|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава XV

ДВА СВЯЩЕННИКА В ГОДЫ ЕЖОВЩИНЫ

О. Флоран в Ленинграде

2 декабря 1936 года о. Флоран, не успевший еще привыкнуть к жиз­ни в Ленинграде и чувствовавший себя очень одиноким, написал монсеньеру Неве письмо, исполненное сыновних чувств: "Хотя я нечасто имел возможность встречаться с вами, я знал, что вы рядом, и теперь ощущаю ужасное одиночество"327.

Юрисдикция Неве не простиралась на Флорана, автономного викария высланного из страны апостольского администратора Амудрю. Но в меру полномочий, полученных от Пия XI, монсеньор Неве координировал деятельность разных администраторов, и поэтому о. Флоран держал его в курсе церковной жизни северной столи­цы. "Все по-прежнему, — писал он. — Сохраняется статус-кво. Более того, вышел приказ закрыть храм Святейшего Сердца Иису­сова у Невской заставы. Я направил запрос в Москву, но не думаю, что это может что-нибудь изменить". Затем Флоран сообщает но­вости с Соловков: "Я видел одного из наших друзей — Павла Хомича. Он вернулся после десятилетнего заключения. Сообщил мне хорошие новости: вместе с ним сидели 37 священников, они до сих пор находятся там, 12 из них — в одиночных камерах. Никто не отрекся от веры — это не вызывает сомнений. Умерли: в феврале 1936 года — армянский администратор Бакаратян; 29 мая — о. Александров, священник восточного обряда; также в мае скончались Змикровский из Киева и Матушевич. Этот наш друг (Хомич), которому, к сожалению, не разрешено жить в Ленинграде, попросил меня, чтобы я позволил ему жить в Костроме. Другой, Адольф Филип, поехал в Витебск — может быть, ему там удастся служить в церкви, я точно не знаю.

Есть еще одна новость, печальная: в ночь на 12 ноября о. Дейб-нер был убит вместе со своей служанкой. Причины этой трагедии неизвестны, но все это произвело здесь очень тяжелое впечатление328.

Насколько позволяют средства, я посылаю помощь нашим братьям. Надо сказать, что люди, возвращающиеся из тюрем, даже несколько осложняют наше положение — они не понимают, поче­му им запрещают жить и служить здесь, и скоро могут начать во всеуслышание осуждать нас, "иностранцев" за то, что мы не хотим их принимать. Их претензии могут показаться тем более обосно­ванными, что о. Епифаний (Акулов), оказавшийся в таком же поло­жении, получил право служить. Никакой логики!

О. Николай нашел себе приход в Крыму, он живет там вмес­те с викарием апостольского администратора329. Он не просил меня ни о каком документе, ни о какой аттестации. Попросил только дать ему облачения и богослужебные книги.

В церкви св. Екатерины очень хорошо прошли праздники в честь св. Розария. Народ любит свой храм. Что меня сильно огор­чает, так это необразованность этих несчастных людей в вопросах религии. Но что я могу тут поделать?"

Положение Католической Церкви в Ленинграде в 1937 году

О. Флоран регулярно отправлял в Рим годовой отчет о положе­нии Католической Церкви в Ленинграде. Мы публикуем здесь отчет за 1937 год, который подводит определенную черту и показы­вает, как душили католичество на севере России330.

Церкви

"В Ленинграде и пригородах на 1 ноября 1937 года остава­лось 8 действующих церквей: в самом городе — церковь св. Ека­терины, церковь Лурдской Богоматери, церковь Посещения св. Елисаветы Девой Марией и церковь св. Казимира; две последние — не столь крупные. В пригородах находятся следующие храмы: в Гатчине, это в 50 км от города, в Детском Селе (ныне — Пушки­но), в Лесном, в Лигове. Церковь Святейшего Сердца в Ленингра­де, временно закрытая после того, как часть ее сгорела во время пожара 12 июня 1936 года, окончательно конфискована у верую­щих 21 июля 1937 года. Церковь в Колпино была закрыта без предварительного предупреждения и без каких бы то ни было объяс­нений 16 сентября 1937 года. В Луге, где церковь пока еще открыта, с 8 сентября 1937 года нет священника. Возможно, на территории области есть другие церкви, но отсутствие всякой информации не позволяет сказать на этот счет ничего определенного.

Священники

В январе 1935 года в Ленинграде и пригородах было пять священ­ников: о. Амудрю, аббат Ян Ворслав, о. Мишель Флоран, священники восточного обряда — о. Епифаний Акулов и о. Николай Михайлов. В мае 1935 года о. Николай Михайлов был вынужден уехать из города — ему отказали в паспорте. В настоящее время он живет в Таганроге, на юге. В августе 1935 года монсеньор Амудрю вернулся во Францию. О. Акулов был арестован 27 или 28 июля 1937 года. На этот раз его приговорили к десяти годам принудительных работ и отправили, судя по всему, на север, в колымские лагеря. Настоя­тель храма в Луге, аббат Ян Ворслав, арестованный 9 сентября, до сих пор находится в заключении. О нем ничего не известно кроме того, что он болен и лежит в больнице, вероятно — в Ленинграде. Попытки найти его ни к чему не привели. В настоящее время на весь ленинградский апостольский округ остался всего один священ­ник — о. Флоран. В лужской церкви, пока еще открытой (это в трех часах езды от Ленинграда по железной дороге), никто не служит, власти отказались дать соответствующее разрешение.

Ленинградский аббат Шавдзинис Мечеслаус, который, отси­дев десять лет на Соловках, был освобожден в 1936 году, снова арестован в Брянске, вместе с тамошним настоятелем и много­численными верующими. Ленинградский аббат Павел Хомич, так­же отсидевший десять лет, пока что на свободе и живет сейчас в небольшой деревне под Костромой.

Аресты

В течение июня аресты участились, так что почти все священни­ки — граждане СССР арестованы. В Ленинграде массовым арес­там и ссылкам подверглось католическое население. Хотелось бы, конечно, назвать какие-то более или менее точные цифры, но мож­но лишь сказать, что арестов было очень много и продолжаются они до сих пор. Самый тяжелый удар направлен на молодежь. Женатых молодых людей разлучают, отправляют отдельно друг от друга в концентрационные лагеря, а их малолетние дети попадают в государственные детдома; можно догадаться, что это означает. Многие из арестованных католиков посылаются в северные кон­цлагеря, тогда как члены их семей ссылаются на поселение в рес­публики Средней Азии. Иногда арестовывают даже семидесятипя­тилетних стариков. Сейчас здесь царит такой террор, который еще недавно мог показаться невозможным. Все это организовано с боль­шим знанием дела.

