|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава XIII

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НЕВЕ В МОСКВЕ

(17 СЕНТЯБРЯ 1934 — 31 ИЮЛЯ 1936)

В 1934 году Сталин, проводивший после XVII съезда партии относи­тельно "мягкую" политику, почувствовал конкуренцию со стороны восходящей звезды на партийном небосклоне — Кирова. Тогда он упразднил ГПУ и заменил его организацией под названием НКВД — Народный комиссариат внутренних дел (министерства появились только в 1946 году). Преемником Дзержинского был Менжинский, который умер в 1934 году. На его место Сталин назначил Ягоду — как и его предшественники, он имел польские корни. В том же 1934 году был создан специальный отдел, в функции которого входило осуществлять надзор за полицией. Во главе этого отдела стоял на­чальник секретариата Сталина Александр Поскребышев.

Неве возвратился в Москву 17 сентября 1934 года. 24 сен­тября он писал в Рим своему новому адресату монсеньору Джоббе, чью скромность и преданность делу он оценит, будучи в Риме: "До сих пор не было замечено никаких признаков того, что преоб­разование ГПУ в наркомат внутренних дел оборачивается благом для многочисленных верующих: одному Богу известно, что ждет нас в будущем. Православные храмы по-прежнему разрушаются. Мне сказали, что во всей Москве их осталось не больше шестиде­сяти. Естественно, этих храмов не хватает, и во время богослуже­ний целые толпы верующих вынуждены находиться на улице. Многие русские стали молиться в католических храмах. Было бы весьма курьезно, если бы большевики со своим сектантским мыш­лением ускорили воссоединение Церквей".

Убийство Кирова (1 декабря 1934)

1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит С. М. Киров. Не вызы­вает сомнений, что инициатором покушения был Сталин. 1 декабря 1934 года ознаменовало крутой поворот в политике сталинизма — отныне большой террор ударил по самой партии. Как написано в "Истории КПСС", изданной после XXII съезда, "преступление это было подготовлено заранее и, как сказал на XXII съезде Н. С. Хру­щев, обстоятельства его совершения еще требуют расследования"286. "Убийство Кирова, — пишет Эллейнштейн, — очень похоже на тщательно спланированную провокацию, осуществленную с уме­нием и знанием дела — во всем видна рука мастера"287. Сталин воспользовался этим событием для того, чтобы избавиться от всех неугодных. Удобным поводом для чистки стал обмен партийных документов (1935—1936 годы).

Как отреагировал на это Неве? "Завтра, — писал он 3 декаб­ря, — приезжает наш министр торговли, мэр Реймса Маршандо. Его визит приходится на тяжелое время: в субботу, 1 декабря, вече­ром, в Ленинграде был убит один из самых важных здешних ком­мунистов — Киров. Его труп привезут сюда, чтобы выставить на всенародное обозрение, а затем кремировать и замуровать в крем­левскую стену... Повсюду изрыгают проклятия в адрес классового врага, но за два дня — ни слова о личности убийцы". Из письма от 4 декабря: "Последние новости: привозят тело Кирова, убитого в прошлую субботу в Ленинграде. Демонстрация силы? По-моему, именно так. Все коммунисты Москвы подняты на ноги. Убийца, их же человек, был немедленно арестован; только сегодня утром об­народовано его имя. Сегодня рано утром по дороге в церковь мы видели тюремные машины, везущие целые партии арестованных в ГПУ. ЦИК опубликовал постановление, в котором говорится, что он отказывается рассматривать просьбы о помиловании: опять пойдут расстрелы! Что еще предстоит нам увидеть? Молитесь о нас. На протяжении двух последних дней страницы газет перепол­нены гневом, желанием отомстить и... плохо скрытым страхом. Любопытно, что до сих пор ничего не сообщалось ни о подробнос­тях преступления, ни о личности убийцы. Ожидают повальных аре­стов. А труп будет торжественно привезен в Москву, выставлен для последних почестей, которые воздадут ему эти простофили, а затем кремирован и замурован в кремлевскую стену на виду у всех московских пролетариев, мобилизованных по такому случаю". Католики надеялись, что после убийства Кирова правительству будет не до церквей и они получат хотя бы небольшую передышку. "Хорошо, если бы так, — писал Неве, не веривший ни в какие по­блажки со стороны режима. — Позавчерашнее убийство Кирова лишь озлобило их, и скоро мы станем свидетелями целой вакханалии аре­стов". Разумеется, Неве не догадывался, что это убийство было осуще­ствлено самими большевиками. Раньше, писал он, Советы потешались над нашей полицией, когда 9 октября 1934 года в Марселе были уби­ты югославский король Александр I и наш министр иностранных дел Луи Барту. Тем не менее епископ был удивлен: в Советском Союзе на протяжении многих лет не было политических убийств.

Борис Суварин, книга которого "Сталин" вышла примерно в то же время, говорит, что главным доказательством причастности Сталина к убийству является то, что он, "охваченный паникой, унич­тожил 117 жертв — не столько из мести за Кирова, сколько от страха"288. Суварин, как и Неве, пишет о "запуганных террористах" и о "совершенно ненужных жестокостях, совершенных для самоус­покоения людьми, испытывающими страх".

В следующей депеше, от 18 декабря 1934 года, Неве говорит, что репрессии приобрели страшный размах. "Нигде официально не было сказано, что убийца — коммунист, а убитый — об этом сейчас по секрету говорят повсюду — был неравнодушен к его жене. Только вчера, спустя две недели после убийства, было во всеуслышание заявлено, что убийца — сторонник Зиновьева — еще одного некогда важного коммуниста, отлученного от партии за несогласие со Сталиным. Уже более сотни невинных людей рас­стреляны из-за одного негодяя, которого, помимо всего прочего, об­виняют в прелюбодеянии". Был ли пущен этот слух специально, чтобы придать в глазах общественности хоть какой-то смысл со­вершенно необъяснимому поступку убийцы — Леонида Николае­ва? По мнению Рональда Хингли, не вызывает сомнения одно: убий­ство в Смольном, где жил Сергей Миронович Киров, не могло про­изойти без причастности НКВД. Непосредственное отношение к убийству имели Запорожец и Медведь, а их действиями руководил Ягода, выполнявший, вероятно, указания самого Сталина, вскоре лично отправившегося в Ленинград, чтобы начать кампанию террора.

Верующие, надеявшиеся, что террор, обрушившийся на партию, обойдет их стороной, ошибались. Напротив, аресты участились. Неве пишет об этом в письме от 24 февраля 1935 года: "События в России приобретают все более трагический оборот. Кажется, что наша гибель предрешена. Благий Господь по неведомому для нас Своему смотрению попускает эту великую баню революции, что­бы очистить огромное поле, предназначенное для будущих апосто­лов России. Остатки вина из старых мехов будут вылиты на доро­гу, и начнется новая евангелизация России, участие в которой при­мут новые делатели, которые expurgate fermento veteri, epulabuntur in azymis sinceritatis et veritatis — отбросив старую закваску, бу­дут праздновать с опресноками чистоты и истины (I Кор. 5, 8).

В ожидании этого прекрасного дня, который несомненно на­станет, мы, несчастные свидетели этой трагедии верующих людей, будем просеяны, как пшеница, под сенью креста. Хочу сообщить вам последние новости — они весьма печальны, но мы не должны терять веру в то, что врата адовы, сколько бы зла они ни причиня­ли, так и не одолеют Церковь Божию.

Аресты продолжаются. Похоже, руководители ленинградско­го ГПУ заранее знали о готовящемся покушении на жизнь Кирова и не предприняли своевременных мер для его предотвращения. Все они осуждены и сняты со своих постов. Их преемники, стара­ясь доказать свою бдительность, сажают всех, кого можно заподоз­рить в симпатиях к плану организаторов покушения, а заодно — для большей безопасности — и тех несчастных, которые никогда не занимались политикой и помышляли лишь об одном: как спасти свои души и не дать погибнуть другим.

В ночь с четверга, 21-го, на пятницу, 22 февраля было произве­дено особенно много арестов. Среди арестованных — дорогой нам епископ Варфоломей, бывший моим духовником, лучшая из прихо­жанок церкви св. Людовика Вера Верт, русская, незамужняя жен­щина 53-х лет — она работала в конторе и посвящала все свое свободное время посещению больных — католиков и православ­ных, — заботясь, утешая, читая вслух, приуготовляя их к христианс­кой кончине. Арестована также русская монахиня, тайная католич­ка, у которой жил преосвященный Варфоломей. Она часто заходи­ла ко мне в церковь св. Людовика — сестра Елена Рожина. Из провинции мне сообщили, что в Проскурове в Подолии арестован аббат Андрушек, настоятель тамошнего большого прихода. В Ле­нинграде тоже много арестов. Снова по улицам стали разъезжать тюремные фургоны, один вид которых заставляет вздрогнуть".

Именно в это страшное время состоялась епископская хиро­тония о. Амудрю. Это, конечно, было для него большой честью, но — в таких условиях — епископский сан мог лишь причинить новые невзгоды. Мы остановимся на этом событии подробнее.

