5. Церковь бедная по образу Марии
Третьим и наиболее заметным плодом сошествия Духа Святого было рождение Церкви и ее явление миру. В день Пятидесятницы сбылось предреченное пророком Иоилем сошествие Духа на всякую плоть (Иоил 3, 1-2; ср. Деян 2, 15-22). Дух Господень стал собирать воедино рассеянных по всему миру детей Божиих.
Собирание рассеяния
То, что в день Пятидесятницы действительно родилась Церковь, Лука обосновывает двумя образными аргументами.
Описание сошествия Святого Духа (Деян 2, 1-4) в первом стихе второй главы содержит два характерных слова: ten hemeran (день) и epi to auto (на месте). Те же слова стоят и в 2, 47, kath'hemeran (ежедневно) и epi to auto (часто пропускаемое в переводах выражение). 1-ый и 47-ой стихи это скобки, в которых заключено описание тесно связанных между собой событий второй главы. Для Луки рассказ о жизни Первоцеркви (Деян 2, 42-47) - неотъемлемая часть Пятидесятницы. Церковь - плод излияния Духа и первой проповеди Петра (Деян 2, 14-36). В общину можно войти через слушание апостольского слова, покаяние-обращение и крещение "во имя Иисуса Христа" (Деян 2, 37-38). В этом крещении прощались грехи и давался дар Святого Духа (Деян 2, 38). Эти крещеные эти составили первую общину Церкви.
Второй способ показать творящее Церковь действие Пятидесятницы менее заметен; чтобы вникнуть в него, нужно внимательно прочитать описание Луки в свете Ветхого Завета. Сообщая об излиянии Святого Духа (Деян 2, 1-13), автор книги Деяний тонко напоминает о Вавилонской башне (Быт 11, 1-9) в греческой Септуагинте. Больше всего общих слов в двух стихах: Деян 2, 6 и Быт 11, 7. Это будет заметно, если сопоставить тексты греческих подлинников:
Деян 2, 6 | Быт 11, 7 |
"Когда же сделался этот шум (tes fones), собрался народ, и пришел в смятение (synechythe), ибо каждый (hekastos) слышал (ekouon) их (auton) говорящих его (fonen) наречием (te idia dialekta)". | Сойдем же и смешаем (syncheomen) там их (auton) язык (glossan), чтобы один (hekastos) не понимал (akousosin) речи другого". |
В одном стихе целых семь общих слов. Это не случайно, потому что Лука сознательно ссылается на Ветхий Завет. Ссылки есть и в других стихах. К числу важнейших принадлежат: прилагательное pas (каждый), в Быт 11:1-9 встречается семь раз, в Деян 2:1-13 - три; существительное fone (голос, шум) встречается дважды в Быт 11, 1.7, и один раз - в Деян 2, 6. Огонь в Быт 11, 3 и в Деян 2, 3; оборот kai egeneto (и стало) есть в обоих описаниях (Быт 11, 2, 3; Деян 2, 2); глагол erksanto (начали) в одинаковом значении есть в обоих отрывках (Быт 11, 6; Деян 2, 4); и там и там упоминается небо (Быт 11, 2; Деян 2, 2, 5); слово idou (вот) встречается в Быт 11, 6 и в Деян 2, 7; понятие дома заключено в двух глаголах - katoikeo (поселиться, находиться, жить) - Быт 11, 2; Деян 2, 5, 9 и oikodomeo (строить) - Быт 11, 4, 5, 8; Деян 2, 2; глагол horao (вижу) присутствует и там и там (Быт 11, 5; Деян 2, 3); наконец, в обоих описаниях упоминается город (Быт 11, 4, 5, 8; Деян 2, 5 - Иерусалим).
