2.АВТОНОМНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ
Пять Православных Церквей являются независимыми в своей текущей деятельности, но канонически зависят от автокефальных Церквей. На практике это означает, что статус главы автономной Церкви подтверждает Священный Синод материнской автокефальной Церкви. Православные Церкви Финляндии и Эстонии зависят от Вселенского Патриархата, а Гора Синай - от Патриархата Иерусалимского. Кроме того, Московский патриархат даровал автономный статус Церквям Японии и Китая, хотя Вселенский Патриархат этого не признает.
Православная Церковь Горы Синай
Ввиду особой важности места, где, согласно Книге Исход, Моисей получил от Бога скрижали Завета, гора Синай уже с древних времен стала привлекать к себе паломников. В III веке здесь начинают селиться христиане-отшельники, а в IV веке возникает несколько монашеских общин.
Ситуация в этих местах была нестабильной, монахам угрожали нападения, и в 528 году император Юстиниан решил укрепить монастырь. Он переселил сюда из Египта и Трапезунда 200 семейств, чтобы те защищали и обслуживали монастырскую общину.
Вначале монастырь был многонациональным: наряду с греками здесь подвизались славяне, арабы, латиняне, армяне, эфиопы, сирийцы. Вероятно, одним из самых знаменитых подвижников монастыря был преподобный Иоанн Лествичник, игумен монастыря в VII веке. К этому времени район был уже захвачен арабами-мусульманами. Мусульманские правители проявляли обычно веротерпимость, но несколько раз кочевые племена разграбляли монастырь, из-за чего монахам приходилось находить временное убежище в Каире или Александрии. В этот период монахи других национальностей покинули монастырь, и в нем остались одни греки.
Монастырь Св. Екатерины, известный с IX века, изначально принадлежал Фаранской епархии Иерусалимского Патриархата. После того как в 681 году епископ Фарана был смещен за монофелитство, епископский престол был перемещен непосредственно в монастырь, и его игумен становился епископом Фарана. Вскоре к монастырю присоединили епархию Райто, и все христиане Синайского полуострова оказались под юрисдикцией архиепископа-игумена.
В 1575 году Константинопольский Патриархат даровал Горе Синай автономию, подтвержденную в 1782 году. Единственная сохранившаяся связь с Иерусалимским Патриархатом проявляется в том, что игумен, которого выбирает собрание монахов, должен быть поставлен во епископа Иерусалимским патриархом. Имя последнего, в свою очередь, возглашают во время монастырской литургии.
Монастырская библиотека прославилась своими древними рукописями. Именно здесь в 1859 году Тишендорф нашел Синайский кодекс Библии. Ныне в библиотеке хранится 4000 рукописей. Самые древние в мире иконы также обнаружены в этом монастыре, который находился за пределами Византийской империи во времена иконоборчества, когда почти все иконы в империи были уничтожены.
В настоящее время в монастыре, помимо библиотеки, имеется гостиница и больница для местных жителей. Монахи руководят также школой в Каире. Монастырь издавна имел множество подворий в других странах. Ныне одно подворье находится в Каире (где часто бывает игумен), 7 - в Греции, 3 - на Кипре, одно - в Ливане и одно - в Стамбуле.
Помимо 20 монахов монашеской общины к Церкви Горы Синай принадлежат несколько сот живущих здесь бедуинов и рыбаков. В 1984 году между греческим и египетским правительствами было подписано соглашение, по которому монастырь мог принять до 50 новых монахов.
После израильского вторжения 1967 года монастырь столкнулся с новой проблемой: как сохранить монашеский уклад в условиях огромного наплыва туристов. Эта проблема не исчезла и после возвращения этой территории Египту.
Местонахождение: Синайский полуостров
(Египет)
Глава: Архиепископ Дамниан (родился В 1935 году,
избран в 1973 году)
Титул: игумен монастыря Cв. Екатерины,
Архиепископ Синая, Фарана и Райто
Резиденция: Каир (Египет)
Численность: 900
Адрес в Интернете: http://www.patriarchate.org/
Хотя первыми христианами в Финляндии были византийцы, страна была крещена в латинскую веру шведскими миссионерами. Тем не менее, восточная ее область Карелия была крещена монахами-византийцами из древнего Валаамского монастыря, расположенного на острове в Ладожском озере.
