|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава тринадцатая

СИОНИЗМ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Еврейские поселения [в Израиле] и Государство Израиль возникли и крепли в ходе постоянной борьбы с арабским населением Палестины и соседними арабскими странами, которые его поддерживали. Этот процесс формировал также и характер и самосознание арабов, которые сейчас считают себя не только арабами, но и палестинцами, хотя собственно палестинское национальное самосознание у них появилось еще до обострения этой борьбы.

БоасЭврон236

Наиболее ярким примером вовлеченности Запада в события, происходившие в мусульманском регионе уже в современную эпоху, можно считать образование Государства Израиль, за что издавна ратовало европейское еврейское движение, известное как сионизм. Впервые план создания такого государства был выдвинут Великобританией в самом начале XX века и даже ранее. Позиция Англии по данному вопросу сыграла решающую роль в образовании нового государства. Хотя на Западе никому и в голову не приходило сопоставлять данное мероприятие с крестовыми походами Средневековья и даже с современным колониализмом, многие арабы и другие мусульмане рассматривали все это именно под таким углом зрения.

Конфликт между Израилем и палестинцами является борьбой между двумя национальными движениями: еврейско-сионистским движением, имевшим целью создание Государства Израиль, и арабо-палестинским, преследующим иную цель - образование независимого палестинского государства. Первые противоречия между интересами обеих сторон стали проявляться еще в начале XX века, но Западу близки и понятны только еврейско-сионистские устремления.

Когда европейские страны после Второй мировой войны отказались от владений колониями, англичане и французы вывели войска с Ближнего Востока: первые - из Палестины, вторые - из Сирии и Ливана. Британские войска покинули Палестину сразу же после того, как в этой стране стали разворачиваться события, названные израильтянами Войной за освобождение и позволившие им основать Израиль как государство. Сирия, Ливан и Иордания, - страны, находившиеся под контролем ФранцииIII, - получили статус независимых государств в то же самое время, но без насилия, как в Палестине. Это были арабские страны с арабским населением, а Израиль был еврейским государством, образованным на арабской земле.

Большинство евреев, основавших Израиль, приехали из Европы, окрыленные надеждой создать свое собственное государство на территории, уже много веков принадлежавшей арабам. Иммигрантов не смущало, что арабское население этих мест, палестинцы, не приглашали их и не давали им разрешения на осуществление их планов. Успех еврейско-сионистского движения по большей части зависел от поддержки, которую в начале XX века оказала ему Великобритания, хотя во время войны 1948 года Израиль защищали исключительно еврейские бойцы с привлечением их же собственных денежных средств. Израилю, чтобы выжить, была необходима поддержка западных стран, особенно Соединенных Штатов, для которых Израиль был чем-то вроде постоянного покупателя, аванпостом Запада в регионе, на который приходится значительная часть мировых запасов нефти.

Евреи, без сомнения, - потомки коренных жителей Израиля, многие из которых были изгнаны со своей древней родины в результате различных завоеваний, от ассирийского в VII веке до нашей эры и вавилонского в VI веке до нашей эры до римского, когда, в 131 году нашей эры, уже при императоре Адриане, их окончательно изгнали из Иерусалима и его окрестностей. Римляне называли эту область Палестиной, чтобы, как говорит Мордехай Чертофф, «стереть саму память о еврейском владении»237. Латинское слово Palestina происходит от Philistini (филистимляне), как именовался древний народ, обитавший по берегам Средиземного моря и враждовавший с Израилем. Нетрудно представить себе, сколь иронично звучало это слово, производное от названия бывших врагов Израиля, для людей, которым противостояли теперь палестинцы.

Значительную часть последних двух тысячелетий большинство евреев жили в рассеянии, в диаспоре, за пределами своей исторической родины, а в Палестине - только немногие. За исключением незначительного участия в войне персов против Византии в VII веке и небольшой поддержки, оказанной ими арабам спустя несколько лет, евреи, представленные в Палестине малочисленной общиной, все это время вели мирный образ жизни. Сплетни о том, что теперешний конфликт между евреями и арабами в Палестине является всего лишь продолжением многовекового конфликта, следует оставить. Истина ровно в обратном: конфликт возник сравнительно недавно.

История нового Государства Израиль очень непроста, но основной сюжет сравнительно ясен, и определить главные действующие лица тоже несложно: это европейские евреи, поддержавшие сионистское движение, выступавшее за переселение евреев в Палестину; англичане со своими стратегическими и имперскими интересами на Ближнем Востоке; турки с рушившейся Османской империей и арабы, жившие как в прилежащих странах, так и в самой Палестине. Рассматривая период после Второй мировой войны, к этому перечню можно добавить Соединенные Штаты и отчасти бывший Советский Союз.

Начало сионистского движения

Движение евреев по созданию собственного, национального государства началось в Европе в конце XIX века и получило название «сионизм». Сион — библейское название священной горы в Иерусалиме, на которой стояла древняя еврейская крепость, но иногда его распространяли и на Святой Город. После вавилонского пленения в VI веке до нашей эры евреи жили в постоянно расширявшейся диаспоре. В результате распространения ислама на новые территории евреи, проживавшие в странах Ближнего Востока, как и христиане, оказались под властью мусульман. Например, в Багдаде, великой столице исламского государства, на протяжении многих веков существовала многочисленная еврейская община. Поскольку евреи, как и христиане, занимали в мусульманском обществе подчиненное положение, их жизнь была далека от идеальной, но, как правило, была мирной и созидательной, и, - о чем уже говорилось выше, - талантливые евреи нередко служили при дворе мусульманских правителей.

Евреи в христианской Европе находились в значительно худших условиях. Кровавые бойни, устроенные участниками Первого крестового похода, имели место вскоре после того, как были обнародованы официальные постановления христианских правителей, фактически санкционировавшие репрессии против евреев. В 1215 году IV Латеранский собор обязал евреев носить особую одежду и запретил им заниматься ремеслом. Затем последовали изгнание евреев из многих европейских стран, папская булла 1555 года Cum numis, приведшая к созданию еврейских гетто, и целое собрание изданных в 1558 году папских и прочих указов, ужесточающих контроль за евреями. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на их долю, евреям удалось все же выжить, перебираясь с места на место, пока, наконец, многие из них не осели в Восточной Европе. С начала до середины XIX века ситуация во Франции и Германии, как казалось тогда, стала развиваться в благоприятном для евреев направлении, и кое-кто из них уже стал подумывать о возможности быть принятым в европейском обществе. Многие евреи, возглавляемые известным философом XVIII века Моисеем Мендельсоном, вышли на сцену европейской культуры, искусства и литературы. В 1791 году евреи получили гражданство во Франции, в 1858 году - в Англии. Кампания по «эмансипации», то есть получению евреями всех гражданских прав, быстро набирала силу, и будущее рисовалось в радужном цвете.

