|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава первая

МУХАММАД И ОСНОВАНИЕ ИСЛАМА

Когда посланник Божий Мухаммад достиг сорока лет. Бог из сострадания к людям послал его благовествовать всему человечеству.

Мухаммад ибн Исхак1

Мухаммад был непростой личностью... Но его сила с помощью обстоятельств сделала его одним из тех немногих, которые переворачивают мир.

Максим Родинсон2

История ислама начинается с пророка Мухаммада, или, полностью, Мухаммада ибн Абдаллы. Мусульмане называют его «Пророк (или Посланник) Божий», «Праведный вождь», «Печать пророков» и считают не только величайшим пророком Божьим, но и величайшим человеком на Земле. Впрочем, они, не обожествляя его, настаивают на том, что он всего лишь человек, хотя, как считается в исламе, все пророки безгрешны. Мусульмане ставят Мухаммада как пророка и посланника в один ряд с пророками Божьими, посланными к народам мира, включая пророков Древнего Израиля и Иисуса.

Мухаммад родился в Мекке и сначала был торговцем и погонщиком верблюдов, что было обычным для Мекки того времени. Его отцом был Абдалла ибн Абд ал-Муттахиб, умерший вскоре после рождения Мухаммада, а дедом - Абд ал-Муттахиб ибн Хасим, родоначальник хасимитов, принадлежавших к племени курейшитов из Мекки. Мать Мухаммада Амина бинт Уаб умерла, когда ему было семь лет, и тогда его дядя Абу Талиб взял его к себе.

Мухаммад родился около 570 года нашей эры. Имя «Мухаммад» значит «прославленный» или «тот, кого восхваляют». Хьюстон Смит сообщает, что «его именем называют больше мальчиков во всем мире, чем каким-либо иным»3.

О детстве Мухаммада первый биограф Пророка Мухаммад ибн Исхак (умер в 767 году) пишет так:

Посланник Божий возрастал, и Бог хранил его и защищал от низости язычества, потому что он хотел прославить его избранием. Он вырос и стал лучшим из людей в мужественности и в характере, благороднейшим по происхождению, добрым к ближнему, благим, правдивым, надежным, далеким от сквернословия и поврежденной нравственности из-за благородства и великодушия, так что он стал известен среди людей как «Надежный» за качества, которые Бог вложил в него4.

Хорошей иллюстрацией к этому почтительному именованию служит обновление Каабы, священного кубического здания Мекки (слово «кааба» значит «куб»), незадолго до реформы Мухаммада. Когда строители уже были готовы вновь установить священный Черный Камень, которым это здание и было знаменито, работы прекратились из-за споров, какое племя получит честь управлять святыней. Считается, что камень, - вероятно, метеорит, - существует от начала дней, возможно даже, со времен самого Адама, и как предмет благоговейного почитания он находился в течение многих веков на внешней стороне Каабы. Вновь установить его — это великая честь. Поскольку рабочим так и не удалось выбрать какое-либо одно из представленных ими племен, они единогласно решили, что привилегия сделать это будет предоставлена тому, кто первым придет в Святилище. Этим человеком оказался Мухаммад, и на него, соответственно, и была возложена эта почетная миссия. Он, в свою очередь, велел рабочим положить камень на плащ, после чего представителям каждого из четырех племен было сказано взяться за один из углов плаща и поднести камень к отведенному для него месту. Когда они так и сделали, Мухаммад поднял камень и установил его.

Откровение и первые годы в Мекке

Около 610 года по западному летосчислению Мухаммад сказал, что во время его молитвы в месяц рамадан ему явился ангел Гавриил. Мухаммад услышал, как тот приказал ему повторять слова, которые он произнесет. Мухаммад, потрясенный величием таинственного посетителя, сперва не мог сделать этого, но после повторного повеления понял, что может повторить божественное послание слово в слово. Мусульмане называют это явление «Ночью предопределения» или «Ночью могущества».

Мухаммад сообщил о происшедшем жене Хадидже бинт Хувайлид, которая сразу же поверила, что ее мужу явился ангел Божий, хотя сам Мухаммад в этом уверен не был, опасаясь, что его обманывали духи пустыни. Хадиджа посоветовалась со своим родственником Баракой ибн Науфалом, который был ханифом - арабским монотеистом, не принадлежащим ни к иудаизму, ни к христианству. Барака, человек, сведущий в Писаниях двух этих религий, выслушав рассказ Хадиджи о случившемся с Мухаммадом, объявил, что Мухаммад получил великое откровение, подобно Моисею в древности. Барака, как и Хадиджа, принялся убеждать Мухаммада, что этому откровению необходимо поверить.

Посещения продолжались, приводя Мухаммада в ужас. Он покрывался потом, терял сознание и даже падал на землю, а после этого искал Хадиджу, иногда приползая на четвереньках, чтобы та помогла ему. Позднее христианские критики будут утверждать, что эти приступы были эпилептическими припадками, но эти описания подходят и к другим провидцам и пророкам, включая царя Саула в Ветхом Завете, который пролежал без сознания всю ночь неодетым, и апостола Павла, ослепленного явлением Иисуса.

В последующих откровениях Мухаммад иногда слышал слова ангела, иногда только созерцал видение, а порой случалось и так, что откровение было «как звон колокола». Для него было тяжелой и сложной задачей перелагать в слова несловесные откровения. Он говорил о том, с каким трудом воспринимались им эти откровения: «Я ни разу не получал откровения без того, чтобы не бояться, что мой дух будет исторгнут из меня»5. Позднее эти послания были собраны в Коран (что переводится как «назидание»), священную книгу мусульман. Арабское слово сура («ряд») обозначает отдельные откровения, составляющие главы Корана.

Было еще немало видений, пока Мухаммад не уверовал. Примерно через два года после первого откровения сура «Утро» (все суры имеют названия) доставляет Мухаммаду такое прекрасное и убедительное послание:

Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.
Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое.
Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен.

Разве не нашел Он тебя сиротой - и приютил?
И нашел тебя заблудшим - и направил на путь?
И нашел тебя бедным - и обогатил?

И вот сироту ты не притесняй,
а просящего не отгоняй,
а о милости твоего Господа возвещай (Коран 93:4-11)6.

Когда родственник Мухаммада Али услышал это, он уверовал, как и Зейд, его бывший раб, которого Али освободил, Абу Бакр, первый из последователей Мухаммада, и три дочери будущего пророка. Еще одна значимая личность в жизни Мухаммада - это его дядя Абу Талиб, занимавший высокое положение среди вождей Мекки. Он не обратился, объясняя, что не хочет нарушать традиции своего народа, однако позднее, когда Мухаммаду угрожали враги, он решительно встал на его защиту. Без помощи Абу Талиба в позднейших перипетиях Мухаммад, вероятно, не выжил бы, поскольку в племенной культуре Аравии никто не мог чувствовать себя в безопасности, если его не поддерживал кто-то из влиятельных соплеменников. Одинокого человека могли в любой момент безнаказанно убить.

