Источник: Издательство «Жизнь с Богом»


ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. напр, у Эддингтона (Sir Arthur Eddington) главу «Science and Mysticism» в его знаменитой книге « The Nature of the Physical World».

2 «В страхе бытие познает свою полную необоснованность. .. Страх ставит существование на край пропасти, из которой оно вышло». (« Sein und Zeit») (Срв. характеристику философии Heidegger'a - а в книге С.А. Левицкого «Трагедия свободы», 1959 г. стр. 258-266).

3 Умерла в 1943 году.

4 Это - первый стих 21-го псалма, кончающегося гимном торжества и благодарения.

5 См. об этом мою книжку «Мистицизм и лирика», Петроград, 1917 г. (а также «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1917 г.).

6 См. замечательную антологию из писаний Оригена - Origenes. «Geist und Feuer». Ein Aufbau von Hans Urs v. Balthasar.

7 См. напр.: «Lestoire del Saint Graal» (The vulgate version, vol. 1,1909, p. 32-35, 40-41) of the Arthurian Romances», edited by H. O. Sommer, и «La Qeste del Saint Graal», cap. XII (ibid., vol., VI, p., 189).

8 См. мою книгу «Жажда подлинного бытия», Берлин, 1922 г., стр. 66 ел.

9 Срв. Chandog. Upan. 7,23; Brihadaran. Up. 5,1.

10 Mokshadharma, Adh. 206,4. (Deussen, Vier philos. Texte des Mahabharatam, стр.230).

11 Brihad-Aran. Up. 2,1,20; срв. Oltramare, L'histoire des idées théosophiques dans l'inde, 1907, Paris, 75,115.

12 Qvetacvatara - Up. 1, 6 (Deussen, Sechzig Upanishad's des Veda, стр. 294).

13 Kena - Up. 3,31 (ibid, стр.208).

14 Brihad-Aran. Up. 3, 5; 4,4, 22; срв. Oledenberg, Die Lehre der Upanischaden und die Anfänge des Buddhismus, 1915, 139.

15 Brihad-Aran. Up. 3,1-3; срв. 4, 3, 7; о пессимистических элементах в миросозерцании Упанишад срв. Oldenberg, 1. с. 116-124.

16 Maitrayana - Up., 1, 3-4.

17 Brihad-Aran. Up. 4,4,11; Isa - Up. 3.

18 Maitr. - Up. 4, 2. О возрождениях срв. Maitr. - Up. 3, 2-5, Chand. Up. 9, 6, 3.

19 Maitr. Up. 1, 4.

20 Brihad-Aran. Up. 2, 4, 3 (- 4, 5, 4). Сходны с этим и слова молодого героя Катхаки-Упанишад пред лицом смерти 1,26-28.

21 Brihad-Aran. Up. 1,3,28 (Deussen, Sechzig Upanishad's, 390).

22 Cvetacv. Up. 3,21 Sacred Books of the East, vol. XV, 248); срв. напр. Deussen, Vier philos. Texte aus d. Mah. I, Adh. 45,30 (стр. 29).

23 Mokshadh., Adh. 206,32; Adh. 179,25; Sanasujataparv. Adh. 43,30 (Vier phil. Texte... стр. 232, 134, 22); Mund. - Up. II, 2; срв. Kathaka - Up. 3,15.

24 Prasna - Up. 4, в конце (перев. у Hillebrand'a, Aus Brahmanas u. Upanishaden, 1921, стр. 147).

25 Brihad-Aran. Up. 3, 5, 1; или еще: «Атман, который свободен от греха, свободен от старости, от голода и жажды» (Chand. Up. 8, 1, 5; 8, 7, 1). Срв. еще Brihad-Aran. Up. 3, 8, 8 (перев. (Hillebrand'a.

26 Vier philos. Texte... I,43,31 (стр. 22).

27 Chand. Up. 1, 6, 7.

28 Maitr. Up. 5; Taittiriyaka - Up. 2, 9; срв. Oltramare, 74.

29 Kathaka - Up. 6, 12.

30 Срв. J. Dahlmann. Nirvana. Eine Studie zur Vorgeschichte des Buddhisnius, 1896, стр. 54 cл., где ряд цитат из Махабхараты.

31 Mokshadh., Adh. 206,32 (Vier philos. Texte, стр. 232).

32 «Я слыхал, что кто познал Атмана, преодолевает скорбь», говорит Нарада мудрому Санаткумаре, «я же в скорби. Поэтому соблаговоли, о господин, перевести меня на тот берег - по ту сторону скорби!» (Chand. Up. 7,1,3). Ср. Maitr. Up. 6,30 S.B.E. vol. XV, 328. Mokshadh., Adh. 179,36 (Vier philos. Texte..., стр. 136).

33 Chand. Up. 7,23 (S.B.E., vol. 1,123).

34 Taittir. Up. 3, 6; срв. Taittir. Up. 2; Mund. Up. 2, 2, 7.

35 Срв. напр. Kath. Up. 3,15,17; 5,13; 6,8,9; Brih.-Aran. Up. 4,7,14,17; Chand. Up. 2, 23, 2; Kena - Up. 12-13; Talavakara - Up. 2, 4-5; Isa - Up. 11; Mundaka Up. 3, 2; Qvetacv. Up. 1, 6 сл.; 3, 7, 8, 10,13; 4, 14-17, 20; 6,15; Maitr. Up. 6, 24, 25, Kaivalya - Up. Далее срв. напр. след, места места из Махабхараты: Vier philos. Texte, I, Adh. 43,31; 44, 18; 45, 6; III, Adh. 206, 14, 32 и т. д.

36 Срв. напр, еще Mundaka - Up. 2, 2, 11. Правда, наряду с этим встречается в Упанишадах и много грубого, магического, внешнего; чувствуется порою еще неуверенность первых шагов умозрения, неясность религиозно-философских исканий, стесненных еще мифологически-жреческой атмосферой - так в наивном материализме мысли, в произвольном и диком связывании между собою самых разнородных представлений, в детской игре слов и попытках странной этимологии - своего рода философски-религиозных каламбурах, которым придается высокий таинственный смысл, далее в ряде волшебно-магических предписаний и, наконец, в фантастической космогонии и в фантастической философии культа, унаследованной от Вед и Брахман - одним словом временами в общей, еще ярко-мифологической окраске мышления. Срв. об этом напр. Hillebrand, Aus Brahmanas u. Upanishaden... (Religiose Stimmen d. Volker, 1) 1921, 12-14.

37 «В этом сущем (или истинном) имеют все твари свой корень, в этом Сущем их точка опоры, в этом Сущем их основа», говорится в Chand. Up. 6, 8, 6.

38 См. Chand. Up. 6, 8-16

39 Chand. Up. 7,26,2 (S.B.E. ν. Ι стр. 125). Срв. Mund. Up. 2, 2,8: «Кто созерцает это Высшее и Глубочайшее Существо, у того узы сердца развязываются; все его сомнения исчезают; дела его уничтожены». Срв. Сvetaçv. Up. I, Mund. Up. 3, 2, 7.

40 Chand. Up. 8,4,2 (S.B.E. vol. I, стр. 130; срв. Oltremare, 1. с. стр. 121). Об избавлении согласно учению Упанишад см. вообще Oltramare, 113 cл., 121 cл., Oldenberg, 1. с. 142-147, Deussen, Allg. Gesch. d. Philos. I, 2, 305-325.

41 Chand. Up. 3,11, 3.

42 Kath. - Up. 3,15 (S.B.E., vol. XV, стр. 14).

43 Qvetagv. Up. 4,20 (ibid. стр. 253). Срв. Mahâ-Nârâyana Up. 1,11; Kath. Up. 6,9.

44 Kena - Up. 2,11-12 (Deussen, Sechzig Upanishad's... 206). Cp. IsaUp. 9, 10.

45 Kath. - Up. 5,12 (S.B.E. vol. XV, стр.19).

46 ibid. 2,12-13.

47 Mund. - Up. 3, 2, 2; 2, 2, 8; 3, 2, 8 (приведено у Deussen'a, Allk. Gesch. d. Phil. 1,2, стр. 317).

48 Напр. Kath. - Up. 5,13.

49 Напр. Kath. - Up. 6,15.

50 Chand. - Up. 4, 9, 2.

51 Kath. - Up. 5,14; срв. 5,12.

52 Maitr. - Up. 6, 34,9 (у Deussen'a, ibid. 317; S.B.E., vol. XV, 334); срв. еще Maitr. Up. 6, 30; 6, 34, 4.

53 Mokshadh. 177,50 (Vier phil. Texte d. Mahabhar., стр. 130). О высшем блаженстве в Брахмане срв. Brihad-Aran. Up. 4, 3, 32 и 33.

54 Приведено у Oltramare, 218.

