальный Катехуменат, особая формация, которая ведёт взрослого человека, обратившегося к вере, к исповеданию веры своего крещения в ходе пасхального бдения'. Эта катехуменальная формация должна вдохновлять и другие формы катехизации в их целях и динамике"; там же, 91: "Посткрещальная катехизация, не подражая бездумно структуре крещального Катехумената и признавая в катехизированных действительность их Крещения, поступит правильно, если найдёт вдохновение в 'этой школе, подготавливающей к христианской жизни', и обогатится теми основными элементами, которые характеризуют катехуменат".
     И, наконец, см. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизации, 51 "Непрерывное воспитание веры. Во многих областях оно также называется 'непрерывная катехизация'. Она предназначена для христиан, посвященных в элементы христианской веры, но нуждающихся в том, чтобы непрестанно питать свою веру и созревать в ней в течение всей жизни": там же, 69: "Непрерывное воспитание веры следует за начальным введением в веру и предполагает его. Оба выполняют две отличные, но дополняющие друг друга функции служения Слова для обеспечения непрерывного процесса обращения".
4 Ср. Неокатехуменат. Опыт евангелизации и катехизации в нашем поколении. Синтез основных направлений, под редакцией Неокатехуменального Центра в Риме, Рим, 1976 (pro manuscripto).
5 Иоанн Павел II, Послание Ogniqualvolta, 30 августа 1990, AAS 82 (1990) 1515.
6 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 223: ср. канон. 775 §1 C.I.C.; 617 C.C.E.O.
7 Ср. Иоанн Павел II, Письмо к кардиналу Джеймсу Фрэнсису Стаффорду, Президенту Папского Совета по Делам Мирян, 5 апреля 2001, в L'Oss. Rom., 17-18 апреля 2001, стp.4.
8 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 172.
9 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Vita Consecrata, 56.
10 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 257.
11 Ср. там же, 79 и 257; Катехизис Католической Церкви, 169 и 507.
12 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 91; cр. также 64 "Катехизация посвящения, таким образом, является необходимым связующим звеном между миссионерской деятельностью, которая призывает к вере, и пастырской деятельностью, которая постоянно питает христианскую общину. Это не вторичная, но первостепенная и основополагающая задача… Без её выполнения миссионерская деятельность не имела бы преемственности и оказалась бы бесплодной. Без ее выполнения пастырская деятельность не имела бы корней и была бы поверхностной и запутанной: любая неудача могла бы вызвать крах всей постройки".
13 СВЯЩЕННАЯ КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ БОЖЕСТВЕННОГО КУЛЬТА, Ordo Initiationis Christianae Adultorum, Чин Христианского Посвящения Взрослых, Введение, нр. 45: КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 225.
14 Ср. Канон 519 C.I.C.: "Настоятель, будучи пастырем порученного ему прихода, осуществляет пастырскую заботу об этой конкретной общине под властью епархиального епископа, вместе с которым он призван участвовать в служении Христа, чтобы исполнять в служении общине функции учения, освящения и управления, в сотрудничестве также с другими пресвитерами или дьяконами, принимая помощь верных мирян, согласно норме права"; ср. канон 281 C.C.E.O.
15 Ср. ЧХПВ, 3; КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 258, нота 25: "Важно отметить, что Иоанн Павел II, в Christjfideles laici 61, видит потребность существования маленьких церковных общин в контексте приходов, а не как параллельное движение, которое поглощает лучших прихожан: 'В таких приходах … маленькие церковные общины могут оказывать значительную помощь в формировании христиан, обеспечивая более широкое и непосредственное сознание и опыт церковного единства и миссии'".
16 Лк 2, 52.
17 Окончательная цель Неокатехумената состоит в том, чтобы позволить людям испытать этап за этапом, постепенно, "не только связь, но единство, глубокую близость с Иисусом Христом" (КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 80; ср.. ЧХПВ, 6), "начальником и совершителем веры" (Евр 12,2).
18 Ср. Иоанн Павел II, Беседа с 350 странствующими катехистами Неокатехуменального Пути, в L'Oss. Rom., 18 января 1994: "Ваша заслуга состоит в том, что вы заново открыли керигматическое проповедование, которое призывает к вере, в том числе и 'отдалившихся' от нее, осуществляя посткрещальный путь, согласно указаниям, содержащимся в Ordo Initiationis Christianae Adultorum, и повторенным Катехизисом Католической Церкви (ср. 1231). В центре этого пути к вере - плодотворный синтез проповедования, обращения в моральной жизни и Литургии".
