§5151. «СПИСОК ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ» (НТ, § 34)
51.1. В «Истории Тартар» Список покоренных народов завершает историю фантастических походов Чингис-хана и военных кампаний эпохи хана Угедея. Список стран, входящих в монгольскую империю, предваряется пророчеством о грядущей гибели монголов. Появляется загадочное число в восемнадцать лет, в течение которых они будут непрерывно сражаться. В следующем за Списком параграфе заявляется, что окончено описание происхождения монголов и войн, которые они вели. Последнее обстоятельство также свидетельствует, что Список находился в той части переводного сочинения, где говорится о походах Чингис-хана, следовательно, в романе. В донесении брата Иоанна Список находится в седьмой главе, посвященной землям и странам, которые монголы подчинили своей власти498. В седьмой главе нет сведений легендарного характера. Имеются ли у нас, в таком случае, основания отнести Список к сюжетам «Романа о Чингисхане»? Да, таким основанием является наличие в Списке фантастических народов.
В версии брата Иоанна Список предваряет сообщение о том, что монголы взимают дань даже с тех народов, которые им не подчинены, обитают далеко и граничат со странами, которых монголы до известной степени опасаются; другие же народы, пишет брат Иоанн, они оставляют пока в покое. Однако согласно тому, добавляет брат Иоанн, что удалось узнать непосредственно от них, намереваются завоевать эти земли в будущем. Если бы исследователям удалось выяснить источник сведений, на который ссылается брат Иоанн, то вопрос о характере Списка и его авторе мог бы иметь однозначное решение.
На сегодняшний момент проблема выглядит так: 1) Список заимствован францисканцами из какого-то неизвестного источника; 2) в процессе перевода на латынь в Списке появились названия, которых заведомо не могло быть в первоначальном варианте; 3) в перечне реальные названия земель смешаны с фантастическими. Каждый из этих трех аспектов требует отдельного анализа. Первые два аспекта рассматривались в научной литературе499, а вопрос о комбинированном характере Списка поставлен не был.
Перед нами разноплановый текст, совмещающий в одной плоскости реальную этногеографию Центральной Азии и вымышленные страны, причем в процессе перевода с неизбежностью возникли смысловые изменения. Отдельной проблемой является выяснение исходной этногеографической номенклатуры (монгольской, тюркской, персидской, древнерусской и латинской), отразившейся в Списке. Последнее не входит в нашу задачу и рассматривается лишь частично. Для целей исследования важно также подчеркнуть, что францисканцы не просто передали текст, но и попытались отождествить некоторые из названий. Наличие параллельных этнонимов в выражениях (Bascart id est Magna Hungaria; Obesi sive Georgiani) свидетельствует, что францисканцы не были авторами Списка.
Вымышленные страны и земли присоединяются к империи монголов в результате легендарных экспедиций Чингис-хана и его сыновей. В известном смысле Список является производной от замысла Чингис-хана покорить все доступные и недоступные миры. Указанные обстоятельства позволяют высказать следующее предположение: в первоначальном варианте Список покоренных народов являлся фрагментом «Романа о Чингис-хане». Подражая и копируя официальные документы, он изображает империю Чингис-хана, поглотившую маргинальные территории. Иными словами, Список рисует квазиимперию. Включение легендарных областей, по мысли автора романа, равнозначно нарушению божественного порядка. Эта идея иллюстрируется появлением при дворе великого хана посольства асимметричных людей, которые в силу своей природы во всем превосходят монгольских всадников, и потому крайне удивлены стремлением императора покорить их территорию. Завершающим актом создания легендарной империи явится гибель Чингис-хана от удара грома. Согласно же монгольским представлениям, убитый молнией человек и все его имущество отвергаются всеми как нечистое. В результате этой космической драмы сакральная фигура Чингис-хана превращается в свою противоположность, а империя, созданная им, утрачивает покровительство Неба. Тем самым обнаруживается связь между легендарными походами к границам мира, рождением квазиимперии и насильственной смертью ее основателя. Учтем, что каждое из этих обстоятельств является вымышленным.
Тот факт, что брат Иоанн воспроизводит эти сведения в седьмой главе, а не в пятой (где собственно речь идет о походах Чингис-хана), не должен нас удивлять500. В целом ситуация со Списком аналогична ситуации с романом, чье легендарное содержание было воспринято францисканцами как важный документ по монгольской истории. В процессе перевода статус текста (как антиэпопеи) меняется и обретает параметры достоверности, несмотря на всю их псевдоисторичность. Первым, кто выразил недоумение по поводу легендарных народов, с которыми сражались монголы, был не кто иной, как брат Вильгельм (Вильгельм де Рубрук. XXIX. 46). Последний пытался разузнать у китайских монахов о людях чудовищного вида. Но те заявили, что никогда не видели подобного. Монгольский мир предстает в сочинении брата Вильгельма во всем своем реальном разнообразии, и никто из многочисленных собеседников францисканца не мог подтвердить легендарные известия брата Иоанна. Последнее обстоятельство дало повод брату Вильгельму для сомнений в достоверности сведений брата Иоанна о Северной Азии.
