|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 10

КАТЕХИЗАТОРСКИЕ ПОЕЗДКИ

Запомни, цель твоего апостольского служения - распространять добро и свет, рвение, великодушие, дух самоотречения, постоянство в труде и упорство в ученьи, щедрость в жертве, совершенное милосердие, стремление к новым знаниям и радостное повиновение Церкви...

Борозда, 927


У НОГ МАРИИ ГВАДЕЛУПСКОЙ

В апреле 1970 года Хосемария совершил паломничество в Фатиму, чтобы просить Деву Марию о защите Святой Церкви от враждебности к ней, гнездящейся в сердцах ее собственных детей, и от нападок с их стороны.

Это паломничество было одним из многих, предпринятых им для молитвы о Церкви.

Именно с этой целью в мае 1970 года он прибыл в город Мехико, где припал к ногам Девы Марии Гваделупской. Девять дней он возносил к Ней молитвы. В одной из них он обратился к Пречистой с такими словами: Заступница наша, сегодня я приношу Тебе единственное, что у меня есть - шипы, язвящие мое сердце, но я уверен, что в твоих руках они распустятся розами... Дай, чтобы в нас, в наших сердцах на протяжении всего года распускались маленькие, но благоухающие жертвенностью и любовью, розы обычной жизни. Я намеренно говорю о маленьких розах, потому что мне это больше всего подходит, и в жизни своей я умел заниматься только делами обычными, текущими и часто даже не мог довести их до конца; но я уверен, что Твой Сын и Ты поджидаете меня в этой обычной повседневной жизни.

Во время пребывания в Мексике он посетил Монтефалько, являвшееся первой его воплощенной мечтой в этой стране. В начале века это место было старой колониальной усадьбой, разрушенной до основания во время одного из набегов Эмилио Сапатой. В течение долгих лет оно оставалось пустынным и заброшенным, пока в 1949 году владельцы не пожертвовали усадьбу на реализацию социального проекта для бедняков округи. Когда первые приехавшие в Мексику члены Opus Dei прибыли сюда, они увидели, что поместье почти ничего не сохранило от своего прежнего блеска. Перед ними лежали беспорядочно разбросанные обломки, поросшие травой. Новое безумие?! Архитектор, приглашенный для составления проекта восстановления вспоминал: "Когда я приехал в Монтефалько, я был просто потрясен: разрушенные стены, разбросанные кирпичи... Как можно было принять все это? Это были сплошные руины! На мое изумление мне ответили словами основателя Opus Dei, которые тогда я еще не мог понять во всей их глубине: Мечтайте, и Бог даст вам больше всего того, о чем вы можете мечтать!

Монтефалько - это безумие любви к Богу, - сказал св. Хосемария во время посещения этой усадьбы. - Я люблю повторять, что всю педагогику Opus Dei можно свести к двум положениям: поступать на основе здравого смысла и поступать, исходя из духовных устремлений. В этом доме дон Педро* вместе с моими мексиканскими дочерьми и сыновьями трудились только по духовным побуждениям. Принять с восторгом груду руин по-человечески - абсурд. Но вы думали о ближних и совершили чудо любви. Да благословит вас Бог! И добавил: Я готов идти с протянутой рукой, чтобы просить деньги на завершение Монтефалько. Мы его закончим, благодаря вашей жертвенности и помощи людей, как всегда добровольно сотрудничающих в деле, которое станет великим благом для Мексики... Это безумие, но безумие любви к Богу.

Эта работа вместе с простыми крестьянами округи была начата, - как вспоминал отец Хосемария, - без единого центаво, трудом столь многих моих детей, которые должны были бороться и страдать, а также любовью и щедростью многих других людей.

Уже через несколько лет на территории усадьбы возникла двухгодичная школа домашнего хозяйства, сельскохозяйственная школа, школа для женщин и педучилище для воспитательниц.

За эти годы работавшие в Валь де Амильпас, полностью предав себя в руки Божии, превратили ее в самую высокоурожайную зону. Скольких слез, скольких забот, скольких переживаний стоило все это создать! - говорил основатель Opus Dei.