Борьба с религией

С начала этого года антирелигиозная кампания с каждым днем становится все более ожесточенной. Прошлый год был гораздо спокойнее. Результаты переписи, проходившей 6 января 1937 года, вскоре после принятия новой конституции, которая вселяла боль­шие надежды, были весьма отрадными с точки зрения религии. Слишком многие граждане написали, что они верят в Бога: в некоторых районах Ленинграда верующих оказалось от 50 до 60% населения. Затем результаты переписи были объявлены невер­ными (июль 1937 года), а все средства массовой информации — радио, печать, лекционная пропаганда — обрушились на религию, обвиняя ее в связях с троцкизмом и фашизмом. В этой связи весьма интересно просмотреть текущие номера таких журналов, как "Антирелигиозник" или "Под знаменем марксизма". Утвер­ждается, что все, что ни делает папа, направлено на поддержку угнетателей — будь то его отношение к событиям в Эфиопии, Испании, Китае. Невозможность проверить достоверность такой информации приводит к тому, что даже некоторые представители образованных слоев общества принимают подобного рода инси­нуации за чистую монету.

Удар направлен на все религии, но создается впечатление, что в этом году больше всего достается католицизму; несомненно, причиной тому — польское или какое-нибудь другое иностранное происхождение верующих-католиков, интернациональный характер католической религии и, конечно же, сплоченность католиков и их крепкая вера.

Религиозная практика

Тем более замечательно, что несмотря на все опасности, трудности, тюрьмы, ссылки остается еще очень большое количество практику­ющих верующих. Последние два года были отмечены увеличением числа крещений и причащений. Только за один 1937 год в Ленин­граде состоялось более 150 первых причастий и свыше 200 кон­фирмации. На праздник Тела Христова в процессии участвовало более 200 девушек в белых одеждах и более ста мужчин и юно­шей331. Естественно, это не могло понравиться местным властям. Вскоре после этого последовал запрет на процессии и проповеди на русском языке, которые и так подвергались цензуре и сильно искажались. По воскресеньям по-прежнему произносятся пропо­веди по-французски.

Число браковенчаний сократилось в связи с многочисленны­ми арестами среди молодежи и страхом наказания за венчание в церкви: за молодежью следят особенно пристально. Но почти все продолжают крестить своих детей. Религиозная практика вызыва­ет тем большее восхищение, что в Ленинграде сейчас всего один священник и прийти на исповедь или окрестить ребенка довольно непросто — одна езда в транспорте занимает много времени и дорого стоит.

Верность немецких колонистов

Нельзя не сказать с чувством глубокого восхищения о верности здешних немецких католиков. Они приходят и приезжают в храм регулярно, иногда издалека (три-четыре дня пути по железной до­роге), часто — целыми семьями. Все они венчаются в церкви; дети получают в их семьях хорошее религиозное образование, так что, когда их приводят в церковь, почти все готовы к принятию та­инств. Их верность своим обычаям, спокойная сила веры на фоне полного неуважения к этой вере со стороны внешних может по­служить примером для всех.

Большой трудностью для всех является практически абсолют­ная невозможность давать и получать религиозное образование. Публичная катехизация запрещена, на всякую религиозную пропо­ведь смотрят с подозрением, добровольные катехизаторы — как только властям становится известно об их деятельности — немед­ленно подвергаются аресту как контрреволюционные пропагандис­ты. Исповеди приходится проводить очень быстро — ведь одному-единственному священнику приходится, насколько хватает сил, окормлять все церкви, а иначе они будут закрыты под предлогом, что в них не совершается богослужение.

Из всего вышесказанного ясно, что, хотя все проявляют доб­рую волю и искренне желают учиться, уровень образования остав­ляет желать лучшего, особенно у молодежи, тем более что католи­ческое население в значительной степени пополняется за счет рабочего класса и в целом малообразованно. Как только ситуация улучшится, предстоит огромная восстановительная работа, ибо к пшенице подмешались плевелы.

Надо также отметить, что религиозная литература, хранящая­ся в семьях, написана в основном на польском языке, а все млад­шее поколение (от 8 до 15 лет) если и понимает по-польски, то не умеет читать на этом языке. Им нужны катехизисы и молитво­словы на русском языке, а это большая редкость, да и небезопасно, если учесть все, что было сказано выше.

Административное преследование

Будущее религии в этой стране представляется весьма мрачным. Многочисленные аресты среди членов двадцаток, отвечающих за проведение богослужений и, в связи с этим, считающихся активны­ми религиозными деятелями и контрреволюционерами, приводят к развалу приходских советов, необходимых для того, чтобы храмы оставались открытыми. Поэтому в случае необходимости бывает очень легко найти повод для закрытия церкви в соответствии с действующим законодательством, причем внешне подобная акция выглядит так, что нельзя даже будет охарактеризовать ее как гоне­ние за религию. Можно опасаться, что в ближайшее время будут закрыты почти все церкви — об этом и так почти ежедневно говорят на публичных собраниях. Нужно отметить также, что на духовенство вообще и на католическое духовенство в частности постоянно совершаются нападки, его обвиняют в пособничестве фашизму, в шпионаже и т.д.

Атмосфера крайне тяжелая, и, приходится признать, надежды остается мало. Конечно, каждый день верующие продолжают ходить в церковь, но как горько выслушивать их жалобы, видеть их слезы, выслушивать от них недоуменные вопросы: "Почему Господь попус­кает все это? Зачем молиться — все равно зло побеждает. У врагов Божиих все получается. Завтра мы останемся без священников, без церквей, без таинств. Что нам делать, чтобы сохранить веру? Наши семьи разлучены, те, кого мы любим, томятся в тюрьмах и ссылках; наши жены сосланы, наши дети оторваны от нас. О чем же думает Бог? Не ошибались ли мы, считая, что Он защитит нас? Действитель­но ли Он всемогущ? Не лучше ли служить злу?"

Спасение — в надежде

Трудно выразить в нескольких словах всю ту скорбь и боль, кото­рые мы здесь испытываем. Это ежедневное страдание, и нет ника­кой надежды; долгая, но необратимая агония. Горизонта не видно, а небо низко нависло над головой, чтобы, как говорят наши бедные люди, "не доходила молитва наша"332. Даст Бог, хватит еще сил на то, чтобы сохранить верность Церкви до самой смерти, но, кроме смер­ти, ничего ожидать не приходится. Конечно, пути Божий неиспове­димы, но если не случится чудо, то в обозримом будущем нет никакой надежды на улучшение положения.

Не надо рассматривать эти строки как жалобу, как сожаление, как проявление уныния. Нет, мы по-прежнему исполнены глубо­чайшей благодарности к Богу за все Его щедроты, мы по-прежнему восхищаемся Его таинственными замыслами — просто мы выра­жаем опасение, что скоро будет уничтожено и то, что сохранилось до сих пор. Ничто не вызывает такого горя, как тщетные усилия и неравная борьба, которую ведут эти несчастные верные чада Церк­ви, видя, что уже никто из людей не поддержит их. И конечно, ничто не вызывает такого горя у священника, как ощущение тщет­ности своих собственных усилий, несбыточности своих желаний, собственного недостоинства и внутренней нищеты. А для того, что­бы иметь силы жить в таком одиночестве, надо обладать огром­ным духовным богатством!

