Введение
1. Приближается 2000 год и связанный с ним Юбилей Рождества Христова. Перед этим юбилейным годом Церковь особо воспоминает и почитает Матерь Господа, Которая появилась на горизонте истории спасения до Христа (RM 3). Поэтому если мы сравним годы, приближающие нас к концу II-го и началу III-го тысячелетий по Рождестве Христовом с тем историческим ожиданием Спасителя, то вполне понятным становится желание особо обратиться к Той, Которая в "ночи" предрождественского ожидания воссияла истинной "Утренней Звездой" (RM 3).
Так и эта книга родилась из горячего желания присоединиться к народному воспеванию Богородицы. В то же время у этой книги есть и другая цель: критически сквозь призму слова Божия и учения Церкви взглянуть на "богородичное благочестие" - великое богатство народа. Такой подход свойственен Слову Божию и богословию с его критичностью. Богословы стремятся продолжать в Церкви линию истинных пророков, которые всегда подвергали народное почитание Бога критическому анализу в свете Откровения (Ам 5, 21-27). Богословская критика всегда положительна: она очищает, предостерегает и углубляет. Величайший урон Церкви наносят именно поддакивающие и аплодирующие.
2. Попробуем и мы критически посмотреть на наше наследие, связанное с почитанием Богородицы. Нет нужды проводить специальные социологические исследования, чтобы рядом с сиянием увидеть маленькие тени, появившиеся в ходе исторического развития и связанные с ментальностью нашего народа. Первая тень - это оторванность идущей изнутри всеобщей набожности от источников Откровения и учения Церкви. Нередко это связано с убежденностью превосходства, неким фидеизмом, а также с нежеланием напрягать интеллект, мыслить. Всеобщая набожность не сопровождается необходимым богословским размышлением. Здесь можно даже говорить о "богословской пустыне". Проповеди о Марии, как показывают исследования, тоже оставляют желать лучшего - и последствия не замедлили сказаться: некоторую часть верующих не идущее вглубь "богородичное благочестие" привело к отчуждению или даже неприятию Марии. Их соблазняют формы почитания и напыщенные проповеди о Марии. Они не могут принять мариологию, не обоснованную библейски и богословски - с этим необходимо считаться. Недостаточно только возмущаться и осуждать.
Плохо понятое богородичное благочестие обратило другую часть верующих к частным откровениям. Сейчас мы видим настоящий водопад книг об этом, все увеличивается число "видящих" и "посещенных", издающих сотни посланий, которые читаются всеми. Как поветрие распространяется богословский оккультизм - видимо, что-то ускользнуло от внимания пастырей. Может быть, росту этих движений способствуют наши трудные времена. Но есть и другая причина. Люди ищут более глубокой религиозной жизни, глубокой богородичной духовности; не находя ее в повседневной приходской жизни, они ищут по-своему, на свой страх и риск, и становятся жертвой современных "видящих" и "посещенных". Эта проблема возрастает день ото дня.
Еще одна тень падает на прекрасное здание богородичного благочестия; оторванность почитания Богоматери от повседневной христианской жизни. Часто очень трогательные службы проходят сами по себе, а жизнь - сама по себе. Мы обещаем, что будем бороться за каждую жизнь, а число абортов растет. Мы обещаем быть верными в браке, а кривая разводов ползет вверх; обещаем быть трезвыми, а утопаем в пьянстве. Не те ли мы "гордые почитатели" по классификации св. Людовика Марии Гриньон де Монфора, которые чтут Марию и сочетают с этим грешную жизнь с уверенностью, что Матерь Божия не даст им погибнуть. Самый пышный культ без одновременной заботы о праведности жизни и справедливости умножает не славу, а оскорбление. Если за благочестивым отправлением культа не стоит вся жизнь, то культ становится демонстрацией фарисейского лицемерия (ср. Мф 5, 23-24). Окормление множества народа и пышный культ, может быть, и играют огромную общественно-политическую роль, но мало что дают для духовного воспитания.
3. В такой пастырской и психологической ситуации мы вместе со всей Церковью готовимся к юбилейному 2000 году. Эта дата - повод, чтобы убрать или уменьшить те маленькие тени на прекрасном здании богородичного благочестия. Усилия к этому нужно прилагать в двух направлениях: связать богородичное благочестие с Откровением и учением Церкви; второе - постоянно помнить, что истинное почитание Девы Марии состоит не в легковерии и преходящем настроении, но в подражании Ее добродетелям (LG 67). Именно такое обновление культа Богородицы предполагают современные церковные документы.