В романе монголы потерпели поражения в земле Нараирген, в земле Нохой-Кадзар (Земле псов), в Великой Индии (царстве пресвитера Иоанна), проиграли поединок с однорукими и одноногими существами и не смогли сразиться с запертым в Каспийских горах народом. По этой причине названные народы не включены в перечень. Те же легендарные народы и земли, которые были покорены монголами, и, следовательно, вошли в Список, выделены для наглядности курсивом. Обратимся к перечню в версии перевода брата Иоанна:
«Вот названия земель, которые они покорили: Китай, Найманы, Соланги, Каракитаи, или черные Китаи, Канана, Тумат, Войрат, Караниты, Уйгур, Су-моал, Меркиты, Мекриты, Сариуйгур, Баскарт, то есть Великая Венгрия, Кергис, Космир, Саррацины, Бисермины, Туркоманы, Билеры, то есть Великая Булгария, Корола, Комуки, Буритабет, Паросциты, Кассы, Аланы или Ассы, Обезы, или Георгианы, Несториане, Армены, Кангит, Команы, Брутахи, которые суть Иудеи, Мордвы, Торки, Хазары, Самоеды, Персы, Таты, Малая Индия, или Эфиопия, Циркассы, Русские, Балдак, Сарты. Есть еще много земель, но их названия мы не знаем. Мы даже видели мужчин и женщин почти из всех вышеперечисленных стран. Названия земель, оказавших им мужественное сопротивление и доселе еще не подчиненных им, суть следующие: Великая Индия, Мангия, некая область Аланов, некая область Китаев, Саксы» (LT, VII. 9-10).
51.2. Этнополитический комментарий к Списку покоренных народов:
Китай (Kytai)501. В данном случае речь идет о династии Цзинь, основанной чжурчжэнями, под властью которых Северный Китай находился более ста лет, до завоевания его монголами. Ср. со сведениями Рашид ад-Дина: осенью 1211 г. Чингис-хан выступил «на завоевание областей Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ, областей, которые монголы называют Джаукут, а по-хитайски Хитай называют Ханжин» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 163). Термин кытаи восходит к этнониму кидань; в Орхонских надписях VIII в. они фигурируют как qytan, либо qytai. У мусульманских историков этот народ носит название хытай. Когда монголы уничтожили чжурчженьское государство, киданьская (китайская) аристократия заняла почетное место в системе управления монгольской империей. Брат Вильгельм де Рубрук также различает кара-китаев и китаев (XXVI. 8). В книге Марко Поло, который провел в Китае много лет (1271-1295), термин Cathay употребляется как географическое название для обозначения Северного Китая, Южный Китай фигурирует под названием Манзи. Последнее в форме Манги известно брату Иоанну.
Найманы (Naimani)502 - один из крупнейших монгольских племенных союзов в предчингизову эпоху. Основной этнической территорией найманов был Монгольский Алтай. Только после разгрома и подчинения найманов в 1204 г. Чингис-хан смог утвердить свою власть над большей частью территории Монголии. О поражении найманов Рашид ад-Дин сообщает: «Это событие весьма известно и знаменито среди монгольских племен» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 148). Этот факт подтверждается сведениями брата Иоанна (LT, V. 5) и брата Бенедикта (НТ, § 7); см. коммент. 12 и 14.
Соланги (Solangia- Корея), см. коммент. 19.1.
Каракитаи, или черные китаи (Karakytai) - часть племенного союза китаев (киданей). В 1210г. кара-китаи вместе с найманами были разбиты Чингис-ханом, и их государство было ликвидировано, см. коммент. 13.
Канана (Сапапа); этноним не отождествлен503. Рукописные варианты: Conona, Cavana, Comana, Conanay Kytay.
Тумат (Tumat) - один из «лесных народов» таежной зоны Сибири504.
Войрат (Voyrat). Земля Войрат - это территория ойратов, одного из монголоязычных племен, входивших в состав так называемых «лесных народов»505. Жили к северу от реки Дельгер, притока Селенги. В 1207 г. вовремя похода старшего сына Чингис-хана Джучи против «лесных народов» южной окраины таежной зоны Сибири были покорены монголами. Их правитель Худуха-беки подчинился и был пожалован главой четырех тысяч ойратов. Его владения простирались до Малого Енисея; ср.: «В год Зайца [1207] Чжочи был послан с войском правой руки к лесным народам. <...> Подчинив ойратов, бурятов, тархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов. Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. <...> Чжочи принял под власть монгольскую все лесные народы» (Сокровенное сказание. § 239).
Караниты (Karaniti) - не идентифицированы.
Уйгуры (Huyur - Huiur). Ср. с китайской транскрипцией этого слова: huiqu[r], uigu[r] (Мэн-да бэй-лу, с. 34-35; там же см. литературу вопроса). Вопреки сведениям францисканцев, монголы не завоевывали уйгуров, поскольку уйгуры покорились добровольно (см. коммент. 9).
Су-моал (Sumoal) - «водные монголы», см. коммент. 6.
Меркиты (Merkiti). Отождествляются с Merkid, Merkid-ün ulus «Сокровенного сказания» (Сокровенное сказание. § 110). Одно из крупнейших монгольских племен; обитали к югу от Байкала. Чингис-хан неоднократно сражался с меркитами и последняя война, окончившаяся полным разгромом меркитов, относится к 1204-1205 гг., см. коммент. 8.
Мекриты (Mecriti), подробнее см. коммент. 8.
Сариуйгур (Sarihuyur). - «желтые уйгуры» проживали на территории тангутского государства Великое Ся (982-1227). Осенью 1227г. царство Тангут было покорено монголами окончательно (см. коммент. 15.2).