О. Амудрю в Ленинграде

Пий XI поручил Неве совершить епископскую хиротонию настояте­ля церкви Лурдской Богоматери в Ленинграде, где, после высылки монсеньора Малецкого и его коадъютора монсеньера Матуланиса, не оставалось ни одного епископа. С 1816 года, когда император Александр I изгнал из страны иезуитов, окормление французского прихода в Петербурге перешло к доминиканцам. О. Амудрю при­ехал в Петербург в 1907 году. Он родился 31 августа 1878 года в Доле, вступил в орден проповедников, получил богословское образо­вание в доминиканском монастыре Св. Стефана в Иерусалиме. 21 сентября 1901 года он был рукоположен во священника, с 1902 по 1903 год преподавал апологетику в Иерусалиме, с 1903 по 1907 — теологию в Оттаве. В 1907 году генерал ордена доминиканцев о. Кормье направил Амудрю в Петербург, где он заменил на посту насто­ятеля церкви Лурдской Богоматери о. Лагранжа. Удивительно, что о нем ничего не говорится в весьма обширной корреспонденции Борена и Буа, занимавшихся делами петербургской общины русских католиков. Во время войны о. Амудрю по-прежнему оставался в Петрограде. Внутренний бюллетень доминиканцев говорит, что он был "освобожден от военной службы". О его деятельности во время войны и Октябрьской революции нам известно очень мало289.

О. Эсер пишет, что в июне 1923 года о. Амудрю нанес кано­нический визит общине московских доминиканцев. Мать Анна Абрикосова отсутствовала. Амудрю счел ее методы руководства чрезмерно строгими, а стиль — слишком авторитарным и пореко­мендовал проявлять во всем большую умеренность290.

Единственный французский священник в Ленинграде, о. Амуд­рю в начале двадцатых годов поддерживал связь с нунцием в Варшаве монсеньором Акилле Ратти. Пока Неве находился в Макеевке, переписки между ними не было. В августе 1926 года Амудрю жаловался монсеньеру д'Эрбиньи, что его орден совсем забыл о нем. Когда Неве стал апостольским администратором Москвы, между двумя французскими монахами по-прежнему со­хранялась определенная дистанция. Амудрю подчинялся монсеньору Малецкому и вел переписку либо с Римом, либо со своим орденским начальством (кстати, писал он довольно редко). Кор­респонденция передавалась через сотрудников французского по­сольства, регулярно ездивших в Ленинград наблюдать за состоя­нием французского имущества, к которому в первую очередь от­носились французский приют и французская церковь. Помимо Лурдской церкви о. Амудрю служил на 14-й линии, где находился монастырь сестер-францисканок, насельниц которого — по край­ней мере, тех, кто оставался на свободе, — в сентябре 1928 года пытались отправить за границу.

Как и все остальные священники, о. Амудрю постоянно нахо­дился под подозрением, был объектом клеветы. Несмотря на все это, он оставался на своем месте и продолжал совершать служение, которое после ареста польских священников стало еще более труд­ным и ответственным. Действительно, если французов в Ленин­граде было немного — могилевский ордо за 1925 год, опубликован­ный в Варшаве секретариатом монсеньора фон Роппа, говорит все­го о сотне представителей этой национальности, — то все католическое население города составляло, по оценкам тех лет, не менее 30 000 человек. В ночь с 14 на 15 января 1927 года в Ленин­граде было арестовано около ста католиков. Стали распростра­няться слухи, порочащие о. Амудрю. Неве, не обладавший в то время достаточным опытом, чтобы сразу разобраться в клевете Советов, направил в Рим письмо, в котором рекомендовал ото­звать Амудрю из Ленинграда, используя власть доминиканского орденского руководства. Монсеньор д'Эрбиньи посоветовал тогда Неве проявить большую осторожность и любовь в этом деле, судя по всему, инспирированном ГПУ. Будучи на виду, как и Неве, о. Амудрю находился в более опасном положении, чем епископ, — ведь до посольства было далеко. Жизнь его поистине превратилась в путь на Голгофу. 17 января 1932 года о. Амудрю сообщал Неве, что зверски убит Антоний Альбикорский, сакристан Кирилловской церкви. "Органы" закрыли глаза на эту акцию, и Амудрю почув­ствовал, что угроза нависла и над ним. 30 000 ленинградских като­ликов обратились в посольство Франции с просьбой защитить своего пастыря. Если бы с ним что-то случилось, это ознаменова­ло бы конец католичества в Ленинграде: в то время в городе оставались действующими шесть храмов, и на них приходилось всего двое священников, причем с весьма хрупким здоровьем. Положе­ние было очень тяжелым, и Амудрю даже сообщил варшавским доминиканцам, что ему, возможно, придется уехать из России. 3 февраля 1932 года эта информация была передана в Рим. Ватикан обратился к послу Франции в Москве Дежану с просьбой вме­шаться, и 6 февраля последовал ответ: "В настоящее время о. Амуд­рю высылка не грозит".

Прибытие о. Мишеля Флорана

В 1934 году из четырех епископов, рукоположенных монсеньером д'Эрбиньи, на свободе оставался один Неве. Слосканс и Малецкий после нескольких лет заключения были высланы из СССР. Такой же была судьба Матуланиса, рукоположенного Малецким. Монсеньор Фризон постоянно находился либо в тюрьме, либо под домашним арестом в бедной комнатушке, служившей ему жилищем. Еще до того, как в мае 1934 года Неве поехал во Францию, Альфан писал генералу доминиканцев о. Жийе, что Амудрю нуждается в несколь­ких месяцах отдыха на родине. "К сожалению, помощь, которую ока­зывает ему о. Епифаний Акулов, весьма незначительна по причине слабого здоровья этого священника". Было бы желательно прислать в Ленинград помощника-француза, знающего русский язык.

В июне 1934 года монсеньор Неве побывал в Риме и получил от Пия XI распоряжение рукоположить о. Амудрю во епископа для Ленинграда. Неве предоставлялось право самому выбрать наиболее подходящее время для хиротонии. Возвратившись в Париж, Неве встретился с о. Мишелем Флораном, которого доминиканцы готови­лись послать.в Ленинград. Уроженец Лилля, он был сначала епархи­альным священником, затем поступил в монастырь Сольшуар. Со­веты не торопились выдать ему визу. Поскольку о. Жийе настаивал, посол Шарль-Ру обратился в Париж с просьбой повлиять на выдачу визы, и вскоре последовал ответ: "В результате очередного давления на Литвинова в Женеве советские власти дали согласие предоста­вить о. Флорану въездную визу. Этот монах предполагает выехать прямо в Ленинград 27 или 28 декабря" (дипл. 129). В телеграмме отправленной 16 декабря 1934 года из Парижа, уточнялось: '"Этот монах уедет из Парижа вместе с Альфаном и встретится в Москве с о. Амудрю, который проводит его до Ленинграда". 22 декабря 1934 года кардинал Пачелли поблагодарил Францию за ту помощь, кото­рую сможет оказать о. Флоран о. Амудрю. Тогда же Париж сообщил что уже существует договоренность о предоставлении выездной визы Амудрю, как только он введет в курс дела Флорана. Таким образом мы видим, что с самого начала существовало ошибочное представле­ние о роли Флорана и что Амудрю собирались списать со счетов не предупредив об этом ни Рим, ни Неве, — иначе едва ли зашла бы речь о епископской хиротонии.

В то самое время, когда в Париже Пьер Лаваль и советский посол В. П. Потемкин подписывали договор о взаимопомощи (2 мая 1935 года), находившийся в России Неве был свидетелем "вели­кого переселения народов". "Здесь происходят совершенно неве­роятные события, о которых известно нашим дипломатам, ню на которые тем не менее Европа предпочитает не обращать внима­ния, — писал он 9 апреля 1935 года ассумпционистам. - Все католическое население пограничных областей Белоруссии, Во­лыни и Подолии (поляки и белорусы, потомки униатов), а также немецкое население Украины (протестанты и католики) будет вскоре эвакуировано вместе с остатками старого (православно­го) населения столиц. Операция затрагивает сотни тысяч людей (это не преувеличение). За одну ночь могут эвакуировать половину села или даже целое село — целые семьи, включая стариков и детей, причем нередко членов одной семьи посылают в совер­шенно разные стороны. Чаще всего людей отправляют в Сибирь Действуя таким образом, большевики хотят достичь сразу трех целей: 1) они очищают свои границы от всех, кто мог бы симпа­тизировать полякам или немцам в случае вторжения; 2) в свя­зи с угрозой военного нападения со стороны Японии в Сибири ведется оборонное строительство, и они используют дармовой труд людей, поставленных в положение скота; и 3) они утоляют свою ненависть к любой религии. Надо сказать, что Гитлер тоже стал играть в большевистские игры: в Германии он преследует като­ликов, а протестантов всех конфессий хочет насильно объеди­нить. Красные хитрее, чем он: они не кричат, делают свое дело потихоньку и уже достигли ощутимых результатов. И именно с ними любезничает весь мир: все сошли с ума.

