|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава V

Чин посвящения детей,
достигших возраста катехизации

306. Этот чин предназначен для детей, которые не были крещены в младенчестве и достигли возраста, в котором уже могут ориентиро ваться в понятиях добра и зла, и готовы к катехизации. К христианскому посвящению детей приводят родители или опекуны, либо, с их согласия, дети приходят сами. Они уже готовы исповедовать веру и углублять ее, а также исполнять некоторые обязанности с полным сознанием ответственности. Однако их нельзя воспринимать как взрослых, так как у них пока еще детский тип мышления, они зависят от родителей или опекунов, а кроме того, очень легко поддаются влияниям ровесников и окружения.

307. Для христианского посвящения детей необходимо, прежде всего, их собственное обращение, которое с возрастом постепенно крепнет, а также соответствующее возрасту воспитание, которое должно учитывать духовное развитие, возрастание в вере, а также уровень катехизации, которую проходят дети. Поэтому прежде чем они примут таинства, их подготовка, так же, как и у взрослых, может продолжаться достаточно долго, — если необходимо, то несколько лет. Подготовка включает в себя различные этапы и периоды и сопровождается различными обрядами.

308. Поскольку повышение уровня катехизации детей зависит от помощи и примера их ровесников и родителей, необходимо учесть оба следующих фактора.

1) Обычно дети, готовящиеся ко крещению, принадлежат к какой-то группе ровесников, которые, возможно, уже крещены и готовятся к принятию миропомазания и Евхаристии. Поэтому их посвящение разделяется на этапы и проходит с участием всей группы.

2) Можно ожидать, что родители, чье согласие необходимо для осуществления подготовки и для дальнейшей христианской жизни детей, окажут помощь детям и станут для них примером. Кроме того, пока длится подготовка, у родителей есть возможность для бесед со священниками и катехизаторами.

309. Рекомендуется, чтобы дети, готовящиеся ко крещению, по возможности участвовали в обрядах посвящения вместе. Взаимный пример очень важен для переживания катехумената.

310. Относительно времени для совершения богослужений рекомендуется, чтобы по возможности последний этап подготовки проходил во время Великого поста, а таинства совершались в Навечерие Пасхи (ср. Введение, 8). Прежде чем дети будут допущены к таинствам в праздник Пасхи, необходимо оценить степень их подготовки, а также выяснить, соответствует ли этот срок той программе, по которой дети готовились к таинствам. По возможности следует позаботиться о том, чтобы некрещеные дети принимали таинства в тот же день, когда должно совершаться миропомазание уже крещенных детей, с которыми они вместе проходили подготовку.

311. В обрядах посвящения должны участвовать родители и родственники детей, дети из группы по катехизации, знакомые и т.д. Однако не рекомендуется, чтобы в обрядах для детей такого возраста участвовала вся община: достаточно некоторых ее представителей.

312. Обряды, приведенные ниже, могут быть дополнены или изменены решением Конференции епископов, чтобы соответствовать условиям данного региона и пастырским требованиям. К ним может быть добавлен обряд вручения (ср. п. 103, 125, 181_192), измененный с учетом возраста детей.

При переводе на национальные языки необходимо учитывать то, что напутствия, прошения и молитвы должны быть переведены таким образом, чтобы быть понятными детям. Например, если переводится молитва из Римского Требника, Конференция епископов может утвердить текст, который передает это же содержание, изложенное в доступной для детей форме (ср. Общее введение, 32).

313. Тем, кто будет использовать следующий чин посвящения, рекомендуется обратить внимание на примечания, приведенные в Общем введении (п. 34; 35), в введении к Чину крещения детей (п. 31) и к Чину христианского посвящения взрослых (п. 67).

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:

Обряд принятия в Катехуменат

314. Этот обряд совершается при активном участии группы верующих, но немногочисленной, чтобы скопление людей не отвлекало детей (ср. п. 311). Желательно, чтобы присутствовали родители или опекуны детей. Если это невозможно, они должны сообщить, что дети пришли с их разрешения; вместо них будут присутствовать «поручители» (ср. п. 42), то есть, люди, несущие ответственность, замещая в этом случае родителей и представляя детей.

