|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

IV. ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

Разрыв между латинской и византийской Церквями, символом которого оказалось взаимное отлучение епископов Рима и Константинополя в 1054 году, простым людям на Востоке стал очевиден после захвата в 1204 году латинянами-крестоносцами Константинополя. Попытки восстановить единство предпринимались на II Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Впоследствии в Риме было разработано учение о Церкви, по которому все поместные Церкви должны находиться под непосредственной юрисдикцией папы Римского. Это, в свою очередь, подразумевало, что Церкви, не находящиеся под его юрисдикцией, могут стать объектом миссионерской деятельности, нацеленной на то, чтобы привести их в общение с Римской Церковью.

Одновременно с этим разрабатывалось понятие "обряд", согласно которому группы восточных христиан, подтвердившие свое единство с Католической Церковью, вправе были сохранять свою литургическую традицию и каноническую дисциплину.

Такого рода миссионерская деятельность, которую нередко поддерживали католические правительства стран, где православные находились в меньшинстве, была направлена на все Православные Церкви. В результате, небольшие группы верующих практически всех этих Церквей присоединились к Риму. Следует отметить, что далеко не все присоединения были плодом деятельности католических миссионеров. Например, возникновение Болгарской Греко-католической Церкви связано со спонтанным движением православных к Риму, а ливанские марониты утверждают, что их литургическое общение с Римом вообще не прекращалось.

В зависимости от обстоятельств, эти присоединения так или иначе были связаны с латинизацией, то есть с принятием ряда практик и взглядов, характерных для латинской Церкви. Как следствие, присоединившиеся Церкви зачастую утрачивали связь со своими духовными корнями.

Так, столь важная для православной духовности монашеская традиция исчезла в большинстве Восточно-католических Церквей, хотя религиозная жизнь продолжалась в форме конгрегации, берущих за образец латинские апостолические общины. После II Ватиканского собора предпринимаются усилия исправить такое положение.

Все эти Церкви вошли в юрисдикцию папы Римского через Конгрегацию для Восточных Церквей, одно из отделений Римской курии. Она возникла в 1862 году в рамках службы Propaganda Fide (Распространение Веры), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви, и в 1917 году была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию. По отношению к духовенству и мирянам в Восточно-католических Церквях она играет такую же роль, какую другие службы курии играют в отношении латинской Церкви.

Восточная Когрегация патронирует известный Папский Восточный Институт в Риме (the Pontifical Oriental Institute), находящийся под руководством иезуитов и располагающий одной из лучших в мире библиотек по Восточному христианству.

Необходимо упомянуть, что в прошлом Восточно-католические Церкви обычно назывались "униатскими", но этот термин воспринимается сегодня как оскорбительный, а потому его больше не используют.

Для большинства православных эти Церкви - препятствие на пути примирения Католической и Православной Церквей. Они полагают, что одно уже их существование свидетельствует об отрицании католиками Православной Церкви как Церкви, что такое объединение православных с католиками порождено желанием расколоть местные православные общины. Они видят в членах Восточных Церквей либо православных, чье пребывание в Католической Церкви - ненормальное явление, вызванное внешним насилием, либо католиков, притворяющихся православными для того чтобы обратить православных в католичество.

Один из документов II Ватиканского собора Orientalium Ecclesiarum касается Восточно-католических Церквей. Он утверждает их равенство с латинской Церковью и призывает Восточных католиков заново открыть свои самобытные традиции, а также подчеркивает особое призвание восточных католиков в деле установления экуменических отношений с православием.

Церковная жизнь в Восточно-католических Церквях управляется в соответствии с Кодексом канонов Восточных Церквей, обнародованном папой Иоаннам Павлом II 18 октября 1990 года и обретшим силу закона 1 октября 1991 года. Согласно новому Восточному Кодексу, Восточно-католические Церкви подразделяются на 4 категории:

1) патриарший (Халдейская, Армянская, Коптская, Сирийская, Маронитская и Мелькитская Церкви);

2) главные архиепископальные (Украинская и Сиро-Малабарская Католические Церкви);

3) имеющие статус митрополий (Эфиопская, Сиро-Маланкарская, Румынская и Американская Русинская Церкви);

4) прочие (Болгарская, Греческая, Венгерская, Итало-Албанская и Словацкая Церкви, а также диоцез, распространяющийся на всю бывшую Югославию). Белорусская, Албанская, Грузинская и Русская Восточно-католические Церкви не имеют духовной иерархии.

