к содержанию вперед >> в конец >|

Прот. № 82

ДЕКРЕТ

Подготовленный Катехетической Комиссией при Конференции Католических Епископов России русский перевод «Чина христианского посвящения взрослых» был утвержден Конгрегацией Богослужения и таинств 14 октября 2000 г. (Прот. 261/98/L).

Издание этого текста, подготовленное к печати Издательством Францисканцев, ввожу во всеобщее употребление во всех католических приходах Российской Федерации.

Москва, 8 мая 2002 г.

Архиепископ

Тадеуш Кондрусевич ,
Митрополит Архиепархии
Божией Матери в Москве,
Председатель Конференции
Католических Епископов России

CONGREGATIO PRO CULTU DIVINO ET DISCIPLINA SACRAMENTORUM
Prot. 261/98/L

RUSSIAE LATINORIM

Instante Excellentissimo Domino Thaddaeo Kondrusiewicz, Administratore Apostolico Russiae Europaeae Septentrionali Latinorum, Praeside Conferentiae Episcoporum Latinorum Russicae Foederationis, litteris die 2 februarii 1998 datis, vigore facultatum huic Congregationi a Summo Pontifice IOANNE PAULO II tributarum, textum lingua russica exaratum partis Ritualis Romani cui titulus est «Ordo Initiationis Christianae Adultorum», prout in adiecto prostat exemplari, perlibenter confirmamus seu approbamus.

In textu imprimendo inseratur ex integro hoc Decretum, quo ab Apostolica Sede petita confirmatio conceditur. Eiusdem insuper textus impressi duo exemplaria ad hanc Congregationem transmittantur.

Contrariis quibuslibet minime obstantibus.

Ex aedibus Congregationis de Cultu Divino, die 14 octobris 2000.

GEORGIUS A. CARD. MEDINA ESTEVEZ
Praefectus
+ FRANCISCUS PIUS TAMBURRINO
Archiepiscopus a Secretis

Священная Конгрегация Богослужения

Прот. № 15/72

ДЕКРЕТ

II Ватиканский Собор предписал пересмотр Чина крещения взрослых и постановил, чтобы был восстановлен катехуменат (оглашение) взрослых, состоящий из нескольких ступеней. Это надлежало сделать таким образом, чтобы период катехумена та, предназначенный для подобающего наставления, был освящен обрядами, совершаемыми в разное время. Собор также постановил, чтобы в свете восстановленного катехумената были пересмотрены обряды как торжественного, так и простого крещения взрослых.

Во исполнение этих предписаний Конгрегация Богослуже ния подготовила новый Чин христианского посвящения взрослых, утвержденный Папой Римским ПАВЛОМ VI. Конгрегация опубликовала этот Чин, и объявляет настоящее издание типовым, взамен имеющегося в настоящее время в Римском Требнике Чина крещения взрослых. Конгрегация также постановля ет, что этот новый Чин может сразу же использоваться на латыни; он может также использоваться на каком-либо из современных языков со дня, указанного Конференцией епископов, после того, как соответствующий перевод, ею подготовлен ный, будет утвержден Апостольским Престолом.

Несмотря на какие бы то ни было указания, противореча щие нижеследующему.

Дано Священной Конгрегацией Богослужения 6 января 1972года, в торжество Богоявления.

Кардинал Артуро Табера
Префект

Анибале Буньини
Секретарь


ХРИСТИАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

Общее введение

1. Люди, освобожденные от власти тьмы через принятие таинств христианского посвящения, умершие со Христом, погребенные и воскресшие с Ним, обретают Духа усыновления и совершают со всем народом Божиим воспоминание смерти и воскресения Господа1 .

2. Будучи крещением привиты к Телу Христову, они становятся народом Божиим, а освободясь от власти тьмы через отпущение всех грехов, они возводятся в достоинство сынов усыновления 2. Возродившись от воды и Святого Духа, они становятся новым творением, и потому названы сынами Божиими и в действительно сти ими являются 3.

Принимая знамение Святого Духа в таинстве миропомазания, они более совершенно уподобляются Господу и исполняются Святого Духа, чтобы, свидетельствуя о Нем миру, в скором времени восполнить Тело Христово 4.

В Евхаристии они вкушают Тело Сына Человеческого и пьют Его Кровь, чтобы иметь жизнь вечную5, свидетельствуя о единстве народа Божия. Принося себя в жертву со Христом, они участвуют во всеобщей Жертве всего искупленного человечества 6, приносимой Богу Первосвященником, вознося молитвы о ниспослании Святого Духа, чтобы Его действием весь род человеческий стал единой семьей детей Божиих7.

Эти три таинства христианского посвящения тесно взаимосвя заны и приводят к полноте зрелости тех, кто исповедует Христа, исполняя миссию всего христианского народа в Церкви и мире8.

I.Значение таинства крещения

3. Крещение, врата жизни и Царства Божия, — это первое таинство нового Закона, которое Христос даровал всем людям, чтобы они могли удостоиться жизни вечной9, и которое затем с Благой Вестью вверил Своей Церкви, заповедав апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»10. Поэтому крещение прежде всего является таинством веры, благодаря которой люди, освещенные благодатью Святого Духа, дают ответ Благой Вести Христа. Церковь видит свою первостепенную задачу в том, чтобы наставлять людей, готовящихся ко крещению, а также их родителей и восприемников в той истинной и действенной вере, посредством которой они, соединившись со Христом, заключают Новый Завет либо укрепляют его. Этому служит подготовка ко крещению, Литургия слова и исповедание веры, сопровождающее таинство крещения.

4. Крещение — это таинство, пройдя через которое, человек входит в общину Церкви, чтобы вместе с общиной созидать «жилище Божие Духом»11, становясь царственным священством и народом святым12. Крещение образует сакраментальные узы единства для всех, кто ими ознаменован 13. В латинском обряде это непреходя щее действие выражается в тот момент совершения таинства, когда в присутствии народа Божия новокрещеный помазуется миром. Поэтому все христиане должны свято почитать таинство крещения, и непозволительно повторять его, если оно было совершено у разъединенных с нами братьев.

