|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Часть II

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ АП. ПАВЛА

1

Решающим моментом и основой всего религиозного опыта Ап. Павла является его встреча с Господом своим. В этом опыт Ап. Павла классичен в своей яркости и разительности: ибо встреча с Богом есть основная тема, основа и жизненный нерв и все содержание религиозного опыта вообще. Но Павел ощутил этот факт встречи с Господом своим во всей его непосредственности, во всем его решающем, радикальном, творчески-перерождающем значении, и при том с совершенно исключительной конкретностью, концентрациею и силой.

Павел сам нам дает основныя черты своей духовной автобиографии. Παύλος άπόστολος ούκ άπ' άνθρώπων ου δè δι' άνθρώπων, άλλά διά Ίησού Χρίστου καί θεού Πατρός τού έγείραντον αυτόν εκ νεκρών, - таково знаменитое начало, полновесное в своей краткости, его Послания к Галатам («Павел Апостол, (посланный, призванный, избранный) не от человек и не через человека, но через Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых» - 1. 1). И Далее: Oύδε γάρ έγω παρά άνθρωπου παρέλαβαν αύτο оότε έδιδάχθην, άλλά, δι'άποκαλύψεων Ίησον Χρίστου... "Oτε δε εύδόκησεν ό αφόρισας με εκ κοιλίας μητρός μου καί κάλεσας δια την т χάριτος αυτού άποκαλύψαι τον ύιον αύτού έν έμοί, ίνα εύαγγελίζωμαι αύτόν έν τoίς εθνεσι,ν... («Ибо я не от человека принял его (- мое благовестив) и не от человека был научен, но чрез откровение Иисуса Христа... Когда Бог, избравший меня от чрева матери моей и призвавший меня благодатию Своею, блоговолил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам»... Гал. 1. 12, 15-16). И, наконец, центральное место, из послания к Флп. «Я стремлюсь, не достигну ли я, как я уже захвачен (покорен) Иисусом Христом» - έφ' ω καί κατελήμφθψ ύπο Χριστού Ίήσοϋ (флП. 3. 12).

Этими последними словами может быть выражен весь религиозный опыт Ап. Павла. Павел - мистик. Он захвачен и покорен, - и при том раз навсегда, - открывшимся ему неожиданно, там у ворот Дамаска, преизбыточествующим присутствием, и он с тех пор живет Им и из Него. Это есть принцип и стержень всего его нового бытия, основа и стихия.

2

Апостол Павел «захвачен», «покорен» Иисусом Христом (έφ́ ώ καί κατελήμφην ύπό Χριστού Ίησού - Флп. 3. 12). Это есть решающий момент его религиозной жизни, в этом вместе с тем и все содержание его религиозной жизни. «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа; а мы - рабы ваши ради Иисуса» (2 Кор. 4. 5). «Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если Один за всех умер, то все умерли. А Он умер ради всех для того, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего ради них и воскресшего» (2 Кор. 5.14). «Не я живу, но живет во мне Христос» (ζω δέ ούκέτι έγώ ξή δέ έν έμοι Χριστός).

Все снова и снова, в разных сочетаниях, с разных точек зрения, в связи с разными вопросами и обстоятельствами жизни дается один ответ, утверждается одно содержание, одна цель устремления, один предмет любви. «Для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» (έμοί yàρ τό ζή Χριστός καί τό απόθαναν κέρδος - Флп. 1. 21). «Я решил ничего не знать у вас, кроме Иисуса Христа, и при там распятого» (1 Кор. 2.2). «Другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3.11). «Я все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3.8,10-11).

Он покорен, он не себе принадлежит: «Павел - раб Иисуса Христа» (Παίλος δοϋλος Χρίστού Ίησού - Рим. 1. 1; Παΐλος καί Τιμόθεος δούλοι Χρίστού Ίησού - Флп. 1.1). Он уверен и надеется, что не будет посрамлен, и что «и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнию ли то, или смертью» (Флп. 1.20): Это есть высшее преимущество христиан: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1.29).

Покоряющая сила есть любовь Христова: «Любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. 5.14). «Кто нас отлучит от любви Христовой?... Все сие мы преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо... ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8. 38-39). Смысл духовного роста есть «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (γνώναί τε τήν νπίρβάλλουσαν τής γνώσεως αγάπην τού Χριστού - Εφ. 3. 19).

И вместе с тем дается здесь безмерное сокровище, неисчерпаемая Полнота. Павел является типическим, классическим мистиком в переживании превозмогающей Полноты Божией, в покоренности превозмогающей, преизбыточествующей Полнотой Божией. Но эта полнота конкретно дана ему во Христе.

Павел не устает говорить о «неисследимом богатстве Христовом» (Еф. 3. 8), о «всяком познании превосходящей любви Христовой», о «сокровищах премудрости и познания, сокрытых во Христе» (Кол. 2. 3). «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил ваши сердца к познанию славы Его в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4. 6). Ибо Он - мир наш (Еф. 2.4). Христос - жизнь ваша (Кол. 3.4). Сокровище сие, τον θησανρον τούτον - мы носим в глиняных сосудах, но и страдание наше освящается, преображается Его преизбыточествующим присутствием. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в мертвенной плоти нашей» (2 Кор. 4.10-11).