315. Богослужение совершается в храме или в каком-то помещении, подготовленном таким образом, чтобы дети могли почувствовать доброжелательность обстановки.

Первая часть, или обряд принятия, должна, если позволяют обстоятельства, совершаться при входе в храм или в другое соответствующее помещение; вторая часть — Литургия слова — совершается в храме или в подготовленном для нее помещении.

Обряд принятия

316. Предстоятель в литургическом облачении подходит к детям и к тем, кто будет участвовать в обряде, и тепло приветствует всех собравшихся.

Предварительное напутствие

317. Предстоятель обращается к детям и родителям, говоря о радости всей Церкви. Затем он просит подойти детей и их поручителей.

Диалог с детьми

318. Предстоятель обращается к каждому ребенку, если их не слишком много:

N, кем ты хочешь стать?

Ребенок: Христиани ном (христианкой).

Предстоятель: А почему ты хочешь стать христиани ном (христианкой)?

Ребенок: Потому что я верю во Христа.

Предстоятель: Что же даёт тебе вера во Христа?

Ребенок: Жизнь вечную.

Предстоятель может задавать другие вопросы, а дети могут отвечать по-разному, например: «Хочу исполнять волю Божию»; «Хочу следовать заповедям Божиим»; «Хочу креститься»; «Хочу верить»; «Хочу быть другом Иисуса»; «Хочу быть в Церкви Христа» и т.п.

Если детей очень много, предстоятель может задавать вопросы всем вместе, вызывая лишь некоторых детей для ответов, а затем спрашивая остальных детей, согласны ли они с этими ответами.

319. Предстоятель завершает эту беседу кратким наставлением, учитывая возраст детей, например:

Дороги е друзья! Вы уже верите в Господа Иисуса Христа, хотите подготовиться к святому крещению и принять это таинство. Поэтому с большой радостью я принимаю вас в общину христиан, в которой вы с каждым днём всё лучше будете узнавать Христа.

Постара йтесь жить как дети Божии, по слову Иисуса Христа: «Люби Бога всем сердцем твоим; любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Если позволяют обстоятельства, можно попросить детей повторить слова Иисуса Христа в знак того, что они хотят им следовать.

Диалог с верующими

320. Предстоятель обращается к детям, чтобы они спросили о согласии своих родителей или поручителей, которые их представляют. Это можно сделать такими или подобными словами:

NN, подойдите к своим родителям и пригласи те их подойти вместе с вами и выразить своё согласие.

Дети подходят к своим родителям или к поручителям, а затем вместе с ними подходят к предстоятелю, который продолжает:

Дороги е родители! Ваши дети NN просят о подготовке их к святому крещению. Даёте ли вы на это своё согласие?

Родители: Да.

Предстоятель: Готовы ли вы помогать им в их подготовке?

Родители: Да.

321. Затем предстоятель обращается ко всем собравшимся:

Дороги е братья и сёстры! Сегодня эти дети начали путь, ведущий их к святому крещению. На этом пути им понадобится ваша помощь: вам нужно поддержа ть их своей верой и любовью. Готовы ли вы помогать им в их подготовке к таинству крещения?

Все: Да, мы готовы.

Крестного знамение

322. После этого предстоятель обращается к детям:

Дороги е NN! Христос призвал вас стать Его друзьями. Всегда помните об этом и будьте верны Ему.

А я отмечу вас знаком креста Христова, потому что это— знак христиан.

Когда вы будете совершать крестное знамение, помните о Христе и о Его любви к вам.

Затем предстоятель, подходя к каждому из детей, в молчании налагает знак креста на его чело.

При желании (ср. п. 323) он может пригласить также родителей и катехизаторов, чтобы они тоже совершили этот жест.