В 1906 году в Белоруссии было 700 000 католиков, 550 прихо­дов и большое количество приписных церквей; в настоящее время там осталось всего десять священников: двое молодых, пятеро старых и трое инвалидов. В течение 1933—1934 годов большевики закрыли пятнадцать церквей и посадили десять священников.

Во всем Поволжье осталось всего четверо немецких католи­ческих священников, двое из которых — инвалиды. Положение протестантов не лучше: на всей территории СССР сейчас оста­лось всего двенадцать лютеранских пасторов.

Есть некоторые данные, касающиеся высылок из Ленинграда. Начиная с 1 января ГПУ нумерует ордера на высылку: несколько недель назад один из официальных иностранных представителей видел такой ордер за номером 20 000 + еще несколько сотен. Один ордер выписывается на всех членов семьи: таким образом, для того, чтобы узнать число высланных, нужно эту цифру умно­жить на 2, на 3, на 4 и так далее. Видите, что происходит — в какое время мы живем?!"

Епископская хиротония о. Амудрю

В Москве было объявлено, что в середине мая ожидается визит Пьера Лаваля. Неве счел, что настал самый подходящий момент для хиротонии Амудрю, так как накануне визита министра иност­ранных дел Франции поездка двух французских священников из Ленинграда в Москву не вызвала бы особых подозрений. Хирото­ния Амудрю состоялась 30 апреля 1935 года во французской церк­ви св. Людовика. Это была первая епископская хиротония, которую совершал Неве, и единственная, совершенная им в России. Свиде­телями были ассумпционист о. Браун, капеллан итальянского по­сольства салезианец дон Сайте Гарелли и о. Флоран.

После совершения хиротонии Неве составил следующее сви­детельство:

Москва, 30 апреля 1935 Свидетельство

Сегодня, 30 апреля лета Господня 1935-го, я, титулярный епис­коп Цитрусский и апостольский администратор Москвы, совершил епископскую хиротонию высокопреподобного отца Жана Мориса Амудрю, члена ордена Братьев-Проповедников, с присвоением ему титула "Пиргосский". Хиротония совершена в присутствии свиде­телей, которые вместе со мной подписали настоящий документ.

Пи-Эжен Неве, А. А., титулярный епископ Цитрусский, новохиротонисанный † Ж. Б. М. Амудрю, О. П., священник Сайте Гарелли, салезианец, бр. М.Флоран, О. П.,

Мари Леопольд Браун, А. А.291.

Визит в Москву Пьера Лаваля

Вскоре после этого, с 12 по 15 мая 1935 года, в Москве побывал с визитом Пьер Лаваль, занимавший с 9 октября 1934 года пост ми­нистра иностранных дел Франции.

Его визит, явившийся результатом подписания в Париже дого­вора о взаимопомощи, должен был способствовать укреплению хо­роших отношений между Москвой и Парижем. "Посмотрим, — пи­сал Неве о. Кенару, — что даст визит Лаваля. Я должен присутство­вать на завтраке в честь его прибытия". Амудрю и Флоран также были приглашены на встречу с министром — таким образом, Ла­валь имел возможность увидеть все французское духовенство Рос­сии. Неве, предчувствовавший грядущие события и только что руко­положивший Амудрю — втайне от всех (так, по крайней мере, ему казалось), — писал: "Лишь бы результатом этого сближения Фран­ции и СССР не стало выдворение о. Амудрю, а может быть, и меня; ни он, ни я не являемся persona grata — особенно о. Амудрю". Далее он предполагает: "Мне кажется, что новым епископом уже пожерт­вовали. Сразу же после официальной церемонии он сказал о. Флорану: "Мое епископство не будет долгим". Действительно, он серь­езно болен. Его речи — часто чересчур резкие — причиняют ему много вреда. Большевикам все известно. "Для новой политики, — говорят они, — нужны новые люди," и в итоге все забывают о подлинном героизме бедного отца".

С 13 по 15 мая Пьер Лаваль вел переговоры со Сталиным, Молотовым, Литвиновым. Обе стороны выразили удовлетворение заключением договора о взаимопомощи, подписанного 2 мая в Париже. В своей речи, обращенной к Сталину, Лаваль коснулся роли Церкви в сохранении мира.

Во время визита Лаваля "La Croix" высказала пожелание, что­бы в ходе переговоров был затронут религиозный вопрос. "Как видите, это произошло, — писал Неве 20 мая, — но лучше бы "La Croix" соблюдала полное молчание по этому поводу. Увидим ли мы конец гонений? Было так много страданий, до сих пор остается так много несправедливости и жестокости, что трудно даже наде­яться на что-то". Сам Неве не верил в улучшение положения: "Прежде чем я осмелюсь расцеловаться с большевиками, нужно, чтобы они за некоторое время до этого хорошенько отмыли свои грязные рыла: не стоит горячиться!"

7 июня пало правительство Пьера Этьена Фландена. Пьер Ла­валь стал председателем Совета министров, сохранив пост главы внешнеполитического ведомства. Именно ему было суждено заняться отзывом Амудрю. Этого потребовал Литвинов, когда стало известно о его хиротонии. События развивались следующим образом.

Отъезд монсеньора Амудрю

Возвратившись в Ленинград, монсеньор Амудрю дал понять, что он епископ; совершая мессу, он перестал скрещивать столу (до литур­гической реформы II Ватикана священники в отличие от еписко­пов надевали столу крест-накрест, что символизировало ограни­ченность их прав). Кроме того, он стал служить в римском обряде вместо обряда доминиканского, которого придерживался ранее. Сак-ристан бывшего епископа Малецкого понял, в чем дело, и предло­жил членам церковного совета поздравить нового епископа, пода­рив ему букет роз. Тогда Амудрю поведал пятнадцати человекам, что его тайно хиротонисали во епископа! Это произошло после визита Лаваля, в конце июня, в пору таинственных и волшебных ленинградских "белых ночей".

15 июля Неве сообщил монсеньору Пиццардо, секретарю по чрезвычайным делам, что надо отозвать монсеньора Амудрю: о его хиротонии стало известно, Советы не продлят ему вид на житель­ство, срок которого истекал 19 августа. И поскольку Франция не окажет никакой поддержки, Амудрю будет выдворен из СССР. Лучше будет, если орденское начальство само отзовет Амудрю, преж­де чем его выставят прочь большевики.

Письмо Неве о. Кенару, отправленное вместе с депешей в Рим, говорит об этом деле более открыто и ясно: "Посылаемая мною копия ознакомит вас с последними новостями, которые мон­сеньор Джоббе передаст кому следует, но сегодня я прилагаю к этой информации рапорт на имя монсеньора Пиццардо, копию ко­торого временно сохраняю у себя. Должен сообщить вам о весьма неприятном деле, о котором я написал Пиццардо.

Мой дорогой коллега-доминиканец из Ленинграда тяжело бо­лен, силы его на исходе. Едва возвратившись домой, он раскрыл свое положение и стал публично совершать епископские службы. Большевики были выведены из себя; посол и г-н Лаваль очень недовольны. Не сохранив в тайне свою хиротонию, о необходимо­сти чего я его предупреждал, несчастный подписал решение о вы­даче ему выездной визы. Его младший собрат, о. Флоран, который провел несколько дней в Москве по поводу празднования Дня взя­тия Бастилии, первым осудил поведение нового епископа. Посол высказал ему все, что он думает по этому поводу, а сам Флоран считает, что необходимо сообщить обо всем доминиканскому провинциалу о. Паде, а через него — генералу ордена. Он неожи­данно вручил мне копию своего письма — весьма обстоятельного и, в первой редакции, слишком резкого. Я смягчил его тон, посколь­ку нельзя бросать камень в человека, который так много вынес, подорвал свое здоровье в тяжелых трудах и является истинным монахом. Поскольку окончательно его отзыв зависит от Святого Престола, я вынужден был сообщить обо всем монсеньеру Пиццардо, придав этому письму наиболее благожелательный тон.

Чтобы не быть обвиненным в недоброжелательстве, я прило­жил к этому посланию письмо, в котором монсеньор Амудрю с наивностью рассказывал мне, как он раскрыл тайну, совершив мес­су, не скрещивая столу: сакристан прежнего епископа заметил это, понял, в чем дело, и предложил членам церковного совета пода­рить новому епископу букет роз".

По возвращении в Ленинград о. Флоран должен был предуп­редить Амудрю о том, что его ждало. Литвинов уже выразил Альфану свое недовольство по поводу подпольной хиротонии монсеньора Амудрю, а посол, в свою очередь, передал это монсеньеру Неве, который был его гостем; помимо всего прочего, Альфана край­не задело, что узнать об этой хиротонии ему пришлось из кремлев­ских источников. "Все это сможет объяснить вам, что ожидает нас в дальнейшем, — писал Неве в уже цитированном нами письме Кенару. — Вечером в пятницу или в субботу (12 или 13 июля) г-н Альфан виделся с Литвиновым, который на следующий день собирался уехать в отпуск. Во время этой беседы посол поставил вопрос об Одессе. Нарком ответил резким отказом, так что посол не решился тотчас же настаивать на этом. Г-н Альфан считает — так он мне сказал, — что резкость наркома объясняется его подо­зрениями, что посол станет защищать монсеньора Амудрю, хотя в тот день речь о нем не шла. Вот как обстоят у нас дела. Было бы очень хорошо, если бы вы смогли обработать г-на Кане. Можете передать ему, что мне очень жаль, что в прошлом году я так и не смог увидеться с ним".