От всей души наши верующие призывают молиться за страж­дущую Церковь в России! Они просят тех, кто имеет счастье свободно молиться, поддержать их. Но верующие Ленинграда испол­нены силы достойно встретить неведомые пока испытания гряду­щих дней, которые пошлет им Господь, они сохраняют верность Христу и Его Церкви и по-прежнему исполнены искренней сынов­ней любви к Верховному Понтифику, близость которого, несмотря ни на что, продолжают ощущать".

Мы решили привести отчет Флорана полностью — распре­делив его на параграфы, — ибо этот довольно краткий документ красноречивее любого долгого описания. Развитие событий с 1939 по 1941 год было именно таким, как предвидел о. Флоран. Ему самому 19 марта 1938 года было сделано уведомление, что он должен покинуть территорию СССР до 1 апреля. Эта дата была выбрана не случайно: в то время посол Кулондр находился во Франции. Поверенный в делах Даниэль Леви резко протестовал. О. Флоран уже забрал запасные Дары из Лурдской церкви, когда 31 марта, пополудни, ему было сообщено, что решение о выдворе­нии отменено и ему разрешено пробыть в стране еще полгода.

Сообщая эту радостную новость монсеньеру Тардини, о. Фло­ран писал 2 апреля 1938 года, что, вполне возможно, католикам придется дорого заплатить за это выбитое у Советов разреше­ние: "Я прекрасно знаю, что меня ожидает, ибо нельзя поверить, что все обойдется без репрессивных мер. Вот уже несколько ме­сяцев продолжаются повальные аресты, ссылки. Они следят за церковью, за моим домом, за каждым моим шагом. Все мои посе­тители тотчас же становятся объектом подозрения, те, кто слиш­ком часто заходят в сакристию, — тоже. Я знаю, что на каждом углу есть уши, которые все подслушивают. Но я целиком полага­юсь на Бога, на заступничество св. Терезы и — скажу вам совер­шенно откровенно — на молитвы Отца: если бы не эта уверен­ность, как могли бы мы еще на что-то надеяться, откуда черпали бы необходимые силы?"

После нападения Вермахта на Советский Союз 22 июня 1941 года и разрыва дипломатических отношений между СССР и прави­тельством Виши о. Флорану пришлось против воли покинуть Рос­сию, а Ленинграду суждено было вынести 900-дневную блокаду, отмеченную мученическим героизмом его жителей.

О. Флоран и Сталин

Просидев до 17 июля во французском посольстве в Москве без права выхода за его территорию, о. Флоран вместе с французскими дипломатами, высланными из СССР, уехал из России 21 июля 1941 года. Через Тегеран он прибыл в Бейрут и объявил о своем при­бытии генералу де Голлю. 18 декабря 1941 года монсеньор Ронкалли телеграфировал из Стамбула, что Флоран готов отправиться в Москву в качестве представителя генерала де Голля333. Тардини ответил: "Если священник, а тем более — монах, будет представи­телем (дипломатическим) генерала де Голля при советском прави­тельстве, это может скомпрометировать сам Святой Престол, так как все подумают, что этот священник получил разрешение — или согласие — от высшей церковной власти; многие будут возмуще­ны фактом аккредитации священника при Сталине. Противники Москвы поспешат обвинить Святой Престол, что может привести к нежелательным последствиям. На Западе немцы станут вести еще более жесткую политику по отношению к немецким католи­кам и запретят католическим священникам совершать служение на Восточном фронте"334.

22 декабря 1941 года кардинал Мальоне телеграфировал апо­стольскому делегату в Бейруте монсеньеру Лепретру: "Из надеж­ных источников известно, что о. Флоран собирается в скором времени отбыть в Москву, чтобы стать представителем генерала де Голля при советском правительстве. Прошу Ваше Преосвящен­ство проверить, верна ли эта информация, и если верна, то потруди­тесь напомнить вышеупомянутому отцу о положениях канона 139 § 2" (запрещающих священникам занимать выборные или руково­дящие должности без разрешения Святого Престола)335.

5 августа 1942 года, будучи проездом в Тегеране по пути в Лондон, посол Польши в СССР сказал апостольскому делегату монсеньору Марине: "Советское руководство восхищено моральной силой Ватикана. Кажется, сейчас наступило подходящее время для контактов. Католицизм — это единственная религия, которую ува­жает народ и сами руководители. Но надо соблюдать предельную осторожность, потому что Советы прекрасно информированы. Ведь что случилось с о. Флораном, который был уже хорошо известен в Москве: когда он заявил о переходе на сторону генерала де Голля, советское правительство не разрешило ему въезд в Россию"336. Что ж, во всяком случае, в этом позиции Сталина и Тардини со­впали. О. Мишель Флоран отправился к де Голлю в Лондон, пос­ледовал за ним в Алжир, где совершал мессы, транслировавшиеся по радио. Его проповеди во время этих месс были опубликованы337. В 1945 году он — снова безуспешно — пытался вернуться в Ле­нинград. Сейчас Мишель Флоран живет на покое в доминиканс­ком монастыре в Дижоне.

Царство террора в Москве. Браун один среди бури (1936—1939)

О. Браун остался в Москве один. Он еще не владел достаточно свободно русским, но английский язык, который Неве знал плохо, помогал ему в контактах с англоязычными дипломатическими миссиями. Конечно, у него не было такого опыта, как у Неве; не было у него и такого чувства юмора и терпения.

Едва уехал Неве, Браун узнал о смерти матери Анны Абрико­совой: "23 июля мать Абрикосова, уже некоторое время тяжело болевшая и чувствовавшая себя очень слабой, отказалась от посыл­ки с продуктами, которую ей передали через политический Крас­ный Крест (которым руководит первая жена покойного Максима Горького). Мать сказала, что ей не надо ничего, кроме небольшого количества сахара, молока и т.д. Позже, 2 августа, когда в тюрьму пришли еще раз, последовал ответ, что заключенная умерла. И ни­каких комментариев. Ничего не известно об останках покойной, хотя, вероятнее всего, они кремированы, как это принято в тюрь­мах. Следовательно, мать Анна умерла между 23 июля и 2 августа 1936 года. Ей минуло 56 лет, девизом монахини было: "Иисус не сошел со креста; Его сняли мертвым". 30 августа о. Брауну из надежного источника стало известно, что Абрикосова действитель­но умерла 23 июля и тело ее было кремировано 27 июля. В соот­ветствии с указаниями Неве, вместо нее настоятельницей домини­канок стала сестра Стефания.

