|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава II

Упрощенный чин посвящения взрослых

240. В чрезвычайных обстоятельствах, если человек, желающий принять крещение, не имеет возможности пройти все ступени посвящения или если местный ординарий, убедившись в искренности обращения и в религиозной зрелости кандидата, решит преподать ему крещение безотлагательно, может быть использован упрощенный чин. Для этого в каждом отдельном случае необходимо получить разрешение ординария. Этот чин может быть совершен за один раз (п. 245_273), либо, если это возможно, Литургии таинства предшествует один из обрядов периода катехумената или периода очищения и просвещения (п. 274_277).

241. Перед крещением кандидат должен выбрать крестного (ср. Введение, 43) и начать участвовать в жизни общины (ср. там же, 12 и 19,2), получить необходимое наставление, чтобы его мотивы для принятия крещения стали более искренними, а вера более зрелой.

242. Чин, в который входит представление и принятие кандидата, служит для выражения его ясного и обдуманного решения просить о крещении, а также для выражения согласия Церкви. Затем следует Литургия слова, после которой совершаются все таинства посвящения.

243. Чин обычно совершается во время Мессы, для которой используются чтения Мессы христианского посвящения или другой Мессы; после крещения и миропомазания новокрещеный впервые участвует в Евхаристии.

244. Обряды совершаются, по мере возможности, в воскресенье (ср. Введение, 59), и в них принимает участие община верующих.

Обряд принятия

245. Верующие поют псалом либо другое соответствующее песнопение. Предстоятель в литургическом облачении направляется туда, где ожидают кандидат и восприемник (например, ко входу в храм или в притвор).

246. Предстоятель приветствует кандидата, затем говорит о значении обряда, подчеркнув, что это радостное для всей Церкви событие, а также напоминает восприемнику и близким крещаемого об их собственном духовном опыте и о религиозном чувстве кандидата, благодаря которому он оказался здесь.

247. Затем предстоятель обращается к кандидату со словами:

N, чего ты просишь у Церкви Божией?

Кандидат: Веры.

Предстоятель: Что даёт тебе вера?

Кандидат: Жизнь вечную.

Вопросы предстоятеля и ответы кандидата могут быть выражены другими словами, например, «Чего ты просишь?» — «Благода ти Христовой», либо «Чего ты желаешь?» — «Присоедини ться к Церкви»; «Для чего?» — «Для жизни вечной», но можно отвечать и своими словами, тогда предстоятель продолжает задавать вопросы, согласуя их с ответами.

248. Затем предстоятель, учитывая предыдущие ответы кандидата, обращается к нему с подобными словами:

Вечная жизнь основана на познании истинного Бога и посланного Им в мир Иисуса Христа. Бог Отец, воскреси в Его из мёртвых, поставил Его Начальником жизни и Господом всего видимого и невидимого.

Сегодня ты просишь об этой жизни и о крещении, потому что познал(а) Христа и хочешь стать Его учеником.

Слышал(а) ли ты уже слово Его, принял(а ) ли решение следовать Его заповедям и участвовал(а) ли вместе с братской общиной в молитве Церкви?

Кандидат: Да.

249. Обращаясь к восприемнику, предстоятель спрашивает:

А ты, его (её) крёстный отец (крёстная мать), считаешь ли его (её) пред лицом Божиим достойным (достойной) сегодня принять таинства христианского посвящения?

Восприемник: Да, я считаю его (её) достойным (достойной).

Предстоятель: Готов(а) ли ты словом и личным примером помогать кандидату (либо: N), о котором(ой) ты свидетель ствовал(а), служить Христу?

Восприемник: Да, я готов(а).

250. В завершение обряда предстоятель, сложив руки, говорит:

Помолимся.

Тебе, всемилостивый Оітче, мы воздаём благодаре ние за раба Твоего, (рабу Твою) который(ая) взыскал(а) Тебя, воззвавшего его (её) Своей любовью, и ответил на Твой призыв. По благости Своей удостой его (её) с радостью исполнить замысел Твоей любви и принять святые таинства. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Введение во храм

251. После этого предстоятель приглашает кандидата этими или подобными словами:

N, войди в храм, чтобы разделить с нами трапезу слова Божия.

Кандидат со своим восприемником входит в храм. В это время звучит песнопение.

Литургия слова

252. После того как кандидат и восприемник займут свои места, а предстоятель войдет в пресвитерий, начинается Литургия слова. Начальные обряды Мессы опускаются.

