|< в начало << назад к содержанию

Глава VI

ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБРЯДОВ
ХРИСТИАНСКОГО ПОСВЯЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Для обряда принятия в Катехуменат

370. Тексты напутствия кандидата в катехуменат перед первым выражением согласия (к п. 76):

1

Предстоятель: Бог, сотворивший мир и всё человечество, наделивший все существа жизнью, просвеща ет наши души, чтобы мы постигали и прославля ли Его. Он послал нам Своего верного свидетеля — Иисуса Христа, чтобы Он возвести л нам истину.

Приближа ется время услышать Его слова и обрести жизнь вечную, так как вместе с другими верующими вы начинаете познавать Бога и любить ближнего. Готовы ли вы с Божией помощью изменить свою жизнь?

Кандидаты: Да, я готов(а).

2

Предстоятель: Жизнь вечная заключается в том, чтобы познать истинного Бога и Того, Которого Он послал в мир, Иисуса Христа. Иібо Бог, воскреси в Его из мёртвых, поставил Его Начальником жизни и Господом всего видимого и невидимого.

Еісли вы желаете стать Его учениками и присоедини ться к Церкви, вам надлежит обратиться к полноте истины, объявленной нам, проникнуться тем же духом, что и Иисус Христос, жить по евангельским заповедям, а значит — возлюбить Господа Бога и ближнего своего, как заповедал и показал нам Христос.

Согла сны ли вы на это?

Кандидаты: Согласен.

371. Другие формы отречения от языческих культов (к п. 80):

Предстоятель: Дорогие кандидаты! Вы выразили желание почитать истинного Бога, призвавшего вас и приведшего к этому дню; поклоняйтесь и служите Ему одному и Сыну Его Иисусу Христу. Поэтому ныне в присутствии всей общины отрекитесь от культов, в которых не воздаётся поклонение истинному Богу. Отныне не отступайте от Господа Бога и от Сына Его Иисуса Христа и не обращайтесь вновь к ложным богам.

Кандидаты: Мы больше не желаем служить никому, кроме единого истинного Бога.

Предстоятель: Не отступайте от Иисуса Христа, Господа живых и мёртвых, владычествующего над всеми духами — небесными, земными и преисподними — ради поклонения NN (упоминаются имена божеств, принадлежащих к ложным культам).

Кандидаты: Никогда не отступим от Христа.

Либо:

Мы хотим всегда быть верными Христу.

Предстоятель: Не отступайте от Христа Иисуса; только Он имеет власть оберегать людей. Не прибегайте более к помощи NN (упоминаются суеверия, принадлежащие к ложным культам, к примеру, амулеты).

Кандидаты: Никогда не отступим от Христа.

Предстоятель: Не отступайте от Христа Иисуса, Который лишь один является истиной, и к гадателям, колдунам и чародеям не обращайтесь.

Кандидаты: Никогда не отступим от Христа.

Эти тексты можно видоизменить, чтобы они больше соответствовали обстоятельствам.

372. Библейские чтения для чина принятия в катехуменат (к п. 92):

Быт 12, 1_4а: «Пойди из земли твоей и иди в землю, которую Я укажу тебе».

Ин 1, 35_42: Вот Агнец Божий. Мы нашли Мессию.

Можно выбрать и другие соответствующие тексты.

Ответные псалмы:

Пс 33(32), 4_5.12_13.18_20.22.

Антифон: Блажен народ, который Господь избрал в наследие Себе

(Либо:

Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя).

373. Другие молитвы экзорцизма (к п. 113_118):

1

Помолимся.

Господи Иисусе Христе, возлюбивший людей и даровавший им искупление; в имени Твоём все могут обрести спасение; перед Тобою преклоня ется всякое колено созданий небесных, земных и преисподних. Тебя смиренно молим о рабах Твоих, поклоняющихся Тебе, истинному Богу: посети и просвети сердца их, избавь их от всех искушений и козней вражеских, исцели их от грехов и от немощей, чтобы, исполняя благую и совершенную волю Твою, они всегда следовали Твоему Евангелию и стали достойной обителью Святого Духа. Ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

2

Помолимся.

Господи Иисусе Христе, посланный Отцом и помазанный Святым Духом, Ты исполнил то, что возвести ли пророки, провозглаша я пленным освобожде ние и лето Господне благоприя тное. Смиренно молим Тебя о катехуме нах, обративших к Тебе свои сердца: удостой их использо вать время благодати. Не оставь их в скудости душевной, и да не лишатся они надежды на исполнение Твоих обетований, да не поддадутся похотям плоти и духу безверия, но да обретут они в духе веры и благодати ещё большую веру в Тебя, Которому Отец подчинил всё творение и Которого над всеми поставил Главою, — чтобы храня надежду своего призвания, они стяжали благодать народа священнического и возликова ли великою радостью нового Иерусали ма. Иібо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

3

Помолимся.

Господи Иисусе Христе, усмирив бурю и исцелив бесноватых, Ты призвал к Себе мытаря Матфея, чтобы он служил примером Твоего милосердия и на все века запечатле л заповедь Твою, дабы она была проповедана всем народам. Смиренно молим Тебя о рабах Твоих, признавших себя грешниками. Укроти восстающие на них силы вражеские и дай им ощутить Твоё милосердие, чтобы, исцелённые от язв греха, они обрели мир в сердцах своих и, избрав Благую Весть, всем сердцем последовали за Тобой. Иібо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

4

Помолимся.

Боже, облечённый высочайшей премудростью, Ты призвал апостола Павла проповедовать Евангелие Сына Твоего всем народам. Усердно молим Тебя о рабах Твоих, просящих о крещении, чтобы, подражая апостолу язычников, они не подверга лись греховным наклонностям, но были послушны Твоей благодати. Испытай же и очисти их сердца, чтобы, избавленные от всякого заблужде ния, они, предав забвению прошлое и устремившись в будущее, сочли всё тщетным перед величием познания Христа, Сына Твоего, и обрели неоскудева ющее богатство в Нём, живущем и царствую щем во веки веков.

Все: Аминь.

5

Помолимся.