В течение примерно трех лет о ниспосланных Мухаммаду таинственных посланиях знало лишь несколько человек. Затем пророк получил повеление начать проповедовать всему народу Мекки, призывая его ниспровергнуть ложных идолов, обратиться к истинному Богу, al-Lah (буквально «Бог», обычно передается как «Аллах»), и раздать свое богатство бедным.

В Мекке уже говорили о божестве, называемом al-Lah и сотворившем небо и землю, но этот божественный Творец представлялся отдаленным из-за почитания множества богинь плодородия, banat al-Lah, «дочерей Аллаха», хотя некоторые отмечают очевидный рост интереса к al-Lah еще до Мухаммада. В Мекке было много и других божеств: политеизм был господствующей религией, и говорили, что святую Каабу украшало 360 идолов.

На протяжении многих веков Мекка была для арабов важным религиозным центром, - отчасти из-за ассоциации ее с Авраамом и его сыном Измаилом. Согласно как Корану, так и арабским преданиям, Авраам и Измаил построили подлинную Каабу. Далее, колодец под названием Замзам, тоже находящийся в Мекке, связывали с Измаилом и его матерью Агарью. Как повествуют предания (параллели см. в Быт 16:1-14), поскольку Авраам и Сара не могли иметь детей, ребенка Аврааму родила, по обычаю того времени, служанка Сары Агарь, выступившая, таким образом, в роли «суррогатной матери». Этим ребенком был Измаил. Позже, когда Бог послал Саре сына Исаака, она стала видеть в старшем сыне Авраама соперника ее собственного сына и однажды потребовала от Авраама выгнать Агарь и Измаила. Служанка и ее ребенок, оказавшись в пустыне, буквально умирали от жажды, но Бог услышал молитвы Агари и создал родник, - согласно арабскому преданию, святой колодец Замзам. Эта история занимает важное место и в еврейском Писании, и в Коране, или, говоря иначе, в иудаизме, христианстве и исламе: последователи всех трех традиций считают, что арабы происходят от Измаила, а евреи - от Исаака, хотя, по Библии, эти события произошли на юге Палестины. Задолго до времени Мухаммада эти два места, Кааба и колодец Замзам, стали почитаться как святыни и, соответственно, привлекали в Мекку множество паломников, наполняя деньгами сундуки тамошних торговцев. Мухаммад призвал жителей Мекки относиться к паломничеству скорее как к святому делу, а не как к источнику дохода, но этот призыв угрожал кошелькам купцов. Поскольку своими реформами он предполагал нарушить столь прельстительную для жителей Мекки традицию, его планы шли вразрез с их материальными интересами.

Проповедь Мухаммада затрагивала и другую арабскую традицию, племенной строй, представлявший собой общественную систему, которая на протяжении многих столетий регулировала жизнь арабов. У арабов не было единого правителя или центральной власти. Жили они отдельными, соперничавшими между собой племенами, которые то и дело вступали в конфликты, и единственным методом разрешения споров, признаваемым ими, была кровная месть. Новая религия требовала от своих последователей осознания ими личной ответственности перед единым Богом, чья власть простирается за пределы клана или племени, и принятия единого, Божьего закона, данного им через Мухаммада. Выполнение этих требований должно было привести к формированию из отдельных индивидуумов и разобщенных племен единого общества. Задуманная Мухаммадом реформа носила всеобъемлющий характер и как таковая затрагивала не только веру и обычаи, но и весь общественный уклад. Неудивительно, что проповедь Мухаммада не встречала поддержки.

Не сломленный звучавшей в его адрес суровой критикой, Пророк предупреждал, что те, кто отказался обратиться, служить единому Богу и слушаться его повелений, подвергнутся мучениям в страшный день Божьего суда:

Когда солнце будет скручено,

и когда звезды облетят,

и когда горы сдвинутся с мест,

и когда на десятом месяце беременные верблюдицы

будут оставлены без присмотра,

и когда животные соберутся,

и когда моря перельются,

и когда души соединятся [после воскресения из мертвых],

и когда зарытая живьем будет спрошена,

за какой грех она была убита [ссылка на практику убиения

девочек],

и когда свитки развернутся,

и когда небо будет сдернуто,

и когда ад будет разожжен,

и когда рай будет приближен,

узнает душа, что она приготовила (Коран 81:1-14).

Большинство с трудом воспринимали проповедь Мухаммада, и вскоре его стали отвергать, осыпать насмешками и наказывать. Хуже того, гонению стали подвергаться и его последователи. Их ругали, били, а одну женщину-рабыню, известную сейчас как первая мученица ислама, даже убили. Вожди курейшитов, племени Мухаммада, были в ярости. Положение Мухаммада становилось все более опасным по мере того, как возрастало противодействие его проповеди. Однажды, когда ситуация особенно обострилась, он был вынужден отправить нескольких своих последователей в Абиссинию, прежде враждовавшую с курейшитами, чтобы эти невольные изгнанники жили там среди христиан и под их защитой.

Переезд Мухаммада в Медину

Затем Мухаммаду представилась исключительно благоприятная возможность беспрепятственно заниматься проповедничеством. Посланцы из Ятриба, родного города матери Мухаммада, расположенного в оазисе в 280 милях к северу от Мекки, встретились с ним и уговорили его перебраться в их город, чтобы приступить там к реорганизации системы управления и уклада жизни. Пораженные отвагой, властным нравом и безудержной энергией Мухаммада, они решили, что это как раз тот человек, который сумеет навести в их городе долгожданный порядок. Судя по всему, их мало волновал его призыв поклоняться единому Богу, - возможно, из-за долгого общения с довольно значительным иудейским населением города. 16 июля 622 года по западному летосчислению Мухаммад переехал из Мекки в Ятриб, где уже находилось около семидесяти его последователей из Мекки. Мусульмане называют это путешествие «переселением», - по-арабски, hijra, -и говорят, что это был поворотный пункт в жизни Мухаммада как пророка и реформатора. В сущности, они полагают, что переезд Мухаммада в Ятриб был главным событием в мировой истории, и, соответственно, ведут от него свое летосчисление, применяя для обозначения предшествующего периода указание «до хиджры», а последующего - «в год от хиджры». В общем, прослеживается явная параллель с тем, что мы наблюдаем у христиан, начинающих летосчисление с Рождества Христова.

В Ятрибе Мухаммад постепенно, без всякой спешки, устанавливал свое главенство и осуществлял реформы. Хотя и здесь у него находились противники, со временем он сумел все же настолько упрочить свое положение, что город был переименован в его честь и стал отныне называться Городом Пророка - Madinat al-Nabi, или, в сокращенной, европеизированной версии, Мединой.