Всем, кто мог помочь простым людям, проживающим в этой местности, св. Хосемария говорил: Надо усилить работу среди рабочих и крестьян. Мы должны помочь им своим человеческим теплом и христианской любовью, чтобы они приобщились необходимой культуре, могли извлечь из своего труда бҐльшие выгоды и содержать свои семьи с бҐльшим достоинством и в необходимом достатке. Для этого совсем не обязательно разорять тех, кто находится наверху, но несправедливо и то, что многие семьи всегда находятся внизу.


ДЕЛАТЬ И УЧИТЬ

Это посещение Мексики оказалось важным моментом в его жизни. Уже в течение нескольких лет, путешествуя по Европе, св. Хосемария принимал большие группы людей, среди которых были как члены Opus Dei, так и те, кто тем или иным образом участвовал в апостольских начинаниях Дела.

В дальнейшем эта традиция получила развитие: стали организовываться встречи с очень большой аудиторией, которые благодаря горячей и сердечной проповеди отца Хосемарии, носили чрезвычайно задушевный характер. Это были собрания в разных странах мира, во время которых он говорил только о Боге и отвечал на вопросы присутствующих - представителей всех слоев общества. На этих встречах всегда царила атмосфера дружеского, семейного общения.

"В деле распространения истинного учения, - говорил в связи с этим кардинал Син из Филиппин, - монсеньор Эскрива де Балагер всегда следовал примеру Господа делать и учить..." Он делал и учил. Это гармоническое сочетание его жизни и учения, исполненное евангельской глубины, заставляло трепетать души тех, кто его слушал, и часто приводило к обращению в веру и принятию решения предать себя Богу и совершенствоваться в христианской жизни. Это было катехизаторство интенсивное и экстенсивное одновременно.

"Его проповедь, - утверждал голландский кардинал Вильебрандс, - несла в себе не только учение, но вдохновение веры и любви, огонь, который в нем горел; и это был тот самый огонь, который принес на землю Христос". Многие, привлеченные славой его святости, приезжали из самых отдаленных мест, иногда даже из других стран, чтобы послушать его.

Все это заставило его растянуть свое пребывание в Мексике более, чем на месяц: с 15 мая по 22 июня 1970 года. Послушать его приходили богачи и бедняки, домохозяйки и мастеровые, крестьяне и индианки, несущие за плечами своих детей...

Во время своего пребывания в Мексике св. Хосемария встретился с многочисленной группой священников в одном из центров Opus Dei, находящемся неподалеку от мексиканского города Гуадалахары. Беседа с ними была долгой и оживленной. Стояла невыносимая жара, и в конце встречи отец Эскрива почувствовал себя крайне изнуренным.

Когда он пошел в отведенную ему комнату, чтобы отдохнуть, то обратил внимание на то, что над кроватью находится картина с изображением Гваделупской Девы, на которой она протягивает розу Хуану Диего*. Он рассмотрел ее в мельчайших деталях. И я хотел бы так умереть, взирая на Пресвятую Деву, протягивающую мне цветок... - пробормотал он.


КАТЕХИЗАТОРСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ

Двумя годами позднее, движимый все тем же апостольским рвением, св. Хосемария Эскрива совершил длительное катехизаторское путешествие по Испании и Португалии, продолжавшееся с 4 октября по 30 ноября 1972 года. Во время подобных путешествий он всегда совершал паломничество в святилища Девы Марии. Места почитания Богородицы всегда обладали для него неодолимой притягательной силой. Прибыв в Португалию, он снова припал к ногам Фатимской Божьей Матери.

"Это было в октябре 1972 года, - вспоминал епископ Лейрии, - сотни людей из всех слоев общества присоединялись к нему, чтобы благоговейно молиться по Розарию и получить живительное воздействие его сильной и просветленной личности. Этого Божьего человека отличала неутомимая жажда Самого Иисуса Христа спасти всех. Он тогда провел в Португалии большой катехизаторский курс, отличавшийся простотой и глубиной одновременно. Тысячи людей в Лиссабоне и Опорто, в первую очередь молодежь и священники, зачарованно слушали Благовестие, которое он великодушно и щедро даровал людям в дружеском, непринужденном общении. Его слова привлекали и убеждали, так как изливались из самого сердца".