С 19 по 24 августа проходил процесс троцкистско-зиновьевского террористического центра, письменный отчет о котором был опубликован наркоматом юстиции на французском языке338. Когда читаешь эту книгу, тебя охватывает дрожь при описании техники "сотрудничества" обвиняемого с прокурором. Когда А. Вышинский спросил Каменева: "Как вы оцениваете свои статьи и заявления, написанные вами в 1933 году, в которых вы заявляете о своей верности партии? Ложь?" — "Нет, хуже, чем ложь." — "Изме­на?" — "Хуже". — "Хуже, чем ложь, хуже, чем измена? Найдите сами это слово? Предательство?" — "Вы нашли это слово!"339 А когда Вышинский сказал Каменеву, что, занимаясь контрреволюци­онной деятельностью, он боролся против социализма, тот ответил: "Вы делаете вывод историка и обвинителя"340. Признанные винов­ными в убийстве Кирова, в контрреволюционной деятельности, в подготовке террористических актов против Сталина, Ворошилова, Жданова, Кагановича и Орджоникидзе, шестнадцать подсудимых были приговорены к высшей мере наказания — смертной казни341.

"Вероятнее всего, — писал о. Браун 6 сентября 1936 года по поводу процесса Каменева, расстрелянного 24 августа, — газеты не все рассказали об этом страшном деле о шпионаже. Никто не знает, действительно ли приговоренные были расстреляны. В наро­де говорят, что Сталин жутко боится за свою шкуру. Об этом гово­рили уже давно, но сейчас это все больше и больше подтверждает­ся. Отзвуки знаменитого процесса слышны до сих пор. Народ в ужасе, причем не только простые пролетарии, но и важные шишки всем телом дрожат от страха. Прокатилась волна арестов. Все боятся собраться по какому угодно поводу, ибо это может повлечь за собой обвинение в троцкизме. Похоже, ночные хороводы в зда­нии напротив нашей церкви закружились еще быстрее, чем обыч­но. Бедные люди! Теперь появился еще один предлог избавляться от них".

Я нашел в корреспонденции Брауна, адресованной Неве, неко­торые сведения о католических священниках и церквах. В начале августа 1936 года в Москве побывал аббат Иоганн Германн из Саратова. Вот цифры, подводящие итог его служению с 1 июля 1935 года: 5400 исповедей, 11 000 причащений, 107 обращений из лютеранства и православия, 708 крещений, 200 венчаний. Он сооб­щил также, что в шести населенных пунктах Саратовской облас­ти — Цуге, Шёншене, Люцерне, Брабандере, Сталинграде, Витманне — католические храмы были закрыты.

В Одессе не оставалось ни одного священника. Декан, аббат Нойгум, арестован и неизвестно, жив ли. Из трех католических церквей осталась открытой одна, французская, но и там нет свя­щенника. Большой Преображенский собор (православный) разру­шен. Из двадцати православных церквей осталось пять или шесть. Лютеранская церковь закрыта; та же судьба постигла кальвинист­скую. Судя по всему, осталось еще две синагоги.

Одна приехавшая недавно из Крыма католичка рассказала, что монсеньор Фризон по-прежнему находился в симферопольской тюрьме. Суд над ним должен был состояться 15 августа 1936 года. Его держат в тюремном подвале, у епископа сильно болят глаза, он очень ослаб. Его племянница, арестованная одновременно с ним, работает в той же тюрьме. В Розентале, что в тридцати километ­рах от Симферополя, католическую церковь превратили в клуб с танцзалом. Местные власти захотели снять крест, венчающий зда­ние, но никто из жителей села не захотел взяться за эту святотат­ственную работу. Наконец нашли какого-то русского, который со­гласился сделать это за пятьсот рублей.

Один человек, побывавший проездом в Киеве, обнаружил, что католическая церковь закрыта. Священник объяснил ему, что име­ет разрешение служить мессу только частным образом, но не пуб­лично. В этом городе оставались открытыми одна католическая церковь, пять православных и одна или две синагоги.

Перепись 1937 года

и новая религиозная политика

После завершения двух первых пятилеток (1926—1931 и 1931 — 1936 годов) и коллективизации крестьянских земель Россия пре­вратилась в большую индустриальную страну. Значительно изме­нились социальные, экономические и культурные условия жизни народа. Для того чтобы подвести официальные итоги этих пере­мен, Сталин решил провести перепись населения, которая была на­значена на 5—6 января 1937 года.

Вопрос № 5 звучал так: "Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?" Эта перепись стала настоящим испытани­ем для миллионов верующих, ибо при положительном ответе на этот вопрос они рисковали в лучшем случае потерять работу, в худшем — стать жертвами более суровых преследований. О. Браун, которого сотни прихожан спрашивали, как следует им отвечать, советовал поступать по велению совести. Хотя новая конститу­ция 1936 года гарантировала в статье 124 свободу совести, все равно для некоторых людей положительный ответ на вопрос об отношении к вере был чреват тяжелыми последствиями для себя лично и для членов семей. "Можно ли в таких условиях, — писал о. Браун в Рим, — требовать от всех без исключения веру­ющих неукоснительно заявлять о своей вере в Бога? Что касает­ся стариков и старух, которым, в принципе, уже нечего бояться, то их я призвал ответить "да". Что касается других — особенно тех, кому положительный ответ может причинить огромный вред, — я посоветовал отвечать по велению совести. Если верующие попы­таются уберечь себя от опасности, отвечая уклончиво, нельзя счи­тать это апостасией".

Результаты переписи оказались для Сталина неприятным сюрпризом. Данные материалы никогда не были опубликованы, но, по оценкам о. Брауна, от 60 до 70% населения заявило о своей вере в Бога; современные историки согласны с этой оценкой. В итоге декретом от 25 сентября 1937 года результаты переписи были объявлены неправильными, а сама перепись — недействи­тельной. Сталин заявил, что перепись не только проводилась не­компетентными лицами, но и была использована врагами народа, шпионами из троцкистско-бухаринской банды, "грязными агентами фашизма". Они намеренно занизили количество населения и не учли повышение уровня благосостояния. Единственным утешени­ем было то обстоятельство, что "враги народа, саботировавшие пе­репись, жестоко поплатились за это". Новая перепись была назна­чена на 17 января 1938 года. Из шестнадцати пунктов, включенных в ее опросный листок, ни один не касался религии342.

Массовый ответ "да" на вопрос "Являетесь ли вы верующим?" объясняет некоторые колебания в религиозной политике Сталина в течение 1937 года, тогда как в целом волна террора в стране не спадала.

19 марта 1937 года вышла в свет энциклика Пия XI "Divini Redemptoris", посвященная атеистическому коммунизму. 7 апреля 1937 года Браун писал монсеньору Джоббе: "До сих пор я не встре­чал в советской прессе никаких статей по поводу энциклики. Неве надеется, что примерно через месяц ему удастся вернуться, и спра­шивает, не заподозрили ли большевики, что он причастен ко всему этому. Тогда, вероятно, они станут чинить ему препятствия, и полу­чить въездную визу в СССР окажется делом непростым". Неве спрашивал также, правда ли, что власти запретили советским гражда­нам посещать иностранные церкви. "Я ни разу не слышал о таком запрете, — отвечал Браун. — На Пасху в нашем храме было очень много русских. Сейчас за рубежом ходит много ложных слухов, и я заметил, что "Journal de Geneve" часто публикует такого рода неподтвержденную информацию. У нас и так достаточно печаль­ных новостей, и поэтому нет нужды придумывать что-то вдоба­вок — к тому же это только раздражает местные власти".