В XIII веке Финляндия оказалась местом столкновения католической Швеции и православной Руси. Большая часть Финляндии отошла к Швеции, Карелия осталась под властью Руси.
В 1617 году Карелия была захвачена шведами, которые к тому времени уже стали лютеранами. Поначалу шведы преследовали православных, но в конце XVII века их положение улучшилось.
В 1721 году Карелию вновь заняли русские, а в 1809 году Россия присоединила всю Финляндию, которая в составе России стала автономным Великим Княжеством. Позднее, в XIX веке, православные карелы начали утверждаться в своей национальной особенности. Литургия и многие православные богословские и духовные сочинения были переведены на финский язык, до сих пор являющимся литургическим языком этой Церкви.
В 1917 году Финляндия получила независимость от России, а в 1918 году православные в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 году патриарх Московский Тихон признал этот статус, в 1923 году Финская Православная Церковь была принята Константинопольским Патриархатом в качестве автономной.
Война 1939-1940 годов между Финляндией и Советским Союзом и последующая аннексия СССР части Карелии привела к потере 90% собственности, принадлежавшей Финской Православной Церкви. Большая часть православных финнов была эвакуирована в Финляндию, где они начали новую жизнь.
В 1957 году Московский патриархат признал автономию Финской Православной Церкви под юрисдикцией Вселенского Патриархата. В 1980 году Генеральная Ассамблея Финской Православной Церкви проголосовала за то, чтобы просить у Вселенского Патриархата о предоставлении Церкви автокефалии, но никакой реакции на это прошение не последовало.
У финского православного монашества в Карелии своя большая история. Во время советско-финской войны монастырям пришлось эвакуироваться, поскольку они оказались на территории, занятой советскими войсками. Знаменитый Валаамский монастырь обосновался под названием Новый Валаам в центральной Финляндии близ Хейнявеси. Среди его насельников были и монахи из других карельских монастырей. Последний монах из тех, кто попал сюда из старого Валаамского монастыря, скончался в 1981 году. Недалеко от Нового Валаама был основан женский монастырь Линтула. В настоящее время оба монастыря - важные центры духовной жизни Финской Православной Церкви.
Распад Советского Союза способствовал улучшению отношений между Финской и Русской Православными Церквжи. В 1994 году 6 групп, возглавляемых священниками, были посланы Финской Церковью для участия в праздновании Рождества и Святок в православные приходы русской части Карелии. В сентябре 1994 года патриарх Алексий II посетил Финляндию и поблагодарил местную Православную Церковь за гостеприимство, оказанное общине Валаамского монастыря. Сейчас Финская Церковь помогает восстанавливать Валаамский монастырь в России.
В 1918 году, сразу после обретения Финляндией независимости, в Сортавале (Карелия) была открыта финская православная духовная семинария, которую после занятия в 1940 году города советскими войсками, пришлось перевести в Хельсинки. В 1957 году семинария перебралась в Хумалярви, а еще через 4 года - в Куопио. 31 июля 1988 года она была закрыта, а вместо нее осенью 1988 года был открыт факультет православного богословия при университете Йоэнсу.
При выборах нового архиепископа Финляндии его избрание должно быть подтверждено Вселенским Патриархатом. Представители Финской Православной Церкви принимают участие во всеправославных совещаниях наряду с делегациями автокефальных Православных Церквей.
Правительство Финляндии признает Финскую Православную Церковь второй национальной Церковью после самой многочисленной Евангелической Лютеранской Церкви. Финская Церковь - единственная из Православных Церквей - празднует Пасху и непереходящие праздники по григорианскому календарю. В 1990-е годы отмечена миграция православного населения в Хельсинки и густо населенные южные районы страны. В настоящее время у Финской Церкви 50 церквей и 100 часовен, принадлежащих 25 приходам.
Местонахождение: Финляндия
Глава: Архиепископ Иоанн (родился в 1923 году,
избран в 1987 году)
Титул: Архиепископ Карелии и всея Финляндии
Резиденция: Куопио (Финляндия)
Численность: 57 000
Адрес в Интернете: http://www.ort.fi
Эта Церковь возникла в 1861 году после прибытия в Японию молодого русского миссионера иеромонаха Николая Касаткина. До своей кончины в 1912 году он окрестил в православную веру около 20 000 японцев и перевел на японский язык Новый Завет и многие богослужебные книги. За особую роль в основании Японской Православной Церкви он был в 1970 году прославлен во святых.