Баскарт, или Великая Венгрия (Bascart id est Magna Hungaria). Ср. со сведениями брата Вильгельма: «Pascaver, que est maior Hungaria»506. Название Bascart следует связывать с самоназванием башкир bašqort (из тюрк. *baš 'голова' и *kurt 'волк' > *baš-kurt- букв.: 'главный волк, волк-вожак'507. О ее местоположении см. коммент. 27. Интересно, что в «Слове о погибели Рускыя земли», в котором перечисляются поволжские народы, башкиры не названы: ср.: «от моря до Болгар, от Болгар до Боуртасъ, от Боуртасъ до Чермисъ, от Чермисъ до Моръдви - то все покорено было б(о)гом кр(е)стияньскому языкоу поганьскыя страны»508.
Кергис (Kergis). На сложности, возникающие при идентификации этого этнонима в текстах францисканской миссии, указал Пейнтер509. Попытка Даффина отождествить Kergis, упоминаемых братом Иоанном, с реальными киргизами, обитавшими по верхнему течению Енисея, полностью противоречит другим (абсолютно легендарным) сведениям францисканцев о кергизах510. Выход из создавшейся тупиковой ситуации заключается в том, чтобы признать в данном случае кергизов одним из легендарных народов на пути Чингис-хана к Каспийским горам, подробнее об этом см.: коммент. 19.2 и 46.
Космир (Cosmir). Вероятно, речь идет о Кашмире511.
Саррацины (Sarraceni), т. е. мусульмане, от византийско-греческого Σασαχηνός или средневекового латинского saracenus. Saracenorum, Saraceni восходит к арабскому šarqijjin - 'те, кто на востоке'512. По отношению к мусульманам (с отрицательной характеристикой) византийцами уже с VII- IX вв. широко употреблялись три термина: «сарацины» (т. е. потомки жены Авраама Сарры); «агаряне» (потомки наложницы Агари, прогнанной Авраамом); «исмаилиты» (потомки сына Агари Исмаила). Прилагавшиеся первоначально к арабам, эти термины в XI в. были перенесены также на принявших ислам тюрок-сельджуков513.
Бисермины (Bisermini). Страну бисерминов принято отождествлять с Хорезмом. В bisermini следует видеть искаженное тюрк. *busurman / *bьsьrтеп, происходящее из перс, musulтап <араб. 'мусульмане' (мн. ч.); В русских источниках XIII-XV вв. встречается этноним бесермены / бесурмены, что, в принципе, может указывать на русский источник сведений францисканцев514. Подробнее см. коммент. 32.
Туркоманы (Turcomani). Скорее всего, речь идет о стране тюрок. «Страна тюрок» включала Восточный Туркестан, Семиречье и области, лежавшие к северо-востоку от реки Сыр-Дарьи515. Рашид ад-Дин передает случай, связанный с кочевниками туркменами. Во время монгольского похода на Среднюю Азию в 1221 г., после завоевания низовьев Сыр-Дарьи, «из кочевий ков-туркмен, которые находились в тех пределах, было назначено десяти тысячам человек отправиться к хорезмскому войску [т. е. монгольским войскам, предназначенным против Хорезма]» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 200-201). По мнению Ю. А. Зуева, в X-XIII вв. карлуки и другие тюркские племена (канглы, калач, уйгур) обозначались термином туркмен, не имевшим выраженного этнического наполнения516.
Билеры, то есть Великая Булгария (Byleri id est Magna Bulgaria). Под Magna Bulgaria в сообщениях западных путешественников XIII в. следует, безусловно, понимать Волжскую Булгарию. В отчете брата Рихарда говорится: Est vero magna Bulgaria regnum magnum et potens opulentas habent civitates; set omnes sunt pagani 'Великая Булгария - большое и могущественное царство, но все там - язычники' 517. По мнению В. В. Напольских, этнотопоним Bileri, употребленный в донесениях францисканцев в качестве синонима Magna Bulgaria, происходит от названия «Великого Города» на р. Малый Черемшан, который со второй половины XII в. и вплоть до падения Волжской Булгарии под ударами монголов являлся столицей этого государства, подробнее см. коммент. 39.
Корола (Corola). Возможно, этноним Corola соответствует Kerel «Сокровенного сказания» и, в таком случае, означает «венгров»518; Kerel у Джувейни519; согласно Рашид ад-Дину, монголы «захватили области келаров [венгров], башкиров, булар, Дешт-и Кипчак, урусов [русских], черкесов и асов до крайнего севера» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 67).
Комуки (Comuchi). Загадочный этноним. В «Истории Тартар» не упоминается. Даффина разделяет общепринятую точку зрения о том, что речь идет о кумыках520. Но эта точка зрения остается немотивированной.
Буритебет (Burithebet) - вымышленная область «волков-псов», см. коммент. 24.
Паросциты (Parossiti). Наиболее убедительная этимология термина паросциты - «паром сытые». В донесениях миссии речь идет о легендарном народе, который питается запахом пищи.
Кассы (Cassi), в «Истории Тартар» - Cassidi. Даффина принимает отождествление Cassi c Kesdiyim (=Käštimi), упоминаемых среди «лесных народов» в «Сокровенном сказании» (§ 239)521. Однако предположение Пейнтера об области Кашин (Тангуте) представляется более верным.