[323]. Можно совершить также крестное знамение над другими частями тела, особенно у детей младшего возраста. Крестное знамение совершает предстоятель, произнося при этом следующее.

Совершая крестное знамение над ушами:

Налага ю знак креста на уши твои, чтобы ты слышал голос Христа.

Совершая крестное знамение над глазами:

Налага ю знак креста на глаза твои, чтобы ты видел дела Христовы.

Совершая крестное знамение над устами:

Налага ю знак креста на уста твои, чтобы ты говорил, как Христос.

Совершая крестное знамение над грудью:

Налага ю знак креста на грудь твою, чтобы по вере своей ты принял(а ) Христа всем сердцем твоим.

Совершая крестное знамение над плечами:

Налага ю знак креста на плечи твои, чтобы была в тебе сила Христова.

Совершая крестное знамение над всем телом:

Я осеняю всего тебя знамением креста Христова, во имя Отца, и Сына, X и Святого Духа, чтобы ныне и всегда ты жил(а) со Христом.

Ребенок: Аминь.

При желании это могут повторить родители (или поручители) или катехизаторы; слова произносит только священник, употребляя множественное число (п. 85).

Введение во храм

324. После этого предстоятель приглашает катехуменов войти в храм подобными словами:

Теперь вы можете занять место среди собравшихся здесь христиан. Войдите, чтобы слушать слово Господа, обращённое к нам, и молиться вместе с общиной.

После слов предстоятеля дети входят в храм и занимают места рядом с родителями (или поручителями) или все дети усаживаются рядом; таким образом выражается то, что они уже составляют часть общины.

В это время звучит Псалом 95(94) или 122(121), либо другое соответству ющее песнопение.

Литургия слова

325. Когда все займут свои места, вносится Священное Писание и с почтением помещается на амвоне. Предстоятель может в нескольких словах объяснить значение слова Божия, возвещаемого в христианской общине.

Затем начинается краткая Литургия слова.

Чтения и проповедь

326. Выбираются чтения, которые могли бы быть понятны детям, а также соответствовали бы программе катехизации, в которой дети участвуют, например:

Быт 12, 1_4а: Бог призывает Авраама.

Пс 33(32), 4_5.12_13.18_20.22.

Ин 1, 35_42 (или 35_39): Вот Агнец Божий. Мы встретили Мессию.

Либо:

Иез 36, 25_28: Новое сердце и новый дух.

Еф 4, 1_6а: Один Господь, одна вера, одно крещение.

Гал 5, 13_17.22_23а.24_25: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».

Мк 12, 28в_31: Первая из всех заповедей.

Лк 8, 4_9. 11_15: Притча о сеятеле.

Лк 19, 1_10: Закхей.

Ин 6, 44_47: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец».

Ин 13, 34_35: Заповедь новая.

Ин 15, 9_11 либо 12_17: «Да любите друг друга».

Другие чтения, ответные псалмы и стихи перед Евангелием см. ниже (п. 388).

После чтений должна следовать краткая проповедь предстоятеля, поясняющая библейские тексты.

327. Рекомендуется провести некоторое время в молчании, когда все дети, по совету предстоятеля, помолятся в глубине сердца.

После молитвы звучит соответствующее песнопение.

Вручение Евангелия

328. Пока исполняется песнопение, либо сразу же после него, можно вручить детям Евангелие. Перед этим должно быть краткое напутствие или краткая проповедь.

Вручая Евангелие, предстоятель произносит:

Прими и читай Благую Весть об Иисусе Христе, Сыне Божием.

Молитва

329. Затем следует молитва, выраженная например, следующими словами:

Предстоятель: Помолимся об этих детях, ваших сыновьях (и дочерях), ваших друзьях (и подругах), которые сегодня начали путь, ведущий ко Христу.