Боже, Творец и Искупитель Своего народа, Своей предивной любовью Ты привлёк к Себе рабов Своих. Призринаних и очисти их сердца. Даруй им участие в Твоей тайне, чтобы, искренним сердцем последовав за Христом, они удостоились почерпну ть воду спасения. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

374. Другие молитвы благословения катехуменов (к п. 121_124):

1

Помолимся.

Господи Боже наш, в вышних живущий и на смиренных обращающий Свой взор, ради спасения рода человеческо го Ты послал в мир Сына Своего, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Призри на рабов Твоих, смиренно склонившихся пред Тобою, и сотвори их достойными возрожда ющего омовения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их в святой Твоей Вселенской и Апостольской Церкви, чтобы они вместе с нами славили имя Твоё. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

2

Помолимся.

Боже, Господи всей вселенной, послав в мир Единородно го Своего Сына, Ты низверг сатану, разрушил его оковы и освободи л людей из его плена. Благодари м Тебя за катехуме нов, которых Ты призвал. Утверди их в вере, чтобы они познали Тебя, единственного истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Соблюди их в чистоте сердец и в возраста нии добродетелей, да будут они достойны возрожда ющего омовения и святых тайн Твоих. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

3

Помолимся.

Боже, Ты хочешь, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины. Милостиво наполни верой сердца тех, кто готовится к святому крещению, и по милосердию Своему сопричти их к святой Твоей Церкви, чтобы они удостоились дара жизни вечной. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

4

Помолимся.

Господи Боже Всемогущий, Оітче Спасителя нашего Иисуса Христа, призри по благости Твоей на рабов Твоих: очисти их души от всякого идолопокло нства; утверди в их сердцах закон Твой и заповеди Твои; приведи их к полному познанию истины, и подготовь их к тому, чтобы, возродившись в крещении, они стали храмом Духа Святого. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

5

Помолимся.

Призри, Господи, на рабов Твоих, почитающих святое имя Твоё и склонивших головы свои пред Тобою: помогай им во всяком благом деле; побуди сердца их к тому, чтобы, всегда помня Твои дела и соблюдая заповеди, они ревностно стремились ко всему, что угодно Тебе. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Для обрядов избрания

375 (а). Текст последования обрядовой Мессы (к п. 141), во время которой совершается обряд избрания:

Входное песнопение: Пс 105(104), 3_4

Да веселится сердце ищущих Господа.

Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.

Вступительная молитва:

Боже, Ты всегда заботишься о спасении людей и сегодня радуешь народ Свой столь обильной благодатью. Призри милостиво на избранных Своих и, по благости Своей даруя им Свою помощь и защиту, приведи их к возрожде нию в таинстве крещения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Молитва над дарами:

Всемогу щий вечный Боже, в исповедании имени Твоего Ты возрожда ешь нас к вечной жизни в таинстве крещения. Призри на дары и намерения народа Твоего; исполни благие надежды доверившихся Тебе и очисти их от грехов. Через Христа, Господа нашего.

Причастное песнопение: Еф 1, 7

Во Христе мы имеем искупление Кровию Его,

прощение грехов, по богатству благодати Его.

Молитва после Причащения:

Молим Тебя, Господи, да очистят нас Святые Тайны, которые мы приняли. Избавь рабов Твоих от всякого прегреше ния, чтобы с чистою совестью они в изобилии вкушали врачевание небесное. Через Христа, Господа нашего.

Можно также использовать последования Мессы пятницы IV недели Великого поста.

375 (б). Другая форма молитвы общины после обряда избрания (к п. 148):

Просим Тебя, Боже, чтобы избранные Твои черпали радость в ежедневной молитве:

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы, пребывая в молитве, они всё больше постигали любовь Твою.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы они находили радость в чтении слова Твоего и в размышле нии о нём.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы, смиренно признава я свои недостатки, они начали ревностно их исправля ть.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы повседне вные дела свои они сделали угодным Тебе приношением.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы в каждый день Великого поста они совершали добрые дела.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы они мужественно преодолева ли всякий порок, нарушающий чистоту сердца.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы, руководствуясь в своих поступках любовью, они хранили святость жизни.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы, отрешившись от самолюбия, они возлюбили ближних, как самих себя.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, благослови и милостиво храни их семьи.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, помоги им приобщить и других людей к радости своей веры.

Все: Услышь нас, Господи.

376. Чтения для первого исследования (к п. 160):

Первое чтение: Исх 17, 3_7: «Дай нам воды пить».

Ответный псалом: Пс 95(94), 1_2.6_9

Антифон: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

Второе чтение: Рим 5, 1_2.5_8: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Стих перед Евангелием: ср. Ин 4, 42 и 15:

Господи, Ты — истинно Спаситель мира;

дай мне воды живой, чтобы мне не жаждать.

Евангелие: Ин 4, 5_42 (либо: 5_15.19б_26.39а. 40_42): «Источник воды, текущей в жизнь вечную».

377. Текст последования Мессы, во время которой совершается первое исследование (к п. 160):

Вступительная молитва:

Молим Тебя, Боже, помоги избранным Своим достойно и осознанно приступи ть к исповеданию Твоей славы, чтобы достоинство детей Твоих, утраченное ими в первородном грехе, они вновь обрели в приобщении к Твоей славе. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Молитва над дарами:

Молим Тебя, Боже, по милости Своей помоги рабам Своим удостоиться участия в Твоих таинствах и вести достойную и благочести вую жизнь. Через Христа, Господа нашего.

Раздел Римского канона «Помяни, Господи, чад Твоих» — о восприемниках:

Помяни, Господи, чад Твоих NN (называются имена восприемников), которым надлежит восприня ть избранных Твоих ко святой благодати крещения, и всех здесь собравшихся, чьи вера и благочестие Тебе ведомы ...

Раздел Римского канона «Просим Тебя, Господи»:

Просим Тебя, Господи, милостиво прими эту жертву, приносимую Тебе о чадах Твоих, которых Ты избрал и призвал, чтобы приобщить их к жизни вечной и к блаженному дару Твоей благодати. (Через Христа, Господа нашего. Аминь.)

Молитва после Причащения:

Молим Тебя, Господи, удостой Своего заступничества катехуменов, которых через таинства вечной жизни Ты желаешь сопричислить к народу искупленному. Через Христа, Господа нашего.