5. Омовение водой, сопровождаемое словом, чем, собственно, и является крещение 14, очищает людей от всякой скверны первородного и личного греха, делая их «причастниками Божеского естества» 15 и детьми усыновления 16. В молитвах благословения воды есть слова о том, что крещение — это омовение возрождения 17 и рождение свыше. Крещение во имя Пресвятой Троицы означает, что посвящаемые отныне принадлежат Ей, вступая в общение с Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Это главный момент в таинстве крещения; к нему подготавливают библейские чтения, молитва общины и троекратное исповедание веры.

6. Крещение превосходит все обряды очищения, предписанные древним Законом, потому что оно очищает силой тайны смерти и воскресения Господа. А тот, кто принимает крещение, соединяясь со Христом подобием Его смерти, погребается с Ним в смерть18, с Ним возвращаясь к жизни и с Ним воскресая 19. В крещении вспоминается и осуществляется Пасхальная тайна, означающая переход от смерти греха к жизни. Поэтому во время преподания таинства крещения, особенно в Навечерие Пасхи или в воскресенье, должна проявляться особая радость воскресения.

II.Обязанности служителей таинства

7. Подготовку ко крещению и христианское наставление осуществляет народ Божий, то есть Церковь, которая передает и поддерживает воспринятую от апостолов веру. При посредничестве Церкви Святой Дух призывает верных к следованию Евангелию и воспитывает принимающих крещение детей в вере Церкви. Поэтому очень важно, чтобы в процессе подготовки ко крещению наравне со священниками и диаконами принимали участие катехизаторы и представители церковной общины. Кроме того, желательно, чтобы во время совершения таинства крещения народ Божий представляли не только восприемники, родители и близкие родственники крещаемого, но также, по мере возможности, кто-то из его друзей и знакомых, а также представители общины, чтобы таким образом проявлялась общая вера и выражалась общая радость, с которой Церковь принимает новокрещеных.

8. Согласно древней традиции Церкви, взрослый человек не допускается ко крещению без свидетеля крещения, избранного из христианской общины, который помогает ему по меньшей мере на последнем этапе подготовки к таинству крещения, а после крещения заботится об укреплении его в вере и в христианском образе жизни.

При крещении ребенка должен присутствовать восприемник, который представляет не только семью крещаемого, пополненную в духовном плане, но и Церковь, являющуюся Матерью всех христиан. Он может помогать родителям заботиться о том, чтобы ребенок пришел к сознательному исповеданию веры, которое бы проявлялось во всей его жизни.

9. Восприемник участвует по меньшей мере в заключительных обрядах катехумената и в самом обряде крещения, чтобы при крещении взрослого свидетельствовать о его вере, а при крещении ребенка исповедовать вместе с его родителями веру Церкви, в которой крестят этого ребенка.

10. Восприемник, избранный катехуменом или его родными, должен обладать теми качествами, которые требуются для его участия в обрядах (см. 9), то есть:

1) он должен быть достаточно зрелым для исполнения своих обязанностей: он не может быть моложе шестнадцати лет, если епархиальный епископ не установит другой возрастной границы;

2) это должен быть человек крещеный и принявший два других таинства христианского посвящения — миропомазание и Евхаристию, а также живущий в согласии с верой и с теми обязанностями, которые он готов на себя принять;

3) он должен принадлежать к Католической Церкви; ничто не должно препятствовать исполнению им обязанностей восприемника по нормам канонического права. По желанию родителей, к участию в обрядах, кроме восприемника-католика, в качестве свидетеля крещения может быть допущен человек, крещенный в Церкви или общине, разъединенной с Католической Церковью, воспитанный в вере Христовой; при этом следует руководствоваться нормами по экуменичес ким вопросам, установленными для различных частных случаев.

11. Как правило, предстоятелями в таинстве крещения являются епископы, священники или диаконы. При совершении этого таинства им подобает помнить, что они действуют в Церкви от имени Христа и силой Святого Духа. Поэтому они должны быть усердны в возвещении слова Божия и в преподании таинства. Им следует также избегать всяких действий, которые могут быть истолкованы верующими как лицеприятие 20.

12. Епископы — главные домостроители тайн Божиих и руководители всей литургической жизни вверенной им Церкви21; они руководят преподанием таинства крещения, принимая которое, человек становится участником в царственном священстве Христа22. Поэтому совершение таинства крещения в Навечерие Пасхи является обязанностью епископа. Особенно это касается крещения взрослых и их подготовки к таинству.

13. Обязанностью настоятелей является помощь епископу в деле подготовки и крещения взрослых, наставление (при участии катехизаторов и прошедших специальную подготовку мирян) родителей и восприемников перед крещением детей, а также преподание таинства крещения детям.

14. Священники и диаконы, помогая епископу и настоятелям в их служении, готовят людей к таинству крещения и преподают его по поручению епископа или настоятеля.

15. При большом числе принимающих таинство предстоятелю могут помогать другие священники или диаконы, а также миряне— в тех обрядах, которые предусматривают их участие.

16. В отсутствие священника или диакона при опасности, угрожающей жизни некрещеного человека, крестить может, а в некоторых случаях даже обязан, любой верующий христианин, или даже не верующий, но руководствующийся должным намерением человек. Если нет непосредственной опасности смерти, таинство может совершать католик, по возможности используя краткий чин, который приводится ниже (278_294). Желательно, чтобы при этом присутствовали другие верующие, по крайней мере один или два свидетеля.

17. Католики-миряне, как христиане принадлежащие к священническому народу, должны знать необходимую формулу крещения в случае смертельной опасности. Особенно это касается родителей, катехизаторов, а также тех, чья деятельность связана с врачебной помощью — врачей (особенно хирургов), медсестер, акушеров и т.д. Об этом должны помнить священники, диаконы и катехизаторы, проводя по поручению епископа работу в приходах.

III. Что необходимо подготовить для таинства крещения

18. Вода, предназначенная для крещения, должна быть природной и чистой, как для подлинности сакраментального знака, так и из гигиенических соображений.

19. Крещальная купель или сосуд, в который наливают воду для крещения, совершаемого в пресвитерии, должны быть чистыми и красивыми.

20. В регионах с суровым климатом необходимо предусмотреть возможность подогрева воды.

