ВВЕДЕНИЕ
При виде двух мировых религий, со схожими убеждениями, с одинаковыми амбициями и к тому же исповедуемых в одном и том же регионе, становится понятно, что они неизбежно, рано или поздно, столкнутся.
Бернард Льюис*I
Основная цель этой книги проста: изложить историю отношения христианского Запада к исламу. Христианский мир, как западный, так и восточный, и ислам взаимодействовали, по меньшей мере, четырнадцать столетий как две цивилизации, существующие бок о бок и территориально граничащие друг с другом. Контакты между ними продолжаются и поныне и в последние десятилетия значительно возросли. Эти контакты редко носили мирный характер и практически никогда не основывались на взаимопонимании. Вначале, в первые века первого тысячелетия, восточные христиане значительно чаще, чем западные, сталкивались с исламом, но через несколько столетий контакты с Западом расширились. Сперва это было вторжение мусульман в Испанию, затем, в Средние века, — крестовые походы, и, наконец, превращение чуть ли не всей территории исламского мира в колонии европейских держав.
Ислам, как иудаизм и христианство, считает свою веру восходящей к патриарху Аврааму и, таким образом, принадлежит к семье авраамических религий. Все три упомянутые религии — монотеистические, все три тем или иным образом связывают себя с пророками Израиля и Иудеи, и все три имеют долгую историю взаимоотношений. Поскольку они ведут начало от единого прародителя, мы вправе считать их своего рода братьями, и, как многие братья, они соперничали на протяжении долгих веков, что находило свое выражение не только в книгах и Писаниях, но и в прямом противоборстве, включая войны и гонения. Можно сказать, что основная цель этой книги — проследить соперничество также между братьями, но уже в лице христиан и мусульман, Западного и исламского миров. В ряде мест мы будем касаться и евреев, но упоминание о них послужит нам скорее контрапунктом, чем основным мотивом.
С самого начала отношение христианских мыслителей к новой религии было непростым. В мусульманах христиане увидели людей, которые поклоняются тому же Богу, что и иудеи и христиане, и верят в истину Откровения, данного Древнему Израилю. Мусульмане почитали Иисуса как безгрешного пророка, который был рожден от Девы, восшел на небеса и вновь придет в Последний день. Ислам призывал своих последователей вести праведную и благочестивую жизнь и ждать Судного дня. Все это вторило христианству. Но вместе с тем ислам отрицал легитимность Ветхого и Нового Заветов в их дошедшем до наших дней виде, полагая, что их тексты подверглись переработке, исказившей содержавшийся в них первоначальный смысл. Кроме того, им не признавались божественность Иисуса и догмат Троицы, а также и многие другие положения христианского правоверия. Как христиане могли относиться к религии, которая в одно и то же время принимает и отвергает фундаментальные христианские догматы? Этот вопрос ставил христиан в тупик с самой первой их встречи с исламом.
Ислам - это больше, чем просто религия: он воплотил в себе целую цивилизацию. В первый же век своего существования мусульмане завоевали значительную часть территории христианского мира, затем - всю Византийскую империю, после чего стали угрожать уже самому центру Европы. В Средние века, когда Западная Европа чуть ли не целиком размещалась в прибрежной зоне, эпизодически опустошавшейся варварскими захватчиками, исламская цивилизация демонстрировала всему миру свои достижения в науке и культуре, а представлявшие ее многолюдные города с широкими улицами, библиотеками и благоустройством, образцовым по тем временам, ни в чем не уступали другим городам на земле. Ничто так не раздражало средневековых правителей и мыслителей в странах Европы, как ислам - религия, которая могла истолковываться и восприниматься в ту эпоху лишь с позиций соперничества в области культуры, как политический и военный противник, от которого надо защищаться.
Попытки христиан понять и истолковать ислам в конечном счете потерпели неудачу, - если только не считать успехом работы, основанные на ложной информации и предубеждении. Авторами всех этих работ были в основном богословы, а они могли оперировать при описании ислама лишь теми категориями, которые встречались в Писании и христианском учении, но для трактовки этой религии никак не годились. Кроме того, христиане, особенно на Западе, заранее были настроены против ислама. Ожидая от него самого худшего, они и видели в нем только плохое. Казалось бы, можно было надеяться на несколько большее, - на то, что христиане, и на Востоке, и на Западе, опишут ислам сам по себе, как таковой, но подобное редко случалось. Впрочем, возможно, не стоит торопиться с окончательными выводами, тем более что и наши современники из христиан не сделали в этом направлении ничего такого, чем смогли бы похвастать перед своими предшественниками. Кстати, одно из положений моего исследования как раз и сводится к тому, что многие предрассудки и ложные представления относительно ислама, унаследованные нами от прошлого, так и не изжиты до сих пор.
Затрагиваемая в этом исследовании проблематика будет рассматриваться в основном со следующих двух взаимоувязанных позиций: интеллектуально-богословской и военно-политической. Первый подход предполагает изучение восприятия Западом ислама и его оценки христианскими богословами. Второй же ставит перед нами иную задачу - проследить в историческом ракурсе действия властей и вооруженных сил, определявшие, в частности, и характер сражений и столкновений между двумя великими цивилизациями.
