18. "Царица Небесная, радуйся..."
Размышление о новозаветных текстах, посвященных Марии, приводит к интересным наблюдениям. Мария зачала и родила Иисуса, была с Ним в Его детстве (Мф 1-2, Лк 1-2); Она появляется во время общественного служения Иисуса (Мк 3, 31-35; Мф 12, 46-50; Лк 8, 19-21; 11, 28; Ин 2, 1-12), стоит при Его кресте (Ин 19, 25-27). Но Евангелия ничего не говорят о явлении Воскресшего Своей Матери. Это было замечено Иоанном Павлом II: "Евангелия ничего не говорят о явлении воскресшего Иисуса Марии: это неизреченное таинство радости закрыто завесой мистического безмолвия". Это тем более странно, если мы внимательно присмотримся к явлениям воскресшего Христа. Новый Завет описывает явления Иисуса ученикам, женщинам, Фоме неверующему, гонителю Савлу. Историю этих явлений кратко излагает св. Павел: "...потом явился более нежели пятистам братиям в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию" (1Кор 15, 6-9). Ни слова о Марии... Если бы раннее предание Церкви содержало известие о явлении Иисуса Марии, то оно наверняка запечатлелось бы в библейских источниках. Сейчас принимается, что Мария лично передала Церкви (в особенности Луке) сведения о событиях, связанных с рождением, детством и служением Иисуса. Нет никаких причин полагать, что Она скрыла от Луки такое событие, как встречи с воскресшим Сыном. Молчание об этом всего Нового Завета свидетельствует о том, что явления воскресшего Христа Марии не было (Д. Барсотти). Поэтому в свете источников Откровения следует спросить: "Почему Иисус не явился Своей Матери?"
Кому являлся воскресший Христос?
Глубокое исследование всех явлений Воскресшего Христа и особенно тех, кому Он являлся, дают первый ответ на поставленный вопрос. Видеть воскресшего Христа, о чем свидетельствуют Евангелия и Деяния апостолов, дано было людям, сломленным событиями Страстной Пятницы, или, по крайней мере, колеблющимся в вере. Встреча с Воскресшим утешает этих людей, отирает их слезы, укрепляет веру, приносит облегчение. "А Мария (Магдалина) стояла у гроба и плакала... Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: "господин!" (Ин 20, 11сл.). Она стояла, наклонившись в гроб и плакала; было достаточно одного лишь слова Воскресшего, чтобы высушить ее слезы и прекратить рыдания. Мария получила от Господа поручение: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу". Мария исполнила это поручение, чем заслужила себе в Церкви имя "Апостол Апостолов" (Рабан Мавр).
Воскресший Христос является также людям боязливым, испуганным, разочарованным и печальным: "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои..." (Ин 20, 19-20). Там, где радость, более нет страха. Следующая встреча Воскресшего - с печальными и разочарованными, с теми, кто по-мирски и по-человечески подходил к своей вере. Они искали в ней земной пользы. Христос неузнанным приближается к ним: "О чем это вы, идя, рассуждаете между собой, и отчего вы печальны?" (Лк 24, 17). Горький ответ отчаяния: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Лк 24, 21). Легче исправить искаженные религиозные понятия, чем избавить кого-то от материалистического и мирского отношения к вере. Но и этих людей Христос желает утешить и убедить: "Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: "Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?" (Лк 24, 31-32). Встреча с Воскресшим полностью изменила их; исчезли печаль и сомнения; они с радостью возвратились в Иерусалим, чтобы поделиться с апостолами о своем счастье.
Воскресший Господь является также колеблющимся в вере: "Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин 20, 24-25). Фома не поверил словам учеников. Он хотел увидеть, прикоснуться, проверить. Встреча с Воскресшим изменила его: из неверящего он превратился в верующего. Он исповедал свою веру: "Господь мой и Бог мой" (Ин 20, 28).
Наконец, Христос явился Своим гонителям. Св. Лука в Деяниях очень красочно описывает эту встречу: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим" (Деян 9, 1-2). Встреча с Господом превратила гонителя в апостола. Враг Иисуса стал апостолом народов и язычников и избранным сосудом.
На этих примерах видно, что воскресший Христос являлся людям, сломленным скорбными событиями Страстной Пятницы: печальные, плачущие, испуганные, неверящие. Встреча с Воскресшим изменяет их, утешает, укрепляет, исполняет дерзновения. События Страстной Пятницы не сломили Марию и не поколебали Ее веру. Она не нуждалась в утешительном и укрепляющем явлении Христа. Она, пожалуй, только Она, уверовала в проповедь о воскресении Ее Сына без Его явления, без осматривания ран от гвоздей, без осязания, вкладывания руки в Его ребра. Мария уже во время Благовещения уверовала в истину, что "У Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк 1, 37); эта истина о всемогуществе Божием особенно была явлена в воскресении Иисуса.
"Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин 20, 29)
Есть и другая причина, почему Воскресший Христос не явился Марии. Вера учеников часто нуждалась в чудесном знамении. В Кане Галилейской апостолы уверовали только после совершения чуда, и после явления славы Иисуса: "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Ин 2, 11). Мария же уверовала в божественную силу своего Сына еще до сотворения знамения, когда Она просила совершить чудо (Ин 2, 5). Многие Иудеи, как и ученики Иисуса, "видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его (Ин 2, 23; 6, 2.30). Такую веру, основанную только на чудесах, Иисус сурово осуждал (Ин 2, 24; 4, 48): "Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (Лк 11, 29-30; ср. Мф 12, 38-42; Мк 8, 11). Это осуждение Иисус произнес вслед за словами, относящимися к Марии. Одна женщина восхищается Матерью Иисуса (Лк 11, 27). Это прославление чрева, носившего Иисуса, созвучно с благословением Елисаветы (Лк 1, 42). Иисус же отвечал: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк 11, 28). Мария здесь названа блаженной как Матерь Иисуса, слушающая слово Божие (Ср. Лк 2, 19.51). Этим блаженным Иисус противопоставляет род лукавый, которому не достаточно слова Божия, чтобы поверить, но который ищет еще и знамения. Мария здесь причислена к ученикам Иисуса, слышащим слово Божие и соблюдающим его. Идеал верующего для Иисуса не тот, кто ищет чудес и требует их, но тот, кто верует слову Божию. "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим 10, 17).
