Мохамед Талби298
ВЕРА АВРААМА И МУСУЛЬМАНСКАЯ ВЕРА
Согласно мусульманской вере, от начала творения Бог непрестанно открывал Себя человеку. Потенциально Адаму уже был явлен весь замысел Божий о его потомстве. «И научил Он Адама всем именам» (Коран 2:31). Но божественный луч пребывал в человеческой среде, и процесс эволюции, заданный Творцом, подвергался более или менее значительным искажениям или отклонениям, под воздействием которых священное выражалось в идолах, звездах или других таинственных природных явлениях. Поэтому стало необходимо, чтобы, по мере развития и взросления человечества, траектория его эволюции подвергалась коррекции. С точки зрения мусульман, Аврааму отводится особая роль в этом процессе. Авраам был одним из величайших восстановителей культа единого Бога. Память об этом сохранилась в Мекке вплоть до появления Мухаммада. Каким образом?
Рожденный в языческой среде, Авраам восстал против культа своих предков. Он стал разрушителем идолов, бунтарем, возмутителем спокойствия; короче говоря, - одним из тех, кто вырывает народ из рутины, дабы в подлинно историческом прорыве извлечь людей из уютного кокона конформизма. Две традиции - библейская и кораническая - не во всем совпадают, но в главном они едины. Обратимся к коранической традиции и проследим данный сюжет, оставив в стороне различия.
Авраама совершенно не понимали. Его, человека, призывавшего людей обратиться к Богу, считали хулителем, а вера его подверглась тяжким испытаниям. Его бросили в огонь (Коран 21: 69),299 и в конце концов ему пришлось бежать. По пути Авраам остановился в Мекке. Здесь он возвел Господу первый храм в Аравии300. С тех пор храм этот стал самым важным центром ислама. Не считая ежегодного паломничества, в его сторону пять раз в день во время молитвы обращаются миллионы верующих301. Коран описывает это событие следующим образом:
«И вот Авраам, вместе с Измаилом, положил основание этому дому. «Господи наш! Призри на нас! Ибо Ты слышащий, знающий. Господи наш! Сделай и нас предавшимися Тебе (muslimīn), и наше потомство - общиной, предавшейся Тебе (muslima); покажи нам места нашего поклонения, и обратись к нам, ведь Ты - обращающийся и милосердный. Господи наш! Воздвигни среди них посланника из них самих, который прочтет им Твои знамения и научит их Писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине - великий, мудрый» (Коран 2:127-129).
Эти айаты в достаточной мере раскрывают природу и глубокие связи, соединяющие ислам и Авраама. А главное, миссия, доверенная Мухаммаду, предстает в них как ответ на молитву библейского патриарха. Однако со временем храм, возведенный единому Богу яростным врагом язычества, был увенчан идолами. Это и есть tahrīf, повреждение, или отклонение, которому подвергается божественный луч, сияющий через неверную призму нашего несовершенного человечества302. Такова была ситуация, превалировавшая в то время, когда Мухаммад, Пророк ислама, услышал около 610 г. первый призыв Божий. Бог доверил ему новую миссию - восстановления и обновления. Миссия эта продолжала и завершала миссию Авраама, его предков, а так же потомков, ибо, как с силой утверждает Коран на все времена: «Поистине, религия пред Богом - ислам» (Коран 3:19), то есть искреннее и преисполненное доверия предание себя в руки Творца, Единого и Несказанного. В этом заключается основополагающий и этимологический смысл слова ислам.
Среди всех посланников Божьих именно Авраам своим поведением лучше других символизирует подобное отношение к Богу. По молитвам своим он уже в преклонных годах получил от Бога «кроткого юношу» (Коран 37:101). И только этот юноша стал трудиться вместе с ним, как Авраам получил во сне повеление принести его в жертву. Повеление безо всякого объяснения или оправдания. Можно ли вообразить себе нечто более циничное и жестокое?! Что может быть возмутительнее подобного повеления?
