2. ОТДЕЛИВШИЕСЯ ОТ АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА
Халдейская Католическая Церковь
Уже в XIII веке католические миссионеры - главным образом, доминиканцы и францисканцы - активно действовали среди верующих Ассирийской Церкви Востока. Это привело к обращению нескольких епископов и заключению кратковременных уний, но постоянной общины ассиро-католиков не возникло.
В середине XV века в Ассирийской Церкви утвердилась традиция наследования патриаршего престола от дяди к племяннику, в результате чего в Церкви господствовало одно семейство и на патриарший трон порой восходили несовершеннолетние.
Когда в 1552 году был избран такой патриарх, группа ассирийских епископов отказалась его признать и решила искать унии с Римом. Они избрали своим патриархом настоятеля монастыря Юханнана Сулаку и послали его в Рим для заключения унии с Католической Церковью.
В начале 1553 года папа Юлий III провозгласил Сулаку "патриархом халдеев" Симоном VIII и 9 апреля 1553 года рукоположил в соборе Св. Петра в Риме во епископа.
В конце 1553 года новый патриарх вернулся на родину, где задумал провести ряд реформ, но встретил сильнейшее противодействие местного ассирийского патриарха. Вскоре Симон был схвачен пашой Амадии, подвергнут пыткам и в январе 1555 года казнен. В конце концов группа, возглавлявшаяся Сулакой, вернулась в Ассирийскую Церковь Востока, но в течение 200 лет в Церкви продолжалась смута и борьба между про- и антикатолической партиями. Положение стабилизировалось только в июле 1830 года, когда папа Пий VIII утвердил митрополита Иоанна Гормиздаса главой всех халдейских католиков, присвоив ему титул Вавилонского патриарха халдеев с резиденцией в Мосуле.
Во время Первой мировой войны халдео-католики подверглись жестоким гонениям, к 1918 году погибли 4 их епископа, много священников и около 70 000 верующих.
На протяжении веков резиденция патриарха неоднократно менялась, пока в 1930 году не был выбран Мосул. В 1950 году, после значительной миграции халдео-католиков из Северного Ирака в Багдад, патриарх также перебрался в столицу, где пребывает и в настоящее время.
После подписания в ноябре 1994 года в Риме христологического соглашения между папой Римским и Ассирийским патриархом отношения между Халдейской Католической Церковью и Ассирийской Церковью Востока стали быстро улучшаться. В августе 1997 года Священные Синоды обеих Церквей учредили комиссию по диалогу для обсуждения вопросов пасторского сотрудничества на всех уровнях.
Кандидаты в священники учатся в Багдадской патриаршей семинарии Св. Петра. Семинария ныне не дает высшего богословского образования. В Багдаде и Мосуле есть центры по духовному образованию мирян. Рассматривается вопрос об открытии в Ираке католического университета.
Больше всего халдео-католиков живет в Багдаде (Ирак). Всего в Ираке имеется 10 халдейских диоцезов, 4 - в Иране и еще 4 в других странах Ближнего Востока. В Церкви используется халдейская (или восточно-сирийская) литургия с элементами латинской. Язык богослужения - сирийский.
Местонахождение: Ирак, Иран, Сирия,
Ливан, Турция, Израиль, Египет, Франция, США
Глава: Патриарх Рафаил I Бидавид (родился В 1922
году, избран в 1989 году)
Титул: Вавилонский Патриарх Халдеев
Резиденция: Багдад (Ирак)
Численность: 304 000
Адреса в Интернете:
http://www.cired.org
http://www.catolicos.org/ritoschaldeancatchurchindex.htm
http://i-cias.com/e.o/chaldean.htm
Сиро-Малабарская Католическая Церковь
Эта Церковь происходит от христиан Апостола Фомы, которых португальцы встретили в 1498 году, открывая для себя Малабарское побережье Индии (ныне штат Керала). Как говорилось, эти христиане пребывали в полном общении с Ассирийской Церковью в Персии. Они с радостью встретили португальцев как братьев-христиан и представителей Римской Церкви, особый статус которой они продолжали признавать, несмотря на годы изоляции.
