|< в начало | << назад | содержание | вперед >> | в конец >| |
Часть II
Неокатехуменат, или посткрещальный катехуменат
Глава I
Основные элементы Неокатехумената
§ 1. Неокатехуменат является средством на службе епископам, предназначенным для нового открытия христианского посвящения уже крещенных взрослых. Среди таковых можно различить8:
1. тех, кто удалился от Церкви;
2. тех, кто был недостаточно евангелизирован и катехизирован;
3. тех, кто желает углубить свою веру и позволить ей созреть;
4. тех, кто происходит из христианских вероисповеданий, не находящихся в полном единстве с Католической Церковью.
§ 2. Представители духовенства и монашества, которые желают оживить дар Крещения через Неокатехуменат с тем, чтобы также лучше служить ему, совершают Путь в согласии со своим призванием и харизмой, исполняя задачи, данные им их епархиальным Епископом, или, как в случае с монашеством, их Настоятелем9. В последнем случае необходимо также разрешение Настоятеля.
Статья 6
[Неокатехуменат осуществляется в приходе]
§ 1. Неокатехуменат, являясь процессом нового раскрытия христианского посвящения, осуществляется, как правило, в приходе, т. е. в "этой обычной среде, в которой человек рождается и возрастает в вере"10, в этом привилегированном месте, где Церковь, мать и наставница, порождает в крестильном источнике детей Божиих и воспитывает их к новой жизни11.
§ 2. Так как пастырство христианского посвящения жизненно важно для прихода12, то Настоятель находится в центре осуществления Неокатехуменального Пути13, в сотрудничестве с другими пресвитерами проявляя пастырскую заботу о тех, кто совершает этот Путь14.
§ 3. Неокатехуменальный Путь стремится способствовать в его членах возникновению зрелого чувства принадлежности к приходу и развивать отношения глубокого единства и сотрудничества со всеми верными и с другими членами приходской общины.
Статья 7
[Неокатехуменат осуществляется в маленькой общине]
§1. В приходе Неокатехуменат осуществляется в маленькой общине, называемой неокатехуменальной общиной, так как полная и всеобщая форма христианского посвящения для взрослых – это форма общинная15.
§2. Моделью неокатехуменальной общины является Святое Семейство из Назарета, историческое место, где Слово Божие, ставшее Человеком, взрослеет, преуспевая "в премудрости, возрасте и благодати" и живя в послушании Иосифу и Марии16. В общине неокатехумены взрослеют в вере, возрастая в смирении, простоте и хвале, в подчинении Церкви.
Статья 8
[Начальная катехизация, неокатехуменальный итинерариум, "треножник" и группа катехистов]
§ 1 Неокатехуменат состоит из начальной катехизации (Гл. II) и неокатехуменального итинерариума, разделенного на три стадии христианского посвящения: прекатехуменат, катехуменат и избрание; эти стадии делятся на этапы, отличаемые переходами с особыми литургическими празднованиями. (Гл. IV)17.
§ 2. Начальная катехизация и неокатехуменальный итинерариум основаны на трех фундаментальных элементах ("треножнике") христианской жизни, особенно подчеркнутых Вторым Ватиканским Собором: Слово Божие, Литургия и Община (Гл. III).
§ 3. Центром всего неокатехуменального итинерариума является синтез керигматического проповедования с изменением моральной жизни и Литургией18.
§ 4. Неокатехуменат ведется группой катехистов (Часть V)19 в единстве с Настоятелем и под его пастырской ответственностью, согласно правилам, установленным в Статье 2.
§ 5. Эта группа, проведя начальную катехизацию, начинает процесс взращивания веры, в течение которого общины получают соответствующую формацию, и периодически возвращается, обычно один раз в год, чтобы проводить различные этапы в рамках неокатехуменального итинерариума и давать необходимые указания для осуществления этих стадий и этапов.