Новая полнота, новая жизнь раскрылась через тот факт, что мы во Христе. В этом - все, больше ничего не нужно, как быть во Христе. -- Это еще больше, чем быть под Христом, быть покоренным Ему. Это - Его новая жизнь в нас, Он в нас, «Христос в вас, упование славы». «Поэтому кто во Христе, тот новая тварь. Старое прошло. Вот все стало новым» (2 Кор. 5. 17). Во Христе мы сами уже - причастники преизбыточествующей славы.

«И нас, мертвых по преступлениям, Бог оживотворил со Христом... и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2. 5-6).

Выражение «εν Χριστώ, встречающееся непрестанно, можно почти сказать - на каждом шагу, особенно характерно для религиозного опыта Ап. Павла. Оно показывает, что Христос является стихией новой, возрожденной жизни верующих. Все, что они делают, чем они живут, освящено Его присутствием, питается Им, совершается из Него, как сосредоточия их духовного существа, есть выражение Его единения с ними, - они как бы находятся на фоне Его, высшего, чем они, бытия, Он как бы носит их в себе, они «сокрыты» в Нем, они врастают в Него. Он есть не только «основание» (1 Кор. 3. 4) и цель («мера полная возраста Христова» - Еф. 4.13), но и действующая, оживотворяющая сила их духовного роста («сила Его, действующая во мне могущественно» - Кол. 1. 29; «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» - Флп. 4. 13).

Вся обновленная жизнь протекает во Христе, силою Христовой, на лоне преизбыточествующей жизни, которая есть Христос. Они искуплены во Христе (Рим. 3.2, Еф. 1.7), они облеклись или должны облечься во Христа (Рим. 13.14; Гал. 3.27-28), они сделались в Нем наследниками славы, они благословены во Христе всякими духовными благословениями на небесах, они запечатлены в Нем обетованным Святым Духом (Еф. 1.11, 3.13). Они обрезаны в Нем обрезанием нерукотворенным, быв погребены с Ним в крещении и совоскресли в Нем верою (Кол. 2.11, 12).

Более того: они - новое существо, новое творение в Нем, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2.10). «Кто во Христе Иисусе, тот новая тварь»... (2 Кор. 5.17). «Я родил вас во Христе Иисусе благовестием», пишет Павел Коринфянам (1 Кор. 4.15).

Вся ткань жизни, даже отдельные, казалось бы, незначительные ее проявления, отдельные ее акты пронизаны, охвачены этой оживотворяющей стихией. «Истину говорю во Христе» (Рим. 1.9), «могу похвалиться во Христе Иисусе» (Рим. 15.17). «Я надеюся в Господе Иисусе (вскоре послать к вам Тимофея)» «я уверен в Господе (что вскоре приду к вам»), - «Бог свидетель что я люблю всех вас έν σπλάγχνοις Χριστού Ιησού - любовию Христа Иисуса», - так пишет он, например, в особенно богатом интимными чертами его духовной жизни Послании к Филиппинцам (2.19, 2-24; 1. 8; ср. еще, напр., 1.1-26; 1.29; 3.1, 14; 4.1,4, 7, 13).

Он призывает верных «стоять» во Христе («стойте в Господе» - Флп. 4.1; ср. 1 Фес. 3.8), ходить в Нем («как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» - Кол. 2.6), быть укорененными и утвержденными в Нем (Кол. 2.7). И умершие умерли во Христе (1 Кор. 15.8; 1 Фес. 4.16). Поэтому мы всегда Господни. И еще: мы участвуем, охваченные совместным ростом, силою благодати, силою Духа Его в жизни Тела Его, которое есть Церковь. Мы - «одно тело во Христе» (Рим. 12.5), поэтому теснейшими узами связаны друг с другом. Мы - члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30)256.

Павел ищет все новых и новых слов, чтобы намекнуть на величие, на преизбыток, на все превозмогающую славу этой нашей жизни со Христом и во Христе.

Он нагромождает синонимы, повторяет те же слова, все в новых сочетаниях, чтобы дать хоть слабое представление об этом совсем невыразимом, совсем ином. Он говорит о «славе благодати Его, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1. 6), о «богатстве благодати Его, которую Он в преизбытке даровал нам» (1.7), о «богатстве славы тайны Его, которое есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1. 27), и опять о познании того, «что есть надежда призвания Его, и каково богатство славы наследия Его во святых, и каково преизбыточествующее величие силы Его в нас верующих согласно действию могущества силы Его» (Еф. 1.18-19: τις έστιν ή έλπίς τής κλήσεως αύτού, τίς ό πλούτος δόξης τό κληρονομίας αύτού έν τοίς άγίοις καί τί τό υπερβάλλον μέγεθος της δυνάμεως αύτού είς ημας τούς πιστεύοντας κατά, τής ενεργειαν τού κρατεος τής ίσχύός αύτού).