Чтения и проповедь

253. Чтения могут выбираться из вариантов, указанных в п. 388. В случаях, когда обрядовая Месса не допускается, можно выбрать одно из чтений, предложенных в п. 388. В воскресенья и в праздники предпочтительнее использовать чтения Мессы дня. Литургию слова завершает проповедь.

Молитва общины и обряды покаяния

254. После проповеди кандидат вместе с восприемником подходит к предстоятелю. Начинается молитва всей общины.

Предстоятель: Помолимся о просящем (просящей) о таинствах Христовых N и о нас, грешных, чтобы, совершая свой жизненный путь в вере и покаянии, мы неустанно стремились обновлять нашу жизнь.

Чтец: Помолимся о том, чтобы Господь в каждом из нас соблаговоли л обновлять и поддерживать дух истинного покаяния.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся, чтобы мы, умершие через крещение для греха и спасённые Христом, могли являть миру Его благодать.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся о том, чтобы N с доверием к милости Божией и в сокрушении сердца был(а) готов(а) ко встрече со Спасителем Христом.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся о том, чтобы N, последовав за Христом, взявшим на Себя грехи мира, избавился (избавилась) от власти греха.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся о том, чтобы N, очистившись Святым Духом и ведомый (ведомая) Им, пришёл (пришла) к совершенной святости.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся о том, чтобы N, через таинство крещения соединившись со Христом в смерти Его, умер (умерла) для греха и вечно жил(а) для Бога.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся о том, чтобы N, приближа ясь к Отцу Небесному, приносил(а) плод святости и любви.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся, чтобы весь мир, ради которого Отец отдал Сына Своего Возлюбленного, уверовал в Его любовь и к Нему обратился.

Все: Услышь нас, Господи.

После молитвы кандидат, склонив голову либо преклонив колени, вместе с общиной произносит формулу общей исповеди; по пастырским соображени ям она может быть опущена.

Молитва экзорцизма

255. Вместо слов «Да помилует нас Всемогущий Бог» предстоятель в завершение произносит следующую молитву:

Господи Боже Всемогущий, Ты послал в мир Единородно го Своего Сына, чтобы человеку, находящемуся во власти греха, даровать свободу детей Божиих. Смиренно молим Тебя о рабе Твоём (о рабе Твоей) N, испытавшем(ей) соблазны мира сего и козни лукавого и пред лицом Твоим признавшем(ей) свою греховность. Смертью и воскресе нием Твоего Сына вырви его (её) из власти тьмы и, укрепив благодатью Христа, неустанно храни его (её) на жизненном пути. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

256. Предстоятель говорит:

Да укрепит тебя сила Христа Спасителя, живущего и царствующего во веки веков.

Все: Аминь.

И молча возлагает руку на голову крещаемого.

Литургия крещения

Напутствие предстоятеля

257. Крещаемый вместе с восприемником подходит к купели. Предстоятель говорит:

Возлю бленные братья и сёстры! Воззовём к милосердию Бога о N, который(ая) просит о крещении. Пусть Бог, Отец Всемогущий, призвавший его (её) и приведший к этому часу, щедро одарит его (её) светом и силой, чтобы он(а)

всем сердцем соединился(лась) со Христом и исповедо вал(а) веру Церкви. Да дарует Он ему (ей) новую жизнь в Духе Святом, Которого мы будем призывать снизойти на эту воду.

Освящение воды

258. Затем предстоятель подходит к купели и произносит слова освящения воды:

Боже, Своею невидимою силою Ты творишь чудесные дела через знаки таинств.

Ты многими образами в истории спасения подготовил водную стихию, чтобы через неё являлась благодать крещения.

Боже, Твой Дух в начале носился над водами, чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения.

Боже, Ты показал образ возрожде ния в водах потопа и явил в нём начаток таинства, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетелям.

Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, чтобы народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещёного.

Боже, Твой Сын во Иордане от Иоанна крестился, был помазан Духом Святым и, взойдя на крест, источил из раны в боку кровь и воду, а по воскресе нии заповедал ученикам Своим: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обрати взор Твой на Церковь Твою и на тех, кого Ты удостаиваешь крещальных вод. Да примет эта вода Духом Твоим Святым благодать Единородного Твоего Сына, чтобы человек, созданный по образу Твоему, в таинстве крещения омылся от всякой скверны греха и удостоился нового рождения от воды и Духа Святого.

Предстоятель касается воды правой рукой и продолжает:

Молим Тебя, Господи: да снизойдёт на эти воды через Сына Твоего сила Духа Святого, чтобы все, через крещение погребённые со Христом в смерть, с Ним же в жизнь совоскре сли. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Можно использовать другие формулы освящения воды (п. 389).

