I . АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА
О времени появления христианства в верхней Месопотамии точно не известно, но достоверно можно сказать, что христиане присутствовали в Месопотамии уже с середины II века. В III веке эта территория была завоевана персами. Несмотря на то, что Церковь здесь была многонациональной, важнейшую роль в ней традиционно играли ассирийцы. Ее географическое положение оказалось причиной того, что она стала известна просто как Церковь Востока.
Около 300 года епископы были впервые объединены административно под управлением католикоса - епископа царской столицы персов Селевкии-Ктесифон. Позднее он получил дополнительный титул патриарха.
В V веке Церковь Востока тяготела к радикальной антиохийской форме христологии, сформулированной Феодором Мопсуетским и Несторием, и отпала от общения с Церковью Византийской империи. Отчасти это было вызвано большим наплывом несториан в Персию после осуждения несторианской христологии Ефесским Собором в 431 году и изгнания несториан из Византийской империи императором Зеноном (474-491). К тому же персидским христианам приходилось отделять себя от официальной Церкви Византийской империи, с которой Персия часто воевала. Благодаря этому они могли сохранять свою христианскую веру и вместе с тем не позволяли заподозрить себя в сотрудничестве с вражеской империей.
Соборы этой Церкви в V веке приняли решение о необязательности безбрачия для духовенства, включая епископов. Многие епископы и даже патриархи были женатыми людьми вплоть до начала VI века, когда было решено посвящать в епископы только давших обет безбрачия. Священникам, однако, даже после рукоположения позволялось жениться.
Церковь Востока всегда оставалась в по преимуществу зоро-астрийской Персии в меньшинстве, что не мешало ей процветать на протяжении многих веков и прославиться своей разнообразной научной деятельностью, сосредоточенной в знаменитой Нисибинской школе. Церковь расширялась благодаря миссионерской деятельности в таких отдаленных странах, как Индия, Тибет, Китай и Монголия, даже после того, как Месопотамия была завоевана в VII веке арабами-мусульманами.
Патриарх перебрался в новый город Багдад, который в 766 году стал столицей. К 1318 году в Церкви насчитывалось 30 митрополичьих кафедр и 200 епархий, но во время нашествия Тамерлана в конце XTV века почти все христиане были уничтожены. К XVI веку от них осталась небольшая община ассирийцев на территории современной восточной Турции. Ослаблению Церкви способствовало появление параллельной католической организации, так называемой Халдейской Католической Церкви.
Во время Первой мировой войны ассирийцы стали жертвами массовых депортаций и казней, турки подозревали их в сотрудничестве с англичанами. Погибло около трети ассирийского населения. Большинство оставшихся в живых бежали в Ирак, надеясь на покровительство Англии, но в 1933 году по завершении срока действия английского мандата в Ираке конфликт между ассирийцами и иракскими войсками закончился новой резней и дальнейшим рассеиванием общины. Иракские власти, лишив ассирийского патриарха Map Симона XXIII гражданства, выслали его из страны. Он эмигрировал в Сан-Франциско (США).
В 1964 году в Церкви возникли разногласия, связанные с решением Map Симона принять григорианский календарь, но их истинной причиной была личность Map Симона и многовековой обычай, в согласии с которым его избрали. Около 1450 года вошло в обычай передавать патриаршество в пределах одного рода, как правило, от дяди к племяннику, в результате чего во главе Церкви нередко оказывались неопытные молодые люди. Сам Map Симон стал патриархом в возрасте 12-ти лет. Противники этого обычая настаивали также на том, чтобы патриарх жил вместе со своей общиной в Ираке.
Оппозицию Map Симону поддержал ассирийский митрополит Индии Map Фома Дармо. В 1968 году он прибыл из Индии в Багдад и рукоположил здесь трех новых епископов. Вскоре они собрали собор, на котором избрали его патриархом вместо Map Симона. Map Фома Дармо умер в следующем году, в 1970 году его сменил Map Аддай Багдадский.
В 1973 году Map Симон сложил с себя сан патриарха и женился.
Поскольку о его преемнике так и не смогли договориться, связанные с ним ассирийские епископы попытались уговорить Map Симона вновь занять свое место, несмотря на то, что он вступил в брак. Пока велись переговоры, 6 ноября 1975 года Map Симон был убит в Сан-Хосе, штат Калифорния. В 1976 году патриархом был избран епископ Тегерана (Иран), который принял имя Map Динкха IV и поселился в США.
Map Динкха дал понять, что с его избранием с наследственной передачей патриаршества будет покончено, что устранило главную причину противостояния двух группировок. Хотя разрыв до сих пор не преодолен, недавние встречи епископов обеих сторон, кажется, привели к заметному прогрессу в преодолении разногласий. В настоящее время Map Динкху поддерживают одиннадцать епископов, a Map Аддая - пять.
Созванный в июле 1994 года в Австралии Священный Синод Ассирийской Церкви принял несколько важных решений, касающихся ее жизни. Епископы учредили комиссию по межцерковным связям и развитию образования во главе с епископом Бавай Соро для подготовки к богословскому диалогу с другими Церквями и реализации программы религиозного образования. Синод официально утвердил местом пребывания патриарха Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).