19 Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 156, 230-232: Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Catechesi Tradendae, 55: Энц. Redemptoris Missio, 71; канон 211 C.I.C.; 14 C.C.E.O.
20 Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 62.
21 Ср. Рим 16,25; Деян 5,42; 8,35; 11,20. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 102.
22 Деян 13,26.
23 Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 53-55.
24 Ср. Пс 119,105.
25 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Сatechesi Tradendae, 27; ср.. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 94.
26 второй ватиканский собор, декрет Presbyterorum Ordinis, 6.
27 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Christifideles Laici, 61; ср.ЧХПВ, 295.
28 Ср. ЧХПВ, 296.
29 В начале каждого этапа Неокатехуменальнoго Пути, в соответствии с Руководством, ответственный и соответственные должны быть подтверждены группой катехистов, в согласии с настоятелем и пресвитером общины.
30 Ср. Павел VI, Апост. Эксгортация Evangelii Nuntiandi, 73.
31 Ср. Coeremoniale Episcoporum, n. 226
32 Как правило, первое чтение выбирается из Пятикнижия или из исторических книг Ветхого Завета; второе – из Пророков или Книг Премудрости; третье - из Посланий апостолов и четвертое - из Евангелий.
33 Ср. Катехизис Католической Церкви, 132.
34 Ср. там же, 1154.
35 Ср. папская БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ, Церковное толкование Библии, III, B, 3: "Будучи сотрудниками епископов, священники в первую очередь должны провозглашать Слово (ср. Presbyterorum Ordinis, 4). Они одарены особой харизмой для истолкования Священного Писания, когда, передавая не собственные идеи, но Слово Божие, прилагают Вечную Истину Евангелия к конкретным жизненным обстоятельствам (там же)".
36 С этой целью, неокатехумены используют некоторые инструменты: Словарь Библейского Богословия, ЛЕОН-ДЮФУРА, параллельные тексты и примечания Иерусалимской Библии, и т.д.
37 На Неокатехуменальном Пути используется песенник, тексты которого извлечены из Слова Божия или взяты из Христианской и Еврейской Литургических традиций; эти песни подчеркивают содержание различных этапов и скрутиниумов.
38 Ср. Institutio generalis Missalis Romani, 253.
39 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Сatechesi Tradendae, 27; ср. конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 127.
40 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 128, 96.
41 Ср. Римский Мартиролог, Возвещение Дня Пасхи в торжество Богоявления: "Центром всего литургического года является Тридуум распятого, погребенного и воскресшего Господа".
42 Ср. Катехизис Католической Церкви, 1168.
43 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 91; ср. там же: "Крещальный катехуменат полностью пронизан пасхальным таинством Христа. Поэтому 'все христианское посвящение должно иметь ясный пасхальный характер" (ЧХПВ, 8); ср. там же, 59.
44 Даже сегодня многие неокатехумены происходят из мира вне Церкви, и поэтому нуждаются в постепенном введении в таинства: таинственная пропедевтика, которую Иоанн Павел II определил как "лабораторию таинств", в которой крестившиеся, но не посвященные (ср. КАРОЛЬ ВОЙТЫЛА, Чтобы Христос пользовался нами. Катехуменат в Двадцатом веке, Znak, Краков, 34, 1952, pp. 402-413), могут постепенно открыть сияние пасхального таинства.
45 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ БОЖЕСТВЕННОГО КУЛЬТА, циркуляр Paschalis sollemnitatis, 39-42, 77-96.
46 Иоанн Павел II, послание Ogniquavolta, 30 августа 1990: AАS 82 (1990) 1515: "Провозглашение Евангелия, свидетельство маленьких общин и празднование Евхаристии в группах (ср. Уведомление о празднованиях в группах "Неокатехуменального Пути" в L'Oss. Rom, 24 декабря 1988) позволяют участникам служить обновлению Церкви"; IDEM. Беседа с 350 странствующими катехистами Неокатехуменального Пути, в L'Oss. Rom, 18 января 1994: "Всё, что происходит в маленьких общинах, где 'размышление о Слове Божьем и участие в Евхаристии ... формирует живые клетки в теле Церкви, обновляет жизнь прихода присутствием зрелых христиан, способных дать свидетельство своей радикальной веры.'" (Обращение к епископам Европы по случаю их встречи в Вене, 12 Aпреля 1993).
47 Ср. ЧХПВ, 36, 368.