Мухаммаду удалось здесь реорганизовать жизнь всего общество в соответствии с указаниями, содержавшимися в ниспосылаемых ему откровениях. Привнесенные им перемены носили радикальный характер. Все, что касалось экономики, брака и развода, общественного благосостояния, применения оружия, а также религии, переходило под контроль Мухаммада и подпадало под действие закона ислама. Мухаммад пустил верблюда, чтобы тот выбрал место под строительство небольшого дома, ставшего домом молитвы, первой мечетью. Полдень пятницы он сделал основным временем молитвы, отвергнув тем самым священные для иудаизма и христианства дни - субботу и воскресенье. Пятница для арабов была торговым днем, удобным и для проведения собраний. Месяц рамадан, который и до этого был священным для арабов, стал теперь временем поста от рассвета до сумерек. Говоря словами Исхака, «были установлены законные наказания, запрещения и позволения, и ислам хранил их дома...»7. В Мекке Мухаммад выступал в роли наставника, реформатора и пророка. А в Медине он стал еще и законодателем и правителем. В итоге возникла всеобъемлющая система, охватывающая самые различные сферы общественной жизни: социальную, правовую, военную, экономическую и религиозную. Образовывавшие ее, элементы послужили позднее основой для формирования мировой цивилизации. Исключительная забота об интересах общества, буквально пронизывающая ислам, стала отличительным знаком этого движения и остается им поныне.

Между тем разногласия Мухаммада с жителями Мекки переросли в военный конфликт. Налеты на купеческие караваны и междоусобицы для арабских племен были самым обычным явлением, противоборство же Медины и Мекки имело совершенно иной характер, отличаясь и большим размахом, и глубиной. Последовало три сражения. В первом, напоминающем набег на караван, мединцы одержали решительную победу. Но во втором, вылившемся в полномасштабную битву между двумя городами, они потерпели поражение, причем сам Мухаммад был ранен. Если бы жители Мекки и впредь продолжали побеждать, возможно, они опустошили бы Медину, и правлению Пророка пришел бы конец, но этого не произошло.

Третья битва известна как «окопная война». Мухаммад приказал вырыть рвы вокруг Медины. Этот простой стратегический прием сработал. Подступив к городу, мекканцы, наткнувшись на препятствия, непреодолимые для их лошадей, были вынуждены тут же повернуть назад под градом стрел, которыми их щедро осыпали воины Мухаммада. Победа была решающей и наделила Мухаммада полной властью в его новом городе. Теперь оставалось только распространить эту власть на Мекку. Однако к тому времени Мухаммад столкнулся с новой проблемой, связанной с его отношениями с проживавшими в Медине еврейскими общинами.

Отношения с евреями

На первых порах отношения Мухаммада с евреями Медины складывались неплохо. Он издал указ, «уравнивающий их в правах с другими жителями и предоставляющий им полную свободу вероисповедания и военную защиту, при условии, что они будут принимать участие в обороне города»8. В связи с этим следует заметить, в частности, что предоставление евреям полной свободы вероисповедания имело особо большое значение по тем временам, когда ничего подобного не допускалось. Судя по всему, мединские евреи считали вначале, что его обращение к единому Богу и призыв к нравственности хорошо соотносится с их собственной верой. И подобное мнение имело определенное основание: сперва ведь Мухаммад повелел своим последователям обращаться лицом к Иерусалиму во время молитвы, а потом сделал еврейский Йом Киппур священным днем для мусульман.

Когда же евреи увидели, что проповедуемое им новое откровение отличается от известного из их вероучения и грозит заменить со временем его собой, отношения с ними ухудшились, что побудило Мухаммада изменить порядок, введенный им же самим: отныне его последователи должны были во время молитвы обращаться лицом не к Иерусалиму, как прежде, а в сторону Мекки и священной Каабы. Этот шаг был исключительно важен, поскольку соотносил ислам с Авраамом, - ханифом, как полагали арабы, - на которого Мухаммад всегда ссылался как на отменившего идолопоклонство и подчинявшегося единому Богу. Отвержение Иерусалима как направления молитвы оскорбило евреев и убедило их не сотрудничать с Мухаммадом.

Трения усиливались. Некий еврей позволил себе непристойную выходку по отношению к арабской женщине и был убит вступившимся за нее арабом, который, в свою очередь, пал от руки еврея. В наказание за убийство араба Мухаммад отправил соплеменников этого еврея в изгнание, не позволив им при этом взять с собой свое имущество. Другого еврея, писавшего сатирические стихи, направленные против Мухаммада, - немаловажное обстоятельство для культуры, которая живет высказанным словом, — убили уже по приказу самого Пророка.

Отношения Мухаммада с мединскими евреями еще более осложнились после «окопной войны». Мухаммад получил свидетельство, что остававшаяся в Медине многочисленная еврейская община была на стороне мекканцев, нарушая тем самым, заключенный с евреями, договор об оказании ими помощи Мухаммаду в обороне города. Он приказал окружить евреев, и когда те запросили пощады, решил отправить их к Сааду ибн Моаду, вождю племени, связанному с евреями дружественными узами, чтобы он произвел над ними суд. Саад, умиравший от раны, которую он получил в битве, повелел 700 евреев-мужчин обезглавить, их имущество разделить между мединцами, а женщин и детей продать в рабство. Мухаммад сказал по этому поводу: «Воистину Саад произнес суд Божий с Седьмого Неба»9, - и выполнил его волю.

Мухаммад увидел, что евреи не подчиняются ему вопреки договору и угрожают успеху его реформ, а это, в его представлении, было равносильно предательству. В такой ситуации, считал он, нельзя было быть милосердным, и суровость наказания не показалась ему столь уж чрезмерной. Но, как бы ни оправдывать эту казнь, оценивая ее с позиций самого Мухаммада, этот случай, рассматриваемый многими как проявление излишнего, не вызываемого необходимостью насилия, стал позорным пятном в его биографии.

Мухаммад как политический лидер

Поскольку Мухаммад предводительствовал войсками Медины во время войны, выступал в роли судьи и сам определял меру наказания, как делают это обычно правители и политические лидеры, христианские критики стали впоследствии приписывать ему воинственный нрав и обвинять его в том, что насилие для него являлось средством его возвышения. Поэтому каждый вольно или невольно сравнивает его с несшим мир Иисусом, и это сопоставление не в пользу Мухаммада. Однако рассуждения на эту тему бессмысленны, поскольку в данном случае речь должна вестись в первую очередь о совершенно разных целях лидерства. Подобно Моисею из старых времен, которого часто ставят в Коране в пример верного послушания Богу, Мухаммад был одновременно пророком, законодателем и военачальником. Роль Христа иная: он был Учителем, Исцелителем и Проповедником, что больше напоминает письменных пророков Ветхого Завета. Мухаммад реформировал общество, Иисус возглашал наступление Царства Небесного. Мухаммад установил новый политический строй, привел к власти новые силы. Иисус не устанавливал альтернативного римскому политического режима: он и его последователи жили в Pax Romana с устоявшейся правовой системой и намеревались возвещать Христовы заповеди любви в этом самом окружении. Дела и свершения этих двух личностей нельзя даже сравнивать. Что касается Мухаммада, то на вопрос, был ли он политическим реформатором, пророком или же военным вождем, можно ответить, что он, как уже отмечалось выше, совмещал в себе все три роли. Этим он весьма отличается от Иисуса.

