19. Успение как участие Марии в Воскресении Христа
Воскресший Христос не явился Своей Матери, поскольку Ей было предназначено особое участие в Воскресении христофания. В богослужении Успение Богородицы описывается так: "Всемогущий, вечный Боже, Ты принял в небесную славу тело и душу Непорочной Девы Марии, Матери Сына Твоего" («Вступительная молитва»). Поэтому Она всегда имеет удел в славе воскресшего Иисуса. Явления воскресшего Господа ученикам и женам были преходящими. Прославленный Христос "становился невидим для них" (Лк 24, 31; ср. Деян 1, 9-11). Пресвятая Матерь тотчас после Своей смерти с душой и телом была введена в славу Воскресшего. Видевшие воскресшего Иисуса видели только славу Его вознесения. Мария же была введена в эту славу. Богослужение праздника Успения говорит о двояком пути Марии в славу: Успение Богородицы - дар и в то же время награда.
Успение Богородицы - дар
В «Литургии Часов» и в евхаристической литургии Успения мотив дара встречается достаточно часто и имеет три взаимодополняющих аспекта. Первый - превознесение Марии - дело Отца, "увенчавшего Ее венцом достойным" (гимн первой вечерни). Это Он "ныне увенчал Ее величайшей славой" («Вступительная молитва»). Бог сотворил Ей величие, украсив Ее "венцом славы". В прошениях утрени мы говорим: "Боже, творящий чудеса, Ты ввел Непорочную Марию с телом и душой в небесную славу Христа". Превознесение, введение в славу воскресшего Христа - дар Бога. Избравший и призвавший Ее стать Матерью Своего Сына, это Он ввел Ее в славу.
Источник избрания и призвания - любовь Бога. "Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь..." (Втор 7, 7-8). Любовь Отца - основание призвания смиренной Рабы. Церковь говорит об этой истине во втором антифоне утрени: "Бог избрал Марию и возлюбил Ее...". Призвание в славу тоже проистекает из любви Божией. В первом библейском чтении на праздник Успения Павел напоминает нам, что "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас... оживотворил со Христом" (Еф 2, 4-5). То, что Он "воскресил и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2, 6), дар благости Божией. Прославление Божий дар (Еф 2, 8). Вселение Марии в скинию Всевышнего богослужение связывает с избранием и любовью Бога.
В фильме И. Бергмана "Как в зеркале" мальчик спрашивает отца о своей больной сестре, которую на вертолете увезли в больницу: "Папа, а Бог спасет ее потому, что мы ее любим?" В этом немудреном вопросе мальчика заключена глубокая мысль. Любовь избавляет от смерти, любовь спасает. Но не человеческая, а Божия. Только Божия любовь сильнее смерти. Любовь Бога сохранила Матерь Сына Его от тления, облагодатствовала славой небесной. Любовь - источник бессмертия.
Второй аспект: этот дар - плод спасения, совершенного Ее Сыном. Успение Богородицы - зрелый плод спасения. В богослужении эта истина выражена очень образно и просто: "Христос вознесся на Небеса и Матерь Свою ввел в жизнь вечную" (1 антифон первой вечерни). "Поклонимся Царю Царей, взявшему ныне Матерь Деву на небеса" («Предначинание»). Прославление Богородицы это дар благодати и следствие спасения, совершенного Ее Сыном. Эту истину провозглашает благодарение префация на праздник Успения: "Ныне взята на Небо Богородица Дева. Она первая достигла спасения и сделалась образом прославленной Церкви, источником утешения и знамением надежды для странствующего народа. Ибо Ты не восхотел, чтобы Дева, давшая миру Сына Твоего, Виновника всякой жизни, увидела тление". Таким же образом христологически обосновывает прославление Богородицы Папа Иоанн Павел II: "В тайне Успения Мария непреложно испытала на себе действенность того единственного посредничества, каким является посредничество Христа - Искупителя мира и Воскресшего Господа: "Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Кор 15, 22-23). В тайне Успения выражается вера Церкви в то, что Мария узами тесными и неразрывными соединена со Христом; ибо если Она, как девственная Матерь особо с Ним соединилась в Его первом пришествии, то через постоянную общность с Ним Она будет также соединена в ожидании второго Его пришествия; "искупленная же возвышеннейшим образом ради заслуг Сына Своего" (RM 41).
