ИЗ ДОГМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
О ЦЕРКВИ
«LUMEN GENTIUM»
13. В новый Народ Божий призваны все люди. Поэтому Народ этот, оставаясь единым и единственным, должен распространяться по всему миру и в продолжение всех веков, чтобы исполнилось предустановление воли Бога, Который изначально сотворил человеческое естество единым и, наконец, решил собрать воедино рассеянных чад Своих (ср. Ин 11:52). Для этого послал Бог Сына Своего, Которого Он поставил наследником всего (ср. Евр 1:2), чтобы Он был Наставником, Царем и Священником для всех, Главою нового и вселенского Народа детей Божьих. Наконец, для этого Бог послал и Духа Сына Своего, Господа и Животворящего, Который для всей Церкви, для всех и для каждого из верующих есть Начало объединения и единства в учении Апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитвах (ср. Деян 2:42 греч.).
Таким образом, единый Народ Божий присутствует во всех народах земли, ибо из всех народов он набирает себе граждан Царства, по сущности своей не земного, а небесного. Все верные, рассеянные по лицу земли, находятся в общении друг с другом во Святом Духе, так что «кто находится в Риме, тот знает, что индусы - его члены»52. Поскольку же Царство Христово не от мира сего (ср. Ин 18:36), Церковь, или Народ Божий, предуготовляя это Царство, не умаляет ничего из временных благ какого бы то ни было народа, но, напротив, поощряет и осваивает способности, ценности и обычаи народов, если они хороши, и, осваивая, очищает, укрепляет и возвышает их. Ибо она помнит о том, что должна собирать с Царем, Которому даны народы в наследие (ср. Пс 2:8) и в Град Которого приносят дары и богатства (ср. Пс 72 (71):10; Ис 60:4-7; Откр 21:24). Этот характер вселенскости, украшающий Народ Божий, есть дар Самого Господа, и этим даром вселенская Церковь постоянно и действенно стремится объединить все человечество со всем небесным и земным под Главою Христом в единстве Его Духа53.
В силу этой кафоличности каждая отдельная часть приносит остальным частям и всей Церкви собственные дары, так что и целое, и отдельные части возрастают благодаря всем, кто взаимно общается и стремится к единству в полноте. Отсюда следует, что Народ Божий не только собирается из разных народов, но и в себе самом состоит из различных разрядов. Ведь между его членами налицо многообразие: либо согласно их обязанностям, поскольку некоторые исполняют священнослужение на благо своих братьев, либо согласно положению и устроению жизни, ибо некоторые в чине монашествующих, устремляясь ко святости узким путем54, поощряют братьев своим примером. Поэтому и в церковном общении на законных основаниях существуют отдельные Церкви, имеющие свои собственные традиции, причем в силе остается первенство кафедры Петра, председательствующей во вселенском объединении любви55, оберегающей законное многообразие и вместе с тем следящей за тем, чтобы своеобразие не вредило единству, а скорее способствовало ему. Отсюда, наконец, эти узы тесного общения между разными частями Церкви в отношении духовных богатств, апостольских тружеников и материальной помощи. Ведь члены Народа Божьего призваны делиться своими благами, и для каждой Церкви остаются в силе слова Апостола: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр 4:10).
Итак, к этому кафолическому единству Народа Божьего, предзнаменующему и укрепляющему всеобщий мир, призваны все люди. Ему по-разному принадлежат или предназначены и верные католики, и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди в их совокупности, призванные Божьей благодатью ко спасению.
14. Священный Собор в первую очередь обращает свой взор к верным католикам. Основываясь на Священном Писании и Предании, он учит, что эта странствующая Церковь необходима для спасения. Один только Христос есть Посредник и Путь ко спасению, и Он присутствует для нас в Своем Теле, которое есть Церковь. Прямо настаивая на необходимости веры и крещения (ср. Мк 16:16; Ин 3:5), Он вместе с тем подтвердил и необходимость существования Церкви, в которую люди входят через крещение, словно через двери. Поэтому не могут спастись те люди, которые, зная о том, что кафолическая Церковь, основанная Богом через Иисуса Христа, необходима, все же не желают войти в нее или оставаться в ней.