Чтец: Просим Тебя, Боже, о том, чтобы желание этих детей следовать за Христом возраста ло изо дня в день.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, чтобы, находясь в Церкви, они обретали в ней счастье и радость.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, чтобы время подготовки к таинству придало детям сил и твёрдости духа.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, удали от них страх и сомнения, чтобы они никогда не унывали.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, чтобы эти дети с радостью приняли таинства крещения, миропома зания и Евхаристии.

Все: Услышь нас, Господи.

Предстоятель произносит завершающую молитву:

Господи, Ты пробудил в сердцах этих детей желание стать настоящими христианами. Прими их молитвы и наши просьбы, и помоги им уверенно идти навстречу Тебе. Молим Тебя через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

После молитвы звучит соответствующее песнопение.

Если затем совершается Евхаристическая литургия, предстоятель отпускает катехуменов.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:

Исследования (Обряды покаяния)

330. Обряды покаяния, являющиеся важным этапом катехумената для детей, соответствуют исследованиям, имеющим место в Чине посвящения взрослых (п. 152_180). Поскольку они направлены к одной цели, можно использовать, изменяя по необходимости, тот порядок, который предлагается для исследований (п. 25,1; 154_159).

331. Исследования обычно проходят на последнем этапе подготовки к таинствам, поэтому для покаянных обрядов необходимо, чтобы вера и духовная подготовка детей приближались к представлению о том, какими они должны быть перед крещением.

332. В этих обрядах участвуют не только катехумены, но и их будущие крестные, а также, возможно, другие дети. Поэтому в подготовке к богослужению необходимо учитывать всех присутству ющих, чтобы могла быть духовная польза и для тех, кто не является катехуменом. Во время этих богослужений некоторые из детей, крещенных раньше и проходящих подготовку в этой же группе, могут впервые приступить к таинству покаяния. В этом случае следует позаботиться о том, чтобы в богослужении звучали напутствия, молитвенные прошения, молитвы и действия, принимающие во внимание этих детей.

333. Если катехумены должны принять таинства во время Пасхальных торжеств, то обряды покаяния совершаются во время Великого поста; в других случаях — в наиболее подходящее время. Необходимо, чтобы был совершен по крайней мере один обряд; если это не вызывает трудностей, то совершается второй. Тексты для второго обряда составляются по образцу текстов первого; для молитв и экзорцизма используют соответствующим образом измененные тексты, представленные в обрядах подготовки для взрослых (п. 164; 171; 178).

Введение

334. Предстоятель приветствует собравшихся, затем кратко объясняет, какое значение имеет этот обряд для каждой из групп участников — для детей-катехуменов, для крещеных, особенно для тех, кто в этот день впервые приступит к таинству покаяния, а также для их родителей и друзей, для священников и катехизаторов, и т.д., подчеркнув, что к каждому человеку обращена радостная весть об отпущении грехов, которая всем будет возвещена во славу милосердия Божия.

Можно выбрать соответствующее песнопение, чтобы ознаменовать веру в милосердие Божие и радость, которую дает эта вера.

335. Предстоятель завершает напутствие молитвой:

Помолимся.

Боже, добрый и милосердный, прощая грехи, Ты показываешь нам, как Ты нас любишь; освящая человека, Ты являешь Свою славу. Будь милосерден к нам, грешным, и, очистив нас от грехов, возроди наши сердца к новой жизни. Молим Тебя через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Либо:

Господи, удостой нас дара примирения, чтобы, очищенные от наших грехов, мы всегда Тебе служили, неся радость в сердцах наших. Молим Тебя через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Чтения и проповедь

336. Может быть прочитано одно или несколько чтений, например:

Иез 36, 25_28: Новое сердце и новый дух.

Ис 1, 16_18: Очищение от грехов.

Мк 1, 1_5.14_15: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Мк 2, 1_12: Исцеление расслабленного.

Лк 15, 1_7: Радость от обращения грешника.

1 Ин 1, 8 — 2, 2: Иисус Христос — наш Спаситель.

Можно также выбрать из тех чтений, которые предназначены для исследований:

Ин 4, 1_14: Иисус и Самарянка.

