2. Духоносица (Носительница Святого Духа)
Пресвятая Матерь пребывала в единении со Святым Духом не только с момента Боговоплощения. В течение всей Своей жизни Она испытывала действие Святого Духа, Который освящал и радовал других людей через Нее, Свою Невесту и Свой храм. Писание подтверждает эту истину двумя выразительными примерами.
Живое орудие Святого Духа
"И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа" (Лк 1, 40сл.). Христианское предание с первых веков утверждает, что в этом сбылось предсказанние Ангела об Иоанне Предтече: "Ибо он будет велик пред Господом... и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей" (Лк 1, 15). Освящение и сошествие Святого Духа на Иоанна Крестителя совпало с присутствием Марии в доме Захарии. Сущий в Марии Христос освящает, очищает, дает Духа и радость. Тут же, в присутствии Марии и после Ее приветствия Елисавета тоже исполнилась Святого Духа, другими словами, она была освящена и облагодатствована. В доме Захарии и Елисаветы произошло подлинное сошествие Святого Духа. Повествование о посещении содержит в себе одну из самых радостных истин христианства. Дух Святой освящает через Марию. Достаточно одного Ее слова, всего лишь приветствия. Освящение Иоанна и Елисаветы через Марию это не просто единовременное событие, это - наставление для нас, так происходит всегда.
"Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его" (Деян 1, 14). Она, первой получившая дар Святого Духа, пребывала в единении с Ним, будучи Его орудием освящения, Она не могла не быть в горнице в день излияния Духа на Церковь. Как писал Папа Пий XII, Она "действенными молениями испросила, чтобы Дух Божественного Спасителя, данный новорожденной Церкви уже на кресте, сошел, сопровождаемый обильными дарами, в день Пятидесятницы". Этой молитвой об излиянии Святого Духа Мария положила начало Свей материнской заботе о рождающейся Церкви.
Присутствие Марии, Ее голос, Ее молитва очищают, освящают, приносят Святого Духа. Поэтому почитание Матери Иисуса не затмевает и не заменяет Святого Духа, но ведет к Нему. Ибо Она - совершеннейший образ Святого Духа.
Следуя за II Ватиканским Собором
Во время II Ватиканского Собора его Отцы все глубже осознавали роль и значение Святого Духа. Обсуждая первый вариант Конституции о Церкви, они обвинили ее в крайнем законничестве и "отсутствии Святого Духа". В этих обсуждениях были очень ценными предложения восточных отцов. "Заслуга II Ватиканского Собора не столько умозрительная глубина видения Святого Духа, сколько сила, с какой обычно упоминается Его роль и место" (Г. Мартеле). Поэтому Его Святейшество Павел VI справедливо сказал в одном из своих выступлений: "Общеизвестно, что Собор усеял страницы своих возвышенных и насущных декретов многочисленными упоминаниями о Святом Духе. Мест этих насчитывается 258". Однако Папа сознавал, что Собор только дал импульс для новым изысканиям и разработкам. Начиная Священный Год, он обратился к богословам с новым призывом: "После бурного развития христологии и особенно экклезиологии Собора, в этот Священный Год должны оживиться и принести плод исследования о Святом Духе и поклонение Святому Духу, как неизбежный результат следования учению Собора". По этому пути пошел и Иоанн Павел II. На этом пути особого внимания заслуживает окружное послание о Святом Духе в жизни Церкви и мира Dominum et Vivificantem. "В наше время, - учит Папа, - мы вновь призываемся древней и всегда юной верой Церкви к тому, чтобы приближаться к познанию Духа Святого Животворящего" (DЕV 2). В нас пробуждается отклик на этот призыв приблизиться к Святому Духу по примеру Марии.
Богословы восприняли учение Собора и предложение Папы Павла VI, и благодаря этому мы можем наблюдать в Церкви бурное развитие учения о Святом Духе. Для современных исследований характерны изыскания связи Богородицы со Святым Духом. Почему это происходит? Один из современных богословов объясняет: "Святой Дух, не имеющий никакого образа, никакой видимой формы, узнается с трудом. Его единственным образом может быть человек, до глубины Им исполненный, тесно с Ним соединенный, до такой степени освященный и одухотворенный, что сам благоухает, сияет Святым Духом" (Л. Бальтер). Именно Мария была "столь глубоко проникнута Духом, столь тесно с Ним соединена, что Она - первый, после Христа, полный и подлинный образ Святого Духа" (там же). Почитая Ее, мы, в то же время, поклоняемся Святому Духу, сотворившему в Марии и через Марию величие.
Кардинал Сюненс заканчивает свою книгу «Новое сошествие Святого Духа?» главой «Святой Дух и Мария». В ней он высказывает такое пожелание: "Мне кажется, ответом на злобу дня должно быть возвращение места, занимаемого Марией в учении о Святом Духе. Я уверен, что если богородичное благочестие и потеряло актуальность, то оно обретет ее постольку, поскольку оно будет связано со Святым Духом, а почитание Марии будет совершаться в зависимости от вдохновения Духа. В этом случае Мария предстанет как Та, на кого Дух впервые излил полноту Своей Благодати, как первая христианка". Обновляя и углубляя учение о Святом Духе, современное богословие по достоинству обращает особое внимание на связь Марии с Духом. Празднуя Пятидесятницу или размышляя о третьей славной тайне Розария16, мы всегда будем помнить, что Святой Дух, Который вместе с Марией и в Марии образовал Сына Божия - Иисуса Христа, также и ныне вместе с Марией и через Марию хочет создать в нас образ Христов. Как некогда через Марию Он освятил Иоанна и Елисавету, так и ныне Он желает освящать нас через Матерь Божию. Молившаяся вместе с апостолами о даровании Святого Духа ранней Церкви, Она и ныне молит о Его излиянии на Церковь нашего времени. Ее же слово и молитва всегда действенны. Поэтому, если и мы хотим пережить излияние Духа Святого с преизобилием Его даров, то должны, как апостолы, пребывать в молитве с Марией и вместе с Ней молить: "О Сотворитель, Дух, приди!".