Иоанн Златоуст замечает в своем комментарии на Послание к Ефесянам, к стиху 1. 8: κατά τό πλούτος τής χάριτος αύτού ής έπερίσσευσεν είς ημάς: «Здесь не только богатство, но еще в преизбытке, т.е. излитое в невыразимой полноте. Нельзя выразить словами то, что мы в действительности испытали на себе. Это есть богатство, превозмогающее богатство, не человеческое богатство, а Божественное; отсюда полная невозможность выразить его словами».

Характерны эти выражения Павла: ύπερβολλω, ύπερβολή, ύπερεχων, превозмогающий, преизбыточествующий, преизбыток: τό ύπερβάλλον πλούτος της χάριτος αύτού (Εφ. 2. 7); γνώναι τε την ύπερβάλλούσαν τής γνώσεως άγάπην τού Χριστού (Εφ. 3.19), καί τί τό ύπερβάλλον μέγεθος τής δυνάμεως (2 Кор. 4.7); είνεκεν τής ύπερβάλλούσης δόξης (Ibid. 3.10); καθ' νπφβολην, είς ύπερβολην αιώνιον βάρος δόξης κατεργάζεται ημίν (4.17); διά τής νπερβάλλουσαν χάριν τού θεον εφ' νμίν (9.14); ήγονμαι πάντα ζημίαν είναι δια τό νπερεχον τής γνώσεως Χριστού Ίησού τού Κυρίου μου (ФЛП.3.8).

Это преизбыточествующее богатство, эта охватывающая, покоряющая нас любовь Христова, есть вместе с тем и Полнота, Полнота Божия. - Она дана во Христе, она обитала во Христе телесно (Кол. 1. 19; 2. 9). Она охватывает верующих в Него: «Вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2.10), «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божией» (Еф. 3.19); она есть стихия Божественной жизни, направляющая рост Его Церкви (Еф. 1. 23), она есть цель ее роста (είς μέτρον ηλικίας τού πληρώματος Χρίστούεφ. 4,13)257.

3

Этот преизбыток имеет, однако, одну отличительную черту: он соединен неразрывно с центральной ролью Креста в нашей жизни. Крест не только внешнее орудие спасения нашего, однажды водруженное на Голгофе, на котором умер, действительно, реально умер при Понтии Пилате Единородный Сын Божий: Крест Его водружен в нас, мы умираем вместе с Ним, Его Крест есть стержень нашей новой жизни, Его смерть есть стихия, в которой мы живем. Его Крестом мы хвалимся (Гал. 6.14), наша жизнь есть умирание вместе с Ним, наши страдания суть участие - радостное, хотя и тяжелое, но и благодатное, более того: ликующее участие в Его страданиях: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток страданий Христовых во плоти моей за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1. 24).

Крест и страдание не только предпосылка, средство приближения к Нему, это Его присутствие в нас, наше сораспятие с Ним.

Виноградная Лоза, которой мы - ветви, по словам Евангелия от Иоанна, есть вместе с тем и древо Крестное, Его смерть, в которую мы мучительно и длительно и непрерывно и благодатно врастаем, должны врастать.

«Мы умерли для греха; как же нам жить в нем? Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Мы знаем, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам уже не быть рабами греху, - ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6.2-4, 6-8.11).

«Я сораспялея Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос». «Поэтому мне да не будет ничем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 2. 19-20; 6. 14; ср. 5. 24: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»).

Ср. далее Рим. 8.17: «мы сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться»; Флп. 3.10: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его сообразуясь смерти Его»; (2 Кор. 1. 5): «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». И далее, 4.10-11: «Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». О соучастии в смерти Христовой читаем также в послании к Колоссянам: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира»... и далее: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (2.20; 3.3; ср. 2.12; 3.5). Или во втором Послании к Тимофею «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2.11; ср. еще Еф. 4. 22) 1 Кор. 15. 31: Я каждый день умираю»... (конец 8-ой главы к Рим. и т.д.).

Отсюда особый смысл - не обычный только, распространенный смысл мистического парадокса - приобретают эти

знаменитые «параллельные ряды» из 2-го Послания к Коринфянам, которое особенно подробно и глубоко говорит нам о тайне Креста.

Смерт - но жизнь!
Нищета - но богатство!
Огорчение - но радость!

«Мы отовсюду угнетаемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем»... «Мы неизвезтны, но нас узнают; нас почитают умершими, но, вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 4.8-10, 6.9-10).

И опять этот гимн радости в конце знаменитой восьмой главы Послания к Римлянам: «Кто нас отлучит от любви Христовой: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Но все сие преодолеваем чрез Возлюбившего Нас (ύπερνικώμεν δια τού àγaπήσαντος ημάς»).