378. Другой текст молитвы общины после первого исследования (к п. 163):

Просим Тебя, Боже, чтобы эти избранные Твои, подобно Самарянке, перед лицом Христа увидели свою жизнь в новом свете и признали свои грехи.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы они избавились от духа сомнения, делающего более долгим путь ко Христу.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы, ожидая дара Божия, они всем сердцем возжаждали воды живой, текущей в жизнь вечную.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы, признав Христа своим Учителем, они поклонялись Богу Отцу в духе и истине.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы те, кто встретил в своей жизни Христа, принесли радостную весть о Нём своим друзьям и знакомым.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы во всём мире все, жаждущие слова Божия и лишённые возможности его слышать, обрели свободу слышать Благую Весть Христову.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы все мы, следуя примеру Христа, исполняли волю Отца делами любви.

Все: Услышь нас, Господи.

379. Другой текст молитвы экзорцизма для первого исследования (к п. 164):

Помолимся.

Оітче милосердный, через Сына Своего Ты явил милость

Свою Самарянке и, движимый отеческой заботой, принёс спасение всем грешникам. Воззри с любовью на избранных Своих, желающих через таинства принять от Тебя усыновле ние. Освободи их от рабства греха и от власти сатаны, чтобы они приняли сладостное бремя Христово. Храни их от всех опасностей, чтобы, верно служа Тебе в радости и мире, они могли непреста нно воздавать Тебе благодаре ние. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Господи Иисусе, дивным промыслом милосердия Твоего Ты обратил грешницу к поклонению Отцу в духе и истине. Избавь ныне от губительного коварства лукавого Своих избранников, приблизившихся к источнику воды живой. Обрати сердца их силой Святого Духа, чтобы в искренней вере, проявляемой в делах любви, они познали Отца Твоего. Иібо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

380. Чтения для второго исследования (к п. 167):

Первое чтение: 1 Цар 16, 1б.6_7.10_13а: Помазание Давида как царя Израиля.

Либо: Исх 13, 21_22.

Ответный псалом: Пс 23(22), 1_6.

Антифон: Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться.

Второе чтение: Еф 5, 8_14: «Воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».

Стих перед Евангелием: Ин 8, 12б:

Я свет миру, — говорит Господь. — Кто последует за Мною, тот будет иметь свет жизни.

Евангелие: Ин 9, 1_41 (либо: 1.6_9.13_17.34_38): «Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим».

381. Текст последования Мессы, на которой совершается второе исследова ние (к п. 167):

Вступительная молитва:

Всемогу щий вечный Боже, умножь в Церкви Своей духовную радость, чтобы катехуме ны, родившиеся на земле, обрели небесное возрожде ние. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Молитва над дарами:

Господи, мы с радостью предлага ем Тебе дары в жертву, которая нас исцеляет, и смиренно молим Тебя, чтобы с должной честью и живою верой мы приносили её за наших катехуме нов. Через Христа, Господа нашего.

Разделы Римского канона «Помяни, Господи, чад Твоих» (о восприемниках) и «Просим Тебя, Господи» см. выше (п. 377).

Молитва после Причащения:

Молим Тебя, Господи, всегда милостиво помогай детям Своим, веди тех, чей путь Ты исправил, милосердно храни тех, кто доверился Тебе, и направля й их к непреходя щему благу спасения. Через Христа, Господа нашего.

382. Другой текст молитвы общины для второго исследования (к п. 170):

Помолимся Господу, чтобы Он вырвал из власти тьмы сердца избранных Своих и просвети л их светом Своим.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, милосердно приведи их ко Христу, Который стал Светом миру.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы избранные Твои, открыв Тебе сердца, исповедали Господа как источник света и свидетеля истины.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, исцели их и сохрани от неверия мира сего.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы Спаситель, искупивший грехи мира, освободи л их от рабства греха.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы, просвещённые Духом Святым, они всегда исповедовали Евангелие спасения и несли его другим людям.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы мы стали подлинным светом мира и примером собственной жизни открывали людям Христа.

Все: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, Боже, чтобы все люди земли познали истинного Бога, Творца вселенной и Подателя жизни.

Все: Услышь нас, Господи.

383. Другой текст молитвы экзорцизма для второго исследования (к п. 171):

Помолимся.

Боже, Свет немеркнущий и Отец всякого света, смертью и воскресе нием Христа Ты отогнал тьму ненависти и лжи и наполнил человеческую семью светом истины и любви. Молим Тебя, удостой избранных Своих, сопричтённых Тобой к числу детей усыновле ния, перейти из тьмы в свет и, избавившись от всякой власти князя тьмы, навсегда стать чадами света. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Господи Иисусе, когда Ты крестился в Иордане, небеса отверзлись, и Ты принял Духа Святого, чтобы в Нём благовествовать нищим и слепым возвраща ть зрение. Наполни Святым Духом тех, кто возжаждал Твоих таинств, чтобы, хранимые от всякого заблужде ния, сомнений и неверия, ведомые твёрдою верой, они могли созерцать Тебя исцелёнными очами. Иібо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

384. Чтения для третьего исследования (к п. 174):

Первое чтение: Иез 37, 12_14: Вложу в вас дух Мой, и оживёте.

Ответный псалом: Пс 130(129), 1_8.

Антифон: У Господа милость и многое у Него избавление.

Второе чтение: Рим 8, 8_11: «Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас».

Стих перед Евангелием: Ин 11, 25а.26:

Я есмь воскресение и жизнь, — говорит Господь. — Верующий в Меня не умрёт вовек.

Евангелие: Ин 11, 1_45 (либо: 3_7.17.20_27.33б_45): «Я есмь воскресение и жизнь».

385. Текст последования Мессы, на которой совершается третье исследова ние (к п. 174):

Вступительная молитва:

Боже, удостой избранных Своих познания святых тайн спасения; обнови их в крещальных водах и сопричти к Церкви Своей. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Молитва над дарами:

Услышь нас, Всемогущий Боже, и действием этой святой Жертвы помоги очиститься рабам Твоим, которых Ты наделил христианской верой. Через Христа, Господа нашего.