Но вскоре судьба отвернулась от них. В 1880-х годах немецкий философ и политический экономист Евгений Карл Дюринг опубликовал ряд работ, направленных против евреев и призывавших европейцев лишить евреев гражданских прав и загнать их в гетто. Вдохновленный антисемитизмом Ричарда Вагнера, Дюринг провозглашал: «"Еврейский вопрос"... должен быть "разрешен" путем "убийств и истребления"»238. Настолько же суровой была и его критика христианства как семитской религии, но в данном случае он уже не призывал к насилию. Затем, во время Страстной недели 1881 года, - недели, когда вспоминают о распятии Иисуса, вина за которое по устоявшейся традиции неизменно возлагалась на евреев, - по России прокатилась волна ужасных еврейских погромов. «Три дня вся Западная Россия от Черного моря до Балтики дымилась от развалин еврейских домов»239. Сто шестьдесят деревень было варварски разгромлено, «такой жестокости, какая была проявлена в те дни, не знали со Средних веков»240. В мае следующего года в России были обнародованы временные правила, согласно которым черта оседлости определялась еще более жестко, чем прежде, и устанавливались квоты на поступление евреев в университеты. В 90-х годах законы были ужесточены: теперь евреям запрещалось владеть землей, и их буквально всех изгнали из университетов и правительственных служб. Эти «временные» правила действовали до 1914 года. Позже Гитлер добавил к ним концентрационные лагеря и газовые камеры, что знаменовало новый и самый страшный этап в истории гонений на евреев в Европе, но, за исключением этих орудий убийства, все остальное практически имело место и в России 80-х годов XIX века. Современный антисемитизм начинался как государственная политика.

Кроме того, в 1894 году состоялось судебное разбирательство «дела» капитана Альфреда Дрейфуса, офицера-еврея, которого обвинили в измене. Процесс вызвал взрывы антисемитских настроений, когда толпы кричали «смерть евреям»241, и резкие всплески эмоций, к чему французские евреи, еще остававшиеся в Европе, не были готовы. Европейские евреи верили в идеи Просвещения, в права человека и равенство, и многие евреи-реформаторы отозвались на призыв оставить свою геттоподобную жизнь в уединении и модернизировать свою религию и обычаи. Теперь политика ассимиляции была подвергнута сомнению и, в сущности, отменена. Евреи были в шоке.

Причин для антисемитизма было предостаточно, предубеждения имели многовековую историю, но корнем всех проблем было то, что евреи представляли собой нечто вроде отдельного народа, живущего среди неевреев. Они были не просто другой этнической группой с другой религией: они принадлежали к другой культуре и говорили на другом языке. Не будучи «нацией» в политическом смысле, они в то же время были ею по целому ряду признаков. Сионизм как раз и зиждился на предпосылке, что, в сущности, евреи образуют «нацию».

Хотя многие европейские евреи были настолько подавлены и угрозами в свой адрес, и зверствами, которым они подвергались, что были просто не в состоянии сразу же принять адекватные ответные меры, некоторые понимали, что нельзя сидеть, сложа руки, надо что-то делать. Наиболее выдающимся из них был известный венский журналист Теодор Херцль. Прочтя книгу Карла Дюринга, он всерьез задумался о той ситуации, в которой оказались евреи. Выход из создавшегося положения ему виделся в одном - в создании национального еврейского государства. Придя к такому заключению, он стал изучать возможность претворения в жизнь этой идеи. Херцль как репортер давал материал о судебном процессе над Дрейфусом и лично слышал крики разъяренной толпы. Призывы загнать евреев обратно в гетто, жестокая расправа с ними в России, сходные с этим акции по отношению к «эмансипированным» евреям в Австро-Венгрии и Германии и, наконец, «дело» Дрейфуса во Франции - все это представило собой ту «совокупность причин»242, которая заставила его публично выступить с предложением создать еврейское государство, и в 1896 году он опубликовал небольшую, но эпохального значения книгу DerJudenstaat («Еврейское государство»).

Херцль не первым заговорил о «сионизме». Это понятие обязано своим появлением другому венскому журналисту, Натану Бирнбауму, основавшему в 1882 году еврейское национальное братство, а в 1885 году - журнал «Самоосвобождение», в котором и употребил впервые данный термин. Но Херцль ввел слово «сионизм» в широкий обиход и вдохнул жизнь в само это движение. С этого времени и до своей безвременной кончины спустя восемь лет Херцль отдавал всего себя этому начинанию, став новым Моисеем, призывавшим к новому исходу.

Надежда вернуться на свою древнюю родину никогда не покидала евреев за всю многовековую историю их борьбы за выживание в христианском мире. Семейные и общественные торжества нередко закачивались пожеланием: «В будущем году - в Иерусалиме». События в конце XIX века еще более усугубили и без того тревожное положение, в котором находились евреи. Херцль прямо ставил вопрос: «Должны ли мы "убираться" и куда? Или мы еще можем остаться? И если "да", то надолго ли?»243.

Херцль был против популярного тогда плана, заключавшегося в том, что евреи должны просто переезжать в Палестину и обосновываться там. Он доказывал, что подобного рода иммиграция в эту страну в любой момент может быть остановлена по распоряжению властей, контролирующих Данную территорию, и что обеспечить еврейскому народу безопасное будущее может только национальное еврейское государство, в чье владение перешли бы все эти земли. Его книга начинается так: «Идея, которую я выдвигаю в этой брошюре, не нова. Это - основание еврейского государства»244. Характеризуя возрастающий антисемитизм как движущую силу своего проекта, он продолжал разрабатывать планы, связанные с финансированием и конкретным претворением в жизнь его амбициозной программы образования отдельного государства для евреев. Полагая, что европейцы будут только рады, если евреи покинут их страны, Херцль думал, что антисемитские настроения помогут евреям добиться своей цели, но здесь он ошибался. Его настойчивое требование предоставить евреям землю, суверенные права и статус государства не дало ожидаемого результата.

Брошюра и публичные выступления Херцля взволновали европейских евреев, что позволило ему созвать их на конгресс, который должен был состояться в Европе. Когда его последователи собрались в 1897 году в Базеле на первый конгресс сионистов, они прямо заявили: «Цель сионизма - создать в Палестине родину для евреев, безопасность которой гарантировал бы закон»245.

Сионистское движение сразу же после возникновения столкнулось со столь серьезными проблемами, связанными с его финансированием и обеспечением политической поддержкой вынашиваемого им плана, что некоторые евреи даже отвергли идею образования собственного государства. Ортодоксальные раввины стремились противостоять этому политическому течению, утверждая, что восстановление еврейского народа на Святой земле в руках Бога и Его Мессии и что использование политических методов подвергает риску веру и даже приближается по своему характеру к идолопоклонству. Сторонники ассимиляции, предпочитавшие приспособляться к западной культуре, считали, что это движение только обостряет «еврейский вопрос», привлекая внимание к различиям между евреями и неевреями. По мнению других, силы, расходуемые ныне ради достижения политических целей, лучше бы направить на более насущные дела, а некоторые просто боялись, что действия сионистов приведут к возрастанию гонений на евреев.

Херцль был удивлен, встретив противодействие, которое отчасти шло от «эмансипированных» евреев, опасавшихся, что его план переселить евреев из Европы помешает их стремлению приспособиться и ассимилироваться в западном сообществе. Теперь, в свете немецкого Холокоста, ясно, что их надежды на приспособление, - по крайней мере, в Германии, - были напрасными. Несмотря на многочисленные возражения против проекта Херцля, после его смерти идея еврейской родины окончательно упрочилась в сознании многих европейских евреев. Однако на вопрос, как достичь этой цели, ответа так и не было.

Британская поддержка сионизма

Когда евреи в Европе начали действовать согласно плану Херцля, Англия стала поддерживать их, поскольку для успешного проведения имперской политики она нуждалась в опорном пункте на Ближнем Востоке. Барбара Тучман, чье великолепное исследование участия Великобритании в делах как евреев, так и палестинских арабов стало ценным источником для многих, кто, как и она, занят изучением этих проблем, говорит:

Роль англичан в возрождении Израиля... изначально определялась двумя мотивами: религиозным и политическим. Первая причина заключалась в моральном долге по отношению к библейскому народу, а вторая - в стратегических планах империи, которой была нужна эта земля...