21. Вода, которую использует для крещения священник, должна быть специально освященной для этой цели, кроме исключительных случаев. Если освящение воды совершалось в Навечерие Пасхи, эта вода сохраняется, по возможности, на протяжении всего Пасхального времени и используется для крещения, чтобы с большей силой подчеркнуть связь этого таинства с Пасхальной тайной. Вне Пасхального времени желательно, чтобы вода освящалась непосредственно во время совершения таинства, поскольку слова, произносимые при благословении воды, являются воспоминанием тайны спасения, возвещающейся Церковью. Если купель устроена в виде источника, то благословляют истекающую из него воду.

22. При крещении может совершаться как возлияние воды, так и погружение в воду, которое полнее выражает участие в смерти и воскресении Христа.

23. Слова, которыми в Церкви латинского обряда преподается крещение, таковы:

N., я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

(N., ego te baptizo in nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti).

24. В храме или в часовне, где совершается крещение, должно быть место для участия верующих в Литургии слова.

25. Купель или сосуд, наполняемые водой для крещения, должны быть предназначены исключительно для совершения таинства крещения и соответствовать значительности совершаемого — возрождения христиан от воды и Святого Духа. Независимо от того, где находится купель, — в часовне внутри храма или вне его, либо в какой-то части храма, открытой взорам верных — желательно, чтобы ее местонахождение позволяло собираться возле нее большому числу людей. По окончании Пасхального времени пасхал, с должным почитанием, должен находиться в том месте, где совершается крещение, чтобы зажигать его во время таинства и затем зажигать от него свечи новокрещеных.

26. Обряды, предшествующие крещению, которые совершаются вне часовни, предназначенной для крещения, могут проходить в любом месте храма, в зависимости от количества участвующих в них людей и от особенностей других частей богослужения. Если часовня не может вместить того количества людей, которые хотят присутствовать, можно выбрать другое, более подходящее место в храме.

27. Желательно крестить всех новорожденных одновременно, так как не следует без серьезного на то основания совершать таинство крещения в одном храме в один и тот же день более чем один раз.

28. Ниже будет подробнее сказано о времени преподания таинства, при этом всегда необходимо подчеркивать пасхальный характер крещения.

29. Настоятели должны тщательно вести записи в книге крещений, внося в нее имена новокрещеных, имена крестивших их священников, имена восприемников и родителей, а также дату и место крещения.

IV. Полномочия конференции епископов в период преобразований

30. Конференции епископов, как указывается в Конституции о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium, 63б), обладают полномочиями подготавливать в местных Требниках раздел, соответствую щий разделу в существующем издании Римского Требника, который был бы приспособлен к условиям отдельных регионов. Содобрения Апостольского Престола эти Требники можно использовать в тех регионах, для которых они предназначены.

В этом отношении Конференции епископов надлежит:

1) Определить объем преобразований, о котором говорится в Конституции о священной Литургии (п.39).

2) Детально и обстоятельно рассмотреть то, что может быть воспринято из местных традиций и обычаев; можно предлагать также иные изменения, которые кажутся полезными или необходимыми, и вводить их с разрешения Апостольского Престола.

3) Сохранить или изменить некоторые элементы существующих Требников, в зависимости от их соответствия Конституции о священной Литургии.

4) Подготовить переводы текстов, соответствующие особеннос тям различных языков и культур, дополнив их мелодиями для пения там, где это необходимо.

5) Изменить и дополнить комментарии к разделам Римского Требника, чтобы было более ясным значение обрядов ради более плодотворного их совершения.

6) При издании богослужебных книг, которое должно находиться в попечении Конференций епископов, составлять содержание этих книг таким образом, чтобы они были более удобны для использования пастырями.

31. На миссионерских территориях, в соответствии с нормами, содержащимися в пунктах 37_40 и в Конституции о священной Литургии (п.65), Конференции епископов должны рассматривать вопросы о том, насколько элементы инициации, использующиеся в культуре тех или иных народов, могут быть приспособлены к христианскому обряду крещения, и решать, следует ли их вводить в обиход.

32. В тех случаях, где Римский Требник предлагает несколько формул на выбор, в местные Требники можно добавить также другие тексты подобного содержания.

33. Важное значение имеют песнопения, сопровождающие обряды крещения, — они создают атмосферу единения и способствуют общей молитве, в них звучит пасхальная радость, с которой должны совершаться эти обряды. Поэтому Конференции епископов могут позаботиться о том, чтобы литургические тексты были дополнены соответствующими мелодиями.

V.Полномочия предстоятеля

34. Предстоятель может свободно использовать различные варианты обрядов, принимая во внимание обстоятельства и пожелания верующих.

35. Помимо вариантов, предусмотренных в Римском Требнике для диалогов и благословений, предстоятель может вносить и другие изменения, а именно те, о которых идет речь во введении к Чину крещения детей и взрослых.

ХРИСТИАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Богословское и пастырское введение

1. Чин христианского посвящения, представленный ниже, предназначен для взрослых, которым была возвещена тайна Христа и которые под влиянием Святого Духа, открывшего их сердца, свободно и сознательно ищут Бога, идя по пути веры и обращения. В процессе подготовки они получают духовную помощь и в соответствующее время принимают таинства.

2. В чин христианского посвящения взрослых входят не только обряды, непосредственно связанные с таинствами крещения, миропомазания и Евхаристии, но и все обряды катехумената — необходимого и важного периода подготовки, существовавшего в древней Церкви и сейчас возвращенного для использования в современной миссионерской деятельности во всем мире. На II Ватиканском Соборе было постановлено восстановить катехуменат, преобразо вав его в соответствии с существующими традициями 23.

3. Учитывая различные условия и обстоятельства, связанные как с отдельными людьми, так и с целыми приходами и миссиями, обряды посвящения даны в различных формах: а) в полной, или общей, форме, предназначенной для подготовки большого количества людей (ср. п.68_239); их можно адаптировать для подготовки одного человека; б) в упрощенной форме, предназначенной для особых случаев; их можно использовать полностью в одном обряде (п.240_273) либо разделить на несколько этапов (п.274_277); в) в краткой форме, предназначенной для тех, чья жизнь находится в опасности.

I. Порядок посвящения взрослых

4. Посвящение взрослых проходит поэтапно, в нем принимает участие община верующих, которые вместе с катехуменами размышляют над Пасхальной тайной, углубляя свое обращение, и собственным примером помогают катехуменам более полно довериться действию Святого Духа.