На собрании рабочих одного большого завода — здесь тру­дятся несколько тысяч человек — было во всеуслышание заявлено, что какие бы то ни было издевательства над религией или неува­жение к верующим строго запрещены. Следить за этим поручено членам партии. Создавалось впечатление, что антирелигиозная кампания несколько поутихла, если не считать "органов", специа­лизировавшихся на этой деятельности. В "Правде" за 3 апреля можно было прочитать: "Верующий — не враг нашей власти". Все это, возможно, происходило потому, что неопубликованные резуль­таты январской переписи смутили руководство страны. "Лично мне кажется, — писал Браун, — что Сталин оставляет некоторую свободу для обоих течений: для антирелигиозного, пыл которого никогда не остывал; и для течения, проявляющего терпимость к верующим, но в этом направлении все выглядит гораздо скромнее, нерешительнее, — никому ничего не гарантируется. Возможно, что, понаблюдав за обоими течениями, Сталин постарается понять, от­куда дует ветер, и примет соответствующие меры — какими бы незначительными они ни казались поначалу".

Зарубежная пресса сообщила о создании Атеистического ин­тернационала. "Ни в советской прессе, ни в каких других источ­никах я не видел информации об этом, — писал Браун 21 апреля 1937 года. — Напротив, в мартовском номере "Безбожника" по­явилось официальное опровержение главы Союза воинствующих безбожников Емельяна Ярославского: "В последнее время в зару­бежной буржуазной печати появились сообщения из Варшавы о том, что в феврале с.г. в Москве предстоит мировой конгресс безбожников для создания Интернационала безбожников.

ЦС СВБ сообщает, что все эти сообщения, усиленно распрос­траняемые буржуазией и поповской печатью, лживы от начала до конца. Никакого международного конгресса свободомыслящих в Москве не созывается. Не созывается в ближайшее время и съез­да безбожников СССР.

Сообщения зарубежной печати о "мировом конгрессе безбож­ников в Москве" — очередная антисоветская выдумка наших вра­гов".

Конечно, констатирует Браун, все осталось на прежних позици­ях: и пресса, и радио, и театры. Но они ведут эту пропаганду с явным безразличием, за что подвергаются критике в некоторых газетах.

5 мая 1937 года Браун сообщал, что 3 мая был арестован аббат Михаил Цакуль, настоятель церквей Петра и Павла и Непорочного Зачатия. Будучи советским подданным, он имел неосторожность отслужить, по просьбе польского посольства, мессу в день нацио­нального праздника Польши. Помимо этого поверенный в делах Польши М.Т. Янковский обратился к о. Брауну с просьбой совер­шить 12 мая богослужение в память маршала Пилсудского. Браун сначала согласился, но потом, поняв, что подвергает себя большой опасности, отказался, сославшись на недомогание. Он забрал Свя­тые Тайны из обеих польских церквей. Запасные Дары не числи­лись в инвентарных книгах, и поэтому "Советы не смогут обви­нить меня в нарушении закона или воровстве". Вместе с тем нуж­но отметить, что не все еще католические церкви на территории СССР были закрыты: о. Брауна просили передать св. елей в Моги­лев, где все еще служил Петр Авгло, в Тифлис, Ростов, Краснодар, Саратов, Брянск, Смоленск, Ленинград и некоторые другие места.

Ежовские чистки

Во второй половине 1937 года преемник Ягоды на посту главы НКВД Ежов установил в стране самое настоящее царство терро­ра. Чтобы составить очередной список лиц, подлежавших аресту, НКВД захотело ознакомиться с книгой регистрации крещений в церкви св. Людовика. Браун ответил: "Вы можете просмотреть эту книгу, но брать ее с собой вам нельзя — речь идет о француз­ских прихожанах или о дипломатах". Что касалось крещений по­ляков, то о. Браун вовремя принял предосторожности и стал реги­стрировать их на отдельных листах бумаги. Он сообщил в посольство США, что этих крещений им было совершено порядка пятиде­сяти-шестидесяти.

В одну ночь арестовывали до тысячи человек. В городе толь­ко и говорили, что об арестах. Послы были поражены количеством исчезновений людей, занимавших высокие посты (1 ноября 1937 года). Одна за другой подвергались арестам посланницы Церк­ви — слабые женщины, обладавшие вместе с тем недюжинной си­лой, доминиканские монахини и совсем юные девушки — их хвата­ли без всякого суда и отправляли в неизвестном направлении лишь за то, что они носили посылки несчастным узникам.

В январе 1938 года Браун писал: "Чистка, проводившаяся в течение последних шести месяцев — с июля по декабрь 1937 го­да, — затронула от 300 000 до 400 000 человек. Жданов хочет закрыть в Ленинграде все иностранные консульства за исключе­нием польского и финляндского. Но если будет закрыто француз­ское консульство и уедет вся французская колония, во французс­кой церкви не останется больше прихожан — тогда церковь закро­ется, а присутствие о. Флорана станет ненужным. Одесскую церковь тоже закрыли. Все, кто хоть как-то был связан с храмами, исчеза­ют: это настоящее чудо, что в таких условиях люди — в том числе, даже некоторые русские — продолжают ходить в церковь". Были арестованы все, кто когда-либо поддерживал связь с родственниками или друзьями за границей, все родственники поли­тических заключенных: матерей и жен сажали лишь за то, что они переписывались со своими сыновьями и мужьями, за то, что, отстаи­вая длинные очереди к тюремным окошкам, пытались узнать, где их близкие, за то, что приносили им посылки и официально разрешен­ные пятьдесят рублей в месяц. Воистину, наступило царство "зве­ря": чтобы самим не быть арестованным, арестовывали и осужда­ли тех, кого было легче всего обвинить, но и это не гарантировало доносчиков и палачей от такой же участи.

Именно тогда был арестован профессор Московского гидрав­лического института Альберт Отт, эльзасец по происхождению, со­ветский гражданин, муж старосты церкви св. Людовика г-жи Отт. Г-жа Отт и ее дочь Алиса напрасно ждали его домой вечером 5 марта 1938 года. Когда стало ясно, что Альберт не придет, они пошли в милицию. При выходе из дома женщины натолкнулись на агентов ГПУ, направлявшихся к ним производить обыск. У г-жи Отт не было ключа от письменного стола мужа — зато у гэпэушников этот ключ оказался. Тогда она поняла, что Альберта арестовали прямо на улице при выходе с работы.