Хотя политическая и военная деятельность Мухаммада имеет, казалось бы, мало общего с христианством, подобное умозаключение верно только в том случае, если мы сравниваем ее с христианским движением на самой ранней стадии становления этой религии, но не с христианством времен Мухаммада. Христианский мир Средневековья был похож на общество, рисовавшееся Мухаммаду в его планах, в котором религия, право, политика, экономика и все прочие стороны социальной жизни сливаются в единую систему. В этом смысле ислам становится зеркальным отображением христианского мира, и осложнения во взаимоотношениях между данными двумя обществами - христианским и мусульманским - в большинстве случаев возникали именно из-за этого. Христианский образец идеального общества, в котором религия и закон образуют единое целое, оставался неизменным до тех пор, пока Просвещение не утвердило в XVIII веке провозглашенные им принципы, касавшиеся прав человека и личной свободы, придав им форму закона. Христианский мир эпохи Средневековья канул, как следствие этого, в Лету, уступая место новому, уже секулярному государству, пока что пребывавшему еще на начальной стадии своего становления. Поскольку мы живем в мире со свободой вероисповедания, нам трудно представить себе иную обстановку. Наше общество, как-никак, - это общество нового типа, столь непохожее ни на христианское средневековое общество, ни на мусульманское, основанное Мухаммадом. Мусульманские государства стремятся сохранить старый идеал и в этом отношении резко отличаются от современных западных государств с провозглашаемыми ими правами человека и отделением церкви от государства. Мусульманство также признает права человека, однако, согласно исламу, сам этот принцип исходит от Бога и его откровения, то есть из Корана, а не выводится людьми из закона природы10. Отсюда следует, что мусульманским обществом управляет закон Божий, зафиксированный в Коране и установлениях шариата (shari'a) - исламской правовой системе, разрабатывавшейся мусульманами на протяжении многих веков.

Коран

Божественные видения Мухаммада продолжались в течение всей его деятельности. Это были властные послания, исполненные поэтической силы, которая завораживала его слушателей. Считая это свойство свидетельством их божественного вдохновения, Мухаммад предлагал своим слушателям: «Принесите суру, подобную этому... а вы никогда этого не сделаете!» (Коран 2:23). И никто не мог сделать этого. После смерти Мухаммада мусульмане собрали разрозненные высказывания и составили из них священную книгу, Коран, или «Назидание»11. Мусульмане называют собранные поучения «постоянным чудом» из-за их красоты и силы и как знак божественного откровения.

Признавая ощущение божественного, которое эта книга вызывает в верующих, Карен Армстронг, урожденный католик, сравнивает Коран с католической евхаристией, поскольку он привносит «реальное присутствие божественных слов среди нас»12. Утверждается, что это совершенная, безошибочная, абсолютная земная копия того, что извечно совершается на Небесах. Поскольку Коран как таковой существует только на арабском и, строго говоря, не может быть переведен на другие языки13, мусульмане вместо того, чтобы переводить священную книгу, предпочитают порой обучать новообращенных арабскому. Поэтому Артур Дж. Арберри, изучавший Коран, чтобы затем перевести его на английский, назвал свой перевод пересказом (The Koran interpreted). Мохаммед Мармадьюк Пиктхолл, автор самого замечательного перевода Корана на английский язык, озаглавленного «Смысл чудесного Корана», сам мусульманин, так сказал о подготовленном им тексте: «Это не чудесный Коран, не те неподражаемые созвучия, не те звуки, которые заставляли людей плакать и приходить в восторг. Это только попытка представить на английском смысл Корана - и отчасти его очарование»14.

Возвышенный характер Корана сразу же становится ясным, стоит только задаться вопросом о мусульманских параллелях к Иисусу. Ответом станет не Мухаммад, а Коран. Мухаммад - пророк, водимый Духом, как Павел или евангелист Марк, но не божество, а человек, возвещающий святое откровение. Коран же — божественное откровение само по себе, вечное Слово Божье на человеческом языке, так же, как Иисус, по христианскому учению, - вочеловечившееся вечное Слово Божье. В народном благочестии, впрочем, Мухаммад - это одухотворенная личность, идеальный человек, чье поведение и непоколебимая вера являются образцом для мусульман. Фритьоф Шуон, обратившийся в ислам и ставший известным мусульманским ученым, прямо говорит, что «ислам - это Пророк», показывая при этом, как Мухаммад воплощает мусульманские идеалы15.

Полностью оценить поэтические достоинства Корана, особенно вокальное воспроизведение содержащихся в нем стихов в традиционной манере, могут только арабоязычные слушатели. Даже арабские христиане признают, что равного ему не найти ничего во всей арабоязычной литературе. Поэтому неудивительно, что мусульманское предание значительно обогатилось за счет этой книги, тем более что Коран описывает Мухаммада как «неграмотного Пророка», по другому варианту чтения, - как «Пророка, который ничего не читал и не писал» (Коран 7:157)16. У арабов, людей пустыни, изобразительное искусство развито слабо, поэтому свой художественный дар они вкладывают в поэзию, которая у них превосходна, хотя превзойти Коран, это детище Мухаммада, так и не удалось никому.

Возвращение Мекки

Победа Медины над Меккой в «окопной войне» была столь внушительной, что Мекка из нападающей стороны превратилась в обороняющуюся, и, воспользовавшись изменившейся ситуацией, Мухаммад смог в скором времени вернуться в родной город. Это произошло в 628 году по западному календарю. Когда он подошел к Мекке в сопровождении войска, мекканцы решили не сражаться, а вступить в переговоры. Был подписан договор, согласно которому стороны заключали перемирие на десять лет, а Мухаммаду было разрешено совершить в следующем году паломничество в Мекку. Достигнутое соглашение свидетельствовало о том, что конфликт близится к концу: Мухаммада признали вождем, а договоры Мекки с союзниками были аннулированы.

В следующем, 629 году, в марте, месяце паломничества, Мухаммад вернулся в Мекку в сопровождении 2600 паломников или что-то около того. Они мирно, не вынимая мечей из ножен, вошли в город. Приблизившись к Каабе, Мухаммад спешился, поцеловал угол священного Черного Камня и обошел здание семь раз, исполняя ритуал «малого паломничества». Его верный и надежный друг абиссинец Билал вскарабкался на верх Каабы и возгласил призыв к молитве, как это было принято в Медине. Изумленные жители Мекки могли только потрясенно смотреть, как мединцы преклоняют колени, молясь у Каабы.