55 Mund. - Up. 3, 2, 9; Brihad-Aran. Up. 4, 4,12; срв. Brihad-Aran. Up. 4, 4, 25. Об этом отождествлении своей духовной сущности с Абсолютом см. Deussen, Allg. Gesch. d. Phil., I, 2, стр. 155, 311; Oltramare 80 сл.; Oldenberg, 103-104, 125, 131, 134, 147. Schomerus, Indische Erlösungslehren, 1919, 14, Tiele-Soderblom, Kompendium d. Religionsgech. 1920, 5,213-214. Это - основное, центральное верование Упанишад, к которому сводится все спасение, весь мистический путь, весь смысл учения, и которое рассматривается как великая, божественная тайна. Оно встречается на каждом почти шагу, приведу лишь некоторые примеры: Kath. Up. 2, 20; 4, 5,12-13; 5, 3, 8; Brihad-Aran. - Up. 3, 5, 1; 3, 7; 4, 4, 12 сл.; Kaushitakl - Up. 1, 6; Cnad Up. 3, 14, 2-4; 6, 8, 7 и сл.; Maitr. - Up. 2, 1-7; Kaivalya - Up.; Cvetagv. Up. 3, 18; 5, 7-14 и т.д. и т.д.

56 Срв. об этом напр. Oldenberg, 1. г. 105. Впрочем, и в Упанишадах имеем некоторые, хотя и слабые в общем, элементы теизма, т.е. восприятия Бога как живой личности - именно в представлении о благодатном избрании. Так Катхака Упанишад восклицает: «Атмана нельзя достичь чрез наставление, ни чрез разум, ни чрез большую ученость; только тот, кого Он изберет, может Его постигнуть: ему Атман открывает Свое существо» (2, 23; срв. те же слова в Mundaka Upan. 3, 2, 3). С еще большей определенностью ту же мысль о благодати, о милосердии Божием встречаем в повидимому более поздней Çvetaçvatara - Upanishad, связанной отчасти с культом Шивы: «к тому Богу», говорится здесь, «который дает познать Себя из милости, прибегаю я, ища спасения» (6,18). Однако эти одинокие черты теизма не изменяют общей картины настроения (если не считать самых позднейших Упанишад, определенно примыкающих к народному культу Шивы или Вишну). О теистических элементах в учении Упанишад см. N. Macnicole, Indian Theism, 1915, 42-61; Deussen, Allg. Gesch. d. Phil. I, 2, стр. 161-162; Oltramare, 120. Безлично-холодный образ Божества в Упанишадах получил свое дальнейшее развитие и в философии Махабхараты - см. J. Dahlmann, 1. с. стр. 58.

57 Срв. напр. BrihadAran. - Up. 4, 2, 4; Kaivalya - Up. (Hillebrand, стр. 160). Срв. об этом Oltramare, стр. 149, прим. 2.

58 Brihad-Aran. Up. 2,4,3 (= 4,5,4).

59 Kath. - Up. 1, 20-29.

60 Brihad-Aran. Up. 3, 5.

61 Mokshadharma, Adh. 176, 22 (Vier philos. Texte..., стр. 124). Срв. как изображается идеал полного отречения от всего, ради достижения высшего Брахмана, в Paramahansa - Up. (Hillebr. 166-168).

62 Brihad-Aran. Up. 4,4,23 (S.B.E. vol. XV, стр. 180); срв. Deussen, Allg. Gesch. d. Phil. I, 2, стр. 318-320, Oldenberg, 137. Об этическом элементе в учении Упанишад см. N. Macnicole, 1. с. стр. 56.

63 Anugìta.

64 «Он равнодушно проходит через мир», говорится в Mandukya Up. Kàrika (2,36).

65 См. напр. Maitr. Up. 6, 20 и passim.

66 См. об этом Oltramare, 135-136. Срв. Taittirya Up. 2, 9, Maitr. Up. 6, 18, далее в Махабхарате MokshadharMa, Adh. 333,44 (Vier philos. Texte, стр. 739). Dahlmann, I.e., стр. 62).

67 Об эгоистической окраске религиозного идеала Упанишад см. Oltramare, 136-137, Oldenberg, 142-143. Срв. с этим напр. Mokshadharma, Adh. 328, 33 (Vier phil. Texte, стр. 714).

68 Срв. Dahlmann, 1. с. 64.

69 Срв. Maitr. - Up. VI, 19, 25.

70 Срв. Maitr. - Up. VI, 27, 34, 8.

71 Об этсм Oltramare, 122-126; срв. Brihad-Aran. Up. 2,4,1-14 (= 4,5, 13-15); 3, 4 22 сл. И вместе с тем срв. напр. след, место из TaittiryiaUp. (3,6): «Брахман есть Радость (или Блаженство). Ибо из радости возникают эти существа. Через радость живут они после своего рождения. И в радость возвращаются они, когда уходят отсюда». И еще: познавший Брахмана достигает «Божественного, которое превыше богов, - непреходящего, безграничного, беспечального Блаженства» (Maitr. Up. 4,4). Срв. выше.

72 Подробнее о мистических течениях античного мира напр, у Franz Cumont, Les religions orientales dans l'Empire Remain, там же более подробные ссылки на источники и литературу предмета.

73 Firmìcus Maternus, De errore profanarum religionum, с. 22.

74 Так и в древнем Египте говорили, отождествляя покойника с умершим и вновь ожившим Озирисом: «Как Озирис поистине жив, так и он будет жить; как Озирис поистине не умер, так и он не умрет; как Озирис поистине не уничтожен, так и он не будет уничтожен» и т.д. См. Е.А. Wallis-Budge. Osiris and the egyptian resurrection, Lond. 1911, vol. I, стр. 81.

75 Comparetti, Laminette orfiche, 1910, стр. 17.

76 Подробнее об этом см. в моей цитированной выше книге, в главе об орфиках.

77 Sympos. 210 E - 212 А.

78 Theatetus, 176 А.

79 Phaed. 80 В, срв. напр. Rep. X, 611 E.

80 Rep. VIII, 532 E.

81 Phaedon 84, A.

82 Phaedon 81 А.

83 Напр. Епп. V, 1. VI, с. 6; срв. Епп. VI, 1. IX. с. 3; Епп. VI, 1. VIII, с. 8 и сл. Dionys. De mystica Theologia, с. 1 и т.д.

84 Епп. VI, 1. DC, с. 6.

85 Brihad-Aran. Upanishad (четыре раза повторяет эти слова мудрец Yajnavalkya - III, 9, 26; IV, 2, 4; IV, 4, 22; IV, 5,15).

86 Tao-te-King, гл. 41 и 21.

87 Из моей книги «Жажда подлинного бытия (Пессимизм и мистики)», стр. 114-116. Там также указаны в примечаниях дальнейшие соответствующие места из творений мистиков Востока и Запада, христианских и не-христианских.

88 См. об этом мою книгу: «Античный мир и раннее христианство», Варшава 1935 г., и последнюю главу книги князя С. Н. Трубецкого «Учение о Логосе».

89 Рукопись Ном. 9202 в парижской национальной библиотеке. Нью-Йорк, 1953 г..

90 Срв. у Василия Великого («Слово на Р.Х.»): «Для того Бог во плоти, что сия подпавшая проклятию плоть должна была быть освящена, сия немощная плоть должна была быть укреплена, отчужденная от Бога опять приведена к Богу, изгнанная из рая снова возведена на небо... Для того Бог во плоти, чтобы умертвить смерть, скрывающуюся в плоти. Ибо когда явилась спасительная благодать Божия и когда взошло Солнце Правды, тогда поглощена была смерть победою, ибо не могла она перенести присутствие истинной Жизни. О, глубина благоси и любви Божией!».

91 Срв., напр., еще у Оригена (Contra Cels. 111,28): άπ' έκείνον ήρζατο θεία καί άνθρωπίνή συνφαίνεσθαι φύσις ٫ ίνα ήάνθρωπίνη τή πρός τό θειότερον κοινωμία, γένηται θεία ούκ έν μόνω τώ Ίησού, άλλά καί έν πάσιν. Далее сходныя места у Григория Нисского и т.д. и т.д.

92 «Благодарю Тебя», молится старец Поликарп на костре, «что Ты удостоил меня приобщиться... чаше Христа Твоего, для воскресения в вечную жизнь, душею и телом, в нетление Духа Святого»... «Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего», пишет Игнатий Богоносец, отправляясь на муки» и еще: Иисус Христос в смерти - истинная жизнь», «наша неотъемлемая жизнь», - Иисус Христос «наша надежда, чрез воскресение в Него» (Рим. 6.4; Еф. 4.23).

93 См. об этом подробнее в книжке моей «Душа Православия», 1927, Новисад.

94 Τοίτό έστίν τό σώμα μοϋ, τό πέρ ύμών διδόμενον - Лк. 22.19.

95 Τοΰτο γάρ έστιν τό αίμα μου της (καινής) διαθήκης τό πέρί πολλών έкχνννόμένον έις άφεσιν άμαρτιών - Мат. 26, 28; τοϋτό εστίν τό αίμα μου τής (καινής) διαθήκης τό ίκγυννόμενον ΰπίρ πολλών- Марк. 14. 24; τοϋτο τό ποτήριον ή καινή διαθήκη έν τώ αίματί μου, τό νπέρ ύμών έκχυννόμενον - Лк. 22.20.