Неокатехуменат в приходе по приглашению настоятеля начинается с керигматической катехизации20, называемой начальной катехизацией и содержащейся в Руководстве. Она происходит в течение двух месяцев, разделена на пятнадцать вечерних встреч и заканчивается трехдневной конвивенцией. Чтобы позволить людям испытать Треножник: Слово, Литургию, и Общину, на котором основана христианская жизнь, начальная катехизация состоит их трех частей:
1. Провозглашение керигмы, которая призывает к обращению: Благая Весть о смерти и воскресении Господа Нашего Иисуса Христа21; "поистине … благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (ср. 1 Кор 1,21). Это "слово спасения"22 призывает к обращению и к вере23, приглашает людей признать себя грешниками, принять прощение и безвозмездную любовь Бога и начать путь к собственному преображению во Христе силой Святого Духа. Обращение подтверждается празднованием Литургии Покаяния, согласно обряду примирения с участием многих кающихся, с индивидуальной исповедью и отпущением грехов. Это таинство, совершаемое периодически, будет поддерживать путь обращения отдельных людей и целой общины.
2. Керигма, подготовленная Богом через историю спасения (Авраам, Исход, и т.д.): на пути даются герменевтические ключи, необходимые для слушания и понимания Священного Писания: видеть в Иисусе Христе исполнение Писаний и читать события собственной жизни в свете Слова24. Это введение в Священное Писание происходит в совершении Литургии Слова, где участники получают Библию из рук епископа, гаранта её подлинного толкования, как знак того, что матерь Церковь, начиная с этого момента и далее на Пути, будет еженедельно питать их пищей этого слова, живого источника катехизации25.
3. Керигма в таинствах и койнонии: катехизация достигает своей высшей точки в конвивенции во время Литургии Евхаристии. Это празднование, подготовленное соответствующими катехезами, помогает вновь открыть сияние Пасхи, подчеркнутое Вторым Ватиканским Собором, и испытать единство среди братьев. Действительно, "ни одна христианская община не созидается, если у нее не будет корня и стержня в совершении Святейшей Евхаристии, с которой поэтому должно начинаться всякое воспитание, ведущее к обретению духа общины"26. Празднование Евхаристии будет сопутствовать общине на протяжении всего итинерариума.
Статья 10
[Рождение неокатехуменальной общины]
§ 1. В последний день конвивенции провозглашается Нагорная Проповедь, образ нового человека, и представляется неокатехуменальный итинерариум как путь возрастания плода, по образу Святой Девы Марии.
§ 2. В проповедях и литургических богослужениях, состоявшихся в ходе начальной катехизации, Святой Дух приглашает людей различного возраста, образа мышления, культуры и общественного положения вместе начать путь обращения, основанный на постепенном открытии "огромного и исключительного богатства и ответственности за принятое Крещение"27, чтобы вызвать в них постепенный рост и созревание веры и христианской жизни28. В заключение конвивенции из числа тех, кто принял приглашение начать путь посткрещального катехумената, формируется неокатехуменальная община.
§ 3. Неокатехуменальная община поручается пастырской заботе настоятеля и пресвитера, назначенного им (ср. Статья 27). Кроме того, община путём голосования выбирает ответственного мирянина и нескольких соответственных29, которые должны быть подтверждены настоятелем и группой катехистов. Они сотрудничают с пресвитером, чтобы гарантировать, что община следует по Неокатехуменальному Пути согласно тому, что установлено в Уставе и Руководстве, и заботиться об организационных аспектах30.
§ 4. Группа катехистов, закончив начальную катехизацию, разъясняет пресвитеру, который председательствует в общине, и группе ответственных обычную практику подготовок Литургий Слова и Евхаристии, принятую на Неокатехуменальном Пути, а также информирует о способе проведения ежемесячных конвивенций, указывая библейские темы, рассматриваемые с целью формации на Литургии Слова.
Глава III
Слово, Литургия и Община
Статья 11
[Еженедельное совершение Литургии Слова]
§ 1. Каждая неокатехуменальная община еженедельно совершает Литургию Слова Божьего31, обычно с четырьмя чтениями32, согласно темам, указанным для каждого этапа в Катехитическом Руководстве Неокатехуменального Пути.
