3. ОТДЕЛИВШИЕСЯ ОТ ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Армянская Католическая Церковь
Крестоносцы-латиняне установили тесные контакты с Армянской Апостольской Церковью в XII веке, когда проходили через армянское царство в Киликии на пути в Святую Землю. Союз между крестоносцами и армянским царем привел в 1198 году к заключению между двумя Церквями унии. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась с завоеванием в 1375 году Армянского царства татаро-монголами.
22 ноября 1439 года на Флорентийском соборе был обнародован декрет Exultate Deo о возобновлении унии с Армянской Апостольской Церковью, и хотя никаких немедленных результатов он не дал, декрет послужил догматическим основанием для будущей Армянской Католической Церкви.
Миссионерская деятельность католиков среди армян началась еще раньше, проводили ее так называемые "братья унии" - основанная в 1320 году (ныне не существующая) армянская монашеская община, связанная с доминиканцами. С течением времени разбросанные, но численно растущие армянские католические общины стали испрашивать для себя церковной иерархии и собственного патриарха. В 1742 году папа Бенедикт XIV утвердил бывшего армянского апостолического епископа Авраама Ардзивяна (1679-1749) патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Ливане и юрисдикцией над армяно-католиками в южных провинциях Османской империи. Армяне, жившие на севере, по-прежнему окормлялись латинским апостолическим викарием в Константинополе. Новый патриарх стал именовать себя Авраам Пьер I, и все, кто наследовал ему, также вводили в свой церковный титул имя Пьер (Петр).
Политико-административная ситема турок предоставляла национальным меньшинствам административную автономию под управлением религиозных лидеров (система миллетов), в результате все армяне-католики оказались под гражданским управлением армянского апостольского патриарха в Константинополе. Это привело к целому ряду трудностей для армян-католиков и даже к гонениям, продолжавшимся до 1829 года, когда под давлением Франции турецкое правительство позволило им организоваться в виде отдельной административной единицы (миллета) со своим архиепископом в Константинополе. В 1846 году этот архиепископ был наделен правами гражданского управления.
Ненормальное положение вещей, при котором архиепископ в Константинополе представлял гражданскую и церковную власть, а патриарх - духовный лидер Церкви - находился в Ливане, было устранено в 1867 году, когда папа Пий IX объединил два престола и перевел резиденцию патриарха в Константинополь.
Учиненная в конце Первой мировой войны турками резня нанесла жестокий урон армянской католической общине: погибли 7 епископов, 130 священников, 47 монахинь и более 100 000 мирян. В связи с резким уменьшением армянской общины в Турции, Армяно-католический Синод, собравшийся в Риме в 1928 году, постановил вновь перенести патриархат в Ливан (в Бейрут), а Константинополю (Стамбулу) дать статус архиепископии.
Несколько общин армяно-католиков проживало в той части исторической Армении, которая в 1823 году вошла в состав России. В 1850 году Пий IX учредил Артвинскую епархию для всех армяно-католиков, проживающих на территории Российской империи. Однако противодействие царского правительства восточному католицизму привело к тому, что эта епархия появилась только через 40 лет.
В 1912 году армяно-католики Российской Империи оказались под юрисдикцией латинского епископа, пребывавшего в далеком Тирасполе. При коммунистах армяно-католики были совершенно подавлены, и только после обретения Арменией в 1991 году независимости вновь возникли общины армяно-католиков. 13 июля 1991 года папская курия учредила ординариат для армяно-католиков в Восточной Европе в Гюмри (Армения).
В ноябре 1992 года в Риме собрался Синод армяно-католических епископов, он рассмотрел нужды Церкви в новой ситуации. В июне 1997 он снова собрался в Риме для подготовки нового устава Армянской Католической Церкви.
Важный образец религиозной жизни армяно-католиков - братство мечитаристов, основанное в 1701 году в Константинополе. В 1717 году община перебралась на остров Сан-Лазаро в Венеции. Еще одна группа мечитаристов обосновалась в 1811 году в Вене. Обе общины уже долгое время занимаются научной деятельностью в Европе и на Ближнем Востоке.
Братство священников в Бзуммаре (Ливан) располагает большой библиотекой и духовной семинарией, открытой в 1771 году. Высшее образование можно получить в Риме в основанном в 1883 году Армянском Колледже.
В настоящее время больше всего армяно-католиков проживает в Бейруте (Ливан) и Алеппо (Сирия). У Церкви 7 епархий на Ближнем Востоке: 2 - в Сирии и по одной - в Ливане, Ираке, Иране, Египте и Турции. Имеется апостолический экзархат для армяно-католиков в США.