К сожалению, Неве не был поставлен в известность о том, что условием предоставления советской визы о. Флорану был обяза­тельный отъезд из СССР Амудрю, после того как тот введет в курс дела Флорана. Риму стало известно об этом через посла Шарль-Ру. О. Флоран также находился в курсе, но он не был уполномочен говорить об этом. Ситуация очень четко описана в письме о. Брау­на: "Вопрос об отъезде или отзыве о. Амудрю был еще давно решен между Кэ-д'Орсэ и СССР. Решение это было принято во время пере­говоров Литвинова с Баржтоном в Женеве в январе месяце — еще до прибытия о. Флорана и задолго до хиротонии о. Амудрю. Поэтому хиротония Амудрю, совершенная после этого решения, о котором не было известно ни монсеньеру Неве, ни монсеньору Амуд­рю, показалась Кэ-д'Орсэ жестом настойчивости со стороны Вати­кана, тогда как вопрос об отъезде Амудрю был уже решен".

24 июля 1935 года Шарль-Ру с радостью сообщал Пьеру Лавалю, что накануне, 23 числа, он был принят Пием XI и во время аудиенции рассказал папе, что в ходе своего визита в Москву Лаваль собрал Амудрю, Флорана, Неве, а в ходе бесед со Сталиным и Литвиновым — коснулся религиозных вопросов.

В тот же день Лаваль, пришедший в бешенство от того, что его поставили в дурацкое положение — во время встречи с Амуд­рю в Москве он не знал, что беседует с епископом, — направил генералу ордена телеграмму, в которой в весьма резких тонах тре­бовал немедленно отозвать Амудрю. Его высокопреподобие о. Жийе направил соответствующую телеграмму 11 августа 1935 года. "При­шла депеша, требующая возвращения монсеньера Амудрю, — писал Неве 12 августа. — Сможет ли молодой священник, приехавший ему на смену, справиться со всем? Это будет очень непросто. Во всяком случае, теперь совершенно ясно, чего стоят все слухи о нормализации религиозной ситуации в России. Конгресс 111 Ин­тернационала принял следующее решение: разрешить комсомоль­цам проникать в ряды молодежных религиозных организаций, чтобы влиять на них изнутри. Посмотрим, что из этого выйдет. С другой стороны, известный болгарский коммунист Димитров (с именем которого связано дело о поджоге Рейхстага), говоря о Франции, назвал католическую Церковь "оплотом всех реакционных сил" и с восторгом отозвался о чистке руководящих органов и армии в СССР, а также о борьбе против клерикальных банд. А в коммюни­ке, составленном во время визита Лаваля, говорится, что Сталин одобряет политику национальной обороны, проводимую французс­ким правительством... Пытаться разобраться во всем этом беспо­лезно..."

Альфан приложил все усилия, чтобы облегчить участь монсеньора Амудрю. Он сообщил в Париж, что круиз "Колумбии" созда­ет подходящие условия для отъезда епископа. "В наркомате ино­странных дел, — добавляет посол, — мне пообещали, что таможня получит соответствующие указания и будут сделаны определен­ные послабления по поводу провоза через границу книг и вещей Амудрю".

Проститься с епископом Альфан направил секретаря посоль­ства Сивана. Он нашел Амудрю в крайне подавленном состоянии: епископ расценивал Флорана как своего соперника и говорил, что посол принес его в жертву Литвинову. Обращаясь к пастве, Амуд­рю произнес: "Я провел в Ленинграде двадцать восемь лет, а те­перь они меня выгоняют". Под словом "они" епископ подразуме­вал и Советы и посла (из письма Сивана Пайяру от 5 августа 1935 года).

Хотя монсеньор Неве собирался поначалу поехать в Ленин­град, он так и не решился сделать этого. Надо было позаботиться о будущем, сберечь нервы и не возбуждать лишних подозрений у местных властей, которые могли бы увидеть в этой поездке нечто большее, чем знак уважения и любви. Он предпочел отправить в Ленинграде. Брауна, который уехал из Москвы 19 августа, пробыл там с 20 по 22 число и смог подробно поговорить с Амудрю. В день отъезда монсеньор Амудрю отслужил в церкви Лурдской Богоматери прощальную мессу, на которую собралось большое количество прихожан — в большинстве своем поляков. Служили без органа, так как органистке грозил арест, если бы она продолжа­ла играть в церкви. После последнего евангельского чтения мон­сеньор Амудрю повернулся к пастве и произнес по-русски: "До свидания, мои дорогие дети, до свидания на небе". Прихожане раз­разились рыданиями, а Амудрю, разоблачившись, вышел в неф хра­ма, где верующие со слезами на глазах стали подходить к нему, чтобы в последний раз засвидетельствовать свою глубочайшую признательность и любовь. Через час он покинул свое скромное жилище и в машине, предоставленной шведским консульством, направился к кораблю. О. Браун был вынужден попрощаться с ним у въезда в порт, потому что, несмотря на все просьбы, он так и не получил пропуск в эту зону. Лишь о. Флорану посчастливи­лось быть с Амудрю до самого его отбытия — до семи часов вече­ра. "Колумбия" прибыла в Гавр 30 августа 1935 года. Монсеньор Амудрю был принят в Риме Пием XI и поведал папе о крайне тяжелом и практически безнадежном положении католической Церкви в России292.

Процесс тамбовских доминиканок

Описанные события совпали с окончанием процесса тамбовских доминиканок. Эта славная страница в истории ордена св. Домини­ка в России, тесно связанная с именем Неве, заслуживает особого внимания.

В ноябре 1935 года в Воронеже судили трех священников, трех доминиканских монахинь и группу мирян, сосланных в Тамбов. Если бы не материальная помощь Неве, они умерли бы там с голоду. К несчастью, женщина, передававшая эту помощь, под влиянием угроз со стороны карательных органов предала этих людей. Обвиняемые должны были предстать перед военным трибуналом: им предъявля­лись тяжкие обвинения в шпионаже, грозил расстрел. "Весь про­цесс, — писал Неве, — закручивается вокруг меня. Я один на свобо­де... пока что. Мое французское гражданство не позволяет нанести по мне прямой удар; и они хотят нанести удар косвенный, еще более жестокий — бьют по невинным исповедникам веры".

Фамилии священников — Гаррейс, Бейльманн и Штаубе; имена доминиканок — Антонина, Стефания и Роза-де-Лима; посыльной, предавшей их, была некая девица Кассирова. Сестра Роза побывала в тюрьмах Иркутска, Тюмени, Нарыма и в 1933 году отказалась уехать в Польшу, чтобы остаться вместе со своими духовными сестрами. Аббат Бейльманн уже имел опыт общения с органами безопасности. Он сотрудничал с армавирским ГПУ, но потом рас­каялся и написал по этому поводу письмо в ЦИК. Через некото­рое время армавирские товарищи сказали ему: "Зачем устраивать целую историю? Если не хотите больше работать с нами, достаточ­но было сказать об этом нам, а не писать в Москву". Потом он был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму (май 1930 года). Отсидев свой срок, Бейльманн был отправлен в ссылку в Тамбов. 4 января 1935 года, после очередного обыска, он был снова аресто­ван. "Обыск был произведен и у его товарища по ссылке аббата Штаубе. У него нашли двадцать пять долларов за интенции для месс, которые я ему выслал. Штаубе оставили на свободе (времен­но). Были также конфискованы деньги, посланные аббату Бейль-манну. На вопрос, откуда у него эти деньги, Штаубе ответил: "Мне их дали прихожане"... Лучше бы он вообще ничего не говорил. Теперь у ГПУ появился блестящий повод производить обыски у тамбовских католиков. Этот достойный человек не захотел пре­дать меня, но он оказался между Сциллой и Харибдой" (письмо Неве монсеньору Джоббе от 14 января 1935 года).

Процесс проходил с 16 по 19 ноября при закрытых дверях. Судил обвиняемых военный трибунал. Сестра Стефания послала Неве сообщение об этом суде, которое тот перевел и отправил в Рим. Свидетельство сестры Стефании являет собой одну из ярких страниц Актов Мучеников. Из уважения к этому исповеданию веры мы приводим его полностью.

"Ваше Преосвященство, дорогой Монсеньор,

Приветствую вас о Господе Боге нашем. Да будет Он про­славлен, ибо воистину чудны дела Его...

Спасибо за прекрасный шоколад и конфеты (из Парижа); этот подарок доставил нам огромное удовольствие. Спасибо за все ваши заботы; они нам особенно дороги после всего того, что мы испыта­ли и так и не можем до конца осознать. Кому-нибудь со стороны может показаться, что мой рассказ полон преувеличений, но скажу честно: в действительности все было еще страшнее.