Православие в Японии вскоре укоренилось, что позволило ему пережить период враждебных отношений между Россией и Японией. Этот процесс достиг своего апогея в 1972 году, когда был интронизирован первый митрополит-японец Феодосии.
Из-за канонических разногласии с Русской Православной Церковью после большевистской революции 1917 года Японская Православная Церковь с 1945 по 1970 год находилась под юрисдикцией Американской Митрополии. Когда в 1970 году Московский патриархат предоставил Православной Церкви в Америке автокефалию, последняя возвратила Японскую Православную Церковь под юрисдикцию Москвы, а Москва, в свою очередь, объявила Японскую Церковь автономной.
Таким образом, избрание предстоятеля Японской Церкви должно ныне подтверждаться Московским патриархатом. Автономия Японской Церкви не была признана Вселенским Патриархатом и большинством поместных Церквей. Тем не менее, митрополит Феодосии встречался со Вселенским патриархом Варфоломеем I, который в апреле 1995 года посетил Японию.
В настоящее время у Церкви 3 епархии, где в 150 приходах служат 30 священников и 5 диаконов. Большинство приходов расположено на северном острове Хоккайдо. Все духовенство - японского происхождения и получило образование в духовной семинарии в Токио.
Местонахождение: Япония
Глава: митрополит Феодосий (родился в 1935 году,
избран в 1972 году)
Титул: Архиепископ Токийский и Всея Японии
Резиденция: Токио (Япония)
Численность: 30 000
Китайская Православная Церковь
Появление православия в Китае прослеживается с 1686 года, когда китайский император взял нескольких русских казаков в качестве своих телохранителей. Их потомки постепенно интегрировались в китайскую культуру, но остались православными и послужили ядром Православной Церкви в Китае.
В конце XIX века Русская Православная Церковь начала в Китае миссионерскую деятельность. В 1914 году здесь было 5 000 православных китайцев, в том числе священники, кончившие семинарию в Пекине.
После революции 1917 года православное население Китая возросло за счет притока русских иммигрантов. В 1939 году в стране было 5 епископов, в Харбине действовал Православный Университет. К 1949 году в Манчжурии насчитывалось 100 000 православных верующих и 200 священников, имелось 60 приходов, два монастыря и семинария в Манчжурии, а также 150 приходов и 200 000 верующих в других районах Китая.
После коммунистической революции в Китае большинство русского православного священства и верующих были либо возвращены в Советский Союз, либо сумели бежать на Запад. В 1955 году здесь оставалось только 30 русских священников.
В 1956 году Московский патриархат даровал Китайской Православной Церкви автономию и отозвал всех русских священников. В это время в Китае насчитывалось 20 000 православных верующих, один епископ в Шанхае и один в Пекине. Сейчас в стране действует всего одна православная церковь в Харбине.
В 1996 году Вселенский Патриархат учредил митрополию в Гонконге, имеющую юрисдикцию над всем Китаем, а также над Индией, Филиппинами, Сингапуром и Индонезией. Однако в феврале 1997 года Синод Русской Православной Церкви подтвердил свои связи с Китайской Православной Церковью и заявил, что до избрания главы этой Церкви ответственность за поддержание православия в Китае несет Московский патриархат.
Эстонская Православная Церковь
В конце XVI века эстонцы оказались под властью Швеции и вскоре приняли лютеранство - религию своих правителей. В начале XVIII века эту территорию завоевал Петр I. При русском правлении, особенно в XIX веке, многие эстонцы перешли в православие. К тому же сюда прибыло немало русских, благодаря чему в Эстонии оказалась значительная православная община.
После отречения в 1917 году царя Эстония провозгласила независимость, и в 1920 году была признана советской властью. Имея в виду эту независимость и гонения на Русскую Православную Церковь, епископ Таллинский Александр обратился к Вселенскому Патриархату с просьбой принять Церковь под свою юрисдикцию. 7 июля 1923 года патриарх Константинопольский Мелетий IV издал Томос, принимающий Эстонскую Православную Церковь и дарующий ей автономию. Он присвоил епископу Александру титул митрополита Таллинского и всея Эстонии. К 1940 году Церкви принадлежало 210 000 верующих, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 19 диаконов, 2 монастыря и духовная семинария. Большинство верующих было эстонцами.