§ 2. Во время Литургии Слова Божьего пресвитер перед проповедью приглашает желающих из числа присутствующих кратко выразить, что провозглашённое Слово сказало им об их жизни. В проповеди, которая занимает привилегированное место в педагогике Неокатехумената33, пресвитер продолжает провозглашение Слова34, истолковывая его согласно Учению Церкви35 и связывая его с настоящим моментом жизни неокатехуменов на пути веры.
§ 3. Каждая Литургия Слова по очереди тщательно готовится одной группой из общины, по возможности, при помощи пресвитера. Группа подготовки выбирает чтения36 и песни37, готовит введения, подготавливает зал и литургические знаки, усердно заботясь об их красоте и достоинстве38.
§ 4. Чтобы углублять знание Священных писаний "согласно разумению и сердцу Церкви"39, неокатехумены используют, прежде всего, сочинения Отцов, документы Учения Церкви и, в частности, Катехизис Католической Церкви, а также труды духовных авторов40.
§ 1. Основой и источником христианской жизни является пасхальное таинство, переживаемое и празднуемое особенно выдающимся образом в Священном Тридууме41, чьё сияние наполняет светом весь литургический год42. Это таинство составляет ядро Неокатехумената, поскольку он являет собой новое открытие христианского посвящения.
§ 2. "Пасхальное бдение, средоточие христианской литургии и ее крещальной духовности, вдохновляет всю катехизацию"43. По этой причине, неокатехумены на протяжении Пути постепенно44 посвящаются во все более совершенное участие в том, что эта святая ночь означает, празднует и осуществляет.
§ 3. Таким образом, Неокатехуменат содействует постепенному возникновению приходского собрания, которое готовит и празднует пасхальное бдение в святую ночь, со всем богатством элементов, литургических и сакральных знаков, желаемых Церковью45.
§ 1. Евхаристия - это суть Неокатехумената, поскольку он является посткрещальным катехуменатом, переживаемым в маленькой общине46. Действительно, Евхаристия завершает путь христианского посвящения47.
§ 2. Неокатехумены празднуют Евхаристию в маленькой общине, чтобы быть постепенно посвященными в полное, сознательное и активное участие в божественных таинствах48, по примеру Христа, который, приумножая хлеба, велел людям сесть "рядами по пятидесяти" (Лк 9,14). Такой обычай, подкреплённый более чем тридцатилетней практикой, оказывается плодотворным49.
§ 3. Принимая во внимание "определенные формационные и пастырские потребности, учитывая благо отдельных личностей или групп, а, прежде всего, плоды, которые от этого может получить вся христианская община"50, маленькая неокатехуменальная община51 с разрешения епархиального епископа празднует после первой вечерни воскресную Евхаристию52, открытую также для других верных.
§ 4. Каждая Литургия Евхаристии подготавливается, по возможности под руководством Пресвитера, группой, избираемой по очереди из неокатехуменальной общины, которая готовит краткие введения к чтениям, выбирает песни, подготавливает хлеб, вино, цветы, и заботится о красоте и достоинстве литургических знаков.
Статья 14
[Покаяние, молитва, литургический год, практики благочестия]
§ 1. "Таинство Покаяния в высшей степени содействует преуспеянию в христианской жизни"53. На своем пути обращения неокатехумены празднуют это таинство периодически, согласно обряду примирения для многих кающихся, с индивидуальной исповедью и отпущением грехов. Кроме того, их обучают регулярно приступать к таинству Покаяния согласно обряду примирения для отдельных кающихся.
§ 2. Неокатехумены получают постепенное введение в литургическую и частную молитву54. Родители получают подготовку к тому, чтобы передавать веру своим детям в ходе домашней литургии55 во время утрени по воскресеньям56. Дети готовятся к первому причастию и к миропомазанию в приходе, а когда им исполняется тринадцать лет, их приглашают начать Неокатехуменальный Путь.