Еще задолго до того как Британия стала империей, Библия... воспринималась, по выражению Томаса Хаксли, как «национальный эпос англичан». Соответственно, Англия уже стояла, так сказать, одной ногой в Палестине. Вторая нога оказалась там по требованию империи...246

Доктор Уильям Томсон, архиепископ Йоркский, адресуя свои слова Палестинскому исследовательскому фонду, даже сказал: «Мы обращаемся к Палестине, поскольку Палестина - наша страна», - имея в виду, что она дала ему «закон, согласно которому я стараюсь жить», и «лучшее знание, каким я обладаю», а именно Библию247.

Еще во времена Пуританской революции идея возвращения евреев в Палестину привлекла внимание многих влиятельных англичан. Разве пророки не предсказывали, что Мессия вернется, когда евреи обратятся и вновь поселятся на Святой земле? Разве не было также необходимости в том, чтобы сначала народ Израиля был «рассеян» по всему миру и, в частности, в Англии? Некоторые подчеркивали последнее, доказывая, что Англия должна быть открыта для евреев, будучи единственными «островами», где отсутствует еврейское население: ведь евреи были изгнаны из этой страны еще в 1291 году.

В 1649 году Джоанна и Эбенезер Картрайт представили пуританскому вождю лорду Фэйрфаксу и Военному совету официальную петицию, в которой высказывалось мнение, что евреям должно быть дозволено вернуться в Англию248. Этот поступок Картрайтов был продиктован не столько заботой о евреях, сколько их христианским видением истории, согласно которому обращение и возвращение евреев возвещало великие события конца света. Через девять лет поступил на рассмотрение еще один документ, предусматривавший возвращение евреев в Англию, но его обсуждение вызвало столь бурные дебаты, что большинство евреев поняли: если их и примут, то весьма прохладно.

В «пуританский» период в истории Англии интерес к евреям, еврейскому языку и Ветхому Завету значительно возрос. Росла и осведомленность об арабах. В Оксфордском университете была учреждена первая кафедра арабского языка. Ее занял Эдуард Покок, арабист, который, будучи священником «Левантийской компании», несколько лет - с 1630 по 1635 год - провел в Алеппо (Сирия).

Никто из видных людей в Англии не отстаивал необходимость возвращения евреев в Палестину столь решительно, как делал это Антони Эшли Купер, седьмой граф Шефтсберийский. Великий поборник социальных реформ в Англии XIX века, он был, согласно Барбаре Тучман, «самым влиятельным человеком вне политической сферы, за исключением Дарвина, в викторианскую эпоху»249. Вдохновленный пророчествами, которые прочитал в Библии, лорд Шефтсберийский заявил, что англичане имеют особые обязательства перед евреями и поэтому должны обратить их в христианство и возвратить на библейскую родину. Только после обращения и возвращения евреев на Святую землю наступит конец света и придет Мессия. На его кольце были выгравированы слова: «Просите мира Иерусалиму»250. Под миром подразумевались и возвращение евреев на Святую землю, и их обращение в христианскую веру.

Мысли лорда Шефтсберийского о библейских пророчествах сформировались под влиянием Джона Нельсона Дарби, сперва англиканского священника, затем члена Плимутской братской церкви, который и был автором такой интерпретации библейских пророчеств, называемой по его имени «дарбиизмом» или, более часто, «премиллениализмом». Это учение придает возвращению евреев в Палестину особенно большое значение, поскольку, согласно ему, данное событие должно предварять Второе Пришествие Иисуса. И лорд Шефтсберийский, и лорд Артур Бальфур, автор знаменитой Декларации Бальфура, были воспитаны в вере, разделяющей подобные взгляды251.

Хотя лорд Шефтсберийский и выступал в защиту евреев, его интересы не выходили за рамки христианского учения, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что он видел в евреях потенциальных христиан. Он не представлял себе, что на территории Палестины и впрямь может быть создано самостоятельное еврейское государство, но был убежден, что евреи, поселившись в Святой земле, привнесут в Палестину принципы и практику европейской цивилизации. У него не было и тени сомнения в том, что и еврейская общественность, и деловые круги окажут этой программе самую мощную поддержку, включая и финансовую помощь. Лорд Шефтсберийский верил, как и еврейский лидер сэр Мозэс Монтефьор и английский путешественник и писатель Элиот Уорбертон, что если евреи поселятся в Святой земле, то там, где ныне одни лишь бесплодные пустоши, каковыми стали еще много веков назад некогда богатые угодья, зацветут сады, о чем столь часто говорили сторонники возвращения евреев на их историческую родину. Так что развернутая Теодором Херцлем кампания за создание на территории Палестины еврейского государства для Англии не была чем-то новым.

Государственные интересы Великобритании и Израиль

Англия начала проявлять интерес к торговле со странами Леванта еще в XVI веке, когда католических паломников, посещавших Святую землю, сменили протестантские торговцы - смелые, отважные люди, готовые, в случае необходимости, пойти и на риск (недаром же их называли купцами-авантюристами). «Новый соблазн Востока»252 заключался теперь не в спасении, а в торговле. Торговцы были первыми, кто стал налаживать контакты между Англией и Османской империей. И они же заложили фундамент будущей экспансии Великобритании в ближневосточном регионе и ее вовлеченности в происходящие там события. Купцы закупали хлопок-сырец, ставший впоследствии одним из важнейших видов сырья для английской промышленности, пряности, драгоценности и даже цветы (ирисы, крокусы, гиацинты, нарциссы и многие другие), но только не кофе: этот продукт в те времена в Европе не пользовался спросом. В целях повышения эффективности данного вида экономической деятельности были учреждены торговые компании: сперва, в 1581 году, - «Левантийская», для торговли на Ближнем Востоке, а затем, в 1601 году, - и «Ост-Индская», основанная купцами из «Левантийской компании». «Ост-Индская компания» была создана, чтобы покончить с монопольным положением Голландии и Португалии в торговле с Азией, из-за которого цены на товары вырастали в два раза. Она стала одним из тех мощных факторов, которые оказывали непосредственное влияние на обстановку в Индии и Восточной Европе, и своего рода двигателем экономики, «предопределившим преобразование Англии в империю»253.

Когда англичане в 1875 году завладели Суэцким каналом, Палестина приобрела для них исключительно важное в военном отношении значение, поскольку была расположена на восточном фланге английских позиций в Египте. С развитием процветающей торговли с Индией и началом становления Британской империи контролю над Юго-Восточным Средиземноморьем стало уделяться куда большее внимание, чем прежде. Перспектива появления еврейского государства европейского типа на Ближнем Востоке представлялась англичанам привлекательной: «государство-клиент» могло бы помочь Англии отстаивать ее интересы и, в частности, сохранять контроль над сухопутными и морскими путями, связывающими Европу и Азию. Некоторым даже виделось в мечтах, что основание такого государства приведет к стабилизации обстановки в этом регионе, поскольку продажной, изъеденной коррупцией Османской империи, ухитрившейся восстановить против себя и арабов, и европейцев, Придется так или иначе покинуть территорию Палестины. Поэтому неудивительно, что Джозеф Чемберлен, министр колоний Великобритании, легко согласился с Теодором Херцлем, что Британия должна поддержать еврейскую колонизацию Синая, - правда, только в том случае, если евреям удастся получить на это санкцию Египта. Как мы видим, Британия стала первой страной, которая официально вступила в переговоры с евреями как политической общностью и дала добро на самую настоящую оккупацию приглянувшейся им территории.

