8. Включение почитания Богородицы в троично литургическую перспективу
Согласно источникам Откровения, Богопочитание мессианского времени, т.е. эпохи Нового Завета, это поклонение Отцу в Святом Духе и истине. Так поклонялся Богу Его Единородный Сын Иисус Христос. Так поклонялась и Мария; так почитала Господа апостольская Церковь. Таких поклонников ищет Себе Отец (Ин 4, 32) и такое поклонение в мессианский час явил Иисус Христос (Ин 4, 23). Как уже было показано выше, это Богопочитание по сути своей троично. В связи с этим возникает вопрос: каким образом с этим поклонением согласуется особое почитание, воздаваемое Марии?
Включение в троичную перспективу
Это почитание, если оно хочет остаться верным источникам Откровения, не может заменить поклонения Отцу в духе и истине и не может соперничать с поклонением Отцу. Это - азбука библейского богословия. Забвение этого принципа было бы предательством Откровения Божия. Однако нельзя ответить на поставленный выше вопрос только отрицательно. Нужно искать положительные связи особого почитания Марии с троичным измерением христианского Богопочитания; необходимо включить почитание Пресвятой Богородицы в контекст поклонение Отцу в Духе и истине. Основания и способы этого включения надо искать в самих источниках Откровения. Этим путем пошли II Ватиканский Собор и Папа Павел VI в Marialis cultus. Папа напоминал, что Богопочитание Церкви заключается в поклонении Отцу и Сыну и Святому Духу. Это - "единственное Богопочитание, которое по праву может быть названо христианским, поскольку во Христе его начало и действенность, и во Христе же оно обретает свое полное и совершенное выражение, а также через Христа и в Духе Святом оно ведет к Отцу" (МС, введение). Именно такое поклонение характерно для Церкви. В это единственное Богопочитание Церкви надо включить почитание, воздаваемое Деве Марии. Это становится возможным благодаря "узам, связывающим Деву Марию с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом, а также с Церковью" (МС 29). Итак, почитание Богородицы также должно быть троичным, как и все поклонение Отцу в духе и истине. По мнению Папы Павла VI, первый и основной принцип обновления почитания св. Марии это троичность (МС 25). Благочестивые обряды, в которых почитается Дева Мария, должны явственно указывать на Пресвятую Троицу (МС 25).
Никакое почитание Марии не может задержаться только на Ее личности, но, в конечном счете, оно должно стремиться к прославлению Самого Бога. Именно таким образом Церковь почитает Богоматерь в священном богослужении. Например, в некоторых благодарственных молитвах анафоры: "Воистину, достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Отче Святой и славить Тебя, почитая Пресвятую Приснодеву Марию". Речь идет о том, чтобы почитание Пресвятой Богородицы было в то же время благодарением и поклонением, воздаваемым Отцу. Церковь прославляет Отца за великие дела, сотворенные Им для Нее, а через Нее - всему миру (Лк 1, 49). Богослужение, обновленное после Собора, еще явственнее обнаруживает истину, что почитание Марии - это поклонение Отцу. Чинопоследования о Богородице напоены Священным Писанием. Поэтому верные вместе с Марией прославляют Отца словами Ее «Песни» или же словами Ее первых почитателей.
Согласно Папе Павлу VI, почитание Богородицы глубоко укоренено в Богооткровенном слове и прочно основано на истинах католического вероучения: особое достоинство Марии "Родительницы Сына Божия, и таким образом - возлюбленной Дщери Отца и священного храма Святого Духа; благодаря сему дару особой благодати Она превышает другие творения, как земные, так и небесные" (МС 56). В качестве примера библейского почитания Марии Папа приводит слова приветствия "благословляющей Ее Елисаветы" (ср. Лк 1, 42-45). В этом приветствии Его Святейшество усматривает предвосхищение будущего церковного почитания. Второй же Ватиканский Собор, говоря о библейских истоках почитания Марии, приводит Ее пророческие слова (LG 66): "Ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный" (Лк 1, 48). Отцы Собора услышали в этих словах Марии предсказание Ее будущего почитания. Наконец, по мнению некоторых богословов, Ангельское приветствие (Лк 1, 28-35) не только содержало в себе слово Бога, но также выражало восхищение и почитание (Л. Гамберо). Согласно словам Гавриила, все в Марии - от Бога. Церковь, взирая на Нее, созерцает величие Божие в истории спасения и величит Господа. Правильно понятое почитание Богородицы не затмевает Бога, но к Богу ведет. Мария учит славить Господа.