§ 3. Церковь постепенно посвящает неокатехуменов в духовные и катехитические богатства литургического года, в течение которого она "в полноте празднует Тайну Христову"57. С этой целью перед Адвентом, Великим Постом и Пасхой катехисты возвещают подготовительное провозглашение.
§ 4. Неокатехумены также постепенно обучаются Евхаристическому культу вне Мессы: ночной адорации, молитве святым Розарием и другим традиционным католическим практикам благочестия.
Статья 15
[Общинность и конвивенция]
§ 1. Воспитание к общинной жизни является одной из основных задач христианского посвящения58. Неокатехуменат постепенно и непрестанно исполняет эту задачу посредством включения в маленькую общину, являющуюся телом Христа воскресшего и открытую жизни приходской общины и всей Церкви.
§ 2. Особое время для подобного воспитания – это ежемесячный день конвивенции каждой неокатехуменальной общины. В ходе конвивенции после совершения утрени участники делятся своим опытом того, что Божия благодать совершает в их жизни, и указывают возможные трудности, уважая свободу совести каждого. Это способствует взаимному узнаванию, освещению и ободрению, с тем, чтобы видеть действие Бога в истории каждого.
§ 3. Община помогает неокатехуменам открыть в себе необходимость обращения и созревания веры: различия, недостатки, слабости делают очевидной неспособность любить ближнего таким, какой он есть, они разрушают фальшивый идеал общины и позволяют испытать, что единство, (койнония) – это дело Святого Духа59.
Статья 16
[Опыт койнонии и плоды общины]
§ 1. По мере того, как неокатехумены возрастают в вере, начинают проявляться признаки койнонии: не судить других, не сопротивляться злу, прощать и любить врага60. Койнония проявляет себя также в помощи нуждающимся, в заботе о больных, страдающих и стариках, в поддержке, по возможности, тех, кто находится в миссии, согласно указаниям Руководства. Неокатехумены постепенно воспитываются во всё более глубоком духе единства и взаимопомощи.
§ 2. Неокатехуменат, таким образом, постепенно создаёт в приходе совокупность общин, которые делают видимыми знаки любви в масштабе креста61 и совершенного единства62, и таким образом они призывают к вере отдаленных и готовят нехристиан к принятию провозглашения Евангелия.
§ 3. Итак, Неокатехуменальный Путь предлагается в качестве средства, способного помочь приходу все лучше исполнять миссию Церкви – то есть быть солью, светом, и закваской для мира63, и сиять перед людьми как видимое Тело воскресшего Иисуса Христа64, универсальное таинство спасения65.
Статья 17
[Подготовка к миссии]
§ 1. "Катехизация делает христианина готовым к жизни в общине и активному участию в жизни и миссии Церкви"66. Неокатехумены подготавливаются к тому, чтобы "присутствовать как христиане в обществе"67 и "сотрудничать с различными церковными службами, согласно собственному призванию"68.
§ 2. Неокатехумены активно сотрудничают "в евангелизации и созидании Церкви"69, прежде всего, будучи тем, кто они есть70: их решение подлинным образом переживать свое христианское призвание выражается в эффективном свидетельстве для других, становится стимулом к новому открытию христианских ценностей, которые иначе могли бы остаться почти скрытыми.
§ 3. Спустя некоторое время на Пути71 каждая неокатехуменальная община путём голосования назначает нескольких братьев, чтобы они исполняли функции катехистов. Эти братья, если они принимают это назначение, будучи предварительно одобрены настоятелем и ведущими общину катехистами, вместе с пресвитером и ответственным общины составляют группу катехистов для евангелизации и ведения новых общин, как в собственном приходе, так и в другом приходе или епархии по запросу72 их настоятелей или епархиальных епископов.
§ 4. Неокатехумены сотрудничают в миссионерской и пастырской деятельности в приходе и епархии. Те, кто желает, принимая во внимание зрелость своей веры, могут предложить свое содействие ещё перед этапом "Redditio symboli 73; после "Redditio symboli" неокатехумены принимают участие в различных церковных службах, согласно их собственному призванию, что является неотъемлемой частью христианского посвящения.