Ин 9, 1.6_9.13_17.34_39: Исцеление слепого от рождения.

Ин 11, 3_7.17.20_27.33б_45: Воскрешение Лазаря.

Если читается два или более чтений, между ними звучат псалмы или другие соответствующие песнопения (см. п. 388).

После чтений предстоятель произносит краткую проповедь, чтобы объяснить библейские тексты.

Молитва

337. Во время проповеди или после нее предстоятель предлагает всем размышление, которое бы способствовало покаянному настрою и внутреннему обновлению; некоторое время все пребывают в молчании.

Если среди присутствующих есть проходящие катехизазацию крещеные дети, предстоятель обращается и к ним, призывая их выразить свою веру во Христа Спасителя и раскаяться в совершенных грехах.

338. После некоторого времени тишины, когда все раскаиваются в своих грехах, предстоятель призывает собравшихся к молитве:

Помолимся о NN, которые готовятся к таинствам христианского посвящения. (Помолимся также и о NN, которые впервые примут прощение Божие в таинстве покаяния). И обо всех нас, уповающих на милосердие Христово.

Чтец: Помолимся, чтобы наши сердца открылись Христу Спасителю с любовью и верой.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, помоги нам искренне признать наши слабости и грехи.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Помолимся, чтобы в духе детей Божиих осознать свою вину.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, помоги нам исполниться сокрушения о грехах наших.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, избавь нас от наших прегреше ний и сохрани нас милосердно от всякого греха.

Все: Услышь нас, Господи.

Чтец: Просим Тебя, Боже, пусть пример Твоей Божествен ной любви научит нас прощать наших ближних.

Все: Услышь нас, Господи.

Можно использовать (с некоторыми изменениями) в качестве напутствия священника и молитвенных прошений тексты, приведенные ниже (п. 378, 382, 386).

Экзорцизм

339. Затем предстоятель, простирая руки над детьми, произносит молитву:

Помолимся.

Оітче милосердный, Ты отдал Возлюбленного Своего Сына, чтобы соделать детьми свободы всех людей, которые прежде были рабами греха. Обрати взор Свой на детей Своих и исполни их надежды. Они пережива ют искушения и осознают собственную вину. Выведи их из мрака и приведи к свету, чтобы они, очистившись от своих грехов, обрели мир и радость. Всегда храни их на жизненном пути. Молим Тебя через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Можно использовать также другие тексты молитвы (п. 392).

Возложение рук

340. Предстоятель обращается ко всем детям со словами:

Да укрепит вас сила Христа Спасителя, живущего и царствующего во веки веков.

Дети: Аминь.

Предстоятель возлагает в молчании руку на голову каждого кандидата.

Отпуст катехуменов

341. Затем предстоятель отпускает катехуменов, произнося такие или подобные слова:

Дороги е NN! Господь Иисус открыл вам Своё милосердие. Теперь идите домой с миром.

Дети: Благодаре ние Богу.

Либо, если дети остаются в храме, предстоятель предлагает им вернуться на свои места:

Дороги е NN! Господь Иисус открыл вам Своё милосердие. Возвраща йтесь на свои места и продолжа йте молиться вместе с нами.

342. После этого продолжается покаянное богослужение, в котором непосредственно участвуют крещенные ранее дети. Предстоятель произносит напутствие, после чего начинается исповедь. Первыми идут исповедоваться дети, которые впервые приступают к таинству покаяния, затем остальные верующие.

В завершение следует песнопение или молитва благодарения.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:

Совершение таинств посвещения

343. Чтобы яснее выразить пасхальный смысл крещения, рекомендуется совершать это таинство в Навечерие Пасхи или в воскресный день, когда Церковь воспоминает воскресение Христово (ср. Введение к Чину крещения детей, а также Чин христианского посвящения взрослых, п. 310).

344. Крещение должно совершаться во время Мессы, на которой новокрещеные впервые будут участвовать в Евхаристии. Епископ или священник, совершавший крещение, преподает новокрещеным миропомазание.