Особое почитание, воздаваемое Богородице, коль скоро оно должно согласовываться с Богопочитанием мессианского времени, имеет и христологическое измерение, т.е. совершается "в истине", открытой Христом. Эту мысль очень четко выразил II Ватиканский Собор (LG 60): спасительное воздействие Пресвятой Девы проистекает из преизобилия заслуг Христа, от Него всецело зависит и черпает в Нем же всю силу. (ср. МС 25). Поэтому почитание, воздаваемое Марии должно находиться в тесной связи со Христом, в Котором - начало и действенность сего почитания (МС 16). Первенство Христа в почитании Его Матери основано на Библии. В "Евангелии детства" от Матфея пять раз написано "Младенец и Матерь Его" (Мф 2, 11.13.14.20.21). Младенец всегда находится на первом месте. Величие Марии в том, что Она - Матерь именно Этого Младенца. Она Свята, ибо Ее Младенец Свят. Он Господь, Творец и Спаситель Матери. Она соотнесена с Младенцем, а не Он - с Ней. Религиозная живопись и поздняя мариология извратили этот библейский образ. У великих мастеров итальянского Ренессанса превалирует другой образ: "Божия Матерь со Своим Младенцем". Матерь идеально неземной красоты находится в центре композиции; Младенец - на втором плане; к Нему обращена любовь и забота Девы Марии; Сын послушен Матери. Однако, это вовсе не библейское видение Марии и Ее отношения ко Христу. К сожалению, именно этот небиблейский образ Марии с Иисусом преобладает в искусстве и в некоторых направлениях мариологии.
Некая женщина из народа, восхищенная словами и делами Иисуса, особо ублажает Марию: "Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (Лк 11, 27). Это ублажение - выражение известного иудейского обычая восхвалять мать ради ее замечательного сына. Прославление Марии как блаженной в действительности - восхваление Ее Сына. На Востоке счастье женщины измерялось сыном, которого она родила и воспитала (Лк 1, 25). Мария блаженна ради Ее Сына, Иисуса. Один богослов справедливо назвал этот текст провиденциальным, поскольку он предвосхищает истину о том, что всякое почитание Марии касается славы и величия Ее Сына. Дарования и превосходства Преблагословенной Девы всегда относятся ко Христу (Л. Гамберо).
В заключение нужно сказать: для того, чтобы почитание Богородицы заслуживало имени подлинного почитания мессианского времени, оно должно совершаться "в Духе", т.е. иметь духовное измерение. Это - утверждение имеет отрицательный смысл - надо пресекать всякие попытки ставить Матерь Иисуса на место, принадлежащее Святому Духу.
По мнению протестантов, эти попытки присутствуют в католическом почитании Матери Иисуса. "Многие считают, - пишет Сюненс, - что католики недооценивают роль Святого Духа, т.е. единственного посредничества Христа. Несомненно, их замечания имеют и другие причины; известные богословские преувеличения или народная набожность; они чувствуют некоторое неудобство, когда видят, что Марии приписывается все то, что, по их разумению, надлежит приписать Святому Духу. Они близки к тому, чтобы утверждать, что католики заменили Святого Духа Марией. Это составляет препятствие для ведения экуменического диалога и закрывает путь к воссоединению". В качестве подтверждения, кардинал приводит высказывание протестантки Е. Джибсон: "Когда я начала изучать католическое богословие, я всегда обнаруживала Марию там, где ожидала, что говориться будет о Святом Духе. Марии приписывается то, что мы единодушно считаем действием Святого Духа". Это обвинение заслуживает особого внимания. Исчерпывающий ответ на него дал Папа Павел VI: "служение Марии в Церкви для блага искупленных не замещает вездесущего и всеобщего действия Святого Духа и не соперничает с ним, но испрашивает и подготавливает его, и не только заступнической молитвой, возносимой в гармонии с замыслом Бога, созерцаемым в блаженном видении, но также непосредственным воздействием примера, в особенности же примера послушания вдохновению Духа Божия".
Если Мария не замещает Духа Божия и не соперничает с Ним, то какова Ее роль в поклонении в духе и истине? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить простую истину христианской жизни: быть христианином значит родиться от воды и Духа (Ин 3, 8), жить в Духе и по Духу (Рим 8, 2-14), быть обиталищем Святого Духа, Который делает нас способными к жизни в любви (Рим 8, 5; 1Кор 12, 13). Христианин должен покориться водительству Духа (Гал 5, 16-18).