4

Ибо новая жизнь не ожидается только, не обещана только: новая преизбыточествующая жизнь теперь уже нам дана - во Христе. «Кто во Христе, тот -- новая тварь. Старое прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5. 17). Этот избыток новой жизни, - мы видели, - излился уже теперь. Мы объединяемся с Ним мистически в Его страдании, но Он же есть и воскресший, реально воскресший. А это есть прорыв - уже сотершившийся, уже охвативший нас - Его жизни, новой жизни, вечной жизни. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса... чтобы и жизнь Иисуса открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4. 10-11). «Я все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его... чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3. 8, 10, 11)258. Но уже теперь, - мы видели уже, - мистическим образом являемся участниками Его славы, участниками в Его преображенной жизни. «И нас, мертвых по преступлениям, Бог оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Εφ. 2. 5-6)259. Эта новая жизнь связана с Его воскресением. Мистика Апостола Павла есть не только мистика Креста, но, может быть, в еще большей степени - мистика воскресения260.

Крест Его - принцип нашего органического врастания в Его Смерть, один раз имевшую место, вполне конкретно-исторически, реально -исторически на Голгофе, а теперь являющуюся стихией нашей внутренней жизни, началом нашего послушания Богу, нашего примирения с Богом и нашего умирания себе. Так и воскресение Его, новая Его жизнь - глубоко мистична, как новая преизбыточествующая действительность, - жизнь Духа, захватывающая и преображающая нас, и вместе с тем глубоко peaльно - конкретна, как факт, на котором покоится все спасение наше. «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Христа и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9)... «Помни Господа Иисуса Христа, от семени Давидова, воскресшего из мертвых по благовествованию моему» (2 Тим. 2. 8).

У Павла соединяются мистика и основоположный, конкретный христианский реализм, реализм первого благовестия в одно неразделимое целое. «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес, первенец из умерших» (1 Кор. 15. 17, 20). Христос, действительно, «умер, и воскрес и ожил» (Рим. 14. 9). «Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти» (Римл. 6. 9).

Без реальной исторической смерти Христа, без реального, конкретно - исторического воскресения Христа во плоти, нет и мистической смерти и жизни со Христом и во Христе, нет мистики Ап. Павла, нет новой религиозной жизни Ап. Павла. «Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и живыми». Все богатство наше («все - ваше»), все общение наше с Ним, вся покоренность наша Им, вся жизнь наша в Нем вытекает из реальных фактов Его жизни. Тут нет противоречия между историческим, конкретным реализмом Ап. Павла и его мистикой (как думали искусственно сконструировать некоторые ученые), здесь не-разрывнейшая связь зависимости: без первого нет и второго. «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, и тщетна вера наша».

Для Ап. Павла именно характерно это соединение глубин мистически-религиозной жизни с этой конкретной связанностью фактом. Вся вера его - и наша - зиждется на этом основоположном факте: «Но Христос воскрес, первенец из умерших».

В критический, решительный момент своих пастырских забот о Коринфянах он торжественно напоминает им, что есть основа их веры, основа спасения. Ряд фактов, ряд событий, имевших место вовне, в истории, связанных с временем, и свидетельство о них. Вера и спасение зависят от того, что было конкретно в истории, и что передано первыми свидетелями и их преемниками из уст в уста. Это равнозначно с иоанновским торжественным провозглашением: «О том, что мы слышали, что мы видели нашими глазами, что мы рассматривали и что руки наши осязали - о Слове Жизни!» В этом - христианский реализм, являющийся сутью и основой проповеди не только первоапостолов, но и Павла. И решающим для этого христианского реализма является проповедь воскресения.

«Напоминаю вам, братие», - так гласит это знаменательное начало 15-ой главы 1-го Послания к Коринфянам, которое недаром комментаторы называют нашим «первоевангелием» (ибо оно раньше написано, чем наши нынешние Евангелия).

«Напоминаю вам, братия, то благовестив (Евангелие), которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и стоите, чрез которое и спасаетесь, если содержите его так, как я благовествовал вам его, если только вы не напрасно уверовали. Ибо в самом начале я преподал вам то, что и сам приял: что Христос умер за грехи наши согласно Писанию, и что Он был был погребен, и что Он воскрес в третий день согласно Писанию, и что Он явился Кифе, а затем и двенадцати»... и т. д.

Наряду с мистикой жизни во Христе, основоположным для Ап. Павла является христианский реализм, связанность историческим фактом, тем, «что он получил и что он передал дальше», реализм того, что произошло: реализм пришествия «в зраке раба», реализм Креста (Ср.: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас, когда у вас пред очами был изображен Христос, как бы у вас распятый?») и особенно - реализм воскресения Христова.

