§5050. МНИМЫЙ ПОХОД НА ЗАПАД (НТ, § 33)
Обстоятельства, породившие этот слух, выглядели следующим образом. По завершении коронации Гуюка должна была состояться встреча папских посланников с вновь избранным великим ханом. План войны с Западом, о которой брат Ц. де Бридиа пишет как о решенном и достоверном факте, у брата Иоанна выглядит как придворная тайна: «И когда император услышал от наших тартар, что мы пришли к нему, то он приказал чтобы мы вернулись к [его] матери, по той причине, что он намеревался на следующий день воздвигнуть знамя против всей земли запада, как нам говорили те, кто знали достоверно, как сказано выше; ведь он хотел, чтобы мы оставались в неведении. И когда мы вернулись, то пробыли [там] несколько дней и снова вернулись к нему» (LT, IX. 38). В «Истории Тартар» сведения о войне против Церкви Божией и всех государств Запада дублируют аналогичные сведения из § 24, где речь идет о походах времени Угедея, и, скорее всего, в обоих случаях принадлежит брату Ц. де Бридиа. Неопределенные «земли запада» превращаются у брата Ц. де Бридиа в «государства Запада» (ср., однако, с утверждением брата Иоанна, где также фигурируют государства Запада, LT, VIII. 3).
Согласно Рашид ад-Дину, распоряжения Гуюка выглядели так: «Он назначил для стран и областей войска и отправил [их]. Субэдай-бахадура и Чаган-нойона он послал с бесчисленным войском в пределы Хитая и в окрестности Манзи, Илджидая с назначенным войском он отправил на запад и приказал, чтобы из войска, которое находится в Иранской земле, из таджиков, выступило в поход по два [человека] от [каждого] десятка и, начав с еретиков, подчинило бы враждебные области. А сам он решил пойти сзади, хотя и препоручил Илджидаю все то войско и народ; в частности, дела Рума, Грузии, Мосула, Халеба и Диярбекра он передал в управление ему с тем, чтобы хакимы тех мест держали бы перед ним ответ за налоги и чтобы никто больше в то [дело] не вмешивался» (Рашид ад-Дин. Т. II.С. 120). Как показывают дальнейшие события, поход на христианский Запад не планировался497. Следовательно, имелась какая-то важная причина, побудившая францисканцев писать о планируемом монгольском походе против христианского мира. В «Романе о Чингис-хане» изложено пророчество, предрекающее гибель империи (LT, V. 18-19; НТ, § 41; продолжение этой темы в коммент. 55). В пророчестве говорится, что монголы сражались 42 года и должны править миром 18 лет, после этого они будут побеждены неизвестным народом, и те из них, кто спасется, примут веру победителей. В изложении этих сведений братом Ц. де Бридиа исчезает указание на сроки, а грядущими победителями названы христиане (НТ, § 41). Содержание НТ § 33 показывает, каким образом брат Ц. де Бридиа пытается использовать пророчество для обоснования слуха о готовящемся монголами походе на Запад. Восемнадцать лет правления миром превращаются у него в восемнадцать лет грядущих непрерывных сражений. Дальнейшую судьбу этого «слуха», за которым стоит пророчество, демонстрирует приписка к люксембургской рукописи книги брата Иоанна (см. коммент. 44). Там же показано, что до францисканцев дошли какие-то неясные придворные интриги и сплетни, связанные со смертью Угедея. Однако в донесениях неясные слухи предстают как твердые факты. Вполне понятно стремление папских послов предугадать ход мировых событий, но эта сторона миссии имеет отношение более к политике, нежели к истории.