1 июня 1938 года г-жа Отт писала Неве: "Новости у нас очень печальные; от моего мужа никаких известий за исключением того, что я знаю, что он в Лефортовской тюрьме. Я ходила туда 8 и 22 числа относить деньги: их можно носить два раза в месяц, и вся сумма не должна превышать пятидесяти рублей. Никакой перепис­ки, никаких известий — это так жестоко, особенно после того, как он перенес тяжелую болезнь. А как беспокоится он, не получая никаких известий от нас!"

20 января г-жа Отт и ее дочь получили почтовое уведомление, в котором сообщалось, что во втором денежном переводе отказа­но "по причине смерти арестанта". И ни слова больше. Не был получен и ответ на новую телеграмму с оплаченным ответом, по­сланную на имя начальника владивостокского концлагеря. НКВД прислало через ЗАГС свидетельство о смерти (письмо от 10 апре­ля 1939 года).

В истории эта эпоха повального и слепого террора осталась под именем "ежовщины": террором руководил шеф НКВД с 1936 по 1938 год Ежов (1894—1939); в 1938 году его сменил на этом посту Берия, а сам он был расстрелян. Об этой страшной эпохе говорится в предисловии Анны Ахматовой к "Реквиему":

"В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

— А это вы можете описать? И я сказала:

— Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом"343.

Те немногие священники, что оставались еще на свободе, блуж­дали из города в город, не имея дома, ночуя на вокзалах, меняя как можно чаще места ночлега. Были отведены войска от границ с Пер­сией и Афганистаном, а тем временем в страну прибывали испанс­кие дети — их было около 3000, — они бродили по городу, ожидая отправки в лагеря коммунистического перевоспитания, где из них должны были сделать "профессиональных революционеров".

Когда число заключенных и ссыльных стало исчисляться мил­лионами, была прекращена помощь политическим заключенным, осуществлявшаяся Пешковой и тесно сотрудничавшим с ней Меж­дународным Красным Крестом. Поскольку все священники и все католики были осуждены по 58-й статье, оказывать им материаль­ную помощь стало теперь невозможно.

С июня по август 1938 года проводилась конфискация имуще­ства закрытых церквей и аресты членов "двадцаток"; были запи­саны все, кто жертвовал деньги на налоги с церквей. Таким обра-

—Цитируется по: Ахматова А. Реквием. М., 1989. С. 302 (Примеч. пер.)

зом, появились новые списки лиц, подлежавших арестам. Церковь Петра и Павла была закрыта, находившиеся в ней ценности кон­фискованы 21 июля. Священные сосуды были отданы в музей. Браун выражал глубокое сожаление в связи с тем, что польское посольство никак не отреагировало на это. 30 июля пришел черед второй польской церкви — Непорочного Зачатия: на шпиль храма забрался рабочий, чтобы сбить крест. Теперь храм св. Людовика оставался единственной католической церковью во всей Москве, и все это случилось после того, как заместитель министра Потемкин пообещал разрешить польским католикам иметь своего священ­ника. 31 июля, в воскресенье, в ленинградской церкви Лурдской Богоматери о. Флоран, которому еще недавно угрожала высылка за пределы СССР, объявил с кафедры, что отныне он не имеет права служить нигде, кроме этого храма.

5 сентября 1938 года о. Браун писал монсеньору Неве: "С ве­ликим огорчением должен сообщить Вам, что во всей стране не осталось больше ни одного священника, который служил бы на сво­ем приходе, за исключением о. Флорана и Вашего покорного слуги. По мере того, как в моих письмах сообщалось об арестах, Вы долж­ны были сами понять, что этим все и закончится, но сколь тяжело писать об этом, как о уже случившемся. Об армянских католиках мне ничего не известно. Сильно опасаюсь, что мужественный аббат Гапоян уже арестован. Старый армянский священник, служивший в Харькове, находится сейчас в тюрьме в этом же городе. Председа­тель приходского совета курской церкви был арестован вместе с органистом, которого затем расстреляли. Церковный совет обвини­ли в краже, совершенной три года назад; тогда были похищены большие ценности. В свое время прихожане обратились в милицию, но та не обратила никакого внимания на их заявление. А недавно комиссия, устраивавшая в церкви ревизию, в своем отчете обвини­ла "двадцатку" в плохом обращении с государственным имуще­ством и, в частности, с органом, который — после полученных во время ограбления повреждений — не был отремонтирован. Ожида­ется, что церковь обязательно конфискуют.

В Харькове через месяц после ареста аббата Гашинского за­брали его сестру. Та же участь постигла около половины "двадцат­ки"; было конфисковано их имущество. Несмотря на это, прихожа­не составили новый список из пятидесяти имен, который потребо­вали местные власти. Во всем Харькове осталась одна католическая церковь, одна маленькая синагога (в большой устроили клуб) и две православные церкви. Недавно закрыли лютеранскую церковь — дней десять назад ее здание было опечатано. В Курске представи­тели власти сказали верующим буквально следующее: "Да, дей­ствительно, ваши священники арестованы, но не за то, что они свя­щенники, а за то, что они контрреволюционеры".

Иллюзии посла Дэвиса

Запад с ужасом узнавал о следовавших одна за другой волнах казней, совершавшихся в Москве в ходе чисток армии и партии. Посол США Джозеф Э. Дэвис поведал о тех временах в своей книге "Миссия в Москве", вышедшей в начале 1942 года, после того как Соединенные Штаты объявили войну державам Оси344. Это позволяет понять дух книги Дэвиса. Посол описывает Советс­кий Союз с чрезмерной благожелательностью. Он был направлен в Москву президентом Рузвельтом и полагал, что, издавая такого рода книгу, способствует сближению США и СССР в борьбе про­тив Германии. Например, Дж. Дэвис перечисляет все газетные сообщения о гонениях на христианскую веру в Германии в 1937 году, умалчивая при этом о гонении на религию в Москве и Рос­сии, свидетелем которых он был лично. 20 марта 1937 года Дэвис "имел интересную беседу с о. Брауном, который является практи­чески единственным западным духовным лицом в Советском Союзе. Это простой и очень добрый человек, и задача его очень трудна, потому что здесь время от времени вспыхивают кампании против религии"345. И ни слова больше.