5. В чине посвящения предусмотрено, что ко крещению приходят люди с различным духовным уровнем, зависящим от их сознатель ного сотрудничества с действием Божией благодати, от деятельно сти Церкви и от других обстоятельств.

6. Этот путь, кроме различных периодов исканий и духовного роста (ср. п.7), включает так называемые ступени, преодолевая которые катехумен словно проходит через врата каждой из них к следующей ступени.

1) Первая ступень завершает этап начального обращения человека, выразившего желание стать христианином, когда Церковь принимает его как катехумена.

2) Вторая ступень завершает период катехумената, когда человек, углубивший и укрепивший свою веру, допускается к непосредственной подготовке к таинствам.

3) Третья ступень завершает духовную подготовку к таинству крещения, после которой человек становится христианином.

Эти три ступени в христианском посвящении должны рассматриваться как главные, наиболее серьезные моменты. Они сопровождаются литургическими обрядами: обрядом принятия в катехуменат, обрядом избрания и совершением таинства крещения.

7. Эти ступени предшествуют очередному периоду исканий и духовного роста либо завершают какой-то период:

а) начальный период — это время определения взглядов человека, пришедшего в Церковь, в чем ему помогает евангелизация и «прекатехуменат»; завершается этот период принятием в катехуменат;

б) второй период, начинающийся с момента вступления в катехуменат, может продолжаться несколько лет и включает в себя катехизацию и некоторые обряды; он завершается в день избрания;

в) следующий период, менее продолжительный, обычно совмещен с подготовкой к Пасхальным торжествам и таинствам. Это время очищения и просвещения;

г) заключительный период, продолжающийся в течение всего Пасхального времени, посвящен «мистагогии», то есть углублению христианского опыта силой таинств, приносящих духовные плоды, а также более полному единению с христианской общиной.

Итак, существуют четыре продолжительных периода: «прекатехуменат»— время первой евангелизации; «катехуменат» — время прохождения полной катехизации; период «очищения и просвещения»— время более глубокой духовной подготовки; «мистагогия» — обретение нового опыта христианской жизни.

8. Христианское посвящение — это первое сакраментальное участие в смерти и воскресении Христа. Учитывая то, что период очищения обычно происходит во время Великого поста24, а мистагогия — в Пасхальное время, христианское посвящение носит пасхальный характер. Переживание Великого поста оказывает определенное воздействие на подготовку ко крещению, поэтому Навечерие Пасхи является наиболее подходящим временем для совершения таинств посвящения 25.

Конечно, исходя из пастырских соображений, таинство посвящения может совершаться и в другое время.

Евангелизация и «прекатехуменат»

9. Чин посвящения начинается с принятия в катехуменат, однако предшествующий ему период, или «прекатехуменат», имеет очень большое значение, и от него желательно не отказываться. Он открывает возможность евангелизации, в которой Церковь с искренностью и постоянством возвещает истину о живом Боге и об Иисусе Христе, Которого Он послал для спасения всех людей, чтобы сердца тех, кто еще не стал христианином, открылись Святому Духу, чтобы они могли уверовать и сознательно встать на путь, ведущий к Господу, с доверием обратиться к Тому, Кто есть путь, истина и жизнь, Кто исполняет все их духовные ожидания и даже превосходит их26.

10. Благодаря евангелизации, осуществляемой Богом с помощью Своих апостолов, зарождается вера и начинается обращение, человек готов отвратиться от греха и прийти к тайне Божественной любви. Период прекатехумената, предназначенный для евангелиза ции, необходим для того, чтобы у человека появилось стремление следовать за Христом и просить о крещении.

11. В этот период катехизаторы, диаконы и священники, а также миряне должны соответствующим образом объяснить пришедшим в Церковь людям суть Благой Вести, помочь им соединить свои стремления с Божией благодатью, сделать более открытым их общение с другими верующими.

12. Учитывая местные условия, Конференции епископов могут обозначить, кроме обычной для прекатехумената евангелизации, условия принятия людей, склоняющихся к принятию христианства, хотя еще не вполне верующих.

1) Это принятие происходит в свободной обстановке и без совершения литургических обрядов, с уважением к добрым намерениям кандидатов, которые еще нельзя назвать верой.

2) Принятие совершается с учетом различных обстоятельств, в том числе и необходимости для начала познакомить таких людей с христианской общиной, чтобы они ощутили дух христианства. Так как не каждый человек, по разным причинам, пожелает сразу вступить в катехуменат, достаточно в таком случае какой-то инициативы с его стороны или со стороны общины.

3) Принятие происходит в присутствии общины, при этом создается обстановка для возможности непринужденного общения. Гостя представляет кто-то из близких, а священник или какой-либо представитель общины его приветствует и принимает.

13. На протяжении всего прекатехумената священники должны молиться об этих людях.

Катехуменат (оглашение)

14. Основополагающее значение имеет обряд принятия в катехуменат, так как люди, выразившие желание стать христианами, впервые сообщают об этом Церкви, а Церковь, выполняя апостольскую миссию, принимает тех, кто желает к ней присоединиться. Бог одаривает их Своей благодатью во время совершения обряда, а первое благословение становится знаком принятия катехуменов Церковью.

15. На предыдущем этапе кандидаты в катехуменат должны были усвоить основы духовной жизни и христианского учения27, а именно: начальную веру, укрепившуюся во время прекатехумената, начальное обращение, решение изменить свою жизнь и войти в общение с Богом во Христе, для чего необходим дух покаяния и молитвы, а также опыт общения с христианской общиной.

16. Насколько человеку удалось встать на духовный путь28, оценивает священник с помощью поручителей (ср. п.42) и катехизаторов. Кроме того, помня о силе и действенности таинств (ср.Общее введение, 4), священник должен следить за тем, чтобы не допустить повторного крещения по какой-либо причине.

17. После окончания обряда принятия в катехуменат необходимо своевременно записать в специальную книгу имена и фамилии катехуменов, священника, совершавшего богослужение, и поручителей, а также указать дату и место.