Отречение от зла

259. После освящения купели предстоятель спрашивает крещаемого:

А

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его и всех искушений его?

Крещаемый: Отрекаюсь.

B

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от сатаны?

Крещаемый: Отрекаюсь.

Предстоятель: И от всех дел его?

Крещаемый: Отрекаюсь.

Предстоятель: И от всякой гордыни его?

Крещаемый: Отрекаюсь.

C

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

Крещаемый: Отрекаюсь.

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от соблазнов неправед ной жизни, чтобы грех не господствовал над тобою?

Крещаемый: Отрекаюсь.

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от сатаны, виновника и князя греха?

Крещаемый: Отрекаюсь.

Конференции епископов могут вносить изменения в эти формулы, особенно при необходимости отречения кандидатов от нехристианских культов, поклонения духам и использования магии (ср. п. 80).

Исповедание веры

260. Затем предстоятель спрашивает кандидата:

Предстоятель: N, веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли?

Крещаемый: Верую.

Предстоятель: Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Единствен ного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Крещаемый: Верую.

Предстоятель: Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресе ние тела и жизнь вечную?

Крещаемый: Верую.

Крещение совершается непосредственно после исповедания веры.

Обряд крещения

261. Если крещение совершается через полное погружение в воду или погружение головы, необходимо соблюдение правил приличия.

Предстоятель совершает крещение, троекратно погружая крещаемого или его голову в воду, взывая при этом к Пресвятой Троице:

N, я крещуі тебяі во иімя Отцаі,

погружает в первый раз,

и Сыіна,

погружает вторично,

и Святоіго Дуіха.

погружает в третий раз.

Восприемник прикасается к крещаемому.

После крещения верующие могут произнести или спеть короткое возглашение (см. п. 390).

262. Если крещение совершается через возлияние, предстоятель зачерпывает из купели крещальную воду и, троекратно возливая ее на голову крещаемого, крестит его во имя Пресвятой Троицы:

N, я крещуі тебяі во иімя Отцаі,

возливает воду в первый раз,

и Сыіна,

возливает воду вторично,

и Святоіго Дуіха.

возливает воду в третий раз.

Восприемник возлагает правую руку на правое плечо крещаемого.

После крещения верующие могут произнести или спеть короткое возглашение (см. п. 390).

Пояснительные обряды

Помазание святым миром после крещения

[263.] Если по какой-то особой причине непосредственно после крещения не совершается таинство миропомазания, то после погружения в воду или возлияния воды предстоятель в соответствии с принятым способом совершает помазание миром новокрещеного, произнося следующие слова:

Бог Всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший тебя водою и Святым Духом и даровавший тебе отпущение всех грехов, — Он Сам помазывает тебя елеем спасения, чтобы, сопричтённый к святому Его народу, ты пребывал в единении со Христом _ Священни ком, Пророком и Царём _ ради жизни вечной.

Новокрещеный: Аминь.

Предстоятель в молчании помазывает святым миром темя новокрещеного.

Облачение в белую одежду

264 Предстоятель говорит:

N, ты стал новым творением и облёкся во Христа. Прими белую одежду и сохрани её незапятнанной, вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Новокрещеный: Аминь.

При словах «Прими белую одежду» восприемник надевает на новокрещеного белую одежду. Одежда может быть и другого цвета, если это рекомендуется исходя из местных обычаев.

С учетом обстоятельств этот обряд может быть опущен.

Вручение зажженной свечи

265. Затем предстоятель, взяв в руки пасхал или прикоснувшись к нему, говорит:

Крёстный отец (крёстная мать), подойдите, чтобы передать свет новокрещёному.

Восприемник подходит и, зажигая свечу от пасхала, передает ее новокреще ному. Затем предстоятель говорит:

Ты стал светом во Христе. Поступай всегда как дитя света, сохрани твёрдость веры, чтобы вместе со всеми святыми ты мог встретить грядущего Господа в Царстве Небесном.

Новокрещеный: Аминь.

Литургия миропомазания

266. После завершения крещения и перед тем как начнется обряд миропомазания, может быть исполнено соответствующее песнопение.

267. Если крещение совершал епископ, подобает, чтобы он сразу совершил и миропомазание. В других случаях миропомазание может совершить сам предстоятель.

268. Предстоятель обращается к новокрещеному с подобными словами:

Дорого й N! Возродившись во Христе таинством крещения, ты соединился с Мистическим Телом Христа и был сопричтён к Его священническому народу. Пришло время принять Духа Святого, излитого на нас. Господь послал Его апостолам в день Пятидеся тницы, а они и их преемники передают Его крещёным.