Статья 18
[Пробуждение и формирование призвания к священству]
§ 1. Неокатехуменальный Путь, как любой подлинный процесс катехизации, является также "средством для пробуждения призваний к священству или особенному посвящению жизни Богу в различных формах религиозной и апостольской жизни и для возбуждения в сердцах отдельных людей особого призвания к миссионерской деятельности"74.
§ 2. Неокатехуменальный Путь – это также и средство, которое предлагается епископам для христианской формации кандидатов к пресвитерату.
§ 3. Епархиальные и миссионерские семинарии "Redemptoris Mater" учреждаются епархиальными епископами в согласии с Международной Группой Ответственных за Путь и управляются согласно существующим нормам формации и инкардинации епархиального духовенства75 и в соответствии с их собственными уставами, исполняя Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis76 (Основные правила священного сана). В этих семинариях кандидаты в священство находят в участии в Неокатехуменальном Пути особый и основополагающий элемент процесса их формации и, в то же самое время, готовятся к "подлинному выбору священства, на службе всему народу Божию и в братском единстве с другими пресвитерaми"77.
§ 4. Задача епархиального епископа - назначить по предложению Международной Группы Ответственных за Путь ректора и других наставников и воспитателей епархиальных и миссионерских семинарий "Redemptoris Mater". Ректор от имени епископа и в тесной связи с ним руководит занятиями семинаристов и их итинерариумом формации и утверждает пригодность кандидатов в духовенство.
Глава IV
Неокатехуменальный Путь: стадии, этапы и скрутиниумы
Статья 19
[1 стадия: посткрещальный прекатехуменат]
§ 1. Первая стадия Неокатехумената – это посткрещальный прекатехуменат, который является временем кенозиса78, чтобы научиться ходить в смирении79; эта стадия разделена на два этапа:
1. На первом этапе, который длится приблизительно два года, от начальной катехизации до первого скрутиниума перехода к посткрещальному катехуменату, неокатехумены изучают язык Библии, совершая каждую неделю Литургию Слова Божия, с простыми темами, которые проходят через все Писание, такими как: вода, скала, агнец, и т.д. Литургия Слова Божия, Евхаристия и община помогают неокатехуменам постепенно освобождаться от ложных мнений о себе и о Боге и нисходить в собственную реальность грешников, нуждающихся в обращении, заново открывая безвозмездность любви Христа, Который прощает и любит их.
В заключительной литургии первого скрутиниума перехода к посткрещальному катехуменату, после записи имени они просят, чтобы Церковь помогла им созревать в вере, чтобы творить дела жизни вечной80, и получают знак преславного Креста Христова, который освещает спасительную роль креста в жизни каждого.
2. На втором этапе подобной же продолжительности неокатехумены празднуют значительные этапы истории спасения: Авраам, Исход, Пустыня, Земля Обетованная, и т.д. и им дается достаточно времени, чтобы испытать искренность своего намерения следовать за Иисусом Христом81, в свете Его Слова: "Не можете служить Богу и маммоне" (Mф 6,24).
В заключительной литургии второго скрутиниума перехода к посткрещальному катехуменату братья обновляют перед Церковью отречение от дьявола и изъявляют желание служить только Богу. В дальнейшем они изучают и празднуют основные библейские фигуры: Адам, Ева, Каин, Авель, Ной, и т.д. в свете Христовом.
§ 2. Скрутиниумы помогают неокатехуменам на их пути обращения, в уважении к их совести и сфере внутренней жизни (forum internum), согласно каноническим нормам82, ЧХПВ и Катехитическому Руководству Неокатехуменального Пути.