96 «Еслиб Я только мог пострадать больше, Я бы пострадал больше», так слышит обращенные к ней слова Спасителя одна из замечательнейших представительниц западно-христианской мистики, благочестивая Юлиания из Норича. Но Он не мог больше пострадать! (Lady Julian of Norwich, Revelations of divine love, - конца XIV в.). «Бог Сына Своего предал на крестную смерть, по любви к твари. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести род наш», пишет Исаак Сирин (Русск. Добротолюбие, II, 728).

97 Ср. слова Иринея Лионского: «Он благостно излил Себя Самого, чтобы нас собрать в гнездо Отца!» (Кн. V, гл. 2.1).

98 Ср. у Григория Нисского: «Когда Он оставлен был Отцом на кресте, то изображал тогда наше состояние; Онъ называется и есть человек, чтобы освятить Собою людей, сделавшись как бы некою закваскою для всей массы, и все осужденное избавить от осуждения». Ср. и у Оригена (Толкование на Пс. 21): «Боже мой, Боже мой! векую оставил мя еси?» - это изречение Господа выражает наше страдание; мы прежде были покинуты и презренные, а теперь мы опять приняты и спасены страданием Того, Кто выше страданий, когда Сей принял на Себя нашу немощь и грех». И Григорий Богослов пишет: «Он с нами жаловался на кресте, что Бог Его оставил» («Слово о Боговоплощении» IV. - Творения, русск. перев,. III, 83).

99 Афанасий Великий замечает о словах «Боже, Боже мой! векую оставил мя еси?» «Эти слова произносит он от нашего имени, ибо «зрак раба приим, в подобии человеческом быв, и образом обретеся яко человек» (Флп. 2.7).

100 Митрополит Филарет Московский так говорит в своем «Слове на Великий Пяток» (1816 г.: «О любви Божией, явленной нам во Христе Распятом») о кресте Господнем: «Вот, христиане, и начало, и середина, и конец креста Христова - все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда ни прострем взор - к Востоку, или Западу, к Югу, или Северу, - всюду зрение упадает в неизмеримость неба, так и в духовной области тайн, по всем измерениям креста Христова, созерцание теряется в беспредельности любви Божией».

101 Ср. у Василия Великого: «На кресте умирает вражда наша на Бога» (Творения, русск. перев., VII, 278).

102 Пробудить в нас любовь, сделать нас участниками Божественной любви - вот, поэтому, цель Его снисхождения. Так, напр., пишет о том, что Бог послал к нам Единородного Сына Своего, автор древнехристианского «Послания к Диогнету» (памятник середины 2-го века): «О, какой радости исполнишься ты, когда познаешь Отца: Как возлюбишь Того, Кто столько наперед возлюбил тебя! Когда же возлюбишь, то сделаешься подражателем Его благости» (Гл. 10). Ириней Лионский пишет: через искупление «в нас насаждено полнейшее повиновение и любовь к нашему Освободителю. Ибо Он освободил нас не для того, чтобы мы отступили от Него..., но чтобы, получив Его милости, более любили Его» (Кн. IV, с. 13,53). Ср. также замечательную книгу П. Светлова «Значение креста в деле Христовом», Киев 1893, из которой заимствованы некоторые из цитат.

103 Кн. V, 16.3; срв. V, 17,1: «Он своим послушанием исправил наше непослушание». Кн. III, с. 18.16: «Христос был человек подвизавшийся за отцов и чрез послушание прекративший непослушание; ibid. § 7: «Как через непослушание одного человека... многие согрешили и потеряли жизнь, так надлежало, чтобы через послушание одного человека многие получили оправдание и спаслись».

104 Ср. у Григория Богослова: «Собственным своим примером возвышает Он цену послушания, и испытывает его в страдании; потому что недостаточно было одного расположения, как недостаточно бывает и нам, если не сопровождаем его делами, ибо дело служит доказательством расположения» (Твор. 111,83. «Слово о Богочеловечестве», IV).

105 Подробно говорит Ориген о педагогическом значении страдания; напр.: «Si non esset utile conversioni peccantium adhibere tormenta peccantibus, nunquam misericors et benignils Deus scelera puniret» Ср. у Светлова, I, c. 149-150.

106 Кол. I. 25; ср.: ή οίκονομία τού μνστηρίον του αποκεκρυμμενου από των αιώνων εν τω Θΐω Εφ. 3. 9, т.е. «домостроительство тайны, сокрывавшейся от века в Боге».

107 То же значение удовлетворения всякой правды имеет часто встречающаяся у отцов мысль об искуплении нас Христом от власти диавола, о выкупе, данном диаволу за нас, подпавших, вследствие греха нашего, его власти.

108 Твор., т. III. Москва, 1844, стр. 122; срв. ibid., 123.

109 «Точное изложение Православной веры», гл. XI.

110 Вел. суббота, утро.

111 Текст см., напр., у René Grousset, Histoire de l'Asie, том I, 1922, стр. 225-226.

112 Деян. 2. 24, 32.

113 Деян. 4. 2.

114 Деян. 4.53.

115 Деян. 10. 40-41.

116 1 Кор. 15.11.

117 Богатое сопоставление текстов надписей находим, напр., в Monumenta ecclesiae liturgica, edidit Cabrol & Leclercq. Vol. I: Reliquiae liturgicae vetustissimae. Sectio prima, 1902, str. C, I гл.

118 Ad Rom.

119 Acta Perpetuae et Felicitatis.

120 Martyrlum Polycarpi.

121 Didache, с. Ср. еще в евхаристической молитве «Деяния Иоанна» (Acta Johannis, ок. 160 г.):...«Мы прославляем Твое воскресение, дарованное нам чрез Тебя... Ибо Ты един еси, Господи, корень бессмертия и источник нетления» (δοξάζομεν σον την δειχθεϊσαν ήμίν διά σου άνάστασιν.·. σύ γαρ εί μόνος, Κύριε, ή ρίζα τής αθανασίας καί ή πηγή τής αφθαρσίας). В древне-христианской молитве перед едой, сохраненной в 13-й главе трактата «О девстве», который приписывался прежде Афанасию Великому, читаем: «Благодарим Тебя, Отче наш, за святое воскресение Твое. Ибо чрез Иисуса Сына Твоего Ты явил нам его» (Ευχάριστουμεν σοι, πάτερ ημών, ύπέρ τής αγίας αναστάσεως σου, διά γάρ Ίησού τού παιδός σον έγνωρι,σας ήμιν αύτήν).

122 Оды Соломона Х, II, 5, 6,14-19, 25, 26.

123 X, 8-8.

124 XV, 8.

125 XI, 7.10.

126 VI, 17.

127 1 Кор. 15.10.22.

128 1 Кор. 6.19; ср. 1 Кор. 3.10.

129 Рим. 8. 23.

130 Деян. 17. 32. Ср. тонкое замечание Златоуста: «Во всем другом (философы) друг другу противоречат, а в этом одном все они, как едиными устами, согласно учат, что нет воскресения» (In Epist. I ad Cor. Homilia XXIX - Migne, Patr. Graeca, 61, col. 339).

131 Во втором веке следующие христианские писатели подробно останавливаются на воскресении мертвых: (псевдо) Юстин περί άναστάσεως, Афинагор... πέρί αναστάσεων νεκρών, Ириней в 5-й книге «Против ересей». В третьем веке этот вопрос подробно разрабатывают Ипполит, (Περί αναστάσεων καί αφθαρσίας), Мефодий De resurrectione, имеются отрывки почти целиком утраченного произведения Оригена, Περί αναστάσεως. См. об этом Haller, Die Lehre von der Auferstehung des Fleisches bis auf Tertullian - Zeitsch f. Theol. u. Kirche 1892, стр. 274 сл.; 293 сл.; далее вступительную статью Carl'a Schmidt'a к изданным им «Gespräche Jesu mit seinen Jimgern nach der Auferstehung (ein katholisch-apostolisches Sendschreiben des 2 Jahrhunderts), Leipzig, 1919 (Texte u. Untersuchungen 43; 3 Reihe, H. 13), стр. 198 cл.

132 2 Петр. 3.13; Откр. 21.1-4; Рим. 8. 21-22; 1 Кор. 15. 28. Ср. Откр. 21. 5; 20.14; Деян. 3. 21. Подробнее об этом в моей работе: «Просветление мира и жизни» гл. IV-ая: «Благая весть», и «Античный натурализм».

133 «Gesprache Jesu mit seinen Jüngern»...hrsgb. von Carl Schmidt, Cap. 2.

134 Cap. 12, стр. 42.

135 Cap. 21, стр. 72.

136 «Gesprache Jesu», cap. 25 и 26, стр. 82.