345. Если крещение совершается не в праздник Пасхи, служится Месса дня либо обрядовая Месса христианского посвящения. Чтения выбираются из числа предложенных в пункте 388; можно использовать также чтения воскресенья или праздника.

346. Детей, принимающих таинства, сопровождают восприемники, которых выбирают сами дети с согласия священника (ср. Введение, 43).

Литургия крещения

347. В богослужении участвуют дети со своими восприемниками, их родители, друзья и другие верующие. Начинается Месса. Совершается Литургия слова с указанными чтениями.

Затем следует проповедь.

Напутствие предстоятеля

348. После проповеди дети с родителями и восприемниками подходят к купели. Предстоятель обращается к родственникам детей, к их друзьям и ко всем верующим, напутствуя их такими или подобными словами:

Дороги е братья и сёстры! Обратимся к Богу, Отцу Всемогущему, с молитвой о NN, которые с согласия своих родителей просят о крещении, чтобы Он соделал их Своими детьми усыновле ния во Христе Иисусе.

Освящение воды

349. Затем предстоятель подходит к купели и произносит слова освящения воды:

Боже, Своею невидимою силою Ты творишь чудесные дела через знаки таинств.

Ты многими образами в истории спасения подготовил водную стихию, чтобы через неё являлась благодать крещения.

Боже, Твой Дух в начале носился над водами, чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения.

Боже, Ты показал образ возрожде ния в водах потопа и явил в нём начаток таинства, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетелям.

Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, чтобы народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещёного.

Боже, Твой Сын во Иордане от Иоанна крестился, был помазан Духом Святым и, взойдя на крест, источил из раны в боку кровь и воду, а по воскресе нии заповедал ученикам Своим: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обрати взор Твой на Церковь Твою и на тех, кого Ты удостаиваешь крещальных вод. Да примет эта вода Духом Твоим Святым благодать Единородного Твоего Сына, чтобы человек, созданный по образу Твоему, в таинстве крещения омылся от всякой скверны греха и удостоился нового рождения от воды и Духа Святого.

Предстоятель касается воды правой рукой и продолжает:

Молим Тебя, Господи: да снизойдёт на эти воды через Сына Твоего сила Духа Святого, чтобы все, через крещение погребённые со Христом в смерть, с Ним же в жизнь совоскре сли. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Можно использовать другие формулы освящения воды (см. п. 389).

350. В Пасхальное время, когда используется вода, освященная в Навечерие Пасхи, предстоятель произносит благодарственную молитву над освященной водой (см. п. 389), учитывая примечания, приведенные в конце.

Исповедание веры

Исповедание веры всей общиной

[351]. Перед отречением от зла и исповеданием веры детьми-катехуменами, предстоятель может призвать родителей и восприемников, а также всех верующих исповедовать свою веру:

Дороги е братья и сёстры! Сегодня, завершив длительную подготовку, NN примут крещение. Призванные Богом к новой жизни, они станут христианами.

В дальнейшем мы должны будем оказывать им ещё большую помощь. В первую очередь вы, родители, давшие своё согласие на их крещение: вы должны заботиться об их христианском воспитании. И все мы, готовившие их к сегодняшней встрече со Христом, должны будем помогать им возраста ть в вере.

Поэтому сейчас перед тем как дети будут исповедовать веру, давайте все вместе исповедуем нашу веру, которая есть вера Церкви.

Все вместе с предстоятелем говорят:

Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мёртвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего и оттуда придёт судить живых и мёртвых. Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресе ние тела, жизнь вечную. Аминь.

При желании может использоваться Никео-Константинопольский Символ веры (см. п. 186).

Затем предстоятель, обращаясь к кандидатам, говорит:

Теперь вы, NN, прежде, чем принять крещение, перед лицом Церкви отрекитесь от зла и исповедуйте вашу веру.