Ты тоже примешь обещанную Христом силу Святого Духа, благодаря которой сможешь совершеннее уподобиться Христу, свидетельствовать о Его страданиях и воскресе нии, созидая Церковь — Тело Христово — в вере и любви.

Затем предстоятель со сложенными руками произносит:

Помолимся, возлюбленные братья и сёстры, Богу, Отцу Всемогущему, чтобы Он милостиво излил Святого Духа на новокрещёного. Да укрепит его Святой Дух Своими обильными дарами и Своим помазанием совершеннее уподобит его Христу, Сыну Божию.

Некоторое время все молятся в молчании.

269. Затем предстоятель простирает руки над миропомазуемым и произносит:

Боже Всемогу щий, Оітче Господа нашего Иисуса Христа, возродивший раба Своего водою и Святым Духом и избавивший его от греха; ниспошли на него Утешителя Духа Святого, дай ему дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, исполни его духа страха Твоего. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

270. Затем миропомазуемый подходит к предстоятелю, а восприемник кладет правую руку на его плечо и называет предстоятелю его имя, либо имя называет сам миропомазуемый.

Предстоятель слегка погружает большой палец правой руки в миро и наносит им знамение креста на чело помазуемого со словами:

N, примиі знаімение даіра Святоіго Дуіха.

Миропомазанный: Аминь.

Предстоятель добавляет:

Мир тебе.

Миропомазанный: И духу твоему.

Литургия Евхаристии

271. Символ веры опускается, сразу следует Молитва верных, в которой впервые участвует новокрещеный. Он принимает участие и в процессии с дарами.

272. В I Евхаристической молитве новокрещеный поминается в молитве «Просим Тебя, Господи», а восприемники — в молитве «Помяни, Господи, чад Твоих» (см. п. 377). Если используется II, III или IV Евхаристическая молитва, в нее добавляются слова о новокрещеном (см. п. 412).

273. Рекомендуется, чтобы новокрещеный причастился под двумя видами, вместе с восприемниками и катехизаторами. Причастие под двумя видами могут принять супруг (супруга) и родители новокрещеного.

Перед Причащением, то есть перед словами «Вот Агнец Божий», предстоятель может кратко напомнить о величии этого таинства — вершины посвящения и средоточия всей христианской жизни.

274. Если существуют какие-либо серьезные причины (болезнь, трудности пожилого возраста, перемена места жительства, длительное путешествие и т.д.), с разрешения епископа может быть использован упрощенный чин посвящения, который желательно дополнить одним либо несколькими элементами полного чина. Это рекоменду ется в следующих случаях:

а) если человек не имел возможности пройти полный катехуменат, то есть начать его с положенного обряда, либо, будучи принятым в катехуменат, не имел возможности участвовать во всех его обрядах;

б) если при использовании упрощенного чина посвящения человек лишится пользы для своего духовного блага, которую он получил бы при более длительной подготовке.

275. Упрощенный чин, дополненный таким образом, дает возможность новому кандидату присоединиться к другим, более подготовленным, с совершением, по возможности, начальных обрядов полного чина (принятия в катехуменат, малых экзорцизмов, благословения и других обрядов), а также возможность самому пройти ту часть подготовки, которую он не имеет возможности продолжить вместе с остальными (обряд избрания, обряды периода очищения и просвещения, а также принятие самих таинств).

276. По усмотрению священников можно соединить упрощенный чин с полным следующим образом:

1) добавить обряды катехумената (п. 106_132) и обряды вручения (п. 183_192);

2) сократить или дополнить обряд принятия (п. 245_251), а также Литургию слова (п. 252_256). К обрядам, содержащимся в пунктах 245_247, можно добавить что-либо по примеру обряда принятия в катехуменат (п. 73_97); пропустив обряды из п. 246_247, можно заменить следующие обряды (п. 248_249) обрядом избрания. Чтения, молитва общины и молитва экзорцизма для Литургии слова могут быть взяты из обрядов какого-либо из исследований (п. 160_170) и т.п.;

3) использовать часть упрощенного чина вместо какой-либо части полного чина; если принимаются люди, склоняющиеся ко христианству, но не вполне верующие (ср. Введение, 12,3), можно соединить обряд принятия в катехуменат (п. 73_97) с обрядом избрания (п. 143_151).

277. Используя дополненный таким образом чин посвящения, следует предусмотреть следующее:

1) катехизация кандидата должна быть полной;

2) обряды должны по возможности совершаться с участием группы верующих;

3) после принятия таинств посвящения новокрещеный должен пройти, насколько это возможно, период мистагогии.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|