Однако ни Авраам, ни его сын (Измаил, согласно мусульманской традиции) не протестуют и не возмущаются. «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Бог, терпеливым» (Коран 37:102). Не будем вдаваться в исторический контекст эпохи, чтобы в его социальном климате обрести дополнительные объяснения подобному глубокому преобразованию. Запомним, что в решающий момент, когда нож был уже занесен, драма остановлена и юношу «искупили... великой жертвой» (Коран 37:107). Таким образом, Бог подвергает нас тяжелым испытаниям, но всегда избавляет. Мы не понимаем смысла тех испытаний, через которые проходим. И разве жизнь во всей своей целостности, сведенная к самой себе - до узких земных рамок, не кажется нам ежедневно, в определенных ситуациях и под определенным углом зрения, возмутительной, абсурдной или глупой? Череда часов и горестей, - к счастью, как правило, понятных, которым можно найти немало более или менее серьезных оправданий. Но кто может осветить все тайны, постигнуть все начала и концы жизни с ее жестокими противоречиями, с ее страшными и слепыми катастрофами, невинными жертвами всесожжения на алтарях голода, нищеты, войн и всевозможными формами несчастий и пыток? Кто может предложить рациональное объяснение, приемлемое и утешительное для разума? Можно сколько угодно муссировать проблему объективности зла - нам не под силу проанализировать и разрешить ее. Единственное, что нам доступно, - принять ее в доверии творения к своему Творцу, даже (и прежде всего) в том случае, если разум наш отказывается понимать, если он мутится или возмущается. В символе жертвоприношения, совершенного Авраамом, заключен глубочайший смысл ислама. А именно - доверчивое предание всего своего существа Богу. Богу Всемогущему, чьи пути столь часто непонятны и таинственны для нас, - но также и бесконечно Благому и Мудрому.
Однако будем осторожны! Ислам - это доверчивое предание себя в руки Божьи, но не покорность, не пассивность, не фатализм. Образ Авраама и ислама, который он символизирует, будет ложным, если свести его лишь к моменту жертвоприношения, вырвав из общего контекста. Авраам не являет собой прототип человека, безропотно подчиняющегося своей несправедливой и трагической судьбе. И Бог его не восседает на греческом Олимпе. Авраам не трепещет перед Ним. Конечно, ему ведом страх Божий, но прежде всего - он любит Его. Для Бога он - друг (khalīlan)[303] (Коран 4:125). Своим примером Авраам учит нас безоговорочно повиноваться Бог). До конца, если нужно - до жертвоприношения. Но путь, который он выбирает для этого и на который приглашает нас вступить, - это путь доверчивой любви. Авраам учит нас идти «к Господу своему с сердцем беспорочным» (Коран 37:84), а не с покорностью, словно к ужасному и капризному деспоту.
И прежде всего, Авраам является одновременно человеком реализма, самого что ни на есть рассудительного ума: Бог открылся, явился ему весьма рациональными путями, и в миссии своей он обращается прежде всего к рассудку. Стремясь отвратить своих соотечественников от поклонения ложным богам, звездам и идолам, Авраам непрестанно предлагает им размышлять над тайнами неба и земли (Коран 6:75-83; 29:16-17). «Разве вы не поразмыслите?» - вопрошает он их (Коран 21:67). Все его поведение характеризует его как человека рассудительного и практичного, понимающего всю бессмысленность и абсурдность поклонения каменным божкам, не способным защитить даже себя. Вера его имеет под собой твердую рациональную основу. «И так Мы показываем Аврааму власть над небесами и землей, чтобы он был из стяжавших уверенность» (Коран 6:75).
Достаточно ли этого? Нет. Этот человек, «подчинившийся» Богу, просит Его открыть биологические тайны жизни, дабы обрести еще более твердую уверенность. Таким образом, один лишь физический путь недостаточен для полного его убеждения. Авраам не так уж прост. Однако Бог не устраняется от него.
«И вот сказал Авраам: «Господи, покажи мне, как оживляешь Ты мертвых! Он сказал: ужели ты не веришь? Он сказал: напротив, а только для того, чтобы успокоить сердце мое. Он сказал: так возьми четырех птиц, рассеки их на куски, какие хочешь, и части их разложи по горам; потом позови их: они быстро прилетят к тебе; из этого узнай, что Бог силен, мудр!» (Коран 2:260).