Христианские апологеты полемизировали с исламом по нескольким направлениям. Первоначально в этом учении видели очередную ересь, насланную на Церковь. Позже христиане поняли, что они противостоят не ереси, а целой цивилизации. Избегая слова ислам, они предпочли называть своих оппонентов по их этнической принадлежности - сарацинами, турками, татарами. Пытаясь определить надлежащее место ислама на широких просторах божественной истории, многие полагали, что он — предтеча Антихриста и предвестник Последнего дня. Одной из самых распространенных стратегий того времени было очернение Мухаммада, и христианские писатели делали это с завидным упорством, распространяя бесчисленные клеветнические рассказы о нем. Мухаммад рисовался ими распутником и богохульником, властолюбцем, использовавшим веру в своих собственных интересах, и, конечно же, полной противоположностью пророку Божьему. А богословы тем временем оспаривали правомерность отдельных положений ислама и учения в целом, подвергая осуждению мусульманское видение Бога, Иисуса, Писания, веры и спасения, рая и так далее. Мусульманство — это пародия на христианство, утверждали они, добавляя при этом, что мусульмане к тому же основное внимание уделяют сексуальным и материальным сторонам жизни, но никак не духовности.
В большинстве таких работ христиане рассматривали ислам только со своей точки зрения, взглянуть же на это учение глазами самих мусульман им мешали и косность их мышления, и отсутствие интереса к подлинному познанию данной религии: предвзятость была правилом, а не исключением; нормой было очернение, а не понимание. И, соответственно, ислам выдавался за учение, содержащее искаженные представления об Иисусе. Эти представления не просто отражали некие заблуждения, но были самой что ни на есть злостной ложью, вероятно, внушенной Сатаной и, конечно же, поддерживаемой людьми, чья искренность и вера не могут не вызывать сомнений. Естественно, не все придерживались подобных воззрений, имелись и исключения, но в целом дело обстояло именно так. И поэтому не стоит даже надеяться обнаружить на протяжении всей этой истории, - не считая, понятно, отдельных моментов, - более толерантную и непредвзятую позицию, чем та, которой придерживаются ныне многие богословы и исследователи религии.
Начало военно-политическому противостоянию христиан и мусульман положило завоевание мусульманскими войсками значительной части населенных христианами земель, что произошло в VII веке. Спустя четыре века христиане ответили на это крестовыми походами в Святую землю и реконкистой в Испании и Португалии. В XV веке турки-османы захватили христианский Восток и тем самым стали с тех пор представлять реальную угрозу Западной Европе. Наконец, уже в XIX-XX веках, колониальные державы Западной Европы подчинили себе чуть ли не все мусульманские страны, контроль над которыми они утратили лишь после Второй мировой войны, продолжая только поддерживать новое государство Израиль, созданное фактически при полном игнорировании того обстоятельства, что располагаться ему суждено на территории арабо-мусульманского мира.
Встреча этих двух цивилизаций оказала влияние на обе стороны. Благодаря арабам Западная Европа вернула себе греческую классическую философию и науку, когда-то утраченные в результате неоднократных нашествий варварских племен. Кроме того, они познакомили Европу со многими видами плодовых, овощных и прочих культур, включая и такие, как апельсины, рис, хлопчатник, сахарный тростник или тот же кофе. И это - помимо арабской системы счета и цифр, которые арабы усвоили от индийских математиков, без чего современная наука была бы немыслима. Знания по астрономии и медицине в значительной степени были заимствованы Западом от арабских учителей, и многие звезды на небосводе и поныне носят арабские названия. Сейчас эти роли поменялись, поскольку в настоящее время Запад распространяет как в мусульманском, так и в немусульманском мире мощнейшие средства современной науки и технологии.
Контакты между мусульманами и жителями западных стран заметно приумножились в последние десятилетия. Ожесточенная борьба на Ближнем Востоке, в которую втянуты Израиль, Иран, Ирак и другие страны этого региона, регулярно освещается в нашей прессе. Массовая иммиграция турок, арабов и мусульман некоторых иных национальностей в европейские страны и Америку привела в конечном итоге к тому, что народы и религия, прежде столь далекие от нас, теперь оказались совсем рядом с нами. Отдельные граждане из коренного населения Запада принимают ислам. Мы встречаем мусульман на работе, в магазинах, среди наших соседей. Поскольку таких встреч становится все больше, а ставки очень высоки, особенно с учетом того, что обстановка резко обострена проблемой терроризма, потребность в знаниях и понимании, возможно, сегодня велика как никогда. А посему изучение истории взаимоотношений двух рассматриваемых нами культур представляется мне весьма своевременным.
Однако для того, чтобы понять эту историю, необходимо иметь хотя бы минимальные представления о мусульманской вере как таковой, ее основателе пророке Мухаммаде и ее главных догматах. Поэтому данное исследование начинается с краткого описания жизни Мухаммада и важнейших установлений ислама и с рассказа о самом раннем этапе распространения ислама в средиземноморских странах и на Ближнем Востоке.