Воскресение Иисуса - тоже знамение. Оно особенно являет славу Его (Деян 2, 22-34). Некоторые ученики Господа, чтобы поверить в воскресение, нуждались в знамении; они хотели увидеть Христа и прикоснуться к Его ранам. Иоанн уверовал в воскресение Господне, когда увидел пустой гроб и "одни пелены лежащие и плат" (Ин 20, 6-7): "Увидел и уверовал" (Ин 20, 8). Он уверовал не тогда, когда услышал о том, что гроб пуст, но тогда, когда увидел этот знак воскресения собственными глазами. То же произошло и с Фомой. Он не поверил пасхальной вести, проповеданной ему учениками: "Мы видели Господа" (Ин 20, 25). Он искал знамения. Господь исполнил его желание, но в то же время осудил такую веру: "Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин 20, 29). Вера, требующая испытания, еще не совершенная вера, ей не хватает полного доверия слову Божию. Христос, прозревая время Церкви, говорит, что блажен тот, кто не видел Его, не осязал знамения воскресения, но все же уверовал. Первой среди людей, кто уверовала в воскресение, хотя Ей и не являлся Христос, была Матерь Иисуса. Она уверовала в воскресение Господа на основании слов свидетелей. О том, что блаженство, о котором Иисус сказал Фоме, в первую очередь относится к Марии, свидетельствует созвучие между Его словами и благословением Елисаветы.
Елисавета | Иисус |
"Блаженна уверовавшая". (Лк 1, 45) | "Блаженны ...уверовавшие". (Ин 20, 29) |
Множественное число в словах Иисуса указывает на то, что Он имеет в виду всех тех, кто уверует в Него в будущем. Первой в этом ряду стоит Мария. В том, что Она уверовала в воскресение Господа, не видя Его прославленного, Она соединилась со всеми сынами и дочерьми Церкви, не видевшими и уверовавшими. Поэтому Она истинный образ Церкви: "Богородица - образ Церкви в отношении веры, любви и совершенного единения со Христом" (LG 63; RM 42).
Хотя Мария и не видела воскресшего Господа, Она глубоко в сердце восприняла пасхальную радость. Говоря о том, что Евангелия не упоминают о явлении воскресшего Христа Марии, Иоанн Павел II добавляет, что "Она имела непосредственный опыт Воскресшего, что преисполнило Ее радости". Его Святейшество, говоря об "опыте" (а не о явлении, встрече с Воскресшим), скорее всего, имеет в виду опыт веры. Приняв верой слово о воскресении, Она испытала величайшую радость. Поэтому, как полагает Папа, Она становится для нас наставницей в понимании и переживании воскресения.
Мария - непреходящий образ Церкви (RM 42)
Вера Марии без чудесного знамения и до совершения какого бы то ни было знамения - непреходящий образ веры Церкви. Что это значит? Во-первых то, что Христос и ныне с осуждением и недоверием относится к вере, требующей знамений и только на них основанной. Это отношение Христа видит Церковь, о чем и напоминает нам, говоря о богородичном благочестии. II Ватиканский Собор "осудил некоторые неправильные способы почитания, каковыми являются: тщетное легковерие, обращающее внимание скорее на внешние обряды, чем на серьезное и благоговейное рвение, бесплодное и преходящее настроение, совершенно чуждое духу Евангелия, который требует терпеливого и ревностного делания" (LG 67; МС 38). Павел VI призывает сторониться такого почитания, в то же время предостерегая от "нездорового поиска нововведений или сверхъестественных событий" (МС 38). Погоня за сверхъестественными событиями, т.е. знамениями, не должна иметь места в почитании Богородицы. Это - симптом неверия. О таких почитателях можно сказать, перефразировав слова Иисуса: вы поверили в имя Марии, потому что увидели знамения. Блаженны же почитатели, не видящие, но верящие. Мария, верующая без знамения в силу своего Сына, в Его воскресение, является постоянный укор совести для тех, кому недостаточно Богооткровенного слова, Священного Писания, Евангелия, учения Церкви, кто все время ищет сверхъестественных знамений, частных откровений; они готовы идти хоть на край света, чтобы увидеть чудо... зачастую они становятся жертвами шарлатанов и психопатов. О том, как велика эта опасность, свидетельствует тот факт, что из ста индивидуальных откровений Церковь признает достоверным только одно. Охота за сверхъестественными знамениями - признак не веры и благочестия, но скорее симптомом недостатка веры и легковерности.
Мария, как образ Церкви, учит чисто евангельской вере, которая основывается не на знамениях, но на Богооткровенном слове. Матерь Господа принесла послушание веры дающему откровение Богу (Рим 16, 26; 2Кор 10, 5-6; ср. DV 5). Переломным моментом было Благовещение. Она поверила слову Господню, сказанному Ей через Ангела. Эту веру Она подтвердила при кресте, этой верой Она жила в пасхальное утро. Это была чистая вера в слово Божие, а не в сверхъестественные знамения. Такую веру имел Авраам. Такую веру нужно иметь подлинным почитателям Матери Иисуса, подражая Ей.