Декларация Бальфура

Знаменитая Бальфурская декларация, названная так по имени лорда Бальфура, тогдашнего премьер-министра Великобритании, была принята 2 ноября 1917 года. Армии генерала Алленби уже вошли в Святую землю, сражаясь с Османской империей, союзником Германии, и через пять недель взяли Иерусалим. Декларацией предполагалось, что новый Израиль займет территорию от Южной Палестины на юге до Сирии на севере и от Средиземного моря на западе до современного Ирака на востоке. Франция и Италия вскоре одобрили этот план, и в 1922 году Лига Наций дополнила Декларацией мандат Великобритании на управление Палестиной. Декларация играла заметную роль в английской политике с конца 30-х годов до начала 40-х, когда Англии пришлось отказаться от нее, чтобы не допустить поддержки Гитлера арабами. Но и тогда Декларация Бальфура лежала в основе тех действий, которые привели в конечном итоге к образованию Израиля.

Англичане, представляя себе, какой станет новая эра в истории Палестины, рисовали нередко такую картину: еврейское население, применяя современные научные методы агрикультуры, превращают пустыню в цветущий сад, вернув, таким образом, этой земле плодородие, которым она славилась в древние времена, до того как, верили англичане, арабы и турки превратили ее в пустошь. Поскольку мандат Лиги Наций обеспечивал международное одобрение британской оккупации Палестины, англичане вполне могли позволить себе начать уже претворять в жизнь отдельные положения Декларации Бальфура. Палестина вновь была открыта для евреев.

Палестинские арабы

В то время как евреи при поддержке англичан разворачивали движение за создание на территории Палестины еврейского государства, арабы вынашивали мысль о создании арабского государства. Избавившись от отнюдь не милосердной власти Османской империи, но, оказавшись в подчинении у Британии, палестинские арабы вступили на путь борьбы за независимость. Наверное, им недоставало идеологической опоры и организованности сионистского движения, но по мере ознакомления и с сионизмом, и с планами относительно Палестины, которые вынашивали евреи, арабы все глубже проникались сознанием, что им просто необходимо иметь собственное государство, где бы не правили британские империалисты и не было евреев - сионистов до мозга костей, как полагали они. Палестинские арабы начали воспринимать себя как отдельную «нацию» лишь в начале XX веке, да и то не вполне понимая, что же это означает в действительности, и только конфликт с сионизмом помог им разобраться во всем. Согласно Боасу Эврону, «палестинская нация [как называют себя палестинцы сейчас] представляет собой новую общность, в формировании которой заметную роль сыграло противоборство между арабами и сионизмом»254.

Таким образом, к 40-м годам в Палестине действовали два националистических движения: сионизм, целью которого было создание «родины» для евреев, и палестинско-арабский национализм, преисполненый решимости покончить с британским имперским правлением на территории этой страны и воспрепятствовать созданию еврейского государства. Столкновение этих двух националистических движений и привело к конфликту, который, то обостряясь, то затихая на время, более полувека определял обстановку в Палестине.

В сионистских планах создать родину для евреев, и даже еврейское государство было довольно много от идеализма, и то, что сионисты оказались не в состоянии заранее заключить конструктивные соглашения с палестинскими арабами, оказалось роковым для обеих сторон. У англичан, между тем, Не было намерения столкнуть еврейских поселенцев с арабским населением. В сущности, многие из них придерживались романтических взглядов: поскольку арабы в родстве с евреями, - оба народа ведут начало от Авраама, - их совместное проживание на одной территории окажется положительным и многообещающим фактором, формирующим облик этой земли.

Сторонники сионизма, как и многие другие, считали, что Палестина - сравнительно малонаселенная область, которую арабы и турки превратили почти, что в пустыню. Описание Палестины в «Простаках за границей» Марка Твена вполне соответствует такому представлению: «Палестина сидит в пепле и вретище», ее долины - «отвратительная пустыня», земля «полностью опустошена». Иерусалим, по его словам, - «нищая деревушка», Капернаум - «бесформенные развалины», берега Галилейского моря - «безмолвная дикая местность», а Магдала - «родина нищих арабов»255. Вероятно, Марк Твен преувеличил кое-что, рисуя столь неприглядную картину, и все же данная им характеристика этой страны невольно подводит нас к мысли о том, что если бы Палестина была лучше организована политически и находилась на более высоком уровне экономического развития, то сионистам было бы куда труднее достигнуть своей цели, да и то лишь при условии, что она, эта цель, не стала бы уже недостижимой.

Вместо того чтобы договариваться с арабами, сионисты целиком полагались на Англию и помощь, которую та могла предоставить. В подобной позиции был определенный резон. Арабам вряд ли понравился бы план, согласно которому их земли отбирались, а сами они становились людьми второго сорта, и сионисты понимали, что им не обойтись без сильного союзника за пределами Палестины, который смог бы воздействовать на арабов. Однако общий подход к проблеме, согласно которому палестинцы изгонялись, чтобы дать землю евреям, а арабы и национальные устремления, которые могли бы иметься у них, игнорировались, должен был, вне сомнения, до предела осложнить обстановку. Задуманная сионистами подобная «сделка в одностороннем порядке», поражающая своей бессердечностью, нашла яркое отражение в лозунге, ставшем обычным в диаспоре: «Страна [Палестина] без народа - для народа [евреев] без страны»256. Боас Эврон замечает, что евреи, прожившие долгое время в Палестине, никогда бы так не сказали: они-то по собственному опыту знали, что палестинцы - это народ, и к тому же народ, который нельзя игнорировать257.

Декларацией Бальфура, если точно следовать ее тексту, предусматривалось сохранение за арабским населением всех тех прав, которыми оно обладает: «Не будет сделано ничего, что отрицательно сказалось бы на гражданских и религиозных правах нееврейских сообществ в Палестине»258. Но позднее в неопубликованной частной докладной записке министру иностранных дел Бальфур противоречит своей же декларации: «С каким бы почтением ни относились мы к взглядам тех, кто проживает там, великие державы, выбирая мандатария [то есть государство, которому предоставляется мандат на управление определенной территорией], отнюдь не собирались, как я это понимаю, принимать во внимание их мнение»259. В общем, с арабами никто не советовался ни при составлении декларации, ни при претворении в жизнь представленных в ней положений.

Еврейские лидеры тоже не предпринимали попыток вести переговоры с арабами. В сущности, они намеревались по-тихому изгнать арабов из Палестины или, как они это называли, «переместить» палестинцев в другие арабские страны. Израэль Зангвилл, английский еврей, писатель, выражал широко распространенную среди евреев точку зрения, что арабы не очень-то трудятся на этой земле и поэтому не заслуживают такой родины.

Мы не можем позволить арабам воспрепятствовать столь ценному этапу восстановления... И поэтому мы должны предложить им в мягкой форме «переселиться». Как-никак у них есть Аравия площадью в миллион квадратных миль... Для арабов нет никакого резона цепляться за эти несколько километров. «Свернуть шатры» и «тихо ускользнуть» - типичная для них манера, вошедшая в поговорку. Так предоставим же им возможность продемонстрировать, как это делается. Многие из них полукочевники, они ничего не делают для Палестины и, соответственно, не имеют никакого права на демократическое правление260.