В свете этого анализа надо сказать, что, описывая событие Пятидесятницу, автор книги Деяний сознательно и целенаправленно ссылается на повествование о строительстве Вавилонской башни. Что он хотел этим сказать? Параллелизм в описаниях постройки Вавилонской башни и сошествия Святого Духа имеет характер противопоставления. Лука хотел сказать, что в день Пятидесятницы начался процесс, обратный относительно к тому, что начала строительства Вавилонской башни (З. Зюлковский, В. Шиппа). В Быт 11:1-9 подчеркивается центробежное движение, вызванное Богом. В начале у людей "на всей земле был один язык и одно наречие" (Быт 11:1). Они были одним народом и у них был один язык (Быт 11, 6). Гордясь своей силой и единством, они стали строить башню высотой до небес (Быт 11, 4). Они хотели своими собственными силами достичь неба. Это усилие противоречило замыслу Божию, ибо лишь Сам Бог может призвать человека и возвеличить его (ср. Быт 12:1-6). Бог наказал людей за их гордость. Он смешал "язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт 11, 7): "И оттуда рассеял их Господь по всей земле" (Быт 11, 9). Это повествование можно назвать: от единства к рассеянию.
В Деян 2:1-13 описано противоположное направление, т.е. центростремительное. В Иерусалим на день Пятидесятницы прибыли набожные иудеи и прозелиты "из всякого народа под небесами" (Деян 2, 5), т.е. из рассеяния. Они говорили на языках народов, среди которых они жили (Деян 2, 5-11). Итак, в начале есть разные наречия и различные народы (Деян 2, 6). Благодаря вмешательству Бога, о Котором говорит существительное "небо" (Деян 2, 2), посредством Святого Духа (Деян 2, 4) пробуждается центростремительное движение: рассеянные народы воссоединяются. Пятидесятница - начало возвращения народа Божия к единству; противопоставление строительству Вавилонской башни, которая стала началом разделения и непонимания. Если рассеяние людей произошло через смешение языков (Быт 11, 7), то их воссоединение совершилось через язык, понятный для всех народов (Деян 2:11).
Папа Иоанн Павел II, следуя учению Собора (LG 59), считает Пятидесятницу "временем рождения Церкви" (RM 24): "Итак, в домостроительстве спасения, руководимом Духом Святым, существует соответствие между временем Боговоплощения и временем рождения Церкви. Личность, объединяющая эти времена, это - Мария: Мария в Назарете и Мария в горнице Пятидесятницы. И там, и там Ее присутствие незаметно и в то же время выразительно, указывает путь "рождения от Духа". Таким образом, Мария, присутствуя в тайне Христовой как Матерь, по воле Сына и через Духа Святого присутствует и в тайне Церкви. Это - по-прежнему материнское присутствие, что и подтверждают слова, сказанные на кресте: "Жено, се сын Твой"; "се, Матерь твоя" (RM 24).
Согласно Луке, Церковь родилась в день Пятидесятницы в горнице, при сошествии Святого Духа. Она была не только рождена, но и явлена миру как община. Также и II Ватиканский Собор (LG 59) истолковывает Пятидесятницу, как время рождения Церкви и ее явление миру. Вслед за Собором это толкование принял и Папа Иоанн Павел II (RM 24). Папа делает следующий шаг: именно он заметил "соответствие между моментом Боговоплощения и моментом рождения Церкви" (там же). Мария объединяет эти времена "рождения от Духа". Сопоставление этих моментов "рождения" отнюдь не произвольно, но основано на общей богословии св. Луки, который описывает событие Пятидесятницу так же, как Благовещение. Параллелизм этих мест указывает на то, что согласно Луке, рождение Церкви происходило в два этапа: во время Благовещения был зачат Христос - Глава Церкви. Если же произошло зачатие Главы Церкви, то и самой Церкви тоже. Поэтому Иоанн Павел II называет «да будет» Марии первым созидательным «да будет» в Новом Завете, а Ее веру Папа считает началом Нового Завета (RM 14). Церковь Христова как Церковь вселенская, по мнению Г. У. фон Бальтазара, была основана в комнате в Назарете. Это произошло тогда, когда Мария выразила свое безусловное согласие: "Се, Раба". В этом безусловном согласии состоит вселенскость Церкви. В заключении своих любопытных рассуждений Г. У. фон Бальтазар задает риторический вопрос: "Где надлежало бы возникнуть Вселенской Церкви, если бы она не была с самого начала Нового Завета сотворена в своей глубочайшей сущности как Матерь Младенца, которая должна быть девственна телом и душой, чтобы являться воплощенным, соборным согласием на безусловное вхождение Слова Божия в Плоть?"