Аспект третий - в прошениях утрени есть такая молитва: "Искупитель наш, Ты удостоил Деву Марию стать жилищем и скинией Духа Святого, сподобь нас во веки быть храмом Духа Твоего". Таким образом богослужение Церкви обращает внимание на то, что вечное прославление зависит от Святого Духа, Он - "залог" вечности. "Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1, 35). Святой Дух, образовавший в Ней Воплощенное Слово, не оставил Ее (ср. Лк 1, 41сл.). Церковь справедливо именует Ее верной Невестой Духа Святого. Имея Духа Божия, Она тем самым имела и залог вечности (2 Кор 1, 22; 5, 5; Еф 1, 14) "Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим 8, 11).
Земная жизнь Матери Иисуса была соотнесена со Святой Троицей. Прославление и превознесение Марии также было делом всей Пресвятой Троицы. Бог, единый в Троице, всю земную жизнь готовил Ее к будущему прославлению. Как? Во-первых, негативно: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт 3, 15) - сказал Бог сатане. Это - обетование Божие, данное прародителям, совершившим грехопадение. Жена здесь означает Марию и Ее торжество над змеем-сатаной (LG 5). Освящающий Дух непрестанно освящает Ее. Всю свою жизнь, от начала и до смерти, Она противоборствовала злу, греху и нечистоте. "Женой, облеченной в солнце", сражающейся с "древним змием", т.е. сатаной, изображает Ее Иоанн в своем Откровении (Откр 12, 1-9). В первой и в последней книгах Библии Мария представлена сражающейся; Она вошла в историю спасения сражающейся и таковой осталась навсегда. Далее, Бог готовил Марию к прославлению позитивно: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" (Лк 1, 28). "Благодать" означает здесь милость, расположение и доброту, явленные Богом Марии. Определением "Благодатная" заменено имя собственное. То, что Бог с любовью преклонился к Марии, - Ее особое отличие. Благодатная значит не только сохраненная от греха, но и исполненная любви Божией соединенная с Господом, всегда открытая для Бога. Ее жизнь никогда не была омрачена и тенью вины. Ее жизнь ни на мгновение не была отступлением, но постоянным развитием, путем к полноте, предназначенной Богом человеку, вплоть до вечного прославления. В этом и заключается глубочайшая богословская причина прославления Марии. Смерть и тление, разложение тела - последствия первородного греха. "Дева Мария, в зачатии непорочная, победила грех, а потому не подлежала закону тления в гробе и не должна была ожидать искупления до конца времен" (Пий XII).
Сущность Успения - прославления состоит в непрестанном бытии с Господом: "...и так всегда с Господом будем" (1Фес 4, 17). Успение - прославление - это собирание нас около к Господа Иисуса Христа (2Фес 2, 1), "первенца из умерших" (1Кор 15, 20), оживляющего всех, с Ним соединенных. Для того чтобы непрестанно пребывать с Господом в славе воскресения и прославления, уже здесь, на земле, нужно находиться в общении с Ним. Вечное бытие с Господом начинается уже в этой жизни. Иоанн Богослов учит, что "верующий имеет жизнь вечную" (Ин 6, 47). Сказуемое «имеет» стоит в настоящем времени. Мария первенствовала в вере, поэтому, живя на земле, Она носила в Себе начаток жизни вечной. Начало жизни вечной в этом мире можно сравнить с маленьким бутоном цветка. Бутон подобен началу вечности ныне, в преходящей действительности; распустившийся цветок означает полностью раскрытую славу превознесения. Начало славы на земле возможно потому, что по благодати мы можем уже здесь сейчас пребывать с Господом. Пребывание Марии с Господом в славе началось при Ее жизни на земле. Через Своего посланника Бог сказал Ей: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою..." (Лк 1, 28). Эти слова не пожелание, но констатация факта.
Успение - награда
Прославление Марии это, прежде всего, дар и благодать Отца и Сына и Святого Духа; но это - также и воздаяние за Ее святую жизнь:
"Восходит Ангелов выше
И выше ликов блаженных,
Ее заслуги превыше
Заслуг Святых Собора".