Таким образом, еврейские лидеры действительно разрабатывали планы выселения арабов из Палестины. В частности, согласно их программе, евреи должны были покупать землю у палестинских землевладельцев (но назад не продавать), предлагать палестинцам уехать, а в случае необходимости и сгонять их с их же собственной земли. Все это и делалось впоследствии. Hyp Масалха, описавший еврейскую политику переселения, предложил такую интерпретацию: «В корне представления, что непосредственно с палестинцами не стоит иметь дела, лежало нежелание признавать, что палестинцы образуют единую общность и что существует такое явление, как палестинский национализм»261. Если исходить из подобной посылки, то получается, что палестинские арабы - это просто арабы, некий сегмент занимающего огромные территории многомиллионного арабского населения, а не палестинцы как таковые, то есть граждане вполне конкретной страны, именуемой Палестиной. Ну а отсюда уже следовало, что и само существование Палестины не имеет под собой никаких правовых оснований. Еврейские лидеры обычно говорили об этом неясно, но смысл всегда оставался одним: евреи достойны этой земли, а арабы - нет. Евреи могут занимать эту землю, а палестинцы должны, так или иначе, покинуть ее. Многие из них так и поступили.

Конечно же, переселение людей в страну, которую их предки покинули уже много столетий назад и где они вознамерены создать свое собственное, национальное государство, не испросив заранее согласия на это у тех, кто постоянно проживает там, не могло не привести к неизбежным в данном случае осложнениям. Доктор Нахум Голдманн, в течение долгого времени бывший президентом Всемирной сионистской организации и принимавший непосредственное участие в создании Государства Израиль, объясняет доходчиво, в чем же заключался просчет:

Сколь бы ни были законны его требования, сионистское движение никогда не должно забывать, что, вопреки общепринятому принципу, действительность такова, что та или иная территория принадлежит той группе населения, которая представляет собой большинство. Иными словами, и с идеологической и этической точки зрения, и с точки зрения практической политики, сионистам следовало бы с самого начала попытаться достичь взаимопонимания с арабским миром262.

Когда речь заходила о том, что сионисты не считали нужным обсуждать что-либо с арабами, сторонники создания Государства Израиля ссылались нередко на известное исключение из этого правила - переговоры с эмиром Фейсалом ибн Хусейн, который был, вероятно, главным арабским лидером в те времена, когда действовала Декларация Бальфура. Хаим Вейцман, сионистский лидер и первый президент Израиля, выступая 18 октября 1947 года на заседании Специального комитета по Палестине Организации Объединенных Наций, заявил, что в 1918 году, во время поездки в Палестину, он встречался с эмиром Фейсалом и достиг с ним соглашения. Вейцман говорил: «Эмир Фейсал [sic!], позже правитель Ирака, договорился со мной, обещая, что когда будет свободной вся арабская Азия, арабы признают права евреев свободно селиться и развиваться в Палестине, которая будет граничить с арабским государством»263. Достижение договоренности было частью более широкого плана Великобритании поставить тарифа Мекки, Хусейна ибн Али, главой над арабским государством, куда войдут Сирия, Трансиордания и Палестина и где евреи займут одну из областей. Фейсал, сын Хусейна, в то время, когда велись переговоры, командовал арабскими войсками, находившимися в подчинении у генерала Алленби, и был близко связан с знаменитым Т. Э. Лоуренсом. Феликс Франкфуртер, один из самых выдающихся лидеров американских евреев, в марте 1919 года получил письмо от эмира, подтверждавшее сотрудничество арабов и сионистов, в котором заявлялось, что «в Сирии [в данном случае под Сирией подразумевалась не только собственно Сирия, но и Палестина] достаточно места и для тех, и для других [для евреев и для арабов]. И я думаю, что ни один из этих народов не сможет достигнуть подлинного успеха в одиночку, без взаимодействия с другим». «Мы должны вместе работать над перестройкой и восстановлением Ближнего Востока, и два наших движения лишь дополняют друг друга», - писал эмир264.

Вейцман утверждал в 1947 году, что условия соглашения были выполнены, арабы Азии стали независимыми, и ни одна из сторон не должна пренебрегать взятыми на себя обязательствами. Разумеется, сообщения об этих переговорах, не совсем надежные, как и переговоры, сами по себе, никогда не публиковались в открытой печати, так что о широкой поддержке и самих переговоров, и достигнутых на них результатов не могло быть и речи. Арабы, как правило, не придавали соглашению особого значения, считая, что Фейсал не имел полномочий заключать его. К тому же ссылки на этот документ в качестве аргумента в поддержку идеи о создании независимого еврейского государства несостоятельны, поскольку там говорится только об «арабском государстве», в котором евреи могут селиться и жить.

Первые поселенцы

Еще задолго до того, как в 1948 году был создан новый субъект политических отношений, известный как Израиль, на этой земле стали селиться еврейские иммигранты, дополняя малочисленную группу ортодоксальных евреев, которые и раньше жили в Палестине. Насчитывается пять основных иммиграционных потоков. Первый был представлен группой из четырнадцати евреев, прибывших в Палестину в 1882 году. Затем, с 1904 по 1914 год, иммигранты перебирались сюда в расчете заняться сельским хозяйством. Третий начался в 1919 году, после бурных революционных событий в России. Четвертый состоял из польских евреев, которые были «разорены экономическими бедствиями, намеренно обрушенными на них антисемитским правительством». Пятый образовали евреи, спасавшиеся от ужасов Холокоста в годы Второй мировой войны. Но евреи были не единственными иммигрантами; в период между двумя мировыми войнами в Палестину перебралось около двухсот арабов, привлеченных, как считают поборники Израиля, успехами этой страны в экономическом развитии, которые стали возможны благодаря еврейским поселенцам. Однако еврейское население росло быстрее, чем арабское, - во многом из-за иммиграции. Если в 1918 году на евреев приходилось лишь восемь процентов от общей численности населения Палестины, то в 1948 году этот показатель составил уже 31 процент. В абсолютных же показателях численность еврейского населения в этой стране увеличилась с 83 790 человек в 1922 году до 700 тысяч человек в 1948 году. Британские власти попытались даже ввести временные ограничения на иммиграцию в Палестину, но все предпринятые ими меры в данном направлении были эффективны только отчасти.

Еврейские лидеры ожидали, что улучшение общей экономической обстановки в стране поможет нормализировать еврейско-арабские отношения, но ошиблись: напряженность во взаимоотношениях между двумя народами нередко перерастала в вооруженные столкновения. Самым серьезным из них было Великое арабское восстание 1936-1939 годов, которое стоило жизни огромному числу евреев и прекратилось только из-за вмешательства британской армии. Арабы извлекали пользу из более высоких жизненных стандартов еврейского населения, и в то же время их пугала конечная цель еврейских лидеров - создание еврейского государства на территории, принадлежавшей арабам. Евреи не понимали, что главное для арабов - сохранить себя как национальную общность, а улучшение экономической ситуации по сравнению с этим отступало для них на второй план. Евреи, долго жившие в Палестине, лучше понимали истинное положение вещей. Они знали, чего хотят палестинские арабы. Но сионистское руководство не прислушивалось к ним.