«Пришел в мир» (1 Тим. 1.15), «приобщился плоти и крови» (Евр. 2.10), «рожден от жены, рожден под Законом» (Гал. 4.4), «от семени Давидова по плоти» (Рим. 1.3, ср. 2 Тим. 2.7), «приял зрак раба» (будучи равен Богу - Флп. 2.6-7), был «искушен во всем кроме греха» (Евр. 4.15), «послушлив был даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2. 8), «свидетельствовал» жизнью и смертью «при Понтий Пилате» (1 Тим. 6.12), «предал себя за нас» (Тит. 2.14), реально умер, реально воскрес, «вознесся во славе» (1 Тим. 3. 16) -- и это - Тот, Кто есть «сияние Славы и образ ипостаси» Отчей, «имже и веки сотвори» (Евр. 1. 3, 2), чрез Которого и о Котором все создано (Кол. 1.16), в Котором «вся полнота Божества обитает телесно» (έν αύτώ κατοικεί παν τό πλήρωμα τής θεότητος σωματικως - Кол. 2. 9). И в этом спасение!

И раскрылось это в Его воскресении из мертвых.

«Помни Иисуса Христа, из семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2 Тим. 2. 8). В этих словах и еще в словах: «Я решил ничего не знать, кроме Иисуса Христа и притом распятого» (1 Кор. 2.2), и еще: «Но Хрисос воскрес, первенец из умерших!» (1 Кор. 15.20), или еще: «Если устами твоими исповедуешь Иисуса Господом и сердцем твоим уверуешь, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9). Или: «вменится и нам, верующим в Воскресившего из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4.25), - в этих и подобных словах сконцентрирована вся вера. Более того, в этом и есть вся вера.

5

Из этого реализма воскресения вытекает вообще весь мистический реализм Ал. Павла: его отношение к творению и миру, его отношение к телу, его отношение к человеку во всей полноте его состава, его эсхатологические чаяния, чаяния окончательной победы Жизни - жизни вечной, жизни Христовой, жизни воскресения - над смертью. Христианский реализм и эсхатология Ап. Павла теснейшим органическим образом связаны друг с другом.

Слово Божие, богатство Божие уже явилось, уже действует в нас, уже мы носим это сокровище в «глиняных сосудах» (2 Кор. 4. 7). Уже блеснул свет в сердцах наших, «чтобы озарить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (προς φωτισμον τής γνώσεως τής δόζης τού θεού έv προσωπω Χρίστου - 2 Κορ. 4.6). Уже теперь с открытым лицом, как в зеркале взирая на славу Господню, мы преображаемся в тот же самый образ, от славы в славу (2 Кор. 3.18). Уже начался процесс Созревания и роста нашего - чрез малые и временные испытания и скорби - в преизбыток, в безмерность Вечной Славы (καθ' ύπερβολήν, είς ύητερβολήν, αιώνιον βάρος δόζης κατεργάζεται ημιν - 2 Κορ. 4.18). Но полнота осуществления еще впереди. Теперь мы ходим еще верою, а не видением (2 Кор. 5. 7). Теперь мы видим еще как бы сквозь стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу (1 Кор. 13. 12). «Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним в славе» (Кол. 3. 3-4).

Слава, имеющая открыться, есть слава воскресшего Господа. И она не может ограничиться только пределами внутреннего человека, она коснется и телесного нашего состава. И «смертные тела» наши приобщатся к славе воскресения Его, «Который преобразит тело уничижения нашего согласно телу славы Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (μετασχηματίσει τό σώμα τής ταπεινώσεων ημών σνμμορφον τω σώματι τής δόξης αυτού, κατά τής ένέργεια τού δύνασθαι αύτόν καί ύποτάζαι αύτω τα πάντα - Флп. 3.21). Поэтому мы воздыхаем, «желая не совлечься, но облечься, чтобы Смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5.4). Имея начаток Духа, мы стенаем, «ожидая усыновления и искупления тела нашего» (Рим. 8.23). Ибо достоинство тела нашего высоко: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою? Итак прославляйте Бога в теле вашем» (1 Кор. 6. 19-20). Или еще больше: «Тела ваши суть члены Христовы» (ούκ οίβατε ότι τά σώματα ύμων μίλη Χριστού εστίν; - 1 Κор. 6. 15). Поэтому, «тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6. 13-14). На этой будущей славе воскресения Ал. Павел останавливается особенно торжественно и настойчиво в знаменитой 15-ой главе 1-го Послания к Коринфянам: «Сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе. Сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (ст. 42-44). Ибо «последний враг истребится - смерть... Тогда исполнится слово написанное: «поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15. 26, 54-55).

И далеко за пределы судеб рода человеческого изольется это конечное откровение мощи и величия Божия. Оно должно коснуться всего творения Божия. Все будет покорено под ноги Его... «Будет Бог все во всём»... Вся «тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (1 Кор. 15. 27, 28 и Рим. 8. 21).

Здесь даны уже те тона, которые звучат потом в пасхальных и воскресных песнопениях Церкви: через Его победу над смертью в воскресении - конечное истребление владычества смерти, восстановление, реабилитация твари. Эсхатология Ап. Павла, его «устремленность вперед», имеет, как и мистика его как и его религиозный реализм, свою основу в воскресении Христа. Здесь в воскресении, уже дано начало, первый прорыв этой новой все-превозмогающей действительности.

«Чтобы вам исполниться всей Полнотой Божией» (ίνα πληρωθήτε είς παν το πλήρωμα τον θεον Εφ. 3. 19). Это есть конечная цель.