Окончательно верх над Меккой Мухаммад одержал менее чем через год. Когда взаимооотношения между Меккой и мусульманами стали складываться не в пользу мекканцев, Мухаммад, решив воспользоваться моментом, принял необходимые меры для победоносного вступления в город. Он прибыл в город 11 января 630 года. В соответствии с прошлым соглашением, мекканские войска были выведены из города, так что, не считая небольшой стычки на самой окраине, Пророк вошел в город мирно. Он объявил о прощении всех мекканцев за исключением тех десяти человек, которых он приказал казнить за антимусульманскую пропаганду или по обвинению в убийстве. Все, кто взывал о милости, были помилованы. Карен Армстронг так писал об этом:

Мухаммад вступил в Мекку не для того, чтобы наказать курейшитов, но чтобы установить религию, которой им недоставало... Верхом на [своей верблюдице] Касве он семь раз объехал Каабу, каждый раз прикасаясь к Черному Камню и восклицая «al-Llahu Akbar!» (Велик Бог). Этот крик подхватывали десять тысяч солдат, и вскоре целый город оглашался этими словами, символизировавшими окончательную победу ислама. Затем Мухаммад обратил внимание на 360 идолов, стоявших вокруг святыни. Толпясь на крышах и балконах, курейшиты наблюдали, как он разбивает вдребезги каждого идола, повторяя слова: «Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!» (Коран 17:82)17.

Он приказал также уничтожить украшавшие стены Каабы барельефы языческих богов, но позволил, как говорили, оставить на время изображения Иисуса, Марии и Авраама. После принятия клятвы верности от жителей Мекки Мухаммад спокойно вернулся в Медину. В мусульманских преданиях покорение Мекки Пророком именуется «вступлением».

С тех пор Мухаммад посетил Мекку только однажды, в марте 632 года, снова как паломник, и это было его единственным полным паломничеством, совершенным из Медины. В июне следующего года он умер естественной смертью на руках своей самой любимой жены Айши. Похоронили его в простой могиле под его домиком, затем над могилой воздвигли мечеть. Последними его словами были: «Нет, друг, наивысшее—в раю»18.

Почитание Мухаммада

Ислам не признает божественность Мухаммада, и Коран именует его «Посланником Аллаха и Печатью Пророков» (Коран 33:40). Признавая его святость, и высоко чтя его, набожные мусульмане, произнося его имя, обычно добавляют слова «да будет с ним мир и благословение Божье», то есть поступают так же, как и тогда, когда они говорят об Иисусе и Марии.

Хотя Мухаммад отрицал, что обладает даром творить чудеса, - и в Коране не упоминается ни об одном из них, - мусульманские предания повествуют о многих и его чудесах, и тех, что имеют к нему прямое отношение. Рассказывается, например, что Мухаммада в детстве посетили два ангела, которые вскрыли его грудную клетку, вынули сердце и очистили его. А однажды он опустил руку в кувшин с водой, и воды хватило для омовения трехсот человек. Небольшим количеством остатков еды он накормил восемьдесят человек19.

Возможно, из рассказов о сверхъестественных случаях, происходивших с ним, наиболее известна история о его ночном путешествии к Богу. Коран так повествует об этом:

Преславен Тот, Кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он – всеслышащий, всевидящий! (17:1).

Содержащееся в Коране столь краткое сообщение об удивительном событии дополняется подробным рассказом о том, как ангел Гавриил разбудил спящего Пророка и дал ему крылатого коня Бурака. Небесный конь доставил его к древнему еврейскому храму в Иерусалиме, где он молился вместе с Авраамом, Моисеем, Иисусом и другими пророками. Эта область называется ал-Акса (aqsa значит «отдаленный»), и на камне, с которого, как говорят, Мухаммад вознесся на небеса, построена мечеть «Купол Скалы». Когда спустили лестницу, Мухаммад и Гавриил поднялись наверх через семь небес. На этом пути Пророку было дано увидеть страдания грешников в аду, а когда он очутился наверху, он увидел Бога, который подтвердил божественное полномочие Мухаммада. Господь сказал ему, что люди должны молиться пятьдесят раз в день, но пока Мухаммад спускался на землю, это число из-за заступничества Моисея было сокращено до пяти. По традиции в этой истории выделяются две части, что находит отражение и в ее «двухчастном» названии «Ночь Путешествия и Восхождения». Читатель, возможно, вспомнит, что в «Божественной комедии» Данте дается схожее описание путешествия через чистилище и ад. Данное обстоятельство послужило для некоторых достаточным основанием утверждать, будто этот сюжет был подсказан поэту историей о чудесном путешествии Мухаммада.

Восхваления Пророка практически беспредельны. В качестве примера приведем следующие строки, принадлежащие египетскому писателю ал-Дамири (ум. 1405):

Бог послал Мухаммада после долгого перерыва (в ряду Вестников) из жалости к человечеству, и он передал Его весть. Он трудился с усердием во имя Божие, давал верные советы людям и служил своему Господу до самой смерти. Он был возлюбленнейшим созданием Божиим, величайшим из Посланников, Пророком Милосердия, вождем верующих, идеалом для почитания, первым заступником, он захватил величайшее государство, открыл источник для жаждущих и собрал под свое знамя Адама и всех, кто пошел за ним.

Он был лучшим из пророков, а его община — лучшей из общин... Он творил удивительные чудеса, обладал великими способностями, имел живой и властный ум, самое высокое происхождение и совершенную красоту. Его великодушие не знало границ, его смелость не оспаривалась, его воздержание было чрезмерным, его ученость полезной, его действия всегда верными, его страх Бога совершенным, его благочестие грандиозным. Он был красноречивейшим из людей, великолепным во всем, и далее, чем все человечество, от низости и порока. О нем писал поэт:

Не сотворил Милосердный никого подобного Мухаммаду, Я думаю, что и не сотворит20.

В то же время никто из других прославленных религиозных деятелей, - ни Гаутама Будда, ни Конфуций, ни Лао-цзы или подобные им, - не вызывал столько споров и нареканий в свой адрес, особенно со стороны христиан, как Мухаммад. Основная причина этого лежит в отрицании Мухаммадом традиционного иудаизма и христианства и его претенциозных утверждениях, будто бы он основал более совершенную веру, чем те. Истории этой взаимной неприязни и будет посвящена значительная часть данной работы.