Московское внешнеполитическое ведомство получило указа­ние оказывать американскому послу и его жене как можно больше знаков внимания. Жена Литвинова прекрасно справилась с этим поручением346. Дэвис был единственным послом, который во время посещения председателя ВЦИК Калинина и премьер-министра Молотова 5 июня 1938 года по случаю своего отъезда сподобился встречи со Сталиным, "случайно" зашедшим в кремлевский кабинет Молотова именно в тот момент, когда там находился американский по­сол. До этого Дэвис ни разу не встречался со Сталиным — он только видел его издалека во время парада 7 ноября. Посол США поздравил Сталина с теми изменениями, которые он заметил в про­мышленных районах России, и сказал советскому вождю, что он вой­дет в историю как созидатель, во многом превзошедший Петра Ве­ликого и Екатерину II. Сталин скромно ответил, что это вовсе не его заслуга и что причиной всех успехов являются пятилетние планы, задуманные не им, а Лениным. Он сказал Дэвису, что международная обстановка очень напряженна и за лето может еще больше обо­стриться347 . В этом Сталин был прав: после вторжения Гитлера в Чехословакию и аннексии Судетской области стали неизбежны Мюнхен и война. Встреча Сталина с Дэвисом потрясла дипломати­ческий корпус, который не привык к такого рода милостям. Уже в то время Сталин вел двойную игру: он стремился заручиться друж­бой президента Рузвельта и расположением со стороны США, но в то же самое время смещение Литвинова и назначение Молотова на

пост главы внешнеполитического ведомства 5 мая 1939 года было шагом по подготовке пакта о ненападении между гитлеровской Гер­манией и сталинской Россией.

Накануне войны

Целиком поглощенный заботами о судьбах верующих и храмов, Бра­ун, судя по всему, обращал намного меньше внимания на политические события за пределами России. По поводу Мюнхена он лишь заметил, что, по мнению Кулондра, русские не станут вводить войска в Чехо­словакию. Время миссии посла Кулондра в СССР подходило к концу. 5 ноября 1938 года он покинул Москву, будучи назначен послом в Берлине. Новый посол Нажьяр прибыл в Москву 7 января 1939 года. Предвидя возможность войны с Германией, Советский Союз, как показалось Брауну, начал заигрывать с Польшей, "единствен­ным оплотом"(!) на пути немецких войск. В январе 1939 года цер­ковь Петра и Павла была возвращена "двадцатке". В июне мини­стерство иностранных дел предложило назначить настоятелем этого храма аббата Стефана Войне из Могилевской епархии (он родился в 1886 году, был рукоположен в 1910-м, в 1918-м назначен вика­рием в Рязань, в 1931 году — в Ленинград, в 1932-м — сослан). 8 августа 1939 года прибыл новый посол США Стейнхардт. Стре­мясь предотвратить войну, Франция и Великобритания направили в Москву военные миссии. 21 августа 1939 года Браун писал: "Обе миссии продолжают работу в обстановке строжайшей сек­ретности. Меня уверяли, что сердечный тон и радушие, которыми были отмечены первые дни, сохраняются до сих пор. Вчера (в воскресенье) пятеро военных из французской миссии присутство­вали на большой мессе". 23 августа, ошеломив весь мир, Молотов и Риббентроп подписали в Москве пакт о ненападении, к которому прилагался секретный протокол, предусматривавший раздел Польши между Германией и СССР. 1 сентября 1939 года гитлеровские вой­ска вторглись в Польшу с запада, а 17 сентября Красная Армия вошла в восточные районы этой страны.

26 сентября 1939 года Браун писал, что польский посол ожида­ет консулов и весь польский персонал — всего 115 человек. Уже готов поезд для их отправки. Но отправки куда? Вопрос о польской церкви больше не обсуждался. Браун отмечал, что советский народ не питал особых симпатий к Рейху. Но правительства обеих дер­жав нашли общий язык. Риббентроп снова приехал в Москву.

В 1940 году, во время войны с Финляндией, Советы решили очистить Ленинград как территорию, находящуюся в непосредствен­ной близости от театра военных действий, от всех иностранцев. 29 января должна была покинуть Ленинград и вернуться во Францию вместе с дипкурьером г-жа Мишель из французского приюта. Опас­ность высылки снова нависла над о. Флораном. Но если бы вдруг он перебрался в Москву, не могло ли выйти так, что им, как фран­цузским подданным, пожелают заменить американского подданно­го о. Брауна на посту настоятеля церкви св. Людовика? Как бы то ни было, монсеньор Тардини решил напомнить, что Флоран, заменя­ющий Амудрю, является его "автономным викарием" в Ленингра­де, независимым от Москвы, а Браун — всего лишь викарием апо­стольского администратора Москвы, которым по-прежнему остает­ся Неве. Эти местнические интересы в разгар всеобщей беды могут вызвать лишь недоумение. 29 февраля Браун начал отправ­лять за границу самые дорогие книги из коллекции монсеньера Неве: Требник Петра Могилы, "Камень веры" Стефана Яворского, русскую Библию с 208 гравюрами и т.д.

3 июня 1940 года Нажьяра сменил на посту посла Франции в СССР Эрик Лабонн. Затем правительство Виши назначило на это место Гастона Бержери. Оккупация Франции нацистской Германией и вторжение Советов в Прибалтику в июне—июле 1940 года зат­руднило переписку с Францией. Тем больший интерес представля­ет собой длинное письмо, богатое информацией на различные темы, которое о. Браун строго конфиденциально послал Неве 27 мая 1940 года. Последнее письмо Неве датировано 13 марта, получено — 29-го. Последнее письмо Брауна было отправлено 20 мая.

"13 мая Ваш покорный слуга, — писал Браун, — имел счастье получить весточку от достойнейшего священника Карапета Дилургяна, апостольского администратора армяно-католиков: он просил меня выслать ему св. елеев и "хинина" — денег. Я послал ему св. елей 1939 года и записку, написанную ему монсеньором Абрамяном. Этот старый священник (ему 73 года), живший после возвращения из ссыл­ки (1939 год) в Краснодаре, вынужден был покинуть этот город и переехать в Очамчиры, что между Сухумом и Батумом. В своей до­вольно краткой записке он пишет, что "шесть человек находятся в таком же праздном состоянии". Это значит, что шесть священников вынуждены, как и он, скитаться из города в город. Свое служение, поневоле ограниченное, они совершают по домам". Через надежного человека Браун послал ему деньги за мессы, не поставив при этом никаких условий, которые могли бы показаться затруднительными,

"Мне только что сообщили, что католическая церковь в Смолен­ске используется теперь для архивов НКВД348. Лютеранскую церковь превратили в клуб. Из двух городских синагог одна остается откры­той, в другой устроен кинотеатр. Из сорока православных церквей остались открытыми только три. Католическая церковь в Астрахани была закрыта в 1934 году. Из этого города мне сообщили, что после­дний священник, аббат Петер Деш, арестованный за две недели до закрытия церкви, в течение четырех месяцев находился в астрахан­ской тюрьме. Отпущенный наконец на свободу, он умер от рака же­лудка 7 октября 1937 года в возрасте 54 лет. Католическая церковь пока еще стоит и служит амбаром. Лютеранская церковь была разру­шена. Из 10 или 15 существовавших ранее мечетей осталась всего одна действующая. Из 20—30 православных церквей — лишь две действующих. Католики собираются на молитву на кладбище. В фев­рале и марте голод (продолжающийся до сих пор) был таким силь­ным, что на каждого человека выдавали всего по 1 /2 кг хлеба.