Кассиды (Cassidi). Пейнтер, в свою очередь, сопоставляет этот термин с Cassi брата Иоанна и предполагает, что оба названия могли означать Кашин, от кит. хэ-си - '[страна] к западу от реки', т. е. от реки Хуан-хэ, владения государства Тангут522. Пейнтер же указал и на некоторую проблематичность этого отождествления. Известно, что пятый сын Угедея - Каши получил свое имя потому, что родился в год завоевания Чингис-ханом Тангута (т. е. Каши); после ранней смерти царевича его имя сделали куруком и к области стали применять только называние Тангут. В монгольскую эпоху словом курук обозначалось все заповедное и запрещенное. Однако судить о силе этого запрета трудно, ведь, например, Рашид ад-Дин использовал и то и другое название. Тогда как в «Сокровенном сказании» (§ 265) используется название Тангут.
Аланы, или ассы (Alani sive Assi). Согласно «Истории Тартар», Джучи был направлен «против команов, которые обитают над Азами в западной стороне» (НТ, § 11). Форма Az передает этноним «асы», «аланы». В НТ в списке покоренных народов значится: «Alani qui dicunt se Azzos» - 'Аланы, которые называют себя Аззами'. В средневековых русских источниках аланы фигурируют как ясы (асы), последнее является самоназванием. Согласно сведениям венецианского дипломата XV в. Иосафата Барбаро, «название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются 'Ас'» (Барбаро и Контарини, с. 137). В описании первого странствия брата Юлиана фигурирует название Alania: Ibique venerunt in terram que Alania dicitur, ubi Christiani et pagani mixtim manent - 'И, наконец, попали в страну, называемую Аланией, где христиане и язычники живут вместе' (Рихард. 2. 9). В донесении брата Вильгельма де Рубрука обозначено самоназвание алан: Alani sive Aas, qui sunt Christiani et adhuc pugnant contra Tartaros; см. также коммент. 18.2.
Обезы, или георгианы (Obesi sive Georgiani). Сопоставить обезов с георгианами (грузинами) мог только русский переводчик (об этом см. ниже). В XVII в. историки путали область Георгиану с царством Тавризским (Лызлов, с. 31).
Несториане (Nestoriani). Речь идет о несторианах Центральной Азии. Например, христианами несторианского толка были тюрки-онгуты. Являясь подданными цзиньского императора, они охраняли горные проходы на северо-западе Шаньси, связывавшие Северный Китай с Монголией (см.: Мэн-да бэй-лу, с. 92). О распространении восточного христианства в торговых центрах Средней и Центральной Азии и в Китае известно по рассказам Марко Поло, по эпиграфическим памятникам Сианьфу, текстам надгробий Семиречья523. рукописям из Турфана и памятникам сирийской литературы524. Марко Поло пишет о верованиях жителей Тангута: «Народ молится идолам, есть и христиане-несториане, и сарацины» (Марко Поло, с. 80). Сведения брата Вильгельма о народах Китая выглядят так: «Среди них примешаны [в качестве] как бы пришельцев несторины [несториане] и саррацены [мусульмане] вплоть до Катайи включительно. В пятнадцати городах Катайи живут несторины, и у них там епископат в городе, который называется Сегин, но дальше живут [люди, приверженные] чистому идолопоклонству» (Вильгельм де Рубрук. XXVI. II)525.
Армены (Armeni). Царь Малой Армении Хетум покорился монголам в 1242 г., см. коммент. 47.
Кангит (Kangit) - Kanglin в «Сокровенном сказании» (§ 270). Кангиты - тюркский племенной союз канглы - одна из основных частей кыпчакского объединения племен. Их главная ставка была на нижней Сыр-Дарье. В «Сокровенном сказании» степь к западу от Иртыша именуется «страной канлийцев [т. е. канглы] и кыпчаутов [т. е. кыпчаков]». В состав земель кангитов входили приаральские степи; ср. со сведениями брата Вильгельма (XX. 7), который пишет о своем пути из лагеря Батыя: «И по всей той земле и еще дальше обитали кангле [cangle], некая родня команам. На север от нас была Великая Булгария, а на юг - вышеозначенное Каспийское море». Во французском средневековом эпосе «Saisnes» (конец XII в.) упоминается Pincenart, т. e. Печенежище, царь Канелии, страны загадочных caneliu. «Неистовые канлью» (caneliu les engres - «Роланд», v. 3241) считались самыми лютыми и свирепыми врагами христианства. В «Mainet» франки «минуют Канелию и сквернейший Ронсеваль». В «Роланде» (v. 3269) они изображены конниками - dis Caneliu chevalchent envirun. Канлью - явные степняки. Шкуры, кожи - отличительные приметы их одежды (Doon de Mayence, XIII в., v. 7788 и др.)- Не исключено, что французская эпическая традиция сохранила в редкой неприкосновенности имя тюркского народа - канглы526.
Команы (Comani). В донесении брата Бенедикта сообщается: terram Cuspcas id est Comaniam (HT, § 20). Аналогичная формула есть у брата Вильгельма де Рубрука: «Comani qui dicuntur Capchat». Речь идет о степных территориях известных персидским авторам с XI в. под названием Дешт-и Кипчак - «Степь кипчаков». Отождествление команов с кипчаками, встречающееся у многих средневековых западных авторов, разделяется большинством современных исследователей527. Однако, как убедительно показал С. Г. Кляшторный, этнонимы «команы», «кипчаки» и «половцы» не тождественны друг другу528. В труде ал-Бируни, написанном в Газне около 1029 г., в списке тюркских племен упомянуты куны и каи как самые восточные из тюрок. По мнению Кляшторного, название «половцы» восходит к этнониму одного из кипчакских племен - шары («желтый, половый»), тогда как каепичи древнерусских летописей - это кай-оба, т. е. «племя кай». Тех, кто ушел на Дунай, венгры называли их именем - кунами, но одновременно появилось другое их название - команы, как полагают, по имени одного из их вождей529.
