б. Усилия Григория XIII (1572-1585)
Впрочем, критика такого подхода не заставила себя долго ждать. Во времена Григория XIII, который лично доказал весьма глубокое для своего времени понимание Востока, кардинал Габриэль Палеотто в своем заключении по Исповеданию веры папы Пия IV с полным правом отметил, что недопустимо включать в Исповедание ничего, что не имело бы отношения к подлинной вере.
С приходом Григория XIII (1572-1585) произошел поворот в пользу Востока. Посылая Леонардо Абеля нунцием на Ближний Восток (1583), он ставил задачей привлечь отделившихся братьев к католической Церкви. Его деятельность подготовила позднейшие частичные унии. В подтверждение глубокого уважения, которое Григорий оказал Востоку, здесь достаточно привести только одно свидетельство: он постановил, что вновь назначаемым епископам не будут присваиваться имена городов, в которых уже имеется христианский - хотя и не католический - епископ. Исповедание веры для греков, которое было разработано при Григории XIII и которое послужило образцом для позднейшего, ставшего классическим Исповедания папы Урбана VIII, во всяком случае засвидетельствовало гораздо больше готовности идти навстречу представителям Востока, чем это было при Пии IV. Впрочем, и здесь уступки, сделанные грекам во Флоренции, остались непринятыми. Исповедание содержало латинскую формулу Филиокве, оно требовало от греков (в противоположность принятому во Флоренции) принятия слова purgatorium (чистилище) и, наконец, после упоминания папского примата определенного в терминах Флорентийского собора, не говорилось более о правах и привилегиях патриарха. Из Символа веры Три-дентского собора было, в частности, взято слово "transsubstantiatio". - За Григорием XIII последовал Сикст V (1585-1590), который в противоположность своему предшественнику проявил очень малое понимание Востока. Это может служить примером того, как вопрос сближения между Востоком и Западом сильно зависел и от личных установок и поведения отдельных пап.