137 Igitur, ut retexam: quam Deus manibus suis ad imaginem Dei struxit quam de suo adflatu ad similitudinem suae vivacitatis animavit, quam incolatui, fructui dominatui, totius suae operationis praeposuit, quam sacramentis suis disciplinisque vestivit; cujus munditias amat, cujus castigationes probat, cujus passiones sibi adpretiat - haeccine non resurgit totiens Dei? Absit, absit, ut Deus manuum suarum operam, ingenii sui curam, adflatus sui vaginam, molitionis suae reginani, liberalitatis suae haeredem, religionis suae sacerdotem, testimonii sui militem, Christi sui sororem, in aeternum destinat interitum!.. (C. IX) Далее с. VII и VIII.

138 Athanasius, Epistolae heortasticae, XI - Migne 26, col. 1411; Ср. еще особенно epist. X (col. 1402).

139 Ibidem, epist. VI (col. 1388).

140 Ср. особенно epist. III.

141 Greg. Nyss. Catech. magn. c. 25.

142 Ioannis Chrysostomi, De resurrect, mort., cap. 6, ср. с. 7; ср. его же In Epist. I ad. Cor., Homil. XXIX, 2.

143 Ioannis Chrysostomi, In Epist. ad Rom., Homil. XIV.

144 S. Ephraemi Syri Carmina Nisibina (ed. G. Bickell, 1866), carmina XLIII, XLVTI, LXIX; ср., напр., еще XLIV, XLV, XLVI, XLVIII, LXV.

145 В пяток вечера, Мертвен 2-го гласа; в пяток вечера на стиховне стихири 8-го гласа; в субботу утра на стиховне стихиры покойны 4-го гласа.

146 В пяток вечера, 1-го гласа, Покоин; в пяток вечера, 3-го гласа, Мертвен в субботу утра, 4-го гласа, Мертвен.

147 Стихира в субботу на вечерни, 2-го гласа. Ср., напр., еще: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты еси Бог мой, и не постыждуся: биен был еси по плещема, не отметаюся; на кресте пригвожден был еси, и не таю (ού κρύπτω); восстанием Твоим хвалюся: смерть бо Твоя живот мой» (Стихира восточная в субботу на вечерни 7-го гласа) и т. д.

148 Седален воскресный, 1-го гласа.

149 В субботу на вечерни, 4-го гласа.

150 Канон крестовоскресный, 3-я песнь, 1-го гласа; в неделю утра, ипакой, III-го гласа; канон крестовоскресен, песнь 1-я и 4-я, 111-го гласа; Седален воскресный, III-го гласа. Ср., напр., еще: «Мертвый убо, их же пожре смерть, отдаде: разорися же и адово тлетворное царство воскресшу Ти из гроба, Господи» (Канон крестовоскресен, песнь 4-я, III-го гласа).

151 Канон крестовоскресен, песнь 6-я, I-го гласа.

152 Тропарь воскресный III-го гласа.

153 Бог Слово «облагоухал мир» чрез воплощение Твое от Девы Марии, поется, напр., в одном из песнопений III-го гласа (канони крестовоскресен, песнь 4, Богородичен). И т.д.

154 В неделю утра, канон Богородичен, песнь 6, I гласа (Ср. в субботу на вечерни, стихиры восточны, I гласа); в неделю утра, седален, глас IV, тропарь воскресный I гласа; канон крестовоскресен, песнь 5, глас VI (Ср. канон крестовоскресен песнь 9, глас V; «блаженны» в неделю на литургии, VI гласа); канон крестовоскресен, икос, VIII глас; воскресная полунощница, песнь 5, ирмос, глас I (Ср. в субботу на вечерни, стихиры восточны V гласа); канон крестовоздвижен, песнь I, ирмос, гл. III.

155 Стихира в субботу на вечерни I гласа. Ср., напр., на литии в Преображение (гл. 2): «Иже светом Твоим всю вселенную осветив (άγιάσας).

156 Канон крестовоздвижен, песнь 9, глас VI.

157 Тропарь воскресный III гласа.

158 В неделю утра икос канона, гл. VII (Ср. там же, песнь 7-я).

159 Канон крестовоскресен, кондак, гл. VIII (ср. в неделю утра, икос канона, гл. I).

160 Дамаскин в значительной степени является автором и песнопений Октоиха.

161 Πάσχα Ιερόν ήμίν σήμερον άναδέδεικταιi
Πάσχα καινόν αγιον άναδέδεικται
Πάσχα μυστικόν
Πάσχα πανσεβασμιον
Πάσχα Χρίστος ό λυτρωτής
Πάσχα άμωμον
Πάσχα μέγα
Πάσχα των πιστών
Πάσχα το πυλαϊ ήμίν τού παραδείσου άνθιξαν
Πάσχα πάντας άγιαζαν πιστούς.

Эта последняя строфа является очень древним песнопением Церкви. До 9-го века м. б. и дольше) она пелась (в греческом тексте) и в Риме, см. Marm, Moines de Constantinople, 1897, стр. 458.

162 Ср., напр., описание тайной заутрени в Котласских лесах (среди сосланных в лесные лагеря на пожизненную кабалу) в замечательной книжке: A. Schwarz: «In Wologda's weissen Wäldern» Altona, Hans Harder Verlag 1935, S. 86-90.

163 См., напр., Никифора Уединенника «О трезвении и хранении сердца» (Добротолюбие, V, 264-265).

164 Migne, t. 34, col. 906.

165 Так, напр., Iоанн Лествичник, Никифор Уединенник (Добротолюбие, V, 266).

166 Добротолюбие II, 166-167.

167 Об этом говорит, напр., Исихий Иерусалимский: «Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием, и есть то же, что хранение ума, в совершенной немечтательности держимого» (Добротолюби, II, 166).

168 Добротолюбие, V, 252-253.

169 Исихий Иерусалимский (Добротолюбие II, 170).

170 Migne, t. 34, coll. 633, 907, 623.

171 Исихий Иерусалимский (Добротол. 11.173).

172 Apophtegmata Patrum (Migne, Patr. Gr., t. 65, col. 396).

173 Исаак Сирин, слово 48-е (по русскому перев.: «Творения Исаака Сирина», изд. 3-е, 1911 г.).

174 Исаак Сирин, Подвижнические наставления (Добротолюбие, русское издание, т. II, 1884, стр. 730-731; ср. стр. 737).

175 Добротолюбие II, 648. Ср., напр., еще, что пишет об истинно смиренных Макарий Египетский: «Такие люди имеют горячность и неудержимую любовь к Богу; чем более стараются они преуспевать и приобретать, тем более признают себя нищими, как во всем скудных и ничего не приобретших. Они говорят: «недостоин я, чтобы это солнце озаряло меня». Это-признак христианства, это - смирение» (Macar. Aeg. Homil. XV. Migne, t. 34, col. 601).

176 Добротолюбие, II, 557; Migne, t. 88, col. 892.

177 См. Euagrius Ponticus, Capita practica ad Anatolium, 92 (Migne, t. 40, col. 1249).

178 Исаак Сирин, слово 48-е (по русск. пер. «Творение И. С.» изд. 3-е, 1911 г.).

179 Слово Павла из Фиваиды Apophtegmata patrum, Migne, Pat. Gr., t. 65). Сходное говорит по поводу послушания диких зверей Сергию Радонежскому ученик его Епифаний в своем жизнеописании святого.

180 Ср., напр., канон I гласа в пяток утра, песнь 2-я. Мученичен, и т.д.

181 Ср., напр., Богородичен V гласа в неделю утра; Канон Богородице, песнь 6-я в неделю утра, VIII гласа; Канон Богородице в среду утра II гласа, песнь 3-я; Канон Богородице в среду утра, III гласа, песнь 4-я; Канон Богородице в неделю утра, V гласа, песнь 8-я; Канон во вторник утра, VI гласа, песнь 6-я, и т. д.

182 Didache, с. 10.

183 Греческий текст хотя бы у G. Rauschen. Florilegium patristicum, VII. Monumenta eucharistica... 1914, стр. 29 и 30.

184 Греческий текст, напр., у Brightman. Liturgies eastern and western, I. 1896, стр. 21; Rauschen I. с. стр. 157. Еще более древними являются евхаристические молитвы, сохраненные в так наз. «Египетских Церковных Канонах» или вернее «Канонах Ипполита» начала 3-го в. (в эфиопском и латинском текстах). Здесь призывание Св. Духа гласит: «Мы молим Тебя ниспослать Духа Твоего Святого на сие приношение Церкви, дабы... тем, кто вкушают от него, было оно в святость и во исполнение Духом Святым»... (эфиопский текст). См. I. N. Strawley, The early history of the liturgy, Canibr. 1913, стр. 57-58. R. M. Woolley, The liturgy of the primitive Church, Cambr. 1910, стр. 153.

185 Ср. об этом, напр., Maltzew, Liturgikon 1902, стр. 421-426. Srawley, I с. 205 cл. Woolley, I. с. 115 cл.; Heiler, Der Katholicismus 1923, 400 cл.; Watterich, Das Konsekrations moment im heil. Abendmahle und seine Geschichte 1896.