Исповедание веры детьми-катехуменами

352. Предстоятель, обращаясь к детям, кратко напутствует их такими или подобными словами:

Дороги е NN! Вы просите о крещении. К нему вы долго готовились.

Ваши родители дали своё согласие на то, чтобы ваше желание исполнилось. Вам помогали ваши катехиза торы, ваши друзья и товарищи. Все они сегодня обещали подавать вам пример веры и оказывать братскую помощь.

Через несколько минут вы примете крещение. Но прежде исповедуйте перед лицом Церкви вашу веру.

Отречение от зла

353. Предстоятель спрашивает всех детей:

А

Предстоятель: Спрашиваю каждого из вас: отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всех искушений его?

Дети: Отрекаюсь.

B

Предстоятель: Спрашиваю каждого из вас: отрекаешься ли ты от греха, чтобы жить в свободе детей Божьих?

Дети: Отрекаюсь.

Предстоятель: Отрекаешься ли от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над тобой?

Дети: Отрекаюсь.

Предстоятель: Отрекаешься ли от сатаны, виновника и князя греха?

Дети: Отрекаюсь.

Помазание елеем катехуменов

354. По решению Конференции Католических епископов России, этот обряд опускается.

Исповедание веры

355. Затем предстоятель, попросив восприемников назвать имена кандидатов, задает вопросы поочередно каждому ребенку:

N, веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли?

Ребенок: Верую.

Предстоятель: Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Единствен ного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Ребенок: Верую.

Предстоятель: Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресе ние тела и жизнь вечную?

Ребенок: Верую.

Сразу же после исповедания веры совершается крещение через погружение либо возлияние воды.

Обряд крещения

356. Предстоятель зачерпывает из купели крещальную воду и, троекратно возливая ее на склоненную голову кандидата, крестит его во имя Пресвятой Троицы:

N, я крещуі тебяі во иімя Отцаі,

возливает воду в первый раз,

и Сыіна,

возливает воду вторично,

и Святоіго Дуіха.

возливает воду в третий раз.

Восприемник возлагает правую руку на правое плечо ребенка.

Если крещение совершается через погружение, предстоятель крестит кандидата, погружая его или его голову в воду троекратно.

После крещения каждого кандидата верующие могут произнести или спеть короткое возглашение (см. п. 391_411).

357. Если сразу после крещения следует миропомазание, то помазание после крещения (см. п. 358) опускается, а совершаются другие пояснительные обряды.

Пояснительные обряды

Помазание святым миром после крещения

[358.] Если по какой-то особой причине непосредственно после крещения не совершается таинство миропомазания, то после погружения в воду или возлияния воды предстоятель в соответствии с принятым способом совершает помазание миром, произнося следующие слова сразу для всех новокрещеных:

Бог Всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший вас водою и Святым Духом и даровавший вам отпущение всех грехов, — Он Сам помазывает вас елеем спасения, чтобы, сопричтённые к святому Его народу, вы пребывали в единении со Христом — Священни ком, Пророком и Царём — ради жизни вечной.

Новокрещеные: Аминь.

Предстоятель в молчании помазывает святым миром темя каждого ребенка.

Если детей очень много, помазание могут совершать и другие священники или диаконы, участвующие в обряде.

Облачение в белую одежду

359. Предстоятель говорит:

NN, вы стали новым творением и облеклись во Христа. Примите белую одежду и сохраните её незапятнанной, вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Новокрещеные: Аминь.

Вручение зажженной свечи

360. Затем предстоятель, взяв в руки пасхал или прикоснувшись к нему, говорит:

Восприе мники, подойдите, чтобы передать свет новокрещёным.

Восприемники подходят и, зажигая свечи от пасхала, передают эти свечи детям. Затем предстоятель говорит:

Вы стали светом во Христе. Поступайте всегда как дети света, сохраните твёрдость веры, чтобы вместе со всеми святыми вы могли встретить грядущего Господа в Царстве Небесном.