(«гимн из Литургии Часов»)
Какие заслуги имеются в виду? На Успение читается Евангелие от Луки 1, 39-56. В начале этого отрывка Евангелия мы видим Марию, с поспешностью идущую в нагорную страну, чтобы послужить людям "в летах преклонных" (Лк 1, 7) - Захарии и Елисавете, ожидающим рождения ребенка. "Пребыла же Мария с нею около трех месяцев" (Лк 1, 56). Упоминание Луки о поспешности и о горах свидетельствует о сердечном участии Марии, и о том, что путь ее не был легким. К встрече с Господом и к радости о Нем в «величании» спасения (Лк 1, 46-56) ведет путь через служение человеку. Иисус обещал Царство Небесное тем, кто кормит алчущих, поит жаждущих, принимает странников, посещает заключенных в темницах (Мф 25, 31-44). По этому пути в Царство шла и Матерь Иисуса: по пути любви и служения. Путь к царствованию со Христом путь проходит через служение: "Та, что во время Благовещения нареклась "Рабой Господней", до конца осталась верной тому, что означает это имя. Этим Она подтвердила, что Она истинная "ученица" Христа, Который постоянно подчеркивал, что главное в Его миссии - это служение: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20, 28). Таким образом, Мария стала первой среди тех, кто "служа Христу в лице других, смирением и терпением приводят своих братьев к Царю, служить Которому значит царствовать", и достигла полноты "царственной свободы", данной ученикам Христа: служить значит царствовать" (RM 41). Таким путем в царство славы шла Раба Господня - путем служения братьям. Таким путем шел Ее Сын.
В небесную славу путь ведет через крест, страдание, унижение и послушание. В одном приюте для слепых около Варшавы монахини францисканки Святого Креста приветствуют друг друга: "Через крест к небу". Крест это - врата рая. Свое стихотворение «Крест и ребенок» Норвид заканчивает словами: "Крест куда исчез? Он стал вратами". Второе чтение Литургии Часов - отрывок из апостольского послания Папы Пия XII Munificentissimus Deus: в этом документе Его Святейшество провозгласил догмат о взятии Марии на небеса. Он приводит слова Иоанна Дамаскина, объясняющие, почему Марии надлежало быть прославленной: "Следовало, чтобы Матерь, Которая взирала на пригвожденного ко кресту Сына Своего, и душу Которой прошло оружие скорби (от чего Она была убережена, когда давала миру Спасителя), созерцала Его, царствующего с Отцом на небе". Ее путь к прославлению действительно пролегал через крест и страдание. Крестный путь Марии начался рано: когда Ей и Ее Младенцу не было места в гостинице (Лк 2, 7), когда Она посвящала Его Богу в Храме и услышала пророчество Симеона (Лк 2, 33-35), когда Она была вынуждена спасаться бегством в Египет (Мф 2, 13-15).
Эту тему развивает Иоанн Павел II, ссылаясь на слова ап. Павла об уничижении Иисуса (Флп 2, 8-9). Как Христос через уничижение и послушание даже до смерти вошел в славу, так и Его Матерь через смирение и послушание Рабы была восхищена в небесную славу. "Христос, быв послушным даже до смерти, был превознесен Отцом (ср. Флп 2, 8-9), вошел в славу Царства Своего. Ему все покорено, доколе Он Сам не покорится и не покорит все Отцу, да будет Бог все во всем (ср. 1Кор 15, 27-28). Мария - Раба Господня - участвует в этом господствовании Сына. Ее превознесение в Царство не упраздняет славы служения: будучи взята на небеса, Она не прекращает этого спасительного "служения", своего материнского посредничества, доколе не наступит исполнение спасения всех предызбранных" (RM 41).
Эти два пути в славу - путь благодати и путь деятельной любви, служения - в жизни Марии объединились. Полнота благодати принесла плод любви и служения. Облагодатствованная Богом, Она творила благодеяния другим. Ее подвижническая вера проявлялась в любви (ср. Гал 5, 5).
Успение - свет и путь
Богослужение Успения призывает нас внимательно взирать на прославленную Матерь Иисуса. Созерцание Превознесения Марии освещает нашу жизнь, страдание, судьбу. Видя Марию, вознесенную на небеса, мы лучше и глубже постигаем смысл нашей жизни на земле. Видеть небо не значит оторваться от земли. Напротив, взгляд на небо обостряет ответственность за время, данное нам Богом.
Дева, восхищенная на Небеса, учит нас, что наша единственная возможность развития, исполнения предназначения, достижения славы - это Христос, Сын Всевышнего, Спаситель, Его благодать, Его любовь. В Нем - источник прославления Марии, в Нем и только в Нем - наши возможности. Его благодать в нашей жизни есть подлинный залог рая: как в семени уже находится цветок и растение, так и в благодати уже присутствует реальный начаток блаженства. Благодаря данной нам благодати мы можем отнести на свой счет слова св. Августина: Coelum es et in coelum ibis - "Ты - небо, и на небо пойдешь". Наше воскресение будет участием в Его воскресении, ибо Он воскрес как Глава всего искупленного человечества, "первенец из умерших" (1Кор 15, 20). Он - воистину наша единственная возможность.