186 Brightman, 54.

187 См. об этом Odo Casel, Die Liturgie als Mysterienfeier 1922, 74-6.

188 См. изображение чина Иерусалимской обедни у Кирилла Иерусалимского (Cathech. myst. 5.5; Rauschen,. 66), Антиохийской у Иоанна Златоуста (De poenitentia IX, I; Brightman, 473).

189 Brightman, 29.

190 Только в «Климентовской» литургии имеем этот возглас ангельского славословия уже после освящения Даров перед самым причащением верных. В прочих литургиях он является частью анафорической молитвы и предшествует освящению. См. Maltzew, 124, 416.

191 Из сирийской литургии Иакова, Renaudot, Liturgiarum orientalium collectio, т. II, стр. 30). Ср. в анафорической молитве коптской литургии Св. Григория: «Вечный Господи... Который открыл нам сие великое таинство жизни, Который хоры бесплотных сил установил между людей, Который даровал сущим на земле песнь серафимов, прими гласы наши вместе с гласами незримых» (Renaudot, I, 28.93).

192 1 Кор. Сходство уже Климентовой литургии.11. 26.

193 1 Кор. 11. 25; Лк. 22. 20.

194 Renaudot, I, 29.

195 Сходство уже в Климентовой литургии

196 См., напр., Renaudot., I, 15, 30, 46; II, 32.

197 «De poenitentia», Hom. IX, Migne, 49, col. 345.

198 Didache, с. 10.

199 Ignat. Ephes. 13.

200 Adv. haeres. V, 2-3; IV, 18. 5.

201 Cyrilli Catech. mystagog. 4, 3. См. у него же (5. 22) об освящении чрез прикосновение к Евхаристии всех членов тела.

202 Athanasius, Epistolae heortasticae, 11.14 (Migne, t. 26).

203 Bibliothek der Kirchenväter. Ausgev. Schriften des heil. Ephram. 1873. 2 Bd. S. 75. Aus d. Syrischen iibers. v. P. Zingeil.

204 Catech. magn., с. 37.

205 Th. Schermann, Aegyptische Abendmahlsliturgien (Studien z. Gesch. und Kultur des Altertums VI Bd. I - II Heft. 1912), стр. 86.

206 Rauschen, I, c. 31.

207 Renaudot, I, 75.

208 Канон, песнь 1 и 8.

209 Didache, с. 10.

210 Ephes. 13; Philad. 4.

211 Apol. I, c. 65.

212 Brightman, 49.

213 Греч, текст у Brightman, 338.

214 Ср. Didache, с. 10; Ignat. Rom. 7. 3.

215 Древняя анафорическая молитва в «Эфиопских Церковных Канонах».

216 Литургический папирус из Dàr-Balyzeh - см. Schermami I, с. 83.

217 Anaphora Serapionis - Rauschen, 31.

218 Clem. Alex. Pord. I, 6; II, 2.

219 Ignat. Ephes., 13.

220 Adv. haeres. IV, 18.5.

221 Adv. haeres. V, 2-3.

222 Ibid. IV, 18.5. Превосходное положение учения Иринея об Евхаристии дает Renz, Geschichte des Messopfer - Begriffs, Bd. I, 1901, стр. 179-190.

223 Слово 47-ое (2 Bd., S. 294).

224 См. об этом О. Casel, Das Gedàchtnis des Herrn in der altchristlichen Liturgie, 1920, стр. 9.21-22,27-30; A. Baumeister, Die Messe im Morgenland 1906, 24-26; Monumenta ecclesiae liturgica, ed. CabrolLeclercq, vol. I. Reliquiae liturgicae vetustissimae, 1902, стр. XXV cл.

225 O. Casel, Das Gedàchtnis des Herrn, 5.

226 С. 10; ср. Justin I Apol. 13.

227 Cyrilli Catech. myst. 5.6.

228 Апок. 5,6,8,12-13. Ср., напр., Schermami. Die altchristliche Kirchenordnung·.

229 Brightman 50; ср. 85.

230 Вг. 125.

231 Вг. 132,176; ср. 232; Renaudot 1.45 (коптская лит. Св. Кирилла).

232 Вг. 514.

233 Иоанн Златоуст так изображает этот момент в древнем чине Антиохийской церкви (после освящения Даров): «Вот, лежит очистительная жертва за всю вселенную; поэтому мы дерзаем молиться тогда за вселенную, за Церковь Соборную от края вселенной до края. И приступает (священник) к Богу, моля об угашении войн, о прекращении смятений, о мире, о благословении года, о скором избавлении от всех зол, частных и общественных» и т. д. Ср. Cyrilli Cat. myst. 5. 9; Const. Apost. Vin, 12.40-49.

234 Собств. «чтобы она, произращая, радовалась о каплях своих».

235 Brightman, 126-128.

236 Вг. 167, 208; Renaudot, 1, 8.16-17, 30, 41, 69.

237 Rauschen, 165.

238 Brightman, 90; Renaudot, 11.267 и т. д.

239 Но не везде имеются здесь упоминания видимой Природы - их нет, напр., в соответствующих молитвах в чине Иоанна Златоуста и в римской мессе.

240 Кол. 1. 18.

241 Еф. 4.4-6.

242 Еф. 2. 14; Кол. I. 20.

243 Мф. 26. 29; Мк. 14. 25; ср. Лк. 22. 18, 16.

244 1 Кор. 11.26.

245 Didache.

246 Renaudot, 1,105.

247 Семь Соборов не являются таким «авторитетом», а лишь свидетелями истины, которая живет в Церкви.

248 Missale Romanum. Praeparatlo ad Missam. Feria II. Ср. еще «...da nobis ejus divinitatis esse consortes qui humanitatis nostrae fieri dignatus est particeps».

249 Benedictio cerei. «...Haec nox est, in qua destructis vinculls mortis Christus ab inferis victor ascendit... O felix culpa, quae talem ac tantum meruit habere Redemptorem. O vere beata nox, quae sola meruit scire tempus et horam, in qua Christus ab inferis ressurrexit. Haec nox est de qua scriptum est: Et nox sicut dies illuminabitur; et nox illuminatio mea in deliciis meis. Hujus igitur sanctificatio noctis, fugat scelera, culpas lavat et reddit innocentiam lapsis et moestis laetitiam... Nox, in qua terrenis coelestia, humanis divina junguntur...». Exultet jam angelica turba caelorum, exultent divina mysteria et prо tanti regis victoria tuba insonet salutaris. Gaudeat et tellus tantis irradiata fulgoribus et aeterni regis splendore illustrata totius orbis se sentiat amisisse caliginem. Laetetur et mater ecclesia, tanti luminis adornata fulgoribus... (Missale Romanum). Вспомним радостные пасхальные гимны в Гетевском Фаусте.

250 См. об этом мою книгу: «Преображение мира и жизни», Нью Йорк, 1959.

251 «Der platonische Dualismus von Leib und Seele, der heute unsere Jenseitsvorstellungen bestimmt»... Так пишет, напр., крупный протестантский историк религии Heiler в своей книге о католицизме (в 1923 году, стр. 45).

252 Сейчас заметно усиленное возвращение к христианскому реализму в современном протестантском богословии, возвращение к центральному значению проповеди о воплощении и воскресении Сына Божия. См. об этом мою книжку: «Der urchristliche Realismus und die Gegenwart». Kassel, Bärenreiterverlag. Teil. 1,1933. Teil II, 1935.

253 Ηarηасk. Das Wesen des Christentums.

254 Ср., напр., гимн протестантского мистика Knorr von Rosenroth'a (1636-1689 г.г.) «Morgenrot der Ewigkeit», где между прочим читаем: «Ach du Aufgang aus der Höh, «Und, entfernt von aller Plage, «Gib, das auch am jungsten Tage «Sich auf jener Frendenbahn «Unser Leichnam auf ersteh' «Freuen kann!»

255 Хороший обзор преимущественно протестантских богословов и мыслителей, 18-го и первой половины 19-го в.в., развивавших эту точку зрения, дает Julius Hamberger в своей ценной книге: Physica sacra Oder der Begriff der himmlischer Leiblichkeit 1869 г. Особенно распространены были эти идеи среди романтиков (Новалис) и близких им по взглядам (Так, напр., натурфилософ Passavant пишет на тему: Ueber das Abendmahl und den geistigen Leib). Об этих идеях у поздних романтиков см., напр., книгу Ricard'a Huch, Ausbreitung und Verfall der Romantik. В нынешнем протестантском богословии в Германии, наряду с крайне-абстрактным отрицанием исторической реальности нашего спасения, с особой силой пробудился опять и «христианский реализм» у Fr. Heiler'a, A. Köberle, так у Wilhelm'a Stahlin'a, Walter Kunneth'a и др. (прим. 1966 г.).

256 O мистическом и основоположном для Павла значении выражения έν Χριστώ очень хорошо говорится в знаменитой книге Ad. Deissmann'a «Paulus» (2-е изд. 1925 г.).