Новокрещеные: Аминь.

Литургия миропомазания

361. После крещения, перед тем как начнется обряд миропомазания, может быть исполнено соответствующее песнопение.

362. Совершать обряд миропомазания можно в алтарной части храма или там, где совершалось крещение, в зависимости от местных условий.

Если крещение совершал епископ, подобает, чтобы он сразу совершил и миропомазание. В других случаях миропомазание может совершить сам предстоятель.

Если приступающих к миропомазанию детей очень много, предстоятелю могут помогать уполномоченные для этого служения священники (ср. п. 46).

363. Предстоятель обращается к новокрещеным с подобными словами:

Дороги е NN! Возродившись во Христе таинством крещения, вы соединились с Мистическим Телом Христа и были сопричтены к Его священническому народу. Пришло время принять Святого Духа, излитого на нас. Господь послал Его апостолам в день Пятидеся тницы, а они и их преемники передают Его крещёным.

Вы тоже примете обещанную Христом силу Святого Духа, благодаря которой вы сможете совершеннее уподобиться Христу, свидетельствовать о Его страданиях и воскресе нии, созидая Церковь — Тело Христово — в вере и любви.

Затем предстоятель (вместе с сослужащими священниками) со сложенными руками произносит:

Помолимся, возлюбленные братья и сёстры, Богу, Отцу Всемогущему, чтобы Он милостиво излил Святого Духа на этих крещёных. Да укрепит их Святой Дух Своими обильными дарами и Своим помазанием совершеннее уподобит их Христу, Сыну Божию.

Некоторое время все молятся в молчании.

364. Затем предстоятель и сослужащие священники простирают руки над теми, кому предстоит принять миропомазание. Предстоятель произносит:

Боже Всемогущий, Оітче Господа нашего Иисуса Христа, возродивший детей Своих водою и Святым Духом и избавивший их от греха; ниспошли на них Утешителя Духа Святого, дай им дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, исполни их духа страха Твоего. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

365. Затем служитель приносит предстоятелю святое миро. Каждый кандидат подходит к предстоятелю или, если так удобнее, предстоятель подходит к каждому кандидату. Восприемник кладет правую руку на плечо кандидата и называет предстоятелю его имя, либо имя называет сам кандидат.

Предстоятель слегка погружает большой палец правой руки в миро и наносит им знамение креста на чело помазуемого со словами:

N, примиі знаімение даіра Святоіго Дуіха.

Миропомазанный: Аминь.

Предстоятель добавляет:

Мир тебе.

Миропомазанный: И духу твоему.

Если епископу сослужат в совершении таинства другие священники, они принимают сосуды с миром от него.

Миропомазуемые подходят к предстоятелю или к сослужащим священникам, либо священники подходят к миропомазуемым. Помазание совершается, как описано выше.

Литургия Евхаристии

366. Символ веры опускается, сразу следует Молитва верных, в которой впервые принимают участие новокрещеные; некоторые из них участвуют в процессии с дарами.

367. В I Евхаристической молитве новокрещеные поминаются в молитве «Просим Тебя, Господи», а восприемники — в молитве «Помяни, Господи, чад Твоих» (см. п. 377). Если используется II, III или IV Евхаристическая молитва, в нее добавляются слова о новокрещеных (см. п. 412).

368. Крещенные дети, их родители, восприемники и миряне-катехизаторы могут причаститься под двумя видами.

Перед словами «Вот Агнец Божий» предстоятель может кратко напомнить о величии таинства Евхаристии, вершины посвящения и средоточия всей христианской жизни. Следует также уделить особое внимание тем, кто, будучи крещен в младенчестве, впервые приступает к Евхаристической Трапезе.

О времени мистагогии
(углубленного посвящения в таинство)

369. Необходимо некоторое время, называемое периодом мистагогии, для углубления веры новокрещеных детей. Рекомендации, касающиеся посвящения взрослых (п. 235_239), следует изменить так, чтобы они подходили для детей.