Во время одной из таких встреч отцу Хосемарии подарили старую суповую миску, долго служившую своим владельцам, всю в скрепах и заплатах. Отец Эскрива глубоко взволнованный, говорил по этому поводу: Это - обыкновенная вещь, но она очаровала меня, так как я видел, что она долго служила людям и вся побита (возможно она принадлежала большой семье), и ее залатали, чтобы пользоваться ею дальше. Сверх того, украсили ее надписью, так что, вытащив ее из печи, можно было прочесть: люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя... Мне казалось, что эта суповая миска - я. Я помолился с этим старым горшком, потому что я сам себя вижу таковым: глиняной суповой миской, побитой, соединенной скрепами и заплатами, - и я люблю повторять Господу: Я люблю тебя всеми своими заплатами! Мы можем любить Господа, дети мои, даже если мы все в трещинах.

Из Португалии отец Хосемария вернулся в Испанию, где также проводил в различных городах многолюдные катехизаторские встречи. Хосе Мария Пеман рассказывал о некоторых из них в одной из своих знаменитых газетных статей. Он вспоминает, что встречи эти проходили в усадьбе Санта Мария дель Пино. В этом месте расположился дом для курсов духовного уединения, организованных членами Opus Dei. "Там, - рассказывает писатель, - приспособили для актового зала - внутреннее помещение давильни. В нем разместили буфеты, поставили кресла, стулья. Что за виноград шел в давильню этого уникального винодельческого завода? Простые люди, обычные христиане, числом более двух тысяч, были теми возами винограда, который размещали в зале - давильне. Монсеньор Эскрива де Балагер, приехавший в эти южные земли, взялся за работу давильщика. А Дева Мария, скрытая за чаном, последним поворотом винта пресса выжимала весь сок до капли. В буфете, в глубине стилизованной давильни, бросался в глаза девиз: УВсегда верны, всегда веселы, сердечны и спокойны!У Этот призыв к радости и покою - почти плеоназм. Ведь все присутствовавшие, приехавшие в Херес де ла Фронтера из Кордовы, Севильи, Уэльвы, Кадиса, Малаги и т.д. были андалусийцы - и уже только поэтому взяли на себя обязательство привезти в своем багаже радость и покой. Разношерстная аудитория: мужчины, женщины, девушки, юноши. Многие - с длинной гривой волос, бородатые, в свитерах и рубашках кричащих расцветок: красных, зеленых и желтых, цвета газового баллона. Я уверен, что они в передней оставили свои гитары. Вошел Отец. Он спешил, потому что после каждого сбора винограда и после того, как его раздавили, опять созревает новый урожай, ожидая и изнывая под солнцем. Не далее как вчера, он был в Лиссабоне и Фатиме, окруженный толпой жаждущих. Старый священник - капеллан одной из часовен Девы Марии сказал: «Это человек, избранный Духом Святым».

"Вопросы может задавать каждый - продолжает Пеман, - мы не на научном конгрессе. Вопрос возникает, возможно, у незнающего, или сбившегося с пути, или обманутого. Они взлетают бесхитростными голубками, в полете обретающими мудрость. Ответы отца Эскривы имеют совершенно индивидуальный характер: он, кажется, дает их с многоэтажной башни. На первом этаже - дар человеческого красноречия: анекдот или шутка, побуждающая к молитве, свойственной поростолюдину - к улыбке. Сразу за ним - следующий этаж - поэтический дар, излучающий чувство, восхищающее и убеждающее слушателей. Но главное, чего хочет Отец от своих даров с нижних этажей, чтобы они создали атмосферу братской любви, необходимую для восприятия высшего дара - Благодати Божией".


ПО ЗЕМЛЕ АМЕРИКИ

С 22 мая по 31 августа 1974 года основатель Opus Dei предпринял свое второе путешествие в Америку, также посвятив его катехизаторской деятельности. На этот раз он посетил Бразилию, Аргентину, Чили, Перу, Эквадор и Венесуэлу.