257 Ср. мою статью «Das neue Leben nach den Epheserbriefe» в «Internationale Kirchliche Zeitschrift», 1930, стр. 230.

258 Ср. еще Рим. 6. 4-5, 11; 8.11.

259 Кол. 3.1.

260 Это отмечает с большой силой A. Schweizer в своей интересной, хотя и парадоксальной книге: «Die Mystik des Ар. Paulus», 1931.

261 Так называл его уже Климент Александрийский.

262 Главные откровения были ей в 1373 году.

263 См. гл. VII и ХХIII.

264 Гл. X.

265 Гл. X-XI.

266 Гл. XII.

267 Гл. XIII.

268 Гл. XXIV.

269 Гл. IV.

270 Гл. V.

271 Гл. VII.

272 Так говорит Юлиания по вопросу о взаимоотношении человеческого духа - высшей части нашей природы - и Божественной сущности («I saw no difference between God and our Substance, but as it were all God; and yet mine understanding· took that our Substance is in God; that is to say, that God is God, and our Substance is a creature in God»). Cp. Inge Studies of English Mystics, 1907, стр. 71.

273 Юлиания употребляет иногда термин «грех» (sin) не только для обозначения чисто-нравственного зла (как, напр., в гл. XVIII-й, где rpex-sin - прямо противополагается всему остальному страданию -pain), но и в самом широком смысле - для обозначения всякого зла вообще, всякого несовершенства и страдания: «all that is not good» (гл. ХПГ).

274 Гл. XIII; ср. Гл. XVI.

275 Гл. ХХIII.

276 Ср. Гл. XIII, XVII, ΧΥΙII.

277 Особенно в главах ΧΠΙ и XIII, и passim.

278 Гл. XIV.

279 Ср., напр., Innocentlus III, «De contemptu mundi» и passim (См. у Migne'a Patrologia, Series latina, тома 214-217), далее Petrus Damiani, «De contemptu seculi» и passim (Migne, т. 144 и 145), Caesarius Heisterbacensis, «Dialogus miraculorum», отдел V: De Daemonibus (Edit. Strange, 1851, vol. I), Beatus Richalmus abbas: «Liber Revelationum de insidiis... Daemonum adversus homines» (Издано ν Pezii Thesaurus Anecdot. novissim, том I, pars II) и т.д. Ср. Карсавин, Очерки религиозной жизни в Италии, 1912, гл. XI. Его же, Основы средневековой религиозности, 1915, стр. 186-188, 201-203. (Здесь же на стр. 338 и 341 и ряд ссылок), Н. О. Taylor, The mediaeval mind, 1914, vol. I, гл. XVII, Eiсken Geschichte u.System der Mittelalterlichen Weltanschauung, 1887, (Русск. перев. Эйкен, История и система средневекового миросозерцания, 1907 г. См. также G. Roskoff, Geschichte des Teuf els, I-er Band, 1869 г.; Art. Graff, II diavolo (или немецк. перевод: Geschichte des Teuf els, 1893). Ср. мою работу: «Просветление мира и жизни в мистике». Варшава, 1935.

280 Гл. VI.

281 1 Фес. 5.16-18; ср. Флп. 4.4; 3.1; 2 Кор.13. 11 и сл. 6.10; Ср. также напр. Деян. 3. 41, 13. 52; Иак. 1. 2. I Петр. 1. 8; Ин. 15.11 и т.д.

282 Послание Варнавы 7; ср. Η e r m a e «Pastor», Mandatum XI 2-3 и т.д. Подробнее об этом настроении светлой радости в раннем христианстве см. в моей книге «Античный мир и раннее христианство» (последняя глава), а также, напр., у Glover'a, The conflict of religions in the early ronian empire, 1911 г., стр. 165-166.

283 Ср. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», Казань, 1884 г. (Рассказ 4-ый, стр. 93). Флоренский «Столп и утверждение истины», 274-318. Особенно Исаак Сирин (Слово 48).

284 «Scala divini amoris» (Провансальский мистический трактат 14-го века) hersggb. von De la Motte, 1902.

285 Lauda LXXXII: «Come l'anima trova Dio in tutte creature per mezo de sensi (lacopone da Todi, Le laude - в серии «Scrittori d'Italia», 1915).

286 Par ad. V, 8-12; 1,1-3 cp. Farad. XXIX, 13-18; XXXIII, 45; I, 74.

287 Ср. «Откровения» Анджелы (в русском переводе проф. Карсавина. «Библиотека мистиков», Москва, 1918 г. См. стр. 114, 106, 258-9 274-5; ср. введение проф. Карсавина, стр. 20, 26, 28-29, 31-33). Ср., напр., след, из проповедей Экхарта: «Об нахождении духа»... «Царство Божие близко» и др. (в русском переводе Сабашниковой избранных произведений Экхарта, Москва, 1912 г.; средне-верхне-немецкий текст Экхарта издан Pfeiffer'om: «Deutsche Mystiker des 14 Jahrhunderts, 1857).

288 Juan de la Cruz «Càntico espiritual» (Obras, edicion critica, 1912 г. том П, cip. 198); ср. мои брошюры: «Голос любви», Москва. 1916 г. стр. 8 и «Мистицизм и лирика», СПБ., 1917, стр. 17-18. Juan de la Cruz no времени уже принадлежит к эпохе Возрождения, но корни его мистики и ее характер обусловлены средне-вековой церковно-мистической традицией, и всецело проникнуты тем же духом. Ср. Никита Стифат, Первая деят. глав сотница 90, (Добротолюбие, изд. 2-ое, М., 1900, т. 5, стр. 107); 3-ье сотн., 72 (Ibid, 155-6).

289 He говоря уже об изумительной книге так называемого Дионисия Ареопагита: «О божественных именах». Она полна восторженным восхвалением Божественной Любви, сотворившей мир и любящей Свое творение (особ. гл. IV, 10-17), и воплотившейся в лице Иисуса. Эта любовь Божия, Его красота и сила проявляются в творении, Бог, при всей Своей трансцендентности, невыразимости, недоступности, вместе с тем и близок к нам, Он присутствует в мире (См. особ. гл. 1.4, 4. 10, 5.9-10, 11.2 и т.д.).

Близость Божию, действенное присутствие Его ощущают в мире и великие мистики позднейших времен, так в первую очередь Яков Бёме, далее, напр., Джордано Бруно в своем трактате «Degli eroici furori», а из более нового времени ср., напр., мистические «Фрагменты» Нова-лиса или «Беседы» старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» («О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным»).

Ср. по сему поводу мою работу «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения», главным образом первую вступительную главу о Джордано Бруно, и passim («Журн. Министерства Нар. Просвещ.», 1913 г. январь и февраль).

290 См. об этом, напр., мою работу «Мистический идеализм в древней Греции», Варшава. 1927.

291 Ср. 1 Кор. 15.28.

292 Гл. XV.

293 «Though he be healed, his wounds are seen before God, not as wounds, but as worships», гл. XVTT (Ср. гл. ХШ, XIV).

294 Гл. XIII.

295 См. Inge, Studies of english mystics, стр. 67.

296 См. Inge, I с., стр. 65, 66.

297 Гл. XVI.

298 Inge, I c., 63, 64.

299 Главные места в «De principiis» Оригена о «восстановлении всяческих», кн. I, гл. 6-ая и кн. III, конец 5-й и 6-ая глава (=Migne, Patrolog. series graeca, torn. XI, col. 165-170, 331-341; ср. далее coll. 176, 239, 326, 329). Русский перевод «De principiis» - «О началах», издан Казанской Духовной Академией (1899 г., см. стр. 64-73, 80, 168 280, 284-302).

Григорий Нисский, учит в следующих своих произведениях об άποκατάστασ-ίς'e 1) «In Cor.» XV,28ssg.; 2) «Oratio catechetica magna», c. Vili, c. XXVI, c. XXVII, c. XXXV, с. ХХХIХ, c. XL; 3) «Sermo adversus Arium et Sabellium»; 4) «De anima et resurrectione Dialogus»; 5) «De Mortuis». Cp. E. Michaud «St. Grégoire de Nysse et I'Apocatastase» («Revue Internationale de Théologie» X année, 1902, стр. 37-52) Далее, напр., А. Мартынов, Учение Св. Григория, Еп. Нисского, о природе человека, 1886 г., стр., 345-386. В Несмелов. Догматическая система Св. Григория Нисского, Казань, 1887 г., стр. 574-584, 606-635.

У Максима Исповедника весьма часто высказывается учение о восстановлении всей падшей твари силою Божественной любви. Сводку всех мест дает E. Michaud в статье «St. Maxime le Confesseur et l'Apocatastase» (в «Revue Internationale de Théologie», X-année, 1902 г., стр. 257-272).

Относительно apokatastasis'a в системе Иоанна Скота Эриугены, у которого взгляды по этому вопросу несколько колеблются, см. A. Soсkl. Geschichte der Philosophie des Mittelalters, 1864 r. 1 стр 129 cл. Бриллиантов, Иоанн Скот Эриугена СПБ., 1898.