Разделы Римского канона «Помяни, Господи, чад Твоих» (о восприемниках) и «Просим Тебя, Господи» см. выше (п. 377).

Молитва после Причащения:

Молим Тебя, Господи, да пребывает народ Твой в единстве и да служит Тебе всем сердцем. Защищённый от всякого смятения, да радуется он в надежде своего спасения и прилежно молится о готовящихся к возрожда ющему таинству. Через Христа, Господа нашего.

386. Другой текст молитвы общины для третьего исследования (к п. 177):

Помолимся Господу, чтобы Он щедро одарил избранных Своих верой и они исповедали Христа — воскресе ние и жизнь.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы, избавленные от грехов, они обрели награду освящения и жизни вечной.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы, освобождённые через покаяние от уз греха, они через крещение уподобились Христу и, умерев для греха, всегда жили в Боге.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы, животвори мые Духом, они исполнились надежды и устремились к обновлению жизни.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы в Евхаристи ческой Трапезе, которую вскоре им надлежит вкусить, они приобщились к Самому Источнику жизни и воскресе ния.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы все мы, поступая в согласии с обновлённой жизнью, открывали миру силу воскресе ния Христова.

Все: Услышь нас, Господи.

Помолимся, чтобы все люди, населяющие землю, встретили Христа и удостоились обетованной Им вечной жизни.

Все: Услышь нас, Господи.

387. Другой текст молитвы экзорцизма для третьего исследования (к п. 178):

Помолимся.

Оітче, Источник всякой жизни, в живом человеке взыскующий Свою славу и в воскресе нии мёртвых являющий Своё всемогущество, вырви из власти смерти Своих избранников, возжелавших через крещение перейти в жизнь. Избавь их от власти сатаны, введшего через грех смерть и тление в этот мир, изначально созданный Тобой благим. Отдай их во власть возлюбленного Твоего Сына, чтобы от Него они восприняли силу воскресе ния и свидетельство вали перед людьми о славе Твоей. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Господи Иисусе Христе, Ты повелел Лазарю выйти живым из гроба, а Своим воскресе нием из мёртвых Ты освободи л всех людей от смерти. Смиренно молим Тебя о рабах Твоих, спешащих к возрожда ющим водам и к Вечере жизни: не дай им остаться во власти смерти, но даруй им подлинную веру, чтобы они удостоились участия в славе Твоего воскресе ния. Ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

Для литургии крещения

388. Библейские чтения для христианского посвящения, совершающегося вне Навечерия Пасхи (к п. 253 и 345):

Чтения из Ветхого Завета:

1. Быт 15, 1_6.18а: «Столько будет у тебя потомков. Потомству Твоему даю Я землю сию».

2. Быт 17, 1_8: «Поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный».

3. Быт 35, 1_4б.6_7а: «Бросьте богов чужих, находящихся у вас».

4. Втор 30, 15_20: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё».

5. Ис Нав 24, 1_2а.15_17.18б_25а: «Будем служить Господу, ибо Он— Бог наш».

6. 4 Цар 5, 9_15а: «Пошел Нееман и окунулся в Иордане семь раз, и очистился».

7. Ис 44, 1_3: «Излию дух Мой на племя твоё».

8. Иер 31, 31_34: «Напишу закон Мой на сердцах их».

9. Иез 36, 24_28: «Окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших».

Либо ветхозаветные чтения, предлагаемые для Навечерия Пасхи.

Чтения из Нового Завета:

1. Деян 2, 14а.36_40а.41_42: «Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа».

2. Деян 8, 26_38: «Вот вода; что препятствует мне креститься?»

3. Рим 6, 3_11 (либо: 3_4.8_11): «Мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы ходить в обновлённой жизни».

4. Рим 8, 28_32.35.37_39: «Кто отлучит нас от любви Божией?»

5. 1 Кор 12, 12_13: «Все мы одним Духом крестились в одно тело».

6. Гал 3, 26_28: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».

7. Еф 1, 3_10.13_14: «Он избрал нас, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа».

8. Еф 4, 1_6: «Один Господь, одна вера, одно крещение».

9. Кол 3, 9б_17: «Облекитесь в нового человека как избранные Божии».

10. Тит 3, 4_7: «Он спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом».

11. Евр 10, 22_25: «Кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою».

12. 1 Петр 2, 4_5.9_10: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой».

13. Откр 19, 1.5_9а: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца».

Ответные псалмы:

1. Пс 8, 4_9.

Антифон: Господи, Боже! Величественно имя Твоё!

Либо: Воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос.

2. Пс 23(22), 1_6.

Антифон: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.

Либо: Вы возвратились ныне к Пастырю душ ваших.

3. Пс 27(26), 1.4.8б_9абв.13_14.

Антифон: Господь — свет мой и спасение мое.

Либо: см. выше (1).

4. Пс 32(31), 1_2.5.11.

Антифон: Блажен, кому отпущены беззакония.

Либо (11а): Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные.

5. Пс 34(33), 2_3.6_9.14_19.

Антифон: Обратите взор ко Господу и просветитесь.

6. Пс 42(41), 2_3; Пс 43(42), 3_4.

Антифон: Жаждет душа моя к Богу живому.

7. Пс 51(50), 3_4.8_9.12_14.17.

Антифон: Сердце чистое сотвори во мне, Боже.

Либо: Я дам вам сердце новое и дух новый.

8. Пс 63(62), 2_6.8_9а.

Антифон: Боже мой, Тебя жаждет душа моя.

9. Пс 66(65), 1_3а.8_9.16_17.

Антифон: Воскликните Богу, вся земля.

10. Пс 89(88), 3бв_4.16_17.20_22.25.27.

Антифон: Милости Господни буду петь вечно.

11. Пс 126(125), 1_6.

Антифон: Сотворил великое наш Господь над нами.

Стих перед Евангелием

1. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 16).

2. Я свет миру, — говорит Господь. — Кто последует за Мною, тот будет иметь свет жизни (Ин 8, 12).

3. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Господь. — Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14, 6).

4. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф 4, 5_6).

5. Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли (Кол 2, 12).

6. Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 3, 1).

7. Спаситель наш Иисус Христос разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие (ср. 2 Тим 1, 10).

