6. КОНГРЕГАЦИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕРЫ И ВОСТОК ВПЛОТЬ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕЛЬХИТСКОЙ ИЕРАРХИИ (1724)
С учреждением Конгрегации распространения веры папой Григорием XV в 1622 г. в расхождении Рима с Востоком начался новый этап. Прежде считали, что при помощи посольских миссий и переговоров с главами Церквей можно прийти к полной унии. Эта надежда оказалась иллюзией. С учреждением Конгрегации распространения веры был создан аппарат управления, который теперь систематически занимался преодолением раскола и вопросами сближения Востока и Запада. Характерно, что римские власти, главной целью которых было распространение католической веры в языческом мире, занялись и этой задачей, имевшей совершенно иной характер. Речь шла о возвращении еретиков и схизматиков в лоно Католической Церкви, которая в принципе все еще приравнивалась к латинской, но не о восстановлении органического единства между Востоком и Западом во Вселенской Церкви, как это было до раскола.
Конгрегация распространения веры, впрочем, с самого начала руководствовалась намерением, что уважение к литургическим особенностям Востока является обязательной предпосылкой успешности усилий по созданию унии. Восточные обряды и обычаи теперь Рим не просто терпел, но прямо защищал, причем иногда даже и от самих восточных жителей, которые под влиянием экспансии латинских орденов, были уже готовы к принятию латинского обряда. Однако надо признать, что это делалось чаще всего из тактических соображений. Лучшим доказательством этого служит тот факт, что поощрялась старая тенденция ассимиляции Западом Востока везде, где больше не было практических причин прибегать к восточным обрядам как, например, в Южной Италии или в Индии. Средневековый идеал единства господствовал еще в умах, хотя на практике в разных местах от него отступали. До высокой оценки всего духовного богатства Востока был еще долгий путь. Конечно, импульсы к этому уже появлялись. В тайной инструкции кармелиту Иосифу Себятьяни, который должен был устранить раскол, возникший среди малабаров в Индии в середине XVII столетия, Конгрегация все же признает, что восточные обряды содержат много важных религиозных ценностей, но проявляет наибольшую сдержанность к восточно-сирийскому обряду малабаров, подозреваемых в несторианстве. Вскоре после этого в одном из документов Святого Престола явно проявляется уважение к особым обычаям Востока, а именно в письме Конгрегации сирийско-католическому архиепископу города Алеппо Андреасу Ахигжану, где сказано: "Церковь, как единая матерь всех, стремится сохранить обычаи каждой нации если они древние и достойны почитания". Конгрегация очень скоро начала отдавать себе отчет в том, что просто сохранять обряд и литургические обычаи, например, предписания о постах, будет недостаточно. Уже в 1631 г. она заняла позицию по фундаментальному вопросу, должны ли жители Востока следовать своему собственному церковному праву или же их нужно подчинить латинскому каноническому праву. На вопрос одного из миссионеров с Востока Конгрегация ответила, что жители Востока сами по себе не связаны предписаниями латинского канонического права. Тогда Конгрегация уже установила те же основные принципы, которые почти 300 лет спустя вошли в "Кодекс канонического права", обязательного для всей Церкви.
Однако, в одном и к тому же весьма существенном пункте Конгрегация проявила довольно мало понимания традиций Востока, а именно в том, что касалось традиционной автономии патриархов. При этом нужно все же учитывать, что католические патриархаты, возникшие в середине XVI века, были всего лишь тенью старых цветущих патриарха-тов 1-го тысячелетия. Эти небольшие группы, с трудом борющиеся за свое существование, настоятельно нуждались в помощи Рима, в том числе и материальной. Тем не менее, остается правдой, что Конгрегация ввела на Восток централизованную систему управления, давно господствовавшую на Западе, не отдавая себе отчета в том, насколько сильно это затруднило воссоединение разделенных Церквей. Отделенные прежде восточные христиане были этим поставлены в положение, которого они не знали никогда прежде, так как в течение всего 1-го тысячелетия они широко пользовались автономией. Это привело к немалому числу запутанных случаев и конфликтов.
