Paoline - Издательство «св. Петра»
Санкт-Петербург
2002


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фридрих Ницше. Все цитаты из Ницше даны курсивом без ссылки на автора.

2 Н. Godin et Y. Daniel: La France, pays de mission, éd. de l'Abeille.

3 «Александрийством», по имени эллинистического города Александрии, называют обычно эпохи изнеженности и упадка. (Прим. перев.)

4 А. Камю. Миф о Сизифе (Le tnythe de Sisiphe, Gallimard, 1943).

5 Испанский мистик XVII в. (Прим. перев.)

6 Так св. Иоанн Креста называл «душеполезную богооставленность»; представление это играет очень важную роль в его мистическом учении. (Прим. перев.)

7 По учению Пелагия (V в.), оппонента св. Августина, достижение нравственной безупречности, как и многое другое в духовной жизни, зависит только от воли человека, без особой нужды в помощи благодати. (Прим. перев.)

8 Он пишет: «Я радуюсь, что мной гнушается единственный, с кем связывает меня судьба». И в другом месте: «Мне нужно быть сломленным».

9 Янсенизм - пуританское по характеру течение в католичестве, ведущее свое начало от К. Янсена и К. Сен-Сирана (XVII в.). Призывал к особой нравственной строгости и суровой самодисциплине. Ошибка его - в том, что он умалял способность человека совершать добро свободно и по любви. (Прим. перев.)

10 См. у Кьеркегора: Ou bien... ои bien, р. 110.

11 Герой книги Ж.-Ж. Руссо «Эмиль», в уста которого философ вкладывает свое исповедание веры. В данном случае автор имеет в виду самого Руссо. (Прим. перев.)

12 Отрицательное, или апофатическое, богословие - богословие, которое говорит о Боге как совершенно ином по отношению ко всему сотворенному. Это означает, что наш разум не знает и не может знать ничего о Его сущности и вправе давать ему только отрицательные определения; он говорит только о том, чем Бог не является. Положительное (или катафатическое) богословие говорит о Боге как о Благом, Сущем, Истине и т. д., имея в виду не то, каков Бог по сути, а то, как Он являет Себя, как действует в мире. Отрицательное богословие отрезвляет нашу мысль тем, что не позволяет бездумно приписывать Богу то, что Ему не свойственно, пусть это даже и представляется нам удобным. (Прим. перев.)

13 Этьен Жильсон в книге «Томизм» (Le Thomisme, 4-е изд., с. 150) подчеркивает, что мы нередко превратно понимаем главного поборника вышеупомянутой аналогии. Согласно св. Фоме Аквинату, «аналогия» дает нам возможность говорить о Боге «не совсем неверно». Но Бог св. Фомы еще недоступней, чем Бог Аристотеля, в котором недоступности немало. Мы просто определяем Его «метафизическое место», но никак не можем сказать, каков Он. Нам известно лишь, «чего в Нем нет и как связано с ним все прочее» (Saint Thomas, Cont. Gent., 1, 30).

14 Боссюэ - французский богослов и проповедник XVIII века; Кьеркегор - датский протестантский богослов и философ, основоположник христианского экзистенциализма. (Прим. перев.)

15 Последователь К. Барта, современного протестантского теолога, возродившего кальвинистический и янсенистский пессимизм. (Прим, перев.)

16 Между тем, широко распространено противоположное мнение: ведь написал же Лени де Ружмон (Politique de la personne, 93), что «римская система» обеспечивает верующему прочное душевное равновесие, даже если вера в нем угасла!».

17 См. J. Prat: La théologie de saint Paul, I, 279 s.; II, 60 s. etc. Сравн. Festugiure: L'idual religieux des Grecs et l'Evangile, экскурс В.

18 Например: Traité de l'amour de Dieu, ch. VIII.

19 Lettres, lettre XI.

20 «O, если бы знали верующие, какое благо теряют, какое богатство духа, не желая отрешиться от суетного! О, если бы они знали, что в простой пище духа обретут дивный вкус всего, к чему еще привязана их воля!» (Св. Иоанн Креста, «Восхождение на Кармил», кн. 1, гл. V.)

21 На собеседования отцов-пустынников, XVII.

22 Из писем к баронессе де Шанталь. (Oeuvres complétes, t. III des lettres, 373). Баронесса де Шанталь канонизирована под именем св. Иоанны-Франциски Шанталь. (Прим. перев.)

23 Ibid., 385.

24 Ibid., V, 354.

25 См. J. Prat: La théologie de saint Paul, 1, 215 s.

26 См. ibid., 278.

27 Ibid., 2, 122, 270.

28 Мы спешим предупредить читателя, что этот катехизис отнюдь не является официальным.

29 Один из героев романа Роже Мартен дю Гара «Семья Тибо», законник и фарисей, считающий себя католиком. (Прим. перев.)

30 «Кто же сомневается в том, что мы должны покоряться не как животные и не как глупцы, но как люди в здравом уме?» («De Religione Societatis Jesu», IV, 15).

31 См., например, письмо от 9.11 1604 аббатисе Буржуа, в котором св. Франциск Сальский советует ей со всей осторожностью учить послушанию ее духовных дочерей. Он даже советует ей вовсе не говорить им о послушании, а учить их делом.

32 Vie, ch. 34.

33 Ibid., ch. 40.

34 Ibid., ch. 13, 19; Rel, 33 Chem. de la perf, ch. V.

35 Oeuvres, t. II des Lettres, 279.

36 Ibid., 359.

37 Ibid., t.III, 163.

38 Ibid., t.VII, 222.

39 Lettres, IV, 237.

40 Léon Bloy: Le désespiéré, 385.

41 Origines de la Fgance contemporaine, II, 243.

42 См. Saint Thomas, Sum. Theol., II a, II ae, q. 123, a.5.

43 II a, II ae, q.123, a. 4 sq., q. 124, a. 7.

44 Из письма Вейо Монталамберу от 3.12 1843.

45 «Красное и черное», ч. 2, гл. 31.

46 Письма к м-ль Сюльфур: Lettres, II, 167.

47 Ibid., 202.

48 Ibid., 182.

49 Цит. по: IIаа IIае, q. 123, а. 2.

50 q. 129 et 134, а. 4.