300 «Wouldst thou learn thy Lord's meaning in this thing? Learn it well: Love was His meaning. Who showed it thee? - Love. What showed it thee? Love. Wherefore showed it He? For Love».

301 О личности и биографии Юлиании см. введение Miss Warrack к ее изданию «Откровений Божественной Любви», далее Inge, I с. 49-61, и краткое введение Harford'a к его изданию текста Юлиании (1911 и 1912 г.).

302 Вообще, в средневековой Англии затворническая жизнь была довольно распространена среди благочестивых женщин, ищущих спасения души; для трех таких затворниц было, напр., составлено по-видимому в конце 13-го века - духовное руководство «Ancren Riwle» («Правило для отшельниц»), чрезвычайно интересное с религиозно-исторической и культурно-исторической точки зрения, а также как образчик весьма ранней английской прозы (См., напр., Inge, I с, стр. 40-49).

303 Inge, I с., стр. 51 (ср. подробную редакцию в издании Miss Grace Warrack).

304 Гл. ΙII; ср. гл. 1.

305 Гл. III.

306 ГЛ. VI.

307 Гл. ΧΥIII; ср. гл. XXIII.

308 Ср. ГЛ. VI.

309 «I it am that thou loves. I it am that thou likes. I it am that thou serves. I it am that thou longs for. I it am that thou desires. I it am that thou means. I it am that is all», гл. ХIII.

310 Гл. XXII.

311 Ин. 15.11.

312 Подробная редакция. Приведено у Inge'a, 1. с., стр. 61.

313 Dante, Paradiso, XXXIII, 121-123.

314 Vita mirabile e dottrina santa della B. Caterina de Genova, Fiesca Adorna. (Genova, 1681), c. XXI-4.

315 Епп. V. I. 5, с. 8.

316 Епп. VI, Ι. VII. с. 34. Дальнейшие места приведены у Odo Casel, De philosophorum graecorum silentio mystlco, 1919, стр. 115-116.

317 "Όπον πλούτος, ού συγχωρεί τό λέγειν. Μεθύουσα γάρ τότε ψυχή τή άγάπη τού θεού σεγιίκτη φωνή θέλει κατατρυφαν τής δόξης τού κυρίου (Ed. Weis - Liebersdorf 1912 p. 10; Migne - Patrologia graeca, t. 65, col. 1169 D.).

318 См. об этом «Митерик» монаха Исайи, 10-го века - выдержки у Еп. Порфирия Успенского. Восток Христианский. История Афона. Часть III. Афон монашеский. Киев 1877, стр. 139-140. Об экстатическом «молчании» духа у Исаака Сирина и у Максима Исповедника, см., напр., П. Минин. Главные направления древне-церковной мистики. 1916, стр. 76-77, 82-3. Ср., напр., и другого древнего отца, Iоанна Кассиана (Coll. IX. 25 - Migne, Patrol, graeca t. 49, 801), и вообще многочисленные примеры в «Добротолюбии» (русск. пер. Еп. Феофана).

319 One hundred poems of Kabir, translated by Rabindranath Tagore... 1915, стр.22.

320 Die Predlgten Taulers, hrsggb. von Ferd. Vetter (Deutsche Texte des Mittelalters. Bd. XI, 1910) I, стр.10.

321 Ibid. стр. 11.

322 Мейстер Экхарт. «О вечном рождении» (цитирую в русск. перев. М. В. Сабашниковой).

323 Ruysbroeck. Livre des sept clôtures.

324 Raimundus Lullius. Blanquernae Aphorism! 365 de Amico et Amato, aph. CXXI Ср. aph. XXVm. «Obviaverunt sibi invicem Amatus et Amicus: dixitque Amatus: Non est opus ut mihi loqueris...» (цитирую по амстердамскому изданию 1711 г.).

325 См. Heiler. Das Gebet, 1918 стр. 240; Heppe. Η. Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, 1875, стр. 47; Frangois de Sales, Traité de l'amour de Dieu, VI-I, цитировано у Heiler'a.

Вообще идея «безмолвной молитвы» и представление о высоком религиозном и культовом значении молчания встречается весьма часто в различных религиях, так уже в древнем Египте и древней Греции. См. об этом, напр., Heiler, 1. с. стр. 239, 240, 411 (там же и ряд ссылок) R. Otto, Das Heilige, 1917, стр. 71-72, G. Schmidt. Veteres philosophi quo modo judicaverint de precibus, 1908, стр. 66 cл. I. Kroll. Die Lehren des Hermes Trismegistos, 1914, 329-330, 334-338, 355; Odo Casel. De philosophorum graecorum silentio mystico. 1919.

326 M-me de la Mothe Guyon. Moyen court et très facile de faire oraison, ch. XII;. cp. ch. XIV и XXIV (Opuscules spirituels, Paris 1790. Том I, стр. 35-36, 38 cл. 71).

327 Jacopone da Todi. Lauda LXXVII: «De l'amor muto» (по изданию J. d. Т. в серии Scrittori d'Italia, 1915).

328 Jacopone da Todi. Lauda. LXXV-4.

329 Lauda LXXIII, Cp. XCI.

330 Так уже в древней Индии (напр. Chàndogya - Upanishad III, 14. 2 4. Deussen. Geheimlehre des Veda, 1919, стр. 75; Ср. далее Oldenberg Die Lehre der Upanishaden und die Anfange des Buddhismus, 1915, стр. 133), у гностиков (βυθό·; σιγή У Валентина - Iren. adv. haer. I, 11.5). у Дионисия Ареопагита («сверхсияющий мрак божественного молчания» -ύπερφωτον γνόφον σιγής. De mystica theologia, c. I; Cp. c. 3) и т.д.

331 Caterina da Genova, Vita e dottrina, XVIII-5.

332 Caterina da Sienna, Dialogo, c. 89.

333 Ruysbroeck. L'ornement des noces spirituelles, 1. III, ch. 6.

334 Cantico espiritual («Духовные песни») - Juan de la Cruz. Obros. Toledo 1912, II 245.

335 Offenbarungen der Schwester Mechthild von Magdeburg oder das liessende Licht der Gottheit... (hrsg. von P. Gall Morel, 1869) кн. VII, гл. 45.

336 Ibid., кн. II, гл. 6.

337 Richard Rolle «The fire of Love» 1896, изд. Early English Text Society bk. I, ch. XV.

338 Ibid., bk. II, ch. VII.

339 Рейсбрук. Одеяние духовного брака, кн. II, гл. 24; Срв. его же «Книга двенадцати бегинок «, гл. 12 и «Книга семи ступеней любви» последняя цитата у Е. Underbill, Ruysbroeck, 1914, стр. 84).

340 «Spriritual Exercises», стр. 30 (приведено у Е. Underbill, Mysticism, 1914 с., стр. 92).

341 One Hundred poems of Kabir... VIII.

342 Ibid. XXX.

343 Aufzeichnungen iiber das mystische beben der Nonnen von Kirchberg bei Sulz... hrsg. von F. W. E. Roth, Alemannia, XXI (Bonn, 1893), стр. 131.

344 Rich. Rolle 1. c. bk. I c. 16.

345 Ibid., bk. II, chaps. III ХII.

346 Seuses Leben, Кар. V (Deutsche Schriften, hrsg. von Bihlmeyer, 1907).

347 Ibid.

348 Ibid.

349 См. Н. Wilms. Das Beten der Mystikerinnen, dargestellt nach den Chroniken der Dominikanerinnen-Kloster... 1916, стр. 149-151.

350 Aufzeichnungen uber das mystische Leben der Nonnen von Kirchberg. (Alemannia XXI)... стр. 131

351 Fioretti: Delle Istimati.

352 Celano. Vita Secunda. с. LXXXTX.

353 Vita fratrie Bernardi de Quintavalle - см. Analecta franciscana, tomus III, 1897, Quaracchi, стр. 44.

354 Vita fratrie Johannis de Alverna - ibid. стр. 446. Вообще рассказы о небесной музыке весьма распространены в агиографии средних веков. Укажу для примера еще лишь на одну легенду из среды учеников Бернарда Клервосского («Exordium magnum ordinis cisterciensis», Dist. III c. 16 - Migne, Series latina, t. 185, col. 1074) и на ряд сходных мотивов из области германской мистики (См., напр., Preger, Geschichte der deutschen Mystik, I.58, П 259, L. Zoepf. Die Mystikerin Marg. Ebner. 1914, 90-92).

355 Scala divini amoris - hrsg. von De la Motte, 1902.

356 One hundred poems of Kabir... напр., XV, XVII, XXII, L, LIX, LXXVI, XCVII.

357 Ibid. XXXII, LIV, XVII.

358 Mechthild von Magdeburg II, 25; Срв. напр., Angelae de Fulginio Visionum et revelationum liber, Prologue Secundus, стр. 5-6. Конечно, с точки зрения христианского внутреннего опыта не все эти примеры равноценны. Великие мистики христианские, особенно на Востоке, подчеркивают важность духовного трезвения, трепетного, смиренно-сдержанного предстояния Святыне; они боятся невольного самообмана экзальтированного эмоционализма (так напр. св. Григорий Синаит, а на Западе - св. Тереза de Avila, Juan de la Cruz).