Каждая из Восточно-католических патриарших Церквей имеет право иметь своего патриарха. Он избирается синодом епископов данной Церкви и немедленно провозглашается и интронизируется, после чего испрашивает церковного общения у папы. Синоды патриарших Церквей избирают епископов для диоцезов на территории патриархии из числа кандидатов, утвержденных Римом.

Если избранный епископ не был предварительно одобрен курией, необходимо получить согласие папы на его утверждение непосредственно перед поставленном.

Главный архиепископ избирается так же, как и патриарх, но перед интронизацией его избрание должно быть подтверждено Римским первосвященником. Митрополиты назначаются папой, который выбирает их из трех кандидатов, представленных ему собором епископов данной Церкви.

Нижеследующая информация о Восточно-католических Церквях сгруппирована по их происхождению. Список открывают Церкви, которые не имеют прямых некатолических корней, затем следуют Католические Церкви, которые отделились от Ассирийской Церкви Востока, от Древних Восточных Церквей и, наконец, от Православной Церкви.

Конгрегация для Ориентальных Церквей
Префект: кардинал Сильвестрини (родился в 1923 году, епископ с 1979 года, кардинал с 1988 года, префект с 1991 года)
Секретарь: Архиепископ Мирослав Стефан Марусин

ЦЕРКВИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ПАРАЛЛЕЛЕЙ В ПРАВОСЛАВИИ

К этим Церквям относятся две Восточно-католические Церкви, в силу особых исторических обстоятельств не имеющие параллелей среди Восточных Церквей.

1. Маронитская Католическая Церковь

История ливанских маронитов восходит к концу IV века, когда вокруг Св. Марона собралась группа учеников. Позднее они построили на полпути из Алеппо в Антаохию монастырь. В V веке монастырь решительно поддерживал христологическое учение Халкидонского Собора.

В начале VIII века монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока.

В XII веке, когда крестоносцами было основано латинское княжество в Антиохии, марониты вошли в контакт с латинской Церковью. В 1182 году марониты формально подтвердили свое единство с Римом, однако большинство маронитов считает, что они никогда и не прерывали общения с Римской Церковью.

Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199-1230) стал первым маронитским патриархом, посетившим Рим, где в 1215 году он участвовал в работе Латеранского собора. Этот визит положил начало тесным связям с Римом и тенденции к латинизации Церкви. В XVI веке родину маронитов завоевали турки, и начался длительный период владычества Османской империи.

В 1736 году на горе Ливан был созван главный собор этой Церкви, проведший важные реформы. На соборе приняли свод канонов Маронитской Церкви, согласно которым Церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. С начала XIX века западные государства, особенно Франция, стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. Резня маронитов, которую турки учинили в I860 году, вызвала вооруженное вторжение французов. После Первой мировой войны Ливан и Сирия попали под контроль Франции.

Когда в 1944 году Франция предоставила Ливану полную независимость, она попыталась гарантировать безопасность маронитской общине, введя конституцию, согласно которой президентом Ливана должен быть маронит. Однако гражданская война, разразившаяся в 1975 году в Ливане, обнаружила, что будущее общины остается проблематичным. Несколько тысяч маронитов покинули Ливан и поселились на Западе.

Начиная с 1790 года, резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки, в 25 милях от Бейрута. Ныне у Церкви 10 епархий, 770 приходов и 7 иных юрисдикции на Ближнем Востоке. Маронитская Церковь - самая многочисленная в Ливане, в нее входит 37% христиан и 17% населения Ливана.

У маронитского патриархата имеется духовная семинария в Газире и епархиальная семинария в Карм-Садде, близ Триполи. Высшее богословские образование можно получить в Университете Св. Духа в Каслике. В 1584 году в Риме был основан Маронитский Колледж.