Брутахи, которые суть иудеи (Brutachi, qui sunt Iudei), не идентифицированы530.
Мордва (Mordui). В отчете о первом странствии брата Юлиана упоминается «царство мордванов» (Mordanorum Regnum), см. также коммент. 40.
Торки (Torci). Торки (огуззы) русских летописей531. Возможно, этот этноним обязан своим появлением в списке русским переводчикам.
Хазары (Gazari). Хазары в донесениях упоминаются также среди жителей Ургенча. Стефан Орбелиани, митрополит Сюнийский, писавший в конце XIII в., рассказывает о походах времени правления Угедея, где упоминает хазар: «Они разделились на три армии: первая направилась на северо-восток в страну хазаров, сутагов, русских, черкесов, булгар и забрала земли до пределов Алеманов и Унгаров, т. е. Франков. Во главе этой армии стоял Бату-хан» (История монголов, с. 32). Генуэзские источники ХШ-ХV вв. называют восточную часть Крымского полуострова, прилегающего к Каффе, Газарией (Хазарией)532; топоним «Газарат» иногда выступал как название Солхата-Крыма533. Средневековый египетский ученый, автор последней большой энциклопедии мамлюкской эпохи Шихаб ад-дин Абу-л-Аббас Ахмед ибн Али ал-Калкашанди (1355-1418), описывая владения великого монгольского хана в Дешт-и Кипчаке, упоминает Хазарию. Включение округа Хазар в административное деление Золотой Орды второй половины XIV в. представляется явным историческим анахронизмом534.
Самоеды (Samogedi). В Списке брата Бенедикта следующая последовательность: паросциты, песьи народы, самоеды. В донесениях миссии самоеды появляются только в описании легендарного северного похода. Есть основания полагать, что этот этноним своим происхождением в донесениях, как и в списке, обязан русским переводчикам, т. е. является казусом перевода. С помощью этого легендарного этнонима русский переводчик попытался идентифицировать племена диких охотников, обитающих на севере ойкумены. Интересно, что в «Слове о погибели Рускыя земли», где перечисляются пограничные, но не подвластные Руси земли, самоеды не названы, хотя и очерчивается территория от «Дышущего моря» до булгаров535.
Персы (Perses). В изложении Рашид ад-Дина события 1220-1123 гг. выглядели так: согласно приказу Чингис-хана, войско Субедея двинулось на запад, они «взяли много городов Персидского Ирака; учинив убийства и грабежи, они пошли оттуда в область Грузии и Тифлис» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1.С. 194). По свидетельству сирийского автора XIII в. Абу-л-Фараджа бар-Эбрея, в том же году пришла опасность от татар, «которые стремительно прошли с востока и дошли вплоть до Хамадана, Азербайджана и Арана; по всей Персии распространился ужас» (Сирийские источники, с. 75).
Таты (Tati). Согласно В. В. Бартольду, в государстве Караханидов одно и то же название mam прилагали к мусульманам-иранцам и уйгурам. Происхождение этого названия остается спорным; в этнографическом смысле, пишет Бартольд, оно употребляется теперь преимущественно на Кавказе, где так называют евреев, говорящих на смешанном ирано-турецком языке; в Средней Азии слово mam встречается в языке туркмен, которые называют так людей оседлой культуры, в том числе хивинцев. Такое же значение слово mam, очевидно, имело и в XI веке536. Согласно словарю Махмуда Кашгарского (XI в.): «Тат - у всех тюрков это каждый, кто говорит на иранском языке» (Махмуд Кашгарский. I, 454). Далее отмечается, что этим словом стали называть уйгуров и китайцев («тат-тавгадж»), «подобно тому как его употребляют в отношении иранцев. Такое употребление этого слова неверно» (Махмуд Кашгарский. I, 454). Превращение слова «тат» в термин, обозначающий все оседлое население Средней Азии и Восточного Туркестана, - явление, очевидно, новое во времена Махмуда Кашгарского537.
Малая Индия или Эфиопия (India Minor sive Ethiopia). В перечне народов в «Истории Тартар» фигурирует Эфиопия (без уточнения - Малая Индия). Это одна из легендарных стран, завоеванных армиями Чингис-хана, по замыслу автора романа. Литературная формула «Индия, именуемая Эфиопией» заимствована из популярного в Средние века сочинения «Повесть о Варлааме и Иоасафе», подробнее см. коммент. 22.
Циркассы (Circassi), возможно, это черкесы, что находит соответствие в Serkesüd «Сокровенного сказания» (§ 262)538; их самоназвание - адыги, на Руси их именовали касогами, а западноевропейские авторы - зихами. Есть основания полагать, что ни русский переводчик списка, ни францисканцы не смогли отождествить этот этноним с каким-либо известным им народом. Отсюда путаница в тексте между черкесами и кергисами.
Русские (Ruteni)539. Orusud «Сокровенного сказания» (§§ 262, 270).