Местонахождение: Ливан, Сирия, Ирак,
Турция, Египет, Иран, диаспора
Глава: Патриарх Жан Пьер XVIII Каспарян (родился в
1927 году, избран в 1982 году)
Титул: Патриарх Киликийской Армении
Резиденция: Бейрут (Ливан)
Численность: 344 000
Адреса в Интернете:
http://www.praiseofglory.com/georgiahist.htm
a. Cylicji
http://www.cathcil.org/v02/index.htm
http://www.cnewa.org/ecc-armenian-catholic.htm
b. Armenia
http://i-cias.com/e.o/arm_cath.htm
http://www.sain.org/window/Denomin3.txt
http://www.opuslibani.org.lb/armenimenu.html
Формально уния между Католической и Коптской Церквями была заключена на Флорентийском соборе, где коптская делегация подписала 4 февраля 1442 года документ Cantate Domino. Однако этот документ в Египте не поддержали, и потому никаких практических последствий он не имел.
Католические миссионеры, в первую очередь, францисканцы, начали активно действовать среди коптов с XVII века. В 1630 году в Каире была основана миссия капуцинов, в 1б75 году в Египте появились иезуиты. На протяжении XVII века имели место несколько продолжительных, но бесплодных богословских диалогов между Римской и Коптской Церквями.
В 1741 году Амба Афанасий, коптский епископ Иерусалима, принял католичество. Папа Бенедикт XIV назначил его апостолическим викарием небольшой общины египетских копто-католиков, насчитывавшей около 2 000 человек. И хотя сам Афанасий вернулся в Коптскую Церковь, начатая им линия коптских апостолических викариев была продолжена.
В 1824 году, исходя из ошибочного мнения о том, что турецкий паша не воспротивится учреждению копто-католического патриархата, Рим его учредил, но патриархат остался лишь на бумаге. Только в 1829 году турецкие власти разрешили копто-католикам строить свои церкви.
В 1895 году папа Лев XIII повторно учредил патриархат, а в 1899 году назначил епископа Кирилла Макария "Александрийским патриархом коптов" Кириллом II. Патриарший викарий епископ Кирилл председательствовал в 1898 году на Синоде копто-католиков, на котором были приняты некоторые латинские богослужебные практики. Из-за противоречий в Церкви Кириллу пришлось в 1908 году уйти на покой. Место патриарха оставалось вакантным до 1947 года, когда наконец избрали нового патриарха.
Управление патриархата находится в Каире, но больше всего копто-католиков проживало всегда в Верхнем Египте. В последнее время они стали переезжать и в другие части страны.
Кандидаты в священники получают образование в патриаршей семинарии Св. Льва в Маади, близ Каира. Кроме того, есть небольшие семинарии в Маади, Тахте и Александрии. Свыше 100 копто-католических приходов имеют при себе начальные, а некоторые и средние школы. Церковь содержит больницу в Асьюте, несколько медицинских диспансеров и поликлиник и сиротских домов.
У копто-католиков нет монастырей, способных соперничать с древней коптской монашеской традицией, но есть религиозные ордена, которые устроены по образцу западных апостолических общин и занимаются образовательной, медицинской и благотворительной деятельностью.
Местонахождение: Египет
Глава: Патриарх Стефан II Гхаттас (родился в 1920
году, избран в 1986 году)
Титул: Александрийский Патриарх коптов
Резиденция: Каир (Египет)
Численность: 197 000
Адреса в Интернете:
http://institutions.africadatabase.org/data/i9966.html
http://www.cnewa.org/ecc-coptic-catholic.htm
http://www.katolsk.no/utenriks/kronologi/orient_coptic.htm
Эфиопская Католическая Церковь
Католические миссионеры добрались до Эфиопии в XIV веке, а 28 августа 1439 года папа Евгений IV в послании императору Эфиопии предложил ему заключить унию с Католической Церковью, однако уния заключена не была. В XVI веке из-за мусульманского вторжения, пик которого пришелся на 1531 год, было поставлено под вопрос само существование христианской Эфиопии. Император обратился за помощью к португальцам, которые послали подкрепление из Гоа, что позволило ему в 1543 году разбить мусульманскую армию.