Полностью включаются в сообщество Церкви те, кто, имея Духа Христова, целиком принимает ее строй и все средства спасения, установленные в ней, и в ее зримом составе через узы исповедания веры, таинств, церковного управления и общения сочетается со Христом, правящим ею через Верховного Первосвященника и епископов. Однако не спасается, даже включаясь в состав Церкви, тот, кто, не пребывая в любви, остается в лоне Церкви «телом», а не «сердцем»56. Но пусть все чада Церкви помнят о том, что они должны приписывать свое исключительное положение не собственным заслугам, а особой благодати Христовой. Если они не отвечают ей помыслами, словом и делом, они не только не спасутся, но и примут тягчайшее осуждение57.
Оглашенные, то есть те, кто, будучи движимы Святым Духом, открыто заявляют о своем желании войти в состав Церкви, этим самым намерением соединяются с ней, и Матерь Церковь уже объемлет их любовью и попечением как собственных чад.
15. По ряду причин Церковь признает свою связь с теми, кто, будучи крещен, украшается званием христианина, но не исповедует веру во всей ее полноте или не хранит единства общения под началом Преемника Петра58. Ведь есть много людей, почитающих Священное Писание как правило веры и жизни, проявляющих настоящее религиозное рвение, с любовью верующих в Бога Отца Вседержителя и во Христа, Сына Божьего, Спасителя59 и запечатленных крещением, которым они соединяются со Христом, и, кроме того, признающих и принимающих в своих Церквах или церковных общинах также и другие таинства. Многие из них имеют и епископат, совершают святую Евхаристию, а также благоговейно чтут Богородицу Деву60. К этому следует добавить общение в молитвах и в других духовных благах - более того, даже некое подлинное единение в Святом Духе, ибо Он также действует в них Своей освящающей силой через Свои дары и благодать, а некоторых из них укрепляет даже до пролития их крови. Итак, во всех учениках Христовых Дух пробуждает желание и действие, чтобы все мирно объединились в единое стадо под одним Пастырем, как установил Христос61. Чтобы достичь этого, Матерь Церковь не перестает молиться, надеяться и действовать и призывает своих детей к очищению и обновлению, дабы знамение Христа светлее воссияло на лике Церкви.
16. Те, наконец, кто еще не принял Евангелия, различными путями предназначены Народу Божьему62, и первый среди них - тот народ, которому были даны заветы и обетования, от которого вышел Христос по плоти (ср. Рим 9:4-5), народ, по избранию возлюбленный ради отцов, ибо дары и призвание Божье непреложны (ср. Рим 11:28-29). Но Замысел спасения объемлет и тех, кто признает Творца, и среди них - прежде всего мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день63. Но и от прочих, взыскующих неведомого Бога сквозь тени и образы, Бог недалеко, ибо всему Он дает жизнь и дыхание и все (ср. Деян 17:25-28), ибо Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись (ср. 1 Тим 2:4). А те, кто не по своей вине не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, могут обрести вечное спасение64. Божественное Провидение не отказывает в необходимой для спасения помощи тем, кто без своей в том вины еще не достиг ясного знания Бога, но пытается, не без благодати Божьей, вести правильную жизнь. Все доброе и истинное, что стяжали они, Церковь рассматривает как приуготовление к Евангелию65 и как дар Того, Кто просвещает всякого человека, дабы, в конечном счете, он имел жизнь. Но чаще люди, обманутые Лукавым, осуетившись в умствованиях своих, заменяют истину Божью ложью и служат твари вместо Творца (ср. Рим 1:21-25) или, без Бога живя и умирая в этом мире, предаются крайнему отчаянию. Поэтому, чтобы содействовать славе Божьей и спасению всех этих людей, Церковь, памятуя заповедь Господню, Который сказал: «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15), ревностно заботится о поощрении миссий.