Итак, по св. Луке, рождение Церкви произошло в два этапа: зарождение Церкви в момент зачатия Главы Церкви, т.е. при произнесении Богородицей «да будет»; рождение и явление миру в день Пятидесятницы (Деян 2:1-4). Св. Иоанн Богослов дополнил это видение Луки, объединив рождение Церкви с пасхальными событиями: с крестной смертью и воскресением Господним.
Эти два видения возникновения Церкви не противоречат, но взаимодополняют друг друга. В них видно развитие богословской мысли: зарождение Церкви совпадает во времени с зачатием ее Главы, т.е. Христа (Благовещение Лк 1, 26-38); рождение Церкви произошло на Голгофе и в закрытой горнице (Ин 19, 25; 20, 21-22); явление ее миру было торжественным и открытым в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4). Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали воссоединять рассеянных детей Божиих.
Оба евангелиста согласны в сути: рождение Церкви происходит благодаря действию Святого Духа Божия; при рождении этом присутствовала и Матерь Иисуса.
Жизнь Церкви
Лука не останавливается на утверждении факта собирания рассеянного народа Божия в день Пятидесятницы, он описывает новую общность, возникшую после излияния Духа, и потому описание жизни первой Церкви так органично соединено с повествованием о событии Пятидесятнице и проповеди Петра. Какова эта новая общность, рожденная благодаря ниспосланию Обетования Отца?
Первоцерковь была миссионерской Церковью. Апостолы и ученики Христа проповедовали Иисуса распятого и воскресшего сначала иудеям, а потом и язычникам. Проповедь вырастала из глубокой веры первых христиан. Возвещая Христа, они призывали обратиться и креститься. Эту миссионерскую деятельность Церкви Лука описывает очень красочно и драматично. Апостольство встретило сопротивление иудеев. Ученики Христа проповедовали как свидетели Его жизни. По Библии свидетелем считался человек, который, основываясь на непосредственном и личном опыте, мог достоверно и официально рассказать об этом опыте. Сами апостолы часто называли себя свидетелями жизни Иисуса (Деян 1, 22; 2, 23; 3:15; 5, 32; 10, 39; 13, 31; 22:15; 26:16). Когда возникла потребность избрать нового апостола вместо Иуды, то главным его достоинством стала возможность быть свидетелем: "Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1, 21сл.).
Первая христианская община была молящейся общиной. Лука - историк апостольской Церкви, так описывает их жизнь: "И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" (Деян 2, 42-47). Христиане первого поколения ходили на молитву в храм вместе с иудеями. "Преломление хлеба", однако, происходило в домах христиан. Слова "преломление хлеба" отсылают к иудейской трапезе, во время которой ведущий встречу перед преломлением и раздачем хлеба произносил благословение. На языке христиан "хлебопреломление" означало Евхаристию (1Кор 10:16; 11, 24; Лк 22:19). Во время Евхаристии почитали воскресшего Господа; совершалось воспоминание тайной вечери Иисуса, во время которой Он в словах, сказанных над хлебом и вином, изъяснил спасительный смысл Своей смерти. В Евхаристии община встречалась с Господом, внутренне соединялась с Ним. Эту веру выразил св. Павел: "Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?" (1Кор 10:16). Преломляя хлеб, христиане причащались Телу Христову, т.е. прославленному живому Господу. Празднование Евхаристии соединялось с т.н. агапой, братской трапезой (1Кор 11, 20-34).