Монсеньор, я очень благодарна Богу за то, что Он дал нам возможность передать вам — хотя бы частично — нашу благо­дарность за все, что вы делаете для нас. Я счастлива, что во время допросов и перед трибуналом мы смогли доказать наше глубо­кое уважение к вам и показали агентам наркомата внутренних дел (ГПУ) и судьям, что в России есть еще католики, которые не продают своего епископа и гордятся своей верой. Я могу говорить об этом спокойно, без ложной скромности, потому что в глубине души я — как и другие сестры — убеждена, что все наши слова и дела подобает приписать не нашей собственной слабой и непос­тоянной человеческой природе, а силе и свету Господа. Наше оп­равдание явилось своего рода чудом. Благодарю вас за ваши мо­литвы и за молитвы кармелиток из Лизье, которых вы попросили молиться за нас.

Теперь расскажу о том, как примерно разворачивались собы­тия, связанные с нашим процессом. В декабре 1934 года были аре­стованы аббат Адам Гаррейс, живший где-то под Воронежем в немецкой колонии, а вместе с ним — целая группа немецких коло­нистов; шесть человек из этой группы присутствовали на суде, но некоторых освободили раньше. Говорят, что была перехвачена по­сылка, отправленная аббатом Гаррейсом аббату Бейльманну, и вло­женное в нее письмо. В январе 1935 года был арестован Бейльманн.

Нервная система Гаррейса сильно расшатана. Перед судом он провел несколько месяцев в отделении нервных болезней госпи­таля ГПУ. Он боялся расстрела, и те, кто хотел этого, смогли вос­пользоваться его страхом. Мне очень больно писать об этом: он предал своих прихожан и своих друзей-священников. Сестра Ан­тонина читала его показания против аббата Бейльманна и против вас. Он показал, что вы поручили ему вести антисоветскую пропа­ганду и заниматься сбором шпионских сведений для последующей передачи вам; он "признался" также, что втянул в эту деятель­ность и аббата Бейльманна. Я лично читала его показания против немецких колонистов и протоколы его очных ставок с ними. Это просто ужасно... В присутствии трибунала были оглашены его показания против аббатов Штаубе и Бейльманна. Но потом он во всеуслышание отказался от своих показаний. Бейльманн был аре­стован 4 января. Я прочитала его показания, данные 19 января. Это настоящий кошмар... Монсеньор, после встречи с этими свя­щенниками — такими слабыми, несчастными и непоследователь­ными — мы с сестрами испытываем только одно чувство — глу­бокую жалость. Мы прекрасно поняли, что дело не в их злой воле — они просто лишились рассудка; их совершенно запутали и, может быть, воспользовавшись их нервной и моральной слабостью, внушили поступать так, как это было надо органам. Но я хочу рассказать вам, как все это происходило. Свидетельствуя против меня, Бейльманн дал как правдивые, так и ложные показания. На­пример, он показал, что осенью 1933 года я передавала ему от вас доллары — хотя в то время я даже не была знакома с ним; он говорил также, что я приносила ему деньги и осенью 1934 года, и еще много раз, что каждый раз я требовала от него расписку, что у меня антисоветские идеи и т.д. Что касается осени 1934 года, то все было рассказано с мельчайшими подробностями — в том числе все, что я ему сообщила о вашем пребывании за границей (май— сентябрь 1934). Кроме того, Бейльманн добавил кое-что от себя по поводу вашей беседы со Святым Отцом.

Меня ознакомили также с показаниями Штаубе, в которых он говорил, что осенью 1934 года ему передали 50 долларов. В показа­ниях, датированных 19 января, Бейльманн подробно сообщает о по­ездках Кассировой (католички, жившей в Москве и передававшей помощь от меня в Тамбов. — Э.Н.) и о той связи, которую она осуществляла между ним (Бейльманном) и вами. Встал также воп­рос о материальной помощи, которую она передавала от вашего име­ни своей то ли двоюродной сестре, то ли подруге по фамилии Филончук, которая как будто бы жила исключительно на ваши деньги. (Кассирова ни разу не просила меня о помощи для этой женщины, так что, если она действительно передавала ей деньги, это происхо­дило без моего ведома, что было с ее стороны крайне непорядочно, так как деньги эти предназначались для других. — Э.Н.) Узнав, что на допросах я отрицала все, кроме передачи денег осенью 1934 года, Бейльманн впоследствии стал говорить, что я привозила деньги из Москвы лишь дважды: в то время, о котором уже говорилось, и раньше — в марте 1934 года, когда я, по его словам, передала 25 дол­ларов. Даже на суде он повторил, что получал он меня деньги дваж­ды. И лишь благодаря своему самообладанию и хладнокровию я не растерялась и заставила его признать, что он что-то путает и в марте месяце никаких денег я ему не передавала.

Священники совершенно потеряли голову. В их показаниях говорилось только о деньгах и долларах; никто из них не настоял на том, чтобы в протокол было включено упоминание об интенци­ях для месс. Только во время судебного заседания, когда стало из­вестно, что это за деньги, — а я объяснила, откуда они взялись, по какой причине и с какой целью передавались, — ситуация измени­лась и передача денег перестала быть чем-то криминальным. Речь зашла о совершенно нормальном и привычном моменте в отноше­ниях между католическим епископом, его священниками и честны­ми мирянами.

Во время судебного заседания Бейльманн и другие священни­ки категорически отказались от целого ряда своих показаний. Бейль­манн заявил, что показания 9 мая он написал под диктовку следова­теля. На суде не были зачитаны ни эти показания, ни значительная часть других, ставивших под удар вас. Должна сказать, что к на­шим показаниям (показаниям монахинь) следователь ничего не добавил и ничего в них не исказил. Нам не пришлось ни от чего отказываться. С самого начала до самого конца этого следствия мы не сказали ни одного слова, которое могло бы повредить кому бы то ни было. Наши показания были с самого начала последова­тельными и не содержали противоречий.

Правда, мне все же пришлось изменить свои показания по одному пункту: сначала я отказывалась признать, что когда-либо передавала деньги от вашего лица. Но затем, прочитав все эти подробные показания Бейльманна и Штаубе о деньгах, полученных ими осенью 1934 года, я решила, что лучше будет признать сам факт, представив его частным и ни с чем не связанным делом. Я сказала об этом во время следствия, а перед судом повторила: "Я не знаю ни одного советского закона, который бы запрещал совер­шать мессу или предписывал бы заказывать ее лично, не обраща­ясь к посредничеству третьих лиц. Я не знаю и такого закона, который запрещал бы гражданам помогать друг другу, совершая дела милосердия и любви. Передача денег от одного лица другому не является сама по себе преступлением с точки зрения закона. Следовательно, такой факт должен быть исследован с точки зрения его мотивов и целей. Мотивами и целью передачи денег, как я уже говорила, были исключительно христианское милосердие и обычай, совершенно нормальный для католиков".

Мы (доминиканки) были арестованы в ночь на 1 февраля 1935 года. Нас пятерых — троих монахинь и двух других католи­ков — увезли в Воронеж. В Тамбове нас держали в одиночных камерах. Мой допрос продолжался с короткими перерывами с один­надцати часов утра до часа ночи. На этот раз от меня добивались, чтобы я признала, что передавала доллары. Сказали даже, какую сумму я должна назвать — по 25 долларов каждому священнику. Естественно, я отказалась признать это; они продолжали настаи­вать. Вопрос был поставлен под таким углом, что получалось, буд­то священники виновны в том, что они продали Россию и получа­ли деньги в вознаграждение за преступления. Было очевидно, что священники предали нас. Когда около двух часов ночи я верну­лась в тюрьму, я была потрясена до глубины души и до самого утра не могла прийти в себя. Решила, что скорее умру, чем дам показа­ния, которые смогут поставить под удар вас, — ведь вы же полага­лись на честность доминиканок. Но как страшно было в эту пер­вую ночь думать о том, что священники, которых мы именуем отца­ми, предали нас и продали своего епископа!

В Тамбове состоялся краткий допрос. В этом городе ведение следствия было поручено заместителю начальника особого отдела воронежского ПТУ. Именно он арестовал нас и привез в Воро­неж. Поездка проходила в ужасных условиях — мы были убежде­ны, что везут на расстрел. По прибытии в Воронеж нас немедлен­но поместили в тюрьму ГПУ — снова в одиночные камеры. Дру­гих арестованных отправили в общие камеры, потому что они оказались менее скрытными, чем мы. Вскоре мы узнали, в чем нас обвиняют. Против меня выдвигались обвинения по статье 58 уго­ловного кодекса, части 10, 11, а потом еще — 17 и 6 (контрреволю­ционная деятельность). Все эти обвинения казались наглыми и жестокими: "Антисоветская агитация в городе Тамбове". "Поддер­живая личные отношения с гражданином Неве, она передавала от него деньги лицам, которые снабжали его (Неве) сведениями шпи­онского характера" и т.д. Сначала других сестер обвиняли по той же статье 58, части 10 и 11, но в июле, после ложных показаний Кассировой, им добавили часть 6.