Статья 20
[2 стадия: посткрещальный катехуменат]
Вторая стадия Неокатехумената – это посткрещальный катехуменат, время83 духовной борьбы, направленной на то, чтобы обрести внутреннюю простоту нового человека, который любит Бога как единственного Господа, всем сердцем, всем разумением и всеми силами, а ближнего, как самого себя84. Поддерживаемые Словом Божьим, Евхаристией и общиной, неокатехумены учатся бороться с искушениями дьявола: стремлением обезопасить свою жизнь, скандалом, вызванным Крестом и соблазном идолов мира85. Церковь помогает неокатехуменам, предоставляя им необходимые для этой борьбы средства в течение трех этапов:
1. "Духовная борьба в новой жизни христианина неотделима от молитвенной борьбы"86, которая ведет к близости с Богом. Церковь совершает первое введение неокатехуменов в литургическую и личную молитву, в том числе и ночную87, в катехезах, которые достигают высшей точки в евангельских катехезах о молитве и в Литургии вручения книги Литургии Часов. Впредь они начинают каждый день индивидуальной молитвой (Утрени) с длинными чтениями и учатся проводить определенное время, молясь в тишине молитвой сердца.
Неокатехумены, совершая скрутацию Псалмов в маленьких группах, вводятся в практику прилежного "lectio divina" (божественное чтение) или "scrutatio scripturae"88 (исследование Писаний), "читая и размышляя над Словом Божиим, чтобы преобразовывать его в молитву"89, ибо "не знать Писания – не знать Христа"90.
2. Церковь вручает неокатехуменам Символ Веры ("Traditio symboli"), "синтез Священного Писания и веры"91, и посылает их по двое проповедовать его по домам в приходе. Братья изучают и празднуют Апостольский Символ Веры статью за статьёй, а потом возвращают его Церкви ("Redditio symboli"), исповедуя свою веру, и торжественно провозглашая Символ Веры в присутствии верных во время Великого Поста.
3. Церковь совершает второе введение неокатехуменов в литургическую и созерцательную молитву, которое достигает своей высшей точки в катехезах о молитве Господней и в Литургии Вручения "Отче наш", "синтеза всего Евангелия"92. Впредь в будние дни во время Адвента и Великого Поста братья совершают утреню с длинными чтениями всей общиной в приходе, прежде чем идти на работу, включая определенное время созерцательной молитвы.
Неокатехумены учатся становиться маленькими93 и жить, по-сыновьему поручая себя отцовству Бога и под материнской защитой Марии и Церкви, в верности Преемнику Петра и епископу. Для совершения этого, прежде чем получить "Отче наш", неокатехумены совершают паломничество в святилище, посвящённое Деве Марии, чтобы принять Ее как мать94, исповедуют веру на гробе Святого Петра и произносят акт верности Святому Отцу.
На этом этапе неокатехумены систематически изучают отдельные ходатайства молитвы "Отче наш" и темы, посвящённые Деве Марии: Матерь Церкви, Новая Ева, Ковчег Завета, Образ Христианина, и т.д.
Статья 21
[3 стадия: новое открытие избрания]
§ 1. Третья стадия неокатехумената – это новое открытие избрания, "основы всего катехумената"95. Это - время просвещения, когда Церковь учит неокатехуменов, как жить во славословии, "затопляемыми светом веры"96, то есть как различать и исполнять волю Божью в истории, чтобы делать из собственной жизни литургию святости. Братья изучают и празднуют отдельные части Нагорной Проповеди.
§ 2. Показав делами, что в них возникает, пусть и в слабости, новый человек, описанный в Нагорной Проповеди, который, следуя за Христом97, не противится злу и любит врага, неокатехумены торжественно возобновляют крещальные обеты98 во время Пасхального Бдения, проводимого под председательством епископа. В этой литургии они облачаются в белые одежды в воспоминание о своем крещении.
§ 3. Затем в продолжении пасхальной пятидесятницы братья торжественно празднуют Евхаристию каждый день и совершают паломничество в Святую Землю, как символ бракосочетания с Господом, посещая те места, где Христос исполнил то, что они испытали на всём протяжении неокатехуменального итинерариума.
§ 4. После избрания посткрещальный неокатехуменат заканчивается.
|< в начало | << назад | содержание | вперед >> | в конец >| |