Безуспешные попытки спасти евреев

К концу 30-х годов западные демократические страны встревожило положение евреев в Германии, и они попытались спасти их от нависшей над ними угрозы. Немецкие власти не возражали против подобных планов, во всяком случае, какое-то время. Но возникали сложности с поиском мест, где можно было бы разместить евреев. Среди стран, куда, казалось бы, можно было переправить беженцев, называли Анголу, Британскую Гвиану, Минданао, Эфиопию и Доминиканскую Республику, однако по разным причинам все они были отвергнуты.

Еще более ухудшилась ситуация для евреев после того, как в мае 1939 года англичане издали очередную «белую книгу», в которой сообщалось об ограничении дальнейшей еврейской иммиграции в Палестину и о полном прекращении ее через пять лет. Евреям запрещалось также покупать арабскую землю. Вопрос обо всем этом ставился еще в 1930 году, но сейчас уже официально было заявлено, что то, о чем лишь говорилось в прошлом, ныне претворяется в жизнь.

Между тем по прошествии какого-то времени лидеры в западных странах признали, что им не под силу спасти европейских евреев. Генри Фейнголд считает, что из-за этих двух обстоятельств - из-за неспособности спасти европейских евреев и ограничений, наложенных на евреев в Палестине, - «сионистский взгляд на мировое еврейство как на осажденное, с трудом выжившее в кровожадном мировом сообществе, закрепился и заметен до сих пор»265.

Поскольку сионистское движение было не столь уж велико, его лидеры для борьбы с арабами остро нуждались в поддержке извне. Когда Британия отказалась от прежней своей роли, сионисты нашли все необходимое в США, - у богатых евреев, которые помогали деньгами, и у политических деятелей в руководстве страны. «Сионизм никогда не изменял основному принципу, заключавшемуся в том, что необходимо иметь сильного союзника, заинтересованного в этом регионе и, соответственно, готового поддержать их в борьбе с движением сопротивления, развернутым местным населением»266.

В 1939 году британская политика в отношении иммиграции в Палестину принесла трагические результаты. В указанном году англичане отказались разрешить трем грузовым судам, переполненным еврейскими беженцами, высадить пассажиров в Палестине. Подобное произошло в 1942 году и в Стамбуле, когда судно «Струма», везущее беженцев, спасающихся от Холокоста, потерпело аварию в открытом море, и было отведено в гавань. Когда британские власти отказали в просьбе турок разрешить беженцам укрыться в Палестине, турецкие власти позволили высадиться беременной женщине и двум семьям, а затем отвели судно обратно в море, где оно дрейфовало, пока советская подводная лодка не подорвала его торпедой и не утопила. Погибли все беженцы, кроме одного, - всего 769 человек267. Позже в этом же году евреям, пассажирам другого корабля, «Патрии», также запретили высаживаться в Палестине, и корабль был затоплен на стоянке в Хайфе, причем погибли 252 еврея и английская команда. Согласно позднейшим исследованиям, взрыв на судне, возможно, был произведен сторонником евреев, чтобы потом свалить вину за случившееся на Англию.

Несмотря на все эти препоны, численность евреев в Палестине увеличилась за годы Второй мировой войны на 25 процентов. Крепли и их вооруженные силы в результате пополнения оружейных складов и вербовки бывших бойцов из Еврейской бригады, воевавших в Европе в тяжелое лихолетье, а также тех беженцев из России, которые сражались в рядах Красной Армии.

Создание Государства Израиль

После Второй мировой войны атмосфера напряженности и злобы в Палестине стала и вовсе гнетущей. В обстановке растущей враждебности со стороны местного населения англичане прилагали все силы, чтобы держать под контролем страну. В 1946 году еврейские агенты взорвали отель «Царь Давид» в Иерусалиме, где размещались британские административные службы и военные офисы, а в 1948 году еврейские войска вырезали примерно 254 человека, включая женщин и детей, в арабской деревне Деир-Ясин неподалеку от Иерусалима. В ответ арабы через несколько дней устроили засаду на медицинскую колонну, убив 79 человек - врачей, сестер милосердия и студентов. Английские военные, находясь примерно в двухстах метрах от места кровавого побоища, не вмешивались.

29 ноября 1947 года комиссия ООН рекомендовала разделить Палестину на еврейский и арабский секторы, а Иерусалиму предоставить международный статус. Этот план не понравился арабам, и они проголосовали против (один из немногих случаев, когда арабам предоставлялось право голоса при принятии решений, касающихся их). У еврейских лидеров тоже были возражения, но они видели и достоинства этого плана, согласно которому в принципе признавалась возможность создания еврейского государства, тем более что ему заранее отводилась определенная территория. По плану евреям предназначалось 55 процентов территории Палестины, в то время как до того они владели только восемью. В речи, которая была столь же ошибочной, сколь и полной надежды, президент Гарри Трумэн сказал, что раздел страны на два сектора «откроет путь для мирного сотрудничества арабов и евреев»268. Но в действительности за этим последовало что угодно, но не мир.

Поскольку план ООН не был принят ни арабами, ни евреями, Великобритания отказалась претворять его в жизнь. 14 мая 1948 года британский верховный комиссар в Палестине покинул ее, на чем и закончилось присутствие английских войск в этой области. В тот же день Верховный совет сионистов в Тель-Авиве выпустил Декларацию Основания, в которой провозглашалось создание еврейского Государства Израиль. В Декларации говорилось, что «Государство Израиль будет открыто для еврейских иммигрантов и станет пристанищем для изгнанников». Официально такая политика начала проводиться после принятия в 1950 году Закона о Возвращении, который «немедленно даровал каждому еврею из Диаспоры право стать гражданином Израиля»269. То, о чем говорил Херцль в книге «Еврейское государство», сбылось.

Соединенные Штаты немедленно признали Государство Израиль de facto, Советский же Союз 17 мая признал его de jure. Но еще до этого, 15 мая, на территорию Израиля вторглись войска из пяти соседних арабских стран, развязав тем самым первую арабо-израильскую войну. Она закончилась в 1949 году победой евреев. В результате молодое Государство Израиль получило 77 процентов территории Палестины, а это уже намного больше, чем те 55 процентов, о которых говорилось в ООН в 1947 году. За сорок же лет до этого евреям принадлежало только восемь процентов.

Последовало еще три войны: вторжение израильской армии на Синай в 1956 году, после того как Египет национализировал Суэцкий канал, Шестидневная война в 1967 году и Йом-Киппурская война в 1973 году, - и во всех этих случаях победителем был Израиль. Первую из этих войн Израиль провел своими силами, но в дальнейшем в припасах и снаряжении ему оказывал помощь Запад, особенно Соединенные Штаты. Помощь США, которую они продолжали оказывать Израилю и дальше, была для израильтян исключительно важной опорой и в то же время дала арабам основание утверждать, что Израиль - это очередной пример западного империализма.

В основе всех конфликтов между евреями и арабами лежит различие в их ответах на вопрос о том, имеют ли евреи право создавать собственное государство на территории, которая раньше принадлежала арабам. Иногда эти конфликты воспринимаются как религиозные войны между мусульманами и евреями, а иногда - как проявление национальной розни между еврейским и арабским народами. Хотя элементы и того, и другого, несомненно, присутствуют в них, что еще более обостряет проблему, ни одно из указанных явлений не является главной причиной сложившейся ситуации. «По происхождению и в сущности... конфликт [между евреями и арабами] - это лишь следствие столкновения двух национально-освободительных движений: еврейского и палестинского. Дилемма заключается в том, что, с одной стороны, евреи стремятся господствовать в Палестине, а с другой, естественное право на то же самое имеют палестинцы»270.