8. Вы — род избранный, царственное священство, народ святой; возвещайте совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (ср. 1 Петр 2, 9).

Евангелие

1. Мф 16, 24_27: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя».

2. Мф 28, 18_20: «Научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

3. Мк 1, 9_11: «Крестился от Иоанна в Иордане».

4. Мк 10, 13_16: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него».

5. Мк 16, 15_16.19_20: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

6. Лк 24, 44_53: «Надлежало проповедану быть во имя Христово покаянию и прощению грехов во всех народах».

7. Ин 1, 1_5.9_14.16_18: «Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими».

8. Ин 1, 29_34: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».

9. Ин 3, 1_6: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

10. Ин 3, 16_21: «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

11. Ин 12, 44_50: «Я — свет, и пришел в мир».

12. Ин 15, 1_11: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то принесёте много плода».

389. Другие формулы освящения воды (к п. 215; 216; 258; 349):

1

Предстоятель: Благослове н Ты, Боже, Оітче Всемогущий, сотворивший воду, чтобы она очищала и животвори ла.

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

Или иное соответствующее возглашение.

Предстоятель: Благослове н Ты, Боже, Сыне Единородный Иисусе Христе, источивший из раны в боку кровь и воду, чтобы Твоей смертью и Твоим воскресе нием была рождена Церковь.

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

Предстоятель: Благослове н Ты, Боже, Дух Святой, помазавший у вод Иорданских Христа крестившегося, чтобы все мы были Тобою крещены.

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

* Предстоятель: Посети нас, Господи, Оітче Всемогущий, и освяти эту воду, чтобы крещаемые ею омылись от грехов и возродились к жизни усыновлённых детей Твоих.

Все: Услышь нас, Господи.

Или иное соответствующее возглашение.

Предстоятель: Освяти эту воду, чтобы крещаемые ею в смерть и воскресе ние Христа уподобились образу Сына Твоего.

Все: Услышь нас, Господи.

Предстоятель касается правой рукой воды и продолжает:

Освяти эту воду, чтобы избранные Тобою возродились Духом Святым и были сопричислены к святому Твоему народу.

Все: Услышь нас, Господи.

* Если вода уже освящена, предстоятель, опустив молитву «Посети нас...», а также последующие воззвания, говорит:

Тайной этой освящённой воды удостой, Господи, духовного возрожде ния рабов Твоих NN, призванных Тобою к этому омовению, чтобы они имели жизнь вечную. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

2

Предстоятель: Всемилостивый Оітче, Твоей волей крещальные воды стали источником новой жизни для детей Божиих!

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

Или иное соответствующее возглашение.

Предстоятель: Ты водою и Духом Святым соединяешь всех крещёных во единый народ в Иисусе Христе, Сыне Твоём.

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

Предстоятель: Любовью Духа Твоего, Которого Ты изливаешь в наши сердца, Ты освобожда ешь нас, чтобы мир Твой воцарялся в наших душах.

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

Предстоятель: Ты призываешь крещёных радостно проповедовать среди всех народов Евангелие Христово.

Все: Благослове н Ты, Боже, ныне и вовеки.

* Предстоятель: Господи, освяти X ныне эту воду, которой будут крещены рабы Твои NN, призванные Тобою к этому омовению, чтобы обрести им жизнь вечную. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

* Если вода уже освящена, опустив призывание «Господи, освяти ныне эту воду», предстоятель говорит:

Тайною этой освящённой воды удостой, Господи, духовного возрожде ния рабов Твоих NN, призванных Тобою к этому омовению, чтобы они имели жизнь вечную. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Возглашения, гимны и тропари

390. Возглашения, взятые из книг Священного Писания:

1) Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? (Исх 15, 11)

2) Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы (1 Ин 1, 5).

3) Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин 4, 16).

4) Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4, 6).

5) Обратите взор ко Господу и просветитесь (ср. Пс 34(33), 6).

6) Благословен Бог, избравший вас во Христе (ср. Еф 1, 3_4).

7) Вы — творение Божие, созданные во Иисусе Христе (ср. Еф 2, 10).

8) Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем (1 Ин 3, 2).

9) Смотрите, какую любовь дал вам Отец, чтобы вам называться и быть детьми Божиими (ср. 1 Ин 3, 1).

10) Блаженны омывшие одежды свои Кровию Агнца (ср. Откр 7, 14).

11) Все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3, 28).

12) Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф 5, 1_2).

Новозаветные гимны:

13) Благослове н Бог и Отец *

Господа нашего Иисуса Христа, *

по великой Своей милости возродивший нас*

воскресе нием Иисуса Христа *

из мёртвых к упованию живому, *

к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, *

храня щемуся на небесах для вас, *

соблюда емых ко спасению, *

готовому открыться в последнее время.

(1 Петр 1, 3_5)

14) Христос Иисус явился во плоти,

был оправдал в Духе,

явил Себя ангелам,

пропове дан в народах,

принят верою в мире,

вознёсся во славе,

щедро давая дары людям,

дабы наполнить Собою всё.

(ср. 1 Тим 3, 16; Еф 4, 8.10)

Тропари из древних письменных памятников
и литургических текстов

15) В Тебя, Христе, веруем,

наполни светом Твоим сердца наши,

чтобы мы стали чадами света.

16) К Тебе приходим, Господи,

даруй жизнь Твою душам нашим,

чтобы мы соделались в Тебе детьми усыновле ния.

17) Из бока Твоего, Христе, истекла вода,

дабы смыть скверны мира и обновить жизнь.

18) Голос Отца призывает над водами,

слава Сына сияет

и любовь Духа Святого животвори т.

19) Церковь святая,

простри руку и прими этих детей,

которые возрождены водою и Святым Божиим Духом.

20) Ликуйте, крещёные,

избранные сосуды Царства,

погребённые в смерть Христа,

возрождённые верой Христовой.

21) Эіто — источник жизни,

весь мир омывающий, берущий начало из раны Христа.

Упова йте на Царствие Божие,

все возрождённые в этом источнике.

391. Добавления в Евхаристические молитвы (к п. 233):

а) Во II Евхаристической молитве после слов «и всем духовенством»:

Помяни всех крещёных (и миропома занных) сегодня членов Твоей семьи. Помоги им следовать за Христом, Сыном Твоим, с искренним желанием и с любовью в сердце.