48 Ср. второй ватиканский собор, Sacrosanctum Concilium, 48; КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ДУХОВЕНСТВА, Общие Указания по Катехизированию, 85; ЛЕВ ВЕЛИКИЙ, Проповедь 12, De passione: "Наше причастие телу и крови Христа преобразует нас в то, чему мы причащаемся, преоблачая наши тела и души в Того, в Ком мы умерли, были погребены и воскресли".
49 Таким образом, принимаются во внимание потребности современного человека: придаётся значение воскресенью, против обычного рассеяния, свойственного выходным дням, молодые люди в субботу вечером защищены от дискотек и наркотиков, семья получает возможность объединяться по воскресеньям для домашней литургии, особого момента в передаче веры детям, а наиболее подготовленным братьям представляется возможность помогать и анимировать воскресные приходские мессы; но, прежде всего, интенсивность участия маленькой общины в святой Евхаристии стимулирует и поддерживает изменение моральной жизни и возникновение многочисленных призваний к священству, к религиозной и миссионерской жизни.
50 Иоанн Павел II, апост. послание Dies Domini, 36; ср. СВЯЩЕННАЯ КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ БОЖЕСТВЕННОГО КУЛЬТА , Instructio Actio Pastoralis de Missis prо coetibus particularibus: "пастыри душ активно приглашаются положительно оценить и углубить духовную и воспитательную ценность этих литургий".
51 Ср. Иоанн Павел II, Беседа с 350 странствующими катехистами Неокатехуменального Пути, в L'Oss.Rom., 18 января 1994: "Ваш уже многолетний опыт в 'Пути', без сомнения, уже научил вас тому, что маленькая община, поддерживаемая Словом Божьим и воскресной Евхаристией, становится местом единства".
52 Ср. Уведомление Конгрегации по делам Божественного Культа о Празднованиях в Группах Неокатехуменального Пути в L'Oss. Rom., 24 декабря 1988: "Конгрегация согласна, чтобы с адаптациями, предусмотренными в указании "Actio Pastoralis". нр. 6-11, группы вышеупомянутого "Пути" могли причащаться под двумя видами, всегда с применением пресного хлеба, и совершать "ad experimentum" Обряд Мира после молитвы верных.
     Следуя указаниям, содержащимся в Ecclesia de mysterio (статья 3, § 3), чтобы подготовить собрание к лучшему принятию проповеди, пресвитер с рассудительностью может дать возможность кому–либо из присутствующих кратко выразить, что Провозглашенное Слово сказало о его жизни.
53 второй ватиканский собор, декрет Christus Dominus, 30; ср. каноны 718-736 C.C.E.O.
54 Ср. статья 20, 1 ° и 3 °.
55 Ср. конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 226-227, 255; каноны 774 § 2 C.I.C., 618 C.C.E.O.
56 Ср. Institutio generalis Liturgiae Horarum, 27.
57 Normae Universales de anno liturgico et de calendario, 17; ср. канон 619 C.C.E.O.
58 Ср. конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 86.
59 Cр. там же, 253: "Христианская община является историческим осуществлением дара 'единства' (койнонии), которая является плодом Святого Духа".
60 Ср. Лк 6,27-37; Mф 5,38-48.
61 Ср. Ин 13,34-35: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою".
62 Ср. Ин 17,21: "Да будет все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня".
63 Ср. Mф 5,13-16; 13,33.
64 Ср. второй ватиканский собор, Lumen Gentium, 7-8.
65 Ср. там же, 48; второй ватиканский собор, Gaudium et Spes, 45.
66 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию 86.
67 Там же.
68 Там же; ср. канон 210 C.I.C., 13 C.C.E.O.
69 ЧХПВ, 19,4.
70 Ср. Павел VI, Общая Аудиенция, 8 Mая 1974, в Notitiae, 95-96 [1974], 230: "Это предложение, которое для вас является подлинным способом переживать христианское призвание, для других становится эффективным свидетельством – вы являетесь апостолами потому, что вы есть то, что есть – оно становится стимулом для открытия и возвращения подлинных, действенных и истинных христианских ценностей, которые иначе могли бы остаться почти скрытыми, рискуя раствориться в каждодневной жизни".
71 Обычно после второго скрутиниума перехода к посткрещальному катехуменату.
72 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию,268.
73 Ср. статья 20, 2 °.
74 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 86.
75 Ср. каноны 232-272 C.I.C. и 331-366 C.C.E.O.
76 КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ КАТОЛИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis, 19 марта 1985, нр. 94-99, 20-101.
77 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Pastores dabo vobis, нр. 68.
78 Ср. Фил 2,7.
79 Ср. Mих 6,9.
80 Ср. 1 Ин 3,14-15; Эф 2,10: "Ибо мы - Его творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять".