Чтобы избавиться от нападок в свой адрес, те, кто признает за евреями право иметь собственное государство, указывают на ряд положительных факторов, связанных с основанием Израиля. Например, выполнены условия соглашения между Вейцманом и эмиром Фейсалом. Арабы, живущие за пределами Израиля, независимы: этот статус они получили после победы союзников над Османской империей в Первой мировой войне и в результате последующего освобождения арабов уже в ходе Второй мировой войны. К тому же израильтяне отмечают, что новые рабочие места, появившиеся благодаря феноменальному росту израильской экономики, распределяются не только между евреями, но и между арабами, одним из последствий чего стала иммиграция арабов в Израиль. Основываясь на этих и других фактах, апологеты еврейского государства утверждают, что образование Израиля не только не нанесло ущерба региону и арабскому населению, но и обернулось благом и для того, и для другого. Кроме того, они заявляют, что евреям всего мира было просто необходимо иметь собственную территорию, чтобы существовать как единая нация, то место, где они могли бы чувствовать себя в безопасности и жить в окружении таких же евреев, как и они сами, - в общем, вести тот же образ жизни, что и другие народы. Поскольку эта земля принадлежала израильтянам по крайней мере с XIII века до нашей эры, говорили они, притязания евреев на Палестину справедливы.

Сторонники арабов отмечают, что арабы как таковые не давали согласия на создание Израиля, и что израильское государство было навязано им силой оружия. К тому же следует иметь в виду и то, что когда в VII веке нашей эры арабские войска вступили на территорию Палестины, этой землей евреи не управляли и даже не жили там уже много столетий. Тот факт, что арабы жили и правили здесь более тысячи лет, аннулирует все те права, которые имелись у евреев в древности. Затем, в то время как евреям всего мира автоматически предоставляется гражданство Израиля, лишь очень немногие из арабов могут получить его. Одним из объяснений того, что арабам израильское гражданство предоставляется только в порядке исключения, может служить стремление властей сохранить за собой законное право в случае чрезвычайного положения депортировать арабов как иностранных резидентов. Кроме того, в течение многих лет арабы не могли иметь собственное представительство в кнессете, парламенте Израиля, поскольку арабские политические партии были запрещены и арабы должны были для участия в выборах примыкать к той или иной еврейской партии, что уже исключало реальную возможность выражать свои собственные интересы. На землях, захваченных Израилем в результате войны 1967 года, израильские граждане и арабы живут бок о бок, но последние «лишены всех политических прав»271, поскольку на эти территории израильскими властями распространяется режим военной оккупации. Хотя, по международному праву, подобного рода оккупация может носить только временный характер, Израиль до сих пор отказывается вывести оттуда свои войска и вернуть земли палестинским арабам.

Ограничения, введенные для арабов на право владения и пользования землей, также создают проблемы:

Земля, на которой трудятся еврейские поселенцы, была куплена Еврейским национальным фондом в основном на деньги, полученные от американских, английских и европейских евреев, и на нее приходится около девяноста процентов всех обрабатываемых площадей. Право собственности на эту землю сохраняется за указанным учреждением. Ее нельзя продавать или сдавать в аренду арабам (на некоторых землях им не разрешается даже работать). Сдача этих земель в аренду арабам была признана незаконной после принятия кнессетом Закона об аграрных поселениях от 1 августа 1967 года272.

Еще одной проблемой является положение согнанных со своей земли арабов. «Мечта сионистов деарабизировать страну превратив ее из страны с преимущественно арабским населением в страну с явным преобладанием еврейского населения, сбылась в 1948 году, когда 750 тысяч палестинцев, - более восьмидесяти процентов от общей численности арабского населния на территории, отошедшей к Израилю, - отправились в изгнание»273. Причины исхода объясняются по-разному, но один историк высказал предположение, что треть из них бежала в страхе, треть насильно выдворили из Израиля и треть уговорили уехать274. Западный Иерусалим, захваченный израильтянами во время войны 1948 года, стал почти полностью еврейским, что позволило Давиду Бен-Гуриону, ставшему затем премьер-министром Израиля, объявить: «С тех пор как Иерусалим был разрушен римлянами [в 131 году нашей эры], он не был таким еврейским, каким стал сейчас»275. Многие из прежних земельных собственников получили компенсацию за свою землю, но в тех довольно частых случаях, когда земля находилась в пользовании у арендаторов, нередко целыми семьями живших на ней уже не одно поколение, арабов просто сгоняли без всякой компенсации. Иногда разрушались целые деревни, их обитатели становились беженцами, а высвободившуюся таким образом землю занимали еврейские поселенцы. Многим из палестинских беженцев удалось эмигрировать в другие страны, но большинство было обречено на жалкое существование, - в основном в лагерях для перемещенных лиц, разбитых в Иордании, которой приходилось в связи с этим прилагать неимоверные усилия, чтобы обеспечить изгнанников продуктами питания и одеждой и хоть как-то контролировать этот массовый наплыв лишившихся пристанища людей. И эти же самые арабские беженцы стали надежной опорой Организации освобождения Палестины, возглавленной Ясиром Арафатом.

Две интифады

28 сентября 2000 года Ариэль Шарон, в то время лидер правой политической партии «Ликуд» и бывший премьер-министр, посетил Храмовую Гору (мусульмане называют ее al-Haram al-Sharif, или Великим Святилищем) в Старом Городе Иерусалима в сопровождении охраны и нескольких крупных политических деятелей. Это было накануне Рош Хашана, еврейского Нового года. Хотя сам по себе этот визит носил вполне мирный характер, для некоторых арабов он послужил достаточным поводом, чтобы развязать насилие, приведшее к длительному конфликту, в результате которого погибло несколько сотен арабов и чуть меньше, но тоже немало, евреев. Это была вторая волна мятежей и нападений на израильтян известная как восстание [интифада] ал-Акса (Храмовая Гора иногда называлась «ал-Акса», как и мечеть). Первая интифада длилась пять лет, с 1988 по 1992 год.

Невероятная жестокость, сопровождавшая эти выступления, наглядно демонстрирует испытываемые многими палестинцами глубокое разочарование и горечь. И главное, что тревожит здесь, - не беззакония или гибель людей, хотя и это ужасно, а во многом спонтанный характер взрывов протеста, исходящих от самого населения и к тому же, как правило, независимо от того, обращались ли к ним с призывом подняться на борьбу их официальные лидеры или нет, хотя, по всей видимости, палестинские террористические организации поддерживают подобные акции.

Экстремисты и применение насилия

В Израиле действуют по меньшей мере две мусульманские террористические организации: «Хизбулла» («Партия Бога») и «Хамас». «Хизбулла» была основана после того, как Израиль в 1982 году завоевал Ливан и Организация Освобождения Палестины была изгнана оттуда. Из «Хизбулла», шиитской группы с базой в Ливане, происходят многие «бомбометатели-самоубийцы», включая и тех, кто в 1983 году совершил налет на казармы американской морской пехоты в Бейруте. Читатель, возможно, вспомнит, что шиитский ислам придавал особое значение учению о том, что страдание за правое дело неизбежно приводит к желаемому результату. В средствах массовой информации высказывается предположение, что основную поддержку «Хизбулла» получает от Ирана, главного центра шиитского ислама. Обе группировки немногочисленны, в них состоит ничтожно малая часть населения Палестины, но их самоотверженность, их методы и средства, которыми они располагают, придают им значительно большую силу, чем можно было бы подумать.