Помяни также...

б) В III Евхаристической молитве после слов «собравшихся здесь перед Тобою»:

Молим Тебя, укрепи детей Твоих, которые, приняв возрожда ющее омовение (и дар Святого Духа), присоедини лись к Твоему народу, и помоги им всегда пребывать в новой жизни.

Всех чад Твоих...

в) В IV Евхаристической молитве после слов «и здесь предстоящих»:

И новокрещёных, которых сегодня Ты возродил водою и Святым Духом, и весь народ Твой...

392. Другая форма молитв экзорцизма, в виде диалога (к п. 339):

Предстоятель, напутствуя детей, говорит:

Всеми лостивый Оітче, обрати взор Твой на NN, которые вскоре будут крещены.

Дети: Мы услышали слова Иисуса и приняли их сердцем.

Предстоятель: Они стараются жить по образу детей Твоих, но обнаруживают, что без Твоей помощи это нелегко.

Дети: Да, Боже Оітче, мы хотим всегда делать то, что угодно Тебе, но что-то побуждает нас поступать иначе.

Предстоятель: Оітче всемилостивый, избавь этих детей от духа уныния и зла, и светом Твоим воспламени их души.

Дети: Мы хотим идти вместе с Иисусом, Который отдал за нас Свою жизнь. Боже Оітче, помоги нам.

Предстоятель: Еісли на пути своём они будут ослабева ть, спотыкаться и падать, и начнут делать то, что Тебя огорчает, тогда заботливо дай им сил, чтобы они могли встать и продолжить путь к Тебе с Иисусом Христом, Господом нашим.

Дети: Дай нам, Оітче, Твою силу.


1 II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 14.

2 Кол 1, 13; Рим 8, 15; Гал 4, 5; ср. Тридентский Собор, Сессия VI, Декрет об оправдании, гл. 4: Denz. 796 (1524).

3 Ср. 1 Ин 3, 1.

4 II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 36.

5 Ср. Ин 6, 54.

6 Св. Августин, О Граде Божием, X, 6: PL 41, 284; II Ватиканский Собор, Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium), 11; Декрет о служении и жизни священников (Presbyterorum Ordinis), 2.

7 Ср. II Ватиканский Собор, Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium), 28.

8 Ср. там же, 31.

9 Ср. Ин 3, 5.

10 Мф 28, 19.

11 Ср. Еф 2, 22.

12 Ср. 1 Петр 2, 9.

13 Ср. II Ватиканский Собор, Декрет об экуменизме (Unitatis Redintegratio), 22.

14 Ср. Еф 5, 26.

15 Ср. 2 Петр 1, 4.

16 Ср. Рим 8, 15; Гал 4, 5.

17 Ср. Тит 3, 5.

18 Ср. Рим 6, 4-5

19 Ср. Еф 2, 5-6.

20 Ср. II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 32; Пастырская конституция о Церкви в современном мире (Gaudium et Spes), 29.

21 Ср. II Ватиканский Собор, Декрет о пастырском служении епископов (Christus Dominus), 15.

22 Ср. II Ватиканский Собор, Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium), 26.

23 Ср. II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 64_66; Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 14; Декрет о пастырском служении епископов в Церкви (Christus Dominus), 14.

24 Ср. II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 109.

25 См. Кодекс Канонического Права, кан. 790.

26 II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 13.

27 Там же, 14.

28 Там же, 13.

29 Ср. II Ватиканский Собор, Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium), 14.

30 II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 14.

31 Там же, 13.

32 Там же, 14.

33 II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 64.

34 II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 14.

35 II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 109.

36 II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 110.

37 II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 14.

38 II Ватиканский Собор, Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium), 17.

39 II Ватиканский Собор, Декрет об апостольстве мирян (Apostolicam Actuositatem), 6.

40 Ср. Общее введение, 8.

41 Ср. Общее введение, 12.

42 Ср. №109_118 и 373.

43 Ср. Общее введение, 13_15.

44 Ср. II Ватиканский Собор, Декрет о служении и жизни священников (Presbyterorum Ordinis), 6.

45 Ср. Чин миропомазания, Введение, 7b.

46 Ср. Чин миропомазания, 8.

47 Ср. II Ватиканский Собор, Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium), 26; Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), 16.

48 II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 79.


Приложение

ЧИН ПРИНЯТИЯ В ПОЛНОЕ ОБЩЕНИЕ С ЦЕРКОВЬЮ
ТЕХ, КТО УЖЕ ЗАПЕЧАТЛЕН ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ КРЕЩЕНИЕМ

Введение

1. Если человек, принадлежа по происхождению к разделенной с Католической Церковью церковной общине и будучи в ней крещен, принимается в полное общение с Католической Церковью латинского обряда1, чин принятия строится таким образом, чтобы для восстановления общения и единства не возлагалось больше бремени, нежели необходимо 2 (ср. Деян 15, 28).

2. Для восточных христиан, приходящих к полноте общения с Католической Церковью, не требуется большего, нежели исповедание католической веры, и то если в силу их ходатайства перед Апостольским Престолом им разрешен переход в латинский обряд3.

3. а) Обряд принятия имеет церковный характер, и его вершиной является Причащение. Поэтому обычно он совершается во время Мессы;

б) Следует, однако, тщательно избегать излишней пышности в обрядах. Нужно уделить особое внимание характеру совершения Мессы в конкретных обстоятельствах. Следует принимать во внимание как экуменические интересы, так и отношения, связывающие кандидата и приходскую общину. Весьма желательно совершить Мессу, в которой будет участвовать лишь небольшое число людей— родственников и друзей кандидата. Если же по серьезным причинам принятие невозможно совершить во время Мессы, оно совершается во время Литургии слова, если она возможна. При выборе формы следует выслушать и самого кандидата.

4. Если принятие совершается вне Мессы, его связь с евхаристи ческим общением должна проявиться в том, что как только будет возможно, в ближайшее время будет совершена Евхаристическая литургия, в которой новоприсоединенный будет участвовать вместе с католическими братьями.