Кассирова отреклась от католической веры и рассказывала следователям самые невероятные вещи. Во время судебного засе­дания она почти ни от чего не отказалась — за исключением неко­торых показаний против нас. Она рассказывала самые настоящие глупости о вас, утверждая, что вы заставляли ее исповедоваться и т.д. Свидетельствуя против меня, Кассирова и ее подруга Филончук сказали, что я попросила вас передать через них помощь Болюкам (бедной католической семье, сосланной в Тамбов, где на нее обрушилась еще большая нищета. — Э. Н.), и что я послала вам книгу. На суде Кассирова сказала о письме, которое я передала вам через нее в январе. Но трибунал, видя, что все ее показания абсо­лютно лишены оснований, даже не обратил внимания на этот факт. Я всегда говорила, что не надо иметь с ней дела, потому что она может предать нас в случае опасности. Даже тогда (в январе) мне не хотелось доверять ей письмо.

В Воронеже, во время второго допроса, сотрудник ГПУ Тамманн (католик-апостат, латыш) заявил, что он ездил в Москву, раз­говаривал с вами и что вы сказали ему, что дважды посылали через меня деньги Бейльманну. Я рассмеялась ему в лицо. По­скольку он настаивал на своих показаниях, я рассердилась и отве­тила, что, если бы даже сам епископ и сказал такое, это все равно бы ничего не доказывало, поскольку епископ вполне мог что-то забыть, и потребовала, чтобы мне дали ваши показания. Я снова повторила это требование, когда Кассирова стала утверждать впос­ледствии, что узнала обо всем от вас. Но следователь со злобой ответил: "Показания Неве — секретные". Все их усилия были на­правлены на то, чтобы заставить нас признать, что вы шпион, что вокруг вас существует целая шпионская организация, а мы являем­ся ее активными участницами и вашими главными помощницами. Мы сопротивлялись им, изо всех сил отвергая все эти обвинения и сохраняя свою независимость и свободу.

Примерно через месяц нас перевели из тюрьмы ГПУ в обыч­ную тюрьму и поместили всех троих в одну камеру. Я поставила следующее условие: "Если до 9 апреля нам не будут возвращены деньги, изъятые у нас при аресте, в тот же день, 9 апреля, я начну голодовку — даже если это будет грозить мне смертью". Я передала это заявление 7 апреля; на следующий день деньги были нам возвращены. В течение двух с половиной месяцев нас содержали в тех же условиях, что и прочих заключенных, и эти условия были ужасно тяжелыми и просто невыносимыми.

Нас беспрерывно водили на допросы. Других арестованных — кроме нас троих — до самого суда держали в ГПУ. Сначала нас допрашивал заместитель Тамманна по фамилии Зайцев — очень грубый тип. Он без конца задавал мне один и тот же вопрос: "Ког­да вы передавали деньги от Неве? Сколько? Что просил он пере­дать священникам? Какие сведения посылали они ему? Когда сест­ры ездили в Москву?" и т.д. Устав повторять одно и то же, я наконец сказала, что не хочу больше отвечать и не собираюсь вно­сить какие-либо изменения в свои показания. Тогда он пришел в такую ярость, что тут же позвонил Тамманну и потребовал, чтобы нас немедленно поместили в разные камеры. Тогда нас — сестру Розу и меня — перевели в ужасные камеры, полные воровок и проституток. В этих камерах было по 20—25 человек и всего по 14 коек: голый пол, разбитое окно, сырость, клопы и т.д. Сестре Розе пришлось провести шесть ночей на полу, среди вшей, плечом к плечу с другими заключенными. Мы пробыли в таких условиях четыре с половиной месяца. Прокурор и сам Тамманн заходили в эту камеру и видели, что там творится, но ничего не пожелали изменить. Поскольку у меня слабое здоровье, сестра Антонина по­просила, чтобы нам позволили поменяться местами — ее камера была немного получше, — но мы получили отказ в грубой форме. Невозможно и представить, что нам пришлось вынести. Но все эти опустившиеся люди обращались с нами безупречно и, можно ска­зать, даже трогательно. В общем, в тюрьме нас любили и уважали, что приносило большое утешение.

Каждый допрос приносил нам страшное чувство боли, потому что мы узнавали, что все нас предали: священники, жена Болюка, женщина, у которой мы жили, — и все они были католиками. Во время судебного заседания почти все они отказались от своих по­казаний. Но в тюрьме... Скольких трудов и боли стоило нам при­держиваться той линии, которой мы решили следовать с самого начала. Как вы понимаете, моральные страдания были гораздо страш­нее физических. С одной стороны, нужно было сохранить свое до­стоинство, а с другой — быть начеку, чтобы человеческая слабость и бесчестие не обернулись против нас и нашей веры. Представьте себе эти десять месяцев, на протяжении которых нам было даже нечем заняться: следователь запретил давать нам бумагу или нит­ки; представьте себе эти ночи с их ослепляющим освещением (на лампочках не было никаких абажуров), эти четыре с половиной месяца, на протяжении которых мы вынуждены были слушать лишь нецензурную брань, быть свидетельницами насилия и драк — и при этом нас преследовала ужасная мысль о том, что нас предали все. Мы делали все, что было в наших силах, чтобы бороться со слабостью естества; мы принимали самые тяжелые испытания судьбы, но хотели обрести нравственную победу, мы старались сде­лать все, чтобы не была посрамлена наша вера и чтобы была спасе­на наша честь.

И все это получилось совершенно странным и чудесным об­разом. 13 августа нас перевели вниз, на другой этаж, где были чис­тенькие камеры на четыре человека каждая. 16-го числа комен­дант тюрьмы на свой страх и риск перевел нас наверх и поместил нас втроем в одну камеру — это произошло после того, как мы согласились находиться в камере, где раньше сидели заключенные, больные заразными венерическими болезнями. Мы произвели тща­тельную уборку, разместились в этой камере и... в течение целого месяца были очень счастливы. 9 сентября мы дали расписку в том, что нам сообщено, что судить нас будет военный трибунал в Мос­кве, а 10 сентября, по особому приказу прокурора, нас неожиданно разлучили и поместили в разные камеры.

Начались ужасные времена; невозможно описать все это. И вдруг внезапно все изменилось. 30 октября нас отвезли в Воро­нежскую особую юридическую коллегию. Слушание дела прохо­дило с 16 по 19 ноября. Это были дни нашего триумфа, дни победы благодати над человеческим насилием и грубостью, Божественной правды — над ложью и клеветой. Вы не можете себе представить, какое впечатление произвели доминиканки на всех, собравшихся в зале суда. У меня нет сил писать об этом... Слава Богу! Я заявила: "Я католичка и горжусь этим; я доминиканка и тоже горжусь этим, но у вас нет никакого права осуждать меня за это, ибо Бог не является лидером какой-либо политической партии, и учение Иисуса Христа — это не политическая программа, а программа любви и милосердия". И поскольку Кассирова продолжала приписывать вам какие-то слова, я просто высмеяла ее"293.

30 января 1936 года Неве информировал Рим о том, что там­бовские сестры были оправданы военным трибуналом в Вороне­же, но по поводу этого дела должна быть еще подана кассация. Священники Гаррейс, Бейльманн, Штаубе и Вербицкий были приго­ворены к лишению свободы.

Это яркое живое свидетельство об исповедничестве тамбовс­ких монахинь показывает, насколько оправданно было то восхище­ние, которое испытывал Неве к доминиканкам — истинным доче­рям Святой Руси: "Все наши доминиканские терциарки из рус­ских — воистину настоящие героини, достойные восхищения. Их жизнь являет собой еще одну славную страницу в истории Мате­ри нашей Святой Церкви, и они показывают, какие сокровища благочестия, чистоты, смелости и любви к Господу нашему открывают­ся в глубине русских душ, когда они, по милости Божией, принима­ют истины католической веры. Всего месяц назад одна из них повторяла мне, как счастлива она претерпеть тюрьму за верность папе и за любовь к Святейшему Верховному Понтифику. Несмотря на преследования, несмотря на коварно устроенные ловушки, эти благородные чада обратили в католическую веру значительное количество русских и евреев, которые, в свою очередь, стали ревно­стными верующими. Я горжусь тем, что могу воздать должное доб­родетелям этих святых сестер. Как много смогли бы они сделать — при их ревности о Господе, — если бы мы имели в России хоть немного свободы! В тюрьмах, в концлагерях, на принудительных работах, в ссылках — везде они остались верны своему призва­нию и священным обетам; они пронесли с собой благоухание Хри­стово и свет нашей веры. И что же! Они рождены и крещены в славянском обряде, они привязаны к обычаям своих предков, но в то же время не испытывают никаких затруднений, посещая латин­ские церкви и приступая в них к таинствам. Так же поступают и другие русские католики, лишенные своих священников. Вот кто обладает поистине католическим (вселенским) духом"294.