Говорится ли здесь о чуде, явленном одному лишь Аврааму? Так полагали раньше. Но нам кажется, что на заднем плане аллегории скорее всего открывается человечеству надежда обнаружить однажды тот ключ, которым Создатель открывает путь одушевленному бытию. В лице Авраама Бог не лишает человека возможности стяжать большую уверенность, утвердиться на пути, ведущем к Нему, и раскрыть тайну жизни. Предлагаемая нами интерпретация связывает два айата из Корана:
«Скажи: Разве не понимаете? Если он304 от Бога, а вы не уверовали в него? Кто в большем заблуждении, чем тот, кто в крайнем раздоре?
Мы покажем им (sanurīhim) Наши знамения по странам (fi-1-āfāk) и в них самих, пока не станет им ясно, что это - истина. Ужели не довольно, что Господь твой о всякой вещи свидетель» (Коран 41: 52-53).
Первый айат напоминает нам сегодня знаменитое пари305. Пари, которое может быть благом лишь в том случае, если оно не заключается вслепую, но является результатом зрелого размышления с учетом всех возможных гипотез и всех переменных уравнения. Второй же айат, подобно трамплину, отсылает нас в будущее. С неколебимой уверенностью, выраженной частицей sa,306 которая предшествует глаголу 'ага (показывать), Бог обещает нам, что с течением времени, по мере того, как в ходе эволюции будет свершаться Его замысел о человеке, знамения Его не прекратятся на всех - физических и биологических - уровнях, в нас самих и окружающем нас мире. Знамения эти будут являться со все большей очевидностью - до тех пор, пока не дадут нам совершенную уверенность и не оставят больше места неуверенности. Вера, начинавшаяся как разумное пари, на определенном этапе в ходе свободных размышлений приводящая к уверенности, станет ли она однажды с помощью науки рациональной, математической истиной? Вопрос по природе своей остается открытым. Но будем помнить обетование Божье, о законах которого мы ничего не знаем.
Суммируя вышесказанное, можно установить, что три пути, открытые Авраамом, ведут к Богу. Путь внешний по отношению к нам (размышление над физическим миром) и путь внутренний (биологические исследования) открывают третий путь - доверчивой любви. Таков истинный ислам, состоящий в том, чтобы предать все в руки нашего Творца, ибо Он один - Истинный Абсолют, в котором берет начало наше бытие и к которому устремлено наше эсхатологическое грядущее. «Мы во власти Бога, и к Нему мы возвратимся» (Коран 2:156). В свете этого фигуру Авраама уже невозможно спутать с покорным, ничего не понимающим человеком, безвольно склонившимся под игом трагической, равно как и несправедливой, фатальной участи. Согласие на жертвоприношение, внешне умышленно доведенное до абсурда, - кульминация абсолютного доверия к бесконечной премудрости и благости Творца. Доверия, основанного на уверенности веры, полученного нелегким трудом и в решающий момент оказавшегося совершенно оправданным.
Как справедливо заметил ранее апостол Павел, «во Христе нет ни эллина, ни иудея»307. Теперь же мы лучше понимаем, почему Коран так торжественно и твердо провозглашает, что «Авраам не был ни иудеем, ни назарянином; но он был благочестивым (hanīfan), предавшимся Богу (musliman11): он не был в числе многобожников»308. На самом деле более всего достойны называться Авраамовыми те, кто следует его путем. И прежде всего - Пророк, и все, кто верит. Бог - Защитник верующих (Коран 2:67-68)309. Быть muslim (мусульманином), то есть принадлежать к исламу, как мы его определили, - это прежде всего верить в Бога верой Авраамовой, верой требовательной, разумной и доверчивой. Вот какова в общих чертах - вне проблем, связанных с shari'a (Законом),310 - вера Авраама и вера ислама. В своем первенстве, равно как и в предвидении, Авраам объединяет всех тех, кто, стяжав уверенность твердой и просвещенной веры, отдает себя в доверии и любви в руки единого Бога. Бога, порой сбивающего нас с толку, но никогда не вводящего нас в заблуждение.
Перевод с французского Марии Теминой
Под редакцией Алексея Журавского