Прежде всего - возвращение к истокам. Этот призыв обусловливается глубинной природой христианства как исторической религии, религии Откровения, а не набожности, свойственной человеческому подсознанию. Откровение Божие закончилось со смертью последнего апостола. В Иисусе Христе, распятом и воскресшем, есть все, что Бог хотел дать и открыть людям (Ин 1, 18; 6, 46; 11, 25; 14, 6-11; 17, 6.27). Частные откровения не привносят ничего нового. Поэтому надо с верой вникать в Божий замысел спасения, увековеченный в Писании и искать в нем следы Откровения о Пресвятой Деве Марии; спрашивать, какое место Она занимает в Божественном плане спасения; кем - по этому плану - Она была в жизни Иисуса и Его учеников. Такой подход убережет от излишне активных поисков нововведений и сверхъестественного (МС 38), а особое почитание Марии станет более объективным и опирающимся на истину Откровения. По этому пути пошел II Ватиканский Собор. VIII глава Конституции о Церкви (о Богородице, LG 52-69) начинается не с частных откровений, или субъективных потребностей верующих, а с истоков Откровения: "Об участии Пресвятой Богородицы Девы в домостроительстве спасения". Первые слова этого параграфа:" Священное Писание Ветхого и Нового Завета и досточтимое Предание все яснее показывают участие Матери Спасителя в домостроительстве спасения и излагают его как бы наглядно" (LG 55). После этого вступления Собор приводит краткий очерк библейской мариологии. Он построен не на цитатах, вырванных из контекста, а представляет собой целостный взгляд на Ветхий и Новый Завет. Отцы Собора смотрят на роль Марии в истории спасения и на особое Ее почитание в перспективе истоков Откровения. Тот же путь избрал и Папа Римский Павел VI в документе "Marialis cultus"2. Обновляя почитание Богородицы необходимо использовать Библию: "Почитание Пресвятой Девы никоим образом не должно удаляться от общего направления христианской (т.е. библейской) жизни; более того, именно в этом направлении следует искать новые силы и непреложную помощь. Ибо Священное Писание, открывая Божественный замысел спасения людей, начиная с "Книги Бытия" и заканчивая "Апокалипсисом", чрезвычайно явственно указывает на Ту, Которая сделалась Матерью и Споспешницей Сего Спасителя" (МС 30). И наконец, важной вехой в почитании Марии стала энциклика Redemptoris Mater Папы Иоанна Павла II - где подытожена вся библейская мариология. Свои размышления Папа Римский обращается к Священному Писанию и даже к оригинальным текстам Библии. Во многих местах этого окружного послания слышится эхо новейших экзегетических трактовок. Тот же путь указывает и документ Конгрегации Католического Образования от 25 марта 1988 года, посвященный роли, какую играет Мария в интеллектуальном и духовном воспитании: "Также и к мариологии относятся слова Собора: "Священное богословие, вместе со священным Преданием опирается на написанное слово Божие, как на незыблемое основание; в слове Божием оно обретает свою силу, юность, углубляя в свете веры всю истину, сокровенную в тайне Христа". Изучение Священного Писания должно быть душой мариологии". В том же документе говорится: "Библейская экзегеза открывает перед мариологией новые горизонты, отводя все больше места литературе, возникшей в период между написанием двух Заветов. Многие тексты Ветхого Завета и в особенности новозаветные тексты Луки и Матфея о детстве Иисуса, а также отрывки Иоанна стали предметом углубленного изучения, которое укоренило мариологию в Писании и значительно обогатило ее тематику". Обращение к истокам Откровения, к Отцам II Ватиканского Собора и к посланиям последних Пап и сегодня указывает направление мариологии.
Второе направление - безусловная связь почитания Богородицы с христианской жизнью. Необходимо настойчиво напоминать, что почитание Пресвятой Девы Марии обязано влиять на жизнь христианина и это требование проистекает из современного учения Церкви. II Ватиканский Собор учит: "Пусть верные помнят о том, что истинное почитание заключается не в бесплодном и преходящем настроении и не в некоем поверхностном легковерии, но проистекает из подлинной веры, ведущей нас к признанию превосходства Богородицы и побуждающей нас по-сыновнему любить нашу Матерь и подражать Ее добродетелям" (LG 67). Это суждение Собора должно стать содержанием пастырской работы на долгие годы, пока оно не войдет в плоть и кровь верных. Эти слова развил Папа Павел VI в Marialis cultus (34-36). По его мнению, Мария - пример для всех, а особенно для женщин. "Чтение Священного Писания, вдохновленное Святым Духом (...) позволяет понять, в каком смысле Мария может считаться образцом того, чего ожидают люди в наше время" (МС 37). Значение Девы Марии как примера для Церкви, подчеркивает и Папа Римский Иоанн Павел II, говоря о "превосходстве" Преблагословенной и называя Ее образом Церкви в отношении веры (RM 5). Эту мысль подхватывает Энциклика: "В своих добродетелях Она является примером для Церкви, подражающей Ей в вере, надежде и любви, а также в проповедовании Евангелия".