Во время одной из встреч в Бразилии его спросили, называли ли его когда-нибудь безумным. Разве не безумец, по-твоему, тот, - отвечал ему св. Хосемария, - кто утверждает, что посреди улицы можно и должно быть святым? Что можно и необходимо пребывать в святости тому, кто продает с лотка мороженое; что святой должна быть кухарка, проводящая целый день на кухне; что к святости призван и директор банка, и профессор университета, и тот, кто работает в поле, и тот, кто тащит на спине чемодан? Все призваны к святости! Сейчас это провозглашено церковным Собором, но тогда, в 1928 году, это никому не приходило в голову. Так что вполне логично, что люди считали меня безумцем.

На этих собраниях отец Эскрива всегда объяснял великие истины веры самым доступным для простых людей образом: Когда вы читаете святое Евангелие и видите, как Иисус говорит притчами - вспомните, как вы что-то объясняли на наглядном примере своим маленьким детям. Я помню, как в детстве - может, и вы поступали также, - я часто забегал на кухню, хотя мне и запрещали туда ходить. Что меня там привлекало? Во-первых - кухарка Мария, очень добрая женщина, которая всегда рассказывала одну и ту же историю о разбойниках - но симпатичных разбойниках. А еще - была вкуснейшая картошка-фри. Я очень любил все это: и историю, и картошку. Говорю: "историю", потому что мы не просили ее: "Расскажи нам какую-нибудь историю", а говорили: "Послушай, Мария, расскажи нам «ту историю»". Ведь мы-то знали, что она помнит только одну историю. Но она так хорошо ее рассказывала, что эта история всегда казалась нам новой.

И слова Божии, дети мои - всегда старые, но при этом всегда новые. Церковь Божия и священники Божии, вот уже 20 веков мы проповедуем одно и то же...

Через несколько месяцев он предпринял третье путешествие на Американский континент. В этот раз он находился в Венесуэле и Гватемале с 4 по 25 февраля 1975 года. Затем болезнь заставила его вернуться в Рим. В общей сложности на земле Америки он провел 122 дня, в течение которых тысячи людей могли слушать его проповеди.

Французский писатель Андрэ Фроссар вспоминал, что эти встречи носили семейный характер: "Более всего поразила меня та радость, которую испытывали все, кто находился подле этого человека, казавшегося отцом большого семейства, который не имеет возможности часто видеть своих детей и пользуется этой встречей, чтобы посвятить себя мельчайшим проблемам каждого из них... Вопросы, которые ему задавали, были не столь важны, сколь воодушевление, с которым они произносились. Это позволяет мне утверждать, что Эскрива имел особый дар проникать в человеческую душу с помощью Божией Любви. Та любовь, которую он несомненно чувствовал по отношению к ним, высвечивала каждую отдельную личность, как бы фокусируясь на ней. Это выражалось в том, что даваемые им ответы были абсолютно созвучны переживаниям спрашивающих, точно подходили к их самым малым проблемам... Удивительно: ведь обычно, когда на собраниях задается вопрос, то ответ дается отвлеченный. В данном случае ответ подходил ко всем собравшимся и, в то же время, был чем-то большим: он подходил исключительно к тому человеку, с которым он говорил. Это поразительно".


В ПЕРУ

Хосемария Эскрива приехал в Перу 9 июля 1974 года, в 21 годовщину с момента появления первых членов Opus Dei в этой стране. 13 июля он приехал в Каньете и встретился в Валье Гранде (центре корпоративного начинания Opus Dei) с сотнями земледельцев и пастухов, с семьями горцев и с другими людьми, приехавшими как с гор, так и с побережья.

Я хочу поздравить вас с колоссальной работой, совершаемой здесь для человека. Я сказал "для человека", имея в виду, что цель этой работы - не только физическое и профессиональное развитие, но и развитие духовное.

А в беседе с одним из местных крестьян отец Эскрива говорил: Если мы стремимся освятить себя, каждый на своем месте, занимаясь своим собственным трудом, то мы должны хорошо выполнять свою работу. Мы не можем халтурить... Халтура - дело, выполненное кое-как, и в которое не вложены душа и мечта. Мы должны работать с мечтой и радостью. Ты можешь работать таким образом также и потому, что этой работой ты зарабатываешь деньги и улучшаешь положение своей семьи; но, главное, - для того, чтобы отблагодарить Бога. Работа - молитва, потому что она возвышает духовно. Она делает тебя особым человеком, то есть делает из тебя христианина, с каждым днем более совершенного, святого.