Разве не знаете, что вы - храм Божий?
Есть древняя легенда о жизни Оригена. Он был крещен ребенком. Когда после крещения его принесли домой его отец, Леонид, поцеловал ребенка в грудь. Когда его спросили, что это значит, он ответил, что сын его через крещение сделался храмом Святого Духа. Мария, исполненная Святого Духа, принесла Его в дом Захарии. Она - живой храм духовный. Обретший Ее, обретет и Духа.
Бог возжелал давать Своего Духа Своего через людей. Так было и в ветхозаветные, и в новозаветные времена, то же происходит и сегодня. Моисей берет от духа, который был на нем, и возлагает его на семьдесят старейшин: "И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил" (Числ 11, 16-17). "И взял от духа, который был на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них дух, они стали пророчествовать..." (Числ 11, 25). Дарование Духа связанно с ответственностью за народ Божий. Моисей, разделяя с другими ответственность, делится также и Духом. Иоанн Предтеча исполнился Святого Духа, что было необходимо для пророческого призвания, которое ему надлежало осуществить ради Мессии и народа Божия (Лк 1, 76-77). Дарование Духа обязывает к особому служению. Из книги Деяний мы узнаем, что Святого Духа апостолы передавали: "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на одного из них" (Деян 8, 14-16).
Хотя в священной истории спасения "Дух дышит, где хочет" (Ин 3, 8), все же Бог часто дает Его через людей при их молитве. Так было и в жизни Марии и апостолов. И сейчас именно молитва, в особенности единодушная и горячая, испрашивает для Церкви дар Духа. Образ Марии и Церкви учит нас, что христианин это не только "Христофорос" - т.е. Христоносец, но также и "Пневмафорос" - Духоносец. Пример Пресвятой Девы Марии учит, что Святым Духом и Его дарами нужно жить и делиться с другими.
Об этой истине напоминали Отцы II Ватиканского Собора и Иоанн Павел II: "Святой Дух обитает в Церкви и в сердцах верующих как в храме (ср. 1Кор 3, 16; 6, 19), и в них Он ходатайствует и свидетельствует об их усыновлении (ср. Гал 4, 6; Рим 8, 15-16, 26). Он, вводящий Церковь во всю истину (Ин 16:13) и объединяющий ее в общении (in communione) и в служении, наделяет и направляет многообразными иерархическими и харизматическими дарами, и украшает ее Своими плодами (Еф 4:11-12; 1Кор 12, 4; Гал 5, 22). Силою Евангелия Он сообщает Церкви юность, непрестанно обновляет ее и ведет к совершенному сочетанию с ее Женихом" (DV 26).
Церковь веровала и верует, что то же домостроительство даяния Святого Духа действительно и ныне. Прекрасное свидетельство тому обновленный «Чин миропомазания». Он начинается с «Апостольской Конституции о таинстве миропомазания» Папы Павла VI. В этой Конституции мы читаем: "На праздник Пятидесятницы Дух Святой чудесно сошел на апостолов, пребывающих вместе с Марией, Матерью Иисуса, и с учениками. Тогда они, исполнившись Духа Святого (Деян 2, 4), вдохновленные силой Божией проповедовали о великих делах Божиих. Петр признал Святого Духа, излившегося таким образом на апостолов, даром мессианского времени (ср. Деян 2:17-18). Тогда уверовавшие в учение апостолов крестились и получили дар Духа Святого (Деян 2, 38). С этого времени апостолы, исполняя волю Христа, передавали новообращенным дар Святого Духа, восполнявшего благодать крещения (ср. Деян 8:15-17; 19, 5сл.). Поэтому в Послании к Евреям среди основ христианского знания перечисляется учение о крещении и возложении рук (ср. Евр 6, 2)".
Та же вера видна и в чине таинства миропомазания. Епископы, преемники апостолов, через возложение рук и молитву передают дар Духа. Однако сначала они призывают верных молиться Богу Отцу Всемогущему, "да ниспошлет милостиво Духа Святого на сих усыновленных чад Божиих, возрожденных в крещении для жизни вечной. Да укрепит их Святой Дух дарами Своими и через помазание Свое да уподобит их Христу". После чего епископы возлагают руки на принимающих миропомазание и в тайносовершительной молитве просят о сошествии на них Святого Духа, т.е. о даровании новой Пятидесятницы. То же убеждение Церкви слышно и в молитве верных: "Боже, Ты дал апостолам Своим Святого Духа и восхотел, чтобы они и их преемники передавали Его другим верующим, услышь милостиво молитву нашу и действуй в сердцах верных Твоих, как в начале проповедования Евангелия".
"Боже Всемогущий
Отче Господа нашего Иисуса Христа,
Ты возродил сих рабов Твоих через воду и Святого Духа
и избавил их от греха,
пошли на них Святого Духа Утешителя,
подай им дух премудрости и разума,
дух совета и крепости,
дух ведения и благочестия,
исполни их духа страха Твоего.
Через Христа Господа нашего".
(из чина миропомазания)
Св. Павел назидает своего любимого ученика Тимофея, чтобы он не нерадел о пребывающем в нем даровании, которое дано было ему с возложением рук (1Тим 4:14). Сегодня Церковь также учит нас, чтобы мы не растрачивали впустую данных нам в миропомазании при возложении рук епископа даров. Как действуют в нашей христианской жизни семь даров Утешителя?