31 июля 1936 года Неве покидает Москву. Его провожает Литвинов

Отъезд монсеньера Амудрю оказал большое впечатление на Неве, хотя он и старался сохранять спокойствие. 28 июля 1935 года Неве писал монсеньору Джоббе: "Сегодня у меня очень хорошее настро­ение, я очень рад. И вот почему. 19 июля наш посол Альфан сказал мне, что наркомат иностранных дел недоволен мной, что Литвинов до сих пор чувствует себя уязвленным в связи с тем, как я был рукоположен во епископы (как будто я домогался епископства). Он заявил, что я — агент Ватикана в Москве. Я в подробностях расска­зал послу о том, как меня хиротонисали — он до сих пор не знал этого, — и сказал ему: "Я очень горжусь тем, что меня считают агентом Ватикана: это, между прочим, долг каждого католического епископа, верного папе, и я очень надеюсь, что Литвинов, которого я весьма уважаю, не рассчитывает на то, что я когда-нибудь стану аген­том III Интернационала". Посол улыбнулся и сказал: "Если они продолжат нападки на вас, я это так не оставлю. Помните, что я с вами". Что ж, хорошие слова. Посмотрим, что выйдет на самом деле. Вторая причина моего огромного и совершенного счастья: вчера я получил частное письмо от нашего дорогого монсеньора д'Эрбиньи, в котором он сообщает, что в третьем номере пробольшевистского журнала "Terre nouvelle" (орган "Христианских революци­онеров") пишут, что меня пора отдать под большевистский суд. В журнале не называется мое имя, но говорится, что я живу в посоль­стве и пользуюсь дипломатической почтой. Публикация заверша­ется следующим обещанием: "В день, о котором мы говорим, еще полетят головы..."295.

Весной и летом 1935 года Неве испытал два сильнейших уда­ра: 7 марта в Вятке умер экзарх Леонид Федоров, а 1 августа в Бутырках погиб епископ Варфоломей. Несмотря на присутствие о. Брауна, он ощущал себя совсем одиноким в России. А тем вре­менем сами большевики, желая создать себе реноме за границей, распускали слухи, что хотят пойти на переговоры с Ватиканом, однако было похоже, что они поджидали, пока в России не останет­ся ни одного католического священника и ни одной католической церкви. Апостольскому администратору Могилева Петру Авгло, ко­торому уже 74 года и который даже не может ходить, в связи с чем ГПУ еженедельно проводит допросы у него на дому, агент этого "органа" сказал: "Мы решили вас ликвидировать. Можете быть уверены: так оно и будет. Итак, чтобы не заставлять нас прибегнуть к насилию, уничтожьте себя сами" (16 июня 1935 года). Даже если "бедный апостольский администратор Москвы оста­нется совсем без приходов, которыми он мог бы управлять, Цер­ковь не умирает, и надо помнить, что славный Гроб Господен нахо­дился совсем недалеко от Голгофы, на которой казалось, что все потеряно" (13 августа 1935 года). "Наступит еще время милосер­дия. Блажен, кто доживет до тех времен!"

Стоит отметить и отрадные моменты: в воскресенье 14 апреля, в национальный праздник Франции, в связи с большим стечением иностранных туристов в церкви св. Людовика было совершено че­тыре мессы — их отслужили монсеньор Неве, американский свя­щенник о, Браун и настоятель церкви св. Амвросия в Париже кано­ник Норман, пришедший в храм в сутане. "Все отнеслись к нему с уважением, но у прохожих Норман вызвал явное любопытство". Он был гостем Альфана, дочь которого готовил к принятию первого причастия еще в бытность свою викарием в Сент-Оноре-д'Эйло.

В то время как полным ходом шло закрытие православных и католических церквей, "подтвердилось, что большевики намерены предоставить знаменитому ученому академику Павлову сумму в размере 60 000 рублей, чтобы он смог построить церковь возле лабораторий, которые собираются создать в окрестностях Ленин­града для его опытов. Павлов — православный верующий; боль­шевики пытаются показать, что это именно им он всем обязан. Кроме того, этот жест "терпимости" должен понравиться за рубе­жом. Но мы-то знаем что почем"296.

В то же самое время в Ленинграде были закрыты церкви на 14-й линии Васильевского острова и в Детском Селе, при бывшем приюте сестер-францисканок. Время от времени о. Флоран ездил в Москву и встречался с Неве, который старался приободрить его, проявляя знаки благожелательности и уважения. Он был заметно удручен трудностями пастырского служения, испытывал проблемы с языком, тяготился своим окружением. "Я виделся с о. Флораном. Он был очень растерян и даже расплакался, обняв меня. Я сделал все что мог, чтобы приободрить его. Не думаю, что стоит рукопола­гать его во епископа — он слишком молод и неопытен. Да даст ему Господь доброго здоровья и избавит от всех сетей, которые расставляют на его пути наши красные ребята".

1936 год был последним для Неве в России. Он все больше и чаще уставал. Его организм был истощен. Епископ страдал от переутомления, сдавало сердце. Но, несмотря на это, он продолжал информировать Святой Престол о последних событиях. 30 янва­ря Неве сообщает радостную новость: "21 декабря католикам был возвращен саратовский собор: во ВЦИК была направлена петиция, подписанная 2000 человек, она смогла сдвинуть дело с мертвой точки. Но члены саратовского городского совета грозят обложить приход такими налогами, что в скором времени храм снова может закрыться. Напротив, в Киеве больше нет священ­ника: на Рождество тысячи верующих собрались в церкви, пели песнопения под орган; польский консул раздавал материальную помощь нуждающимся — у всех прихожан стояли слезы на гла­зах. Мне сказали, что большевики разрешили харьковскому свя­щеннику время от времени ездить в Киев, но это известие не подтвердилось. Гонение, причем еще более изощренное и лице­мерное, продолжается".

В письме от 13 февраля 1936 года, адресованном монсеньору Пиццардо, Неве сообщает о закрытии церкви в Тамбове: после волны арестов 1935 года в этом городе почти не оставалось католиков. Мать и сестра настоятеля аббата Вербицкого, пригово­ренного к восьми годам заключения, живут в нищете. Из Симфе­рополя не поступает никаких сведений о монсеньере Фризоне, который по-прежнему находится в тюрьме. "О положении право­славных мне известно следующее. В течение прошлого года ГПУ активно занималось объединением "обновленческой" церкви с "тихоновской". Чего только не увидишь в этой стране чудес! После переговоров митрополит Сергий решительно заявил, что он не желает церковного союза с митрополитом Александром Введенским (из обновленцев, женатый, причем дважды), хотя ГПУ обещало тихонько услать его куда-нибудь в провинцию. После этого сергиевский синод был распущен: сам он — старый и ту­гой на ухо — не выходит из своей комнаты, а все церковные дела поручены — по милости ГПУ — архиепископу Питириму Мос­ковскому, которого все православные открыто обвиняют в том, что он является агентом советской полиции. Дело заходит так далеко, что этот Питирим своей собственной (?) властью закры­вает те немногие православные храмы, которые до сих пор оста­вались действующими. Если бы Господь дал нам хоть малую толику свободы, как быстро смогла бы набрать силу Католичес­кая Церковь".

В том же письме Неве критикует информацию о положении религии в России, опубликованную в журнале "Irenikon". В Мос­кве остались действующими еще около сорока церквей. Есть еще большое количество закрытых церквей, колокольни которых по-прежнему венчают кресты. Кое-где кресты заменены звездами. Что касается открытия новых церквей, Неве пишет: "Лично мне неизвестно об открытии новых приходов, потому что для этого по­требовалось бы построить новое культовое здание".

Упомянутое в той же хронике число действующих прихо­дов — 36 000 — явно относится к области фантастики. Во всей Российской империи было 41 270 приходов. Что касается нынеш­него положения, то некоторые выводы можно сделать исходя из тиража религиозных журналов, рассылаемых во все существую­щие религиозные объединения. Тираж обновленческого "Вестни­ка" упал в 1931 году с 3000 экземпляров до 2000. "Журнал Мос­ковской Патриархии" выходил еще год назад тиражом 3000 экзем­пляров. "Говорить правду — самая хорошая политика, и только ее позволяет нам христианский закон"297.

8 марта Неве сообщает, что ходят слухи о назначении Альфана послом при Святом Престоле. Он хотел бы добиться улучше­ния отношений между СССР и Ватиканом. "Но при фанатизме наших правителей он ничего не добьется. Слова примирения, про­изнесенные в мае прошлого года в присутствии Сталина, не име­ли никакого эффекта". По мнению Неве, значительно облегчала задачи большевиков антирелигиозная политика III Рейха.

Повышенное артериальное давление, больное сердце, бессон­ница — Неве явно был необходим отдых. Монсеньор Джоббе пред­ложил ему съездить отдохнуть в Киев, где климат был лучше. "По­ездка в Киев, — ответил Неве, — была бы самым неудачным ре­шением; перемещения иностранцев тщательно регламентируются, а там около 30 000 католиков. Они ни за что не пустят в Киев епископа-иностранца".