Балдак (Baldac). Багдад; имеются в виду территории, подвластные багдадскому халифу. Уже в 1237 г. монголы появились в окрестностях Багдада, нанесли поражение семитысячному халифскому войску и ушли с богатой добычей, см. коммент. 49.
Сарты (Sarti). Сарта'ул ~ сартул; считается, что так монголы называли хорезмийцев, жителей Средней Азии, ср.: «Среди сартаульского народа Чингис-хан провел семь лет» (Сокровенное сказание. § 264)540. Термин сорт восходит к санск. sārt-havāha - 'торговец'.
Урумсолдан (Urumsoldan) - султан Рума541. С конца XI в. название «Рум» относится к Малой Азии, в которой, после завоевания ее тюрками-огузами, образовалось государство, возглавлявшееся малоазиатской ветвью династии Сельджукидов. По брату Иоанну, монголы пришли «в землю султана Урума, который был достаточно велик и могуществен, сразились с ним и победили. И двинулись дальше, воюя и побеждая, вплоть до земли султана Алапии [Алеппо]» (LT, V. 34). Эти сведения могли быть получены братом Иоанном от грузинского царевича Давида, сына царицы Русудан, сестра которого была женой султана румского. Брат Иоанн и Давид находились вместе при дворе великого хана во время коронации Гуюка. О нашествии монголов на земли румского султана Гийяс ад-Дина Кай-Хусрау II (1237-1246) рассказывают армянские историки (Киракос Гандзакеци. 35). В этой битве, происходившей в начале 1243 г., султан Гийяс ад-Дин потерпел жестокое поражение. Бачу-хурчи захватил Феодосиполь, а на следующий год захватил всю страну Румскую: города Кесарию, Себастию, Ерзнка и все остальные области. «Поставив шахна [военных губернаторов] и начальников в разных местах земли румской, татары с большим количеством добычи, сокровищ и пленных, захваченных в земле Румской, воротились в Восточную страну» - пишет Григор Акнерци.
Великая Индия (India Magna). В донесениях францисканцев Великая Индия - царство легендарного пресвитера Иоанна. Легенда об этом царстве - одна из самых знаменитых средневековых утопий. Поражение одной из армий Чингисхана в фантастической битве с царем Великой Индии - литературный вымысел, построенный на инверсии официальной монгольской легенды. В данном случае нет никаких оснований для сопоставления с существовавшим в Средние века делением Индии натри части - Малую, Среднюю и Великую Индии.
Мангия (Mangia). Известно, что Южный Китай назывался китайцами Мачин (Манзи от кит. мань-цзы - 'южные варвары'), а монголами - Нянгас; оба названия относились к владениям династии Сун; ср.: «летопись государей Мачина, именуемого хитаями Манзи, а монголами - Нангяс» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 78). Брат Иоанн допускает ошибку, когда далее отдельно пишет о некой области Китая, неподвластной монголам, потому что, собственно, это и есть Манги, Южный Китай. Ср. со сведениями брата Вильгельма о Великом Китае: «В этой земле много областей, многие из которых до сих пор не повинуются моаллам. А между ними и Индией лежит море» (Вильгельм де Рубрук. XXVI. 8).
Саксы (Saxi). Саксинцы. В географической литературе XIII-XIV вв. Саксин обозначал не только город, но и область в нижнем течении Волги. В середине XII в. Саксин посетил арабский купец и путешественник Абу Хамид ал-Гарнати. Ал-Гарнати именует этот город Саджсин. Он описывает его как город кочевников и купцов. Между Саджсином и Булгаром по Итилю надо плыть сорок дней (ал-Гарнати, с. 27). Точное местоположение Саксина неизвестно. Сохранилось известие, относящееся к XII в. и пересказанное в труде Ибн Исфандийара по истории Табаристана (написанном в 1216 г.), согласно которому Саксин поддерживал торговый контакт с Амулем, городом, расположенным в среднем течении Аму-Дарьи542. Географический словарь Йакута, законченный начерно в 1224 г. и описывающий первое монгольское вторжение в причерноморские степи, последовательно перечисляет завоевание хазар, алан, русских, Саксина, кыпчакских степей, Булгара543. В 1229 г. два монгольских военачальника, Субедей и Кокетей, были посланы в степи к северу от Каспия, где они разгромили саксинов и половцев; тогда же булгарские заставы были разбиты около реки Яик. Этот поход упоминается в русских летописях (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 453), а также в сочинении Джувейни и ибн-Василя (Сборник материалов. Т. I. С. 73). В начале весны 1236 г. войско под началом Бату-хана стояло возле границ земли булгар и готовилось к вторжению в Восточную Европу. Тогда же были покорены саксинцы из района устья Волги. Брат Юлиан перечисляет завоеванные монголами «языческие царства»: Saskiam (саксины), Fulgariam (булгары) <...> Merowiam (мари), Mordanorum Regnum (мордва)544.
Нубия (Nubiam). Появление Нубии в Списке покоренных народов выглядит особенно загадочно; ранее в НТ она упоминается в контексте походов Гирподана: «Он завоевал Армению, также Георгианию, также Нубию, также Туркию, также Балдак, и [земли] многих других сарраценских султанов» (НТ, §31). Пейнтер указал на письма папы Иннокентия IV oт 21 и 25 марта 1245 г., адресованные в земли Ближнего Востока между Эфиопией и Нубией545. Вполне вероятно, что покорению Нубии монголами мы обязаны фантазии брата Ц. де Бридиа. Удивительно, но факт: народы, обитающие за пределами христианского мира, вследствие своей отдаленности от этого мира, обретают место в Списке покоренных монголами народов.