В 1940 году Советский Союз аннексировал Эстонию. Во время Второй мировой войны страну оккупировали немцы, но в 1944 году сюда вернулась советская власть. Митрополиту Александру вместе с 23 священниками пришлось эмигрировать в Швецию. Церковь, обосновавшаяся в Стокгольме, осталась под юрисдикцией Вселенского Патриархата, в нее входило около 10 000 эстонцев, живущих во многих странах. После кончины в 1953 году митрополита Александра Вселенский патриарх поставил нового эстонского православного епископа Юрия Вяльбе главою Эстонской Православной Церкви в Стокгольме. После его кончины в 1961 году местные эстонские приходы были переданы под управление епископов Вселенского Патриархата.
Что касается Эстонской Православной Церкви в Эстонии, то после аннексии Эстонии она была присоединена к Московскому патриархату. В 1978 году по требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным. К концу советского правления в Эстонии русские, по причине демографического сдвига, составляли здесь большинство православного населения.
После распада Советского Союза и восстановления в 1991 году независимости Эстонии в ее православной общине разгорелся спор между теми, кто желал сохранить связи с Московским патриархатом, и теми, кто хотел восстановить автономную Эстонскую Православную Церковь под юрисдикцией Вселенского Патриархата. После долгих переговоров между Константинополем и Москвой соглашения достичь так и не удалось.
20 февраля 1996 года Священный Синод Вселенского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил автономную Церковь под своей юрисдикцией, назначив архиепископа Иоанна Финляндского местоблюстителем предстоятеля этой Церкви. Московский патриархат отреагировал быстро и решительно: он порвал отношения со Вселенской Патриархией и перестал поминать имя Вселенского патриарха на литургии.
В апреле 1996 года делегации обеих сторон встретились в Цюрихе (Швейцария) и достигли по этому вопросу принципиального соглашения. 16 мая оба Священных Синода приняли рекомендации Цюрихской встречи. Соглашение допускает существование в Эстонии двух параллельных юрисдикции, причем приходам предложено самостоятельно решить, относиться ли им к Эстонской Церкви, находящейся в юрисдикции Вселенского Патриархата, или к входящей в Московскую патриархию епархии. Константинополь наложил четырехмесячный мораторий на свое решение от 20 февраля об учреждении автономной Эстонской Церкви, а Московская патриархия согласилась отменить прошения, наложенные на примкнувших к автономной Эстонской Церкви. Оба патриархата готовы сотрудничать с эстонским правительством, с тем чтобы все эстонские православные могли воспользоваться равными правами, в том числе правом на собственность. В результате соглашения было восстановлено полное литургическое общение между Москвой и Константинополем, а имя патриарха Варфоломея вновь внесено в диптихи в Москве.
Из 80 православных приходов Эстонии 50 приходов с 7 000 верующих присоединились к новой автономной Эстонской Церкви под юрисдикцией Константинополя. Остальные 30 приходов, в которых намного больше верующих (от 50 000 до 100 000), и монашеская община Пюхтицкого монастыря остались в Таллинской епархии Русской Православной Церкви.
13 марта 1999 года Священный Синод Вселенского Патриархата избрал епископа Назианзинского Стефана митрополитом Таллинским и Эстонским. Митрополит Стефан (Родился в 1940 году в Заире, посвящен в сан епископа в 1987 году) пребывал до этого в Ницце (Франция) викарным епископом митрополии Вселенского Патриархата во Франции.
3. КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ЮРИСДИКЦИИ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА
К этой группе принадлежат Церкви, которые по причине особых исторических обстоятельств или политических беспорядков в своих странах оказались под каноническим покровительством Вселенского Патриархата. Эти Церкви получают от Патриархата святое миро, он же утверждает избранных епископов.
Американская Карпаторосская Православная Греко-католическая Епархия
Эта Церковь существует только в США и состоит из потомков русинов-католиков, иммигрантов из Прикарпатья и Закарпатья - области Австро-Венгерской империи, находящейся ныне на Украине и в восточной Словакии.