Однако в самой Конгрегации имелись люди, смотрящие далеко вперед, которые, по крайней мере, понимали проблему и были готовы пойти навстречу также и в этом деликатном вопросе. В одном письме секретаря Конгрегации асессору Святого Оффиция от 20 октября 1657 г. мы читаем; "Невозможно обращаться с этими людьми (католическими восточными христианами. - Авт.) таким же образом, как это обычно делается с нашими католиками (на Западе). Эти проблемы с течением времени сами собой урегулируются. Если же с самого начала порядок будет наводиться силой, то мы потеряем все". Однако и здесь решающим поводом для действий является чисто практическое соображение, а не внутреннее понимание оправданности собственной иерархической структуры Востока.
Даже в еще более трудном вопросе о самобытности восточного богословия в первое время деятельности Конгрегации мы видим стремление к пониманию. Папа Урбан VIII (1623-1644) поручил в 1632 г. одной комиссии Конгрегации разработать новое Исповедание веры для восточных христиан. Упомянутая комиссия проявила немалое понимание восточного своеобразия, особенно в вопросе необходимости изложения истин веры на языке доступном грекам. Исповедание веры Григория XIII, которое тогда ошибочно приписывали Клименту VIII, подвергли смелой критике, подчеркивая, что оно слишком схоластично и что нужно больше следовать древним соборам и греческим отцам Церкви. Но фактически и в Исповедании веры Урбана VIII, которое было разработано упомянутой комиссией, есть очень много схоластических терминов, которых хотели избежать. В последующее время, за немногими исключениями, требовали от восточных христиан, желающих присоединиться к католической Церкви, зачитывать это Исповедание веры. В том что касалось духовности и форм благочестия, присущих Востоку, Рим мало видел необходимость их уважения. Монахи, отправлявшиеся Конгрегацией на Восток, проводили здесь латинизацию без малейшей тени сомнения, не задумываясь над тем, что они стоят перед ценностями, которые нужно сохранять. Латинский Запад был тогда убежден в своем превосходстве над Востоком и латинские миссионеры давали ему, потерявшему за тысячу лет исламского гнета многое из своего старого духовного богатства, только то, что они имели сами: свою западную духовность и свои формы благочестия. Для тогдашнего осознания превосходства латинского Запада характерно одно из распоряжений Конгрегации миссионерам от 1659 г., приказывая им основывать везде школы, в которых бы молодежь училась латинскому языку и христианской веры.
Этой духовной латинизации Востока во многом способствовали также восточные священники, обучавшиеся в Риме и которые после завершения своего обучения были посланы Конгрегацией как апостольские миссионеры обратно на их родину с теми же полномочиями, какие имели латинские монахи. Уже Григорий XIII основал в 1576 г. в Риме Греческую коллегию. Этот дальновидный папа старался воспитать здесь настоящих греческих священников, а не латинских. Он дал указ, чтобы все преподавание велось на греческом языке, и даже запретил обучать студентов латыни. Однако, такое положение долго не сохранилось. Уже в отчете инспекции от 1602 г. сообщалось о жалобах студентов на то, что им ничего не говорится о спорных вопросах между греками и латинянами. Обучение стало более западным; так это было и в коллегиях, основанных позднее. Так в одну из них, основанной папой Урбаном VIII в 1627 г., наряду с семинаристами из стран, где действовали миссии, принимались и восточные христиане всех обрядов. Здесь по крайней мере предпринимались усилия к тому, чтобы не сделать воспитанников совершенно чуждыми их национальным обрядам. В воскресные и в праздничные дни их посылали в церкви соответствующих обрядов в Риме, которые тогда уже имелись. В остальном они следовали, как говорится, названному выше "универсальному латинскому обряду".