Вместе с португальцами в Эфиопию прибыли миссионеры-иезуиты, которые стали склонять Эфиопскую Церковь к унии с Римом. Их активность была направлена в первую очередь на политическую верхушку страны, включая императора. Во многом благодаря усилиям отца Педро Паеса император Сусений обратился в 1622 году в католичество и объявил католицизм государственной религией. В следующем году папа Григорий XV назначил португальца-иезуита Аффонсо Мендеса патриархом Эфиопской Церкви. Формально уния была заключена в 1626 году, когда Мендес прибыл в Эфиопию, но продолжалась она всего 10 лет. Мендес пытался латинизировать эфиопскую литургию, обычаи и церковный устав, а Сусений насаждал перемены в Церкви путем насилия и кровопролития, что вызвало со стороны народа ответное насилие. В 1632 году Сусений погиб. В 1636 году его преемник изгнал Мендеса, расторг унию, казнил многих католических миссионеров. 200 лет Эфиопия была закрыта для католических миссионеров.
В 1839 году лазариты и капуцины попробовали возобновить миссионерскую деятельность, но народное сопротивление было слишком сильно. Только после коронации в 1889 году царя Менелика II католические миссионеры смогли свободно работать в стране. Их деятельность активизировалась в период итальянской оккупации Эфиопии с 1935 по 1941 годы, как уже раньше случилось в Эритрее, оказавшейся с 1889 года под итальянским контролем.
Нынешняя иерархическая структура Эфиопской Католической Церкви восходит к 1961 году, когда был учрежден митрополичий престол в Аддис-Абебе и викарные епархии в Асмэре и Адиграте. Больше всего эфиопо-католиков проживает в Аддис-Абебе и Асмэре. После установления 24 мая 1993 года независимости Эритреи около половины верующих Церкви оказалось в новой стране. В 1995 году в Керане и Баренту были учреждены две новых епархии, отделившиеся от диоцеза в Асмэре.
Эфиопская Католическая Церковь имеет семинарии в Аддис-Абебе и Адиграте (Эфиопия), в Асмэре и Керене (Эритрея). В 1919 году папа Бенедикт XV открыл в Ватикане Эфиопский Колледж, восстановив для него церковь Св. Стефана, расположенную непосредственно за собором Св. Петра.
Кардинал Павел Цадуа, который в качестве архиепископа Аддис-Абебы с 1977 года возглавлял Церковь, 11 сентября 1998 года оставил свое служение. В тот же день папа Иоанн Павел II назначил епископа Берхане-Йезус Демереу Сурафаила апостолическим администратором на то время, пока будет избран новый архиепископ.
Местонахождение: Эфиопия И Эритрея
Глава: [Берхане-Йезус Демереу Сурафаил,
апостолический администратор]
Титул: Эфиопский архиепископ Аддис-Абебы
Численность: 203 000
Адрес в Интернете:
http://www.catholic-forum.com/churches/kidanemehret/desk.html
Сирийская Католическая Церковь
В эпоху крестовых походов между католическими и сирийскими епископами нередко устанавливались теплые отношения. Некоторые сирийские епископы, похоже, благосклонно относились к идее унии с Римом, хотя ничего конкретного здесь достигнуто не было.
Известен декрет об унии между Сирийской Церковью и Римом (Multa et Armirablia), подписанный 30 ноября 1444 года на Флорентийском соборе, но и он остался на бумаге.
Миссионеры иезуиты и капуцины начали свою деятельность среди сирийцев в Алеппо в 1626 году. При этом в католичество перешло так много сирийцев, что в 1662 году католическая партия сумела избрать патриархом своего представителя Андрея Ахиджяна. Это привело к расколу общины, и после кончины Ахиджяна в 1677 году было избрано два патриарха (дядя и племянник), представлявших две конкурирующие группы. Однако в 1702 году, после кончины католического патриарха, линия сирийских католических патриархов прервалась.
Турецкое правительство поддерживало восточных христиан против католиков, и на протяжении XVIII века сиро-католики претерпели немало гонений и страданий. Известны времена, когда ни одного действующего сиро-католического епископа не оставалось, и община существовала подпольно.
В 1782 году Сирийский Священный Синод избрал патриархом митрополита Алеппского Михаила Джарвиха. Вскоре после этого он объявил себя католиком, бежал в Ливан и построил (и ныне существующий) монастырь Богородицы в Шарфе. После Джарвиха линия сиро-католических патриархов уже не прерывалась.
В 1829 году турецкое правительство официально признало Сиро-Католическую Церковь, в 1831 году резиденцией патриарха стало Алеппо. Возобновилась католическая миссионерская деятельность. Из-за жестоких гонений на христианскую общину в Алеппо патриархат перебрался в 1850 году в Мардин (ныне Южная Турция).