18. С момента принятия в катехуменат человек принадлежит дому Христа29. Церковь по-матерински окружает его любовью и заботой, насыщая словом Божиим и благодатью, обретаемой в литургии. Катехумены участвуют в Литургии слова, получают благословения и сакраменталии. Если кто-то в период катехумената вступает в брак с катехуменом или с человеком, не готовящимся ко крещению, следует использовать специальный обряд, предусмотренный в Чине венчания. Если человек уходит из жизни, находясь в катехуменате, необходимо совершить обряды христианского погребения.

19. Катехуменат — это продолжительный период духовной подготовки, включающий наставление во всей полноте христианской жизни30, в это время формируются духовные ориентиры человека, приведшие его на этот путь. Это происходит следующим образом:

1) Катехизация, проводимая священниками, диаконами или специально подготовленными катехизаторами, постепенно проясняет основные вопросы веры и нравственные проблемы; кроме того, катехизация связана с событиями литургического года и дополнена участием в Литургии слова. Ее целью является не только знание катехуменами догматов и заповедей, но и глубокое познание тайны спасения, к которой они стремятся приобщиться.

2) Получая в доброжелательной атмосфере опыт христианской жизни, видя положительный пример и поддержку своих восприемни ков и всей общины, человек учится молитве и свидетельству веры, стараясь во всем соблюдать заповеди, позволяя действовать в себе Божией благодати, совершая дела милосердия и любви к ближним до самоотречения. Будучи подготовленным таким образом, новообращенный начинает духовный путь, переходя от ветхого человека к новому, совершенному во Христе, верою приобщаясь к тайне Смерти и Воскресения. Этот переход, предполагающий постепенное изменение убеждений и образа жизни, должен проявиться в социальных последствиях и постепенно осуществляться во время катехумената. Поскольку «Господь, в Которого веруют, есть предмет пререканий, обращенный человек нередко испытывает раздоры и разделения, но также и радость, которую Бог дарует без всякой меры»31.

3) В богослужениях, очищающих и укрепляющих катехуменов на пути духовного роста, и в благословении, которое они получают, выражается поддержка Матери-Церкви.

Поэтому так важны Литургии слова, совершающиеся для катехуменов, в которых они активно участвуют. Они могут приходить и на общую Литургию слова, чтобы лучше подготовиться к участию в Евхаристии. Если возможно, перед началом Евхаристической литургии следует отпускать катехуменов согласно существующему обычаю. Ожидая крещения, они готовятся присоединиться к народу священническому и участвовать в новозаветном почитании Христа.

4) Апостольская жизнь Церкви учит катехуменов принимать участие в евангелизации и в созидании Церкви свидетельством жизни и исповеданием веры32.

20. Продолжительность катехумената зависит прежде всего от действия Божией благодати, а также от ряда других обстоятельств — программы катехизации, количества проходящих подготовку людей, диаконов и священников, осуществляющих подготовку, от возможности людей приезжать на место катехизации и т.д. Поскольку нельзя всего учесть заранее, епископ, устанавливая время продолжительности катехумената, обязан контролировать его осуществле ние. Конференции епископов, учитывая этнические и географичес кие условия33 , могут принимать конкретные решения по этому вопросу.

Период очищения и просвещения

21. Период очищения и просвещения обычно совпадает с Великим постом. Не только для катехуменов, но и для всех верующих время Великого поста, проходящее в духе покаяния, помогает их внутреннему обновлению, подготавливая к переживанию Пасхальной тайны, в которую через принятие таинств посвящения включаются отдельные личности 34. Таким образом Великий пост помогает полнее подготовиться ко крещению, а также вновь пережить свое крещение уже крещеным 35.

22. На второй ступени начинается процесс очищения и просвещения, который необходим для более глубокой духовной подготовки. Этот период завершается «избранием», то есть, Церковь допускает к таинствам тех, кто успешно прошел подготовку и готов принять таинства в ближайшее время. Этот обряд называется «избранием», потому что Церковь, допуская людей к таинствам, действует от имени Бога, совершающего избрание. Он также носит название обряда «записи имен», так как кандидаты вписывают свои имена в книгу избранных, что становится порукой их верности.

23. От катехуменов требуется обращение сердца, изменение убеждений, достаточное знание учения Церкви, жизнь в духе веры и любви. Необходимо, кроме того, испытать, достойны ли они стать избранными. Во время совершения обряда они выражают свои намерения, а епископ или назначенный им священник в присутствии общины сообщает о своем решении. Избрание, совершаемое с такой торжественностью, является одним из наиболее важных моментов всего катехумената.

24. Со дня избрания катехуменов называют «избранными», а также «просящими о крещении» (competentes), потому что их общим стремлением является принятие таинств Христа и дара Святого Духа. Также их называют «просвещаемыми» (illuminandi), потому что крещение иногда называется «просвещением», а принимающие крещение наполняются светом веры. В современном употреблении могут встречаться и другие термины, более понятные и более соответствующие особенностям различных языков и культур.

25. На этом этапе подготовки в гораздо большей мере необходимо сосредоточение духа, чем катехизация. Целью становится очищение сердца и мыслей через испытание совести и покаяние, а также просвещение, наступающее при глубоком познании Христа Искупителя. Вэто время совершаются различные обряды, в частности исследования и обряды вручения Символа веры и Молитвы Господней.

1) Исследования, торжественно совершающиеся по воскресень ям, имеют двойное значение. Они позволяют кандидатам понять, что все, что есть в их сердцах поврежденного, слабого или грешного, должно исцелиться, а то, что есть в них благородного, ценного и святого, должно обрести силу. Таким образом, исследования, освобождая кандидатов от греха и зла, укрепляют их силы во Христе, который становится для них путем, истиной и жизнью.

2) Обряды вручения, в которых Церковь передает избранным древние документы веры и молитвы, то есть Символ веры и Молитву Господню, ведут к просвещению катехуменов. Символ веры, напоминая о великих делах Божиих, совершенных для спасения человечества, наполняет избранных верой и радостью. В Молитве Господней избранные глубже приобщаются к духу усыновления, благодаря которому они, присутствуя на Евхаристии, будут называть Бога Отцом.

26. Непосредственная подготовка к таинствам.

1) Необходимо изложить порядок, который соблюдается в Святую субботу: отменяется, насколько это возможно, обычная работа, время следует проводить в молитве и размышлениях и соблюдать пост по мере возможности 36.