Важная веха в отношениях с Католической Церковью была достигнута 11 ноября 1994 года, когда Map Динкха IV и папа Иоанн Павел II подписали в Ватикане Совместную Христологическую Декларацию. В ней утверждается, что католики и ассирийцы "объединены ныне в общем исповедании Сына Божия", и предусмотрено обширное пасторское сотрудничество между двумя Церквями, в частности, в области катехизации и обучения будущих священников. Папа и патриарх учредили двустороннюю комиссию по богословскому диалогу, призванную устранять препятствия на пути к полному литургическому общению. Комиссия собирается ежегодно, начиная с 1995 года.
Международный богословский диалог между Ассирийской и Католической Церквями сопровождался улучшением отношений между Ассирийской Церковью Востока и ее католическим двойником - Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 года Map Динкха IV и халдейский патриарх Рафаил I Бидавид встретились в Саутфилде, штат Мичиган, и подписали "Совместное патриаршье заявление", которое поручает обеим Церквям наладить совместную работу по воссоединению и закладывает основу сотрудничества в таких пасторских вопросах, как написание общего катехизиса, открытие семинарии в районе Чикаго-Детройта, сохранение арамейского языка и прочие общие пасторские программы для приходов и епархий во всем мире.
15 августа 1997 года два патриарха встретились в Розелле, штат Иллинойс, и приняли "Совместное синодальное постановление, способствующее соединению", которое подписали члены обоих Священных Синодов. Были подтверждены области пастырского сотрудничества, упомянутые в "Совместном патриаршьем заявлении", указано, что ассирийцы и халдеи должны признать законность обрядов каждой Церкви, учреждена ассиро-халдейская "Смешанная комиссия воссоединения" и провозглашено, что каждая из сторон признает апостольское преемство, таинства и христианское свидетельство другой стороны. В постановлении особо выделены моменты, вызывающие озабоченность того или иного участника диалога. Так, обе Церкви хотели бы сохранить арамейский язык и культуру, но ассирийцы настаивают на сохранении своей независимости и самоуправления, а халдеи ратуют за полное общение с Римом.
В середине 1997 года было объявлено, что Ассирийская Церковь Востока и Сирийская Православная Церковь готовы начать двусторонний богословский диалог. Во имя улучшения отношений с Ориентальными Православными Церквями Ассирийский Священный Синод в 1997 году решил удалить из богослужебных текстов анафемы, направленные против других Церквей.
Несмотря на то, что ассирийцы признают решения только двух первых Вселенских Соборов, участники недавних экуменических встреч, проходивших под эгидой "Pro Oriente Foundation", пришли к заключению, что, в сущности, вера Ассирийской Церкви согласуется с христологическим учением Халкидонского Собора 451 года. Официально Церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе - две природы и две "qnoma" (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnoma" - в одной личности Христа. Тем не менее, Синод епископов потребовал, чтобы их Церковь перестали называть несторианской, поскольку в прошлом это название использовалось как оскорбительное. В настоящее время ассирийцы не поддерживают литургическое общение ни с одной другой Церковью.
Восточно-сирийский обряд Ассирийской Церкви происходит от древней сирийской литургии, которую некогда служили в Эдессе. Возможно, он содержит также утраченные ныне элементы древне-персидского обряда. Службы проходят преимущественно на сирийском языке.
Местонахождение: Ирак, Иран, Сирия,
Ливан, Северная Америка, Австралия, Индия
Глава: Mар Динкха IV (родился в 1935 году, избран в 1976
году)
Титул: Католикос-Патриарх Церкви востока
Численность: 400 000
Резиденция: Мортон-Гров, штат Иллинойс (США)
Адреса в интернете:
http://www.cired.org
http://i-cias.com/e.o/nestorian.htm
http://www.opuslibani.org.lb/charldmenu.html
http://www.cnewa.org/ecc-chaldeancatholic.htm
Когда португальцы появились в XV веке в Индии, они встретили там христиан, утверждавших, что их общину основал Апостол Фома, благовествовавший в Индии о воскресении Христа. Община располагалась на юго-западном побережье нынешнего штата Керала и вполне вписывалась в индийское общество на положении особой касты. Христиане Фомы находились в литургическом общении с Ассирийской Церковью Востока, которая с давних пор регулярно посылала в Индию епископов для рукоположения диаконов и священников. В VIII веке Индия получила собственного митрополита, занимавшего десятое место в иерархии ассирийцев. Обычно митрополиты не знали местного языка, и реальная власть находилась в руках индийского священника, именуемого архидиаконом всея Индии. Он оставался фактически гражданским и религиозным главой общины до появления португальцев.
Португальская колонизация связана с прискорбной историей насильственной латинизации, вызвавшей нестроения и расколы среди христиан Фомы. Ныне их потомки, насчитывающие около 5 миллионов верующих, разделены на пять ориентальных Церквей, включая 15 000 верующих, принадлежащих Ассирийской Церкви Востока. О других см. Сирийская Православная Церковь , Сиро-Малабарская Католическая Церковь и Сиро-Маланкарская Католическая Церковь.
Интересная особенность христиан Фомы - существование этнической общины "южан" или "кнанайа". Согласно преданию, она восходит к группе из 72 иудео-христианских семей, переселившихся в 345 году в Индию из Месопотамии. Есть исторические свидетельства, подтверждающие это предание. Потомки переселенцев, не вступавших в браки вне своей общины, ныне насчитывают около 200 000 человек и образуют две этнические епархии в штате Керала. Одна относится к Сиро-Малабарской Католической Церкви, другая - к Сирийскому Православному патриархату.
Адрес в интернете: http://www.ghg.net/knanaya/index.htm