Создается впечатление, что по этому поводу между Римом и Неве вышло какое-то недоразумение. Когда Неве спросил, может ли он вернуться во Францию, в Риме подумали, что ему тоже гро­зило выдворение из СССР. 6 апреля 1936 года он писал Жерве: "Ex urbe (из Рима) мне запретили ехать во Францию; велели держаться и уступить только в случае применения насилия". Тем временем произошли изменения в политической жизни Франции: на выборах в законодательные органы власти, проходивших с 26 апреля по 3 мая, победил Народный фронт. "От нас только что уехал секретарь посольства Пьер Шарпантье, — писал Неве 5 мая. — Он из богатой семьи и говорит, что неизбежна девальвация франка". Неве стал опасаться за дальнейшую судьбу своих посла­ний и спрашивал, не собираются ли еще закрывать нунциатуру. О такой возможности ему писал канонический советник французс­кого посольства при Святом Престоле монсеньор Видаль.

25 июня 1936 года Неве решил наконец сообщить монсеньеру Пиццардо о плохом состоянии своего здоровья: Альфан направил в Париж телеграмму, в которой просил выхлопотать у Святого Отца отпуск для Неве. Он также прилагал все усилия, чтобы со­ветское правительство согласилось предоставить епископу выезд­ную и въездную визу.

Неве оставалось готовиться к отъезду из Москвы и думать, что Ватикан, возможно, назначит ему преемника, хотя он лучше, чем кто-либо иной, знал, как трудно было бы поставить в Москве ново­го епископа. Но, оставаясь послушным чадом Церкви, Неве писал: "Я предаю свою судьбу, жизнь и смерть, в руки Святого Отца". 12 июля 1936 года ответа из Рима все еще не было: "Urbs alte silet (Город хранит глубокое молчание)!" Ответ пришел 14 июля: Рим разрешал отъезд Неве. В этот день Альфан был болен, и прием по случаю национального праздника устраивала его супруга вместе с монсеньером Неве. Этот прием оказался для него — хотя сам епископ еще не знал об этом — прощальной встречей с московс­кой французской колонией и дипломатическим корпусом, среди представителей которых было много друзей и прихожан Неве.

Поездка сыграла роль хорошего врача. Супруги Альфан уез­жали из Москвы вечером 31 июля на новом скором поезде, кото­рый шел до Парижа на пятнадцать часов меньше, чем прежние поезда. Литвинов простился с послом и дружески пожал руку монсеньору Неве, который доставлял ему так много беспокойства на протяжении последних десяти лет... После этого рукопожатия Неве, после тридцати лет необычного и совершенно уникального в своем роде служения, покинул Россию.

"Мы приехали в Париж в 10.45 2 августа 1936 года, нас встречали о. Жерве, парижские отцы и монсеньор д'Эрбиньи, спе­циально приехавший на экспрессе из Нанта. На вокзале был так­же Андре Альфан, пришедший встретить отца и своих близких". Монсеньор д'Эрбиньи еще раз встретился с Неве утром 4 августа: "Он рассказал мне кучу интересных вещей. К сожалению, не все эти новости были радостными".

Итоги

Непросто подвести итог десяти годам служения Неве в качестве апостольского администратора России. Впрочем, сам епископ со­ставил документ, который может сойти за итоговый отчет о его служении. Речь идет о сводной справке, характеризующей состоя­ние Католической Церкви в трех епархиях, расположенных на тер­ритории СССР, — Могилевско-Минской, Житомирской и Тираспольской. Этот документ Неве отправил монсеньеру Пиццардо для папы. В нем сопоставляются данные о количестве прихожан, священни­ков и церквей за 1917, 1926 и 1935 годы. "Многие просили меня составить что-то вроде сводной таблицы, по которой можно было бы судить о положении католицизма в дореволюционной России и после восемнадцатилетнего правления нынешнего режима, — пи­сал Неве монсеньеру Пиццардо 23 сентября 1935 года. — Считаю своим долгом послать этот маленький труд в первую очередь Вашему Преосвященству. К сожалению, я не располагаю такими документами и цифрами, которые позволили бы мне уточнить и сделать более подробной эту печальную таблицу; но приведенные лаконичные данные достаточно красноречивы, и, если вы покажете их Святому Отцу, Его Святейшество сможет с еще большей ясно­стью увидеть, какой огромный удар был нанесен советским атеиз­мом по нашей святой вере. Как много человек погибло... Но Цер­ковь не умрет, и однажды, Божией милостью, будет продолжено на огромных территориях России дело католического апостолата"298. Все старые епархии, говорится в этом документе, перестали существовать и в 1926 году были заменены десятком апостольс­ких администратур. Из апостольских администраторов в епис­копском сане остался только один; это был единственный католи­ческий епископ во всем Советском Союзе299. Все епархиальные семинарии были закрыты, и пополнение кадров священнослужите­лей стало, начиная с 1918 года, практически невозможным.

Вот некоторые статистические данные о трех бывших епар­хиях, остававшихся на территории советской России после войн и революций.

Могилевская архиепархия, соединенная с Минской епархией, насчитывала в 1917 году: священников — 473, церквей и часо­вен — 331, католиков — 1 160 546. В 1926 году: 85 священников епархии оставались в России; 151 священник был вынужден по­кинуть страну; 18 священников учились в духовных учебных за­ведениях за рубежом; 11 священников находились в заключении; остальные были расстреляны; оставались действующими 296 цер­квей и часовен. В 1935 году оставалось всего 16 священников... Еще 69 томились в тюрьмах, в ссылках, в "исправительных" конц­лагерях. Некоторые, взятые как заложники, были обменяны и отправлены на родину — в Польшу, Литву, Латвию. Многие умерли в тюрьмах и на принудительных работах. Остается не больше трех десятков церквей и часовен. Во всей Сибири (территория которой более чем в двадцать раз превышает территорию Франции) есть всего один официально зарегистрированный священник.

Луцко-Житомирская епархия включала в себя значитель­ное количество мест с большой плотностью католического населе­ния. До революции в трех губерниях, находившихся в юрисдик­ции епископа Житомирского — Киевской, Волынской и По­дольской, — было 527 000 католиков, 582 церкви и часовни. Эти цифры подразумевают значительное количество духовенства — в епархии было не меньше 200 священников; к 1932 году оставалось всего 26 священников, а в 1935 году почти все они были лишены паспортов, арестованы или отправлены по ту сторону Днепра как бродяги.

В Киеве на два католических прихода нет ни одного священ­ника. Несмотря на все подписанные договоры, консулы Италии и Польши лишены возможности посещать мессу. Апостольский ад­министратор Житомира монсеньор Яхневич, больной старик, нахо­дится в тюрьме; его викарный епископ умер; верующие лишены возможности прибегать к таинствам Церкви. Значительная часть католического населения, жившего вдоль границ, подверглась эксп­роприации и была отправлена на принудительные работы — рыть каналы и строить железные дороги.

В 1917 году в Тираспольской епархии число священников равнялось 181, они окормляли 233 церкви и часовни, посещавшиеся 384 066 верующими. Епархия была разделена на две апостольские администратуры. В северной администратуре из 49 священников осталось всего 4. Саратовский собор закрыт. В южной админист­ратуре в 1930 году было 57 священников, окормлявших 68 церк­вей или часовен. Большое количество духовенства епархии было арестовано в начале 1936 года и приговорено к ссылке за пользо­вание услугами Торгсина — официальной организации, производя­щей в России и за рубежом торговые операции с иностранной валютой. Эти священники получали из-за рубежа денежную по­мощь в иностранной валюте. Огромное количество немецких зем­ледельцев, живших на юге России и в Поволжье, были лишены всей своей собственности, сосланы или отправлены на принуди­тельные работы. Такая участь постигла и католиков, и протестан­тов.

Византийский обряд. Католики славянского обряда образо­вали в больших городах общины наподобие приходов, что давало большие надежды на распространение католицизма в России и на объединение Церквей. Их экзарх Леонид Федоров, подвергавшийся царским и большевистским ссылкам, умер в Вятке 7 марта 1935 года. Почти все священники находятся в заключении или в ссыл­ке. Не существует больше ни одной приходской общины славянс­кого обряда. Русские католички — в том числе их настоятельни­ца, мужественная мать Анна Абрикосова (она находится в тюрьме, и о ее судьбе ничего не известно) — все были арестованы за католическую веру.

Армянский обряд. На Кавказе были приходы католиков ар­мянского обряда. Некоторые из них продержались до сих пор. Апостольский администратор, монсеньор Багратян, арестованный уже много лет назад, был сослан на Белое море, недалеко от Соловков. Многие другие армяно-католические священники находятся на принудительных работах.

Халдейский обряд. Для полноты информации сообщим, что единственный оставшийся в России халдо-католический священ­ник пока на свободе... временно300.

Достаточно этих фактов, резюмирует в заключение Неве, что­бы увидеть, какой свободой пользуются в России католики, и по­нять, что Литвинов просто издевался над президентом Рузвель­том и общественным мнением США, расхваливая им советское законодательство о религии.

|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|