Минск "Харвест" - Москва "Аст"
2000

1 Таково было первоначальное название пражского цик­ла докладов.

2 Постоянное отождествление чувственных качеств тел, реально воспринимаемых в опыте, нашего повседневно со­зерцаемого мира, таких, как цвет, осязаемость, запах, теплота, тяжесть и т. д., с самими телами, как с их свойствами, с чувствен­но данными, - все это дурное наследие той психологической традиции, которая берет свое начало с Локка. «Данные ощу­щений» также называют чувственными качествами и вообще не отличают от них. Там же, где начинают проводить разли­чие (не описывая, что весьма необходимо, его подробно), важ­ную роль играет то заблуждение (о нем мы еще будем говорить в дальнейшем), что «данные ощущений» непосредственны. С этим же связано и отождествление тел с физико-матема­тическими телами, смысловые истоки которого мы должны исследовать. Здесь мы говорим, оставаясь на почве действи­тельного опыта, о качествах, свойствах тел, действительно воспринимаемых нами. И если мы говорим о них как о полноте всех форм, то мы рассматриваем эти формы как «качества» са­мих тел, причем как чувственно воспринимаемые, т. е. как то, что дано не в соотнесенности с определенными органами чувств, подобно αιουητα κοιυα, а есть αιουητα ιδια.

3 Более точное изложение содержания понятия «конечное многообразие» дано в кн.: «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии». 1913. С. 135; идеи «mathesis universalis» в кн.: «Логические исследования», т. 1,1900 и «Фор­мальная и трансцендентальная логика.» Галле 1930.

4 Когда я здесь весьма часто использую термин «физикализм», то употребляю его исключительно во всеобщем смыс­ле, понятном в ходе наших исследований, а именно в смысле философских заблуждений, которые проистекают из невер­ного истолкования истинного смысла физики нового вре­мени. Здесь это слово отнюдь не имеет в виду «физикалистское движение» («Венский кружок», «логический эмпиризм»).

5 Цель (греч.) - прим. ред.

6 Воздержание (греч.). - прим. ред.

7 Удивление (греч.). - прим. ред.

8 Мнение (греч.). - прим. ред.

9 Знание (греч.). - прим. ред.

10 С точки зрения вечности (лат.). - прим. ред.

11 Вещи протяженные (лат.). - прим. ред.