На Западе говорят о «бомбометателях-самоубийцах», но «Хизбулла» называет таких людей «мучениками», - так же, как христианские авторы VIII века именовали в свое время героев Кордовы. Конечно, параллель не вполне точна. Мусульмане погибают, в сущности, от собственной руки, христиан же лишали жизни мусульманские правители. Но поступки главных действующих лиц и их мотивация в целом весьма схожи: в обоих случаях «мученики» сами идут навстречу собственной гибели, веря в то, что их смерть позволит достичь желаемого результата. Мученики Кордовы хотели ускорить Второе Пришествие Иисуса, мусульманские «бомбометатели-самоубийцы» жертвуют жизнью в надежде на то, что Израиль будет наконец уничтожен.

Вторая организация, «Хамас», название которой является аббревиатурой арабского наименования Мусульманского движения сопротивления в Палестине, была основана в 1988 году после первой интифады. Движение ставило своей целью уничтожение Израиля, исходя при этом из того, что Палестина - это waqf, или «вечный дар», как переводится данный мусульманский термин. Будучи «вечным даром», земля Палестины, по мнению «Хамас», является и вечной частью dar al-Islат, которую мусульмане обязаны защищать. Лидеры «Хамас» считают, что, оказывая поддержку Израилю, Запад стремится вывести Палестину из-под мусульманского контроля. В общем, им видитcя в этом очередной происк западных стран в долгой истории крестовых походов, западного империализма, христианского миссионерства и даже изысканий ученых-ориенталистов, - по их мнению, все это было направлено исключительно на то, чтобы ослабить или, более того, разрушить ислам. Поэтому они относятся к своему «джихаду» как к средству сокрушить Израиль, а то и вовсе ликвидировать его. В то же время в пользу этой организации свидетельствует исключительно важная в социальном плане работа, которую проводит она в секторе Газа.

Официальные представители «Хамас» говорят, что ему оказывают помощь различные организации, действующие в нескольких странах Ближнего Востока. Аналитики уверены, что обе группы поддерживает Иран и, возможно, Сирия и что и та, и другая выступает в роли передового отряда в той борьбе с Израилем, которую ведут эти страны, чтобы, в конце концов, уничтожить его как независимое государство.

Природа конфликта

Одним из главных объектов спора является Иерусалим. Этот город почитается священным и евреями, - поскольку здесь когда-то находился древний Храм; и мусульманами, - ведь Мухаммад отсюда вознесся на небеса; и христианами - как место Распятия и Воскресения Христа. Вокруг него всегда кипели и продолжают кипеть страсти. Непосредственно с ним связано множество взаимоисключающих требований, и он же вызывает самые различные чувства. Майкл Хадсон замечает, что если бы не было Государства Израиль, «Иерусалим не только остался бы под контролем арабов, но и стал бы столицей независимого палестинского государства с арабским большинством и еврейским меньшинством»276. Но вместо того чтобы просто освободить этот край от колониального правления, на его территории создали новое государство, привнесенное, по сути, извне, а местным жителям навязанное силой.

Столь же серьезную проблему представляет собой и требование палестинцев вернуть изгнанных арабов в их прежние дома на землях, находящихся под контролем Израиля. Если проблему Храмовой Горы / Великого Святилища трудно решить из-за различий в обычаях и религии, то выполнение требования предоставить изгнанникам право вернуться связано с рядом проблем чисто «технического» порядка, из которых не последнюю роль играет такая, как возвращение людям принадлежавшей им прежде собственности спустя полвека после того, как ее отобрали у них. Стремление людей вернуться на родину Организация Объединенных Наций поддерживала в прошлом. После окончания войны 1967 года ООН в резолюции № 242 предложила Израилю вернуть арабам территории, захваченные в ходе войне, и признать право беженцев вернуться назад. Смысл такого шага был ясен: Израиль обретает мир с соседями в обмен на возвращение арабов на территории, захваченные во время Шестидневной войны. Египет и Иордания согласились с этим планом, а Сирия - нет. Израиль официально заявил о согласии с резолюцией в 1970 году, и эта позиция была подтверждена в 1978 году в Кэмп-Дэвидских соглашениях, когда премьер-министр Израиля Менахем Бегин выразил согласие с резолюцией «по всем пунктам»277. Но оккупированные территории Западного берега и Газы до сих пор не возвращены арабам: вместо того чтобы вернуть их, израильтяне продолжают заселять Западный Берег, что противоречит резолюции, международному праву и более поздним соглашениям, достигнутым в Осло. Продолжающаяся военная оккупация областей, захваченных во время Шестидневной войны, и лишение гражданских прав проживающих там арабов лишь обостряют и без того сложные проблемы. Ситуация настолько серьезна, что «бочонок с порохом» - вполне применимая к ней метафора.

Выводы

Государство Израиль давно уже заявило о себе как о постоянном факторе в жизни окружающих его государств. Хотя по занимаемой площади оно и уступает самой маленькой из арабских стран, на него нельзя смотреть как на Давида, оказавшегося в кольце из Голиафов, поскольку в военном отношении оно превосходит своих соседей. Впрочем, в настоящее время это превосходство не столь уж значительно, так как по уровню боеспособности ближайшим к Израилю арабским государствам удалось приблизиться к нему. Конечно, принимая меры по обеспечению собственной безопасности, Израиль вполне может рассчитывать на поддержку со стороны США и других западных стран, никогда не отказывавших ему в помощи. Однако, учитывая данное обстоятельство, нельзя в то же время забывать и о другом: поддержка извне может помочь Израилю выжить, но это вовсе не то, что могло бы пробудить в арабах, да и во всем исламском мире, любовь к Западу и, в частности, к Соединенным Штатам.

Основание современного Государства Израиль - еще один пример, иллюстрирующий характер взаимоотношений между Западом и мусульманами. То, что мы наблюдаем, невольно напоминает нам средневековые крестовые походы, участники которых, обуреваемые безудержным стремлением захватить как можно больше не принадлежавшей им земли, полностью игнорировали интересы местных жителей278. В нашем случае, однако, конфликт не сводится исключительно к противостоянию христиан и мусульман per se: в противоборство втянуты уже не христиане и мусульмане как таковые, а западные державы, евреи и арабы, тем более что многие арабы, выступающие против Израиля, сами христиане. Но, что бы там ни было, факт остается фактом: произошло возрождение старого типа отношений, о чем свидетельствует и стремление, проявленное теми же странами, которые некогда представляли собой христианский мир, насильно навязать неарабское, немусульманское государство арабам, являющимся в большинстве своем мусульманами, и та поддержка, которая оказывается Израилю странами Запада, поставляющими ему оружие. Ничто не доставляет столько мучительной боли мусульманам, - и арабским мусульманам на Ближнем Востоке, и мусульманам в других странах, - как события в Палестине в последние пятьдесят с лишним лет. И эти душевные муки являются питательной средой для арабского и мусульманского терроризма, направленного против граждан западных стран и израильтян. Терроризм нельзя оправдывать, но причину понять просто. И она, эта причина, не исчезнет сама по себе. Для того, чтобы ликвидировать ее, необходимо, прежде всего, ввести взаимоотношения между израильтянами и арабами в нормальное, мирное русло. Но и тогда многое может еще сохраниться от прежней взаимной неприязни279.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|