Русинов-католиков, эмигрировавших в США в XIX веке, часто сопровождали священники, которым разрешалось жениться. Наличие женатого духовенства вызвало в США сопротивление со стороны католических епископов.
Принимая во внимание просьбу католической иерархии США, Ватикан издал в 1929 году постановление Cum Data Fuerit, согласно которому новорукоположенные священники восточного обряда, прибывающие в США, должны быть целибатами, вопреки прежнему соглашению с Римом, гарантировавшему русинам-католикж право сохранить женатое духовенство. Это постановление вызвало сильнейшее сопротивление со стороны католиков восточного обряда.
В 1937 году недовольные русины под руководством отца Ореста Чернока собрались в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Собрание обратилось к Вселенскому патриарху Вениамину I с просьбой принять их в Православную Церковь, организовав в отдельную епархию, и рукоположить отца Ореста первым епископом. В 1938 году эта просьба была удовлетворена, и отец Чернок был рукоположен Вселенским патриархом во епископа. Новая епархия включена в Греческую Православную архиепископию Северной и Южной Америк.
Вскоре после учреждения епархии в Нью-Йорке была открыта духовная семинария, которая после нескольких переездов обосновалась в Джонстауне (штат Пенсильвания) и получила название семинарии Христа Спасителя. В настоящее время епархия насчитывает 75 приходов и 6 миссий.
Местонахождение: США
Глава: митрополит Николай Амиссосский (родился в
1936 году, избран в 1985 году)
Резиденция: Джонстаун, штат Пенсильвания (США)
Численность: 50 000
Украинская Православная Церковь США и Рассеяния
С XIX века немало православных украинцев иммигрировало в США. Кроме того, было несколько волн обращения украинских греко-католиков в православие. В 1919 году под воздействием событий на Украине, в результате усиления национального чувства несколько групп украинцев в США организовали автономную Украинскую Православную Церковь. В декабре 1923 года недавно возникшая Украинская Автокефальная Церковь послала митрополита Иоанна Теодоровича возглавить смешанную Американо-Канадскую епархию. В 1924 году он прибыл в США. Будучи хорошим администратором, митрополит Иоанн сумел объединить многие православные украинские приходы в новую юрисдикцию в США и Канаде, однако характер посвящения епископов его Церкви на родине ставил серьезный вопрос о его легитимности в качестве епископа.
Тем временем стала оформляться и другая украинская православная юрисдикция - Украинская Православная Церковь Америки. Она возникла в 1920-х годах в связи с озабоченностью некоторых украинских греко-католиков вопросом о собственности Церкви и принуждении Ватиканом духовенства к целибату. Эти украинские греко-католики высказали желание стать православными, но хотели примкнуть к юрисдикции, признанной другими православными Церквями, и разделяли озабоченность православных украинцев относительно легитимности посвящения митрополита Иоанна Теодоровича. Эта группа из 15 священников и 24 мирян собралась 9 апреля 1929 года в украинской греко-католической церкви Св. Марии в Аллентауне (штат Пенсильвания) с тем, чтобы организовать особую украинскую православную епархию. Вторая встреча группы произошла в июле 1931 года в Нью-Йорке, где она избрала отца Иосифа Жука своим епископом. В сентябре 1932 года он был рукоположен первым предстоятелем новой епархии, но уже в 1934 году умер. В 1937 году епархия была принята под юрисдикцию Вселенского Патриархата: сменивший Жука отец Богдан Шпилька был рукоположен в Нью-Йорке во епископа архиепископом Американским Афинагором, будущим Вселенским патриархом. Во время его правления в епархии насчитывалось 45 миссий и приходов.
В 1949 году митрополит Теодорович был вторично посвящен каноническими православными епископами, что положило конец обсуждению легитимности его епископства. Многие приходы Украинской Православной Церкви Америки присоединились к его юрисдикции, которая стала самой большой украинской Церковью в США. Тем не менее, остальные Православные Церкви по-прежнему не признавали ее каноничной.
В 1971 году митрополит Теодорович скончался, его сменил митрополит Мстислав, в 1990 году избранный в Киеве патриархом Украинской Автокефальной Церкви. Его кончина в 1993 году вызвала серьезные разногласия среди православных на Украине, но украинские православные в США от участия в этих спорах воздержались.