В этой жизни "по духу" огромное значение имеет почитание Пресвятой Девы Марии. Она, прежде всего, испрашивает и подготавливает сошествие Духа. Излиянию Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-13) предшествовала молитва Апостолов, собравшихся в горнице вместе с Марией (Деян 1, 14; LG 59). Далее, Непорочная Дева преподает пример жизни "по Духу" и послушания Его повелениям. Ее дела (Лк 1, 39-45) и Ее молитва (Лк 1, 46-55) были вдохновлены Святым Духом.
Говоря об отношении Марии к Святому Духу, "следует прежде всего представить абсолютное превосходство Святого Духа, освящающего Духа, прежде, чем говорить о Марии как об освященной в высшей степени личности, как об избранной Дщери Сиона, которую посетил Святой Дух и которая в Своем ответе Ангелу показала, что Она до глубины оживотворена Тем же Духом. Вера Марии, воспринимающей приглашение Божие, уже сама по себе является превосходное действие в Ней Святого Духа. Ибо Дух Святой - источник всякой подлинной веры (1Кор 12, 3). Добровольное и деятельное содействие Марии оживлено и проникнуто Святым Духом, Который производит в Ней "хотение и действие" (Флп 2, 13). Пресвятая Богородица полностью подчиняется Его действию в порыве своей соглашающейся свободы. Мария не выступает с почином: это Святой Дух приглашает Ее и дает Ей благодать совершенного посвящения Себя Ему... Мне кажется, что, оценивая по достоинству дело Святого Духа во всем существовании и тайне Марии, мы сможем устранить или, по крайне мере, сгладить многие недоразумения" (L. J. Suenens).
Отсюда проистекает и второй принцип обновления почитания Богородицы - духовный; он предполагает признание значения одной из необходимых составляющих веры, т.е. признание роли Лица и дела Святого Духа (МС 26).
Включение в литургическую перспективу
Включение почитания Пресвятой Девы в троичную перспективу наиболее полно осуществляется в богослужении Церкви. Именно поэтому II Ватиканский Собор побуждает всех сынов и дочерей Церкви развивать от всего сердца почитание, особенно литургическое, Преблагословенной Девы (LG 67). Ибо богослужение образец подлинного почитания Матери Иисуса и "золотое правило христианского благочестия" (МС 23) вообще.
По учению II Ватиканского Собора, благочестивая народная практика должна быть подчинена священному богослужению и согласна с ним: "Но нужно, чтобы вышеуказанная практика, считаясь с богослужебным кругом, была так упорядочена, дабы быть в созвучии с богослужением, из него неким образом проистекать, к нему приводить народ, ибо, по своей природе, богослужение далеко превосходит всю эту практику" (СБ 13). Согласно этому утверждению, благочестивая практика верных должна согласовываться с богослужебным кругом, быть в созвучии с богослужением, из него проистекать и к нему приводить. Папа Павел VI применяет это и к богородичным благочестивым чинопоследованиям. В них также должно приниматься во внимание это правило. Однако Папа признал, что его применение к народному богородичному благочестию это не легкое дело, ибо это требует зачастую "изменения прижившихся обычаев, которые некоторым образом закрывают сущность Богопочитания". Для того чтобы преодолеть эти трудности, Его Святейшество рекомендует две вещи: 1) с одной стороны - благоразумие и решительность предстоятелей поместных Церквей; 2) с другой стороны - готовность народа принимать указания и советы, проистекающие из правильного понимания природы христианского Богопочитания (МС 31). Церковь наставляет, как следует применять на практике эти советы и указания. Вот два простых, но выразительных примера: 1) Новый «Сборник Месс о Богородице» составлен таким образом, что чинопоследования отдельных литургий находятся в зависимости от богослужебных времен года. Одни предписываются на время Рождественского Поста, другие - на Рождественское время, третьи - на Великий Пост, Пасху и т.д.; 2) в 1991 году праздник Благовещения (25 марта) выпал на великий понедельник. Поскольку содержание этого торжества не согласуется ни со Страстной Неделей, ни с Неделей Пасхи, то празднование Благовещения Пресвятой Богородицы было перенесено на второй понедельник пасхального времени. Богородичный праздник переносится на последующее время, чтобы он не затмил собой богослужения Страстной Недели и Пасхи. Это - чрезвычайно поучительно и для личного богородичного благочестия.