2) Если избранные собираются вместе в Святую субботу, в этот день могут быть совершены такие обряды, как возвращение Символа веры, обряд «Еффафа», выбор христианского имени и помазание елеем катехуменов, если предусмотрен этот обряд.

Таинства посвящения

27. Таинства крещения, миропомазания и Евхаристии представляют собой заключительную ступень. Пройдя через таинства, избранные получают отпущение грехов, присоединяются к народу Божию, становятся детьми усыновления. Дух Святой препровождает их в обетованную полноту времен, а в Евхаристической жертве они приобщаются к благам Царства Божия.

а) Литургия крещения взрослых

28. Крещение, совершающееся в момент возлияния воды во имя Пресвятой Троицы, подготавливается освящением воды и исповеданием веры. Эти два обряда тесно связаны со знаком очищения водой.

29. В обряде освящения воды вспоминается ее искупительное значение в Пасхальной тайне, и в этом обряде впервые упоминается Пресвятая Троица. Вода получает сакраментальное значение, символизируя начало совершения спасительной тайны Бога.

30. В обрядах отречения от зла и исповедания веры люди, принимающие крещение, свидетельствуют с живой верой о Пасхальной тайне, воспоминание которой совершалось в обряде благословения воды и в тайносовершительных словах предстоятеля. Взрослые приобщаются к спасению только тогда, когда сознательно стремятся с помощью веры принять дар Бога. Вера, тайну которой они принимают, — это не только вера Церкви, но и их собственная вера. Вера должна быть активной, ведь, принимая таинство, они не участвуют в нем пассивно, а сознательным усилием воли заключают завет с Христом, отрекаясь от заблуждений и вручая себя истинному Богу.

31. Исповедав с живой верой Пасхальную тайну Христа, кандидаты подходят к купели и принимают таинство, выраженное в омовении водой. После того, как они исповедали веру в Пресвятую Троицу, Сама Троица, во имя Которой совершается таинство, причисляет кандидатов к усыновленным детям Божиим, присоединяя их к народу Божию.

32. Омовение водой является знаком мистического участия в смерти и воскресении Христа, посредством которого верующие во имя Его умирают для греха и воскресают для жизни вечной. Обряд погружения в воду или возлияния воды должен символизировать, что омовение — это не просто обряд очищения, но таинство союза со Христом, и обряд выбирается в соответствии с тем, что представляется наиболее подходящим в конкретных условиях и с учетом различных традиций.

33. Помазание миром после крещения указывает на принадлеж ность крещеных к царственному священству и к народу Божию. Белая одежда — это символ их нового достоинства, а зажженная свеча напоминает, что они призваны, чтобы жить, как сыны света.

б) Литургия миропомазания взрослых

34. Согласно старому обычаю, сохранившемуся в богослужении латинского обряда, сразу после крещения взрослых, если нет каких-либо серьезных препятствий, совершается миропомазание (п.44). Такое соединение подчеркивает единство Пасхальной тайны, тесную взаимосвязь между миссией Сына и сошествием Святого Духа, единство таинств, в которых на крещеных нисходят Отец, Сын и Святой Дух.

35. Поэтому в пояснительных обрядах крещения опускается помазание после крещения (ср. п.224), так как в это время совершается миропомазание.

в) Первое участие новокрещеных в Евхаристии

36. Затем совершается Евхаристическая литургия, в которой крещеные впервые принимают таинство Евхаристии, углубляя свое посвящение. Возведенные в достоинство царственного священства, они активно участвуют в Молитве верных и, если это возможно, в процессии с дарами. Вместе со всей общиной они принимают участие в Жертве и произносят Молитву Господню, в которой выражен полученный в таинстве крещения дух усыновления. Принимая Тело и Кровь Христа, они в принятых Дарах обретают силы и предвкуша ют дары вечные.

Период «мистагогии» (углубленного посвящения в таинство)

37. После завершения последнего этапа вся община вместе с новокрещеными совершенствуется в познании Пасхальной тайны и воплощении ее в своей жизни, размышляя над Евангелием, участвуя в Евхаристии и совершая дела милосердия. Период мистагогии — заключительный этап христианского посвящения.

38. Более полное и плодотворное понимание новокрещеными Пасхальной тайны достигается благодаря углубленной катехизации, а особенно благодаря опыту, обретенному в принятых таинствах. Новокрещеные чувствуют, как душа обновляется, они ближе ощущают Благую Весть, соединяясь со Святым Духом и убеждаясь, как благ Господь. Возрастающий христианский опыт, войдя в их жизнь, становится источником нового понимания веры, Церкви и мира.

39. Принятие таинств углубляет понимание Священного Писания, а также позволяет лучше узнать людей, обогащая отношения в общине верующих, делая их более простыми и благожелательными. Период мистагогии имеет большое значение для того, чтобы новокрещеные с помощью своих восприемников могли создать братские отношения с общиной верующих, принести им новый взгляд на действительность и побудить их к обновлению жизни.

40. Итак, основное значение этого периода для новокрещеных заключается в личном переживании таинств и в общении с другими верующими. Важную роль в этом играют Святые Мессы для новокрещеных, то есть, воскресные Мессы Пасхального периода. Эти богослужения, кроме возможности встречи с общиной и принятия таинств, позволяют новокрещеным услышать относящиеся непосредственно к ним чтения Священного Писания — особенно это касается чтений литургического цикла «А». Вся христианская община должна участвовать в этих Мессах вместе с новокрещеными и их восприемниками. Тексты Месс Пасхального времени можно использовать и в тех случаях, когда посвящение совершается вне Пасхального периода.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ

41. Кроме того, что объяснялось в общем введении (п.7), все христиане, представляющие народ Божий, должны помнить о том, что посвящение взрослых — миссия каждого крещеного 37, и, выполняя свое апостольское предназначение, им следует оказывать помощь тем, кто ищет Христа. Среди обязанностей повседневной жизни, как и в апостольском служении, на каждом ученике Христа лежит ответственность за распространение веры в меру своих возможностей 38. Следовательно, община должна помогать людям, пришедшим в Церковь для того, чтобы принять крещение, а также помогать катехуменам в течение всего времени их посвящения, включающего прекатехуменат, катехуменат и период мистагогии.