Можно сомневаться в том, что брат Иоанн видел паросцитов («питающихся паром»), самоедов, эфиопов, брутахов, и, к примеру, народ корола (считается, что так монголы обозначали венгров, следовательно, брат Иоанн не идентифицировал этот этноним). «Земля Кергис», Буритебет, Малая Индия или Эфиопия, Великая Индия являются легендарными названиями в списке.
Перечни стран в донесениях францисканцев различаются как по числу стран, так и по названиям. Впрочем, такая картина наблюдается почти во всех сюжетах, отражающих содержание «Романа о Чингис-хане». Первая попытка оценить значение сведений францисканцев принадлежит Пейнтеру546. По его мнению, «одно из наиболее замечательных сведений, содержащихся в НТ, - список народов, покоренных монголами. Подобный каталог имеется и у брата Иоанна, но, отчасти из-за беспорядка, он никогда не привлекал большого внимания исследователей. В НТ есть порядок и сведения сгруппированы согласно монгольскому географическому разделению империи на части: находящиеся по левую руку (восток), центр (Монголия) и по правую руку (Запад). Представляется, что списки из книги брата Иоанна и НТ происходят из двух неизвестных монгольских документов, возможно надписей, где даются различные версии известного каталога монгольских завоеваний из Секретной Истории»547.
Сомневаться в существовании таких официальных документов оснований нет. В известном смысле «Сборник летописей» Рашид ад-Дина представляет собой вселенский перечень покоренных монголами стран. Ограничимся несколькими примерами: «[Менгу-каан] назначил своего брата Кубилай-каана в области восточных владений Хитай, Мачин, Карачанак, Тангут, Тибет, Джурджэ, Солонга, Гаоли и в часть Хиндустана, смежную с Хитаем и Мамином, а Хулагу-хана определил в западные области Иранской земли, Сирию, Миср, Рум и Армению, чтобы оба они с ратями, которые у них имелись, были бы его правым и левым крылом» (Рашид ад-Дин. Т. III.C. 23).
В «Сборнике летописей» всемирная история переплетается с историей рода Чингис-хана, а замысел сочинения, по словам Рашид ад-Дина, заключался в «упоминании о сражениях, которые он давал во всякое время, и победах, которые у него случались» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 63). К примеру, вот что сообщается о походах во времена хана Угедея: «После него [Чингис-хана] Угедей-каан, совместно со своим братом Тулуй-ханом, захватил полностью страну Хитай. Совместно с племянниками по брату они захватили области келаров [венгров], башкиров, булар, Дешт-и Кипчак, урусов [русских], черкесов и асов до крайнего севера, а с южной стороны, до пределов Хабеша [Абиссинии]. Точно так же они захватили область Сулангэ [Корею]» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 67-68). Реляции подобного рода вполне могли послужить поводом к созданию гипертрофированной картины мира, в которой власть монгольских императоров распространилась за пределы, недоступные простым смертным. Собственно, это и показывает автор «Романа о Чингис-хане», достраивая карту реальных завоеваний мифическими странами.
51.3. Завоеванные народы в Списке и в «Сокровенном сказании».
Ближайшая параллель к Списку покоренных народов содержится в «Сокровенном сказании», монгольском сочинении 1241 г. Разумеется, о параллелях можно говорить лишь в части, касающейся реальных названий. После завершения семилетней компании в Средней Азии Чингис-хан «Сормахона отправил в поход на Багдадский народ на Халибо-Солтана»548. Второе войско отправил к «народу Ару-Мару-Мадасари549, в земле, лежащей между двумя народами: Хиндус и Багдад». «А Субеетай-Баатура он отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то: Канлин550, Кибчаут551, Бачжигит552, Оросу553, Мачжарат554, Асут555, Сасут556, Серкесут557, Кешимир558, Болар559, Рарал (Лалат)560, перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти и до самого города Кивамен-кермен561» (Сокровенное сказание. §§ 260,261,266). Интересно, что в секретном донесении хану Угедею, отправленному Бату-ханом по завершении западного похода, также фигурируют одиннадцать покоренных стран и народов (Сокровенное сказание. §275).
Сравним перечень народов из донесений францисканцев со сведениями из «Сокровенного сказания». Совпадают следующие названия: земли халифа Багдада, земли султана Джалал ад-Дина, Канглы, Кыпчаки, Башкиры (Бачжигит или Баскарт - «Великая Венгрия» западных источников), Русь, Асы (Аланы), Черкесы, Кашмир, Мачжарат соответствует Корола (венгры). «Хиндус» (Индия) соответствует в романе Великой Индии пресвитера Иоанна. Заметим, что в этой части «Сокровенного сказания» речь идет о посылке войск к «внешним» народам. Что же касается сравнения с перечнем «внутренних» народов, то сюда можно отнести исторические сведения «Сокровенного сказания» о покорении Чингис-ханом найманов, кара-китаев, меркитов, туматов, войратов, уйгуров, сари-уйгуров, киргизов, каранитов (каранутов? кереитов?), о которых также сообщают и францисканцы и Джувейни. Ср. со сведениями Марко Поло о покорении Батыем Комании, где также перечислен ряд стран: «Первым царем западных татар был Саин [Бату-хан]; был он сильный и могущественный царь. Этот царь Саин покорил Росию, Команию, Аланию, Лак, Менгиар, Зич, Гучию и Хазарию» (Марко Поло, с. 227).