4. Эта книга может оказать помощь в решении двойной пастырской задачи, о которой шла речь. Все, что написано в ней о Пресвятой Деве Марии и о богородичном благочестии, основано на источниках Откровения и учении Церкви. Далее снова и снова говорится о том, что истинное почитание необходимо соединять с подражанием. Для достижения этих целей используется особый литературный жанр - библейские размышления. Это известный в Церкви жанр, и в первые века христианства он именовался lectio divina. Св. Иероним писал: "Ум ежедневно питается божественным чтением". Большой знаток средневековой духовности Ж. Леклерк так определяет эту форму библейской инициации: "Lectio divina - это молитвенное чтение Священного Писания". Эта аскетическая практика была основана на уверенности в том, что чтение Писания - это беседа. Этот принцип точно выразил Адальгир: "Когда мы молимся, то обращаемся к Богу, когда же читаем Св. Писание, Бог обращается к нам". Об этой практике напомнил II Ватиканский Собор: "Пусть они помнят о том, что чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвой, дабы возникало собеседование между Богом и человеком; ибо "мы беседуем с Ним, когда молимся; мы слушаем Его, когда читаем Божественные изречения" (DV 25). Разработан несложный план такого размышления; он состоит из четырех ступеней: 1) «чтение» - вдумчивое чтение фрагмента Писания как слова Божия; читая Писание, необходимо вслушиваться в то, что говорит Господь; чтение предваряется молитвой; 2) «размышление» - это проникновение в глубь слова Божия, которое просвещает и тревожит; 3) «молитва» - в чтении и размышлении говорил Бог, в молитве - время для ответа человека; эта молитва исходит из сердца вдохновленная словом Божиим - начинается диалог с Богом; 4) вершина чтения - «созерцание» или «делание» христианина. Созерцание рождается тогда, когда Бог сохраняет нас, пребывающих возле Себя в молитве и восхищении; тогда молитва будет совсем простой, и тогда мы становимся похожи на Матерь Иисуса, Которая сохраняла слова в сердце Своем (Лк 2, 19. 51). Однако чаще бывает так, что Бог не задерживает человека в молитве, но говорит: "Иди, и ты поступай так же" (Лк 10, 37). И тогда плод молитвы - подражание Марии. Такое размышление укореняет наше богородичное благочестие в Откровении и побуждает к конкретному подражанию.
5. Нужно сказать несколько слов и о структуре этой книги. Она не случайна, но и не обусловлена ранними или современными трудами по мариологии. Она просто взята из Священного Писания. Об этом говорят уже названия частей: 1) "Господь с Тобою" (Лк 1, 28); 2) "И Матерь Иисуса была там" (Ин 2, 1); 3) "Дух Святой найдет на Тебя" (Лк 1, 35). Эта структура показывает особую связь Марии с Пресвятой Троицей, которая видна в самом интересном с богословской точки зрения новозаветном тексте о Марии: Благовещении (Лк 1, 26-38). Ангел Гавриил, благовествующий Марии Ее особое избрание и призвание, был послан "от Бога" (Лк 1, 26); смысл призвания - рождение Сына Всевышнего (Лк 1, 31); произойдет это благодаря особому действию Святого Духа. Итак, мариология троична. В первой части, где ключевое слово - имя Божие - "Господь", говорится о том, чем Бог облагодетельствовал Марию и то, как Она на эти благодеяния ответила. Вторая часть отмечена словом "Сын" и посвящена превосходству Богоматеринства Марии. Она - Матерь Сына-Спасителя, Главы возрожденного человечества. Поэтому Она - Матерь членов Христа. В названии последней части есть слова: "Дух Святой". В ней рассказывается не только о зачатии от Святого Духа, но и об определении "Посредница Благодати", Которая испрашивает Духа для Церкви. Здесь также отведено место почитанию Богородицы. Христианское богопочитание - это поклонение Отцу в Духе и Истине. Каким же образом с этим поклонением согласуется особое почитание Марии?
Структура библейской мариологии проливает яркий свет на роль Богоматери в истории спасения и углубляет понимание Ее особого почитания. Наставление о почитании Богородицы должно быть целостным, т.е. "продумано таким образом, чтобы образ Девы Марии являлся в целокупности истории спасения, т.е. в Ее связи с Богом; со Христом - Воплощенным Словом, Спасителем и Посредником; со Святым Духом Освящающим и Животворящим; с Церковью - таинством спасения; с человеком - с его корнями..."
6. Как пользоваться книгой? Это - книга не просто для чтения, а для библейского размышления, исходная точка которого - чтение Священного Писания. Во вступлении к размышлению даны короткие отрывки из Библии, их надо найти и прочитать вместе с окружающим их текстом. Поэтому книжкой надо пользоваться с Библией в руках. Начальные строки размышления вводят в богословие текста. Диалог с Богом в молитве это уже дело того, кто размышляет и Святого Духа, Который прикасается к душе читающего (св. Григорий). Книга этого сделать не может. Окончание каждого размышления направляет того, кто размышляет к решениям, делам подражания. Они могут быть совсем другими, чем подсказывает автор, они всегда зависят от потребностей размышляющего, от его веры и от Святого Духа, Который просветит его. Буква этой книги не намерена гасить Духа.
Плоды размышлений всех читателей этой книги автор посвящает Богородице Деве, внимающей и молящейся (МС 16-18).
Автор
На праздник Пресвятой Богородицы, 1 января 1991