359 Cel. с. 6.

360 3 Sodi, c. 21.

361 I Cel. c. 6.

362 Ibid.

363 Celano, Vita sec. с. ХС.

364 Böhmer, H. Analecten zur Geschichte des Franclscus von Assisi. 1904, стр. 69.

365 Ср. восклицание прор. Амоса: «Господь глаголет: кто может тогда не пророчествовать?» (3.8).

366 Div. am. 14 ed. Zagoraus; Migne, Patr. graeca, t. 120, col. 511 A.

367 Kirchberg, 1. с., стр. 105; ряд примеров см. ibid., стр. 107, 110, 111, 113, далее у Wilms'a 1. с., стр. 173 (про сестру Христину Энгельтальского монастыря).

368 Рэйсбрук. Одеяние духовного брака, кн. II, гл. 19.

369 D. Vincenzo Puccini. La vita di Santa Maria Maddalena de Puzzi, vergine nobile fiorentina. Venetia, 1675, стр. 120. Это яркое проявление религиозной эмоциональности находится в резком контрасте, напр., с трезвенной сдержанностью подвижников Православного Востока.

370 Caterina de Genova. Vita e dottrina, e. XVIII.

371 (Raimundus Lullius) Blanquernae Aphorismi 365 de Amico et Amato, § XV.

372 Ibid. LV.

373 Ibid. CXV.

374 Jacopone da Todi. LXXVI: «Dei iubilo del core che esce in voce».

375 Lauda LXXXI: «De l'amor divino e sua laude», ср. еще Lauda LXXX, «De l'amore divino destinto in tre stadi».

376 См. G. U. Pope. The Tiruvaçagam or «Sacred Utterances» of the tamil poet, saint and sage Manikka-Vac.agar. Oxford 1900 (Clarendon Press).

377 Santa Teresa, Escritos t. I (Biblioteca de autores espanoles, стр. 510).

378 Juan de la Cruz «La noche oscura».

379 «Cantico espiritual».

380 Ср. Paradiso, XXXIII, 142-145. Нельзя, конечно, закрывать глаза на то, что в этих ярких эмоционально-эстетических переживаниях, описанных выше, часто весьма много «душевности», и поэтому нередко таится весьма большая опасность религиозного самообольщения, религиозного или псевдо-религиозного истерического эстетизма (Примеч. 1935-го года).

381 Трактат: «Noche Oscuro» («Темная Ночь»), Пролог (Prologo) - Книга 1-ая, вступление (declaracion).

382 Книга 1, гл. 8.

383 Книга 2, гл. 5-ая.

384 «Porque, quién podrâ escribir lo que a las almas amorosas, donde El mora, hace intender? Υ quién podrâ manifestar con palabras lo que las hace sentir? Υ quién, finalmente lo que las hace desear?» - (трактат «Cantico Espiritual», Пролог).

385 ...la sabiduria mistica non ha menester distintamente entenderse para hacer efetto de amor у aficion en el alma». («Cantico Espiritual» Prologo).

386 Подлинное красноречие обходится без красноречия, истинная мораль обходится без морализования.

387 «О, отче мой, - сказал я испуганно, - все эти люди христиане? Как христиане? - ответил он, - разве я вам не сказал, что это единственные люди, правящие сегодня христианским миром?».

388 «И попробуйте сказать, что я не практикую легкого благочестия, чтобы заслужить милость Марии».

389 «Можно ли есть и пить без всякой нужды к тому, только для услаждения собственного? Да, конечно, согласно учению о. Санчеса. При условии, однако, чтоб это не было вредно для здоровья. Ибо естественный аппетит должен быть нормально удовлетворяем».

390 «Убивается благочестие в сердце и отнимается душа, жизнь дающая; говорится, что любовь к Богу не нужна для спасения... Вот где завершена тайна беззакония».

391 «Весь мир наш - только маленькая незаметная черточка в обширном лоне природы. Никакой идеей её не охватить. Как бы мы не напрягали наш ум, пытаясь выйти за пределы мыслимых пространств, мы порождаем лишь воображаемые величины да и то ценою реальных вещей. Это как бы бесконечная сфера, центр которой повсюду, а периферия нигде... Пусть человек... осознает, что он затерян в бесконечности природы и пусть из своей маленькой темницы, я подразумеваю вселенную, он научится оценивать истинной ценою землю, королевства, города и самого себя. Что значит человек, затерянный в бесконечности?».

392 «Иногда мысль, которую я записываю, ускользает от меня; это заставляет меня вспомнить о моей слабости, о которой я забываю ежечасно: что дает мне столько же, сколько дала бы утерянная мысля, ибо я стремлюсь познать только своё ничтожество».

393 «Неуверенные и колеблющиеся, мы плывем по необъятному морю, гонимые ветром от одного берега к другому. У какого бы причала мы ни пытались пристать и закрепиться, он колеблется и отдаляется от нас; и если мы пытаемся следовать за ним, он ускользает в вечность. Ничто не прочно для нас... Мы горим желанием найти хоть кусок твердой земли и на этом последнем основании построить башню, которая бы возвышалась в бесконечность; но всё наше основание колеблется, и земля раскрывается до бездны».

394 «Не сумев силу подчинить праву, признали справедливым покоряться силе; не сумев укрепить справедливость, узаконили силу, чтобы так или иначе объединить право и силу вместе, чтоб установить мир - высшее благо».

395 «Нет ничего невыносимее для человека, как оставаться в состоянии полного покоя, без страстей, без дел, без развлечения, без занятий. Он ошущает тогда своё ничтожество, свою заброшенность, свою неполноценность, свою зависимость, своё бессилие, опустошенность. Из глубины его души поднимается черная тоска, грусть, печаль, разочарование, отчаяние».

396 «Король всегда окружен людьми, которые только и думают, как бы его развлечь, чтобы не дать ему думать о себе. Ибо и король несчастен, если он задумается о себе».

397 «Человек - тростник, самый слабый в природе; но он - мыслящий тростник. Не нужно всей вселенной вооружаться, чтобы раздавить его: одного испарения, капли воды достаточно, чтобы убить его. Но даже если бы вся вселенная его раздавила, человек остался бы благороднее того, что его убивает, ибо он знает, что он умирает, тогда как вселенная не знает даже о преимуществе, которым обладает».

398 «Даже эти самые несчастья являются доказательством его величия. Это несчастья «гранд-сеньёра», несчастья короля, лишенного владений».

399 «Бога ощущает сердце, а не разум. Вот в чем вера: Бог, открытый сердцу, а не разуму».

400 «Иисус... страдает от мук и от одиночества в ужасе ночи. Я думаю, - это было единственный раз, когда жалоба вырвалась у него; и он жалуется, как будто не может больше сдержать бесконечную боль: «Душа моя скорбит смертельно...» Агония Иисуса продлится до скончания века: нельзя спать все это время... Иисус в агонии и страшных мучениях, будем дольше молиться».

401 Курсив повсюду мой.

402 Уже в 1839 г., т.е. еще в начале этого своего духовного пути Киреевский в своем «Ответе А. С. Хомякову» называет творения Исаака Сирина глубокомысленнейшими из всех философских писаний (I, 119).

403 Значительная часть переводов принадлежит великому старцу Паисию Величковскому (1722-1794) и была напечатана по его рукописям, но после тщательного пересмотра их издательской комиссией и сличения с греческими подлинниками, другая часть переводов была сделана заново Оптинскими старцами при самом близком участии Киреевского.

404 «Творения Исаака Сириянина», 1911 г. Слово 1-ое, стр. 7-8. Срв. «My stic treatises by Isaac of Nineveh», 2 translated from Bedians Syriac Text by A. J. Wensinck, Amsterdam, 1923, стр. 6.

405 Срв. «Святоотеческие наставления о Молитве и трезвении», составлено Епископом Феофаном, М., 1881, стр. 284-285, 302, 303, 264, 303, 304.

406 Различные редакции этого видения помещены в 13 томе Сборника Императорского Исторического Общества, посвященном Смутному Времени.

407 «Полнота Того, Который наполняет все во всех», согласно посланию к Ефесянам.


I Срв. слова Данте (в начале XXI песни его «Чистилища») о той воде живой, а которой просила самарянка и которая одна только может утолить жажду сердца:

La sete naturai che mai non sazia
se non con l'acqua onde la femminetta
Samaritana domandò la grazia.

II См. также известную книгу архим. Сергия (позднее патриарха) «Православное учение о спасении».

III Ср., напр., речи некоторых руководящих членов епископата на Втором Ватиканском Соборе - напр. еп. Брюггского (Bruges) De Smet'a (Прим. 1966 г.).

IV Такие течения очень сильно распространены и в современном нам протестантизме, особенно в Америке и Англии, но и на Европейском континенте (прим. 1966 г.).