1) Во время евангелизации и прекатехумената верующие должны помнить, что апостольство Церкви и всех ее членов направлено прежде всего на то, чтобы словом и делом явить миру весть Христову и передать ему благодать Христа39. Поэтому они должны поддерживать дух христианской общины, а также делать все для того, чтобы пришедшие в Церковь люди могли найти в ней возможность общения, личной беседы и участия в жизни общины.

2) Верующие по возможности должны присутствовать на богослужениях катехумената, участвуя в ответах, молитве и песнопениях.

3) В день избрания верующие должны присутствовать, чтобы дать справедливое свидетельство о катехуменах, помня о том, что речь идет о пополнении общины.

4) Во время Великого поста, то есть, в период очищения и просвещения, верующие должны участвовать в обрядах исследова ний и вручения, подавая катехуменам пример обновления в духе покаяния, веры и любви. Особенно это касается обновления обетов, данных при крещении, которое происходит в Навечерие Пасхи.

5) В период мистагогии верующие должны принимать участие в Мессах для новокрещеных, стараясь с любовью оказывать им поддержку, чтобы они ощущали радость принадлежности к христианской общине.

42. Кандидата, желающего вступить в катехуменат, должен представлять в роли поручителя кто-либо из верующих. Это может быть человек, который лично знает кандидата и может свидетельство вать о его жизни, вере и намерениях. Вполне возможно, что этот человек позже, в период очищения и просвещения и в период мистагогии, уже не будет выполнять роль восприемника; в этом случае эти обязанности берет на себя другой человек.

43. Восприемник 40 — это человек, который обладает положительны ми качествами и может стать хорошим примером для того, кто готовится ко крещению. Восприемника избирает сам катехумен; по поручению священника он сопровождает кандидата в день избрания, в день крещения и в течение всего периода мистагогии. Он должен показать катехумену значение Евангелия на примере своей жизни, помочь ему в преодолении сомнений и трудностей; он также наблюдает за его духовным ростом после крещения. Катехумен должен выбрать себе восприемника перед обрядом избрания, где этот человек дает свидетельство о катехумене перед общиной. Он выполняет свою задачу и после того, как новокрещеный принимает таинства, помогая ему остаться верным обетам, данным при крещении.

44. Епископ41 (лично или через своего представителя), должен организовать подготовку катехуменов пастырями и катехизаторами, руководить этой подготовкой, а также допускать катехуменов к избранию и к принятию таинств. Обряд избрания, а также таинства посвящения взрослых в Навечерие Пасхи подобает совершать епископу. В силу своего пастырского служения епископ может уполномочить катехизаторов, прошедших соответствующую подготовку, для совершения малых экзорцизмов 42.

45. Обязанностью священников, кроме совершения таинств крещения, миропомазания и Евхаристии 43, является пастырская забота о катехуменах 44, особенно о тех, которые пребывают в нерешительно сти и тревоге. Священники должны обеспечить катехизацию с помощью диаконов и катехизаторов, а также утверждать выбор восприемников, помогать восприемникам, поддерживая их в исполнении их обязанностей. Во время совершения обрядов посвящения они должны заботиться об их достойном совершении и о том, чтобы были учтены принятые преобразования (ср. п.67).

46. Когда священник, в случае невозможности присутствия епископа, совершает крещение взрослого, или ребенка, достигшего возраста катехизации, он совершает и миропомазание, если это таинство не перенесено на другое время (ср. п.56)45.

Если таинство миропомазания совершается для большого числа людей, предстоятель может проводить его в сослужении с другими священниками, которые:

а) занимают какую-то должность в епархии, а именно, являются генеральными викариями, епископскими викариями, окружными викариями или теми, кто, будучи уполномочен епархиальным епископом, выполняет эквивалентные служения;

б) являются настоятелями в тех приходах, к которым принадлежат принимающие миропомазание, или теми, кто непосредственно руководил подготовкой к миропомазанию 46.

47. Диаконы должны помогать подготовке к таинствам. Если Конференция епископов утвердит постоянный диаконат, необходимо, чтобы диаконов было достаточно для осуществления катехумената в соответствии со ступенями и периодами там, где это необходимо 47.

48. Служение катехизаторов имеет большое значение для духовного роста катехуменов и всей общины. Они должны по возможности принимать активное участие в обрядах. Проводя катехизацию, они должны обращать внимание на то, чтобы обучение, учитывающее уровень катехуменов и богатство местных традиций, соответствова ло духу Евангелия, объясняло литургическую символику и было связано с событиями литургического года. Уполномоченные епископом, они могут совершать малые экзорцизмы (ср. п.44) и благословения 48, тексты которых помещены в пунктах 113_124.

III. ГДЕ И КОГДА СОВЕРШАЕТСЯ ПОСВЯЩЕНИЕ

49. Совершение обрядов посвящения должно быть организовано таким образом, чтобы таинства совершались в Навечерие Пасхи, а избрание осуществлялось в первое воскресенье Великого поста. Другие обряды должны совершаться, как об этом говорится в пунктах 6_8 и 14_40. Однако исходя из пастырских соображений, все эти обряды могут совершаться и в другое время (ср. п.58_62).

Обычное (наиболее подходящее для совершения обрядов) время

50. Выбирая время для совершения обряда принятия в катехуменат, необходимо учитывать следующее:

1) Это не должно быть слишком рано. Необходим определенный срок, для того чтобы убедиться, что кандидаты в катехуменат готовы углублять свою веру, имея первые знаки обращения (ср. п.20).

2) Если кандидатов в катехуменат меньше, чем обычно, можно немного подождать, чтобы собрать группу, подходящую для проведения катехизации и совершения литургических обрядов.

3) Рекомендуется определить два дня в году (если необходимо— три), наиболее подходящих для обычного совершения этого обряда.

51. Обряд избрания кандидатов для крещения, или обряд записи имен, обычно совершается в первое воскресенье Великого поста. При необходимости он может совершаться раньше или позже, в том числе и в будние дни.

52. Исследования проходят в третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, а в случае необходимости в другие воскресенья Великого поста или в какие-либо другие дни. Исследований должно быть три, однако по серьезным причинам епископ может освободить от одного или от двух из них, в виде исключения. Если обряд избрания из-за недостаточного количества времени совершается раньше, первое исследование проводится тоже раньше, при этом период очищения и просвещения не должен длиться дольше восьми недель.