Постоянный прирост численности сиро-католиков за счет нехалкидонитов прекратился в результате гонений и резни во время Первой мировой войны. В начале 1920-х годов резиденцию патриарха перенесли в Бейрут, куда перебрались и многие сиро-католики.
Сиро-католические патриархи всегда прибавляют к своему имени имя Игнатий. На Синоде 1888 года в Шарфе было принято постановление о безбрачии духовенства, однако в настоящее время в Церкви немало женатых священников. Патриаршия семинария и издательство расположены в Шарфейском монастыре (Ливан).
Больше всего сиро-католиков проживает в Сирии, Ливане и Ираке. Их общий язык - арабский, хотя кое-где в восточной Сирии и северном Ираке до сих пор говорят по-сирийски.
Местонахождение: Ливан, Сирия, Ирак
Глава: Патриарх Игнатий Мусса I Дауд (родился в 1930
году, избран в 1998 году)
Титул: Сирийский Патриарх Антиохии
Резиденция: Бейрут (Ливан)
Численность: 129 000
Адреса в Интернете:
http://www.syriancatholic.org/
http://www.opuslibani.org.lb/syriacmenu.html
http://www.catolicos.org/syrnoframe.htm
http://i-cias.com/e.o/syr_cath.htm
Сиро-Маланкарская Католическая Церковь
В XVIII веке известно не менее четырех попыток воссоединения Католической и Маланкарской Сирийских Церквей, но все они провалились.
В 1926 году группа из пяти сиро-маланкарских епископов, ставших в оппозицию к сирийскому патриарху в Индии, уполномочила одного из своих членов, Map Ивания, начать переговоры с Римом о воссоединении. Они лишь настаивали на сохранении литургии и на том, чтобы за епископами остались их епархии.
Рим счел достаточным, чтобы епископы исповедовали католическую веру, а их крещение и священный сан за ними сохранялся.
В конечном счете, новые отношения с Римом приняли только двое из 5 епископов, включая Map Ивания, основавшего первые монашеские общины в Маланкарской Сирийской Церкви. Эти два епископа, священник, диакон и один мирянин были приняты 20 сентября 1930 года в Католическую Церковь. В 1930-х годах еще два епископа, которые сначала предпочли юрисдикцию Сирийского патриарха в Индии, были приняты в общение с Римом.
В результате возник заметный приток верующих к новой Сиро-Маланкарской Католической Церкви. К 1950 году в ней насчитывалось 65 588, в 1960 году - 112 478, а в 1970 - 183 490 верующих. Ныне в Церкви 3 епархии и более 325 000 верных в штате Керала (Индия).
Сиро-Маланкарская Католическая Церковь играет в штате Керала заметную роль в области образования: помимо колледжа Map Ивания в Тривандруме, Церковь управляет 270 школами и 6 колледжами. Кроме того, она содержит 13 больниц. Главная духовная семинария Церкви во имя Св. Марии была основана в Тривандруме в 1983 году. Первый камень здания семинарии благословил папа Иоанн Павел II в 1986 году, здание было построено в 1989 году, а богословские курсы открылись в 1992 году. В семинарии учится 160 студентов, преподает 30 преподавателей.
Церковь ведет в Индии разнообразную экуменическую деятельность. Епархии Тирувалла принадлежит Экуменический исследовательский институт Св. Ефрема в Каттаяме. В институте работают католики и христиане Св. Фомы, изучающие совместное литургическое наследие и национальную традицию. Map Василий, новый глава Сиро-Маланкарской Католической Церкви с 1988 года, является членом комиссии по диалогу между Католической Церковью и двумя Древневосточными христианскими юрисдикциями в Индии.
Интересное начинание этой Церкви - основание в 1958 году Курисумалского ашрама. Эта монашеская община основана на строго цистерианском толковании устава Св. Бенедикта, соблюдении западно-сирийской литургической традиции и отдельных элементов индуистского аскетизма. Ашрам стал духовным центром как христиан, так и индуистов.
Местонахождение: штат Керала (Индия)
Глава: Архиепископ Кирилл Mар Василий
Маланчарувил I (родился в 1935 году, назначен в 1995
году)
Титул: Сиро-Маланкарский митрополит Тривандрума
Резиденция: Тривандрум, штат Керала (Индия)
Численность: 327 000
Адреса в Интернете:
http://www.catolicos.org/ritossyromalankaracathch.htm
http://malankara.net/