|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

§4949. ЗЕМЛИ ХАЛИФА БАГДАДА (НТ, § 31)

Во времена Угедея поход на Багдад не планировался (см. коммент. 31). Согласно донесению брата Иоанна, войска Хирподана после покорения Армении и Грузии направились «к стране султана Урума492, который был достаточно велик и могущественен, сразились с ним и победили. И двинулись дальше, воюя и побеждая, вплоть до земли султана Дамаска493, и теперь им подчинена также и эта страна и предполагают напасть на другие страны, [расположенные] за этими, так что вплоть до сегодняшнего дня они в свою землю не вернулись. Другое войско пошло против страны калифа Балдакского, которого они также подчинили себе; и они дают ежедневно в качестве дани сорок бизанциев, не считая балдекинов и других подношений. И они [монгалы] ежегодно отправляют послов к калифу, чтобы он к ним явился; он вместе с данью посылает большие подношения, прося, чтобы ему простили его отсутствие. Император, принимая дары, тем не менее посылает за ним, чтобы он прибыл» (LT, V. 34).

В 1242г. монгольский полководец Бачу-хурчи (Байджу) сменил разбитого параличом Чармагуна (Хирподана) и стал по жребию главнокомандующим на Востоке. Бачу-нойон завершил покорение земли румского султана из династии Сельджукидов Гийяс ад-Дина Кай-Хусрау II (1237-1246). Эти события подробно освещают армянские историки (Киракос Гандзакеци. 35). Именно о Бачу-нойоне (Байджу), а не Хирподане говорится в донесениях, что «он доныне сражается с султаном Дамаска». Неосведомленность францисканцев о смене нойонов выглядит удивительно. К Байджу в Персию прибыла для переговоров летом 1245 г. доминиканская миссия во главе с братом Асцелином (Симон де Сент-Квентин. XXXII. 40).

В персидской космографии «Чудеса мира», созданной накануне монгольского нашествия, Ирак предстает центром мира: «Ирак относится к четвертому климату и расположен в центре Вселенной. [Климат в нем] необычайно умеренный, воздух здоровый. В Ираке много крупных городов. Некоторые из них я уже описал, как, например, Багдад, Исфахан, Рей, которые являются крупнейшими городами Ирака. В древних книгах упомянуто, что земля Рея - это [чистое] золото, она застрахована от стихийных бедствий <...>. Мада'ини говорит, что "пределы Ирака - от города Хит до границ Сина, [Индии и Синда, до Рея и Хорасана, Дайлама, Джибаля и Исфахана]". Почет Ирака прежде всего в том, что это - резиденция халифов. Правителем, наделенным всей полнотой власти, называют того, в чьем владении будет находиться Ирак. Восхвалять правителя Ирака нет необходимости и не будет [впредь]» (Чудеса мира. 576).

Брат Иоанн говорит о халифе Багдада; армянский историк Киракос Гандзакеци дает следующее объяснение этому титулу: «И царь, восседавший в нем [в Багдаде], назывался не султаном или меликом, как принято было называть других [правителей] из тюрок, персов и курдов, - его именовали халифом, т. е. наместником Магомета494» (Киракос Гандзакеци. 60). Киракос именует Багдад «великим городом мусульманского государства, расположенным между персами и сирийцами». «Халиф, восседавший в нем, был из рода Магомета, поскольку „халиф" означает „преемник". Ему покорны были все султаны, исповедующие мусульманскую веру, - и из тюрок, и из курдов, и из персов, и из еламитов, и из других народов. Он был главным законодателем их государства, а они [султаны] по договору подчинялись ему и уважали его как родственника и соплеменника основоположника веры своей - первого лжеучителя их» (Киракос Гандзакеци. 59).

Правителем Ирака с 1226 по 1242 гг. был халиф ал-Мустансир. Этот халиф, отличавшийся, как говорили, феноменальной расточительностью, щедро тратил накопленное дедом на обширное строительство, которое он развернул в Багдаде, и на покровительство наукам. Свою главную задачу он видел в укреплении границ Багдадского халифата и войнах за веру. Армия его была числено больше, чем у отца и деда495. В 1229 г. халиф наладил отношения с хорезмшахом Джалал ад-Дином. Халиф стремился создать политический союз, направленный на организацию отпора монгольским ордам, которые стали беспокоить границы Багдадского халифата. Уже в 1237 г. монголы появились в окрестностях Багдада, нанесли поражение семитысячному халифскому войску и ушли с богатой добычей. Рашид ад-Дин писал об этих событиях следующее: «В Багдаде в начале упомянутого времени халифом из рода Аббаса был ал-Мустансир-биллах. По приказу Байджу-нойона монгольское войско отдельными отрядами совершало набеги на границы Багдада; они осадили Арбелу и взяли ее с бою. <...> А халиф требовал от факихов разъяснений, что достойнее - паломничество в Мекку или объявление священной войны. Единогласно вынесли решение [о том], что объявление священной войны [лучше]. [Халиф] приказал в этом году не отправляться в хадж. Улемы [ученые богословы], факихи [законоведы], знатные и простолюдины, местные люди и иноземцы, - [все] занялись изучением правил обращения с оружием и стрельбой из лука. [Халиф] приказал отстроить ров и крепостную стену Багдада. На крепостной стене установили камнеметы» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 123-124). В 1242 г. ал-Мустансир умер (ходили слухи, что насильственной смертью). Восшествие на престол ал-Муста'сима происходило тайно. Под покровом ночи он был доставлен в халифский дворец и объявлен халифом. Его правление началось в обстановке резкого обострения отношений между коалициями при дворе. Сам ал-Муста'сим, человек слабый, если не слабоумный, далекий от политики и пристрастный к развлечениям, был пешкой в руках придворных лидеров. Халиф, казалось, совсем не понимал, какая опасность нависла над Багдадом. Окруженный свитой и государственными мужами, он регулярно наведывался в Васит, где у него был дворец для развлечений. Действия ал-Муста'сима были непредсказуемы, приказания лишены смысла. У власти оказалась ничтожная личность, сведшая на нет все усилия предшественников в деле объединения мусульманских правителей перед лицом надвигавшихся монгольских орд496. Пророчески звучат слова Ибн аль-Асира (умер 1233): «Да пошлет Аллах всевышний исламу и мусульманам помощь от себя, ибо мы не видим между царями мусульманскими никого, в ком было бы желание вести священную войну [с монголами] или вступиться за веру; нет, каждый из них только предается своим забавам, увеселениям и притеснению своих подданных» (Сборник материалов. Т. I. С. 39). В «Летописи» епископа Степаноса есть запись: «В году 694 армянского летосчисления [1245] татары завоевали земли Багдадского халифа» (Армянские источники, с. 35). В 1258 г. Багдад пал, и халифат был уничтожен. Весть о падении Багдада парализовала волю к сопротивлению в мусульманском мире. Монголы, почти не встречая противодействия, подошли вплотную к владениям мамлюков и только здесь, в Сирии, в 1260 г. были окончательно остановлены.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|