6

Но уже теперь, - мы видим, - действует в нас мощь Его (κατά τής ένεργειαv αυτόν τής ένεργουμένην έv έμοί έν δυνάμει - Кол. 1. 29), теперь уже мы обновляемся, и преображаемся, и растем по-направлению к этой Полноте, врастаем в Него, живем новой жизнью. Это есть действие Духа. Послания Ап. Павла суть самый яркий, самый подлинный комментарий к этой жизни и к этому действию Духа Божия в обновленном человеке. Они имеют значение непосредственного свидетельства. Мы не знаем, как и молиться, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Мы водимся Духом, мы напоены одним Духом (Рим. 8. 26; 8. 14; 1 Кор. 12. 18), мы поем Духом в сердцах наших (πληροϋσθε εν πνευματι, λαλοΰντες εαυτοίς ψαλμαίς καί υμνοίς καί ωδαίς πνενματίκαϊς Εφ. 5. 19; ср. Кол. 3. 16). Но это не есть дух истерических восторгов, нестройного оргиазма (вроде «оргиастических» выкриков в некоторых кругах русской предвоенной литературы), это - дух благочиния, и трезвенности и святости. И Дух мира.

«Плод же Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет Закона» (Гал. 5.22-23).

Или, вот, еще изображение этой новой жизни Духа:

«Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы. Более же всего имейте любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да живет в вас богато (ένοικείτω έν ϋμίν πλουσίων) со всякой премудростью. Поучайте и вразумляйте себя псалмами, славословиями, песнями духовными (ώδαίςπνευματικαίς),в благодати поя в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса, благодаря Бога Отца через Него» (Кол. 3.12-17).

Или, вот, возглас, рисующий подъем и торжество и дух мира этой новой жизни:

«Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5.16-18).

Или еще:

«В усердии не ослабевайте. Духом пламенейте. Господу служите. Утешайтесь надеждою. Б скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12.11-12).

«Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко».

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, превосходящий всякий разум, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (καί ή είρηνη τον θεον ή νπερέχονσα πάντα νουν φρουρήσει τάς καρδίας ύμων καί τα νοήματα υμών έν Χριστώ Ίησοϋ флп. 4.4-7).

«Ha таковых нет Закона». Закон духа жизни во Христе Иисусе (о γαρ νομος τού πνεύματος τής ζωής έν Χριστώ Ίησοϋ) освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8. 2). Это - новый закон, закон свободы, закон Духа, закон Христов («Носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов» (τον νόμον τον Χρίστου - Гал. 6. 2). Старое отменено, ибо уступило место более совершенному. Ибо наш ветхий человек, подвластный Закону, распят со Христом. В этом новом законе свободы Христовой, в Законе Духа заключается не меньше, а больше сравнительно со старым Законом. Ибо мы должны умереть нашему ветхому человеку, это - больше, чем мог требовать старый Закон. Он доходил до порога смерти, он останавливался у порога смерти. А мы должны длительно умирать, длительно распинаться со Христом. Не отдельные только эксцессы, - отдельные преступления заповедей со стороны ветхого человека должны обрезываться и караться, как в старом Законе, а сам ветхий человек в самой сущности, самой сердцевине самоутверждающегося, богоборческого бытия своего должен умереть или вернее длительно умирать со Христом, быть вознесенным на Крест Его, быть сораспинаемым с Ним. Новый Закон Духа не есть моральная поблажка, не есть повод или основание для моральной распущенности или пассивности. «К свободе вы призваны, братия; только не делайте свободу поводом к угождению плоти; но любовию служите друг другу» (Гал. 5. 18). Новый Закон Духа гораздо радикальнее старого Закона: ибо он означает участие - активное, через дар благодати - в смерти Христовой, он требует не меньше как смерти ветхого человека. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5. 24). Поэтому-то он и означает отмену Старого, несовершенного, гораздо более внешнего, не возрождающего самую сущность человека Закона. Новый закон - закон духа жизни во Христе Иисусе - обладает безмерным радикализмом. Он означает смерть - длительную, мучительную смерть: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2. 19) - и новую жизнь: обновление духа.

Дух открывает нам тайны Божий (1 Кор. 2.10). Дух свидетельствует нам - и только Дух! - что Иисус есть Господь («Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» - 1 Кор. 14. 3). Истинное познание тайн Божиих может быть только силою Духа. На этом Ап. Павел останавливается особенно внимательно. Слова его, проповедь его «были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы (έν απόδειξει πνεύματος καί δυνάμεως). Дабы вера ваша была утверждена не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2. 4-5).

Принципом нашего познания тайн Божиих есть Сам Дух Божий. Кто может познать, «что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (οίτως καί τά τού θεού ούδείς εγνωκεν εί μη το πνάμα τού θεού - 1 Кор. 2. 11). Этот Дух Божий охватывает нас, преображает нас, мы познаем, растя и врастая в новую действительность, мы сами изменяемся духовно при познании Божественной Истины.