Как-то к нему обратилась крестьянка-кечуа, с большим трудом говорившая по-испански. Она хотела поблагодарить его за ту деятельность, которой занимались в Кондорай женщины Opus Dei. Они посвящали себя развитию профессиональных навыков крестьянок Перу: "Отец, я приехала из Кондорай. Моя дочь обучается там в колледже. Я сама - член кооператива и работаю в поле. Отец, я принесла апельсины и молоко для Вас. Что мне делать, чтобы соседки не смеялись надо мной, когда я хожу на Мессу?"

Слушай, дочь моя, - отвечал ей св. Хосемария, - не один порядочный человек не может смеяться над тобой. Горько слышать, что над тобой кто-то смеется. Возможно они поступают так, потому что завидуют... Но ты не относись к ним плохо. Пойми своих подруг... твоих соседок, не обижайся на них, потерпи. А позднее, так как я с тобою сейчас, поговори с каждой из них с глазу на глаз... Ты увидишь сама, как они тебе ответят.


В ВЕНЕСУЭЛЕ

В Венесуэле, во время одной из встреч, глава большой венесуэльской семьи спросил его, что он должен сделать, чтобы воспитать в своих детях любовь к труду.

Я бы послал их, - ответил ему отец Эскрива, - прогуляться немного по кварталам этого большого города Каракаса, чтобы они увидели лачуги, лепящиеся одна к другой, и поняли, что деньги следует тратить с пользой; что надо распределять их таким образом, чтобы каждый мог воспользоваться земными благами. Ведь очень легко говорить: я очень хороший, до тех пор, пока не случилось какого-либо несчастья.

Однажды, мой друг, очень богатый человек, сказал мне: "Я не знаю, хороший ли я человек, потому что моя жена всегда была здорова, я никогда не был без работы и без денег, не видел моих детей голодающими, безработными, бедными. Я не знаю, честный ли я человек. Что бы я делал, если бы со мной произошли все эти несчастья?"

Смотри, мы должны стараться, чтобы ни с кем не приключилось такое: надо дать человеку возможность обеспечить себе своей работой минимальный уровень жизни, чтобы он был спокоен в старости и в болезни, мог оплатить образование своих детей и обеспечить себя всем необходимым. Ничто в жизни других не должно оставлять нас равнодушными, и мы должны стараться всячески поддерживать милосердие и справедливость.

На другой встрече один из присутствующих поднялся с места и сказал:

- Я еврей...

- Еврей, - воскликнул отец Эскрива, прервав его. - Я очень люблю евреев, потому что безумно люблю Иисуса Христа, Который Сам есть еврей. Я не говорю "был", я говорю "есть". Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же. Иисус Христос продолжает жить, и Он - еврей, как ты. А вторая любовь моей жизни - еврейка, Пречистая Дева, Мать Иисуса Христа; и я смотрю на тебя с любовью. Продолжай.

- Я думаю, Отец, что вы уже ответили на мой вопрос.

Иногда его голос становился хриплым после многочасовой проповеди, но он продолжал говорить, отвечая на многочисленные вопросы. И часто, как например в Бразилии, встреча заканчивалась взволнованным благословением, воодушевлявшим к апостольской деятельности: Да увеличится ваше число, как песчинки на ваших пляжах, как деревья на ваших горах, как цветы на ваших лугах, как ароматные зерна в вашем кофе: Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


КАК ОСЛИК

В эти годы его слава святого достигла самых отдаленных уголков мира; и когда он посещал какую-либо страну, собиралось много людей, чтобы увидеть и услышать его. Однако, с глубоким смирением ("необычайным смирением" говорил Иоанн Павел II во время причисления отца Эскривы к лику блаженных) он считал себя инструментом, неумелым и глухим, основателем без основания, грешником, который безумно любит Иисуса Христа. Однажды один знакомый попросил у основателя его портрет. Да, да, с большим удовольствием. Сейчас я тебе дам его, - сказал отец Хосемария с улыбкой. Он протянул знакомцу фигурку ослика, выполненную из металла, и добавил: Бери, - вот тебе мой портрет. Его собеседник растерялся. Да, да, - подтвердил отец Эскрива, - это я - ослик. И да пребуду всегда осликом Бога, его инструментом для бремени и для мира. Таким он воспринимал себя, таким он хотел оставаться - верным осликом, скромно и неустанно трудящимся, чтобы донести на себе Христа в разные уголки мира.