12 марта 1995 года та часть украинской православной иерархии, которая еще не состояла в юрисдикции Вселенского Патриархата, включая Украинскую Православную Церковь США, получила ее. К этой группе принадлежат около 150 000 верующих и 200 приходов в США, а также в Бразилии, Западной Европе и других местах. Украинские православные в Канаде были приняты в юрисдикцию Вселенского Патриархата в 1990 году.
Принятие Украинской Православной Церкви США в юрисдикцию Вселенского Патриархата устранило все препятствия к полному единству Украинской Православной Церкви в Америке. Объединение состоялось в ноябре 1996 года. Епископ Всеволод, глава Украинской Православной Церкви Америки, стал епископом с епархиальным центром в Чикаго (штат Иллинойс).
К несчастью, единство было поставлено под вопрос, едва оно было достигнуто. В 1996 году митрополит Украинской Автокефальной Церкви издал Томос, учреждающий приход в Кливленде (штат Огайо), и рукоположил местного священника во епископа с именем Стефан. В 1998 году 4 прихода этой Церкви были приняты в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Священники этих приходов были запрещены в служении и захотели установить связь с Украинским патриархатом, несмотря на его неканонический характер. Епископы Украинской Православной Церкви США резко осудили эти действия Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата на своем съезде в июне 1998 года в Виннипеге.
Украинская Православная Церковь в США имеет 115 приходов, 2 монастыря, 5 миссий. Украинская Православная Церковь в Великобритании находится в ведении епископа Ивана Деревянко. Церковь имеет свои приходы в Австралии и Новой Зеландии, где их возглавляет отец Мыкола Сердюк.
Местонахождение: США, диаспора
Глава: митрополит Иринопольский Константин
(родился в 1936 году, избран в 1995 году)
Резиденция: Саут-Баунд-Брук, штат Нью-Джерси (США)
Адрес в интернете: HTTP://WWW.UOCOFUSA.ORG
Русская Православная Архиепископия в Западной Европе
После большевистской революции 1917 года многие русские православные верующие и священники оказались за пределами родины. В 1920 году группа русских православных епископов собралась в Константинополе, чтобы образовать автономную церковь, которая призвана была восстановить отношения с Московским патриархатом, как только это станет возможным. Эта встреча положила начало будущей Русской Православной Церкви Заграницей.
Резко антикоммунистический по своим политическим взглядам Синод епископов был осужден патриархом Тихоном, назначившим в 1921 году пребывавшего в Париже митрополита Евлогия своим законным представителем в Западной Европе. В 1927 году Карловацкий Синод запретил митрополита Евлогия в служении и порвал с ним литургическое общение, что вызвало среди русских православных эмигрантов в Европе раскол на верных Синоду и верных Московскому патриархату, представляемому Евлогием.
В 1928 году патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) призвал всех русских епископов отказаться от политической деятельности и признать советскую власть. Евлогий сначала принял это требование, но в 1930 году принял в Лондоне участие в совместном с англиканами богослужении, где вознес молитвы за гонимых в Советском Союзе христиан. В ответ на это митрополит Сергий сместил Евлогия и назначил для патриарших приходов в Западной Европе другого епископа.
Большинство русских православных епископов и верующих этой юрисдикции остались, однако, верны Евлогию и сочли требование митрополита Сергия признать советскую власть неприемлемым. В этой ситуации Евлогий обратился за помощью к Вселенскому Патриархату, и в 1931 году патриарх Фотий II принял Евлогия и его последователей под юрисдикцию Константинополя. С тех пор русская архиепископия стала многокультурной юрисдикцией. В настоящее время в ней 60 приходов, где служат 58 священников и диаконов; имеются 4 монашеские общины. Центр епархии - во Франции с самой большой православной общиной, у экзархата есть приходы в Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции и Италии.
После распада Советского Союза отношения этой группы с Русской Православной Церковью улучшились. В ноябре 1994 года, впервые после присоединения к Константинопольскому Патриархату в 1931 году, официальная делегация архиепископии посетила Московский патриархат. В мае 1995 года последовал исторический визит архиепископа Сергия в Русскую Православную Церковь.