Однако португальцы в целом не признали законности Малабарской традиции и стали навязывать христианам Апостола Фомы латинские обряды и каноны. На Синоде 1599 года под председательством португальского архиепископа Гоаского был принят ряд латинизирущих изменений, в частности, о назначении епископов из португальцев, изменений в литургии, использовании латинских облачений, безбрачии духовенства и, наконец, об учреждении инквизиции. Все это вызвало общее неудовольствие, которое привело к тому, что в 1653 году большинство христиан Апостола Фомы решило порвать с Римом. В ответ папа Александр VII послал на Малабарское побережье монахов-кармелитов, дабы они способствовали урегулированию ситуации. К 1662 году большинство отколовшихся возобновило общение с Католической Церковью.
Европейцы-кармелиты оставались епископами в Сиро-Малабар-ской Церкви до 1896 года, когда Рим учредил для христиан Апостола Фомы три апостолических викариата (Тричур, Эрнакулам и Чанганачерри) под началом местных сиро-малабарских епископов. В 1911 году появился четвертый апостолический викариат - Коттаям. В 1923 году папа Пий XI установил церковную иерархию, полностью состоящую из сиро-малабарцев.
Усиление автономии способствовало возрождению Церкви. Если в 1876 году насчитывалось 200 000 сиро-малабарских католиков, то в 1931 году их числоудвоилось. В I960 году в Церкви было почти 1,5 миллиона верующих, в настоящее время их около 4 миллионов. Среди верующих сильно желание стать священником или монахом. В ноябре 1994 года в Сиро-Малабарской Церкви насчитывалось 27 869 монахов вдобавок к 20 022 сиро-малабарским монахам из латинских общин.
В Церкви имеется 16 конгрегации монахинь, 5 из которых находятся под покровительством папы Римского.
Главные духовные семинарии расположены в Альвае (двухобрядовая), Коттаяме, Сатне, Бангалоре и Удджайне.
В 1934 году по инициативе папы Пия XI в Церкви начались литургические реформы, призванные восстановить восточную природу сильно латинизированного сиро-малабарского обряда. Восстановленная литургия, основанная на своеобразной восточно-сирийской традиции, в 1957 году была одобрена Пием XII и в 1962 году введена в обиход. Несмотря на то что в 1985 году Восточная Конгрегация вновь одобрила введенную в 1962 году литургию, эти реформы встретили сильное сопротивление. Как следствие, в большинстве сиро-малабарских епархий до сих пор используется обряд, почти не отличающийся от латинской мессы.
В январе 1996 года папа Иоанн Павел II председательствовал в Риме на специальном синоде епископов Сиро-Малабарской Церкви, пытавшемся преодолеть разногласия между группами, которые придерживаются разных обрядов.
В 1998 году папа Иоанн Павел II предоставил сиро-малабарским епископам полную самостоятельность в литургических вопросах, чтобы они сами решали возникшие разногласия.
Отношения Сиро-Малабарской Католической Церкви и Латинской Церкви в Индии были всегда напряженными, особенно в связи с вопросом о распространении сиро-малабарской юрисдикции в остальные части Индии ради окормления эмигрировавших из родных местмалабарпев.
Только в 1977 году Римская курия начала учреждать сиро-малабарские епархии в тех частях Индии, где уже существовали латинские диоцезы.
До сих пор у Сиро-Малабарской Церкви отсутствовал единый предстоятель, были два равночестных митрополита в диоцезах Эрнакулам и Чанганачерри. 16 декабря 1992 года папа Иоанн Павел II присвоил Сиро-Малабарской Церкви статус Главной Архиепископии и назначил кардинала Эрнакулам-Ангамальского Антония Падияра первым главным архиепископом. После того как в середине 1998 года он ушел на покой, его место оставалось вакантным. Архиепископ Варкей Витхаятхил был назначен апостолическим администратором Церкви sede vacante et ad nutum Sanctae Sedis.
Местонахождение: Индия, преимущественно
штат Керала
Глава: [Архиепископ Варкей Витхаятхил,
администратор]
Титул: главный Архиепископ
Эрнакулам-Ангамальский
Резиденция: Эрнакулам (Индия)
Численность: 3 886 000
Адреса в Интернете:
http://members.aol.com/smalabar/index.htm
http://www.ghg.net/knanaya/index.htm
http://www.catolicos.org/ritossyromalabarchurchindex.htm