Однажды одна родезийская журналистка подошла к нему, чтобы поблагодарить за свое обращение: "Спасибо Вам, Отец, - сказала она. - Я обратилась в католичество и сейчас принадлежу к Opus Dei". Основатель постарался убедить ее в том, что она должна благодарить только Бога: Меня нет. Бог пишет письмо, кладет его в конверт. Письмо вынимается из конверта, а конверт выбрасывается в грязь.

По этой же причине он всегда противился любому поклонению себе. Не хватает еще этого, - говорил он членам Opus Dei. - Неплохое занятие выбрали бы вы для себя, если бы вместо того, чтобы следовать за Господом, вы решили бы следовать за этим бедным человеком! Он не считал себя необходимым. Даже я, будучи основателем, не являюсь нужным, - повторял он.


В ТОРРЕСЬЮДАДЕ, ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ

Отец Эскрива никогда не ставил себя в пример другим, за исключением одного: любви, которую он испытывал к Деве Марии. Одним из проявлений этой любви было Святилище Торресьюдад, построенное по его предложению рядом с часовней, которая с IX века была центром народного почитания в старом Арагоне. Именно в этой часовне его мать посвятила младенца Эскрива Пречистой Деве.

Он дважды как паломник посещал новое святилище, когда оно еще строилось. Во время первого паломничества, 7 апреля 1970 года, не доходя одного километра до Святилища, он разулся и, несмотря на плохую погоду, шел до часовни босиком по камням и щебню.

Прости меня, Матушка! - воскликнул он, войдя туда, вспоминая свое первое посещение этой Святыни. - Я не приходил к Тебе от двух лет до шестидесяти восьми. Что за дурной я человек! Но я очень, всей душой, люблю Тебя. Я с огромной радостью целую Тебя и с радостью думаю о тысячах людей, которые почтили Тебя и приходили сказать, что любят Тебя, и еще о тысячах людей, которые к Тебе придут.

Он вновь посетил Торресьюдад 23 мая 1975 года. Святилище было уже готово, и в нем вскоре должны были начаться богослужения. Увидев новое Святилище, отец Хосемария сказал: Из обычного материала, из земли, вы сделали божественный материал. И добавил: Вы вложили сюда столько любви...

Какие надежды он связывал с созданием нового Святилища? Он сам отвечал на этот вопрос так: Господь захочет излить Свою благодать на тех, кто придет к этому скромному изображению Его благословенной Матери, столь почитаемому с давних пор. Поэтому я хочу, чтобы было много исповедален. Хочу, чтобы люди, очищенные таинством покаяния, с преображенной душой укрепляли или обновляли свою христианскую жизнь, учились освящать и любить работу, принося в свои домашние очаги мир и радость Иисуса Христа: Мир оставляю вам, Мир Мой даю вам (Ин 14, 27). Хочу, чтобы родители с благодарностью приняли всех детей, которых посылает им Бог, соблюдая законы честной супружеской любви, что позволит им участвовать в творческой любви Божией. И Бог не потерпит поражения у этих очагов. Напротив, именно у этих очагов Он избирает Себе души для служения Ему по личному и свободному решению.

"Богородица вознаградила веру основателя Opus Dei, - вспоминает дон Альваро дель Портильо. - В настоящее время храм является местом паломничества не только испанцев и жителей многих стран Европы, но и верующих с других континентов. Иногда и сорока исповедален не хватает, чтобы вместить всех кающихся. Многие люди, вначале влекомые, возможно, всего лишь любопытством, вновь обретают Господа в таинстве исповеди. Мне говорили, как часто приходится слышать: «Сорок лет не исповедовался! Чувствую себя таким счастливым!» Отец молился, чтобы в Торресьюдаде происходили именно такие духовные чудеса: Мы не будем просить Богородицу Торресьюдад о чудесах внешних, - говорил он в 1968 году. - Наоборот, мы будем взывать к Ней, прося о чудесах внутренних, об обращении человеческих душ."

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|