Ислам как религиозная система

Мухаммад назвал основанную им религию исламом. Основное значение этого слова - «подчинение» или «покорность». Оно подчеркивает, что мусульмане «покорны» Богу: ведь само слово «мусульманин», или «муслим», происходит от слова «ислам». Хотя «покорность» — основное значение этого слова, второе значение производится от арабского слова salam, или «мир», идентичного еврейскому shalom. Отсюда следует, что ислам — это путь к подчинению, покорности Богу, путь, ведущий к миру.

Немусульмане могут говорить, что это вероучение разработано Мухаммадом, однако традиционный ислам придерживается иной точки зрения, утверждая, что даже если весть Мухаммада и была новой для его сородичей арабов, то ниспосланные Мухаммаду откровения являются все же, пусть и в модифицированной форме, теми же Божьими откровениями, которые были даны Адаму, Аврааму, Моисею, Иисусу и другим пророкам и которые Мухаммад считал искаженными. В сущности, Бог посылал «предостерегающих» к каждому человеку на земле. Арабы, потомки старшего сына Авраама Измаила, отступили от путей Бога и обратились в идолопоклонство, - так же, как евреи в знаменитой истории про золотого тельца. Что же касается христиан, Мухаммад говорил, что они заблуждаются, почитая Иисуса как Бога.

Грех идолослужения — это основной и непростительный грех, и Мухаммад постоянно восставал против сравнения чего-либо с Богом - изображения ли, человека или чего-нибудь еще.

Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, - рабы, подобные вам! Зовите же их, пусть они вам ответят, если вы правдивы!

Разве у них есть ноги, на которых они ходят, или у них есть руки, которыми они хватают, или у них есть глаза, которыми они видят, или у них есть уши, которыми они слышат? (Коран 7:193-194).

Несмотря на это, Мухаммад почитал евреев и христиан как «народы Писания», то есть Библии в обеих ее версиях - и еврейской, и христианской, - и смотрел на них как на людей, которые пытаются поклоняться Единому Богу, хотя и кое в чем заблуждаются.

Уилфред Кантвелл Смит, известный исследователь ислама ныне покойный, подчеркивал значение монотеизма для этой религии:

Со времени Мухаммада и до наших дней ислам исповедует монотеизм без послаблений и опирается на трансцендентность: Бог Творец и Судия есть Господь всего сущего, он выше всех творений и стоит над ними, над всеми их изображениями - и, конечно, над всеми их представлениями. Другие божества, как исповедует ислам, всего лишь плод заблудшего людского воображения, чистый обман: их просто не существует. Люди не должны поклоняться и служить им, или искать у них помощи, или думать о них. Только Бог есть Бог - на этом ислам настаивает, утверждает это и объясняет21.

Можно представить себе, какое противодействие встретила эта властная весть у мекканцев с их традиционным мышлением и множеством изображений, украшавших Каабу.

Новая вера должна была не только охватывать все общество, но и определять все стороны общественной жизни. Устанавливались законы о браке (иметь разрешалось не более четырех жен, и то при условии, что муж любит их и заботится о них одинаково) и денежных сделках (запрещались ростовщичество и вообще взимание процентов с предоставляемых в долг сумм, хотя доходом, полученным благодаря ссуде, заемщик должен был делиться с кредитором), вводился сбор в пользу бедных (в два с половиной процента от общей суммы годового дохода облагаемого этим налогом хозяйства) и предписывалось ежедневно молиться (не менее пяти раз в День) и совершить хотя бы одно паломничество к святым местам в Мекке, если позволяют средства и здоровье. Основная часть этого учения изложена в Коране. Кроме того, довольно много устных историй о Мухаммаде, как поучений, так и повествований, собраны в хадисах, что часто переводится как «обычаи», хотя буквальное значение данного слова - «рассказы» или «сообщения», и это - второй источник мусульманского закона и учения. Мусульманские юристы, применяя или толкуя эти законы в соответствии с требованиями времени или условиями, создали шариат - исламскую систему закона, объемлющую в ее классическом виде все многообразие жизни общества. Данное обстоятельство не исключает, однако того, что во многих мусульманских странах наряду с нею действует и светское право.

Мухаммад запретил любые формы идолопоклонства «во славу незамутненного служения Единому Богу». Он требовал неукоснительного соблюдения высочайших принципов социальной справедливости и морали, и для воплощения в жизнь этих идеалов могли применяться и жесткие меры. Насилие не допускалось, за исключением случаев самозащиты и восстановления попранной справедливости. Эти общественные и религиозные установления, легко узнаваемые иудеями и христианами, казалось, были сотканы из их материала, но подогнаны к условиям жизни арабов и видениям Мухаммада. Действительно, многие современные ученые считают, что Мухаммад не собирался заменять иудаизм и христианство исламом. По их мнению, он хотел только, чтобы ислам существовал наряду с иудаизмом и христианством. Карен Армстронг пишет в связи с этим:

У Мухаммада и в мыслях не было устанавливать новую мировую религию. Это должна была быть религия для арабов, которые казались забытыми в божественном плане22.

У евреев, как и у христиан, имелись и своя религия, и священная книга, его же народ был лишен и того, и другого. Со временем, однако, стало ясно, что ислам претендует на то, чтобы стать всеобщей религией, и классический ислам придерживается именно этой позиции. Большинство мусульман считает, что стремление к охвату всех жителей этой планеты было присуще исламу с самого начала. И, как бы в подтверждение данного мнения, хадис приводит слова Мухаммада: «Пророки были посланы каждый к своему народу, я же послан ко всему человечеству»23.

Когда Мухаммад начинал свою деятельность, в Аравии было племенное общество, управляемое традициями, включая и такие, как соперничество между племенами и кровная месть, ко времени же его смерти у арабов имелась уже единая правовая система, основанная на исламе. Он объединил разобщенный прежде народ и заменил традиционные для арабов идолопоклонство и политеизм на чистый монотеизм. Таким образом, ему удалось, как мы видим, сформировать своего рода братство, основанное не на родоплеменной принадлежности, а на общей вере, а это немалое достижение, учитывая и время, и то, что он имел дело с племенами, обитавшими в пустыне.

Внешних признаков сходства новой религии с иудаизмом и христианством было предостаточно. Поклонение единому Богу, почитание Авраама, Моисея и Иисуса, общество, придерживающееся единых религиозных воззрений, лежащих в основе духовного и гражданского права, — все это было знакомо евреям и христианам из истории Древнего Израиля и обстановки в Средние века. Однако в действительности вероучение Мухаммада не было ни иудаизмом, ни христианством. Независимо от того, предназначался ли ислам для одних лишь арабов или нет, факт остается фактом: он отверг существовавшие еще до него обе религии в пользу системы, призванной исправить все то, что, по мнению Мухаммада, было ошибочным в них. А это уже само по себе создавало проблему и для иудеев, и для христиан, которые, вполне понятно, не могли не выступать против нового вероучения. Впрочем, когда ислам вышел за пределы Аравии и захватил христианские страны, мусульмане не пытались запретить иудаизм и христианство. Напротив, иудеям и христианам было позволено жить по-прежнему, хотя и с некоторыми ограничениями.