Наконец, Первоцерковь была общиной (koinonia), братской общиной подлинной любви. Церковь в начале была общностью бедных и с ними была солидарна. В молитве и особенно в хлебопреломлении ученики Иисуса выражали свою верность Господу; в братском общении - верность и солидарность с миром и людьми. Обозначая эту общину, Лука использовал существительное koinonia, имеющее глубокий богословский смысл; оно не означает только чувство солидарности или общность материальную помощь - не обозначает в то же время и какой-то общественной доктрины (коммунизм, социализм). Koinonia означает глубочайшее единство с Богом и Христом через благодать. Из этой основополагающей общности исходит взаимная общность людей. Первые христиане назывались братьями и жили как братья (Деян 1:15; 9, 30; 10, 23; 11:1; 15, 23). Это было единство сердец и душ (Деян 4, 32). На практике это выражалось в общности материальных благ: "были вместе и имели все общее" (2, 44). В центре этого единства и общения находился Христос. В таком единстве совершенным образом осуществлялось желание, высказанное в первосвященнической молитве Иисуса: "чтобы они были едино, как и Мы" (Ин 17:11). Братская любовь проистекала из глубинной связи с Богом. К жизни в общине и в любви способен только человек преображенный Духом Святым и внутренне возрожденный. Структура на меняется, если не меняется человек. Лука описывает апостольскую Церковь с чувством большого благоговения: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян 4, 32-37). Апостольская Церковь осуществила евангельский идеал. Такая Церковь привлекала и восхищала не только простых людей, но и образованных, ищущих истинные ценности. Церковь притягивала, как магнит, поэтому еще при жизни апостолов она распространилась в Азии, Греции, Риме и во всем Средиземноморье.
На создание именно такого образа Церкви, несомненно, влияла также и молящаяся в ней Матерь Иисуса. Богородица изначально была для Церкви образом единства. Папа Иоанн Павел II уповает на то, что Богородица "должна привести христиан к единству, заповеданному Единым Господом" (RM 30). Можно сказать, что в Первоцеркви явственно видны черты Марии. Община молилась и величала Господа, как Она (Лк 1, 46-56; Деян 1, 14; ср. 2, 42; 4, 23-31), была бедна, как Она (Лк 2, 24) и единодушна с бедными, униженными и смиренными, как Мария (Лк 1, 30-45; Ин 2, 1-11). Богородица была совершенной иконой Церкви. Дух Святой сотворил Церковь-Тело Христово (1Кор 12, 27) по образу Его Матери. Поэтому св. Мария - прообраз Церкви.
Результат забвения Святого Духа - недостаточная глубина церковного самосознания. Иногда эта, даже можно сказать, пустота приобретает чудовищные формы. Эта нехватка "со-чувствия с Церковью" очень многообразна: в молитве - снижена потребность присутствовать и участвовать в церковной молитве (Деян 1, 11; 2, 42-47); в учении слова апостолов - не хватает верности Богооткровенной истине, возвещаемой пастырями Церкви (Деян 2, 42); в результате - незнание истины, богословское невежество, которое становится плохой почвой для возделывания богородичного благочестия; в братской солидарности - недостаток любви и заботы о единстве общины (Деян 2, 43-47). Мы скорее напоминаем строителей Вавилонской башни, рассеянных Господом, чем паломников из диаспоры, которых Бог соединяет Своим Духом. Не обойтись нам без Духа Господня, собирающего Церковь и вводящего в нее.
Уповая на обещание Иисуса, уверившего нас, что просящим Бог не откажет в Своем Духе, помолимся:
"О приди к нам, Дух Святой,
И небесный луч пошли
Света незакатного!
О, приди, Отец сирот,
О, приди, податель благ,
О, приди, сердечный свет!
Очищай нечистое,
Орошай иссохшее,
Исцеляй поверженных.
Умягчай жестокое,
Согревай озябшее,
Направляй заблудшее!