Сообщаю Вам, монсеньор, некоторые подробности и о положении в Житомире. Все храмы там закрыты, в том числе, 5 или 6 синагог. Евреи собираются на молитву по домам. Католики и пра­вославные ходят молиться на кладбище.

Один человек, которому удалось увидеться со своей дочерью, высланной из Белоруссии (польской) в Архангельскую область, сооб­щает, что вскоре после вторжения советских войск из этих областей было практически одновременно отправлено 10 эшелонов с ссыль­ными. Их используют на лесоповале. Они получают 1 рубль 20 копе­ек плюс килограмм хлеба в день. Дети имеют право на 250 граммов хлеба в день. В Каменце-Подольском вот уж два года как закрыты все церкви. В католической церкви устроили кинотеатр. В этом горо­де евреи тоже собираются на молитву по домам.

Доминиканки живут здесь в постоянном страхе. Некоторым из них с огромным трудом удалось найти работу — к тому же очень скромно оплачиваемую. Теперь они остались вдевятером, стараются по мере возможности не оставлять свою монашескую практику. Они регулярно получают помощь и, в свою очередь, по­могают сестрам, находящимся в ссылке, — хотя бы немногим, пото­му что до сего дня (с января 1940 года) остается в силе ограниче­ние на почтовые посылки.

Житомирские францисканки продолжают влачить жалкое су­ществование. Снабжение там ужасное — гораздо хуже, чем здесь, — и поэтому жить им очень тяжело. Все они довольно по­жилые. Последнее время у них появился "дядя" — священник, ко­торый "кормит их вкусным завтраком" — служит мессу. Удалось послать ему из Москвы немного вина, которое совершенно невоз­можно раздобыть в тех местах, и "хинина" — денег. Естественно, все это совершается без шума и в строжайшей тайне. До сих пор Вашему покорному слуге не известно даже имя этого человека.

Аббат Якоб Вольф поехал вместе со своим братом в Горь­кий, надеясь найти там работу. Увы! Он не только не нашел ее, но вдобавок ко всему еще и заболел. Ему послали "хинин" самым быстрым из доступных способов. Этот священник подтвердил по­лучение посылки. Он пишет, что жалеет об отъезде из того места, где жил в ссылке, — настолько трудная у него сейчас жизнь. Его не хотят здесь прописывать, тем более — давать работу, а там, недалеко от Берингова пролива, он мог еще кое-как зарабатывать на жизнь! В какие же тяжелые и плачевные условия попадают несчастные священники, оказываясь на свободе!"

Затем о. Браун перешел к одному весьма щекотливому воп­росу, затрагивавшему безопасность нефранцузских прихожан цер­кви св. Людовика. Моссовет потребовал от г-жи Отт, как от старо­сты и председательницы "двадцатки", составить список всех веру­ющих, посещающих церковь, за исключением выходцев из Франции и лиц, имеющих иностранные паспорта. Из советских подданных нужно было выбрать пятерых человек для образования исполни­тельного органа и еще троих для ревизионной комиссии. Эти во­семь человек должны были заполнить следующую анкету: имя — дата и место рождения — местожительство и род занятий с 1914 года по настоящее время — были ли вы под судом? — если да, то по какой статье? — адрес — подпись.

Чиновник попросил также, чтобы имя монсеньора Неве было исключено из числа служителей культа ввиду его отсутствия. Он задавал вопросы о налогах, о детях, прислуживавших у алтаря, о певчих и т.д.

"Из тех коротких сообщений, которые были отправлены 20 мая, — писал Браун монсеньеру Неве, — Вы могли уже понять, что над церковью св. Людовика нависла серьезная угроза; цель всех этих коварных нападок — лишить храм покровительства со сторо­ны французского посольства, которым он до сих пор пользуется. Официальный демарш со стороны поверенного в делах был сделан 21 мая. Должен сказать, что французские власти, прекрасно отдавая себе отчет во всей серьезности этого дела, внимательно изучили его, используя меморандум, копию которого я Вам тогда послал. Первая беседа по этому поводу состоялась между поверенным в делах и Лозовским, одним из первых подручных Молотова. 25 мая, в день истечения срока, установленного городскими властями, первый сек­ретарь посольства имел встречу с Богомоловым. Естественно, со стороны посольства не было представлено никакого списка. Наде­емся, что вопрос замнут. На всякий случай французское посольство направило в милицию письмо, в котором обстоятельно разъясня­лось, что требование Моссовета затрагивало вопросы, относящиеся к интересам посольства, и что автор этого письма, сообщив о настоя­щем деле в министерство иностранных дел, оставляет за собой пра­во в случае необходимости обсудить вопрос с этим ведомством. На сегодня, 27 мая, от городских властей, которые ранее неоднократно требовали, чтобы список был вручен им 25 мая в 11 часов, ничего не слышно. Слава Богу! Лишь бы они не касались больше этого вопроса и оставили нас хотя бы в относительном покое!"

В этом конфликте вся аргументация Советов строилась на узком толковании термина "местное" из 4-й статьи постановления о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года. Этот текст определяет религиозное объединение следующим образом: "Рели­гиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих ре­лигиозных потребностей".

Но в соответствии с декретом № 329 НКВД РСФСР от 1 ок­тября 1929 года термин "местное" мог быть применен к гражданам, проживавшим:

а) в одном городе, или

б) в одном городе, включая прилегающие села, или

в) в одном селе,

г) в нескольких селах, находящихся в одном районе.

Памятная записка, составленная от лица прихода св. Людови­ка, напоминает о гарантиях религиозной свободы, содержавшихся в договорах Рузвельт—Литвинов, и подчеркивает, что богослуже­ния совершаются в церкви в соответствии со всеми требованиями советского законодательства.

Далее в письме описывается атмосфера, которая, с точки зрения о. Брауна, царила тогда в Москве: "Голос народа весьма далек от того, чтобы быть всего лишь отголоском прессы и радио. Как много раз за последние дни выражалось глубокое сочувствие по отношению к хри­стианской цивилизации, которой нанесли столь жестокий удар бессо­вестные захватчики. Совсем недавно на проходившем здесь собра­нии педагогов, где обязательно должны были присутствовать "при­глашенные", некий академик (член партии) выступил с докладом по современной международной обстановке. Бедняга, должно быть, хотел понравиться начальству, долго ругая папу. Мне передали, что многие из тех, кому пришлось присутствовать на этом докладе, выражают недоверие и неодобрение по поводу слов и оценок докладчика.

Я знаю, что некоторым старым университетским профессо­рам приходится часто выслушивать признания студентов, которых мучат сомнения по поводу природы духовных явлений и религии в целом. Один из профессоров говорил, что еще вчера он считал подобные разговоры провокацией, но сегодня понимает, что эти студенты совершенно искренни. Некоторые из них сомневаются в правильности марксистской доктрины".

Великая Отечественная война (1941 —1945), героями и много­миллионными жертвами которой им предстояло вскоре стать, яви­лась для них с этой точки зрения решительным вызовом.

|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|