5. Для принятия уже крещенного в полное общение с Католичес кой Церковью требуется как доктринальная, так и духовная подготовка кандидата, которая в соответствии с пастырскими соображениями будет сочтена подобающей для данного случая. Кандидату надлежит всё больше и больше прилепляться сердцем к Церкви, в которой он обретет полноту своего крещения.

Во время этой подготовки уже может иметь место некоторое сакральное общение, согласно установленным нормам Руководства по вопросам экуменизма.

Всячески должно избегаться приравнивание этих кандидатов к катехуменам.

6. От того, кто рожден и крещен вне зримого общения с Католической Церковью, уже не требуется отречение от ереси, но требуется только исповедание веры4.

7. Таинство крещения неповторяемо, и поэтому его не разрешает ся преподавать условно (sub condicione) вновь, за исключением тех случаев, когда имеется обоснованное сомнение относительно факта крещения или действительности уже преподанного крещения. Если, после проведения ряда исследований, ввиду обоснованного сомнения относительно факта крещения или действительности уже преподанного крещения представляется необходимым совершить крещение условно, служитель по возможности должен объяснить, по каким соображениям крещение в этом случае будет преподано условно, и совершить обряд крещения частным образом5 .

Местный ординарий должен в конкретных случаях рассматри вать вопросы о том, нужно ли совершать крещение условно.

8. Принятие кандидата находится в ведении епископа. Однако священник, если ему делегировано право совершать миропомаза ние, во время того же обряда принятия может миропомазать кандидата, если тот уже раньше не принял действительного миропомаза ния6.

9. Если исповедание веры и принятие в полное общение с Церковью имеют место во время Мессы, присоединяющийся, в соответствии со своим личным состоянием, исповедует свои грехи, известив исповедника о своем грядущемем присоединении. Принять такую исповедь может любой священник, имеющий юрисдикцию исповедовать.

10. Присоединяющийся должен, если есть возможность, сопровождаться во время обряда восприемником, то есть, человеком, принимавшим участие в подготовке кандидата; могут участвовать и два восприемника.

11. На самом Евхаристическом богослужении, во время которого произойдет принятие в полное общение с Церковью, либо (если оно произойдет вне особой Мессы) на Мессе, которая будет совершена в ближайшее время, можно преподать Причастие под двумя видами не только самому присоединившемуся, но и его восприемникам, родителям и супругу (супруге), если последние — католики, а также мирянам-катехизаторам, которые его обучали, и даже всем присутствующим католикам, если их число и иные сопутствующие обстоятельства этому способствуют.

12. Конференции епископов могут адаптировать ввиду различных обстоятельств данный обряд, в соответствии с Конституцией о священной Литургии (п. 63). Кроме того, ординарий, принимая во внимание различные обстоятельства, может сообразовывать с ними данный обряд, при желании расширяя или же сокращая его7.

13. Имена присоединяемых регистрируются в специальной книге, с указанием даты и места крещения.

Чин принятия в полное общение с церковью во время мессы

14. а) Если обряд совершается в торжество или в воскресенье, служится Месса дня; в другие дни можно совершить Мессу о единстве христиан;

б) принятие совершается после проповеди, в которой, наряду с выражением благодарности, упоминается крещение как основание присоединения, миропомазание (либо уже принятое, либо которое будет принято), а также первое участие в Евхаристии вместе с католиками;

в) в конце проповеди предстоятель приглашает кандидата подойти вместе с восприемником для того, чтобы исповедать веру вместе с общиной, такими или подобными словами:

N, после того, как ты в Духе Святом принял(а ) ответствен ное решение, ты по доброй воле попросил(а) принять тебя в полное общение с нашей Церковью. Я приглаша ю тебя и твоего восприемника (твою восприемницу) подойти сюда, чтобы перед лицом всей этой общины исповедовать веру Церкви. В этой вере ты сегодня впервые примешь вместе с нами участие в Евхаристи ческой Трапезе Господа Иисуса, являющейся образом единства Церкви.

15. После этого присоединяющийся вместе с присутствующими верными произносит Никео-Константинопольский Символ веры (см. п. 186), который всегда произносится на этой Мессе.

Затем только сам присоединяющийся по просьбе предстоятеля добавляет такие слова:

Верую во всё, во что как в богооткрове нное верует святая Вселенская Церковь, чему она учит и что возвещает, и всё это исповедую.

16. Тогда предстоятель, если непосредственно за этим не следует миропомазание, возлагает правую руку на голову кандидата, говоря:

N, Господь принимает Тебя в Католическую Церковь. По Своему милосердию Он привёл Тебя к тому, что в Духе Святом ты имеешь с нами полное общение в вере, которую ты исповедовал(а) перед Его семьёю.

17. Если присоединяющийся еще не миропомазан, предстоятель возлагает правую руку на голову кандидата и начинает обряд миропомазания молитвой «Боже Всемогущий...» (см. п. 269_270).

18. После миропомазания предстоятель вновь поздравляет присоединяюще гося дружеским рукопожатием. Этот жест, в соответствии с регионом и условиями, с разрешения ординария можно заменить другим.

Если присоединяющемуся не преподается миропомазание, это поздравление следует непосредственно за формулой присоединения (п.16).

19. По совершении обряда принятия (и миропомазания) следует Молитва верных. В ее вводной части следует упомянуть крещение, миропомазание и Евхаристию и выразить благодарение. В начале молитвенных прошений нужно помянуть новоприсоединенного (см. ниже, п. 30).

20. После Молитвы верных восприемник и, если в этой Мессе участвуют другие люди, все остальные могут по-дружески поздравить новоприсоединен ного; в этой связи на данной Мессе можно опустить приветствие мира. После этого новоприсоединенный возвращается на свое место.

21. Затем Месса продолжается. Рекомендуется, чтобы новоприсоединенный, а также и другие, о которых сказано выше в п. 11, примут Причастие под двумя видами.

Чин принятия в полное общение с церковью вне время мессы

22. Если обряд по серьезным причинам совершается вне Мессы, должна иметь место Литургия слова.

23. Предстоятель, облачившись в альбу и столу праздничного цвета, приветствует присутствующих.

24. Обряд начинается с подобающего песнопения и чтения Священного Писания, которое поясняется проповедью (ср. п. 14б).