Литургический принцип в первую очередь относится к такому досточтимому духовному упражнению, как чтение Розария; в некоторой степени Розарий похож на богослужение: "Ибо в Розарии, как и в богослужении, проявляется общинный характер молитвы. Розарий питается содержанием Священным Писанием и целиком обращен к тайне Христовой. Хотя обе эти молитвы и различны по сути, все же и воспоминание (anamnesis) богослужения Таинств, и созерцательное воспоминание в Розарии Пресвятой Девы Марии направлены на один и тот же объект - спасительные события, совершенные Христом. В богослужении под видом знаков присутствуют и таинственно осуществляются величайшие тайны нашего искупления. Розарий напоминает молящемуся о тех же тайнах и побуждает волю к тому, чтобы сделать их нормой жизни. Определив эту существенную разницу, каждый поймет, что Розарий - благочестивая практика, которая берет начало в священном богослужении и - если оно совершается согласно своему первоначальному духу - приводит к богослужению, хотя и не преступает его порога. Содержащееся в Розарии созерцание тайн Христа, поскольку оно приучает ум и сердце к размышлению о них, может подготовить душу к празднованию тех же тайн в богослужении, а потом к воспоминанию о них в течение дня" (МС 48). Чтение Розария, по мнению Папы Павла VI, должно быть подчинено переживанию тайн нашего спасения в течение церковного года, более того, оно должно быть созвучно с этими тайнами: из них произрастать и к ним вести. Созерцание тайн Христовых в Розарии должно подготавливать верных к глубокому переживанию этих тайн во время совершения богослужебных обрядов и благоприятствовать воспоминанию о них в течение дня или даже недели. К примеру, созерцание скорбных тайн Розария во время Страстной Недели должно подготовить верных к глубокому участию в воспоминании страданий и смерти Иисуса во время литургии; размышление же о славных тайнах должно поддерживать в сердцах верующих пасхальную радость Светлого Христова Воскресения. Таким образом, Розарий проистекает из богослужения, готовит к переживанию литургических тайн и способствует памятованию о них. Такое чтение Розария, считающееся с церковным годом, подчинено богослужению и содействует ему.
Когда впервые встречаешься с чем-то в этом роде, это шокирует, хочется плакать, кричать, выть. Где мы, в какой Церкви? Церковь переносит отмечание великих праздников, посвященных Богородице, если они не соответствуют насущно переживаемым тайнам нашего искупления, мы же не в состоянии перенести чтение нашего Розария, даже если оно явно противоречит богослужению дня.
Заключительные выводы
Истинное христианское поклонение, какого ждет Отец, должно воздаваться в духе и истине. Почитание Богородицы как христианское почитание, тоже должно руководствоваться этим принципом. Оно должно быть почитанием в духе, т.е. быть вдохновлено Святым Духом. Особое почитание Марии требует просвещения Духа. Мария не замещает Духа, но Она нуждается в Нем. Подлинное почитание Пресвятой Богородицы так или иначе должно приводить к Святому Духу. Если же этого не происходит, то нашему почитанию не хватает существенного элемента.
Почитание Богородицы, как вообще христианское Богопочитание, должно воздаваться в истине. Истина - это Откровение Божие, запечатленное на страницах Писания. Свет истины Откровения необходим для правильного понимания богородичной духовности. Оторванность почитания Богородицы от источников Откровения - богословское недоразумение. Указания Павла VI чрезвычайно актуальны. Всякая форма христианского Богопочитания (не исключая и богородичного благочестия) нуждается в руководстве библейской мысли (МС 30). Почитание Девы Марии должно брать из Библии "новые силы и непреложную помощь" (там же), слова и мысли молитв и песней; но, прежде всего, почитание Пресвятой Девы должно быть исполнено важнейшего содержания христианского благовестия (там же). Обновление и углубление благочестия невозможны без возвращения к Священному Писанию. Мы испытали на себе, размышляя о Богооткровенном слове, сколько света проливает Библия на личность Марии, на место, занимаемое Ею в истории спасения и в нашем благочестии.
Последнее решение, последний плод размышлений напрашивается сам собой: возьми и читай Библию! Ибо незнание Священного Писания это не только незнание Христа (св. Иероним), но и незнание Его Матери. Как же можно почитать, не зная?
"Библия, родина моя...
Взираешь на меня
Очами Отца и Сына и Святого Духа.
Все есть в тебе,
Чем бы я ни жил!
Все есть в тебе,
Что бы я ни любил.
Все".
(Р. Брандштеттер)