53. Обряды вручения, совершаемые после исследований, по древней традиции проходят в период очищения и просвещения. Они совершаются в течение недели. Вручение Символа веры происходит в течение недели после первого исследования, а вручение Молитвы Господней — после третьего исследования. Чтобы обогатить богослужения в период катехумената, обряды вручения могут быть совершены раньше — во время катехумената в качестве «обрядов перехода» (ср. п.125_126).

54. Если в Святую субботу избранные не работают, проводя время в духовных размышлениях (ср. п.26), можно их собрать в этот день и совершить обряды, непосредственно подготавливающие их ко крещению: обряд возвращения Символа веры, обряд «Еффафа», выбор христианского имени, а также помазание елеем катехуменов (ср. п.193_207).

55. Таинства посвящения взрослых должны совершаться в Навечерие Пасхи (ср. п.8 и 49). Если катехуменов слишком много, некоторые из них могут принять таинства в Пасхальную ночь, а остальные — во время Октавы Пасхи, как в кафедральных соборах, так и в других храмах. В этом случае используется последование Мессы дня или Мессы при совершении крещения, а чтения можно выбрать из чтений Навечерия Пасхи.

56. В некоторых случаях миропомазание может быть отложено до конца периода мистагогии, например, до Пятидесятницы (ср. п.237).

57. В каждое воскресенье после Пасхи для новокрещеных совершаются Мессы, на которые приглашают новокрещеных, их восприемников и всю общину (ср. п.40).

О совершении обрядов вне обычного времени

58. Очень важно так организовать совершение обрядов посвящения, чтобы таинства совершались в Навечерие Пасхи. Однако в исключительных случаях допускается совершение обряда избрания не во время Великого поста. Допускается также совершение таинств не в Навечерие Пасхи. В обычных обстоятельствах, но только по серьезной причине пастырского характера (например, если должно быть крещено очень много людей), можно выбрать другое время для совершения таинств посвящения.

В этих случаях передвигается и момент включения в литургический год, но структура всего чина посвящения при этом остается прежней. Далее в тексте приводится порядок изменений.

59. Таинства посвящения совершаются по возможности в воскресенье. При этом используется последование Мессы дня либо Мессы при совершении крещения (ср. п.55).

60. Обряд принятия в катехуменат совершается согласно п.50.

61. Обряд избрания совершается примерно за шесть недель до крещения, таким образом, чтобы было достаточно времени для исследований и обрядов вручения. День избрания не должен совпадать с каким-либо торжеством литургического года. Следует использовать чтения, указанные в Требнике; при этом используется последование Мессы дня либо обрядовой Мессы.

62. Исследования не совершаются в торжества; их можно совершать в воскресные дни или в другие дни недели, соблюдая необходимые интервалы. Чтения используются в соответствии с Требником. Последование Святой Мессы соответствует дню литургического года; можно совершать обрядовую Мессу (ср. п.374а).

Место совершения обрядов

63. Обряды должны совершаться в подобающем месте. Необходимо принять во внимание условия, существующие на миссионерских территориях.

IV. ПОЛНОМОЧИЯ КОНФЕРЕНЦИИ ЕПИСКОПОВ В ПЕРИОД ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

64. Помимо преобразований, о которых говорилось в общем введении (п.30_33), Конференции епископов могут вносить изменения в Чин посвящения взрослых.

65. Конференции епископов могут принять следующие решения:

1) Определить правила принятия в прекатехуменат тех, кто склоняется к принятию христианства, не являясь при этом верующим (ср. п.12).

2) В тех регионах, где продолжают существовать языческие культы, в обряд принятия в катехуменат можно включить первый экзорцизм и первое отречение от зла (п.78_80).

3) Там, где по традиции прикосновение не является допустимым, установить правила совершения помазания, при котором знак креста совершается на некотором расстоянии от чела помазуемого (п.83).

4) Если в нехристианских религиях данного региона существует традиция давать в самом начале новое имя тем, кто готовится к обрядам посвящения, постановить, чтобы новое имя давалось уже во время обряда принятия в катехуменат (п.88).

5) В соответствии с принятой традицией включать дополнитель ные обряды, символизирующие принятие в общину (п.89).

6) К обычным обрядам, совершаемым в период катехумената (п.106_124), добавить «обряды перехода», одним из которых может стать обряд вручения, совершаемый в более ранний срок (п.125_126), а также обряд «Еффафа», обряд возвращения Символа веры и помазание елеем катехуменов (п.127_129).

7) Помазание елеем катехуменов может быть опущено вообще (п.218) или перенесено на день непосредственной подготовки к таинствам (п.206_207), либо может быть использовано в период катехумената как обряд перехода (п.127_132).

8) Дополнить формулы отречения от зла (п.80, 217).

V. ПОЛНОМОЧИЯ ЕПИСКОПА

66. В своей епархии епископ имеет право:

1) Учредить катехуменат и издать соответствующие распоряже ния (ср. п.44).

2) Принять решение о совершении таинств посвящения вне обычного времени (ср. п.58).

3) Учитывая серьезные причины, освободить кандидата от одного или двух исследований (ср. п.240).

4) Разрешить использовать упрощенный обряд, полностью или частично (ср. п.240).

5) Уполномочить катехизаторов, прошедших соответствующую подготовку, проводить экзорцизмы и преподавать благословения (ср. 44, 47).

6) Предстоятельствовать в обряде избрания, а также лично или через своего представителя допускать кандидатов к принятию таинств (ср. п.44).

VI. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ

67. Предстоятель может использовать различные варианты (ср. Общее введение, 34), а также учитывать комментарии к обрядам. Внекоторых случаях, где не говорится о конкретном образе действий предстоятеля и не даны слова молитв, или если предлагаются варианты, предстоятель может действовать в соответствии с обстоятельствами. Наибольшая свобода предоставлена в наставлениях, а также в молитве общины, воззвания которой могут быть изменены, дополнены или сокращены по усмотрению предстоятеля; среди них также могут прозвучать воззвания, касающиеся каких-либо событий в семьях кандидатов или каких-либо событий общего значения.

В текстах предстоятелю следует преобразовывать грамматические формы (женский или мужской род, единственное или множественное число), в соответствии с конкретной ситуацией.

к содержанию вперед >> в конец >|