Маронитская литургия имеет западно-сирийское происхождение, но испытала влияние восточно-сирийской и латинской традиций. Евхаристический канон Церкви восходит к сирийской литургии Св. Иакова. Литургию служили сначала по-сирийски, но после арабского нашествия стали использовать арабский язык.

Постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела в последние годы к появлению общин в диаспоре.

Местонахождение: Ливан, Сирия, Кипр, Бразилия, США, Канада, Австралия
Глава: Патриарх Насраллах кардинал Сфеир (родился в 1920 году, избран в 1986 году, кардинал с 1994 года)
Титул: Маронитский Патриарх Антиохии
Резиденция: Бкирки (Ливан)
Численность: 3 220 000
Адреса в интернете:
http://www.bkerke.org.lb
http://www.ghg.net/knanaya/index.htm
http://www.mari.org/
http://www.bkerke.org.lb/
http://www.opuslibani.org.lb/maronitmenu.html
http://www.maronite.org.au/

Итало-Албанская Католическая Церковь

В древности Южная Италия и Сицилия имели тесную связь с Грецией, долгое время многие их обитатели говорили на греческом языке. В начале христианской эпохи (хотя большинство христиан принадлежало к византийской традиции) эта область оказалась в пределах Римского патриархата, и начался процесс ее постепенной латинизации.

В VIII веке византийский император Лев III перевел эту область из юрисдикции папы под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, после чего здесь началось возрождение византийской традиции. Завоевание этих мест норманнами в XI веке привело к возвращению в латинский патриархат. В это время местная византийская Церковь процветала, ей принадлежали сотни монастырей на побережье Южной Италии. Норманны запретили служить византийскую службу, греческие епископы были заменены на латинских.

Начался процесс, который привел к полному растворению верующих в латинской Церкви. Конец этому упадку был положен в XV веке, когда сюда прибыли две большие группы албанских эмигрантов, бежавших от турок. Жители северной части Албании, христиане латинского обряда, быстро смешались с местным населением, но жители южной, православной части Албании, остались верны своему византийскому наследию. Поначалу местные латинские епископы встретили это без понимания, и хотя в XVI веке папы поддержали византийцев (в 1595 году им был дан свой епископ), кризис в общине продолжался.

Ситуация стала улучшаться лишь в XVIII веке. В 1742 году папа Бенедикт XVIII обнародовал буллу Etsi Pastoralis, призванную улучшить положение итало-албанцев. Булла проложила путь более прогрессивному законодательству и признанию равенства византийского и латинского обрядов, которое произошло в следующем веке.

В 1732 году в Калабрии и в 1734 году в Палермо были открыты итало-албанские духовные семинарии. Высшее богословские образование в этой Церкви можно получить в Риме в Греческом Колледже (основан в 1577 году).

Ныне в Церкви две епархии, имеющие одинаковый статус. Епархия Лунгро (в Калабрии) была основан в 1919 году и имеет 27 приходов, в ее юрисдикции вся континентальная Италия. Епархия Пьяна-дельи-Альбанези, основанная в 1937 году, распространяется на всю Сицилию и имеет 15 приходов.

Наряду с этими епархиями в Церкви есть основанный в 1004 году в нескольких милях от Рима монастырь Санта-Мариа-ди-Гроттасреррата; это все, что осталось от некогда цветущей итало-греческой монашеской традиции. В 1937 году монастырь получил статус территориального аббатства, согласно которому его настоятель имеет такую же власть над монахами и местными верующими, как и епископ.

У итало-албанцев нет приходов в англоязычном мире, но небольшие общины в этих странах сохраняют свою традицию посредством таких групп, как Общество итало-албанцев византийского обряда Богородицы Милующей, находящееся на острове Статен, штат Нью-Йорк (США).

Местонахождение: Южная Италия, небольшая диаспора
Численность: 64 000
Адреса в Интернете:
http://www.byzantines.net/OurLadyofGrace/church.htm
http://www.katolsk.no/utenriks/kronologi/orient_italoalbanian.htm

|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|