«Вспоминаю о вас в молитвах моих», пишет Ап. Павел в послании к Ефесянам: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (1.17-19).

И особенно эти слова:

«Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3.18)

Это ·- классическое место, намекающее нам о том, как силою Духа мы изменяемся сами при созерцании славы Господней, то есть, что познание Божественной Истины творит нового человека, творчески преобразует познающего. Это - таинственное действие Духа.

Высшее откровение Духа, излившегося в' сердца наши, свидетельство о нашем сыновстве. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий... Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий» (Рим. 8. 14, 16). «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4. 6; ср. Рим. 8.15).

Здесь уже вершины и неизреченные глубины благодатной жизни.

7

«Даром» (δωρεάν- Рим. 3.24), по благодати, не по заслугам нашим, не по делам Закона. Павел был спасен, помилован, возрожден, оправдан не по своим заслугам: он гнал Церковь Божию. «Но благодатию Божией есмь, что есмь» (1 Кор. 15.10). Он знает, что опыт его имеет типическое значение. Бог - в безмерном Своем снисхождении во Христе Иисусе - милует грешника и оправдывает его, делает его праведным, возрождает его. Он сам пережил - изменение, преображение духовное, силою благодати. Благодати: т. е. незаслуженно, не по делам, «чтобы никто не хвалился» (Еф. 2. 9), а из избытка милующего снихождения Божия. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою нас возлюбил, и нас, сущих мертвыми по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены» (Еф. 2. 4-5). Это есть тайна Его милующей, неизреченной, ни в чем ином, кроме себя самой, не имеющей основания, преизбыточествующей любви. «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (τον ύπερβάλλοντα πλούτον τής χάριτος αντού έν χρηστότητί έφ' ημάς έν Χριστώ Ίησού Εφ. 2.7).

Лютер, пренебрегший многими весьма существенными чертами опыта Ал. Павла, верно схватил этот пафос свободно изливающейся милости. Даром! незаслуженно, только из богатства милосердия Его! Примирены с Богом, оправданы, очищены, освящены, усыновлены - не вследствие каких-либо наших заслуг, и не магически, но благодатно: т. е. тайной Его превозмогающей, отдающей себя, спасающей любви. Мы ею покорены, ею захвачены, она возжигает нас ответным пламенем, в ней умирает наш ветхий человек и рождается новый, в ней - тайна спасения нашего. «Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: Сам Один умер, то все умерли... чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5.14-15).

И наш ответ есть вера: приятие Его как Спасителя и полнота нашего отдания себя Ему («не я живу, но живет во мне Христос; а что я ныне живу во плоти, то верою живу в Сына Божия возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» - Гал. 2. 20).

Поэтому мы оправдаемся верою, а не от дел Закона (Рим. 3.28).

8

Но мы все спасаемся не одни, не единично а совместно - как «избранные» Божии, как έκκλησία, как народ Божий, как новый Израиль, как братья, связанные любовью - Его любовью в нас, как совместно врастающие в Него, как «члены Тела Его» и, потому, сочлены друг другу. «Одно тело и один дух... Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех» (Еф. 4. 4). «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12.13). Наследники одного обетования, участники одного богатства, одного преизбытка.

«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду.. И пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким. Ибо чрез Него и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2.14, 17-18).

«Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас.., то вы можете усмотреть мое разумение тайны Божией: чтоб и язычникам быть сонаследниками, членами одного тела, сопричастниками обетования во Христе чрез благовествование» (είναι τά έθνη συγκληρονόμο, καί σύσσωμα καί συμμέτοχα τής έπαγγίλίας έν Χριστώ Ίησον διά τού έυαγγελίου 3.2,4,6).

И вместе же, совместно мы призваны врастать в познание глубин Божиих силою действующего в нас Духа Божия. Апостол молится о верных:

«Да даст вам (Бог), по богатству славы Своей, мощно утверждаться Духом Его (κατά τόν πλούτον τής δόξης αύτού δυνάμει κραταιωθήναί δία τού πνευματος αύτού) во внутреннем человеке... дабы вы, в любви укорененные и утвержденные, могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта, и долгота, и высота, и глубина (Божий), и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы вам достигнуть всей Полноты Божией (ίνα πληρωθητέ είς παν τό πλήρωμα τον θεοϋ - Εφ. 3.16-19).

Познать, «что есть широта, и долгота, и глубина, и высота», и «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всей полнотою Божиею» можем мы только «укорененные и утвержденные в любви», «вместе со всеми Святыми».

Это есть Тайна Церкви.

Есть безмерность пафоса любви к братьям у Ап. Павла. Но эта любовь есть лишь отголосок другой, большей любви - той любви, которая звучит в прощальной беседе Господа, той, которой подвигнуто все отдание Им Себя «за многих», за овцы своя. Этот превозмогающий поток любви Господней, эта любовь, завещанная Господом: «Нет больше сия любви, как если кто душу свою положит за други своя»; «По сему узнают, что вы - мои ученики, если будете иметь любовь между собою», - вдохновляет всю деятельность апостольскую, пастырскую, проповедническую и любимого ученика Господня: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, поэтому и мы должны положить души свои за братьев» (1 Ин. 3.16); «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. - 4:. 20). Этот же дух Его любви, охвативший и преобразивший и объединивший нас, живет во всей деятельности и проповеди Ап. Павла. Он охвачен отеческой любовью к своим общинам, к своим детям духовным, из которых некоторые «рождены» им в узах его (Ср. Флм. 10).

«Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилица ласкает деток своих (ώς έάν τροφός θάλτη, τά εαυτής τέκνα). Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестив Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны»... (1 Фес. 2.7-8).

«Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4.15).

«От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (2 Кор. 2.4).

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения доколе не изобразится в вас Христос»! (Гал. 4.19).

«Итак, братие мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (Флп. 4.1; ср. 2.12; 1.21-27).

Бог мне свидетель, что я люблю вас всех - έν σπλάγχνίς Χριστού Ιησού - любовью Христа Иисуса» (Флп. 1. 8).

Ап. Павел охвачен этой безмерностью Его любви. «Верою живу в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2.20). Он и называет Его соответственно: είς τής βασιλείαν τού viού τής αγάπης αύτόύ (КОЛ. 1. 13) «в царство Сына любви Своей».

An. Павел знает не только, что любовь есть «совокупность Совершенства» (σύνδεσμος τής τελειότητας - Кол. 3.14), но он описывает нам стихию этой новой благодатной любви, Его любви, действующей в нас: сочетание безмерности с трезвенной кротостью, смиренномудрием, тишиной духа и самозабвением; «Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (πάντα στέγει, πάντα πίστευα. πάντα ελπίζει, πάντα ύπομενεί). Любовь никогда не перестает»... (1. Кор. 13.5-8). «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов... Любовью служите друг другу» (Гал. 6. 2; 5. 8). «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте» (τή φιλαδελφία είς αλλήλους φιλόστοργοι, τή τιμή άλλήλουϊ προηγούμενοι - Рим. 12.10).

Ибо Он в нас и мы в Нем, - вот основание этой любви (Срв. у Матфея: «Потому, что вы сотворили сие одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворили» 25.40), вот - ключ к тайне Церкви.

Мы близки друг другу в Нем. Он - мир наш, соединивший ближнее и дальнее. И более того: в Нем началась - уже теперь - новая совместная действительность для нас. Можно даже сказать, что не столько Он в нас, как мы в Нем: «Я - лоза, а вы - ветви» (Ин. 15. 5).

Церковь не есть «учреждение», это есть наша новая совместная действительность во Христе, новая плоскость бытия, новая реальность. Все, что мы говорили о дарах Духа, об избытке Божием, о покоренности этим избытком, относится сюда, к этому потоку совместной жизни в Нем, к этой жизни Его Тела. Ибо «мы - члены тела Его, от плоти Его и костей Его» (Еф. 5. 30). Послание к Ефесянам особенно подробно рисует нам этот духоносный поток великой соборной жизни.

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благостному решению воли Своей, в похвалу славы Своей благодати, которою Он нас облагодагетвовал в Возлюбленном... В устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою - Христом... И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1.5-6, 10.22-23).

«... Дабы мы, исполненные истинной любовью, все возращали к Нему (ανξησωμεν είς αυτοί' τά πάντα), Который есть Глава - Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое чрез всякое сочетание, скрепляющее тело, свершает, при действии в меру каждого отдельного члена, рост свой для созидания самого себя в любви» (4.14-16).

Цель этого роста - Глава - Христос. Он же центр, Он же начало и основа процесса (Ср. Кол. 2. 19). Учение Ап. Павла о Церкви христологично, христоцентрично. Все учение, весь опыт жизни, вся проповедь Ап. Павла христоцентρичны. Мы возвращаемся к тому, с чего мы начали. «Ибо другого основания положить нельзя, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3.11). «Ибо мы не себя проповедуем, а Хряста Иисуса Господа; мы же рабы ваши ради Иисуса» (2 Кор. 4. 5).

9

У Ап. Павла сочетается: обладание (вернее, впрочем, не наше обладание, Его обладание нами) с ожиданием. Он, Господь, уже сейчас обладает нами («как покорил меня Иисус Христос», «Павел - раб Иисуса Христа»). Но мы ждем полноты раскрытия Его в нас (пока «изобразится в нас Христос» - ср. Гал. 4.19) и полноты грядущего раскрытия славы Его, которое коснется и тела нашего. И мы растем навстречу Ему - в страданиях и в благодатной реальности Креста Его - «с открытым лицом», укорененные в любви, охваченные порывом любви («Живите в любви, как и Христос возлюбил вас», «Любовь - совокупность совершенства») в Теле Его, которое есть Церковь, силою Воскресшего из мертвых (Ср. Еф. 1.20).

Такова реальность апостольского опыта и апостольской проповеди.

Как далека от нашего обычного опыта и как реальна; реальнее, чем наш опыт.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|