Как видим, реальная картина событий совпадает почти полностью. Расхождения не существенны и вполне объяснимы. В «Сокровенном сказании», в сочинениях Джувейни, Марко Поло, брата Вильгельма де Рубрука не говорится о каких-либо легендарных народах, покоренных монголами. На наш взгляд, это достаточный аргумент в пользу того, чтобы признать Список народов из донесений францисканской миссии 1245 г. не просто перечнем, который в искаженном виде передает исторические данные, а текстом из «Романа о Чингис-хане». Чем, кроме авторского замысла, за которым угадывается стремление изобразить квазиимперию, можно объяснить вкрапление в список следующих народов: черных эфиопов; жителей Буритебета - земли «волков-псов» - поедающих своих умерших отцов; песьелицых и быченогих, а также питающегося паром лесного народа?
51.4. Названия, появившиеся в процессе перевода.
Очевидно, что этническая и географическая номенклатура, используемая в сочинениях центральноазиатских авторов, отличается от европейской. Список демонстрирует попытку сблизить и по возможности идентифицировать названия, которые относятся к народам, одновременно известным той и другой традиции. Таковы, видимо, Баскарт - Великая Венгрия, Билеры - Великая Булгария, Команы - Кусскара (Кыпчаки), Аланы - Ассы. При этом могли (и должны были) возникать совершенно фантастические отождествления562. Что касается названий, возникших в результате перевода, то это в первую очередь паросциты, самоеды, бисермины (рядом указаны саррацины, что указывает на повтор, ибо тот и другой термин обозначают мусульман), «обезы, или георгианы» (в списке брата Бенедикта - георгианы), и, вероятно, «брутахи, которые суть иудеи».
Отождествить обезов с геогрианами, т. е. абхазов с грузинами, мог только русский переводчик563. Именем «обезы» в Древней Руси обозначались абхазы (абази), но Грузинское царство в XI в. называлось Абхазским по происхождению царской династии564. Для иллюстрации приведем два примера из русских летописей: «[В лето 1154] Посла Изяславъ второе сына своего Мьстислава противу мачесь своей, бе бо повелъ изъ ωбезъ жену собе црву дщерь» (ПСРЛ. Т. II. Стб. 468). В Патриаршей летописи об этом же говорится: «В лето 6662 женися Изяславъ дроугою женою, привел ю из Обез» (ПСРЛ. Т. IX. С. 198). Считается, что абхазская княжна была на самом деле грузи некой царевной, сестрой Георгия III565. В Ипатьевской летописи под 1201 г. сообщается о Романе Галицком, который «ревноваше бо дедоу своемоу Мономахоу, погоубившемоу поганыя Измалтяны, рекомыя Половци, изгнавшю ωтрока во ωбезы, за Железная врата» (ПСРЛ.Т. II. Стб. 716).
Половецкий хан Отрок бежал в Обезы, за Железные врата, в 1118 г. Имя этого хана известно в грузинских хрониках в форме Атрак Шараганис-дзе (сын хана Шарукана). В грузинской летописи (Картлис Цховреба) сообщается, что Отрок был тестем грузинского царя Давида Строителя (1089-1125), разрешившим Отроку въехать в Грузию через Дарьяльское ущелье (Железные врата) и давшего ему прибежище при дворе. В «Русской толковой палее» дается объяснение названий некоторых народов, в том числе и «обезъ»: «Авер - иже суть Обезы»566. На основании этих примеров Т. Г. Сулава приходит к выводу, что Обезы - это Грузия, а не Абхазия567. В позднем древнерусском «Сказании о Вавилоне граде» (списки XV в.) грузинский язык назван обежским (абхазским) и наряду с русским и греческим отнесен к стражам христианства: греческий царь Лев посылает в Вавилон за венцами Навуходоносора «из грекъ гричина, из безъ wбяжанина, из роуси роусина»; только посольство в таком составе может попасть в Вавилон, так как чудесное указание о том, как проникнуть внутрь города через спящего змея, написано по частям на греческом, абхазском и русском языках568.
В заключение обратимся к перечню народов, который содержится в послании папы Александра IV миссионерам францисканского ордена (1258 г.). Францисканцы направлялись к сарацинам, язычникам, грекам, болгарам, команам, эфиопам, сирийцам, иберам (грузинам), аланам, газарам, готам, зикхам, рутенам (русским), грузинам, нубийцам, несторианам, якобитам, армянам, индийцам, момталитам (?), татарам, венграм из Великой Венгрии, христианским пленникам и туркам. В этом списке этнические названия и вероисповедания переплетены между собой так же, как и в списке народов брата Иоанна и брата Бенедикта.
Подведем итог. Список народов, входящих в империю Чингиса, - необычный текст. Есть основания полагать, что список сочинен автором «Романа о Чингис-хане». Однако первоначальный вариант в процессе перевода претерпел существенные изменения. Добавления были сделаны как русскими переводчиками, так и, возможно, самими францисканцами или последующими переписчиками. Фраза брата Иоанна о том, что можно было бы добавить еще много земель, но их названия ему не известны, оставляла открытой возможность для новых изменений списка.