25. Следует принятие в полное общение с Церковью, совершаемое описанным выше образом (п. 14в_19).

26. После Молитвы верных следует Молитва Господня, которую поют или произносят все. Предстоятель преподает благословение.

27. Затем восприемник и, если число участников обряда невелико, все присутствующие могут по-дружески поздравить новоприсоединенного. После этого все уходят.

28. Если ввиду чрезвычайных обстоятельств обряд решено совершить даже без Литургии слова, всё должно происходить, как указано выше, начиная с напутствия предстоятеля. Оно должно исходить из какого-либо речения из Священного Писания (например, прославляющего милосердие Божие) и содержать напоминание о необходимости скорейшего Причащения.

Различные тексты, используемые в обрядах принятия в полное общение с церковью

29. Библейские чтения

Библейские чтения, как для Мессы, так и для Литургии слова, могут быть взяты (полностью или частично) либо из Мессы дня, либо из Мессы о единстве христиан, либо из Мессы христианского посвящения взрослых.

Если обряд совершается вне Мессы, предпочтительнее использовать следующие тексты:

Чтения из Нового Завета

1. Рим 8, 28_32.35.37_39: «Бог предопределил их быть подобными образу Сына Своего».

Братья: Мы знаем, что любящим Бога...

2. 1 Кор 12, 31 — 13, 13: «Любовь никогда не перестает».

Братья: Ревнуйте о дарах больших...

3. Еф 1, 3_10.13_14: «Он избрал нас, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа».

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа...

4. Еф 4, 1_6: «Один Господь, одна вера, одно крещение».

Братья: Я, узник в Господе, умоляю вас...

5. Флп 4, 4_8: «Что только истинно, о том помышляйте».

Братья: Радуйтесь всегда в Господе...

6. 1 Фес 5, 16_24: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа».

Братья: Всегда радуйтесь...

Ответные псалмы

1. Пс 27(26), 1.4.8б_9абв.13_14.

Антифон: Господь — свет мой и спасение моё.

2. Пс 42(41), 2_3; Пс 43(42), 3_4.

Антифон: Жаждет душа моя к Богу живому.

3. Пс 61(60), 2_6.9.

Антифон: Ты, Господи, прибежище моё.

4. Пс 63(62), 2_6.8_9а.

Антифон: Боже мой, Тебя жаждет душа моя.

5. Пс 65(64), 2_6.

Антифон: Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе.

6. Пс 121(120), 1_8.

Антифон: Помощь моя от Господа.

Евангелие

1. Мф 5, 2_12а: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

В то время: Учил Иисус учеников Своих, говоря...

2. Мф 5, 13_16: «Да светит свет ваш пред людьми».

В то время: Учил Иисус учеников Своих, говоря: Вы — соль земли...

3. Мф 11, 25_30: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

В то время: Иисус, продолжая речь, сказал...

4. Ин 3, 16_21: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Так возлюбил Бог мир...

5. Ин 14, 15_23. 26_27: «Мы придём к нему и обитель у него сотворим».

В то время: Сказал Иисус ученикам Своим: Если любите Меня...

6. Ин 15, 1_11: «Я есмь лоза, а вы ветви».

В то время: Сказал Иисус ученикам Своим: Я есмь истинная виноградная лоза...

30. Молитва общины

Возлю бленные братья и сёстры! С благодаре нием Богу мы приняли в полное общение с Церковью [и укрепили дарами Святого Духа] нашего брата N (нашу сестру N), который (которая) уже запечатлён (запечатлена ) Христом в крещении [и миропома зании], чтобы с нами он (она) участвовал(а) в Трапезе Господней. Радуясь о новом чаде Католической Церкви, воззовём все вместе к милосердию и благости нашего Спасителя.

О брате нашем (сестре нашей), которого (которую) сегодня мы приняли в нашу Церковь, чтобы с помощью Святого Духа он оставался твёрд (она оставалась тверда) в своём решении, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

Обо всех верующих во Христа и об их общинах, чтобы они пришли к совершенному единству, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

О Церкви (об общине), в которой он (она) был(а) крещён (крещена) и воспитан(а), чтобы её дети возраста ли в познании Христа и действенно Его проповедовали, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

Обо всех, кого посетила жажда небесной благодати, чтобы они пришли к полноте истины во Христе, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

О тех, кто ещё не уверовал во Христа, чтобы, просвеща емые Духом Святым, они могли вступить на путь спасения, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

Обо всех людях, чтобы, они всегда жили в мире и спокойствии, избавленные от голода и войн, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

И о нас самих, чтобы мы всегда были тверды в вере, которую безвозме здно получили, Господу помолимся.

Все: Услышь нас, Господи.

Молитва

Всемогу щий вечный Боже, услышь возносимые нами к Тебе молитвы, чтобы мы всегда верно Тебе служили. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

31. Если присоединение совершается вне Мессы, переход от молитвы общины к Молитве Господней (ср. 26) можно осуществить такими или подобными словами:

Возлю бленные братья и сёстры! Соединим теперь наши прошения в словах молитвы, которой научил нас Господь наш Иисус Христос.

Все: Оітче наш...

Если в прежней общине кандидата имелся обычай добавлять к Молитве Господней заключительное славословие «Ибо Твоё есть Царство...», то следует его добавить и здесь.


1 Ср. II Ватиканский Собор, Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium), 69б; Декрет об экуменизме (Unitatis redintegratio), 3; Секретариат по содействию христианскому единству, Руководство, 19: Acta Apostolicae Sedis 59 (1967), p. 581.

2 Ср. II Ватиканский Собор, Декрет об экуменизме (Unitatis redintegratio), 18.

3 Ср. II Ватиканский Собор, Декрет о Восточных Католических Церквах (Orienralium Ecclesiarum), 25 и 4.

4 Ср. Секретариат по содействию христианскому единству, Руководство, 19: Acta Apostolicae Sedis 59 (1967), p. 581.

5 Ср. там же, 14_15, p. 580.

6 Чин миропомазания, Введение, 7.

7 Ср. Секретариат по содействию христианскому единству, Руководство, 19: Acta Apostolicae Sedis 59 (1967), p. 581.

|< в начало << назад к содержанию