Если здесь, на земле, мы становимся небом и носим в себе небо, то надо пересмотреть наше отношение к собственным телам и к телам наших братьев. Вспоминаются слова апостола: "Разве не знаете, что вы - храм Божий?" Из этого проистекает уважение к каждому человеку в целом. Иоанн Павел II учит, что забота Церкви "касается всего человека, она особо сосредоточена на человеке" (RH 13). Выражение "весь человек" становится полностью ясным в свете Успения. В конечном счете спасение касается всего человека, а не только его душу. Поэтому и забота Церкви не ограничивается только «душепопечительством», но относится к человеку в целом (пастырство). Успение позволяет преодолеть платоновское видение христианства и обрести реалистический взгляд, основанный на Библии. Если весь человек спасен, то участие в человеческих делах приобретает религиозное, сотериологическое измерение. Я - христианин, и ничто человеческое мне не чуждо. Борьба за освобождение человека от какого бы то ни было порабощения несет в себе отблеск спасения. Иисус Христос заботился о человеке в целом, о его душе и теле. Он прощал грехи, питал голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых.
Поскольку Мария уже ныне полностью участвует в воскресении Своего Сына, Ее жизнь для нас как путеводная звезда. Мария учит нас, что с благодатью - даром и возможностью, надо сотрудничать. Нужно постоянно, как Она, вести борьбу со злом, грехом и сатаной; необходимо всегда быть открытым к дару Божией любви и жить в единении с Господом; надо всегда быть открытым и к нуждам человека - как Она. Ибо Христос обещал Царство Небесное тем, кто любит братьев сих меньших, нуждающихся, алчущих, жаждущих, странников, нагих, немощных, узников (ср. Мф 25, 31-44). Именно поэтому рай, прославление, превознесение, это не то, что некогда наступит в конце времен. Небо начинается на земле. Оно дар, благодать, но также и плод труда всей жизни: плод любви Бога, но и плод любви человека. Автор Откровения напоминает, что дела умерших идут вслед за ними (Откр 14, 13). Мертвые будут судимы "по делам своим" (Откр 20, 12-13). "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр 22, 12). В рай не идут со сложенными руками. От наших дел на земле зависит слава на небе. Поэтому христианство, говоря о небе, указывая на небо, не отрывает от труда и участия в делах на земле. Дела земные - это путь на небеса.
Мария, увенчанная славой, напоминает нам простую христианскую истину: "Через крест к небу". Участие в крестных страданиях Христа для христианина - источник радости и путь к спасению: "Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете... Если пострадал кто из вас как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь" (1Петр 4, 13.16). Связь страдания и прославления обнаруживает и св. Павел: "А если мы дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим 8, 17-18). В другом месте апостол говорит: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2Кор 4, 17). Св. Августин, комментируя эти слова, написал: "Скорбь конечна, воздаяние же бесконечно". Это исполнилось в жизни Иисуса и Его Матери. Это исполняется и в нашей жизни.
По давней народной традиции праздник Успения (15 августа) связывается с земледельческим циклом. "Народное благочестие свило Богородице венок прекраснее, чем венок песен трубадуров. Пресвятая закрывает Своей рукой гнездо жаворонка, друга крестьянина, от ястреба... Сей Покровительнице, Матери предивной любви и святой надежды, народ приносит травы и колосья в день Ее взятия на Небеса. Она, Заступница во всех нуждах и немощах мира, вознесет, как благоухание земли - в честь Творца - сии приношения, дар Его творения. Предводительница милостивая, украшенная венцом, свитым из колосьев и гроздьев, орошенным каплями жаркого человеческого пота" (З. Коссак). Этот праздник освящает повседневную, обыденную работу, человеческий труд, страдание, крест. И показывает, что путь на небеса - это труд и крест.
Богоматерь Успения... Праздник плодов человеческого труда и Божьего благословения... Это напоминает о том, что и наше прославление будет подобно взятию на небеса Матери нашей. Оно тоже будет плодом благодати Бога и нашего изнурения, пота и страдания. Пребывание в вечности с Господом начинается с пребывания с Ним здесь, на земле. Бесконечная любовь на небесах (1Кор 13, 13) начинается с любви на земле. Венец славы - плод древа креста. Цветы, срезанные для букета Матери Божией, увядают и умирают, мы же в смерти раскрываемся и рождаемся для неба, в новую жизнь, как семя, брошенное в землю. "То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет" (1Кор 15, 36).
"Первая за Сыном Ты взошла на Небо,
С телом и душою, полной благодати,
И тогда Ты стала нам путем вернейшим
В селения Бога".
(«гимн второй вечерни»)
Иду ли я в селения Отца по пути, указанному и пройденному Марией?