81 Ср. Лк 14,25-33.
82 Ср. каноны 220 C.I.C. и 23 C.C.E.O.
83 Ср. ЧХПВ 20: "Длительность катехумената зависит от Божией благодати, а также от различных обстоятельств... Поэтому ничто не может быть определено заранее".
84 Ср. Mk 12,30-31; Втор 6:4-5.
85 Ср. Mф 4,1-11.
86 Катехизис Католической Церкви, 2725; ср. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ, Инструкции по применению литургических предписаний Кодекса Канонов Восточных Церквей (6-1-1996) нр. 95-99.
87 Ср. Institutio generalis de Liturgia Horarum, 10, 57-58, 72.
88 Ср. Ин 5,39.
89 Катехизис Католической Церкви, 1177; ср. ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ, Церковное толкование Библии, IV, C, 2.
90 СВ. ИЕРОНИМ, Comm. in IS; ср. второй ватиканский собор, Dei Verbum, 25; Катехизис Католической Церкви, 133.
91 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 85.
92 Там же; Катехизис Католической Церкви, 2761.
93 Ср. Mф 18,4.
94 Ср. Ин 19,26-27.
95 ЧХПВ, 23.
96 Там же, 24.
97 Ср. 1 Петр 2,21.
98 Ср. Mф 6,39-45.
99 Ср. Ин 13, 34-35: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою".
100 Ср. Ин 17, 21: "Да будет всё едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня".
101 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 70 (курсив редакции).
102 Там же, 56.
103 Там же; ср. также 69-7
104 Ср. Иоанн Павел II, Речь, произнесённая по случаю Конференции Католических Епископов в Онтарио, в L'OssRom., 5 мая 1999: "Мы не можем позволить, чтобы анонимность городов вторглась в наши Евхаристические общины. Нужно найти новые методы и новые структуры для построения мостов между людьми, чтобы осуществлялся опыт взаимного принятия и близости, которых требует христианское братство. Может быть, этот опыт и катехизация, которая должна его сопровождать, лучше могут реализоваться в маленьких общинах, как указывается в постсинодальной Эксгортации: 'Один из способов обновления приходов, наиболее срочной задачи в приходах больших городов, можно найти, рассматривая приход как общину общин (Ecclesia in America, нр. 41)".
     Иоанн Павел II, в приходе св.Марии Горетти, 31 января 1988, в L'Oss. Rот. 1-2 февраля 1988: "Я думаю, что существует способ возобновить приход, основываясь на неокатехуменальном опыте… Этот опыт совместим с природой прихода".
     Иоанн Павел II, Послание к Епископам Европы, собранным в Вене, 12 апреля 1993: "[Такие общины] составляют живые клетки Церкви, обновляют приходскую жизнь присутствием зрелых христиан, способных к свидетельству истины своей радикально переживаемой верой".
105 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Ecclesia in America, нр. 41: 'Один из способов обновления приходов, наиболее срочной задачи в приходах больших городов, можно найти, рассматривая приход как общину общин".
106 Иоанн Павел II, Апост. Эксгортация Redemptoris Missio, 51.
107 Ср. каноны 872,892; 684, 685 C.C.E.O.
108 Ср. каноны 206, 788, 852 § 1, 865 § 1, 1183 § 1.; 9,30,587,588 C.C.E.O.
109 Ср. ЧХПВ, 4.
110 Там же, 41.
111 Там же, 9-11.
112 Там же, 15.
113 Там же, 18; ср. канон, 206; 9 C.C.E.O.
114 ЧХПВ, 19,3.
115 Там же.
116 Ср. Там же, 119-124.
117 Там же, 19,1.
118 Там же, 19,4.
119 Ср. канон. 863 C.I.C.
120 Ср. канон 866 C.I.C.: 695,697 C.C.E.O.
121 ЧХПВ, 37.
122 Ср. конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 222-223; OICA, общее введение, 12; введение, 44, 66.
123 Ср. ст. 17 § 3 и 31.
124 Ср. конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 86; ср. Mф 1,5-42 и Лк 10,1-20.
125 конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 246,247: "Когда вера катехистов еще не созрела, желательно, чтобы они участвовали в итинерариуме катехуменального типа".
126 Ср. 1Кор 15,1-11; конгрегация по делам духовенства, Общие Указания по Катехизированию, 235-236.
127 Ср. Лк 10,1-24.
128 Ср. канон 924, 956 C.C.E.O.
129 Ср. канон 179 C.I.C.; 959, 960 C.C.E.O.