Отношение мусульман к Иисусу

Христиане самой большой ошибкой Мухаммада считают отрицание им божественности Христа. От христианского учения об Иисусе он оставил практически только следующее: он был рожден от Девы Марии, прожил безгрешную жизнь, вознесся на небеса и вновь придет в Последний день. Что же до распятия Иисуса Мухаммад говорил, что Бог не мог допустить одного из своих пророков претерпеть столь ужасную кончину. Поэтому современные западные ученые в поисках своих исторических предшественников отмечают, что Мухаммад, возможно, сталкивался с христианским гностицизмом, одним из течений раннего христианства, характеризующегося тем, что оно лишало Иисуса физического тела и поэтому считало, что Иисус не мог пострадать на кресте, - кто-то иной пострадал вместо него, возможно, Симон Киринейский, который нес крест Иисуса, или дух в виде Иисуса.

Права женщин

Судя по всему, Мухаммед благосклонно относился к женщинам, что нашло отражение в установлениях Корана, даровавших им определенные важные права. Он открыто беседовал с женщинами, выслушивал их вопросы об исламе и Коране и отвечал на них. Самым большим даром Мухаммада женщинам было запрещение практики детоубийства, которое в основном совершалось над новорожденными девочками, менее желанными, чем мальчики. Шестнадцатая сура говорит об этой практике с жестокой иронией:

И когда одного из них обрадуют девочкой,

лицо его делается черным,

и он удручен,

скрываясь от народа,

от горечи того, чем обрадован:

удержать ли это на унижение

или сокрыть его в прахе?

Плохо они рассуждают! (Коран 16:58-59).

О том, что Мухаммад выступал за равенство полов, - по крайней мере, в каких-то пределах, - свидетельствуют несколько его высказываний. Приведем лишь одно из них:

И для них [женщин] -
то же самое, что и на них,
согласно принятому.

Правда, сразу же после этих строк следует другая, в несколько иной тональности:

Мужьям над ними - степень (2:228).

Больше говорится на данную тему в суре 33:35, где мужчины и женщины помещаются на одном уровне:

Поистине, мусульмане и мусульманки,

верующие и верующия,

обратившиеся и обратившияся,

верные и верныя,

покорные и покорныя,

дающие и дающия милостыню,

постящиеся и постящияся,

хранящие свое целомудрие и хранящия,

поминающие и поминающия Аллаха много, —

уготовал им Аллах прощение и великую награду!

До этой суры откровение дается только мужчинам, а после нее - и женщинам, о чем не раз упоминается особо. Многоженство существовало еще до Мухаммада, но он ограничил число жен до четырех. Женщина могла вступать и в моногамный брак. Хотя Мухаммад и назвал развод «мерзостью пред Богом», он все же разрешался, но принимать решение об этом было скорее правом мужчин. Однако «скорее» не значит «всегда». Женщины тоже обладали определенным правом на расторжение брака, - в частности, они могли сами инициировать развод. Кроме того, женщинам было предоставлено право наследовать имущество (но только половину от того, что получали братья, которые должны были давать своим сестрам приданое) и распоряжаться приданым даже при расторжении брака, что служило своего рода гарантией их материального благополучия. Во многом Мухаммад следовал прежней практике, и все же то, что он сделал для женщин, весьма примечательно, поскольку на Западе женщины в ту эпоху были полностью лишены имущественных прав. Следует также отметить, что мусульманские женщины принимали участие в битвах, в основном, ухаживая за ранеными, хотя древнее предание о вдове Мухаммада Айше, которая, верхом на верблюде, отважно сражалась на стороне халифа Али, может рассматриваться как свидетельство их более активной роли во время войны. Когда по приказу Османа, третьего халифа, была сделана официальная копия Корана, то эту священную книгу отдали на хранение женщине, а не мужчине. Айша и другие положили начало собиранию хадисов, устных преданий о Пророке. В этом случае, как и во многих других, женщины являлись непосредственными участниками мусульманского движения.

Однако имелись и ограничения. Пророк приказал своим женам находиться в доме за занавесью, чтобы оградить их от общения с частыми посетителями (Коран 33:59), но поскольку дом был фактически общественным местом, где Мухаммад занимался делами общины, желание предоставить членам семьи возможность уединиться выглядит вполне естественным. Единственное упоминание Мухаммадом покрывала для женщин связано с его представлением о женской скромности: «Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям» (Коран 24:31). Предписание уединяться в доме за занавесью, первоначально распространявшееся только на его жен, стало, в конечном счете, обязательным для всех без исключения женщин, так же, как и установление относительно покрывала, особенно после распространения ислама в Сирии и Персии, где христианские и зороастрийские женщины уже носили покрывала от головы до ног. В целом, мусульманское движение на ранних порах учитывало, в сущности, интересы одних лишь мужчин и, соответственно, ставило женщин в подчиненное положение.

Династия Аббасидов, при которой халифат переместился в Багдад, еще более ужесточила ограничения для женщин. Всем им было строго-настрого приказано носить покрывало, и они не могли больше принимать участие в общественных обсуждениях. Право мужа расторгнуть брак приняло абсолютный характер (хотя в некоторых мусульманских обществах за женами сохранялось все же кое-что из прежних их прав, касавшихся бракоразводных дел), и когда женщинам позволялось входить в мечети, они не могли стоять там рядом с мужчинами. Хотя женщины по-прежнему обладали определенными имущественными правами, контроль над ними со стороны мужчин стал нормой в исламе. Но даже теперь женщины играли значительную роль в этой религии, особенно в суфизме - мистической мусульманской традиции, начало которой положила в VIII веке женщина, Рабия ал-Адавийя.

В то время как практика ограничения женщин в правах, несомненно, является нормой в исламе, Лейла Ахмед, автор одной из авторитетнейших книг о положении женщин в исламе, обращает внимание на то, что позицию этой религии по данному вопросу отличают двусмысленность и даже уклончивость содержащихся в ней отдельных суждений. Процитированные выше высказывания о равноправии женщин свидетельствуют о присущем исламу эгалитаризме, на что столь часто ссылаются апологеты данного вероучения. Ахмед считает, что провозглашение равенства между мужчинами и женщинами, - проявление «этического взгляда» ислама, как она называет это24, -может послужить для многих мусульманок, не ощущающих себя порабощенными и угнетаемыми, оправданием и одобрением предписания носить покрывало и других установлений, ограничивающих свободу женщин. Ахмед полагает, что провозглашаемые исламом принципы равноправия полов настолько глубоко укоренились в сознании мусульман, - и мужчин, и женщин, - что реальная ситуация, какой видится она на Западе, воспринимается ими не всегда адекватно. И, тем не менее, эти постулаты могут в конечном итоге стать важным фактором, побуждающим к изменению положения.