Архиепископии принадлежит знаменитый Православный Богословский Институт Св. Сергия Радонежского в Париже. Он был основан митрополитом Евлогием в 1925 году и всемирно известен как центр православной богословской мысли.
Местонахождение: Западная Европа
Глава: Архиепископ Сергий Коновалов (родился в 1941
году, избран в 1993 году)
Титул: Русский Православный Архиепископ
Западной Европы
Резиденция: Париж (Франция)
Численность: около 100 000
Албанская Православная Епархия Америки
После установления по окончании Второй мировой войны коммунистического правления в Албании и уничтожения в 1967 году Албанской Православной Церкви, албанские православные в рассеянии, главным образом в США, оказались без окормления Церковью-матерью. В конце концов большинство из них образовали Албанскую православную архиепископию в Америке, влившуюся в Православную Церковь в Америке.
Небольшая группа верующих предпочла принять юрисдикцию Константинопольского Патриархата и образовала Албанскую Православную Епархию Америки. Ныне два прихода этой епархии (в Чикаго и Бостоне) возглавляются викарным священником, непосредственно подчиняющимся архиепископу Греческой Православной Архиепископии Америки Спиридону.
Местонахождение: США
Глава: отец Илия Катре, викарий
Резиденция: Лас Вегас, штат Невада (США)
Численность: 5 100
Белорусский Совет Православных Церквей в Северной Америке
Эта группа состоит из 4 белорусских православных приходов в США и одного в Канаде, находящихся под юрисдикцией Вселенского Патриархата. У нее нет своего епископа, но имеется администратор, который непосредственно подчиняется архиепископу Греческой Православной Архиепископии Америки Спиридону.
Местонахождение: США и Канада
Глава: преосвященный Святослав Кус,
администратор
Резиденция: Саут-Ривер, штат Нью-Джерси (США)
Украинская Православная Церковь Канады
В 1918 году группа украинских греко-католиков, опасаясь, что, оставаясь католиками, украинцы утратят свою самобытность, решила стать православными. После большевистской революции в России положение в Канадском православии было сложным, и прошло некоторое время, прежде чем группа нашла юрисдикцию, к которой смогла примкнуть. В конце 1919 года ее приняла в общение самопровозглашенная Украинская Православная Церковь. Митрополит Иоанн Теодорович, рукоположенный на Украине в нарушение канонов, стал в 1924 году первым главой новой Американо-Канадской епархии. Хотя Канадская Церковь признала Теодоровича своим предстоятелем, она так и осталась особым образованием, управляемым из Виннипега.
Эта группа бывших греко-католиков получила значительное подкрепление, когда в Канаду в большом количестве стали прибывать православные с Украины. В 1940 году она стала самой многочисленной православной общиной в Канаде и имела около 150 приходов.
В 1947 году во главе Украинской Православной Церкви Канады вместо митрополита Иоанна стал архиепископ Мстислав Скрипник из Украинской Автокефальной Церкви, прибывший из Европы. В 1950 году он ушел на покой. Церковь установила связь с Украинской Православной Церковью Заграницей, которая тогда находилась в Западной Европе.
В 1955 году Украинская Православная Церковь Канады имела 270 приходов и 76 священников. В I960 году Институт Св. Андрея в Виннипеге (основан в 1945 году) перебрался в новое место и стал отделением Манитобского университета. В это время число верующих в Церкви достигло 140 000.
В конце 1980-х годов были предприняты новые усилия урегулировать канонический статус Церкви, которые увенчались успехом 1 апреля 1990 года, когда Украинская Греко-Православная Церковь Канады была принята под юрисдикцию Вселенского Патриархата. У Церкви есть свои епископы в Виннипеге, Саскатуне и Эдмонтоне.
Несмотря на отдельные попытки проводить богослужения на английском языке, церковные власти неоднократно напоминали, что официальным литургическим языком Церкви является украинский. Институт Св. Андрея до сих пор - единственный православный институт в Канаде. В настоящее время здесь более 200 церквей и часовен Церкви, в которых служат около 100 священников.
Местонахождение: Канада
Глава: митрополит Василий (родился в 1909 году,
избран в 1985 году)
Титул: митрополит Виннипегский и всея Канады
Резиденция: Виннипег, штат Манитоба (Канада)
Численность: 120 000
Адрес в интернете: HTTP://UOCC.CA