Пять столпов ислама

Мусульмане главное в своей вере и практике выделяют в пять столпов ислама: это Две Фразы, молитва, милостыня, пост и паломничество в Мекку. Выполнение вытекающих из них предписаний в целом носит обязательный для мусульманина характер, однако, вместе с тем, допускаются и определенные «исключения из правил» и отдельные вариации.

1. Две Фразы

Исповедание веры в исламе формулируется просто и прямо: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Бога, и Мухаммад — посланник Его»25. Эти слова произносятся и над новорожденным ребенком, и над могилой. Человек слышит их бесчисленное множество раз в своей жизни. Например, призывая к молитве, муэдзин пять раз в день поет их с венчающего мечеть минарета. Трижды произнеся их с преисполненным верою сердцем перед двумя свидетелями, становишься мусульманином. Мусульмане называют это исповедание «Две Фразы», или «Два Слова», или просто «Слово». По-арабски оно произносится так: «La-'i-la-ha-'il-la-1-lah; Mu-am-ma-dur-ra-su-lul-lah». Звучит это приятно и раскатисто, поэтично и чарующе. Эти же слова, выписанные арабскими буквами, могут служить прекрасным украшением. Но главное все же в том, что в них выражается суть мусульманской веры: поклонение Единому Богу, явленному Пророку Мухаммаду.

2. Молитва

Мусульмане должны молиться пять раз в сутки: на рассвете, около полудня, днем, на закате и ночью. Молитвы всегда одни и те же. Произносить их следует, соблюдая определенный порядок: сперва стоя, затем на коленях и, наконец, касаясь лбом земли, демонстрируя самой позой свою покорность Богу, к которой призывает ислам. Обычно почти все молящиеся читают первую суру Корана, завершающуюся такими словами:

Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, -

не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших (Коран

1:5-7).

Молитвы могут совершаться в любом месте, хотя в полдень пятницы обычно молятся в мечети. Это впечатляющее зрелище: люди стоят стройными, прямыми рядами (женщины отдельно, обычно за ширмой), преклоняют колени и кланяются одновременно, следуя за имамом - служителем, напоминающим раввина. Поклоны и коленопреклонения молящихся символизируют и наглядно демонстрируют подчинение и покорность Богу, чего, вероятно, просто невозможно выразить более ярко. После молитв имам обычно произносит проповедь.

3. Милостыня

Третий столп, или милостыня, - это пожертвования, собираемые в благотворительных целях. Обычно их отдают в мечеть для последующей раздачи между нуждающимися. Эта практика временами используется для обоснования экономического социализма. Как уже упоминалось выше, традицией предписывается выделять на данные цели два с половиной процента от годового дохода, однако в реальной жизни наблюдаются отклонения от этого правила.

4. Пост

Поститься положено в рамадан - девятый месяц мусульманского года. Этот месяц почитался священным еще до ислама, и в этом же месяце получил первое откровение Мухаммад, который и повелел считать его временем поста. В светлое время суток ничто не должно входить в уста, - нельзя даже курить, - но после заката ограничения снимаются. Хотя само по себе слово «пост» ассоциируется с определенными неудобствами, в действительности рамадан — это праздничное время, когда родственники и друзья собираются по вечерам, чтобы наслаждаться тем, что запрещалось днем (заметим попутно, что подобная практика нередко подвергается осуждению со стороны христиан). Месяц завершается трехдневным праздником, главным для мусульман. Мусульманский календарь лунный, на одиннадцать дней короче западного, и поэтому рамадан, как и другие мусульманские праздники, приходится поочередно на все времена года.

5. Паломничество

Хадж, или паломничество, в Мекку в двенадцатый месяц мусульманского календаря должен быть совершен каждым мусульманином, если ему не препятствуют болезнь или бедность. Женщинам положено совершать это путешествие только в сопровождении мужчины. По прибытии в Мекку паломники одевают простые белые одежды, символизирующие требуемую от них чистоту перед Богом и равенство друг с другом. Паломничество продолжается несколько дней и включает семикратный обход Каабы и следующие за ним два предписываемых традицией путешествия. Одно, называемое «малым паломничеством», — это короткий, занимающий немного времени поход к колодцу Замзам, совершаемый в память о том, как Агарь искала в отчаянии воду, когда Авраам прогнал ее вместе с ее сыном Измаилом. «Великое паломничество» — это двухдневное путешествие в пустыню в память о том, как Аврааму было приказано принести сына в жертву Богу (приблизительную параллель см. в Быт 22). Хадж завершается трехдневным праздником и последним посещением Каабы.

Совершившие паломничество свидетельствуют, что это глубокое переживание, - и не только из-за воспоминаний о древних событиях, но и из-за чувства общности между мусульманами со всего света. Пилигримы, одинаково одетые, живущие в палатках, в равной степени страдают от дневной жары и ночного холода и даже едят вместе, чтобы удобнее было разделить трапезу с бедными. Паломничество, как совместная молитва в мечети по пятницам и пост в рамадан, подчеркивает объединяющую природу ислама - наиболее важную черту мусульманства.

Заключение

Арабы, некогда объединявшиеся лишь по племенам и родам, часто враждовавшим между собой, продолжали осознавать себя куда более широкой общностью, сплоченной верностью исламу и провозглашенному им Богу, и после смерти Мухаммада в 632 году. Возникшее у них чувство единения было подкреплено охватившим их безудержным стремлением нести новую веру из Аравии в Средиземноморье, страны Азии и даже в Европу.

Теперь существовали уже три религиозные традиции, возводящие свое начало к древнему патриарху, Аврааму, - иудаизм, христианство и ислам. Иудаизм был старше и наименее распространен. Рассеянные среди народов Ближнего Востока, иудеи не имели ни своей земли, ни своего собственного, национального, государства, ни войска, которое смогло бы защитить их. Они представляли собой лишь диаспору.

Христианская церковь еще задолго до появления ислама нашла с Римской империей общий язык и стала политической силой, а не только религиозным движением, хотя из-за набегов варварских племен на страны Западной Европы эта сила оставалась действенной только на Востоке. Нападки на иудаизм со стороны христиан были в полном разгаре, чему в немалой степени содействовали проповеди и писания Иоанна Златоуста в Константинополе V века.

Но затем и у иудеев, и у христиан появился новый соперник. Поскольку христианство было и политической силой, а не только религией, оно стало политическим противником ислама, и противостояние между ними нередко оборачивалось войной. Из-за простых разногласий, войн или преследований, - таких, например, каким христиане подвергали иудеев, - эти три религии, ведущие начало от Авраама, -родственные, в сущности, - имеют непростую и зачастую кровавую историю их взаимоотношений. В такой-то вот ситуации и началось распространение ислама в первое же столетие после его возникновения.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|